Как устроены дома в венеции. Венеция — город на воде

Как построены дома в Венеции? Венеция – уникальный и самобытный «город на воде». Легендарный итальянский город еще называют «королевой Адриатики», «городом романтиков» или «музеем дворцов и каналов». Неповторимые извилистые каналы и скользящие по ним бесчисленные изящные гондолы, потрясающие изогнутые мосты, восхитительные дворцы, величественные церкви и небольшие домики, запутанные лабиринты узких городских улочек, великолепные красочные карнавалы – все это итальянская «северная жемчужина» – Венеция! Уникальность Венеции в том, что в нем нет ни машин, ни автобусов. По городу можно передвигаться либо пешком, либо на водном транспорте. Изюминка Венеции – многочисленные каналы с «чёрными лебедями» – гондолами, трамваи-вапоретто (маршрутный теплоход), пиплмуверы (напоминают фуникулеры), а также романтичными мостиками и мостами над ними. Как построены дома в Венеции? Многие туристы ошибочно полагают, что все дома Венеции лежат на воде. Венеция расположена на материке и 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря. Венеция - город купцов, путешественников, авантюристов и гениальных строителей, сотворивших вопреки всему одно из чудес света. Толчком к созданию шедевров порой является безысходность. Венеция зародилась в V - VI веках, когда с востока шли варвары, опустошавшие некогда величественную Римскую империю. Люди, спасаясь, бежали от них практически в никуда - в лагуну Адриатического моря, на острова, которые постепенно соединяли между собой насыпями. Даже современному строителю страшно представить, какие кошмарные условия ждали тех, кто решался возвести здесь жилище. Резкий морской ветер, агрессивная соленая вода, приливы и отливы, разрушающие все, что создавалось человеком. Большую часть населения Венеции составляли люди неспокойного склада. Чтобы выжить, строили корабли, бороздили моря и налаживали торговлю, а порой, чего греха таить, пиратствовали. Трудную географию обратили во благо: Венеция стала серьезным товарно-транспортным узлом Европы, а потому богатела, словно на дрожжах. Хорошие деньги всегда дают хорошие возможности, а дух авантюризма и страсть к путешествиям - много полезного, что может пригодиться дома. Венецианцы строили свой город не скупясь, используя лучшие материалы и технологии, привезенные из других стран. Например, сваи, на которых стоят дома, сделаны из сибирской лиственницы, которая в воде, без доступа воздуха становится крепче железа. Это дерево произрастает в Альпах, а венецианцы из него получают еще и смолу, известную больше как венецианский терпентин. Но возникает вполне уместный вопрос, а как же фиксируются сваи в воде, скользкой от тины и ила? Еще древние строители города выяснили, что под вязкой топкой почвы и глубоким слоем ила спрятались слои устойчивой глины. Это открытие и стало весомым толчком к сооружению этого романтического города, ведь, если вогнать сваи на значительную глубину, то вполне возможно сооружать на них достаточно прочные и высокие каменные постройки. Вот и главный ответ на вопрос, как построены дома в Венеции. Все венецианские здания внешне похожи на каменные, но на самом деле выполнены из кирпича на 90% , при этом оштукатурены под камень. Кирпич по своей структуре является пористым материалом, а значит, отлично впитывает влагу и перемещает ее по капиллярам. Зная такие тонкости, венецианские строители поверх свай из лиственницы формировали фундамент из кирпича, а на уровне тротуара прокладывали пару рядов камня.Такое плотное сложение оказывало ощутимое препятствие капиллярному подъему влаги. Из разных мест, в которых бывали путешественники и торговцы, заимствовались и архитектурные формы, а заработанных денег не жалели, чтобы отстроить дом или дворец пышнее, чем у соседа. Венеция становилась пестрой, как лоскутное одеяло, но эту пестроту уравновешивали особенности местности. Они не позволяли строить крупные здания, выше пяти этажей, в основном 2 -3, чтобы снизить нагрузку на фундамент. Чтобы защититься от ветра, в домах делали узкие окна, стрельчатые арки, сводчатые входы. Дороговизна земли ограничивала ширину «сухопутных» улиц: на некоторых едва могут разойтись два человека. Ну и, конечно, визитная карточка Венеции - ее 160 каналов, через которые перекинуто более 400 мостов. Самый знаменитый - мост Вздохов, место изначально отнюдь не романтичное: по нему проходили осужденные на казнь. А самым престижным районом считалась линия вдоль Большого канала - здесь было построено около 200 дворцов, задняя часть которых стоит на земле, а передняя держится на сваях, словно колышется на водной глади. Постепенное погружение в воду - проблема, с которой город борется с самого основания.По этой причине жители дважды перестраивали его, перебираясь на более высокие острова. Самые новые здания относятся к XIX веку, а за XX столетие Венеция погрузилась в море еще на 23 см, и строить заново никто не рискует. Сейчас это не населенный пункт в классическом понимании, а скорее музей под открытым небом. Некоторые ученые пророчат, что к концу XXI века город полностью окажется под водой.

