Откуда на Комягинской церкви масонская лучезарная дельта? Усадьба комягино, сергиевская церковь, московская область, пушкинский район Усадьба Мураново. Король, красавицы и Салтычиха

В селе Комягино Пушкинского района до сих пор можно услышать малоизвестное предание, которое связывает это место с жизнью святого Сергия Радонежского. Об этой связи напоминает и замечательная сергиевская церковь семнадцатого века. В статье вы узнаете, что, согласно легенде, помешало почитаемому святому основать свой Троицкий монастырь в Комягино и принудило двинуться в нынешний Сергиев Посад, почему мозаика на стене церкви имеет портретное сходство с радонежским чудотворцем, и что означает символ глаза в треугольнике, расположенный над иконой.

Один из местных жителей села Комягино, дом которого находится недалеко от церкви, рассказал малоизвестную легенду о Сергии Радонежском: «Говорят, что в возрасте пятнадцати лет Варфоломей, будущий святой Сергий, убежал от своих родителей из Радонежа и поселился в пещере на речке Скалбе на месте нынешнего Комягино. Местные жители отнеслись к пришельцу враждебно. В четырнадцатом веке христианство, может быть, не всеми в этих местах принималось безоговорочно, было еще много язычников. Юного отшельника побили комьями земли, отсюда якобы и появилось название «Комягино». После этого святой вернулся в радонежские края и обосновался на том месте, где сейчас находится Троицкая лавра в Сергиевом Посаде».

Выходит, что знаменитая Троице-Сергиева лавра вполне могла возникнуть недалеко от современного города Ивантеевка в селе Комягино. Если мы посмотрим житие Сергия Радонежского, то не найдем там легенды о первой неудачной попытке обосноваться в Комягино на реке Скалбе. Впрочем, в житии нет и других более известных преданий, например, там нет подтверждения популярной истории о благословении на Куликовскую битву монахов Пересвета и Осляби. Житие святого Сергия – заслуживающий доверия источник. Оно было написано учеником Сергия Радонежского монахом Епифанием спустя примерно тридцать лет после смерти учителя, причем черновые наброски воспоминаний он начал готовить еще раньше.

Хотя в житии нет истории, которую рассказывают в Комягино, там есть намеки на то, что нечто подобное могло произойти. В частности в житии говорится о разногласиях между родителями и сыном, когда тот в первый раз захотел начать свой духовный подвиг. Когда юный Сергий попросил отца и мать отпустить его для отшельнической жизни, то получил от них отказ: «Мы стары, бедны, больны и некому ухаживать за нами…когда в гроб нас положишь и землей засыплешь, тогда и свое желание исполнишь». У Сергия было еще два брата, но, по словам родителей, те не могли позаботиться о родных, потому что «женились и думают, как угодить женам». Повинуясь долгу, Сергий остался в отцовском доме и ухаживал за стариками до самой их смерти. Когда родители умерли, Сергий и его старший брат Стефан вместе «обошли по лесам многие места и, наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода». Из этого краткого указания видно, что до прихода на холм Маковец, Сергий осматривал и разные другие варианты. Возможно, среди них было и Комягино.

Так или иначе, устное предание о связи села с преподобным Сергием Радонежским устойчиво сохранялось среди его жителей на протяжении нескольких веков. В конце семнадцатого века новый владелец села строит церковь, которую посвящает Святой Троице, подобно главному собору монастыря, ставшего потом Троице-Сергиевой лаврой. Один из приделов нового храма назвали в честь Сергия Радонежского, поэтому в народе церковь всегда называли «сергиевской». Более того, некоторое время село даже в документах называлось не Комягино, а Сергиево. Получилась забавная перекличка с историей названия города Сергиев Посад. Несколько десятилетий город сходным образом назывался Сергиев, а железнодорожная станция и вовсе называлась точно также – «Сергиево».

