Что связывает кинотеатр с храмом рождества богородицы в уфе. Храмы уфы Никольский вокзальный храм

Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.

Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды. Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова. Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года. Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде».

В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой. Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали. Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии — Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года. Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая. В 1740-1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу».

За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718—1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном I. По мнению Д. И. Самбикина, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился дьякон Иван Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал владыка Тихон с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону. Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов, служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи». Отец Василий состоял у Рождества Богородицы только два года. В 1866-1872 годах в Пятницкой церкви служил Дмитрий Иванович Самбикин. Позже он стал ректором духовной семинарии, а земную обитель покинул в сане архиепископа Казанского и Свияжского.

В 1884-1886 годах архимандрит Димитрий издал четырехтомный «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», где содержатся сведения по истории всех церквей края. Без этого труда практически были бы невозможны современные публикации о воронежских храмах, да и наша книга вряд ли бы состоялась. По своим размерам и стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской. Ю.И. Успенский считал в ее ансамбле наиболее древней колокольню. Она стояла «отдельно от храма и возвышалась по середине двух-этажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза. Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане. Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности. Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол, и увенчанный барабаном с главкой. Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения».

Доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811-1819 годах Мариннокой кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких. Известно, что единственные башенные часы в Воронеже были установлены на колокольне Смоленского собора в XIX веке. Но, оказывается, еще в XVIII веке подобные часы были на Пятницкой церкви, а в 1790 году прапорщик Матвеев «с рабочими людьми» снял их оттуда. Приход Пятницкой церкви в 1880-е годы насчитывал около 400 человек. Были два «подцерковных» каменных дома для причта. На жалованье ему шли проценты с банковского капитала и плата за исполнение треб. В подробной описи драгоценных предметов Пятницкой церкви, составленной в декабре 1918 года протоиереем Василием Горьковским, значился серебряный и позлащенный оклад пятидесяти святых икон весом 7 пудов 17 фунтов и 82 золотника, двенадцать серебряных лампад вместе потянули на 7 фунтов 58 золотников, оклад одиннадцати святых Евангелий весил 23 фунта 20 золотников. Судьба серебра и святых икон потерялась во мгле времени. О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет.

Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда напротив на улице Володарского началось строительство здания для ОГПУ. Стройка считалась секретной, прилегающие улицы были перекрыты высоченными заборами, и уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская. Во время минувшей войны колокольня и храмовая часть были разрушены, а двухэтажное основание звонницы сохранилось. Мало кто знает, что часть церкви цела, она находится во дворе Военторга № 769 по улице Кости Стрелюка и используется под склад. С улицы Володарского, где когда-то был вход в церковь, ее закрыл двухэтажный дом с новейшей пристройкой, где расположились ОВИР и архив ЗАГС. Само же управление Военторга к храму отношения не имеет: это швейная мастерская, построенная женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора А.М. Баранова. Вряд ли остатки церкви пригодны для возобновления богослужений, но само их существование служит напоминанием о трехвековой истории Пятницкой церкви.

http://vrnchurch.narod.ru/cer2.html



Церковь Рождества Богородицы, или Пятницкая находится близ Митрофанова монастыря, за время своего существования подвергалась многим достройкам и перестройкам, однако, все-таки сохранились данные, позволяющие установить, какие именно масти сооружения относятся к рассматриваемой нами эпохе.

История Пятницкой церкви такова: «каменная церковь построена вместо деревянной в 1738 г., она сгорела в 1748 г., потом обновлена и освящена в 1761 г. В 1826 г. в церкви были произведены капитальные перестройки: увеличены окна, уничтожены оконные ставни и, наконец, пристроена новая паперть.

К эпохе 1738-1760 гг. принадлежит колокольня храма. Эта колокольня стоит отдельно от храма и возвышается по середине двухэтажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни аналогичной конструкции представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза. Интересный мотив, но исполненный грубовато и тяжело. Несколько позднее тот же мотив разрабатывался учениками Растрелли в Введенской церкви и более красиво, более легко.

Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане. Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности.

Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол и увенчанной барабаном с главкой. Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов.

Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирки в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного итого же зодчего того и другого сооружения. Отделка церкви и трапезной, устройство паперти относятся к 1825 г., чем и объясняется ее стиль. Колокольня Пятницкой церкви является образцом барокко Анненского стиля в Воронеже.

