Ансамбль рамсеса iii в мединет абу. Большое путешествие по египту

МЕДИНЕТ-АБУ

Коптский .

Территория на западном берегу Нила в южной части фиванского некрополя, на которой расположено крупное святилище с несколькими значительными храмами. В VII в. н.э. в западных Фивах появилось множество монастырей. Центр христианского строительства находился в Мединет Абу, где была возведена церковь св. Мины. Наиболее значительные археологически и эпиграфические исследования Мединет Абу проводились в 1920-х – 1930-х гг. Чикагским Восточным институтом (Holscher U. The excavation of Medinet Habu. Vol. I-V. Chicago, 1930–54). В настоящее время вокруг Мединет Абу расположена деревня Наг Ком-Лола, которая тянется от храма Амона (Мальката) на юге до места, где находился храм Аменхотепа III, на севере.

Храм Амона
Один из самых ранних храмов в Мединет-Абу построенный в эпоху правления Хатшепсут и Тутмоса III. В дальнейшем храм расширялся и перестраивался в течение полутора тысяч лет. К первоначальным частям храма, святилищу с баркой Амона и шести дальним помещениям, добавились новые сооружения. При Рамсесе III храм Амона вошел в состав единого комплекса с заупокойным храмом этого царя. При Шабаке и Тахарке здесь был сооружен второй пилон. При Акорисе и Нектанебе I возвели еще один пилон, который расширили при Птолемее VIII Эвергете II. При римских императорах Антонине Пии и Домициане перед пилоном Нектанеба построили двор с порталом.
Храм расположен на каменном основании высотой 0,5 м. Главной особенностью храма является то, что плиты перекрытия галереи вокруг святилища Амона лежат непосредственно на колоннах, без архитрава, что не встречается больше ни в одном египетском сооружении.

Храм Аменхотепа, сына Хапу
Архитектор Аменхотеп, сын Хапу - единственный в истории Египта человек не царского рода, получивший право построить собственный заупокойный храм. Аменхотеп был чиновником при царе Аменхотепе III и руководил сооружением заупокойного храма этого царя. Архитектор Аменхотеп наряду с Имхотепом - строителем пирамиды Джосера - почитался вплоть до римского времени как бог знания. Его храм размером 45 на 110 м построен из кирпича. В нем особенно интересна планировка первого двора, где располагался очень глубокий пруд размером 25 на 26 м, наполнявшийся грунтовыми водами. С каждой стороны пруда было высажено 20 деревьев. Задняя часть двора перед храмом была украшена колоннадой. (Robichon C., Varille A., Le temple de scribe royal Amenhotep, fils de Hapou, Cairo, 1936).

Храм Тутмоса II
Сильно разрушенный небольшой храм Тутмоса II, называемый "Шеспет-анх" ("Часовня жизни"), длиной всего около 20 м, кажется миниатюрным по сравнению с близлежащим храмом Аменхотепа сына Хапу. Храм Тутмоса II имел небольшой двор, колонный зал и святилище. Строительство храма было закончено только при его сыне, Тутмосе III. Остатки храма раскопаны французскими археологами в 1926 г.

Храм Тутанхамона, Эйе и Хоремхеба
Заупокойный храм Тутанхамона к моменту его смерти, по-видимому, не был достроен и перешел сначала к его преемнику Эйе, а затем к Хоремхебу, при котором сооружение было завершено.
За первым пилоном в первом дворе находился небольшой дворец с колоннадой и "окном явлений". В передней части дворца располагался восьмиколонный зал, за ним - четырехколонный тронный зал и небольшие помещения.
Между вторым пилоном и зданием храма находился второй двор, окруженный по периметру колоннадой с двумя рядами колонн. В передней части храма имелся также поперечный колонный зал с 20-ю колоннами и 4-мя пилястрами, из которого три прохода вели в дальние помещения.
Во время правления Хоремхеба перед первым пилоном были поставлены еще два пилона, а вся территория комплекса обнесена стеной.