В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах - пермскими карагаями».

Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему–то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».

Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.

Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека: «Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы».

Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» - то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово–стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.

Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо–западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.

Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции - «пермский карагай». Пермский - понятно, что из Перми, a карагай - так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.

Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.

Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое–нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».

Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств - гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких–то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно. Где–то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль.
Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…

Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие–то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.

Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему–то «пермской» не называли.

Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы - названия села и деревни Карагай.

PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.

Венеция-город на воде. На протяжении XX века Венеция достаточно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну. Основной предпосылкой по мнению ученых этого бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, снижение водоносного слоя земли. После закрытия скважин оседание городка замедлилось. Но всегда ли Венеция была таким островным городом? Давайте попытаемся изучить этот вопрос…


План Венеции, XVI век. У меня сразу возникает вопрос: кто заставил жителей строить дома и селиться на воде? Город стоит на сваях, вбитые в дно лагуны, держат дома, чьи 1-ые этажи пустуют – там нереально обитать из-за сырости. Что за мотивация двигала людьми?

Официальная история гласит, что городское поселение на островах Венецианской лагуны начало создаваться во второй половине VI века. Изначально центр поселения находился на островах Маламокко и Торчелло, но с VIII века начал перемещаться к своему современному положению. В VII веке острова по инициативе Византии, которой они формально принадлежали, были объединены под властью единого правителя - дожа.

Абсолютно все слышали про Венецию и представляют ее себе такой:

Вместо сухопутных улиц и дорог – каналы

Но мало кто смотрел эту территорию с высоты в программе Google Планета Земля. А в ней открываются очень интересные детали. Этот пост будет касаться не сколько описания и загадок самого города, сколько его окрестностей (лагуны и берегов).


Ссылка
Я вижу на этом снимке четкую береговую линию материка и затопленные морем континентальные территории. Это могло случиться при поднятии уровня Средиземного моря (прорыва Гибралтара, наполнение водами Атлантического океана) или опусканием этой части материковой суши. А может быть, гораздо сложные процессы с производными этих факторов.


Южнее от островного города видны ушедшие под воду русла рек. Вся лагуна мелководная, думаю, почти как глубины Финского залива. И здесь можно даже провести некую аналогию с Питером.


Фарватер для мелких судов


Под водой видны даже то ли затопленные каналы, то ли дороги. Но, думаю, первое. Каналы и реки в древности были основными транспортными артериями.


Здесь на мелководье видны то ли древние поля, то основания ограждений. Ссылка


Ссылка . Со стороны открытого моря к каждому волнорезу прокопан подводный канал (дноуглубление) и все волнорезы (и пристани за одно) соединены в единую систему. Так же широкий, но нетакой глубины канал имеется и с внутренней со стороны, со стороны лагуны.


Вот такие волнорезы-пристани


Канал, соединяющий пристани, сейчас по всей видимостью не используется, т.к. он упирается в современное портовое сооружение и не имеет выхода в море.


Вид с высоты

В лагуне, где совсем мелко, стоят маяки на деревянных сваях


Наличие водорослей в некоторых частях лагуны, говорит о совсем небольшой глубине. 45° 17" 42.64" N 12° 16" 19.46" E


Мелководье. 45° 30" 12.45" N 12° 21" 30.00" E


У меня ассоциации одни – это острова, остатки от затопленных территорий


Островной город Венеция с высоты

С высоты выглядит это все как остатки суши при наводнении

К городу идут автомобильное и железнодорожное сообщения

Со стороны материковой части вот такие «заводи». Может быть, здесь разводят рыбу, точно не знаю, но выглядит творчески. 45° 20" 51.16" N 12° 9" 47.47" E

В части материковой линии имеются даже прямолинейные каналы:


Ссылка

45° 23" 58.33" N 12° 12" 53.05" E


В лагуне много таких мелких островов. 45° 28" 17.03" N 12° 20" 38.52" E

Координаты: 45° 23" 1.81" N 12° 17" 10.10" E. На одном из островов лагуны встречается брусчатка. Видимо, в прошлом остров был обитаем и на нем были строения.

