Культурное наследие России:Ростовский кремль. Ростовский кремль, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться Ростовский кремль год основания

Очень красивое и действительно впечатляющее сооружение! На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры. Ростовский Кремль - это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавные церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей. Ростовский Кремль значительно интереснее кремлей в Пскове и в Великом Новгороде. Безусловно, это самая важная из достопримечательностей Ростова Великого .
Не удивляйтесь, если вам покажется, что Ростовский Кремль вы где-то уже видели: всё верно, именно здесь снимались "древнерусские" эпизоды знаменитого фильма Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию".
Адрес Ростовского Кремля, чтобы найти Кремль в Ростове, вам точно не понадобится: как только вы приедете в центр Ростова Великого, вы просто не сможете не заметить целые букеты, гроздья куполов, возвышающиеся над одно- и двухэтажной застройкой!

Кремль в Ростове Великом на самом деле - не совсем кремль. Это резиденция архиереев Ростовско-Ярославской епархии, Архиерейский дом, который начали строить в 1660-ые годы при митрополите Ионе Сысоевиче. Поэтому правильное название Ростовского кремля - Архиерейский (или митрополичий) двор.

Ростовский кремль состоит из трёх больших частей , внутри каждой из которых имеется просторный внутренний двор. Центральная часть - собственно Архиерейский или Владычий двор с жилыми и хозяйственными постройками, обнесённый высокими стенами и окружённый храмами (на схеме ниже - Б). С севера от центрального двора расположена соборная площадь с Успенским собором (на схеме - А). А с юга к Архиерейскому двору примыкает территория Митрополичьего сада (В).

Обозначения на схеме Ростовского Кремля:

  1. Церковь Иоанна Богослова. Главный вход, касса.
  2. Церковь Одигитрии. Выставка "Сияет злато и лазурь".
  3. Церковь Воскресения. Переходы по стенам Кремля.
  4. Колокольницы.
  5. Проход на Соборную площадь.
  6. Судный приказ. Музей финифти.
  7. Пруд.
  8. Дом на Погребах. Гостиница, кафе "Погребок".
  9. Водяная башня. Смотровая площадка.
  10. Самуилов корпус. Отдел древнерусского искусства. Картинная галерея.
  11. Церковь Спаса на Сенях.
  12. Белая палата. Музей церковных древностей.
  13. Красная палата. Музейная гостиная. Историческая экспозиция. Ресторан "Собрание".
  14. Проход в Митрополичий сад.
  15. Церковь Григория Богослова.
  16. Пруд в Митрополичьем саду.
  17. Палатка Митрополичьего сада. Уютное кафе.
  18. Часобитная башня.
  19. Княжьи терема.
  20. Дровяная башня.

Ростовский Кремль - фото и прогулка

Начнём прогулку с Соборной площади . В эту часть Кремля вход бесплатный.

Успенский собор - самый древний храм на территории Ростовского Кремля, он датируется 1508-1512 годами. Его венчают пять мощных глав. На этом месте издревле стояли храмы. От одного из них, сооружённого в XII веке при Андрее Боголюбском, остался Леонтьевский придел, который также называют пещерным, так как он находится намного ниже уровня алтаря. В нём хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого в 1071 году язычниками.


В 1314 году здесь был крещён сын ростовского боярина младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.

Ещё в 1660-ых годах стены Успенского собора были расписаны фресками, работы выполняла знаменитая артель мастеров Гурия Никитина (она же расписывала Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме). Первые фрески сохранились лишь фрагментарно - позднее поверх них положили новый слой. В настоящее время внутри собор производит, конечно, удручающее впечатление.


С Соборной площади можно подняться на Звонницу (1682-1687 гг.) - это уже не бесплатно. Здесь висят 13 уникальных колоколов разного размера и веса, отлитых в XVII - XIX веках. Большинство колоколов имеют свои имена. Самый большой, 2000-пудовый (это около 32 тонн) колокол именуется "Сысой": в честь митрополита Ионы. Второй по весу (1000-пудовый) зовётся "Полиелейным", так как созывает на полиелейные церковные праздники. Есть ещё "Лебедь", "Баран", "Козёл". Колокол, который использовался в дни Великого поста, называется "Голодарь". Посетителям звонить в колокола строго запрещается.


Внизу в здании звонницы находятся сувенирный магазин, а также очень интересный магазин-мастерская "Чернолощёная керамика" - этот традиционный народный промысел существует на ростовской земле с XVI века. Обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода керамика получает глубокий чёрный, угольный цвет, затем её уже расписывают красками. В этой мастерской можно увидеть процесс изготовления сувениров и разнообразных фигурок и тут же приобрести эти фигурки, стоят они недорого.


Направляемся в следующую, центральную часть Кремля - Архиерейский двор . Проходим под богато украшенными парадными воротами церкви Воскресения Христова. Здесь придётся купить билет.


Церковь Воскресения Христова (1670 г.) была специально построена на высоких подклетах, в которых прорублены проёмы для двух ассиметричных ворот - проездных и пешеходных. На фото ниже - та же Воскресенская церковь, но на этот раз вид со стороны Архиерейского двора.


Итак, мы оказались в уютном дворе с прудом посередине. Обратите внимание на угловые башни, построенные в 1670-ых годах. Характерные луковичные ("курносые") завершения круглых угловых башен делают силуэт Ростова Великого узнаваемым всегда.

Слева от Воскресенской церкви видим корпус у часозвони , основание бывшей Часовой башни, которую пришлось разобрать в XIX веке из-за опасности разрушения.


