Монастырь варлаам в метеорах. Монастырь Варлаамо-Хутынский: отзывы, адрес, как доехать, расписание богослужений, фото монастырь и хронологические события в нём согласно записям

Варлаамо-Хутынский монастырь, расположенный в семи километрах от Новгорода, раньше был мужским, а ныне он женский. Главной святыней храма испокон веков считаются мощи его основателя - преподобного Варлаама. Однако никто не уезжает отсюда, не посетив могилу известного русского поэта и государственного деятеля восемнадцатого века Он похоронен недалеко от главного собора, рядом со своей супругой Д. Дьяковой.

Описание

Точное месторасположение этой святой обители - северная окраина небольшой новгородской деревеньки, по названию которого и назван сам храм. Монастырь Варлаамо-Хутынский возвышается на красивом берегу Волхова. Эта река так величава и неспешна, что местами больше похожа на стоячий обширный пруд...

Варлаамо-Хутынский монастырь, знакомый паломникам со всей России, находится всего в нескольких километрах от Новгородского кремля. Еще издалека видны его серебряные купола, а подъехав поближе, можно увидеть и сам белоснежный собор, стоящий на крутом берегу реки Волхов.

Исторически монастырь являлся мужским, но сегодня его приходится возрождать женщинам. В 1994-м году сюда из Пюхтицкой обители перешли четыре послушницы с матушкой Алексией. В настоящее время здесь живет и трудится, ежедневно молясь, около сорока насельниц.

Сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь считается одним из самых посещаемых мест для паломничества на северо-западе нашей страны. Каждое воскресенье сюда приезжает несколько автобусов из столицы и Петербурга, Белгорода и Воронежа, из многих других городов не только России, но и Украины. Паломников в монастыре привлекают не только мощи преподобного, но и горка, которую нанес этот святой, используя только свою скуфейку. Интересно, но землю с нее брать не разрешается. Здесь рассказывают, что к одной из женщин, забравшей горстку земли, во сне пришел разгневанный Варлаам и повелел отнести взятое обратно. До нас дошел и колодец, который вырыл преподобный. Считается, что вода в нем не только очень вкусная, но и целебная. Многие приезжают за этой водой, особенно когда наступает сезон зимних заготовок.

История

Варлаамо-Хутынский монастырь, отзывы о паломничестве в который полны теплых воспоминаний, пережил на протяжении своей многовековой истории существования и взлеты, и падения. Более того, он славится чудесами, которые происходили при мощах его основателя - Варлаама преподобного. Первое упоминание о монастыре относится к 1192 году.

Его основатель подвизался в деревеньке Хутынь достаточно давно, задолго до того, как здесь появился монастырь Варлаамо-Хутынский. Место это в те времена было довольно мрачным. Удаленное от Новгорода на несколько верст, оно имело дурную славу. Берега обильно поросшие лесом, внушали местным жителям суеверный страх. Поговаривали, что в этих местах властвует и есть много змей. Видимо, поэтому и название свое этот новгородский пригород имел соответствующее - Хутынь, подразумевающее «худое место». Однако преподобный Варлаам, не испугавшись дурной молвы, все-таки решил поселиться именно здесь. В этом мрачном и глухом лесу ему пришло знамение - яркий луч света, исходивший из самой глубины непроходимой чащи. И именно это вселило в него надежду. Согласно легенде преподобный запретил змеям приближаться к обители ближе чем на двенадцать верст. Поэтому до сих пор ни одна рептилия здесь больше не появилась. В память об этом самую первую церквушку монастыря освятили в честь Преображения Господня.

Основатель

Будучи в мирской жизни достаточно богатым человеком, преподобный Варлаам потратил немалые средства на открытие и благоустройство Хутынской обители. Историки указывают, что монастырь Варлаамо-Хутынский получил от него по завещанию целых два села с холопами, а также несколько «пожень и ловель». Таким образом, преподобный заложил основу будущего благосостояния обители, потратил немало труда и на ее духовное процветание. Именно Варлаам первым воспитал целую плеяду подвижников, которые впоследствии стали достаточно выдающимися деятелями.