Владимир Губский – местный житель, рассказавший легенду, поделился также интересными подробностями, связанными с каменным храмом: «Сергиевскую церковь построил стольник царя Алексея Михайловича по фамилии Акинфиев. Он привез с собой крестьян из Вологодчины, где у него было имение. Говорят, дом барина стоял когда-то на другом берегу оврага, а на стороне церкви жили крестьяне. От имения ничего не осталось, кроме храма. Когда я строил здесь свой дом, нашел одну интересную вещь. Случайно откопал в земле старинное приспособление, похожее на строительный отвес. Кто знает, может его использовали, когда строили храм».

Иконы и другие святыни сергиевской церкви в Комягино, к сожалению, пропали в советские годы. Очевидцы вспоминали, что их просто выбросили в овраг. На внешней стене храма уже в наше время были сделаны две красивые мозаики: одна изображает Троицу, а вторая – Сергия Радонежского. Мозаичная икона Сергия копирует образ святого с известного шитого покрова первой четверти XV века, который хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Этот старинный покров считается самым ранним изображением лица святого, он был сделан всего через тридцать лет после его смерти. Вполне возможно, что эти черты, скопированные и на мозаике в Комягино, имеют портретное сходство с реальным обликом преподобного, ведь в написании лица могли принимать участие еще живые ученики святого.

Интересна еще одна деталь, расположившаяся над мозаикой. В треугольную нишу стены над образом вставлен изразец в виде глаза. Символ глаза в треугольнике обычно ассоциируется с масонской эмблемой «лучезарная дельта». Дельта – это название греческой буквы «Д», которая имеет форму треугольника. Однако не стоит думать, что на церкви в Комягино поместили масонский символ. Эмблема изначально появилась именно в христианской среде. Этот символ называется «Око Господне», он иллюстрирует текст тридцать второго псалма: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих… Он создал сердца всех их и вникает во все дела их… Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». Треугольник же символизирует Троицу. Глаз в треугольнике можно увидеть снаружи или внутри и других православных церквей, хотя большого распространения он не получил (должны отметить, что редакция портала придерживается другой версии происхождения ЛД — прим. редакции).

Нельзя исключать, что стольник Акинфиев построил свой каменный храм, сохранившийся до наших дней, на месте более старой деревянной церкви. Обычай обновлять храмы был тогда повсеместным. Кто знает, быть может, первый храм в честь святой Троицы срубил в Комягино сам Сергий во время своего недолгого пребывания в селе. Именно так он поступил, когда вместе с братом нашел подходящее место на холме Маковец, на котором потом возникла Лавра. Первым делом братья срубили деревья и сложили небольшую клеть, которую нарекли церковью во имя святой Троицы.

В Церковь преподобного Сергия Радонежского в Комягино

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 г., в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье.



Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.

Первоначально с севера находился второй придел Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, которые были разобраны в середине XVIII века. Четверик храма завершен двумя ярусами кокошников.


В декоре храма важное место занимают разные кирпичные обрамления окон и порталов. Колокольня храма типа «восьмерик на четверике».

Вход на колокольню сделан в толще стен. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной Литургией. Иконостас главного храма был деревянный тябловый, состоящий из пяти ярусов икон письма XVII века, а в приделе прп. Макария Желтоводского - из трех ярусов, тоже с древними иконами.
Владелец села Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I был сослан в Кирилло-Белоозерский монастырь в 1721 г., пострижен в монашество с именем Иоаникия. В 1728 г. селом владел внук Н.И. Акинфова Николай Акинфов. В 1729 г. село приобрел В.И. Лопухин, а у него в 1749 г. село купил граф А.П. Бестужев-Рюмин.
В 1680 г. при храме числился поп Потап; в 1704 г. - священник Иван Герасимов; в 1720 г. - священник Иван Иванов; в 1887 в храме служил священник Владимир Стефанович Разумовский; в 1825 г. - Сергей Феодорович Костин.
На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, но в 1929 г. «новые хозяева жизни» храм закрыли, варварски разграбили его, иконы XVII века выставили в ближайший овраг, бесследно исчезли старинные кресты - мощевики, хоругви, которых в храме было немало (согласно имеющейся описи 1924 г.). Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза «Красный Октябрь»: была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, добывали и кирпичи из стен на личные нужды.

