Где находится симонов монастырь. Храмы моего города

Симонов монастырь - мужской монастырь, основанный в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником Сергия Радонежского - Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин (монашеское имя - инок Симон - от чего и происходит название монастыря). С Симоновым монастырем связаны многие ключевые события российской истории.

Симонов монастырь основан в 1370 г. преподобным Федором, учеником Сергия Радонежского. В 1379 году перенесен на нынешнее место, в Старом Симонове осталась только церковь Рождества Богородицы .


В XVIII веке в церкви Рождества Богородицы были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы - Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Ослябы, сохранившиеся и поныне.


Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву.


Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: Кирилл Белозерский, св. Иона, митрополит Московский, патриарх Иосиф, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживали и работали знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан (в миру - князь Василий Иванович Косой-Патрикеев) и богослов Максим Грек.

По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания.

В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича, который имел здесь собственную келью для уединения.

Угловая башня "Дуло". 1630 г.

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем исконном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина.

«Кузнечная» башня Симонова монастыря

После прихода советской власти в 1920 году монастырь был упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 год. Директор музея, Василий Иванович Троицкий, наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины.

«Солевая» башня Симонова монастыря

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести.


Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонек», в 1932-1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛа..


Таким образом, в начале 1930-х годов все главные постройки Симонова монастыря были разрушены. Частично сохранилась церковь Тихвинской Богоматери. Сейчас в церкви находится приход для инвалидов по слуху. Службы проводятся с сурдопереводом


Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Книга Благословение преподобного Сергия , в которой повествуется о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове и святых иноках Александре и Андрее Радонежских.
  • Храм Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря.
  • Симонов (Успенский) мужской монастырь.

    Адрес Симонова монастыря: 109280, г. Москва, ул. Восточная, 4 (м. «Автозаводская»).

    Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.

    Существует версия, что вначале обитель располагалась немного южнее, приблизительно там, где находится нынешняя церковь Рождества Богородицы, а в нынешнее место монастырь перенесли в 1379 году.

    Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли. Но оборонительной функцией роль Симонова монастыря не ограничивалась. В 16 веке в обители жил и трудился Максим Грек, многие выдающиеся деятели русской церкви получили образование именно в Симоновом монастыре, это и митрополит Варлаам, и патриарх Иов , патриарх Гермоген , патриарх Иосиф . На территории монастыря был похоронен сын Дмитрия Донского Константин. Здесь же находилось фамильное захоронение Аксаковых. Некрополь Симонова монастыря был довольно примечательным. Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.

    В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования. Особое внимание уделял Симоновой обители царь Федор Алексеевич (старший брат Петра I), у него здесь даже была собственная келья для уединения.

    Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери.


    Остатки крепостной стены Симонова монастыря.

    Трапезная Симонова монастыря была наиболее выдающимся архитектурным произведением конца 17 века. Здание было богато украшено и расписано "в шахмат" - манера росписи, имитирующая каменную кладку. В 1700 году к трапезной была пристроена церковь Сошествия Святого Духа, средства на которую пожертвовала царевна Мария Алексеевна, сестра Петра I.

    В 1832 году было принято решения строить новую колокольню на средства, пожертвованные купцом Иваном Игнатьевым. Согласно первому проекту, разработанному архитектором Н.Е. Тюриным, колокольня должны была строиться в классической манере. Но в те годы стало популярным возвращение к традициям русской архитектуры, и в итоге была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 метров, автором которой стал К.А. Тон – также очень известный и популярный в те годы архитектор. Закончено строительство колокольни было в 1839 году, после чего на ней были установлены колокола, самый большой из которых весил 1 000 пудов. На четвертом ярусе колокольни были установлены часы. Колокольня Симонова монастыря являлась одной из вертикальных доминант Москвы , и представляла собой архитектурную ценность.

