Храм Венеры и Ромы (Рим). Храм венеры и ромы Отрывок, характеризующий Храм Венеры и Ромы

Считается, что в Древнем Риме был самым большим храмом античного Рима. Находится храм в восточной части Римского Форума , и он посвящен богине любви и красоты Венере и Роме.

История храма

Архитектором этого храма был император Адриан, который отличался любовью к архитектуре. Строительство храма началось в 121 году, а завершено уже во времена правления наследника Адриана – Антония Пия. Храм сильно пострадал во время пожара 397 года и был восстановлен императором Максенцием.

Храм Венеры и Ромы был построен частично на территории бывшего Золотого Дома Нерона . Когда храм был построен, главный на то время архитектором Рима Аполлодор, бывший любимцем Траяна, подверг работу Адриана сарказму, сказав, что статуя бога в храме совершенно не соответствует размерам храма, и что если Венера встанет, то она упрется головой в потолок. За эти слова Аполлодор был обвинен в государственной измене и казнен.

Еще одной реставрации храм подвергся в 4 веке во времена короткого правления Флавия Евгения. Флавий пытался восстановить пошатнувшиеся позиции язычества Древнем Риме и старался восстанавливать и реставрировать языческие храмы.

Храм Венеры и Ромы сильно пострадал в 9 веке, в результате сильного землетрясения. Около 850 года папа Лев Четвертый приказал построить новую церковь – Санта Мария Нова на руинах античного храма. После серьезной перестройки в 1612 году этот храм был переименован в церковь Санта Франческа Романа.

В течение столетий большинство колонн, которые окружали Храм Венеры и Ромы исчезли. Только несколько колонн осталось на своем месте, тогда как остальные были заменены деревьями.

Архитектура храма

Храм Венеры и Ромы был громадных размеров. Его ширина была 110 метров, а длина 53 метра. Внутри храма были две комнаты, в каждой из которых были установлены статуи богов. В одной – Венеры, а в другой Ромы. Статуи были установлены таким образом, что Венера смотрела на восток, на Римский Форум, а Рома на запад, на Колизей.

Храм был окружен колоннадой , а от его входа в сторону Колизея вела монументальная лестница. По преданию Адриан совсем не случайно придумал построить храм, который был бы посвящен сразу двум божествам. Венера была богиней любви, что по-латные писалось как AMOR. Адриан постарался обыграть симметрию имен AMOR и ROMA в архитектуре.

После 26 лет реставрации Храм Венеры и Ромы открыт для посещения. Билет для посещения храма делает также возможным посещение , Римского Форума и Палатина.

Храм Венеры и Ромы на карте

Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея , и было возведено на постаменте длиной в 145 м и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н. э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона .

Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух целл , одна напротив другой, с общей внутренней стеной . Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима - Роме , другая посвящена богине Венере .

См. также

Напишите отзыв о статье "Храм Венеры и Ромы"

Примечания

Координаты : 41°53′27″ с. ш. 12°29′23″ в. д.  /  41.89083° с. ш. 12.48972° в. д.  / 41.89083; 12.48972 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Храм Венеры и Ромы

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.

Не сохранился


История создание и описание

Храм Венеры и Ромы - наиболее характерное произведение архитектуры времени Адриана. Построен в 121-135 гг. В этом храме, построенном по проекту самого императора, нашел яркое выражение присущий этому времени эклектизм, - в нем сочетались тенденции римского зодчества с элементами, заимствованными из греческой архитектуры.

Храм стоял на большой прямоугольной платформе длиной в 145 м и шириной в 100 м. Пол храма был приподнят над этой платформой посредством характерных для греческой архитектуры ступеней, а не обычного римского подиума. Храм представлял собой периптер коринфского ордера, имевший с фасадной стороны по десять, с продольных по двадцать колонн. Крыша храма была двускатной. Внутреннее помещение имело необычное устройство: поперечная стена разделяла его на две целлы. В глубине каждой целлы находилась большая ниша, в которой помещались статуи богинь: в одной Венеры, в другой Ромы. Перед каждой целлой располагался пронаос. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима - Роме, другая - богине Венере. Потолки в обоих пронаосах и целлах представляли собой коробовые своды.