Спасла храм от совершенного разрушения реставрация государством в 1950-х годах под руководством В.Д. Давида. Акт технического осмотра, сохранившийся доныне, передает ужасающую картину: трещины в сводах, разрушенные кокошники, разрытые полы. В процессе реставрационных работ были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал оскверняться. Был в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место. В 1980 г. была проведена повторная реставрация под руководством Б.Л. Альтшуллера, видного архитектора и реставратора. Была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом. До 1992 г. здесь находилась мастерская по изготовлению керамики.
В январе 1992 г. после многолетнего перерыва состоялась первая Божественная Литургия, началось возрождение храма тщанием жертвователей и трудами прихожан. Стала налаживаться приходская жизнь. Храм в селе Комягино -один из древних в Пушкинском районе, люди приезжают сюда из Москвы и Пушкино, Щелково и Мытищ, Королева и Ивантеевки. Особо любят здесь освящать свой брачный союз молодожены. При храме открыта Воскресная школа для детей.
За 15 лет, прошедших с момента открытия, храм приобрел прежнее величие и красоту. Иконостас, роспись и интерьер создают особое молитвенное настроение. 19 сентября 2002 г. храм был освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием.




Особо торжественные дни в храме:
18 июля - Обретение мощей прп. Сергия Радонежского
7 августа - Память прп. Макария Желтоводского
8 октября - Преставление прп. Сергия Радонежского

Как найти церковь преподобного Сергия Радонежского

Адрес и телефон храма : Московская обл., Пушкинский р-н, с. Комягино.
Как доехать общественным транспортом : От ст. "Пушкино" Яросл. ж/д авт.№ 47, от г. Ивантеевка Яросл. ж/д авт.№ 6
Как доехать на машине : Из Москвы по Ярославскому ш. до поворота на Красноармейск, далее до поворота на Ивантеевку через с.Левково.
Расписание богослужений : Пятница, суббота: 8:00 Утреня,Часы,Литургия.
Воскресные и праздничные дни: 8:30 Часы, Литургия.
Накануне Всенощное бдение в 16:00

Впервые село Комягино , расположенное в Пушкинском районе Московской области, упоминается в Списке с писцовой книги 1584 - 1586 годов как пустошь Коняево Бохова стана Московского уезда. Пустошь вместе с селом Пушкино на Уче исстари принадлежала митрополичьим землям.

В те давние времена этот край покрывал густой первобытный лес и доподлинно известно, что одним из наиболее распространенных промыслов здесь было бортничество . В декабре 1490 года, в год своего возведения на митрополичью кафедру, митрополит Зосима Брадатый (ум. в 1496 г.) пожаловал в Боховом и Радонежских станах некоторых своих митрополичьих бортников землями и деревнями. Среди этих бортников - предводителей крупных артелей сборщиков мёда и воска, были имена неких Андрейки и Ивашки Коняевых : «Се яз Зосима, митрополит всея Руси, пожаловал есмь… своих митрополичьих бортников Андрейка Коняева, да брата его Ивашка… церковными пречистой Богородицы и своими митропольскими землями» (См.: Материалы по истории крестьян в России XI - XVII вв.: Сборник документов. Л., - 1958. С. 48).

Известно, что вид поместного пожалования земли был формой оплаты труда митрополичьих служилых людей, подобно «земельному окладу» служилых людей великого князя. Поместье давалось «до живота» и после смерти владельцев возвращалось во владение митрополита. Повсеместно в Подмосковье земли получали свои названия от имен их владельцев. Так на карте появилось Коняево, позднее, претерпев ряд изменений, превратившееся в Комягино.

Каменная церковь, освященная во имя Сергия Радонежского в селе Комягино впервые упоминается в переписных книгах Московского уезда Бохова стана за 1678 (7186) год.