Таких заброшенных островов здесь много. 45° 28" 4.80" N 12° 20" 44.40" E

Есть на материковой части даже крепость-звезда:


Ссылка . Форт Marghera


Остатки еще одной «звезды». Ссылка


При просмотре города приходит мысль, что улицы просто затоплены. Никакие это не каналы. Первые этажи, да и частично вторые – остались под водой.


Центральный, самый широкий канал (затопленный проспект)


Для передвижения пешком были построены от дома к дому множество мостиков

Чтобы не писали, но было бы глупо строить на воде. Использовали сваи. Зачастую из сибирской лиственницы, что говорит о тесных связях с Сибирью, что странно. Забить сваи в то время (да, и сейчас) – необходимость не из дешевых, тем более забить в дно, пусть не глубокого, но моря.


После продолжительных и сильных дождей, Венецию топит, иногда вода прибывает на целый метр


После просмотра и анализа всего этого фотоматериала и снимков с гугл-карт, у меня появился такой вывод: вся эта территория еще в историческое время была сушей, были поселения, поля, была Венеция, но не как город на воде, а максимум город у берега реки. После случившегося (было это медленным процессом или стихийным и катастрофическим - неизвестно), жители не покинули город, перебравшись где посуше, а приспособились к новым условиям, не оставили свой город.
То, что город стоял на реке, думаю, может говорить даже эта фотография:


Фарватер, способный пропустить большой корабль с приличным водоизмещением.

В первой части видео видно, что в зоне осушенного канала-улицы дома стоят на фундаментах, а не на сваях. Значит - Венеция, изначально остров. Лишь потом что-то достраивали, ремонтировали с помощью свай.

Каким образом строились дома на воде, почему они до сих пор не разрушились или немного о секретах Венеции.

Bella Венеция — удивительный город, часть которого стоит на воде, а попасть на одну из улочек исторического центра можно лишь на водном транспорте или через многочисленные мосты.

Виды Венеции

Стоит она на 118 островках, перерезанных 150 протоками и каналами, которые в свою очередь соединены 409 мостами. При этом под застройку использованы не только участки суши самих островков, но и вода.

Меня всегда интересовал вопрос — каким образом были построены дома на воде, почему они до сих пор не разрушились из-за подмывания того же фундамента? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно углубиться в историю строительства.

Точной даты основания Венеции не называют, так как до этого Венецией называли местность, где проживали племена венеты, по имени которых и стал называться впоследствии город. Сейчас же Венеция является столицей региона Венето.

Когда началось масштабное строительство Венеции привлекать к проектированию пришлось не только архитекторов, но и математиков. Это было необходимо для того, чтобы точно рассчитать все детали, в противном случае город, не успев появиться, мог уйти под воду.

Виды Венеции

Строить было решено на деревянных сваях, которых на строительстве было задействовано более 1 миллиона. Но для этих целей больше всего подходили два дерева — ольха и дуб, которые не росли в округе. Так как более менее подходящего для этих целей транспорта в те временами не было, то сплавляли сваи по рекам. У древесины ольхи есть интересное свойство — при наружном использовании она весьма неустойчива к гниению, а вот при строительстве под водой обладает высокой прочностью, наравне с дубом.

На первом этапе строительства устанавливалась дамба, которая разграничивала пространство воды и суши, только затем забивались сваи, обработанные специальными смолами. Если планировалось строить высокое здание, то делалось «свайное поле», если же речь шла о небольшом доме, то достаточно было порядка 6-7 рядов свай.

Сваи забивались на глубину, пока не достигали твердой почвы. Глубина забивки зависела от высоты будущего дома.

Но даже несмотря на то, что дуб и ольха обладают дополнительным запасом прочности, только лишь поэтому сохраниться венецеанские здания не могли. Оказалось, что еще один секрет кроется в местной почве.