Заслуги преподобного Варлаама

Но буквально через несколько месяцев после освящения храма, который тогда назывался Спасо-Преображенским, преподобный Варлаам скончался. Произошло это в 1192 году. Погребал его сам архиепископ. Это, по мнению историков, являлось свидетельством огромного уважения, которым пользовался игумен в Новгороде. После его смерти монастырь Варлаамо-Хутынский продолжал действовать, он не пришел в состояние упадка. Напротив, огромными стараниями учеников преподобного он все больше укреплялся и обустраивался.

Считается, что своей внешней красотой и величавостью обитель обязана вкладам, которые делали состоятельные новгородцы, высоко чтившие преподобного Варлаама. К большому сожалению, крайне мало сохранилось документальных сведений о самом раннем периоде существования этого монастыря. Поэтому сегодня сложно представить все те приобретения, которые тогда делались. Это затруднено и потому, что ни одна из построек, датируемых тем временем, в том числе и Спасо-Преображенский храм, не сохранилась.

Жизнь первых насельников

Считается, что преподобный Варлаам, который был человеком «книжным» и воспринимавшим христианские традиции древней Византии полностью, установил в обители общежительный устав. Некоторые историки считают данное утверждение всего лишь догадкой, поскольку самые ранние летописи, рассказывающие о монашеской жизни в монастыре, относятся к шестнадцатому веку. Их дал в своих «Записках о Московии» Зигмунд фон Герберштейн, который рассказывает, что настоятель, имевший общую трапезу с братией, всегда советовался с несколькими старшими иноками, прежде чем выносить важные вопросы на обсуждение других насельников.

Удивительные факты

Варлаамо-Хутынский монастырь, фото которого свидетельствуют о величавости этого храма, как общерусская святыня был возвышен во второй половине пятнадцатого столетия. Уже с 1460 года к мощам преподобный Варлаама начали совершаться паломничества. Почтить его приходил и великий князь Василий II со своими сыновьями Андреем и Юрием. В том 1460 году у мощей преподобного Георгию Тумгеню - княжескому постельничему - было даровано исцеление.

А спустя несколько лет, в 1471 году, в монастыре происходит событие, о котором до сих пор новгородцы вспоминают с большим удовольствием. Великий князь Иоанн III, пожелавший открыть мощи Варлаама, был посрамлен. Когда по его велению начали раскапывать могилу святого, вырвавшийся прямо из земли огонь опалил стену и дверь иконостаса. Великий князь со страхом убежал, а его сгоревший посох и часть алтаря еще долго хранились в ризнице монахов.

Одна из самых известных русских святынь

Именно это событие стало причиной того, что сегодня преподобный стал наравне с Сергием Радонежским наиболее известным на Руси святым. И хотя монастырь после утратил некоторую часть своих имений, он все равно оставался одним из богатейших в епархии, уступая только Юрьеву.

В 1540 году храм пострадал от пожара, который начался у чудотворцева гроба. Сгорело все, начиная от икон и заканчивая входной дверью. Но монастырь недолго бедствовал: на восстановление очень быстро было собрано достаточно средств, львиную долю которых пожертвовала местная знать. Очень скоро Спасо-Преображенская обитель стала еще красивее, чем была раньше.

Бедствия

Спустя несколько десятилетий, в 1611 году, монастырю пришлось пережить более тяжелое испытание. Во время нашествия шведов, предводителем которых был Якоб Делагарди, именно Хутынская обитель была выбрана для устройства штаб-квартиры чужеземцев. И нужно сказать, вели себя шведы в ней довольно бесцеремонно. Историками их действия прямо называются ограблением. И это действительно так: даже раку преподобного Варлаама шведы не пощадили, сняв с нее все серебро.

В середине семнадцатого века, после изгнания захватчиков, было принято решение о разборе древнего Спасо-Преображенского собора и о строительстве каменного сооружения. Выстроенный на прежнем месте, и сегодня поражает своим величием Варлаамо-Хутынский монастырь.

Как доехать

В отличие от многих других российских церквей и храмов эта обитель вполне доступна для приезда сюда на общественном транспорте. Варлаамо-Хутынский монастырь, адрес которого: Новгородская область, пос. Хутынь, является местом, куда на праздники съезжаются тысячи верующих. Добраться до него не составляет труда. Из Новгорода с автовокзала до Хутыни довольно регулярно курсирует автобус № 121.
На автомашине из областного центра можно добраться, если двигаться по Большой Московской улице. На пересечении с улицей Державина следует повернуть направо и, добравшись до указателя на Хутынь, поехать налево. Через несколько минут будет развилка, которая приведет на Монастырскую улицу. Она-то и выведет прямо на Варлаамо-Хутынский монастырь.