Храм Рамсеса III
Последнее значительное сооружение эпохи Рамессидов, дошедшее до нашего времени в хорошем состоянии. Строительство храма Рамсеса III велось в два этапа. Сначала был возведен заупокойный храм со вспомогательными сооружениями. Его окружили стеной, за которой находился также царский дворец, расположенный слева от входа на священную территорию, рядом с первым двором.
Второй этап строительства пришелся на конец царствования этого фараона: комплексу был придан оборонительный характер, его обнесли второй стеной, которая была на 10,5 м шире и на 18 м выше первой. Стена окружала площадь размером 205 на 315 м; на ней оказался и храм Тутмоса III. На востоке и на западе были возведены укрепленные ворота (Holscher U. Das Hohe Tor von Medinet Habu. Leipzig, 1910). Восточные ворота были трехэтажными. Их фасад украшали рельефные изображения.
Около ворот во времена XXV–XXVI династий было сооружено несколько гробниц саисских принцесс - "божественных жен Амона" (Шепенупет II, Аменардис I, Шепенупет III и Мехитенусехет).
От Нила к храму вел канал, завершавшийся каменной пристанью. Две лестницы вели от пристани на террасу, где находились ворота, ведущие в первый двор. На южную сторону двора выходило "окно явлений" из примыкавшего с юга царского дворца.
Основное здание храма, длиной 150 м, имеет точно такой же план, как Рамессеум. В нем есть два двора, по сторонам которых стоят осирические статуи царя. Из второго двора лестница ведет в гипостильный зал, за которым вдоль центральной оси храма расположены культовые помещения различных богов, комнаты для приношений и святилище с баркой Амона. В дальней части храма находятся потайные комнаты, предназначавшиеся, видимо, для проведения мистерий Амона-Ра.
С южной стороны от центральной оси располагалась сокровищница и помещения для культа Монту и заупокойного культа Рамсеса III. С северной стороны от центральной оси находились часовни Птаха, Амона и других богов, помещение для жертвоприношений, лестница, которая вела на крышу, и святилище божественной Эннеады.
В храме сохранились рельефные композиции с остатками красок. На втором пилоне помещено рельефное изображение царской охоты, на стенах и колоннах изображены сцены борьбы фараона с ливийцами и "народами моря". В некоторых помещениях сохранились рельефы, изображающие царя с принцессами, за что эти помещения получили название «гарем». В пределах территории, обнесенной внешней стеной, находились хранилища, жилые и хозяйственные постройки со стойлами для лошадей, колодцы, небольшие пруды и сады. Храм очень хорошо изучен и является одним из характерных примеров египетской храмовой архитектуры (Holscher U. The excavation of Medinet Habu. The Mortuary Temple of Ramses III. P. 1, Vol. III. P. 2, Vol. IV. Chicago, 1941, 1951).

Храм Рамсеса IV
остатки огромного заупокойного храма с двумя дворами и двумя пилонами свидетельствуют о том, что Рамсес IV намеревался затмить творение своего предшественника в Мединет Абу. Но закончить его он не успел, несмотря на то, что использовал при строительстве фундамента блоки из храмов Хатшепсут, Тутмоса III, Аменхотепа II и Рамсеса II. Его комплекс отрезал от Нила заупокойные храмы Хатшепсут, Ментухотепа I и Тутмоса III, расположенные в глубине долины Дейр эль-Бахри. В настоящее время от храма остались только следы колоннады. (Hayes, Scepter of Egypt, II, p. 364 sq.).


Страницы: 1

Удивительно, что этот один из наиболее хорошо сохранившихся храмов не сильно облюбован туристом, по крайней мере мы там были совершенно одни, не считая пары арабов, желавших оказать нам услуги экскурса в историю древнего Египта.

Сирийские ворота, нетипичные для древнеегипетских храмов.