    В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. Директором музея был Василий Иванович Троцкий, который разрешил в одном из храмов отпрвлять службы в обмен на предоставление сторожей и дворников за счет монастырской общины. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января – в шестую годовщину со дня смерти В.И. Ленина. Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. Позже на субботниках разобрали и все монастырские стены кроме южной. Приблизительно в это же время был уничтожен и некрополь монастырский некрополь. Некоторые погребения были перенесены на Новодевичье кладбище, в частности, были перенесены захоронения Аксаковых. Рабочих, вскрывавших могилы, поразило то, что из левой половины груди Сергея Тимофеевича Аксакова выходил громадный корень березы, которая укрывала своей тенью все фамильное захоронение Аксаковых. Разоренное кладбище превратилось в свалку, а затем на этом месте открылся гальванический, а позже столярный цех. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

    В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.

    До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677-83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка - «солодежня» или «сушило».

    В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

    Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни! (прогулки по Москве)

    «За Таганкой город кончался. Между Крутицкими казармами и Симоновым монастырем лежали обширные капустные поля. Здесь находились также пороховые погреба. Сам монастырь красиво возвышался... на берегу Москвы-реки. От него теперь осталась только половина прежней постройки, хотя архитектурой этого монастыря Москва могла бы гордиться не в меньшей степени, чем гордятся своими замками французы и немцы."
    Историк М.Н. Тихомиров

    Улица Восточная, 4... официальный адрес в справочниках старейшего монастыря Москвы - Симоновского. Он расположен недалеко от станции метро «Автозаводская».

    Симонов мужской монастырь основан был в 1379 году племянником и учеником преподобного Сергия Радонежского - игуменом Феодором. Построение его благословили митрополит Московский и всея Руси Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Новый монастырь расположился в нескольких километрах от Кремля на высоком берегу Москвы-реки на земле, подаренной обители боярином Степаном Васильевичем Ховрой (Ховриным), который впоследствии в этом монастыре постригся в монахи под именем инока Симонона. Рядом - проходила оживлённая Коломенская дорога. С запада - участок ограничивался крутым левым берегом над изгибом Москвы-реки. Местность была наикрасивейшая.

    Четверть века постройки монастыря были деревянными. Владимир Григорьевич Ховрин строит в Симоновом монастыре храм Успения Богородицы. Этот храм, один из самых больших тогда в Москве, до сих пор высится на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски (в его перестройке в конце XV века принимал участие ученик самого Аристотеля Фиораванти). Возведение его было завершено в 1405 году. Видя это величественное сооружение, современники говорили: «Такой ляпоты ещё не бывало в Москве». Известно, что в XIX веке в храме хранилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая Сергию Радонежскому. По преданию, этой иконой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. После перестройки в конце XV века Успенский собор стал пятиглавым.

    Успенский собор Симонова монастыря 1379-1404 гг.

    (реконструкция П.Н.Максимова по результатам натурных исследований 1930 г)

    Кроме же монастырского Успенского собора, Владимир Григорьевич и «ограду кирпичну около монастыря сделал». Это была первая в московской архитектуре каменная монастырская ограда, возведенная из нового тогда в Москве материала - кирпича. Его производство только что наладил все тот же Аристотель Фиораванти недалеко от Симонова, в селе Калитникове. В XVI веке неизвестные зодчие возвели вокруг Симонова монастыря новые крепостные стены с мощными башнями (некоторые историки предполагают авторство знаменитого русского зодчего Федора Коня, строителя стен Белого города Москвы, Смоленского Кремля и стен Боровско-Пафнутьева монастыря). Каждая из крепостных башен имела своё название - Дуло, Кузнечная, Солевая, Сторожевая и Тайнинская, выходившая к воде.

    Башня «Дуло». 1640-е гг.

    Вид с колокольни на Москва-реку. На переднем плане башня «Дуло» и «Сушило». Фотография начала XX в.

