Храм архангела гавриила на чистых прудах святыни. Московская церковь св

Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена. По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д. Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами усадьбу. Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе, пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке принимали участие известные архитекторы Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара.

По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу Меншикова, он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). На башне были часы с курантами, специально купленные Меншиковым в Англии. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Задумывая постройку, Зарудный увенчал её высоким деревянным шпилем. Но в 1723 г. в башню ударила молния и сожгла шпиль, колокола рухнули, пробив своды. Много десятилетий стояла церковь в руинах. Отреставрирован храм был только в 1773-1779 гг. масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. При достройке башни верхний деревянный ярус не был возобновлен, высота церкви уменьшилась. Оставшиеся два восьмиугольных яруса в 1773 г. были завершены шаровидной главой и шпилем. Белокаменные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых, стоявшие по углам нижнего восьмигранного яруса, были заменены вазами. В 1863 г. здание было восстановлено как храм и по благословению Филарета, митрополита Московского, со стен были счищены многочисленные масонские символы и изречения. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно, вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.

Пышный скульптурный декор внутри храма в основном XVIII в., главным образом в притворе и на хорах (статуи, поддерживающие свод), где был устроен верхний храм. Плафон алтарной части увит скульптурными гирляндами плодов и цветов с 4 фигурками ангелов, стоящих на консолях в углах свода. Сохранилась живопись 1770-1780 гг. Первоначальный иконостас не сохранился, после сноса в 1968 г. храма Преображения у Преображенской заставы сюда был перенесен его иконостас. Престолы: Собора Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата.

В период с 1923 по 1947 гг. храм был закрыт. В 1947 г. здесь разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.



До начала 18 века на месте нынешней Меншиковой башни (она находится на Чистых прудах, в Телеграфном переулке) стояла небольшая трёхшатровая церковь Архангела Гавриила, что на Чистых прудах ("у Мясницких ворот"), построенная в 17 веке. В 1704 году прихожанином церкви был святлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привёз купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию - написанную евангелистом Лукой, и пожелал для неё выстроить на месте старой церкви новый храм. Постройка его началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 м) превышающая колокольню Ивана Великого. Это было лёгкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва ещё не видела.

Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за "худородство" и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей - возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Время судило иначе - во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой башни. "Сухарева башня - невеста Ивана Великого, а Меншикова - её сестра", - говорили в народе. Жители столицы гордились тремя московскими великанами.

Строил церковь зодчий Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровского времени. В 1690 году И. Зарудного прислал в Москву гетман Иван Степанович Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и зодчий остался в Москве. В 1701 году был определён на службу именным указом царя, работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным зодчим Петра I.

Церковь Архангела Гавриила - одно из самых своеобразных произведений русского зодчества начала 18 века. Как считают, все её архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. "Что такое её архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь всё - от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора", писал Игорь Эммануилович Грабарь.

Меншикова башня, на первый взгляд имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм "иже под колоколы". Он, правда, в большей степени наделён чертами нового зодчества. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русского зодчества, старинные национальные традиции оживают в новых идеях. Меншикова башня оказала заметное влияние на зодчество Петропавловского собора в Петербурге.

Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 м. До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре Ивана Фёдоровича Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными шведами.

Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами. Куранты отбивали час, полтора и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.

Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, - всё это не только украшает башню, но и придаёт ей лёгкость привесьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искуссные резчики по камню.

После отъезда Меншикова из Москвы церковь оставалась долгое время неотделанной. В 1712 году в здании размещалась навигацкая школа. В 1723 году от удара молнии сгорел верхний деревянный ярус с часами. Рухнувшие колокола проломили своды церкви. В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней. Только в 1773-1787 годах церковь Архангела Гавриила была восстановлена. Но восстанавливать её сгоревший верхний ярус не стали, а вместо него увенчали храм своеобразной главкой в форме золотой еловой шишки. Но высота храма при этом значительно уменьшилась.

Из кн. А.Ю. Низовского "Самые знаменитые монастыри и храмы России". 2000. Вече.

Церковь архангела Гавриила на Чистых Прудах в народе получила загадочное название «Меньшикова башня». В прошлом этот храм являлся самым высоким зданием в Москве, - выше знаменитой колокольни Ивана Великого. По подобию этого храма построен знаменитый Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.