Следующее красное здание - хозяйственный корпус "Дом на погребах" . Раньше здесь действительно находились погреба. А теперь - гостиница, где может остановиться абсолютно любой человек. Гостиница, правда, не очень высокого уровня, пока всё довольно "по-советски", причём номера стоят не очень дёшево. Но если у кого-то будет желание пожить в самом Ростовском Кремле - пожалуйста! Тем более, у постояльцев гостиницы есть редкая возможность побродить по Кремлю вечером после его закрытия, а утром можно просыпаться под колокольные звоны вместо будильника;)

Среди корпусов служебного, хозяйственного и жилого значения почти не выделяется и Белая палата , построенная около 1675 г. по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле. К ней примыкает маленькая одноглавая Церковь Спаса Нерукотворного на Сенях (на фото справа), задуманная как домовая церковь митрополита. Называется она так, поскольку стоит на двухэтажном подклете, где находились сени: кладовые и другие хозяйственные помещения. Церковь необычна своим завершением: каждый её фасад заканчивается треугольным фронтоном, и получается, что церковь крыта на восемь скатов. Чтобы попасть в неё и посмотреть фрески, нужно купить билет на "Переходы по стенам Кремля".

Внутри совсем небольшой и внешне неприметной церкви богатое убранство, причём две трети помещения храма занимает солея - возвышение перед алтарём - здесь во время службы могли помещаться десятки священников! Митрополит Иона очень любил торжественные и многолюдные богослужения.


Жёлтое трёхэтажное здание на Архиерейском дворе - Самуилов корпус - бывшие жилые покои ростовских митрополитов. Говорят, к этому дому со всех сторон тянулись висячие галереи, и отсюда, не выходя на улицу, можно было пройти в любое помещение, хозяйственное или жилое, в любую башню или церковь.

На противоположном берегу пруда стоит необычно окрашенная Церковь Одигитрии , возведённая в 1692-1693 гг., её пёстрый орнамент имитирует рельеф. Церковь отличается от остальных сооружений Кремля, она построена в стиле "нарышкинского барокко".


Слева от церкви Одигитрии возвышается Церковь Иоанна Богослова с тёмно-зелёными куполами (1683 г.). Во внутренней росписи стен храма есть не только традиционные сцены из жизни Христа, но изображаются и сцены жития Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Например, очень интересна фреска "Иоанн и Прохор, растапливающие баню" в третьем ярусе западной стены))


Левее храма Иоанна Богослова находится Красная палата , которая состоит из нескольких корпусов. "Красная" - потому что красивая. Здесь останавливались приехавшие в Ростов цари и императоры.


Это здание - интереснейший пример жилых помещений XVII века. Невозможно не обратить внимание на крыльцо.


На первом этаже Красной палаты недавно был открыт отличный ресторан-музей "Собрание". Если честно, обычно мы избегаем ресторанов, находящихся в самом эпицентре достопримечательностей, часто они неоправданно дорогие, а качество еды оставляет желать лучшего ("ну а зачем напрягаться, посетители всё равно будут"). Но в тот день начавшийся дождь и рецидивирующий голод "загнали" нас именно в этот ресторан. Здесь порции были большими, еда - вкусной, а хлеб, свежайшие булочки их собственного приготовления, просто таял во рту! И ценник, надо сказать, не московский. Рекомендуем.

Наконец, проходим в третью часть Ростовского Кремля - Митрополичий сад . Слева - церковь Григория Богослова . Справа - Дровяная (Садовая) башня . Стены, окружающие Митрополичий сад, отреставрированы совсем недавно. Сад тоже постепенно приводится в порядок. В мае здесь обильно цветут яблони и другие плодовые деревья. В саду можно отдохнуть, посидеть на травке или на лавочке, перекусить в кафе, расположенном на противоположной стороне от прохода в центральную часть Кремля.


Внешне Ростовский Кремль осмотрен!
Чтобы войти в древние храмы Кремля, увидеть их прекрасные фрески, пройтись по верхним переходам, нужно купить билет "Переходы по стенам Кремля" (вы сможете попасть внутрь храмов Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях). Советуем обязательно это сделать, если время вам позволяет. Покупка этих билетов вас наверняка не разорит, а впечатления будут более полными.



Смотровую площадку в Водяной башне Архиерейского двора мы тоже посетили (за отдельную небольшую плату): не пожалели.

Ростовский Кремль на данный момент в значительной степени восстановлен и отреставрирован. На средства федерального бюджета: в местном бюджете денег, конечно, нет. И теперь Кремль в Ростове составляет яркий контраст с обветшалыми окружающими его зданиями. Картина эта довольно печальная. Восстановительные работы в Кремле ведутся до сих пор. Скорее всего, когда будет закончена реставрация последних сооружений, в реновации уже будут нуждаться первые - как это часто бывает в России.

В Ростовском Кремле работает целый ряд постоянных экспозиций и временных выставок, их посещение оплачивается отдельно, но цена билетов невысока.

Государственный музей-заповедник (гмз) "Ростовский Кремль" открыт ежедневно, кроме 1 января, часы работы с 10.00 до 17.00. Фрески и крепостные стены можно увидеть в период с 1 мая по 1 октября.

Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова Великого на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

В истории мировой культуры известны семь чудес света, являвшиеся в представлении античного общества наиболее прославленными и совершенными достопримечательностями, созданными руками человека. В истории культуры Ростова Великого таких «чудес», известных не только в России, но и в мире, три: Ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть.


Надвратный храм - Церковь Воскресения Господня.

Возведение Ростовского кремля - этого бесценного сокровища Ростова Великого - до сих пор остается для меня событием загадочным, необъяснимым. И не только для меня. У многих, кто впервые видит Ростовский кремль, возникает вопрос: для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила прямая военная опасность, была возведена такая мощная крепость? Но не менее интересно и другое - на какие средства ростовский митрополит Иона Сысоевич на протяжении тридцати лет занимался этим грандиозным строительством? В своей книге «Ростов» М.Н.Тюнина так ответила на этот вопрос:

«Ростовская митрополия была богатым феодалом. По переписи 1678 года ей принадлежало 16118 крепостных, много земли, леса, соляных варниц, различных угодий и вотчин в уездах: Ростовском, Ярославском, Белоозерском, Велико-Устюжском, Вологодском и других. Для управления ими была создана особая система со штатом в 269 человек. Помимо этого, огромные доходы давали церковные службы, часовни, крестные ходы, кружечные сборы у мощей, икон, вклады богатых людей».