    С момента своего создания Симонов монастырь находился на самых опасных южных рубежах Москвы. Поэтому стены его делали не просто монастырскими, но крепостными. В 1571 году с башни монастыря смотрел на горящую Москву хан Давлет-Гирей. Столица выгорела тогда за три часа, а в огне погибли около двухсот тысяч москвичей. В 1591 году во время нашествия татарского хана Казы-Гирея обитель вместе с Новоспасским и Даниловым монастырями успешно противостояла крымскому войску. В 1606 году в монастырь царем Василием Шуйским были направлены стрельцы, которые вместе с монахами отражали войска Ивана Болотникова. Наконец, в 1611 году, во время сильнейшего пожара в Москве, возникшего по вине поляков, многие жители столицы укрылись за монастырскими стенами.

    Царские врата из Симонова монастыря.
    Деталь. Дерево. Москва. Конец XVII в

    На протяжении всей истории монастырь был самым посещаемым в Москве, сюда приезжали молиться члены царской семьи. Каждый считал своим долгом принять участие в строительстве и украшении обители, когда-то одной из самых богатых в России. Славилась на всю Москву и монастырская колокольня. Так, в Никоновской летописи помещена специальная статья «О колоколах», в которой говорится о сильном и чудном колокольном звоне, доносившемся, по мнению одних, от соборных колоколов Кремля, а по мнению других, от колоколов Симонова монастыря. Существует также знаменитая легенда, что накануне штурма Казани молодому Ивану Грозному ясно послышался звон симоновских колоколов, предвещающий победу.

    Поэтому и к самой симоновской колокольне москвичи испытывали почтение. И когда к XIX веку она пришла в ветхость, то известный архитектор Константин Тон (создатель русско-византийского стиля в московской архитектуре) возвел в 1839 году над северными воротами монастыря новую. Крест ее стал самой высокой точкой Москвы (99,6 метра). На втором ярусе колокольни располагались церкви Иоанна, патриарха Царьградского, и святого Александра Невского, на третьем - звонница с колоколами (самый большой из них весил 16 тонн), на четвертом - часы, на пятом - выход на главу колокольни. Построили это величественное сооружение на средства московского купца Ивана Игнатьева.

    Симонов монастырь в XVII веке. Реконструкция Р.А.Кацнельсон

    Было время, когда Симоново слыло любимым местом загородных прогулок москвичей. Неподалеку от него располагался дивный пруд, по свидетельству летописей выкопанный братией при участии самого Сергия Радонежского. Он так и назывался - Сергиев пруд. В советское время его засыпали, и на этом месте сегодня находится административное здание завода «Динамо». О пруде еще немного чуть ниже.

    Начавшаяся в 1771 году эпидемия чумы привела к закрытию обители и превращению её в «чумный карантин». В 1788 году по указу Екатерины II в монастыре организовали госпиталь - шла русско-турецкая война.

    Трапезная Симонова монастыря. 1685 год
    Фото из Истории русского искусства И.Грабаря

    Большую роль в восстановлении Симонова монастыря в своё время сыграл обер-прокурор Москвы А. И. Мусин-Пушкин. По его прошению императрица отменила свой указ и восстановила монастырь в правах. Семейство Мусиных-Пушкиных захоронено в фамильном склепе некрополя храма Тихвинской иконы Божией Матери монастыря.

    Первым, в соборе Успения Божией Матери, захоронили вкладчика и строителя этой церкви Григория Степановича Ховру. В дальнейшем собор стал усыпальницей митрополитов Варлаама, сына московского князя Дмитрия Иоанновича (Донского) - князя Константина Псковского, князей Мстиславских, Сулешевых, Тёмкиных, бояр Головиных и Бутырлиных.

    До сих пор в земле, под местным Детским парком, покоятся: первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного, соратник Петра I, Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона Федор Михайлович Мстиславский; князья Урусовы, Бутурлины, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Бахрушины.

    До 1924 года здесь стояли надгробия на могилах русского писателя С.Т. Аксакова и рано умершего друга А.С. Пушкина поэта Д.В. Веневитинова (на его надгробной плите чернела эпитафия: «Как знал он жизнь, как мало жил»).