Ю.И. Успенский «Старый Воронеж». Профтехшкола, 1922 г.



Церковь, более известная под названием Пятницкой, существует в Воронеже с 1628 г., но был ли в ней престол главный или придельный в честь Рождества Пресвятой Богородицы - неизвестно.

Существующая каменная Рождество-Богородицкая церковь, начатая постройкою не позже 1740 г. владельцем суконной фабрики Феодосием Миновичем Пустоваловым, освящена 26 ноября 1761 г. В ней устроен придел в честь Параскевы Пятницы. В 1765 г. церковь эта, как видно из описи ее, имела алтарь в длину 7 арш. и ширину 9 арш.; в настоящей церкви ныне в длину 12 арш. трапеза и в ширину 10 арш. Разделялась она на холодную, где был главный престол, и теплую, где был сначала один придел на правой стороне в честь св. муч. Параскевы, а 1771 г. был устроен другой на левой стороне придел сначала св. муч. Никиты, а затем в честь Знамения Божией Матери, освященный 2 сентября 1772 г.

В 1825 г. в церкви были произведены капитальные постройки: окна были распространены, ставни к ним уничтожены; внутренняя стена, разделявшая холодную от теплой церкви, уничтожена; чугунные полы заменены деревянными; пристроена была новая паперть. В 1864 г. на средства прихожан Канканщикова, Кряжова и др. настоящая церковь была разделена под мрамор, и вся церковь сделана теплою; в 1867 г. под мрамор была отделана и трапезная, возобновлены придельные иконостасы.

Иконостас из 6 ярусов, в нижнем ярусе все иконы в серебряных позлащенных ризах, по нескольку таковых икон и в придельных иконостасах. Из икон замечательны: свято чтимая и почитаемая за чудотворную икона Божией Матери Всех скорбящих; икона Казанской Богоматери, весьма древняя, обе в серебряных позлащенных ризах; икона Владимирской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, перенесенная из упраздненных круглых торговых рядов; Покрова Божией Матери, Знамения Богоматери, Воскресения Христова, Владимирской Божией Матери и пр. Кассиана, все они в серебряных позлащенных ризах.

Ризница этой церкви весьма богата множеством церковных облачений; в былое время из нее брали для архиерейского служения в собор. При церкви довольно значительная библиотека; при ней в 1866-72 гг. существовала благочинническая для городского духовенства библиотека. Земли подцерковной 29 дес. Есть церковные для причта каменные дома. Церковный причт получает % с капитала в 1620 руб. Прихожан более 400 душ, все в г. Воронеже.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Православный храм
Рождество-Богородицкий собор
54°43′38″ с. ш. 55°58′25″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Уфа
Конфессия Православие
Епархия Уфимская
Благочиние 1-е, Уфимское
Дата основания 1889 год
Строительство - годы
Приделы Архангела Михаила, святителя Николая Чудотворца
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 021410060340005 (ЕГРОКН). Объект № 0310054000 (БД Викигида)
Состояние действующая
Сайт nativity-virgin.cerkov.ru
Медиафайлы на Викискладе

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы - соборный (с мая 2016 г. ) храм Уфимской епархии Русской православной церкви , расположенный в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан . Самый вместительный православный храм Уфы, который может принять в любые дни до нескольких тысяч человек одновременно .

Храм представляет собой небесно-голубого цвета здание с золотыми куполами. Высота собора - 21 м, колокольни - 47 м. Нынешний облик храма - это, по меньшей мере, четвертая реконструкция здания. В отделке стен и пола использован камень - розовый итальянский, белый греческий и желтый пакистанский мрамор. Зеленые плитки мозаики - итальянский серпентинит, серо-голубые - южноафриканский гранит. Все стены и потолки расписаны.

История

Краснокирпичная приходская церковь Рождества Богородицы была заложена в 1889 или в 1901 г. на месте, подобранном уфимским епископом Антонием (Храповицким) . Строительство храма затягивалось, пока не помог деньгами уфимский купец Никифор Миронович Патокин.

23 августа 1909 года на колокольню построенного храма были подняты колокола. Из восьми установленных колоколов самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький - 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша покрыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был Василий Григорьевич Лезенков.