Сегодня подворье Антиохийской Церкви размещается в храмах архангела Гавриила и великомученика Федора Стратилата. Об этих древних храмах и подворье - пойдет речь.

Православное подворье - удаленное церковное представительство

Подворье бывает:

  • монастырское;
  • архиерейское;
  • представительское патриаршее подворье зарубежной церкви.

Церковь - это отдельное государство, каноническая территория которого располагается в пределах нескольких держав.

Отношения между церквями определены каноническими правилами, установленными на вселенских соборах.

Как в межгосударственных отношениях созданы консульства, так и в отношениях между церквями организованы подворья. Они расположены в столицах, имеют свои храмы, и штат священнослужителей.

Антиохийская церковь - древнейшая церковь, основанная Апостолами Петром и Павлом.

в этом году образовалась Антиохийская церковь

Эта Церковь - одна из первых четырех древних церквей. Она основана около 37 года нашей эры. В 451 году образовался патриархат. Юрисдикция Антиохийской церкви расположена на территории Сирии, Ирака, Ливана, Кувейта. Несколько епархий основаны в Европе, Австралии, Южной и Северной Америках.

Церковные писатели первых веков свидетельствуют, что основали церковь Апостолы Петр и Павел. Когда Павел следовал в Дамаск, ему явился Христос, и там Павел произнес первую проповедь.

После этого, до 324 года церковь претерпевала гонения, прекращенные при императоре Константине Великом. В IV веке в Сирии образовалось монашество.

В V-VI веках церковь подрывают еретические смуты несториан и монофизитов.

В 637 году Сирию завоевали арабы-мусульмане. После этого на протяжении трех столетий христиане подвергались гонениям и погромам, как неверные. Укрепился Антиохийский патриархат во времена правления Византии. В 1084 году турки-сельджуки завоевали Антиохию.

В 1100 году патриарха Антиохийского изгнали католики. Патриархия вынуждена эмигрировать в Константинополь, до 1269 года. В течение 200 лет, в результате религиозных войн, христиане, составлявшие половину жителей, почти полностью уничтожены. В 1342 году кафедра перенесена в Дамаск, где пребывает по сей день.

В 1517 году Дамаск захватили турки-османы. В 1860 году, в результате погромов в Дамаске, уничтожена большая часть христиан и разрушены все церкви.

Сегодня положение христиан остается тяжелым. В состав Церкви входит 22 епархии и 400 храмов. Антиохийская Церковь - одна из самых бедных юрисдикций.

Предстоятель - Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн Х.

Антиохийское подворье на территории двух московских храмов

Впервые подворье появилось в середине 19 века. После государственного переворота 1917 года, оно утратило свое существование. Возродилось при Патриархе Московском и Всея Руси Алексие І, в 1948 году.

Антиохийское подворье расположено на территории церквей Архангела Гавриила и во имя Федора Стратилата.

Настоятель Антиохийского подворья в Москве

Настоятель обеих храмов – Епископ Филиппопольский Нифон (Сайкали).

с этого года Епископ Нифон служит настоятелем Антиохийского подворья

Епископ Нифон, - один из известных и любимых москвичами архиереев. Он с 1977 года несет послушание настоятеля подворья, искренне и пламенно проповедует православную веру.

В те непростые года, благодаря архипастырю, на территории Антиохийского подворья крестили и венчали без паспорта и других документов, которых требовала светская власть.

Епископ соединяет в себе традиции древней Антиохийской и Русской Церквей. Он живой свидетель любви между этими Церквями.

Храм Архангела Гавриила - исторический архитектурный памятник

70 лет этот красивейший храм Москвы – главный собор Антиохийского подворья. На этом месте в 1551 году построена деревянная церковь. Каменный храм возвели через 100 лет.

Храм, имеющий современный вид, построен в 1707 году по проекту архитектора И.П. Запрудного. Заказал строительство А.Д. Меньшиков.

в этом году на месте территории подворья возведен первый деревянный храм

Церковь стала самым высоким зданием, высотой 81 метр. Здание приобрело второе название «Меньшикова башня».

В 1723 году, в результате попадания молнии, дубовый шпиль сгорел, и в течении 140 лет храм не действовал. Его отреставрировали, и возобновили службы в 1863 году.