    Надгробие над могилами Веневитиновых

    Вторично обитель закрыли уже в 1923 году. Последнего её игумена Антонина (в миру Александра Петровича Чубарова) сослали на Соловки, где он и скончался в 1925 году. Ныне игумен Антоний причислен к лику новомученников российских…


    А. М. Васнецов. Облака и золотые купола. Вид Симонова монастыря в Москве. 1920

    От некогда мощной крепости сохранились лишь немногие строения:
    - Крепостные стены (три прясла);
    - Солевая башня (угловая, юго-восточная);
    - Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене);
    - "Дуло" (угловая, юго-западная башня);
    - "Водяные" ворота (1/2 XVII в.);
    - "Келарский корпус" (или "Старая" трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.);
    - "Новая" трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев);
    - "Сушило" (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.);
    - Казначейские кельи (1/3 XVII в.).
    - Сохранился один закрытый храм с 5-ю престолами, пять же других храмов с 6-ю престолами были разрушены.

    Современные фотографии состояния монастыря

    Ну, а теперь немного лирики. Этот монастырь знаменит еще и романтическими историями...

    Обессмертил Симонов монастырь Николай Михайлович Карамзин:

    «... всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.

    На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим ».

    "Лизин пруд"

    В своей повести "Бедная Лиза" Карамзин весьма достоверно описал окрестности Тюфелевой рощи. Лизу с ее престарелой мамой он поселил возле стен расположенного неподалеку Симонова монастыря. Водоем у монастырских стен в южном предместье Москвы стал вдруг самым знаменитым прудом, местом массового паломничества читателей в течение долгих лет. Назывался пруд Святым, или Сергиевым, потому что, по монастырскому преданию, его выкопал сам Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря по Ярославской дороге, ставшего знаменитой Троице-Сергиевой лаврой.

    Симоновские монахи разводили в пруду какую-то особенную - размерами и вкусом - рыбу и угощали ею царя Алексея Михайловича, когда тот, проездом в Коломенское, останавливался для отдыха в покоях здешнего настоятеля... Вышла в свет повесть о несчастной девушке, простой крестьянке, которая жизнь свою кончила совсем не по-христиански - богопротивным самоубийством, и москвичи - при всей их богомольности - сразу же переименовали Святой пруд в Лизин пруд, и о прежнем названии вскоре помнили лишь старые насельники Симонов монастыря.

    Многочисленные деревья, окружавшие его, были исписаны и изрезаны надписями сострадания к несчастной красавице. Например, такими:

    В струях сих бедная скончала Лиза дни,
    Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!

    Впрочем, по свидетельству современников время от времени здесь появлялись и более ироничные послания:

    Погибла здесь в пруду Эрастова невеста,
    Топитесь, девушки, и вам тут много места.

    В двадцатых годах прошлого века пруд сильно обмелел, зарос, стал похож на болотце. В начале тридцатых годов при строительстве стадиона для рабочих завода “Динамо” пруд был засыпан и на этом месте высажены деревья. Сейчас над бывшим Лизиным прудом высится административный корпус завода “Динамо”. Еще в начале 20 века на картах значился пруд ее имени, и даже железнодорожная станция "Лизино".

    Вид на Тюфелеву рощу и Симонов монастырь

    Наряду с прудом, столь же популярным местом паломничества стала и Тюфелева роща. Светские дамы каждую весну специально ездили сюда собирать ландыши, точно так, как это делала героиня их любимой повести.

    Тюфелева роща исчезла в начале ХХ века. Однако, вопреки существующему мнению, истребили ее вовсе не большевики, а представители прогрессивной русской буржуазии. 2 августа 1916 года здесь прошла церемония торжественной закладки первого в России автомобильного завода. Предприятие под названием Автомобильное московское общество (АМО) принадлежал торговому дому «Кузнецов, Рябушинские и К». Однако Октябрьская революция не дала осуществиться планам предпринимателей. В августе 1918 года еще недостроенный завод был национализирован, а 1 ноября 1924 года здесь из итальянских деталей был собран первый советский грузовик - «АМО-Ф-15».