Таким образом, римские сводчатые перекрытия внутри храма сочетались с характерной для Греции двускатной кровлей. Исключительно богатая внутренняя отделка храма, карнизное сочетание кривых линий сводов и абсид ниш с греческим ордером резко отличается по стилю от произведений Аполлодора Дамасского , ведущего архитектора предшествующей эпохи, стремившегося к лаконизму и подчиненности декора конструктивной системе.

Император отослал Аполлодору, бывшему тогда в изгнании, проект будущего храма. Архитектор резко раскритиковал задумку,в корне отличающуюся от его творческих принципов, которые он проповедовал всю жизнь. В результате разгневанный император казнил одного из гениальнейших зодчих, которых когда-либо видел мир.

Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея.

    Источники:

  • Архитектура мира. Материалы конференции: "ЗАПАД-ВОСТОК: АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ", выпуск 3, Москва 1994г.

Храм Венеры и Ромы в Риме

Сам Адриан был хорошим архитектором и построил большой двойной храм Венеры и Ромы (божество, в котором олицетворен город Рим) в Риме (рис. 217–219) около арки Тита, между республиканским форумом и Колизеем. Рассказы о столкновениях между Адрианом и Аполлодором из Дамаска, строителем форума Траяна, заслуживают доверия, так как Аполлодор, как показывает его главное произведение, был сторонником эллинизирующего направления в архитектуре, а Адриан стремился развивать дальше на эллинистической основе римский сводчатый стиль. Поэтому маловероятно, что Аполлодор строил Пантеон, самое замечательное произведение эпохи Адриана, хотя ему и приписывают сводчатые термы Траяна (см. ниже).

Композиция храма Венеры и Ромы основывается на эллинистической композиции периптера, окруженного перистилем, т. е. она берет композицию форума Веспасиана, но увеличивает самый храм и уменьшает окружающий его двор. Храм стоит на ступенчатом постаменте, который выделяет его еще сильнее из перистиля, одноярусного и совершенно стушевывающегося перед массой периптера. Перистиль имел довольно часто поставленные колонны, его наружные стены были расчленены пилястрами. Очень важно, что перистиль, прикрывая собой нижние части периптера, уменьшал его пластическую монументальность и указывал зрителю, находящемуся на средней точке зрения от храма, на важность окружающего храм дворика. Самый храм рассчитан на восприятие из этого дворика (так как иначе его наружный ордер не виден донизу), т. е. с близкой точки зрения, на которую ставит зрителя перистиль. При точке зрения из двора колонны портиков храма и довольно широкие интерколумнии выступают на первый план и втягивают зрителя внутрь.

Рис. 217. Вид от Колизея на форум романум. Слева направо: арка Константина, арка Тита, развалины храма Венеры и Ромы

Рис. 218. Рим. Храм Венеры и Ромы

Рис. 219. Рим. Храм Венеры и Ромы

Особое назначение двойного храма (ср. уже Эрехтейон) породило своеобразное плановое решение двух целл, обращенных друг к другу апсидами. Значение храма Венеры и Ромы состоит главным образом в том, что в нем старый греческий периптер перекрыт сводами (рис. 219) и каждая целла его снабжена апсидой и конхой, которая восходит к базилике (ср. дворец на Палатине - рис. 174). Внутренние стены были обработаны нишами со статуями в них, своды - касетами; в апсидах были помешены сидящие статуи божеств. Таким образом Адриан, увлекаясь эллинистической культурой и основывая свою архитектуру на эллинистических композициях и формах, тем не менее в самом основном окончательно порывает с эллинистической традицией; он переносит главный акцент внутрь здания и разрабатывает проблему замкнутого внутреннего сводчатого пространства.

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

11:30. Базилика Юлия, храм правосудия в Риме Мы направляемся в сторону базилики Юлия. Длинный ряд белоснежных пилястр и арок делают ее похожей на скелет огромного динозавра. По лестнице туда-сюда бегают люди. Ступеней всего семь, но они такие широкие, что кажутся мраморными

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Проституция в древности автора Дюпуи Эдмонд

Культ Венеры Греки больше других народов, быть может, обожествляли производительную силу; в их представлении таинственным покровителем любовных наслаждений должно было быть божественное существо, обладающее наряду с совершенной физической красотой и обаянием духа. И

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Просмотров