Храм обильно украшен скульптурным декором, придающим воздушность и красоту. Эта сюжетная скульптура на евангельские темы применена впервые в московской традиции храмовой архитектуры.


Трижды в год, – 21 ноября, 8 апреля и 26 июля празднуется Собор Архангела Гавриила. В этот праздник в храме проходят торжества, которые возглавляют архиереи Русской Православной Церкви. На подворье в этот день служится праздничная Божественная литургия.

Богослужения в храме проходят ежедневно. Расписание публикуется на сайте vk.com, в группе

Восстановление церкви Архангела Гавриила началось лишь спустя пятьдесят лет после разрушительного пожара. Все расходы взял на себя житель Мясницкой улицы Г.З. Измайлов, который состоял в масонской ложе. Измайлов не стал восстанавливать сгоревший верхний ярус, вместо него храм был увенчан главкой в форме золотой еловой шишки. Скульптуры по углам нижнего восьмерика заменили декоративными белокаменными вазами. Внутри устроили новые галереи, заменили лепнину, возобновили роспись. В 1780-х годах был разобран Введенский придел, в результате чего южный и северные фасады трапезной стали симметричными.

В некоторых источниках говорится, что по распоряжению Измайлова внешние и внутренние стены Гаврииловской церкви украсили масонскими надписями, символами и эмблемами, которые были убраны лишь в середине XIX века по распоряжению митрополита Филарета. Он считал эти символы чуждыми православной церкви и относил их к действиям западной церкви, пытающейся распространить свои обычаи. Не исключено, что в верхнем помещении храма проходили собрания масонской ложи. Основатель масонского общества мартинистов в Москве профессор университета И.Г. Шварц жил недалеко от Гаврииловского храма.

В романе писателя А.Ф. Писемского «Масоны» церковь Архангела Гавриила упоминается неоднократно: «Храм своими колоннами, выступами, вазами, стоявшими у подножия верхнего яруса, напоминал скорее башню, чем православную церковь, – на куполе его, впрочем, высился крест; наружные стены храма были покрыты лепными изображениями с таковыми же лепными надписями на славянском языке: с западной стороны, например, под щитом, изображающим благовещение, значилось: «Дом мой – дом молитвы»… Молящиеся все почти были чиновники в фрачных вицмундирах, обильно увешанные крестами».

В начале XIX века в бывшей усадьбе Меншикова разместился Почтамт, которому была передана Меншикова башня. Несколько десятилетий церковь оставалась ведомственной и именовалась «Архангела Гавриила при Почтамте». В 1806 году по заказу «почт директора» Ф.П. Ключарева при Гаврииловском храме на линии Телеграфного переулка построили церковь Федора Стратилата, которая использовалась как колокольня. Во время нашествия на Москву наполеоновских войск в 1812 году дом Почтамта и обе ведомственные церкви уцелели и даже не имели никаких повреждений. Сохранилась в целости и вся церковная утварь.

В 1838–1840 годах усилиями почтового ведомства Гавриловская церковь обновлялась. В 1872 году Почтамт отказался от содержания храма Архангела Гавриила. Ведомство посчитало, что иметь особую церковь – излишняя роскошь, и полностью прекратило ее финансирование. Гаврииловский храм стал приходским. С течением времени церковь оказалась застроенной со всех сторон. После постройки в 1910-х годах нового здания Почтамта на Мясницкой улице храм Архангела Гавриила стал виден только от Телеграфного (Архангельского) переулка, а ведь при Меншикове он был главной архитектурной доминантой Москвы.

Церковь закрыли в 1930-е годы. Четырехколонный портик, выходивший за красную линию, снесли. Великолепный иконостас XIX века в советское время передали в Успенский храм Махачкалы. В 1941 году Меншикова башня была повреждена немецкой авиацией. В 1948 году в Москве открыли подворье Антиохийского Патриархата при Патриархате Московском и всея Руси. Церкви Архангела Гавриила и Федора Стратилата были переданы подворью, в них возобновились богослужения. Русскую и Антиохийскую Апостольскую Церкви связывают многовековые духовные узы. По преданию, первый митрополит Киевский Михаил был сирийцем.