    Романтические прогулки по Симонову монастырю сблизили двух людей - Дмитрия Веневитинова и Зинаиду Волконскую.

    С Зинаидой Волконской Дмитрия в 1825 году познакомил В.Одоевский. Московский дом княгини был хорошо знаком всем ценителям прекрасного. В своеобразную академию искусства превратила его очаровательная хозяйка. «Царицей муз и красоты» называл ее Пушкин.

    П.Ф.Соколов Портрет Д.В.Веневитинова. 1827

    Встреча с Волконской перевернула жизнь Веневитинова - он влюбился со всей страстью двадцатилетнего поэта. Увы, безнадежно: Зинаида была старше его на 16 лет, и к тому же давно замужем, за братом будущего декабриста.

    З.Волконская

    Пришело время, и Зинаида попросила о разрыве отношений, в знак вечной дружбы подарив Дмитрию кольцо. Простой металлический перстень, извлеченный на свет из пепла при раскопках Геркуланума... Друзья говорили, что Веневитинов никогда не расставался с подарком княгини и обещал надеть его или идя под венец, или стоя на пороге смерти.

    К моему перстню

    Ты был отрыт в могиле пыльной,
    Любви глашатай вековой,
    И снова пыли ты могильной
    Завещан будешь, перстень мой.
    Но не любовь теперь тобой
    Благословила пламень вечный
    И над тобой, в тоске сердечной,
    Святой обет произнесла…
    Нет! дружба в горький час прощанья
    Любви рыдающей дала
    Тебя залогом состраданья.
    О, будь мой верный талисман!
    Храни меня от тяжких ран,
    И света, и толпы ничтожной,
    От едкой жажды славы ложной,
    От обольстительной мечты
    И от душевной пустоты.
    В часы холодного сомненья
    Надеждой сердце оживи,
    И если в скорбях заточенья,
    Вдали от ангела любви,
    Оно замыслит преступленье, -
    Ты дивной силой укроти
    Порывы страсти безнадежной
    И от груди моей мятежной
    Свинец безумства отврати.
    Когда же я в час смерти буду
    Прощаться с тем, что здесь люблю,
    Тебя в прощанье не забуду:
    Тогда я друга умолю,
    Чтоб он с моей руки холодной
    Тебя, мой перстень, не снимал,
    Чтоб нас и гроб не разлучал.
    И просьба будет не бесплодна:
    Он подтвердит обет мне свой
    Словами клятвы роковой.
    Века промчатся, и быть может,
    Что кто-нибудь мой прах встревожит
    И в нем тебя отроет вновь;
    И снова робкая любовь
    Тебе прошепчет суеверно
    Слова мучительных страстей,
    И вновь ты другом будешь ей,
    Как был и мне, мой перстень верный.

    Когда были написаны эти стихи, Веневитинову оставалось жить считанные дни. В начале марта 1827 года он танцевал на балу, а после, разгоряченный, перебежал через двор к себе во флигель в едва накинутой шинели. Простуда оказалась смертельной. 15 марта Веневитинова не стало. В минуту агонии его друг, Федор Хомяков, брат поэта Алексея Хомякова, надел перстень на палец умирающего.

    В январе 1930 года, Симонов монастырь, в котором похоронили Веневитинова, был взорван, чтобы на освободившемся месте построить Дворец культуры. На 22 июля назначили эксгумацию останков поэта. "Череп Веневитинова, - записала М.Ю. Барановская, сотрудница Исторического музея, - удивил антропологов своим сильным развитием. Поразила музыкальность пальцев. С безымянного пальца правой руки был снят бронзовый перстень, принадлежавший поэту". Перстень Веневитинова передали в Литературный музей.

    Дом культуры ЗИЛ

    Симонову монастырю скоро исполняется 630 лет. Первые реставрационные работы начались здесь лишь в 50-е годы XX века. В 80-е шла реставрация Солевой башни и южной стены, тогда же была восстановлена часть восточной стены.