Расписание богослужений

Ежедневно в стенах храма проводится общая утренняя молитва и полунощница, а также акафист и литургия, которая начинается в половине седьмого утра. После окончания обедни в храме и в часовне преподобного Варлаама, а также у его колодца служат молебны. Вечернее богослужение начинается в 18 часов. По воскресеньям в вечерние часы в главном соборе перед мощами преподобного Варлаама читается акафист.

Праздники и особые дни в монастыре связаны в основном с именем его основателя. Память преподобного празднуется 19 ноября и в первую пятницу во время Петрова поста. Престольный в обители проходит 19 августа.

Впечатления паломников

Настоятельницей является матушка Алексия. Именно ею был благословлен сбор пожертвований от прихожан на строительство часовни на горке, которую возвел собственноручно преподобный, основавший Варлаамо-Хутынский монастырь.

Греция, г. Каламбака, Метеоры.

Основание монастыря связано с именем подвижника Варлаама, который поднялся на скалу около 1350 года. Варлаам построил три церкви, келью и цистерну для воды. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его кончины скала оставалась необитаемой около двух веков.

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью - отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом.

Братья так описывают восхождение на скалу: «Мы обнаружили широкую, высокую и уединенную скалу, названную Варлаам, в честь монаха Варлаама, который жил здесь много лет тому назад, она имеет обширную территорию и подходит нам для проживания, хотя и была заброшена долгие годы, в 1518 году мы начали восстанавливать и возводить постройки на холме, чтобы сделать его обитаемым».

После восстановления церкви братья остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек.

В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами - по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. При этом подъем строительных материалов на неприступную скалу занял 22 года, а строительство - всего 20 дней. После смерти братьев - Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. Прибывали другие монахи, которые свято следовали указаниям основателей монастыря, сделанными ими в их завещании: «Все, кто пришел в лоно монашеской жизни, должны пользоваться всем и исполнять все сообща, будь то трапеза, одежда, обувь, принятие решений, проживание…».

В годы расцвета монастыря здесь жило до 35 монахов. С XVII века начался упадок монастыря, который продолжался до 1961 года. Тогда здесь обосновалось новое братство во главе с будущим митрополитом Пирея и одним из виднейших деятелей греческой церкви Каллиником. В это братство входил также и будущий архиепископ Элладской церкви Христодул.

Вот описание монастыря, которое дает Й. Бьернстааль, посетивший монастырь Варлаама в 1779 году: «Игумен монастыря, отец Анатолий, являющийся одновременно ризничим и библиотекарем, принял меня со всем почтением. Здесь имеются две церкви. Число монахов не превышает 9 или 10 человек, всех же людей, проживающих на вершине этой скалы, не более 24 человек вместе с работниками монастыря, С момента основания монастыря ни одна женщина не поднималась наверх, так же как и в Метеор. Игумен проводил меня в церковь, которая не так велика, как в Метеоре, но намного красивее. Она имеет два небольших красивых свода и довольно светлая. Повсюду внутри ее видны настенные росписи, сделанные в манере этого края, без перспективы, без светотени. Монастырь Святого Варлаама был построен в 7044 от сотворения мира, что соответствует 1535 году от Рождества Христова, о чем свидетельствует надпись на камне, находящемся у лебедки, с помощью которой Вас втаскивают наверх».

Доступ в обитель осуществлялся в средневековье по деревянным лестницам, причем монахам приходилось перепрыгивать с риском для жизни с одной подвесной лестницы на другую над бездонной пропастью. Причина этого была в сложной форме скал, на которых нельзя было подвесить одну-единственную лестницу, требовались, по крайней мере, 4-5. Потом была сделана сеть, и только в XIX веке в скале высекли лестницу и мост.

Церковь Трех Иерархов, которая была первой построена на скале, имеет в алтарном своде замурованную черепицу с датой восстановления церкви (1627 г.). Эта церковь с деревянной крышей - однонефная базилика с богатой, великолепной настенной росписью. Посетителей особенно восхищает непревзойденная техника и эстетика двух фресок, украшающих внутреннее пространство церкви. Первая фреска «Жития Святых Эфраима Сирийского» - одного из самых известных схимников и наиболее плодотворного из церковных авторов. Вторая фреска «Успение Иоанна Златоуста».