Современный вид храма:
Точно известно, что храм был построен в 1678 году и в следующем, 1679-м освящен и обложен церковной данью. В приходной книге Патриаршего приказа говорилось: «В нынешнем 187 году января 9 дня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобного Сергия Радонежского в московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж того пустошь Комягино, на речке на Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова» (См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах. Вып.5. Радонежская десятина. - М., 1886 ).

По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была «новопостроена» в сельце Сергееве, что намекает на существование до каменного - деревянного храма.

Сергиевский храм в Комягино отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм.
По мнению многих исследователей, храм в Сергеевском-Комягине является одним из лучших образцов древнерусского каменного зодчества во всем Подмосковье.

Я бы, пожалуй, поставил в один ряд с этой церковью только Благовещенский храм в селе Тайнинском (об этом храме см.: ).

Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом преподобного Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.
Основной четверик вытянут по оси север-юг, что существенно увеличивает ширину храма для лучшего обозрения прихожанами деталей священнодейства.

Интерьеры храма:

Вот две фотографии Сергиевского храма, сделанных в начале ХХ века и его описание 1887 года.

«Из местрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать. Церковь имеет в длину 11 саженей, в ширину - 8 саженей, в вышину - около 20 саженей и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе, ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входя имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предолтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою, по местам вызолочен; стены холодной церкви расписаны иконописным письмом, но записей в времени росписи не имеется, теплая же церковь не расписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: «писан сей образ лета 7222 (1714 г.), совершена месяца июня в 7-й день» (См.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. 1. - М., 1907. С. 97 ).

В 1929 году храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было утрачено. Иконы XVII века были выброшены в овраг. По распоряжению правления ближайшего колхоза «Красный Октябрь» с храма были сняты железная кровля, обрешетка с крыш, вынуты прутья из ограды.

Фотографии 1953 года (

Лишь в 1955 году государство обратило внимание на тяжелое положение памятника культуры. С 1955 по 1961 г. под руководством известного архитектора-реставратора Л. А. Давида памятник был восстановлен.
Но затем последовало новое осквернение храма. В 1976 году отреставрированная церковь вновь была разорена. К 1980 году под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера была проведена повторная реставрация бесценного памятника.

Фото: Церковь Сергия Радонежского в Комягино

Фото и описание

Каменная Сергиевская церковь в Комягино была выстроена в 70-е годы XVII столетия. Точнее, в тот период времени село носило другое название - Сергиево. Оно являлось вотчиной стольника Н. И. Акинфова.

В XX веке зданию присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. Храм признан одним из лучших памятников древнерусского зодчества, находящихся в Подмосковье. Бесстолпное здание выстроено из кирпича, увенчано пятью главами, над ним высится шатровая колокольня. В настоящее время в церкви существует лишь один придел. Первоначально их было два, но второй придел был разобран в XVIII столетии. Тогда же перестала существовать и крытая паперть.

На одной из церковных стен (возле жертвенника) сохранились имена всех, кто строил храм или пожертвовал средства на его возведение. Священнослужители до сих пор поминают эти имена во время литургий.

В конце 20-х годов XX столетия богослужения в церкви были прекращены. Храм был разграблен, старинные иконы были сброшены в овраг. В середине XX века церковь была отреставрирована. Руководил реставрацией Л. А. Давид. Акт осмотра здания, составленный перед реставрацией, сохранился до настоящего времени. Согласно этому акту, полы церкви были разрыты, своды потрескались, кокошники разрушились.

После реставрации здание было снова разорено - это произошло в 70-е годы XX века. В 80-е годы в храме вновь были проведены реставрационные работы, ими руководил Б. Л. Альтшуллер.

До начала 90-х годов XX века в здании располагалась мастерская, где изготавливалась керамика. Затем храм был передан верующим.

В древние времена на месте нынешнего села Комягино была деревня Вязниково. В книге А. и Г. Холмогоровых «История деревень и усадеб XIV-XVII вв.», вышедшей в Москве в 1846 году, написано: «…в Московском уезде, в Боховом стану, было сельцо Сер­геево, а прежде пустошь Комя­гино, на речке Скалбе», и далее рассказывается о том, что де­ревня была заселена после 1646 года крестьянами из вот­чины стольника (придворный сан) Никиты Ивановича Акинфова, «перевезенными из деревни Фомкиной Костромского уезда, села Клобуково Юрьевского уезда, сельца Трех Прудов и села Тереховец Вологодского уезда».