Именно за счет удивительных свойств местных грязей и обеспечен дополнительно такой длительный срок эксплуатации зданий в Венеции. Грязь облепляет сваи как защитная корка, не пропуская кислород и животных, защищая их от коррозии и повреждений. Но это не значит, что после строительства никто не следил за состоянием свай. Как раз наоборот за этим пристально следят специалисты и в случае необходимости ведется ремонт.

Но, если от коррозии и вредителей здания еще как-то защищены, то от затопления город страдает и по сей день. В Венеции есть, так называемый, период acqua alta или «высокая вода».

10 лет назад (в 2003 году) в Венеции, включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО, был запущен проект «Моисей», который был призван защитить город-памятник от затопления. Суть его в том, чтобы построить на входах в лагуну заграждение из 78 плавучих понтонов. Так как понтоны полые, то в период приливов они будут держаться на плаву и тем самым блокировать поступающую воду. Планируется, что завершатся работы по установке в 2014 году.


Анастасия Загоруйко , при подготовке материала использованы итало и англоязычные сайты. Фото с сайта komar.de, en.wikipedia.org

О, Венеция! Сколько стихов сложено об этом удивительном и уникальнейшем городе! Даже имя ее передает прекрасный поэтический образ безмятежности. Но последнее время уже нельзя назвать ситуации в городе безоблачной, потому что город буквально тонет на глазах. И сейчас нередко можно услышать слова тревоги о том, что город, медленно уходит под воду и гибнет безвозвратно. От некогда «безмятежной» Венеций, возможно, в скором будущем не останется и следа. Не случайно уже сейчас многие называют ее самым стареющим городским населенным пунктом Италии, городом, где лишь останавливаются заезжие путешественники и туристы.

Конечно, горожане не смотрят на это безучастно – всю свою историю здесь, как могут, борются с поступлениями воды, однако сейчас стихия еще становится еще активнее, чем обычно. Если брать за начало отсчета времена Римской империи, Венеция ушла под воду уже на три метра и процесс такого погружения не может никак остановиться. Основную причину в этом ученые видят во все возрастающем давлении наземных конструкций, также играет большую роль то, что не прекращают свою постоянную работу артезианские скважины.

На грани катастрофы

Однажды, а именно 50 лет назад, город уже находился на грани катастрофы. Тогда – буйство стихии захватило почти всю территорию Северной Италии. Местные жители, которые еще живы, по сей день, с ужасом вспоминают те роковые часы. От прилива, вторгшегося в город в вечерние время, начался стремительный подъем воды. Ничто нельзя было противопоставить этой неожиданной напасти. Оказалась не под силу и Лагуне противостоять воде, чтобы оградить Венецию от напора волн…

Над городом нависла зловещая коммуникационная тишина, перестали работать телефоны, в домах стало темно из-за погасшего электричества, не был доступен газ. Все кто находился в нем, могли ходить только в высокой резиновой обуви. Очевидцы происшествия говорят, что если бы еще какое–то время не наступило затишье, то разрушительные действия прилива нанесли бы городу непоправимый урон.

Для уже древнего фундамента замков и жилого сектора опасность представляют не только сильные приливы волн, но даже нежное их плескание. И поэтому в такой ситуации практически не было никаких шансов сохранить зданиям устойчивое положение. Без всякого сомнения, стали бы рушиться стены, слетать крыши и в итоге наступил бы полный их развал. Но наудачу стихия, как возникла, так и неожиданно начала отступать, ветер уже не буйствовал и пошел спад воды.

Последствия от катастрофы были чудовищными и размеры ущерба колоссальными. Но ни в какие материальные затраты было бы не уместить потерю Венеции. А ведь сама возможность существования города, а не только какие–то частичные разрушения, стояли под вопросом. Это – город памятник. Венеция – это не просто какие-то отдельные исторические достопримечательности, она полностью представляет собою один огромный памятник и наследие истории.

Слава Богу, все обошлось, и город по-прежнему может радовать каждого, кто решил полюбоваться им. Он на своем веку повидал многое – и периоды расцвета, и упадка и сладостные годы возрождения. Поэтому задача у людей в отношении него должна быть предельно простой – сделать все, чтобы еще не одно поколение могли восхищаться столько уникальным местом.