Также имеется много изображений Святых, например, основатели монастыря Нектарий и Феофан, Рождество Богородицы и Святой Николай из Метцово, который был замучен в Триккале.

Для церкви Всех Святых, построенной в 1542 году, основатели монастыря Феофан и Нектарий описывают в своей автобиографии, как проходило сооружение храма на протяжении 20 лет.

Эта церковь, по подобию Афонских церквей, крестообразная, четырехстолпная, с одним куполом над главным собором и еще одним куполом над притвором. В алтарной нише имеется прекрасная фреска Богоматери Платитера в золотом одеянии, а немного ниже «Литургия Ангелов». На алтарном своде изображен Иисус Христос также в золотых одеждах. Главный собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра. Резной деревянный иконостас покрыт позолотой и имеет иконы «Распятие Христа», «Богоматерь» и икону одного из любимых его учеников, а по обоим краям иконостаса находятся иконы в полный рост Молящейся Богоматери и Христа. На четырех парусах под куполом находятся изображения четырех Евангелистов. Великолепна композиция - «Евангелист Лука пишет образ Богоматери». Имеются также замечательные сцены из жизни и страстей Христа, «Богоматерь Скорбящая», а также изображения церковных песнопевцев Иоанна Дамаскина и Козмы. Над Царскими Вратами изображена сцена «Успение Богоматери» с облаками в виде животных и людей, несущих Апостолов к гробу с останками Богоматери.

Притвор церкви покоится на четырех четырехгранных колоннах. В восточной части имеется фреска «Второе Пришествие», а над внутренним дверным проемом находится изображение «Святой Сысой, размышляющий перед останками Александра Великого». В юго-западном углу притвора изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи, а в северо-западном углу изображена сцена пытки Святого Пантелеймона. На левой колонне изображен первый отшельник Варлаам в светлом облачении. Захоронение двух основателей монастыря Нектария и Феофана находится в юго-восточном углу придела, а на стене изображены фигуры самих отшельников с белыми бородами, держащими в руках монастырь.

Выразительный Ангел-хранитель, выполненный в гармоничных тонах, изображен над их могилой, а на своде придела видна фигура Вседержителя (Пантократора) в полный рост.

В надписи, которая находится в главном соборе и которая называет основателей монастыря, живописец не поставил своего имени. Однако допустимо, что настенная роспись алтаря и главного собора была выполнена Франгосом Кателаносом, великим живописцем критской школы, многие работы которого, находятся в Великой Лавре Афонского монастыря. Росписи придела были выполнены в 1566 году священнослужителем Георгием, относящимся к Сакелларию г. Фивы, и его братом Франкосом (не следует путать с Кателаносом).

Следует упомянуть также о митрополичьем троне в центральной части собора и о деревянной двустворчатой резной двери притвора.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.

В монастыре имеется коллекция рукописей, числом около 300. Некоторые из них можно увидеть на выставке, которая представляет также ценные иконы, шитые золотом плащаницы и так далее. Здесь был и скрипторий.

/ Монастырь Варлаама Метеоры

Монастырь Варлаама Метеоры

(греч. Μονή Βαρλαάμ; англ. Monastery of Varlaam)

Объект Юнеско

Часы работы: в летнее время (период с 1 апреля по 31 октября) ежедневно с 9:00 до 16:00, выходной – пятница. В зимнее время (период с 1 ноября по 31 марта) ежедневно с 9:00 до 16:00, выходные: четверг - пятница.

Как добраться: Метеора расположена в горах Фессалии на севере Греции, в горах Хасия (горный массив Пинд), недалеко от реки Пиньос, в 1 - 2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала. В Метеору можно попасть различными видами транспорта: на поезде, автобусе и автомобиле.

На поезде из Афин в Каламбаки (Метеору) можно добраться почти за 5 часов. Ежедневно из Афин до Каламбаки отправляется два прямых поезда и несколько поездов с пересадкой в Палеофарсалосе. Из столицы Греции со станции Лариссис на Каламбаку отправляется поезд №884, а возвращается обратно под номером 885. Затем, на автобусе, либо на такси до деревни Кастраки (1 км от Каламбаки) и монастырей Метеоры. Автобусы до деревни Кастраки отправляются от остановки рядом с фонтаном Plateia Dimarhiou в 9:00, 11:00, 13:00, 16:00 и следуют далее до монастыря Мегало Метеора. Там же, напротив фонтана обычно стоят таксисты, которые отвезут Вас до любого из монастырей Метеор.