Сирийские ворота в Мединет-Абу, Египет // iii0iii.livejournal.com


Спрашивается, зачем строить кусок военной заставы прямо возле культового сооружения? По одной из версий Рамзесу, побывавшему с походами на Ближнем Востоке, понравился стиль, поэтому его и скопировали при возведении его поминального храма. Такая себе древнеегипетская история с кукурузой. По другой версии в этот момент в Египте было не совсем спокойно, и такие ворота построили на случай бунта.

// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


Тут видны остатки укрепительных стен вокруг храма.

// iii0iii.livejournal.com


Все поминальные храмы в ту пору строились по принципу доски почета. "И долго буду тем любезен я народу, что..." и дальше на стенах храма шло долгое и нудное перечисление всех заслуг и подвигов фараона. Фараон этим сооружением должен был показать, что провел свою жизнь не в неге и объятиях наложниц, но пахал как раб на галерах на благо страны. Так как заслуги не просто записывали, но и пытались их изобразить, то храм в итоге перерождался в такой себе байопик о хорошем человеке. В этом смысле Рамзесу III было что писать на стенах храма, белыми они не остались. Он сражался с ливийцами, проводил военные кампании в Нубии, отбивал вторжение народов моря.

Не очень хорошо видно, одна из канонических сцен, фараон побивает врагов Египта пред очи бога Амона Ра. Бог - с двумя перьями в голове, фараон - слева, враги - они там пучком, фараон держит их за волосы и осуществляет ритуальный поколот.

// iii0iii.livejournal.com


Другой бог, Ра Хорахти, представляет фараона Амону Ра. Внимательно смотрим на самый низ фотографии.

Поминальный храм Рамзеса III в Мединет-Абу, Египет // iii0iii.livejournal.com


Тут видно чуть лучше.

// iii0iii.livejournal.com


Еще одна важная техническая деталь, специфическая для этого храма. Рамзес II, правивший, как видно из номера, до Рамзеса III, за 67 лет своего бесконечного правления ввел в моду так называемое культовое рейдерство. Если ему нравилась статуя кого-то из фараонов-предшественников - он просто перебивал картуши на памятнике. То есть сбивал имя фараона-предшественника и приказывал высечь свое имя. Идея этого акта была проста: считалось, что после смерти бессмертная душа человека, его ба, нуждается в каком-то вместилище, иначе бессмертное существование невозможно. Лопнувшему шарику нужен горшочек. Поэтому после смерти так было важно сохранить тело, поэтому саркофаги делали с портретными чертами лица (чтобы душа могла узнать своего бывшего владельца и не случилась история из старого анекдота "Прости, Мойша, не узнал"). Точно так же, как в тело, душа могла вселяться в изваяние человека. Поэтому чем больше изваяний фараона имеет место быть - тем более безопасно его посмертное существование. Перебивая имена на скульптурах Рамзес просто страховался.

Рамзес III явно знал о таких поступках предшественника, поэтому картуши с именем фараона в Мединет-Абу вырезались так, что если попытаться их сбить или перебить (как номера перебивают на машинах) - стены, наверное, просто рухнут. В некоторых местах иероглифы вырезаны так глубоко, что раньше в них селились птицы. Сейчас с этим активно борются, помет - не лучший консервант для памятников.

Продолжаем движение.

// iii0iii.livejournal.com


Фараон и пленные враги.

// iii0iii.livejournal.com


Обращаем внимание, что египтяне не просто рисовали "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек". В рисунках они умудрялись передавать черты лица, особенности одежды, причесок других народов. Вчера прочел интересную фразу о том, что импрессионизм - это взгляд на божий мир загноившимися глазами, так вот у египтян это был жесткий реализм в силу их возможностей. Отличать одну национальность от другой я никогда не умел, но если не ошибаюсь, посредине - это ассириец.

// iii0iii.livejournal.com


Сехмет, богиня войны.

// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


Внутренний двор за первым пилоном. Смотрим в одну сторону.

// iii0iii.livejournal.com


Поворачиваемся на 180 градусов.

// iii0iii.livejournal.com


Дырка в стене - это еще одно изящное схемное решение того времени, своего рода VIP-ложа. Как я уже писал в прошлом посту, к заупокойному храму вплотную примыкал дворец фараона, где он останавливался во время проводимых фестивалей молодежи и студентов (руины дворца хорошо видны на фото с воздушного шара). Когда во дворе храма устраивалось какое-нибудь важное религиозное действо - фараон мог наблюдать за ним, не покидая дворец, прямо из окна.

// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


На стенах, как обычно, походы Рамзеса III. Тут фараон повергает в хаос врагов страны (в данном случае, ливийцев).

// iii0iii.livejournal.com


Тут - подводит итоги битвы.

// iii0iii.livejournal.com


Интересный момент. Фараону докладывают о количестве убитых врагов.

// iii0iii.livejournal.com


Как считать количество уничтоженных, не попрешь же с собой с поля боя тело убитого. Нательных номеров у них тоже не было. Индейцы Америки в таких случаях снимали скальпы, египтяне - отрезали кисть убитого врага. В верхнем регистре видно, что один из слуг царя указывает на гору отрубленных рук. Но с таким же успехом можно после битвы нарезать рук и убитых сотоварищей, для лучшей статистики. Чтобы этого не произошло, как мы видим на картинке, в нижнем регистре слуга указывает еще на одну кучу - отрезанных пенисов. Дело в том, что ливийцы, в отличие от египтян, были не обрезаны.

// iii0iii.livejournal.com


Пленный ливиец (зато при руках и всем остальном).

// iii0iii.livejournal.com


У нас есть спец. люди для масштаба.

Храм Мединет-Абу, расположенный в знаменитом «Городе мертвых» Луксора, считается одним из самых больших строений времен древнего Египта, сохранившихся до наших дней. На территории храма турист сможет воочию увидеть всю историю великой цивилизации и, в частности, отрезок правления великого фараона Рамзеса III, изображенный с помощью разноцветных фресок. Данный храм Луксора располагается вдали от основных туристических маршрутов, но масштаб строения, а также красота здешних мест заслуживают внимания, в чем уже убедились тысячи туристов со всего мира.

Когда и зачем строился храм Мединет-Абу?

Храм Мединет-Абу в Луксоре исполнял роль места жительства и погребения сразу нескольких поколений фараонов. Он был воздвигнут во времена правления Рамзеса, а после смерти правителя стал его отправной точкой в загробный мир. Стоит отметить, что храм обладал весьма необычной архитектурой для того времени. Его стены украшены огромным количеством разноцветных фресок, а у входа расположенные огромны ворота длиной в 70 метров, заменяющие привычные скульптуры и колоны, свойственные древнеегипетским храмам. На фресках храма Мединет-Абу изображается история побед великого фараона. Здесь можно найти кадры знаменитых сражений, процессий, которые устраивались в честь побед и других, привычных для древнего Египта, событий. Храм является символом города Луксор и всегда представляет особый интерес для туристов.

Конструкция храма Мединет-Абу

Как и в любом другом храме Луксора, на территории данного комплекса можно найти помещения для жриц Амона-Ра, алтарь для принесения жертв, а также помещение, в котором фараон должен был найти свое последнее пристанище. Для того чтобы попасть в храм, следует пройти величественные ворота, сделанные в виде отдельного строения. Вся территория храма Мединет-Абу отделена от остального мира мощными крепостными стенами.
Помимо основного строения, на территории комплекса расположены святилища, хозяйственные постройки, склады и даже отдельный дворец. Состояние большинства второстепенных построек оставляет желать лучшего, так как в отличие от здания храма с ними не проводились работы по реконструкции. Весь комплекс поделен на три двора. В каждом из них находится несколько построек, перечисленных выше. При этом изображения можно встретить как внутри храма Мединет-Абу в Луксоре, так и на его внешних стенах.