Всеобщими усилиями в 1950-х годах были произведены реставрационные работы. С 1977 года и по сегодняшний день подворье возглавляет епископ Филиппопольский Нифон – представитель Патриарха Великой Антиохии при Патриархе Московском и всея Руси. Благодаря нему Антиохийское подворье было практически единственным местом в Москве, в котором крестили, венчали и отпевали людей, не требуя паспорта, как это делалось почти во всех церквях Москвы для учета таинств. Епископ Нифон известен как пламенный проповедник. Божественные литургии в Антиохийском подворье ведутся на церковнославянском языке.

На первый взгляд, церковь Гавриила имеет мало общего с предшествующими ей традициями русского зодчества. Не зря же ее прозвали «Меншикова башня». Но Гаврииловский храм можно считать своеобразным развитием русских башенных храмов, которые называли «иже под колоколы». Зарудный использовал при строительстве элементы архитектуры эпохи Петра Великого, например, светский декор или европейскую форму завершения – шпиль. В церкви Архангела Гавриила, наверное, впервые настолько ярко выражено сочетание черт традиционного русского зодчества и западных архитектурных тенденций.

Меншикова башня оказала влияние на архитектуру Петербурга. В качестве примера можно вспомнить Петропавловский собор. В Гаврииловской церкви особенно сильно подчеркнуто нарастание динамики объемов от нижнего к верхнему. Праздничный декор не только украшает Меншикову башню, но и придает ей легкость, что не так-то просто, учитывая ее внушительные размеры. Триумфальное обрамление создают боковые огромные валюты и двухколонный коринфский портик с балконом наверху. Картуши белокаменных аттиков над торцами рукавов нижнего объема заполнены рельефными композициями на евангельские темы.

Особого внимания достойно рельефное изображение Вознесения Христова над главным западным порталом. Храм Архангела Гавриила богато украшен скульптурой: ею декорированы капители колонн и пилястр, гирлянды, пространство между окнами. Большую роль в восприятии внутреннего пространства здания играют деревянные обходные галереи. Галереи, балкон над иконостасом, выступы ложи вносят элемент неожиданной многоплановости и живописности во внутреннюю организацию пространства. Первооснова декоративного убранства интерьера, несмотря на пожар и последующие обновления, сохранилась.

В книге «Русские достопамятности» статья о Меншиковой башне заканчивается так: «Помните, бывало, приближаясь к Москве, вы, осенив себя крестом, намечали: вон златоглавый Кремль с храмами Божьими и дворцами царскими; высокие башни вокруг Кремля, как бы вековые стражи кремлевской святыни; вон там и сям церкви, как золотые колосья на ниве Божией; там вдали, на северо-востоке от Кремля, башни: Сухарева и Меншикова, – памятники Петровского времени. И вы, полные глубоких дум о прошлом, с благоговением вступили в Москву…. Совсем не то ныне. С шумом и визгом вторгает вас в Москву длинновязый паровоз».

А это 1883 год! К счастью, авторы этой замечательной книги не знают, что стало с Москвой теперь. Но как бы столица ни менялась, благодаря таким памятникам архитектуры, как церковь Гавриила, Москва сохраняет свой неповторимый облик. Меншикова башня вдохновляла многих творческих людей. Художник и большой любитель искусства И.Э. Грабарь написал о Меншиковой башне такие прекрасные слова: «Что такое ее архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все – от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора».

Денис Дроздов

Меншикова башня у Чистых прудов (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Меншикова башня (Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) была построена в 1707 г. по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве - Меншикова башня у Чистых прудов была построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова - сподвижника Петра I.

Только оказавшись рядом с этим храмом, невольно убеждаешься в правоте народной поговорки о том, что лучше один раз увидеть, что сто раз услышать. Ведь взметнувшееся ввысь бело-терракотовое строение церкви - редкий образец так называемого петровского барокко.

По существу, это традиционный башенный храм «иже под колоколы». Он, правда, в большей степени наделён чертами новой архитектуры. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику.

В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органично сплетены с чертами русской архитектуры, старинные национальные традиции оживают в новых идеях.

в 1787 году, во времена правления Екатерины II, церковь взялся восстановить некто Гавриил Измайлов. При реставрации церкви вместо верхнего яруса с 30-метровым шпилем сделали округлый купол с винтовым шпилем. Убрали статуи ангелов с орудиями Страстей. Вместо них поставили вазы.

Церковь Архангела Гавриила – одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века.