После революции в 1919 г. здесь разместился госпиталь, но при этом храм оставался действующим. Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, здание было передано «Башкино» в декабре 1935 г. для установления звукового кино. Согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. в здании храма разместились авиамастерские.

Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование «Йондоз». При этом была уничтожена купольная часть и наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

Постановлением решения Горисполкома № 14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Русской православной церкви . Первым настоятелем после открытия храма был Борис Борисович Развеев. Началась перестройка бывшей приходской церкви под собор епархии. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма. Храм был расширен, надстроена колокольня, покрыта железом крыша.

Реконструкция здания продолжалась около 15 лет. Руководитель творческого коллектива - А. П. Фаворский. Главный архитектор проекта - Елена Алексеевна Фаворская.

Иконы с частями мощей святых:
  1. свт. Николая Чудотворца
  2. равноап. Нины Грузинской
  3. вмч. Пантелеимона Целителя
  4. вмч. Георгия Победоносца
  5. вмц. Варвары
  6. мч. Вонифатия
  7. мч. Трифона
  8. мц. Татианы
  9. прмцц. Елисаветы и Варвары
  10. преп. Сергия Радонежского
  11. преп. Серафима Саровского
  12. преп. Моисея Уфимского
  13. преп. Зосимы Еннатской
  14. благов. кн. Александра Невского
  15. благов. кнн. Петра и Февронии
  16. благов. кнн. Феодора, Давида и Константина Ярославских
  17. прав. Симеона Верхотурского
  18. прав. Феодора Ушакова
  19. блаж. Космы Верхотурского
  20. блаж. Павла Таганрогского
  21. блаж. Варвары Сворчихинской (Уфимской)

Другие святыни:

  1. икона Святой Живоначальной Троицы с частью дуба Мамврийского
  2. икона Тайной Вечери с частью Сионской Горницы, где проходила Вечеря

Чтимые иконы:

  1. Иверская икона Божией Матери,
  2. «Взыскание погибших» икона Божией Матери,
  3. «Усекновение главы Иоанна Предтечи»
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Рождество-Богородицкий храм (Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы) - действующий православный храм в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан . Самый большой, красивый и вместительный православный храм Уфы, который может принять в любые дни до нескольких тысяч человек одновременно .

Храм представляет собой красивое, небесно-голубого цвета здание с золотыми куполами. Высота собора - 21 м, колокольни - 47 м. Нынешний облик храма - это, по меньшей мере, четвертая реконструкция здания. В отделке стен и пола использован камень - розовый итальянский, белый греческий и желтый пакистанский мрамор. Зеленые плитки мозаики - итальянский серпентинит, серо-голубые - южноафриканский гранит. Все стены и потолки расписаны.

При храме работают следующие отделы Уфимской епархии :

  • Миссионерский отдел
  • Молодежный отдел
  • Добровольческий центр Башкортостанской митрополии
  • Епархиальный склад церковной утвари и духовной литературы
  • Епархиальная бухгалтерия

История

Храм был заложен в 1889 г., место было выбрано Уфимским епископом Антонием.

Строительство храма затягивалось, пока не помог деньгами уфимский купец Никифор Миронович Патокин.

23 августа 1909 года на колокольню построенного храма были подняты колокола. Из восьми установленных колоколов самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький - 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша покрыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был Василий Григорьевич Лезенков.

После революции в 1919 г. здесь разместился госпиталь, но при этом храм оставался действующим.

Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, здание было передано «Башкино» в декабре 1935 г. для установления звукового кино.

Согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. в здании храма разместились авиамастерские.

Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование «Йондоз». При этом была уничтожена купольная часть и наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

Постановлением решения Горисполкома № 14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Русской православной церкви . Первым настоятелем после открытия храма был Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма. Храм был расширен, надстроена колокольня, покрыта железом крыша.

Реконструкция здания продолжалась около 15 лет. Главный архитектор проекта Фаворская Елена Алексеевна.