Когда Иона Сысоевич возвращается в Ростов после конфликта с царем, сразу же приступает к строительству митрополичьего двора, больше похожего на крепость. Однако высказанное выше предположение, что он хотел бросить здесь открытый вызов царю, кажется слишком смелым. Есть в этом предположении и другое - так сказать, архитектурное противоречие, на которое в книге «Ростов Великий» обратила внимание М.Н.Тюнина.

На первый взгляд, стены Ростовского кремля действительно похожи на крепостные - в них имеются бойницы, варовые щели, по крытым переходам можно было обойти все одиннадцать башен кремля: две дозорные со смотровыми вышками-стражницами, четыре фланкирующих и пять угловых. Всё как в настоящей крепости, однако Ростовский кремль - не военное сооружение. В те годы, при наличии достаточно сильной артиллерии, фортификация крепостей была уже другая. Вспомним, к примеру, Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, построенную чуть позже Ростовского кремля. Вот она уже отвечала всем требованиям новой фортификационной науки.

Однако на это замечание можно возразить, что Иона Сысоевич не мог открыто строить современную военную крепость, это сразу вызвало бы подозрения, вот он и использовал старинную архитектуру, чтобы сбить с толку. Но тут следует внимательно приглядеться к стенам Ростовского кремля, обратить внимание на линии боя. Подошвенные бойницы в стенах имеются, а в башнях - отсутствуют. Средней линии вовсе нет, а линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками. Окна пробиты и в стенах, под дозорными башнями раньше были даже широкие проездные ворота. Какая же это крепость, если в ней столько слабых, незащищенных мест?

Доводы убедительные, но их тоже легко опровергнуть: в случае военной опасности все эти «слабые места» можно было легко ликвидировать.


Но главное состоит не в том, можно было использовать Ростовский кремль в качестве военной крепости или нет. Патриарх никогда не стал бы воевать с царем. Тем более что к тому времени, когда Иона Сысоевич начал возводить митрополичий двор, Никон,его покровитель,уже официально был лишен патриаршего звания и не мог представлять для царя какой-то реальной угрозы. Как умный и образованный человек, Иона Сысоевич не стал бы посвящать свою жизнь призрачным химерам. Просто это был созидатель по натуре, а богатейшая Ростовская митрополия, которой принадлежали обширные угодья и cвыше полутора десятков тысяч крепостных, позволила ему осуществить его грандиозный архитектурный проект. Вот и всё объяснение, почему в Ростове вырос митрополичий двор, столь похожий на крепость.



Соборная площадь



Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.





Надвратная церковь Воскресения, один из входов на Митрополичий двор.


Звонница Успенского собора



Колокола, в которых запутался Иван Васильевич Бунша, и которыми Жорж Милославский доигрывал "Подмосковные вечера". Вспомнили фильм "Иван Васильевич меняет профессию?"


Под самые большие можно залезть и встать во весь рост. Таблички умоляют не звонить, так что подвиг Милославского остался неповторённым.




Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около 1682г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой",в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.


Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь в 50-бО-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора -- Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.


После того, как в 1787 г. митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил значение и постепенно обветшал. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован.


По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей, с 1886 г. принял под свое покровительство наследник Российского императорского престоле, будущий царь Николая II. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.


Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы.


По состоянию на осень 2010 г., общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла добивается передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви.

В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A. Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви, с выселением музейных фондов в новое здание, и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения»


Схема отсюда:http://www.bellabs.ru

Этот проект, однако, вызвал критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан.

Успенский собор


В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку "Символов России", победив в медиаконкурсе "Россия-10".




Успенский собор — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, построенным позднее (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль города, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.



Успенский собор в Ростове Великом считается первым христианским храмом Залесской Руси.




Собор расположен в историческом центре города. Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.


Современная кирпичная церковь была построена в 1508—1512 гг. Точной даты строительства источники не сохранили, потому исследователи предлагали различные датировки. М. А. Ильин присоединялся к мнению Н. Н. Воронина, который связывал последнюю значительную перестройку с 1587 г., с созданием Ростовской митрополии, которой руководил Варлаам, и необходимостью придать центральному собору митрополии подобающий вид. Принятая ныне датировка 1508—1512 гг. обоснована А. Г. Мельником и подтверждена косвенными летописными источниками. В декоративном оформлении кирпичного храма использованы резные белокаменные элементы предыдущих построек.


Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство Ростовского архиерейского двора, который сейчас обычно именуется кремлём, затронуло некоторыми переделками и собор. В частности, главы приняли новую форму, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо-паперть, обращенное в сторону выхода из кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита, следующего из своей резиденции.


После переноса центра епархии в Ярославль ростовские храмы без надлежащего ухода ветшали. Крупные работы по приведению их в порядок были выполнены в начале XIX века.


После революции Успенский собор был передан в пользование общине, а впоследствии закрыт, но не был разрушен.

23 августа 1953 года мощный ураган сорвал купола и крыши многих храмов в центре города, в том числе и Успенского собора. После этого в Ростове начались масштабные реставрационные работы, которыми руководил В. С. Баниге. В процессе реставрации в облике собора были ликвидированы некоторые наслоения.