Первые поселения

Этот город, который совсем не похож на мегаполис в нашем привычном понимании. История возникновения Венеции хранит в себе много интересного. Венецианская лагуна, которую разделяют более полторы сотни каналов и протоков с перекинутыми почти четырьмястами мостами – дала начало этому уникальному явлению, где более, чем на ста островах располагается исторический центр города. Длинная, прерывающаяся коса служит своего рода границей, которая отгораживает место современной Венеции от материковой части.

Она также разделительной полосой, между Адриатическим морем и сравнительно мелкой лагуны, которая имеет большое количество отмелей. Они по большому счету и не являются небольшими частями суши, лишь напоминают ее, представляя собою илистые или песочные образования, нанесенные реками. Поэтому они вроде болотистых почв. Будучи зыбкими и очень ненадежными, являются отличными местами, которые способны укрыть от врагов, преследуемых людей.

Тем, кто интересуется историей, интересно узнать, какой была в самом начале Венеция, как строилась. Первые постройки, которые были возведены людьми на месте нынешнего города, конечно же, относятся к временам далекой древности и принадлежали такие поселения рыбакам и добытчикам соли. Более точной датой времени основания города, если полагаться на исследования ученых, нужно считать 560 год. В те далекие годы на Италию совершали свои опустошительные набеги лангобарды. Глава церкви Павлин, взяв все церковные святыни и богатства, спешно покинул Аквилею и нашел пристанище себе и патриархии на небольшом острове Градо.

Его примеру последовали и другие церковные служители, создавая на островах один за другим и свои епископства, которые были в разных городах Италии. Поэтому и считается это нелегкое время, пусть и условно, датой образования Венеции. Можно представить себе в каких непривычных условиях и сложных условиях жили первые поселенцы. Чтобы соединить между собой маленькие острова строили деревянные настилы, для этого приходилось вбивать огромные сваи, которые бы могли держаться в зыбком дне или грунте.

Поэтому и в дальнейшем можно наблюдать, что все постройки, даже самые грандиозные, имеют основу из деревянных свай, которые забивались на глубину не менее трех метров, а в отдельных случаях глубина забивки составляла и в три раза больше, доходя до десяти метров. Они располагаются очень густо и сверху, как правило, отводится место платформам, которые соединяют дубовые и лиственничные бревна. Такие устройства являются основой для укладки каменных фундаментов.

К примеру, для церкви Санта Мария делла Салюте использовали много срубов, она имеет под собою миллион с лишним различных деревянных свай, в основном, из таких пород, как дуб, ольха, лиственница. На возведение всего этого ушло более двух лет. На устройство Каменного моста Риальто ушло более 10 тысяч свай. О масштабах может говорить и такой факт, что в основе фундамента Венеции полностью лежат леса Далмации. Крепость таких свай очень надежна, ведь, например, лиственница, опущенная в соленую воду, становится прочной как железо.

Расцвет

История Венеции знала на своем веку и взлеты и падения. Если же говорить о периоде наибольшего расцвета, то золотым веком для нее стали Средние века. Это относится как во времена Крестовых походов, так и после них. К началу пятнадцатого века она уже являлась влиятельным государством. Венецианское процветание также во многом обязано ведущейся торговле. В это время пути по морю были давно проторены, купеческие дела шли в гору. В Венецию текли неиссякаемым потоком богатства со всего света. Все это давало возможность заниматься строительством великолепных зданий и соборов. О величии торгового флота и масштабах торговли мог говорить тот факт, что в 1424 году здесь уже бороздили моря тысячи первоклассных судов.

Строительство и обновление города шло с размахом. По мере того, как строилась Венеция, прокладывались набережные, возводились мосты, уделялось большое внимание проведению новых каналов, при этом засыпались уже отжившие свой срок старые. Но к началу шестнадцатого века начинает постепенное снижение Венеции в политических кругах, ослабляется ее экономическая роль и способность существенно влиять мировую экономику. При взятии турками Константинополя, Венеция была отстранена от портов за границей. Открывались новые пути к Индии и Новому Свету, возникали рынки в Европе – таких странах как Испания, Англии, Голландия, все это, несомненно, сказывалось на состоянии дел и венецианцы безвозвратно лишались своих преимуществ в торговой сфере.