Фотогалерея

    Рождество-Богородицкий храм внутри

    Рождество-Богородицкий храм

См. также

Напишите отзыв о статье "Рождество-Богородицкий храм (Уфа)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рождество-Богородицкий храм (Уфа)

– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?
– Ну, старушек мне тоже очень жаль... только не злых, конечно – потупив глаза, произнесла Стелла. – Любого человека жаль, когда такой страшный конец – и, передёрнув плечиками, как бы подражая девушке-ведьме, продолжала: – А тебя правда-правда сожгли?!. Совсем-совсем живую?.. Как же наверное тебе больно было?!. А как тебя зовут?
Слова привычно сыпались из малышки пулемётной очередью и, не успевая её остановить, я боялась, что хозяева под конец обидятся, и из желанных гостей мы превратимся в обузу, от которой они постараются как можно быстрее избавиться.
Но никто почему-то не обижался. Они оба, и старец, и его красавица внучка, дружески улыбаясь, отвечали на любые вопросы, и казалось, что наше присутствие почему-то и вправду доставляло им искреннее удовольствие...
– Меня зовут Анна, милая. И меня «правда-правда» совсем сожгли когда-то... Но это было очень-очень давно. Уже прошло почти пять сотен земных лет...
Я смотрела в совершенном шоке на эту удивительную девушку, не в состоянии отвести от неё глаза, и пыталась представить, какой же кошмар пришлось перенести этой удивительно красивой и нежной душе!..
Их сжигали за их Дар!!! Только лишь за то, что они могли видеть и делать больше, чем другие! Но, как же люди могли творить такое?! И, хотя я уже давно поняла, что никакой зверь не в состоянии был сделать то, что иногда делал человек, всё равно это было настолько дико, что на какое-то мгновение у меня полностью пропало желание называться этим же самым «человеком»....
Это был первый раз в моей жизни, когда я реально услышала о настоящих Ведунах и Ведьмах, в существование которых верила всегда... И вот, увидев наконец-то самую настоящую Ведьму наяву, мне, естественно, жутко захотелось «сразу же и всё-всё» у неё расспросить!!! Моё неугомонное любопытство «ёрзало» внутри, буквально визжа от нетерпения и умоляло спрашивать сейчас же и обязательно «обо всём»!..
И тут, видимо, сама того не замечая, я настолько глубоко погрузилась в столь неожиданно открывшийся мне чужой мир, что не успела вовремя правильно среагировать на вдруг мысленно открывшуюся картинку... и вокруг моего тела вспыхнул до ужаса реальный по своим жутким ощущениям, пожар!..
Ревущий огонь «лизал» мою беззащитную плоть жгучими языками пламени, взрываясь внутри, и почти что лишая рассудка... Дикая, невообразимо жестокая боль захлестнула с головой, проникая в каждую клеточку!.. Взвившись «до потолка», она обрушилась на меня шквалом незнакомого страдания, которого невозможно было ничем унять, ни остановить. Ослепляя, огонь скрутил мою, воющую от нечеловеческого ужаса, сущность в болевой ком, не давая вздохнуть!.. Я пыталась кричать, но голоса не было слышно... Мир рушился, разбиваясь на острые осколки и казалось, что обратно его уже не собрать... Тело полыхало, как жуткий праздничный факел... испепеляя, сгоравшую вместе с ним, мою израненную душу. Вдруг, страшно закричав... я, к своему величайшему удивлению, опять оказалась в своей «земной» комнате, всё ещё стуча зубами от так неожиданно откуда-то обрушившейся нестерпимой боли. Всё ещё оглушённая, я стояла, растерянно озираясь вокруг, не в состоянии понять, кто и за что мог что-то подобное со мной сотворить...
Но, несмотря на дикий испуг, мне постепенно всё же удалось каким-то образом взять себя в руки и чуточку успокоиться. Немного подумав, я наконец-то поняла, что это, вероятнее всего, было всего лишь слишком реальное видение, которое своими ощущениями полностью повторяло происшедший когда-то с девушкой-ведьмой кошмар...
Несмотря на страх и слишком ещё живые ощущения, я тут же попробовала вернуться в сказочный «ледяной дворец» к своей брошенной, и наверняка уже сильно нервничавшей, подружке. Но почему-то ничего не получалось... Я была выжата, как лимон, и не оставалось сил даже думать, не говоря уже о подобном «путешествии». Обозлившись на себя за свою «мягкотелость», я опять попыталась собраться, как вдруг чья-то чужая сила буквально втянула меня в уже знакомую «ледяную» залу, где, взволнованно подпрыгивая, металась моя верная подружка Стелла.
– Ну, что же ты?! Я так испугалась!.. Что же с тобой такое случилось? Хорошо, что вот она помогла, а то ты бы и сейчас ещё «где-то» летала! – задыхаясь от «праведного возмущения», тут же выпалила малышка.