На автобусе из Афин можно добраться до Трикала за 5,5 часов. Автобусы от Афин отходят с терминала Б до Трикалы. Из Трикала в Каламбаки автобусы ходят, приблизительно, раз в час. Дорога займёт 40 минут. Затем на автобусе, либо на такси до деревни Кастраки (1 км от Каламбаки) и монастырей Метеоры. Автобусы до деревни Кастраки отправляются от остановки рядом с фонтаном Plateia Dimarhiou в 9:00, 11:00, 13:00, 16:00 и следуют далее до монастыря Мегало Метеора. Там же, напротив фонтана обычно стоят таксисты, которые отвезут Вас до любого из монастырей Метеор.

На автомобиле путь от Афин до Каламбаки займёт, примерно, 4 часа. Маршрут: Афины - Ламия - Домокос - Кардица - Трикала - Каламбака (357 км). В Метеору можно попасть, свернув с главного шоссе на полпути между Лариссой и Ламией, увидев указатель «Trikala». Повернув на Трикалу далее следовать по указателям на Коламбаку, а затем, и до Метеор. Вас приятно удивят прекрасные дороги и подъезды.

Из Салоников до Каламбаки на поезде дорога займёт 3 часа. Затем, на автобусе, либо на такси до деревни Кастраки (1 км от Каламбаки) и монастырей Метеоры. Автобусы до деревни Кастраки отправляются от остановки рядом с фонтаном Plateia Dimarhiou в 9:00, 11:00, 13:00, 16:00 и следуют далее до монастыря Мегало Метеора. Там же, напротив фонтана обычно стоят таксисты, которые отвезут Вас до любого из монастырей Метеор.

Из Салоников до Каламбаки можно добраться и на автобусе. С автобусной станции КTEL Makedonia: рейс Салоники - Каламбака осуществляется ежедневно, каждые 2 - 3 часа. Продолжительность пути около трёх часов. Затем, на автобусе, либо на такси до деревни Кастраки (1 км от Каламбаки) и монастырей Метеоры. Автобусы до деревни Кастраки отправляются от остановки рядом с фонтаном Plateia Dimarhiou в 9:00, 11:00, 13:00, 16:00 и следуют далее до монастыря Мегало Метеоро. Там же, напротив фонтана обычно стоят таксисты, которые отвезут Вас до любого из монастырей Метеор.

Из Салоников удобнее всего добираться до Метеоры на арендованном автомобиле. Для этого, следует держаться дороги по указателям Ларисса, далее необходимо свернуть с главного шоссе на полпути между Лариссой и Ламией, увидев указатель «Trikala». Повернув на Трикалу далее следовать по указателям на Коламбаку, а затем, и до Метеор.

До монастырей пешком добраться можно по длиной дороге, протяжённостью 5 километров, она проходит по обратной стороне Метеоры от Каламбаки до монастырей Святой Троицы, и монастыря Святого Стефана, откуда уже можно спускаться вниз к другим монастырям. Добраться до монастыря Варлаама можно по узкому мосту, ведущему от главной дороги.

Монастырь Варлаама или Всех Святых – один из действующих монастырей Метеоры, Греция. Это второй по величине из шести ныне действующих метеорских монастырей. Расположен на скале высотой 373 метра.

Этот монастырь получил своё название от монаха Варлаама, который поднялся на скалу, в первой половине XIV века и построил маленький храм, посвящённый Трём иерархам.

Но, настоящими основателями монастыря считают братьев Нектария и Феофана Апсара, которые поселились на Метеоре в 1510 году. Оба брата стали монахами в последние годы XV века, сначала обосновались на острове Янина и, затем, в монастыре Дионисия на Святом Афоне.