Это интересно: Венесуэла обязана своим названием Венеции. Европейские мореплаватели во главе с А. Веспуччи, в одном из своих путешествий, заметив индейские дома на сваях, которые стояли прямо в озере, не могли не вспомнить о Венеции. С тех пор название латиноамериканской стране, переводимое с итальянского как маленькая Венеция, прижилось и дошло до наших дней.

Но богатства, которые были накоплены в период расцвета, никуда не делись и воплощенные в прекрасную архитектуру и другие достопримечательности по прежнему позволяли оставаться Венеции одним из самых крупных культурных центров не только Европы, но и без преувеличения, всего земного шара. Во времена расцвета изобразительного искусства ее стали величать Серениссимой – Светлейшей. О знаменитой венецианской школе живописи помнят до сих пор. А именно в те годы она была основана. Среди ее выходцев мастера, творения которых до сих пор радуют глаз посетителей, — это дворцы и храмы. А среди мастеров история помнит такие выдающиеся имена как Беллини, Карпаччо, Тициан, Джорджоне, Тинторетто, Веронезе.

Нравы древней Венеции

Но не только венецианская живопись и архитектура привлекала в те годы заезжих господ. Как это ни покажется странным, но с ростом изобразительной культуры, падала нравственность в городе. Нередко проститутки оказывались в центре внимания гостей не меньше, чем городские архитектурные объекты и живопись. Историки относят похождения знаменитого ловеласа Казановы как раз этому венецианскому периоду. Кроме всего прочего этот бабник еще невольно становился законодателем моды – треугольные шляпы и плащи, которые можно было видеть на карнавалах Венеции, стали модными благодаря ему.

Правда или нет, но многочисленные исследования говорят о том, что в 18 веке вся внутренняя политика города была направлена на разложение всего общества, а не только, например, аристократии. Когда недвусмысленно поощрялось ее праздная жизнь и роскошь; благим делом считалось поддерживать невежество и распущенное поведение служителей церкви, и разврат в монастырях. Власть также поощряла развитие всяческих непрерывных раздоров среди простого народа. Кроме нравственного бедствия, были и другие – такие же страшные по своей разрушительной силе. К примеру, чума накрывала город более полусотни раз!

Ах, карнавал, карнавал…

Этот период также характерен тем, что в это время стали зарождаться известные всему миру венецианские карнавалы. Если образно говорить о том, каким был для 18 век, то это был век масок. Здесь на венецианских просторах маске придавался статус, чуть ли не государственного учреждения. Это было одно из самых существенных изобретений государства, терявшего, какой бы то ни было, серьезный смысл. Начиная с первых чисел октября и до рождественских праздников, затем с начала января и до первых «постны» дней, а также в некоторые другие праздники, включая выборы дожа и других лиц управления, венецианцам разрешалось носить маски. Эти дни в общем количестве занимали половину календарного года…

Все пестрит от масок, они уже непременный атрибут одежды и дожа и самого последнего слуги. Все делается в масках и это не только игра, как говорится на публику, в них происходит исполнение повседневной работы, ведутся судебные процессы, торгуют рыбой, читают, ходят в гости. Это трудно вообразить, но именно так и обстояло дело. А начало зарождения венецианских карнавалов следует искать в древних обычаях римлян – Сатурналиях.

Это были такие праздничные ежегодные чествования Сатурна, их проводили, когда заканчивалась уборка урожая, и было зимнее солнцестояние. В массовых гуляниях зарождались карнавальные маски. В этот день рабы могли находиться за одним столом со своими повелителями. Маски скрывали истинное положение ее носителя в обществе. Это было придумано для того, чтобы снизить влияние сословных предрассудков, которые могли подпортить настроение веселившимся.

Сейчас карнавал уже по полгода не длится – всего десять дней. Ежегодно Венецию посещают огромное количество туристов. Они приезжают сюда, чтобы не только посмотреть на карнавал, но и поучаствовать в нем. В эти дни проходят на открытых площадках различные концерты, театры радуют зрителей постановками спектаклей, где центральной темой является карнавал. Гремят салюты и сверкают фейерверки, ну а двери старинных дворцов распахнуты для тех гостей, которые мечтают принять участие в балах — маскарадах. Венецианские улицы полны горожан, которые одеты в наряды популярных во всем мире персонажей, среди которых Коломбина – эмблема праздника.