В частности, невыразительная четырёхскатная кровля было заменена позакомарным покрытием, близким к оригинальному. Однако была сохранена луковичная форма глав времен митрополита Ионы, замену их на шлемовидную форму признали нецелесообразным, так это нарушало стилевое единство с комплексом кремля. В ходе реставрационных работ в соборе были произведены раскопки, которые позволили обнаружить в нижних ярусах белокаменную кладку XII века. В 1991 году собор и звонница были переданы Русской Православной Церкви

В соборе покоятся многие правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век, в том числе и Иона Сысоевич, митрополит, чьими заботами был создан архитектурный облик Ростова.

Собор, вместе с построенной позднее звонницей, расположен на примыкающей к Кремлю площадке, обнесенной невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке. Проход через ограду — через «Святые ворота» (1754 г.) сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике.


Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки — из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м.

Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.

Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.

В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.

В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.

Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского.

Церковь иконы Божьей Матери Одигитрии


Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (кремле). Построена в 1692—1693 годах, чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко.Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора

Церковь расположена в северо-западном углу Ростовского кремля и примыкает к стене, окружающий двор. Она строилась, когда стены уже были завершены, и строителям пришлось предпринять специальные усилия для того, чтобы церковь не смотрелась инородно. Церковь прямоугольная в плане (вытянута с востока на запад) и двухэтажная. Лишь верхний этаж использовался как церковь. По периметру второго этажа проходит открытый балкон, что существенным образом отличает церковь Одигитрии от других храмов Ростова, в которых обустроены галереи. Внешние стены раскрашены треугольным орнаментом, издали создающим ощущение рельефа. Раскраска была произведена много позже строительства церкви.


Интерьер церкви также существенно отличается от других ростовских зданий. На сводах и стенах церкви Одигитрии выполнено в общей сложности 20 лепных картушей необычной формы.


Сразу после постройки картуши были расписаны. Ко второй половине XIX века, когда Ростовский Архиерейский двор пребывал в упадке, состояние росписей существенно ухудшилось, и в 1912 году, к приезду Николая II в Ростов, они были поновлены. Затем, между 1920 и 1950 годами, стены церкви вместе с картушами были побелены, и росписи, соответственно, сильно повреждены. В 2001—2003 годах они были открыты, проведена их реставрация.



Церковь Спаса на Сенях


Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь Ростовских митрополитов в Ростовском архиерейском доме. Особенностью постройки является: высокий подклет, восьмискатное перекрытие. Вход расположен на гульбище соединяющееся с Самуиловым корпусом, которое служило жильем для митрополитов. Церковь была расписана ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. Внутри интерьер отличает аркада опирающиеся на золотые столбы.


Надвратная Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 году. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля.








Церковь Вознесения (Исидора Блаженного).
Один из самых древних ростовских храмов (1566, колокольня - XVIII в.)



Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви с северо-запада. Ростов Великий, 1911 г

Сушила на погребах.

По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе примерно в 50 -- начале 70-х гг. XVII в. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII в. корпус оставался двухъэтажным. Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII в. здание получило новый декор в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для второй половины XVII в., да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами 1920-х гг., напоминают о древнем облике сооружения.


Ионинская комната в Ростовском музее.


В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) или, как его еще называют, "Красная палата". Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг.

Портрет отца свт. Димитрия Ростовского. Надпись вверху: Отецъ новоявленнаго чудотворца митрополита Ростовскаго святителя Христова Димития. Внизу: Ава Туптало былъ сотникъ Киевский и жилъ въ нижном Киеве городе от рождения ста трехъ летъ вдень Богоявления Господня втретьем часу дня представился в тысячя семь сотъ третьем году погребенъ вкиевском кириловскомъ монастыре вкоторомъ и ктиторомъ былъ отецъ.

Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII вв. одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым "висячим каменьем"
. Здесь митрополит Иона устраивал торжественные трапезы.

Портрет Ионы III, Митрополита Ростовского, строителя Ростовского кремля и Белой Палаты, писанный при жизни святителя в XVII в. Фотография С. М. Прогудина-Горского в Ростовском музее, 1911 год.

На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни
митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших в России.


Изразцовая печь в "Княжьих теремах" Ростовского Митрополичьего двора (XVIII) в Кремле

Спасо-Яковлевский монастырь позади и наш путь лежит в центр Ростова - к Ростовскому кремлю...

Буквально спустя несколько минут (пробок в Ростове даже в праздничные дни мы не обнаружили) - и мы в центре города....

С парковкой проблем особых не было (места предостаточно, да и на дорожные знаки, регламентирующие вопросы остановки (стоянки) транспортного средства, здесь как-то особо внимания не обращают...(хотя может быть это нам так показалось..))

На пути к кремлю встречаем местный блошиный рынок,

расположенный на фоне остова какого-то (очевидно имеющего архитектурную неприкосновенность) здания...

А вот и "первая ласточка" - церковь Иоанна Богослова, в которой оказывается находится главный вход на территорию кремля и кассы музея...

Но то ли по причине ее массивной двери (никто не мог открыть), то ли в связи с отсутствием необходимой информации - все жаждущие лицезреть достопримечательности Ростовского кремля дружно поворачивали налево и

пройдя вдоль крепостной стены метров сто попадали на его территорию через другие ворота...

Как оказалось, мы все-таки не прогадали... Ростовский кремль предстал перед нами через Святые ворота с надвратной Воскресенской церковью, сооруженной в 1670 году....

План кремля.... Из него следует, что условно вся территория разбита на три зоны: Соборная площадь, Владычий двор, Митрополичий сад...

Мы с вами в зоне "А" - на территории Соборной площади... И перед нами (следуя из плаката) Успенский собор,

а за ним - Звонница собора....

Честно говоря размеры некоторых ее колоколов впечатляют....

Но, кажется, мы с вами торопим события.... Находимся внутри кремля, а про него еще ничего не знаем. Буквально несколько слов по существу....