В автобиографии братьев Феофана и Нектария, хранящейся в монастыре, так описывается период воссоздания обители:«...мы нашли прекрасное, просторное место на вершине, которая нам очень понравилась. Она называлась Варлаам, в честь монаха, жившего здесь в прошлом. Долгое время здесь никто не жил, поэтому, мы начали строить свой монастырь на руинах старого, от которого оставались лишь следы фундамента и часть алтаря. Среди местных иноков и мирян не было ни одного, кто помнил бы, что здесь кто-либо когда-либо жил. Изрядно потрудившись вдвоём, мы, с Божией помощью, восстановили храм Трёх Святителей. Потом, по благодати и благословению Божию, стали приходить и другие иноки, и когда число братии достигло тридцати человек, мы решили воздвигнуть для нужд растущего братства ещё одну церковь, больших размеров. Все иноки много и с охотой трудились вместе с нами, и мы построили этот большой храм, посвящённый Всем Святым».

В 1544 году умер Феофан, в 1550 году умер Нектарий. Братья погребены под юго-восточным нефом. При жизни братья построили Собор Всех Святых, а в качестве строительного материала монахи использовали туф. В автобиографии братьев сообщается, что собор был построен за 20 дней, в то время, как материалы, необходимые для постройки, собирались и поднимались на скалу в течение 22 лет.

Собор Всех Святых расписан настенными фресками высокого мастерства. В общем, иконопись храма нарядна и представляет собой много фигур. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниши фигуры пророков. В нижней части – фигуры святых, Венцом украшения являются фигуры Вседержителя на куполе, Платитера под аркой святилища. В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи.

В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина, Козьмы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа. В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне.

Собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра, которая среди привычных церковных украшений являются, в некоторой мере, экзотикой.

В юго-восточной части скалы построено квадратное здание – это больница.

Балконный замок монастыря Варлаама имеет высоту 40 метров.

Для того, чтобы посетить часовню Трёх иерархов – Василия Великого, Григория Диолога и Иоанна Златоуста, которую построил Варлаам в юго-восточной части скалы, нужно взять разрешение у монахов. Часовня была полностью разрушена, и отстроили её 1518 году. Это храм, состоящий из одного помещения, покрыт деревянной крышей и переходит в полукруглое своды. В росписи часовни преобладают темы Благословения, Святого Иоанна Христосома и поклонения Богоматери, Небесная литургия, Помазание, Распятие. Особенно восхищают две фрески, украшающие внутреннее пространство церкви: «Житие святого Ефрема Сирина» и «Успение Иоанна Златоуста». Среди других фресок: Рождество Пресвятой Богородицы, изображения основателей монастыря – братьев Нектария и Феофана.

Алтарь представляет собой продолговатое здание, которое внешне переходит в трёхсторонний купол. Сегодня – это музей сокровищ монастыря. Здесь можно увидеть бесценные переносные иконы, среди которых икона Богоматери с младенцем – работа Эммануила Тзанеса. В монастырском музее хранятся и многочисленные реликвии: иконы, церковные облачения, резные распятия и священные сосуды, плащаницы. Среди монастырских реликвий находится и двусторонняя византийская икона. С одной стороны на ней изображена сцена распятия Христа. Другая сторона, где изображено Успение Пресвятой Богородицы, была написана известным иконописцем Феофаном Критским.

В 1922 году были прорублены ступени в скале. До этого в монастырь можно было подняться только по системе из 4-х - 5-ти верёвочных лестниц.

До 1928 года в обитель женщины не допускались. В 1928 году первые женщины из Кастраки поднялись туда, чтобы потушить пожар. После немецкой оккупации (1941 - 1944 годов) женщинам был разрешён доступ в монастырь. А во время Второй Мировой войны монастырь был разграблен.

Сегодня в монастыре Варлаама постоянно проживают всего 7 монахов.

Монастырь Варлаама – это популярный Метеорский монастырь с милым садом и гостеприимными и дружественными монахами, любящими побеседовать с посетителями. Пожалуй, самый красивый и даже милый монастырский ансамбль не оставит равнодушным своих посетителей. Здесь стоит побывать и прикоснуться к этой благоговейной вечности…

Читайте, также:

Руины этого храма впечатляют даже издалека. А что же будет, если подойти к ним ближе?

Туры в Грецию - спецпредложения дня

наш автобус выезжает на "монастырскую кольцевую дорогу".

Мы все выше и выше поднимаемся в горы по извилистому серпантину

и вскоре из окна автобуса перед нашим взором возникают монастыри Метеоры, которые в полном мере соответствуют своему общему названию (в переводе с греческого метеоры - парящие в воздухе).

А вот на горизонте показался и монастырь Варлаама - место нашей первой плановой остановки в Метеорах.