Дороги ремонтировать не надо

Чем хороша Венеция, кроме всех своих уникальных достопримечательностей, так это тем, что здесь нет дорог. Главный вид транспорта, которым пользуются местные жители и гости города, водный. Как и на обычных дорогах, существуют свои «маршрутки» — они доставляют пассажиров по заданным маршрутам. И хотя нет шоссе, но знаки сродни обычным дорожным тоже имеются. Пользующиеся известностью на всем земном шаре гондолы служат прекрасным транспортом в романтических прогулках, который, как правило, вызывает особый интерес у туристов.

Что бы прокатиться на таком экзотическом транспорте, нужно выложить достаточно приличную сумму. Час прогулки стоит семьдесят евро. Гондола представляет собой довольно длинную — одиннадцатиметровую посудину и шириной полтора метра. Она также является символом города, как и карнавальные мероприятия. Кстати, следует заметить, что подобным видом передвижения нигде больше не пользуются. Первую похожу лодку начали строить еще во втором веке, а если говорить о вытянутой форме, то отсчет уже начинается пятьюстами годами ранее.

Есть две вещи, на которые обращают внимание туристы. Они, можно сказать, являются одними из основных особенностей Венеции. Первая – это отсутствие древесных насаждений. С этим, как говорится, все ясно. Вторая – выраженная обшарпанность стен сооружений. Вот это вызывает у многих недоумение. Просто им невдомек, что это специально созданный стиль, который придает неотразимый вид Венеции. Для этого даже только что поштукатуренные здания искусственно старят.
Информация туристам.

Желающим посетить Венецию, должно быть, интересно узнать, что сама по себе островная часть, являющаяся исторической и куда, в основном, приезжают туристы, достаточно компактная и небольших размеров. В длину она будет чуть более четырех километров, а в ширину – в два раза меньше. Поэтому пройти ее по силам даже за полтора часа неспешным ходом.

В городе шесть районов, которые разделяет большой канал – Canal Grande. Если подняться на высоту птичьего полета, то можно увидеть, что Венеция похожа по силуэту на рыбину, рассеченную посередине тем самым каналом, по обе стороны которого лежат венецианские районы. Каждый из них оригинален и не походят друг на друга, имея свои собственные исторические ценности и уникальную атмосферу. Рядом с каналами и узенькими кривыми улицами стоят, сверкая богатым убранством церкви и дворцы.

Ну а теперь о местах, которые обязательно должен посетить каждый приезжающий, чтобы перед ним полнее открылась Венеция, история города. В сравнительно небольшом городе имеется более ста пятидесяти церквей, множество и других достопримечательностей: дворцы, музеи, галереи. Каждый может найти для себя что-то интересное. Вот некоторые достопримечательности:

  • главная площадь Сан Марко. Очень красивое место, выложено плиткой из мрамора;
  • собор Святого Марка;
  • дворец Дожей – в нем располагались бывшие правители Венеции;
  • мост Вздохов. Среди множества мостов, о которых можно рассказывать часами и имеющих разные удивительные истории, этот мост примечателен тем, что по нему из Дворца Дожей конвоировали осужденных в тюрьму. В те суровые времена инквизиции оправдательных приговоров практически не существовало, поэтому здесь происходило короткое прощание с осужденным.
  • галерея Пегги Гуггенхейм. Стоит побывать тем, кто увлекается современным искусством, в том числе авангардом.
  • галерея Академии. Очень полезна будет для тех, кто увлекается классическим искусством.

Сервис

Вот с этим здесь обстоит дело, наверное, не так хорошо, как ожидают многие туристы, посещающие этот красивый уголок Италии. Нередко можно услышать жалобы на не очень хороший сервис. Нередко вам могут предложить не очень вкусную, но при этом весьма дорогостоящую еду. Кроме всего прочего вы можете нарваться на грубость. В связи с этим бывалые туристы советуют покупать пищу и питаться вдали от центра города.

Да и проживать в самом городе в отеле просто-напросто непозволительная роскошь, которая по карману лишь состоятельным туристам. Цены заоблачные. Поэтому большинство приезжих останавливаются где-нибудь в соседних в соседнем городках, например, один из них называется Местре. До него легко добраться любым видом транспорта — автобусом, поездом, катером или такси. Стоимость проживания в отеле в несколько раз дешевле.

Просмотров