Как посетить данный храм

Если целью поездки в Египет является посещение достопримечательностей, представляющих культурную и историческую ценность, то храмы Луксора, безусловно, будут обязательным пунктом в маршруте. К городу Луксор ведут сразу несколько транспортных путей, по которым постоянно организуются туристические экскурсии. Для того чтобы добраться в «Город мертвых» и посетить храм Мединет-Абу, можно воспользоваться частными автомобилями или туристическими автобусами. Храм доступен к посещению круглый год. Стоит отметить, что на территории Луксора постоянно ведутся реставрационные работы, поэтому нужно заранее поинтересоваться, находится ли данный храм на реставрации.


Со смертью Рамсеса III эпоха великих фараонов Нового царства окончательно ушла в прошлое. Даже некогда всемогущие Фивы были вынуждены обороняться от вражеских набегов. В лихие годы в крепости Мединет-Абу находили убежище жители западного берега, в том числе работники царских некрополей из Дейр эль-Медины. Единый Египет распадается, со временем отброшенные Рамсесом III ливийцы захватывают власть в Нижнем Египте, образуя XXII династию. Малый храм Амона еще достраивался царями XXV и ХХХ династий, во времена Птолемеев и даже римлянами. Около восточных ворот во времена XXV–XXVI династий было сооружено несколько гробниц принцесс – «Божественных жен Амона».

Утверждение христианства окончательно предало забвению древнеегипетские культы, зато в западных Фивах появилось множество монастырей. Вся территория храмового комплекса в Мединет-Абу была застроена зданиями коптского города Джеме (Jeme). В IX веке, после вспышки чумы, пришел в запустение и город коптов.

На фото 1869 года хорошо видны остатки коптских жилищ поверх портиков первого двора храма.


Мединет-Абу - огромный комплекс на западном берегу Нила в Луксоре, построенный Рамсесом III - последним из великих государей Нового царства, когда Древний Египет в последний раз на протяжении своей трехтысячелетней истории вступил в полосу расцвета царской власти.








Рамсес III вступил на престол после короткого двухлетнего правления своего отца. Сравнивая себя с Монту, богом войны, Рамсес был успешным полководцем, неоднократно спасавшим страну от вторжения ливийцев и народов моря. После победы над народами моря и палестинскими племенами, Рамсес получил богатую дань от завоеванных народов и начал строительство укрепленных дворцов и храмов, лучшим примером из которых является погребальный храм Мединет-Абу - самый крупный после храма Амона в Карнаке, площадью почти семь тысяч квадратных метров (210 м. на 300 м.)
Что посмотреть

Мединет-Абу украшен барельефами, изображающими великие победы Рамсеса. Широкие стены храма песочного цвета с массивными укреплениями достаточно хорошо сохранились. Окруженный двумя рядами зубчатых стен из кирпича-сырца, весь комплекс напоминает крепость. Вход в храм проходит через оригинальные укрепленные ворота, известные как Мигдолом (архитектурная особенность азиатской крепости того времени). По бокам возвышались две башни, сложенные из кирпича и облицованные камнем. Фасад храма украшают колонны с огромными статуями Рамсеса в облике Осириса.

Помимо главного храма, комплекс Мединет-Абу включал также царский дворец, склады, административные здания, постройки для жрецов, искусственное озеро с каналом, по которому фараоны могли подплывать к своему жилищу.

За 31 год правления Рамсес III построил также и многие другие храмы и святилища, но самым грандиозным его сооружением, сохранившимся до нашего времени, остается погребальный храм Мединет-Абу. Гробница Рамсеса III находится в Долине царей, а его мумия в настоящее время хранится в Каирском музее. На восточном берегу Нила находятся знаменитые Карнакский и Луксорский храмы.

Просмотров