В начале XIV века на скалу, расположенную на высоте около 550 метров над уровнем моря, взобрался монах Варлаам и воздвиг здесь несколько сооружений: келью и небольшую церковь, которые в дальнейшем стали основой будущего монастыря.

Варлаам, наверное, поднимался на скалу достаточно долго. Сегодня же, благодаря развитой инфраструктуре этих мест, "восхождение" к монастырю заняло у нас несколько минут. Спустя это время наш автобус припарковался на площадке, расположенной при входе в монастырь, и мы приступили к его осмотру.

Но сначала вернемся к Варлааму. После его смерти все воздвигнутые им строения достаточно быстро превратились в руины. Следующими покорителями "скалы Варлаама" стали братья-монахи Нектарий и Феофан - представители богатой и знатной семьи из города Янина. В начале XVI века они совершили успешное "восхождение" и имея за душой соответствующую финансовую поддержку приступили к строительству полномасштабного монастырского комплекса. Вскоре результаты их строительной деятельности уже хорошо просматривались снизу, что сыграло не последнюю роль в плане привлечения единомышленников, и те, кто смог преодолеть трудности восхождения, активно включались в монастырскую жизнь. Все это способствовало быстрому подъему и процветанию обители. После смерти братьев монастырь не пришел в упадок, т.к. имелось достаточное число их учеников и последователей, благодаря усилиям и стараниям которых, монастырь продолжал развиваться и поддерживаться в хорошем состоянии на протяжении последующих веков.

Со стороны стоянки монастырь выглядит не столь привлекательным, каким мы его обозревали с дороги, но тем не менее даже в этом ракурсе чувствуется его неприступность и величие.

Приобретя входные билеты и выполнив требования дресс-кода, мы переступаем порог монастыря.

Добраться до "сердца" монастыря непросто.

Сначала надо преодолеть несколько сотен метров по тропинке,

вырубленной в скалах, соединенных между собой небольшими мостиками, нависающими над пропастью.

Несмотря на то, что эта тропинка достаточно комфортная для ходьбы - она с каждым десятком метров все выше и выше поднимается вверх -

ведь основная часть монастыря расположена на самой вершине скалы Варлаама.

Вскоре тропинка преобразуется в крутую лестницу,

преодолев которую

мы оказываемся на главной монастырской площади.

Отсюда, сверху, открывается великолепный вид на окрестности Метеоров.

Вот женский монастырь Русану (Святой Варвары) - место следующей нашей остановки в рамках сегодняшней экскурсионной программы.

А это - место парковки нашего автобуса.

Близлежащие скалы...

Но вернемся к монастырю, над которым развиваются флаги Греческой Республики и Греческой Православной церкви.

Справа от нас располагается здание старинного госпиталя

с небольшой часовней внутри.

Проследовав мимо трехярусной колокольни (строение более позднего периода)

мы выходим

к стенам собора Всех Святых.

Собор был построен в 1542 году,

о чем имеется соответствующая надпись под сводами храма.

Внутрь мы заходить не стали (из-за большого количества паломников и туристов + фотографировать запрещено), однако достоверно известно, что настенные фрески, которыми он украшен изнутри - дело рук Франко Кателано.

Продолжая осматривать доступные для посещения территории монастыря

(в "служебные" помещения, такие как кельи, алтарь, церковь Трех Святителей проход обычным "смертным" закрыт)

мы оказываемся в зоне хозяйственных построек, где поднимаемся в башню с подъемным устройством,

посредством которого в свое время осуществлялась доставка грузов и людей в монастырь.

Выглядело это следующим образом.

фотография с сайта http://www.greeknotes.ru

Поэтому наличие иконы в зоне подъема - вещь достаточно предсказуемая.

Кстати, с этой "смотровой площадки" открывается вид не только тыльную сторону монастыря Варлаама,

но и на главный монастырский комплекс Метеоров -

Мегала Метеора или монастырь Великого Метеора в честь Преображения Господня.

Прежде, чем мы покинем стены монастыря Варлаама (время нашей экскурсии на исходе) - несколько дополнений к сказанному:

До строительства колокольни в монастыре использовался следующий способ сигнализации, заменяющий громоздкий колокол: к стене собора были прикреплены металлические пластины разной ширины и специальной формы, которые при ударе по ним металлическим предметом издавали звуки разной тональности;

Ступени и пешеходные проемы в скалах начали строиться только в 1922 г. До этого времени монахи поднимались в монастырь либо в сетках (как указано на фотографии выше), либо по хлипкой системе веревочных лестниц;

Первые женщины переступили порог монастыря только в 1928 г., когда помогали монахам тушить пожар. После этого случая им был разрешен доступ на постоянной основе.