Все это сильно изменило вид церкви. Она приобрела округлость форм, «мягкость». Впечатление мягкости усиливалось новым шпилем, похожим на пламя свечи. Но, несмотря на эти изменения, церковь Архангела Гавриила осталась по-прежнему самой высокой церковью Москвы.

Храм Архангела Гавриила

После реконструкции церковь стала всеобщей любимицей москвичей. И никто не обращал внимание на странные и удивительные знаки, появившиеся на стенах после восстановления. Дело в том, что Гавриил Измайлов принадлежал к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. Недалеко от церкви Архангела Гавриила, в Кривоколенном переулке, в доме профессора Шварца, проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив её масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями. Тогда же в руках у фигур над южным входом появились свитки с загадочными текстами.

Тайные знаки снаружи и внутри храма просуществовали несколько десятилетий. Лишь при Николае I, в 1852 году, митрополит Филарет вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал их уничтожить.

Адрес: Москва, ст.м. Чистые пруды, пер. Архангельский, д. 15а.

«Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра».

До начала XVIII века на месте нынешней Меншиковой башни стояла небольшая церковь Архангела Гавриила, что "у Мясницких ворот", известная с XVI столетия. Её название можно связать со вторым, христианским именем Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного - Гавриил.

В 1704 году прихожанином церкви был светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привез купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию, написанную самим евангелистом Лукой, и пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм.

В этих местах проходит Мясницкая улица, которую в конце 16 века перерезала крепостная стена Белого города, и в месте пересечения были построены Мясницкие ворота. Название улицы и крепостных ворот произошло от расположенной вне городских стен слободы мясников.

А внутри города рядом с воротами в 1699 г. купил усадьбу А. Д. Меншиков, друг и соратник Петра I. Было это ещё до основания города Санкт-Петербурга, поэтому Меншиков предполагал обосноваться в московской усадьбе надолго.

Мясники тоже не собирались никуда переезжать и продолжали делать своё дело, а отходы производства сбрасывали в пруд, расположенный неподалёку. Пруд этот источал дурной запах, отчего и получил у москвичей неблагозвучное название «Поганого» пруда.

И зачем было покупать землю в таком неудачном месте? Дело заключалось в Мясницкой, по которой в то время проходила одна из дорог в Немецкую слободу, куда часто наведывался Пётр I и Александр Данилович, будучи человеком оборотистым, не преминул этим воспользоваться. Купив усадьбу, Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе.

Постройка Меншиковой Башни началась в 1704 году и закончилась спустя три года.
Фотография ниже не моя, она сделана из одного из окошек Московского почтамта.

Возведение нового Храма архангела Гавриила было поручено архитектору Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини. Правда, последнего через полгода отправили в Санкт-Петербург, где он через восемь лет заложил Петропавловский собор. Меншикова башня считается прообразом собора.

К 1707 году храм был структурно завершен. Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 метра, что превышало высоту колокольни Ивана Великого в Кремле на три метра. Это вызвало недовольство у коренных москвичей и так не особенно любивших Александра Даниловича.

До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре А. Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными.

Меншикова башня, на первый взгляд, имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм "иже под колоколы".

Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами, выписанные из Англии. Куранты отбивали час, полчаса и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.

Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, - все это придает башне легкость при весьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искусные резчики по камню.

После отъезда Меншикова в Петербург финансирование храма прекратилось. Он начал быстро ветшать. Иван Зарудный предупреждал князя о возможных последствиях разрухи, но Александр Данилович уже потерял интерес к своему детищу.

В 1723 году в Храме Архангела Гавриила случился великий пожар.

14 июня, в день отпевания священника, скончавшегося накануне во время вечерней молитвы в стенах храма, налетела гроза и молния ударила прямо в крест. Загорелся сначала купол сооружения. Затем огонь охватил деревянную часть, из-за чего начали сыпаться прикрепленные там купола и ломать своды церкви. Много народа, пытавшегося вынести из охваченного огнем здания различные ценности, погибло в этой стихии.

В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней.