    29 мая 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание в Симоновом прихода для верующих с дефектами слуха. 31 декабря того же года здесь была зарегистрирована община глухих храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря. Монастыря, который лежал в те годы в самом сердце столицы в руинах.

    Храм Тихвинской иконы Божией матери

    Год 1994-й стал для Симонова поворотным в истории святой обители - правительство Москвы выделило в безвозмездное пользование Московской Патриархии теперь уже весь комплекс сохранившихся зданий Симонова монастыря.

    При общине глухих и слабослышащих задумано создать ступенчатую систему воспитания и обучения неслышащих: детский сад - школа - училище. Планируется организовать и дом для людей пожилых и немощных. Для всего это сейчас готовятся кадры в Свято-Димитровском училище сестёр милосердия.

    December 15th, 2010

    Одним из самых пострадавших от Советской власти московских монастырей, можно смело назвать древнийСимонов (Успенский) монастырь . Это был мужской монастырь, основанный в 1370 году по благословению св. Сергия Радонежского его учеником и племянником - преподобным Федором, который был личным духовником Дмитрия Донского. На нынешнем месте монастырь стоит с 1379 года.

    Свое название обитель получила по имени инока Симона, в миру боярина Степана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря в десяти верстах от Кремля. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота - 7 м.
    Симонов монастырь являлся также крепостью, защищавшей столицу с юга, со стороны Москвы-реки. По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». Так же, как и Петров монастырь не раз подвергался татарским набегам, а в Смутное время (1598 - 1613) был разорен и разрушен практически до основания.

    В XVII веке Симонов монастырь процветал и пользовался покровительством царя Федор Алексеевича (1661 - 1682)- старшего брата Петра I, имевшего здесь собственную келью для уединения.
    В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и превращен в чумной изолятор. Чем святая обитель заслужила такую участь, я не знаю. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем исконном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина и действовал вплоть до Революции. В 1920 году монахов разогнали, монастырь упразднили во второй уже раз. Но стены и храмы его простояли еще 10 лет.
    Симонову монастырю не повезло так, как монастырю Петрову (Высоко-Петровский) . Не смотря на то, что в 1923 году в нем был учрежден музей, в январе 1930 года правительственная комиссия приняла решение о сносе большей части монастырских построек. Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. Ведь в стенах Симонова монастыря распологался обширный некрополь. Здесь нашли покой множество дворянских московских фамилий - Дурасовы, Соймоновы, Муравьёвы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские и др. На Новодевичье кладбище были перенесены лишь некоторые останки: композитора Алябьва («Соловей мой, соловей»), писателя Аксакова («Аленький цветочек»), поэта XIX века Веневитинова. Большая же часть могил была перекопана, и практически на костях были построены цеха и Дворец культуры ЗИЛа.

    После возвращения монастыря церкви во время строительных работ в 1990-х гг. некоторые останки были найдены и вновь захоронены.

    От некогда богатейшего и грандиознейшего монастыря осталось немного.
    Сейчас на территории Симонова монастыря можно увидеть построенные в 1630-1640-е годы угловую башню «Дуло», увенчанную высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой;

    пятигранную «Кузнечную» башню

    и круглую «Солевую».

    Сквозь бойницу сохранившегося фрагмента монастырской стены.

    Также сохранились «новая» трапезная (1677—83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

    В настоящее время на территории бывшего монастыря действует одна церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1667 г.), переданная вместе со всем комплексом общине, состоящей из глухонемых. Службу ведет слабослышащий батюшка, ему помогает переводчик с языка глухонемых.

    А так выглядел Симонов монастырь в изображении А.М.Васнецова.

    Мы были здесь два раза. Летом, конечно, территория бывшего монастыря выглядит более привлекательно, чем зимой. Какие - то работы по восстановлению сооружений ведутся, но чувствуется, что средств на грандиозную реставрацию у общины не хватает.

    Эти забавные керамические фигурки, украшающие монастырский двор, вероятно изготавливаются в расположенной здесь же артели.

    Просмотров