Мы могли бы еще долго наслаждаться окружающей обстановкой, но наш гид настойчиво требовал от нас вернуться к автобусу в назначенное им время. Если не выполнить его "пожелания", то можно оказаться в ситуации "семеро одного не ждут". Так что если вы хотите осмотреть все местные достопримечательности подробно и без спешки - забудьте об организованных туристических группах.

Мы же покидаем монастырь Варлаама (он же монастырь Всех Святых) и направляемся к монастырю Русану , расположенной в "шаговой доступности" от нас.

Монастырь Варлаама в Метеорах находится на высоте 551 метр над уровнем моря, на вершине одной из самых больших и крутых метеорских скал. Своим названием монастырь обязан первому обитателю скалы, преподобному пустыннику Варлааму, современнику святого Афанасия Метеорского, который жил здесь в середине XIV века.

Мужской монастырь Варлаама - не самый труднодоступный в Метеорах Греции , но попотеть, поднимаясь, все жё придётся. Поскольку этот монастырь соседствует с главным монастырём Метеор - монастырём Преображения , здесь тоже довольно людно.

Монастырь Варлаама (Всех Святых) открыт для посетителей:
в летний сезон с 9.00 до 16.00 (по пятницам остаётся закрытым);
в зимний сезон с 9.00 до 15.00 (закрыт по четвергам и пятницам).

Вход - 3 евро с человека, дети бесплатно.
Требования к одежде для всех монастырей Метеор одинаковы: шорты и голые плечи запрещены и для мужчин, и для женщин, женщинам надлежит быть в юбке (запахивающиеся, они висят на входе), а вот платки на голову уже особо никого не волнуют.


В 2016 г. в монастыре проходил ремонт, но нельзя сказать, что он испортил все впечатления от посещения обители. Скорее наоборот: запомнился настоятель монастыря, который бодро ходил по территории с отвёрткой. Несмотря на ремонт, территория ухожена и украшена цветами.


Из истории монастыря Варлаама в Метеорах.
Основателями и устроителями монастыря были преподобные братья Феофан и Нектарий, отпрыски аристократического рода Апсарадов из Яннины. В 1517-1518 гг. они начали строительство на труднодоступной скале Варлаама. Сначала святые и их послушники, преподобные Бенедикт и Пахомий, восстановили небольшой храм Трёх Святителей, памяти которых посвятил своё убежище пустынник Варлаам. В 1544 г. строительство величественного храма Трёх Святителей в святогорском стиле было завершено. Позолоченный деревянный иконостас был украшен изящной резьбой и прекрасными иконами Спасителя и Распятия.

В 1548 г. центральное помещение храма и алтарь расписал чудесными фресками вдохновенный фиваидский иконописец Франк Кателанос, представитель т.н. "Северо-западной школы", а притвор в 1566 г. был расписан также фиваидскими иконописцами, родными братьями священником Георгием и Франком Контарисами.


В 1627 г. на средства игумена Кирилла и его брата Сергия была отреставрирована часовня Трёх Святителей, а ещё через 10 лет (в 1637 г.) её украсил фресками выдающийся иконописец из Стагон, священник Иоанн.

Со второй половины XVI - нач. XVII в. в монастыре Варлаама работала знаменитая мастерская золотого шитья. В обители также существовала рукописная мастерская, в которой заботливо переписывались богослужебные книги. Рукописи украшали тонко проработанными узорами, искусным цветным орнаментом, затейливыми титлами и инициалами.

Недавно была отреставрирована возвышающаяся на северо-восточном краю скалы старая башня монастыря с подъёмным устройством, построенная в 1535-1536 гг.
А вот нас удивил ремонт... туалета: если спуститесь на самый нижний этаж, вы увидите суперсовременные автоматически открывающиеся массивные двери из дерева, закрытого стеклом.

С обзорной площадки монастыря Варлаама открывается очередной восхитительный (абсолютно без преувеличения) вид. А снизу монашеская обитель похожа на неприступную крепость:

Просмотров