Храм представляет собой красивое, небесно-голубого цвета здание с золотыми куполами. Высота собора - 21 м, колокольни - 47 м. Нынешний облик храма - это, по меньшей мере, четвертая реконструкция здания. В отделке стен и пола использован камень - розовый итальянский, белый греческий и желтый пакистанский мрамор. Зеленые плитки мозаики - итальянский серпентинит, серо-голубые - южноафриканский гранит. Все стены и потолки расписаны.

При храме работают следующие отделы Уфимской епархии:

  • Миссионерский отдел
  • Молодежный отдел
  • Добровольческий центр Башкортостанской митрополии
  • Епархиальный склад церковной утвари и духовной литературы
  • Епархиальная бухгалтерия

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы построили в конце XIX - начале XX века на средства известного уфимского мецената Никифора Патокина. Собор возвели на одной линии с двумя другими церквями этого района - Сергиевской и Покровской. В сентябре 1909 года преосвященный епископ Нафанаил освятил приделы храма Рождества Пресвятой Богородицы: южный придел - в честь Архистратига Михаила, северный - в честь Николая Чудотворца.

После революции в здании собора разместился госпиталь для больных и раненых, однако храм оставался действующим. Здесь служили священники-новомученики - Алексей Кулясов и Василий Лезенков. В апреле 1934 года церковь закрыли, в храме разместили склады и самолетные мастерские. В 50-е годы храм перестроили - сняли главный купол и деревянный барабан (завершение колокольни). До 90-х годов здесь находился кинотеатр «Йондоз».

После возвращения собора Русской православной церкви начались работы по восстановлению храма: здание расширили, колокольню возвратили на прежнее место. Позднее в храме установили новые колокола и поставили мозаичные иконы, рядом с основным зданием появилась церковная лавка и часовня в честь святых мучеников.

Основание Богородско-Уфимского храма связано с чудом, случившимся в начале XVII века неподалеку от места расположения будущей церкви. Одному из жителей деревни явилась икона Казанской Божией Матери, которая помогла спасти село от беды. Вскоре после ее обретения, на месте явления иконы забил целебный источник, а самому образу стали приписывать многочисленные чудеса. Согласно преданию, не раз чудотворный образ Богородицы спасал село и город от страшных бед и эпидемий.

Чудеса, творимые иконой, продолжались на протяжении всего XVII столетия, и однажды церковное руководство решило перенести образ в Уфу, а в селе оставить точную копию иконы. Постепенно все смешалось в сознании людей и они перестали различать, которая из икон является оригиналом, а которая - копией. Каждый год к месту обретения иконы и целебному источнику совершались многотысячные крестные ходы, а икону стали почитать настолько, что буквально обвешали ее дарами и драгоценными камнями. Но в 1930-е годы случилась беда - обе иконы исчезли бесследно, сохранившись только в память народа.

Первый Богородско-Уфимский храм был построен в 1725-1727 годах - это была деревянная церковь, простоявшая чуть более ста лет и сгоревшая в пожаре 1873 года. Однако довольно скоро был построен и освящен новый кирпичный храм. В 1933 году церковь была закрыта и перестроена - разобраны боковые главы и колокольня, а здание передано школе для умственно-отсталых детей. Церковь получила храм в свое ведение только в 1990 году.

Никольский вокзальный храм

Вокзальная Никольская церковь упоминается в письменных документах в конце ХIХ века. Сохранившаяся в изданном в 1899 году очерке "Уфимская епархия" запись гласит о том, что Никольская церковь при Уфимском железнодорожном вокзале была построена в 1897 году по инициативе служащих Самаро-Златоустовской железной дороги. Строительство церкви было приурочено к помолвке Императорской Четы. Первоначально храм был деревянным, но вскоре его перестроили из кирпича.

В 1923 году Никольская церковь оказалась в числе первых в списке подлежащих закрытию храмов. То здание, которое предстает взорам жителей и гостей города в наши дни, расположено на месте кирпичной церкви, однако само оно было построено в 1951 году. Сейчас церковь занимает помещения, прежде принадлежавшие клубу, в которых располагался кинозал. К сожалению, до наших дней не сохранилось ничего из церковной утвари XIX - начала XX веков.