В 1787 году церковь взялся восстановить Гавриил Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой улице. При реставрации церкви вместо верхнего яруса с 30-метровым шпилем сделали округлый купол с винтовым шпилем. Храм приобрел особые черты и нынешний вид: купол оформили в виде винтообразной свечи, верхний восьмиугольник заменили куполом в стиле барокко, скульптуры по углам нижнего восьмиугольника заменили на вазы. Кроме этого, наружные и внутренние стены Храма украсили масонскими надписями, символами и эмблемами.

Все это сильно изменило вид Башни. Ушла резкость, которую придавал ей высокий шпиль, как бы «протыкающий» небо. Башня приобрела округлость форм, «мягкость». И это несмотря на то, что Башня осталась по-прежнему самой высокой церковью Москвы. После реконструкции церковь стала всеобщей любимицей москвичей.

Колокола не вернулись на башню. Для них рядом поставили новую церковь - во имя Феодора Стратилата. Два этих храма соотносятся как барокко и классицизм. Посвящение церкви святому Феодору, видимо, связано с тем, что московский почт-директор носил имя Фёдор - Фёдор Петрович Ключарев, действительный тайный советник, сенатор. Видный деятель русского масонства, автор мистико-религиозных стихов.

Практически ничего не известно о Г.З. Измайлове. Источники упоминают, что он был из богатого рода и владел домом, находившемся на месте дома 19 по Мясницкой улице. И все. А между тем, после реконструкции башню Меншикова, скорее стоит называть башней Измайлова.

Гавриил Измайлов принадлежал к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. В Кривоколенном переулке, недалеко от церкви Архангела Гавриила, в доме профессора Шварца проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив ее снаружи и внутри масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями.

Долгое время власти снисходительно взирали на существование в стране масонских лож. Екатерина II считала, что это всего лишь безобидное увлечение мистическими учениями. Все изменилось, когда московских масонов уличили в тайной связи с враждебным России прусским двором. Из расшифрованной тайной переписки явствовало, что «поборники просвещения» готовили государственный переворот. В итоге Новиков и еще несколько масонов были арестованы и заточены в Шлиссельбургскую крепость.

Однако тайные знаки, украшавшие стены Меншиковой башни, просуществовали еще несколько десятилетий. В 1852 г. митрополит Филарет (1782-1867) вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал все это уничтожить. Выполнять требование митрополита не торопились. Надписи и символы были частично заменены или сбиты только в 1863 г. Остался шпиль, похожий на пламя свечи, вазы, заменившие подгоревших белокаменных ангелов. До них добраться не смогли или не захотели. Остались фигуры над южным входом, держащие в руках свитки со стертыми надписями.

Дошедший до нас многочисленный скульптурный декор - это не просто лепка или резьба, это «сюжетная скульптура» на евангельские темы, едва ли не первая в московской традиции.

В 1792 году в здании усадьбы Александра Меншикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меншикову башню. Вплоть до конца девятнадцатого столетия церковь считалась ведомственной и называлась «Храмом архангела Гавриила при Почтамте». Лишь из-за нехватки денег у почтового ведомства на содержание церкви, она стала приходской.

Почтамт и другие здания настолько загородили Меншикову башню, что сейчас редкий прохожий, не зная о ее существовании, будучи рядом, догадается, что в глубине квартала располагается храм, соперничающий высотой со Спасской башней Кремля, а когда-то бросавший вызов самой колокольне Ивана Великого.

Храм закрыли для богослужений в 30-е годы двадцатого столетия. В 1945 году, на Поместном Соборе Русской православной церкви, было решено восстановить Антиохийское подворье. Связано это было с приездом на Собор Александра III, патриарха Антиохийского.

Напоследок, для любителей мистики, несколько фактов. Если мы взглянем на карту Москвы, какой она сложилась после Петра, когда к круглой Кремлевской Москве прибавили квадрат Петровской Яузы, и положим линейку между самыми отдаленными ее заставами, Лужнецкой и Преображенской, центром Москвы окажутся Мясницкие ворота.

Более того, Меншикова башня оказалась близ вершины Сретенского холма, самого высокого холма Москвы, превышающего Кремлевский холм. Здесь же, возле почтамта, располагался тогда «нулевой километр», начало всех российских дорог. А в начале Второй мировой войны военное управление осуществлялось не из Кремля, а из подземелий метро Кировская, ныне Чистые пруды.

Постепенно мы рассмотрим все подворья, находящиеся в Москве.

Fais se que dois adviegne que peut.

Просмотров