Ростовский кремль построен архитектором Петром Дасаевым в период с 1670 - 1683 гг. и являлся резиденцией митрополита Иона Сысоевича...

После того, как церковное начальство перебазировалось в Ярославль, кремль потерял свою значимость и стал приходить в упадок. В конце 19 века на помощь пришло местное купечество, за счет которых были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы... После этого государство с удовольствием взяло комплекс на свой баланс и в 1907 году открывает здесь Ростовский музей Церковных Древностей...

Ну а мы начинаем осмотр кремля с Успенского собора...

Его история, как это не банально звучит - типичная для многих старинных построек:

991 г. нашей эры - закладка собора по распоряжению князя Владимира (деревянный вариант):

1160 г. - Андрей Боголюбский, после пожара, устанавливает белокаменный вариант собора;

1213 г. - появление на свет нового варианта собора после обрушения предшественника;

1411 г. - очередное воскрешение собора после очередного пожара;

1512 г. - появление пятого варианта Успенского собора....

Из более современной истории следует, что в 1935 году собор перепрофилировали в фабрику по производству цикория, но сей нужный для страны продукт производился не долго - в 1953 году в силу форс-мажорных обстоятельств (смерч снес крышу собора) ее пришлось прикрыть...По своему прямому назначению Успенский собор Ростовского кремля стал использоваться в 1991 году...

Ну а теперь можем ознакомиться и с внутренним убранством собора...

Основной вклад в роспись собора внесли ярославские мастера под руководством Дмитриева и Владимирова (1659 - 1669 гг.).

Но вы сами видите, что собор имеет внушительные размеры и для ускорения процесса были приглашены их костромские коллеги (Никитин и Савинов)...


Что же касается иконостаса, то его отсчет идет с 1730 года....

Старинный иконостас освещает массивная люстра.... Относительно ее "стажа" можно сказать лишь то, что она явно была сделана после 1874 года (именно тогда Александр Николаевич Лодыгин получил свой патент под номером 1619 на изобретение нитевой лампы)....

Из других реликвий собора стоит упомянуть о том, что здесь среди многих захоронений высшего духовенства Ростова находится и захоронение уже известного нам митрополита Ионы Сысоевича, а 1884 году здесь была найдена рака святого Леонтия.....

Покинув стены Успенского собора мы устремляемся на смотровую площадку, которая находится в Звоннице....

Подниматься (спускаться) приходится по достаточно узкому проходу....

Поэтому, прежде чем рискнуть - объективно оцените свои габариты (пивной мозоль может сыграть злую шутку). Да и еще - удовольствие это платное. Со своими кровными 100 руб. вы сможете без проблем расстаться прямо перед входом в Звонницу - милый охранник с удовольствием их у вас примет, тем самым освободив вас от необходимости бежать в кассу....

Вот такой предстает Звонница Успенского собора перед теми, кто добрался до ее верха....

Несколько слов об истории этого сооружения.....

Строительство Звонницы велось с 1682 по 1687 гг. По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов, каждый из которых имеет свою тональность и название. Среди первых колоколов были колокола "Полиелейный", весом свыше 16 т., и "Лебедь" - весом около 8 т.

Позднее отливается и самый крупный колокол "Сысой" (назван в честь отца митрополита). Его вес составляет свыше 32 т. Для того, чтобы такую махину разместить на Звоннице - к ней даже присторили дополнительный столп...

Надо отметить, что и язык этого колокола имеет весьма внушительные размеры...

Во второй половине 19 века на Звоннице появилось еще два новых колокола, и в настоящее время знаменитый ростовский колокольный звон образован колокольной системой из 15-ти уникальных экземпляров...

Второе назначение Звонницы Успенского собора - смотровая площадка...

Несмотря на то, что Звонница не такая уж и высокая - с нее достаточно хорошо просматриваются ростовские торговые ряды, которые берут свое начало с конца 18 - начала 19 вв...

Внутри рядов расположена церковь Спаса Всемилостивого на Торгу....

Есть и более поздние постройки... К таким, например, относится " Емельяновский ряд" (получил свое название в честь братьев Емельяновых, которые выложили кругленькую сумму за снос старых развалин и строительство торговых точек в современном для того времени стиле)...

С "нашей" смотровой площадки можно увидеть другую, более высокую, которая находится на территории Владычего двора....

Церковь Воскресения Христова.... Год выпуска 1670. Она была фактически одним из первых построенных храмов Ростовского кремля и по своей архитектуре представляет целый комплекс сооружений: непосредственно пятиглавый храм, ворота, галерея и две башни...

В настоящее время храм стоит в строительных лесах и защитной сетке, но даже через них можно разглядеть все нюансы и прелести этого сооружения..

Через ворота храма и его кассу попадаем на территорию Владычего двора...

В его центре находится Центральный пруд...Одна из версий гласит, что в свое время этот пруд являлся не чем иным, как литейной ямой, в которой происходила отливка колоколов Звонницы Успенского собора....

Не будем вдаваться в детали его происхождения, в конечном итоге пруд он везде пруд...

Можно лишь отметить, что благодаря ему и без того великолепный ансамбль Ростовского кремля получил еще большее развитие...Кроме этого, удобно расположившись на лавочках вдоль пруда, можно подумать и о чем-нибудь вечном....

Первым архитектурным сооружением, которое мы увидели внутри Владычего двора была церковь Одигитрии....

Она была построена после смерти митрополита Ионы Сысоевича (1962-1963 гг.) в модном тогда стиле "московское барокко"....

Для того, что это сооружение не стало бы бельмом внутри уже сформированного (в архитектурном смысле) Ростовского кремля, строителям пришлось потратить много сил, чтобы хоть как-то состыковать разные архитектурные стили. Но чуда, увы, не произошло. Хоть и пишут многие специалисты, что "данный храм гармонично вписался в архитектурный ансамбль кремля" - он все равно стоит как-то обособленно....