Рождество-Богородицкий храм

Рождество-Богородицкий храм является одним из красивейших архитектурных памятников Уфы и ее главным православным храмом. Строительство собора началось в 1889 году, однако вскоре работы приостановилось по причине нехватки средств. Неизвестно сколько лет тянулся бы этот процесс, если бы на помощь епархии не пришел известный уфимский купец и Н.М. Патокин. Он выделил необходимую сумму и храм был возведен.

Церковь была построена из кирпича, как и трехъярусная колокольня. Купола были обиты железом и увенчаны железными крестами, покрытыми бронзой. В августе 1909 года на колокольню были подняты восемь колоколов, вес самого большого из которых составлял более 50 пудов, а самого маленького - 10 фунтов. Общая высота церкви, включая колокольню, составила 21 сажень, или около 45 метров. В том же году состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы.

После революции храм не был закрыт и функционировал на протяжении 20-х - начала 30-х годов. Однако в 1934 году власти города закрывают церковь, а все церковное имущество к тому времени уже было разграблено. Старожилы вспоминают, что в разное время в здании размещалась тюрьма, небольшой завод, а затем кинотеатр. Только в 1991 году храм был возвращен Русской православной церкви и после продолжительной реконструкции открыл свои двери для верующих.

Спасский храм

Спасский храм когда-то являлся одним из наиболее выразительных памятников архитектуры в Уфе. Он был построен между 1824 и 1845 годами по аналогии со знаменитым Казанским собором в Петербурге - с колоннадой и двумя колокольнями. Он появился на месте старой деревянной Благовещенской церкви. Иконы для иконостаса были написаны московскими мастерами и выполнены в древневизантийском стиле.

В годы становления советской власти Спасский храм пережил жестокое и кощунственное отношение. Как и множество российских храмов и монастырей, он не был сохранен ни как культовый объект, ни как памятник архитектуры. В 1929 году церковь была закрыта, а в здании храма устроили общежитие техникума. В последующие годы в здании базировалось Управление кинофикации Башкирии, а также столярные мастерские республиканского реставрационного управления.

В годы советской власти были полностью разрушены обе колокольни и колоннада, алтарь и центральный барабан. Здание пришло в аварийное состояние, почти полностью были уничтоже­ны уникальные фрески - и это далеко не полный список разрушений. В наши дни судьба Спасского храма остается неясной, несмотря на то, что он возвращен верующим и богослужения возобновились.

Симеоно-Верхотурский храм

Храм Симеона Верхотурского Чудотворца, освященный в честь одного из известнейших уральских святых, имеет не слишком длинную, но весьма богатую историю. Его появление в конце XIX века связано с развитием нового городского района, прилегающего к только что построенной железной дороге. С началом движения поездов по Самаро-Златоустовской железной дороге началось активное заселение Северной слободы, и Никольская вокзальная церковь перестала справляться с возросшим числом прихожан.

Для того, чтобы обеспечить нужды расширившегося прихода, в 1902 году было начато строительство Симеоновского храма. Крестово-купольный бревенчатый храм на каменном фундаменте был построен в короткие сроки - за год с небольшим. Главный престол нового храма был освящен во имя Святого Симеона Верхотурского, а два боковых были посвящены Святому Алексию человеку Божию и Святому благоверному князю Михаилу Тверскому.

В сентябре 1931 года была предпринята попытка закрыть храм, но прихожане выступили с решительным протестом и сумели убедить городские власти. Однако на следующий год после репрессий церковь все-таки была закрыта и передана расположенному по соседству техникуму под учебные мастерские. Тогда же началось разрушение храма - снесли колокольню, а после войны – центральный барабан.

Весной 1990 года Симеоно-Верхотурский храм был возвращен епархии. Начался сложный процесс восстановления. Изношенные стены пришлось разобрать, чтобы начать строительство нового храма. И в 1991-1994 годах на старом фундаменте была возведена новая Симеоновская церковь. Средства на строительство собирали всем миром, немалую сумму внесла Алла Пугачева.


Достопримечательности Уфы

Просмотров