Возле храма идет бойкая торговля картинами местных современных мастеров,

ну а нумизматы имеют уникальную возможность пополнить свою коллекцию монет....

Перед нами церковь Иоанна Богослова. Теперь мы имеем возможность рассмотреть ее с другой стороны....

На ней имеется мемориальная табличка, из которой следует, что она была построена в 1680-е годы и использовалась как домовая церковь при Красной палате.... В 19 веке Синод хотел разобрать храм (нужен был кирпич для строительства теплого храма при Успенском соборе), но местные жители дружно встали на защиту церкви.... Благодаря им на одно всенародное достояние у нас стало больше....

Идем дальше... Государские хоромы (Хоромы для пришествия великих государей) (17 век). Исходя из своего названия - предназначались для размещения царских особ во время их посещения кремля... Однако использовать сей объект по назначению не удалось, т.к. после смерти Ионы Сысоевича резиденция митрополита переместилась в Ярославль...

Благодаря своей красоте получили название Красная палата....

По двухшатровому крыльцу можно подняться на второй этаж, где расположены парадные помещения, из которых существует проход на западную и южную стены кремля (к церквам Иоанна Богослова и Григория Богослова)....

Кстати, если вы вспомните, то это красивое крыльцо встречается в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" ....

На подступах к Красной палате нами был замечен и сам Иван Васильевич (возможно даже со супругою)....

На крыльце их встречал какой-то боярин....

Левее Красной палаты расположен Самуилов корпус (желтое здание) - жилое помещение для митрополита. Первоначальный вариант корпуса был возведен в 16 веке, а свой нынешний вид приобрело при митрополите Самуиле в 18 веке...

За Самуиловым корпусом (если подняться по лестнице) находятся Белая палата (бывшая столовая палата архиерейского дома) и

церковь Спаса Нерукотворного (на сенях) 1675 г. - домовая церковь ростовских митрополитов...

Вход в церковь расположен на гульбище,

с которого можно охватить взором восточную часть архиерейского двора....

С другой стороны расположена крепостная стена, отделяющая Владычий двор от Митрополичего сада....

Прежде чем попасть туда, мы осмотрим "служебные" помещения архиерейского двора....

Вот здесь располагалась архиерейская пивоварня....

А это - "житье на кладовых палатах"....

Перед нами "Приспешня и поварня"...

Питьевую воду в те времена брали из этого колодца....

А рядом с ним находится "Сушила на леднике и кладовых палатах".....

За ними - водяная башня с той самой смотровой площадкой, о которой мы уже упоминали выше....

Короче говоря, Ростовский кремль имел хорошо развитую инфраструктуру....

Огибаем Самуилов корпус с другой стороны и

опять выходим к центральному пруду....

С этой стороны находится гостиница "Дом на погребах".....Так что можете остаться здесь и на ночь....

Ну а замыкает архитектурную композицию Владычего двора здание Судного приказа.....

Теперь наш путь лежит в третью часть Ростовского кремля - в Митрополичий сад.....

Вот мы и попали на его территорию....

Перед нами церковь Григория Богослова (17 век). Она построена на месте древнего монастыря - Григорьевского затвора, который был знаменит тем, что из его стен вышли выдающиеся писатели древней Руси: Стефан Пермский и Епифаний Премудрый....

Митрополичий сад со всех сторон окружен крепостными стенами, по углам которых расположены башни с бойницами....

Ну а если оглянуться назад - то перед собой вы увидите знаменитую крепостную стену по который бегали самозванец Иоанн Васильевич с князем Милославским от стражников в кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию"...

Вроде бы о Ростовском кремле рассказали все, что удалось увидеть в это посещение....

Теперь уже через центральный вход выходим из кремля

и направляемся к озеру Неро.... Сейчас большой разлив и хочется посмотреть как выглядит озеро в этот период...

Ростовский кремль (Митрополичий двор или Ростовский архиерейский дом) расположен в центре города Ростова Великого, на берегу озера Неро. Ростовский кремль — уникальный памятник, дающий представление о позднем русском средневековом зодчестве, сохранившийся благодаря усилиям реставраторов и жителей города.

Современное название, — «кремль», — условно. Оно больше относится к внешнему виду, чем к назначению ансамбля. Изначально на территории кремля располагался Ростовский Архиерейский дом, где обитал митрополит Ростовской епархии. Комплекс также носил название «Митрополичий двор».

Архиерейский дом был возведен в 1670-1683 годах по заказу митрополита Ионы Сысоевича, чья идея заключалась в том, чтобы создать архитектурный ансамбль с садом и прудом, напоминающими библейское описание рая, земной образ Горнего Иерусалима. Митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич был незаурядной фигурой, обладавшей большим влиянием. Будучи сподвижником патриарха Никона, после его опалы Иона Сысоевич некоторое время выполнял роль местоблюстителя патриаршего престола. Однако патриархом он не стал, но первым подчинился и принял благословение вернувшегося из ссылки Никона. Епархия митрополита Ионы была одной из самых богатых в России, что позволило ему развернуть масштабное строительство не только в Ростове, но и в Ярославле, Угличе, Великом Устюге.

Второй ключевой фигурой среди создателей кремля был ростовский каменщик Петр Иванович Досаев, который, по всей видимости, руководил строительными работами.

В 1787 году обстоятельства изменились: митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, после чего Ростовский Митрополичий двор потерял свое значение и начал быстро ветшать. Здания были отданы под различные ведомства и склады, в храмах не велось богослужение. Встал вопрос о продаже ансамбля под снос. Однако благодаря влиянию и финансовым вложениям ростовского купечества Ростовский кремль был сохранен и в 1860-1880 годах отреставрирован. Работой по восстановлению комплекса руководили И. А. Шляпков и А. А. Титов.

Вид на Ростовский кремль с северо-запада

В Белой палате Ростовского кремля был открыт музей церковных древностей. В мае 1913 года комплекс посетили Николай II с наследником цесаревичем и великими княжнами.

После завершения реставрационных работ Ростовский кремль был признан «церковно-историческим памятником России». Его церкви были освящены и готовы к богослужению, сохранив при этом музейный статус. В штате музея кремля имелась должность священника. Однако в реальности службы регулярно совершались только в церкви Григория Богослова, которая считалась домовой церковью музея. В остальных храмах Ростовского кремля богослужение проходило в исключительных случаях.

После революции 1917 года Ростовский музей церковных древностей изменил свой статус, став краеведческим музеем.

23 августа 1953 года смерч огромной разрушительной силы пронесся над Ростовом, сильно повредив архитектурный комплекс. На следующий день правительственная комиссия уже работала в кремле, оценивая масштабы разрушений. Было принято решение не просто ликвидировать последствия разрушений, а произвести полную научную реставрацию Ростовского кремля под руководством архитектора В. С. Банинге. Благодаря серьезной научно-исследовательской работе комплекс был восстановлен. В процессе реставрации кремлю были возвращены утраченные ранее элементы. В частности, была восстановлена Красная палата, стальные кровли башен заменили на лемеховые.

В наши дни комплекс Ростовского кремля находится в хорошем состоянии. Недавно на его территории вновь была проведена реставрация. Сейчас в бывшем Архиерейском доме работает Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», предоставляющий возможность увидеть одну из самых интересных достопримечательностей России.

Обзор Ростовского кремля

Ростовский кремль окружен крепостной стеной с 11 башнями. В комплекс кремля также входят: Успенский собор, Звонница Успенского собора, Святые ворота, Церковь Воскресения, Церковь Иоанна Богослова, Церковь Спаса на Сенях, Церковь Одигитрии, Церковь Григория Богослова, Красная палата, «Дом на погребах», Самуилов корпус, Белая палата, пруд, Митрополичий сад.

Успенский собор и Звонница Успенского собора находятся внутри кирпичной стены, однако они вынесены за основную крепостную стену Ростовского кремля. Рядом с ними находятся cеверные Святые ворота в кремль, над которыми стоит Церковь Воскресения.

Слева направо: Успенский собор, Звонница, Святые ворота

На территории кремля имеется гостиница и несколько кафе.

Ростов Великий – старинный город на берегу озера Неро. Видел он немало сражений, был не раз сожжен, но выстоял и снова и снова восстанавливался и расцветал. Сердцем города является конечно же Ростовский кремль, а точнее бывшая резиденция Митрополита, где сегодня располагается музей-заповедник. Именно сюда стремятся попасть тысячи туристов, которые едут в Ростов.

Ростов Великий (или Ярославский) имеет долгую историю. Первыми на эти земли пришли не славяне, а финские народы, в окрестностях даже сохранились остатки древнего городища Сари. Но уже в 862 году, здесь был город Ростов. Эта дата – самое раннее упоминание о Ростове, но уже даже не как о поселении, а как о городе.

В 911 году здесь уже была поставлена первая христианская церковь, заметьте, ведь Русь крестили только в 988-990 годах. Но старая вера крепко держала умы ростовчан, и местным священникам приходилось спасаться бегством, а некоторые и погибли от рук горожан, как например, епископ Леонтий, который позже был причислен к лику святых.
Старейший каменный храм города – Успенский собор, выстроен в 1162 году. Правда первый вариант храма сгорел, а тот, что дошел до наших дней построен в 1411 году, а среди мастеров оформлявших собор был и Дионисий. С этим храмом связано много поверий. Здесь крестили Варфоломея, известного миру как Сергий Радонежский. Здесь правил службу Иоанн Кронштадский. А в 1913 году здесь молился последний русский царь.
А вспомните современный мультфильм «Алеша Попович», где люди прятались в церкви от Тугарина Змея. Это здесь в этом храме. А сам Алеша, кстати, был сыном его настоятеля.


Стоит отметить, что город долгое время не имел хорошей защиты, поэтому не раз страдал от набегов татаро-монгольского ига, был выжжен в период смуты и получил серьезные разрушения в период литовской интервенции. Укрепили Ростов с помощью земляных валов и крепости, но так как к тому времени Ростов находился уже в середине страны, и необходимость в крепости отпала, поэтому в XVII веке решено было строить каменную резиденцию митрополита, которую мы знаем как Ростовский Кремль. Начало строительства пришлось на 1660 годы, когда в Ростов приехал митрополит Иона, и целых тридцать лет возводил свое детище.

Это было великолепное сооружение, изумительная панорама которого восхищает и сегодня. Ростовский Кремль хорош со всех ракурсов: с остатков городских валом и с берегов Озера Неро.


Церкви, хозяйственные постройки, звонница, судный пристав, гостиный двор, митрополичьи покои, Белая палата, одиннадцать башен и т.д – все это единый комплекс, между собой соединеный переходами и крытыми галереями.

Особо стоит отметить, звонницу. Она построена в конце XVII столетия и имела тринадцать колоколов. Каждый из них имел свое собственное имя: «Лебедь», «Полиелейный», «Голодарь», который звонил только в период поста. Но самым большим был «Сысой», названный в честь отца основателя Ростовского Кремля, митрополита Ионы Сысоевича.


Но очень скоро архиерейский двор был перенесен в Ярославль а Кремль, как начали называть двор паломники, который в Ростов привлекали мощи преподобного Димитрия, остался пустовать. Все остальные годы Кремль существовал на пожертвы паломников и верующих.

В 1883 году на территории Кремля открывается музей. В палатах были выставлены экспозиции, а само учреждение взяли под свое крыло цесаревич Алексей и будущий царь Николай Александрович.

Сегодня Ростовский Кремль – это Государственный музей-заповедник и одна из самых посещаемых достопримечательностей не только города, но всего края. Да и как не посетить место, которое и без этого знакомо каждому, кто хоть раз смотрел легендарный фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Да именно по этим переходам бегал вороватый князь Милославский, именно здесь трапезничал «советский» Иван Васильевич, да и что там говорить пировали они здесь «заморской, баклажанной икрой».

Если Вы путешествуете самостоятельно, на посещение Ростовского кремля вам понадобится минимум пол дня. А если вы хотите посетить все выставки, то и одного дня может не хватит.


Сколько стоит вход

На входе в Кремль расположены кассы, где можно приобрести билеты на выставки.

Единый полный билет (включая смотровую и музейный кинотеатр) на все выставки стоит 400 рублей.

Можно купить и отдельные билеты на выставки и мастер-классы. Полный прайс-лист можно посмотреть на сайте музея.

Просто прободить по Кремлю стоит 50 рублей.

Предлагается приобретение билетов на такое интересное действо как Концерт колокольного звона. Стоит это удовольствие не дешево - 1500 рублей с человека. Колокольный звон (сокращенную версию) можно послушать и бесплатно, надо только уточнить на кассе, во сколько звонят колокола.

Выставки Ростовского Кремля

В бывших архиерейских палатах, разположилось несколько постоянных экспозиций, но кроме этого музей постоянно меняет и добавляет целые ряд переносных выставок, которые посвящены разным датам. Это выставки, посвященные Великой Победе, в этом году они представлены очень широко, выставки ростовской финифти и многое другое.
Среди постоянны выставок туристы могут посетить экспозицию «Медальярный кабинет». Здесь представлены все оригиналы и копии медалей, от самых первых, которыми награждались воины «За Полтавскую баталию 1709» года до, последних награждений Сочинской олимпиады.


В Белой Палате (той самой, где принимал послов и пировал Иван Грозный-Бушма) расположена экспозиция церковных древностей. Здесь собраны экспонаты церковной утвари, крестов, старинных книг и документов, которые удалось собрать историкам и археологам. Выставка рассказывает о периоде XVI-XVIII веков, и здесь есть довольно ценные предметы, которые являются реликвиями.


Немного схожа с ней по тематики экспозиция «Древне русское искусство», размещенная в восьми комнатах Самуилова корпуса. Кстати, именно с этой экспозиции и началась история музея. Здесь и фрески, и картины, и церковное облачение, и даже позолоченное кадило, которому уже четыреста лет. Глядя на эти роскошные экспонаты. Украшенные драгоценными камнями и металлами, понимаешь, что на церковь раньше люди не жалели денег.

Символ русской тройки – заливистые бубенцы, представлены в экспозиции «Ямские колокольчики». Здесь можно узнать историю, откуда вообще появилась эта традиция, какие были бубенцы и как их различали – все таки колокольное мастерство стало одной из визитных карточек Ростова, ну как Тульские оружейные заводы. А также здесь можно увидеть самые настоящие сани.

Водяная башня

Обязательно поднимитесь по крутой деревянной лестнице на Водяную Башню. Виды оттуда открываются такие, что в сказке не сказать!



Музей финифти «Ростовский кремль» должен войти в обязательную программу каждой экскурсии. Каждой, во-первых, потому как за один раз вы вряд ли сможете по достоинству оценить всю коллекцию, которая насчитывает более трех тысяч экспонатов, а во вторых здесь можно не только посмотреть на красивые безделушки, но и попробовать самому что-то сотворить на мастер-классе.


После осмотра экспозиции, можно приобрести изделия из ростовской финифти от официальной фабрики (про то, где находится Фабрика Ростовская Финифть, и что можно купить в магазине при фабрике можно почитать здесь ).


Экспозиция «Древнейшее прошлое Ростовской земли» познакомит нас с мамонтами и доисторическими носорогами, которые бродили в этой местности в период палеолита, а также с первыми людьми и бытом и жизнью в каменном веке.
Несколько выставочных залов в Красной палате Государских хором занимает экспозиция, которая рассказывает об истории Ростова в период с VII по XV века. Именно в этот период зарождался город, и уже тогда он был довольно крупным и стратегически важным. Недаром сюда направляли княжеских наследников Киевской Руси, чтобы те учились править, кстати, сказать Ростов был довольно «строптивым» городом и не охотно подчинялся.

Здесь представлено оружие Х века, княжеские печати Ярослава Мудрого, старинные статуэтки и многое другое.

В церкви Одигидрии на территории Кремля располагается выставка «Сияет злато и лазурь», которая рассказывает о периоде барокко в церкви. Здесь представлены роскошные облачения священников, богатые иконы, изумительные надгробия, которые сами по себе являются уникальными предметами искусства.

Про экспозицию в музее Церкви Одигитрии можно подробно почитать вот тут.


А если вы устанете от просмотра множества музейных выставок и захотите отдохнуть, сделать это можно в Гостином дворе, расположенном на первом этаже Красной палаты. Здесь в интерактивном режиме можно посетить виртуальные выставки и узнать подробную информацию об интересующем вас разделе.

Питание на территории Ростовского кремля

На территории можно и подкрепиться, например в уютном садовом домике. Найти его можно на территоррии яблонева сада.


Гостиница на территории Ростовского кремля

Мало кто знает, но на территории Ростовского кремля есть гостиница, которая называется "Дом на погребах". В гостинице всего 24 номер и они редко бывают пустыми. Но если бронировать заранее, то возможно Вам повезет. Вот сайт гостиницы.

Официальный сайт музея Ростовский кремль

Ростовский кремль - это тот объект культурного наследия, который должен посетить каждый турист. А посетивши единожды, захочется приезжать сюда еще и еще.

Просмотров