Н.И. Акинфов в 1678 г. построил ныне существующую каменную церковь преподобного Сергия Радонежского (самая древняя в Пушкинском районе), с теплой каменной трапезной, в которой были устроены приделы преподобного Макария Желтоводского и святителя Григория Нисского и которая соединялась с барскими хоромами. Храм освящен в 1679 г.

В 1678 году в се­ле находился двор вотчинников (родовые владельцы зем­ли) и скотный двор, при нем пять человек. Также здесь числилось шесть крестьянских дворов, где проживало 26 человек, и четыре двора бобыльских — в них шестнад­цать человек.

С 1679 года поселение упоминается, как «сельцо Сергиево, а преж того пустошь Комягино».

В Ведомости о Сергиевской церкви, с ея причтом и приходом, состоящей Богородского уезда, что в селе Сергиевском Комягино тож, за 1825 год указывается следующее:

«Построена по благословению святейшего патриарха Адриана… тщанием окольничего Никиты Ивановича Акинфова.

Зданием каменная, тверда, а внутренние стены все расписаны.

Престолов два: в настоящей холодной во имя преподобного Сер­гия Радонежского Чудотворца, в теплом приделе к северной стороне во имя преподобного Макария Унженского.

Утварью достаточна.

Причта при сей церкви издавна состоит: священник один, дьячок и пономарь.

Приходских дворов, исключая священно- и церковнослужительских — 43, в них душ мужеска пола — 164, женска — 162.

Земли при сей церкви усадебной примерно около трех десятин, пашенной и сенокосной указанная пропорция, т.е. 33 десятины на оную землю, особенного плана и межевых не имеется и состоит в окружном владельческом плане. Пашенною землею священно- и церковнослужители сами не владеют, а пользуются ею помещица того же села надворная советница Феодосия Федоровна Мещанинова, вместо коей производит денежную ругу, а именно 200 рублей в год. Сверх сего … некоторой части сенокосного луга получают от нея ежегодно по 100 рублей; сенокосными же … владеют они сами, с ко­их снимают в год сена по примеру до 300 пудов.

Домы у священника и дьячка собственные, деревянные, состоящие на церковной усадебной земле; пономарского же дома нет, впро­чем земли под стройку оного есть довольное количество.

Священник Сергий Феодорович Костин (67 лет) обучался в Перервенской семинарии до риторики. Во диакона посвящен из сельского причетника Радонежской десятины ко Владимирской церкви, что в селе Маврине, в 1785 году ноября месяца Высокопреосвящен­ным Платоном, митрополитом Московским. А в 1793 году октября 9 дня на настоящее место посвящен в священника преосвященным Серапионом, епископом Дмитровским, за подписанием коего ставлен­ную грамоту имеет. Должностей особенных никаких не проходил. Учрежденный же по высочайшему повелению 1810 года бронзовый крест в Владимирской ленте, и акт за подписанием Преосвященным Августином, архиепископом Московским, 25 февраля 1818 года имеет. В семействе у него жена Марфа Трофимовна (67 лет), дочь Параскева (23 года).

Дьячок Иван Михайлович Соколов (66 лет) в школах нигде не обучался. На настоящее место произведен из праздношедших ме­жду Архиерейскую Синодальную конторою в 1779 году. В стихарь посвящен в 1789 году сентября 20 дня Высокопреосвященным Платоном, митрополитом Московским, за подписанием коего и ставленную грамоту имеет. У него в третьем браке жена Дарья Васильевна (55 лет), у него же дочери: Марфа (14 лет) и Агафья (11 лет).

Пономарь Федор Николаевич Маслов (35 лет) определен из праздноживущих в звенигородское Духовное управление сторожем в 1803 году, из оного в 1809 году в июне месяце поступил в Москов­скую Синодальную типографию в наборщика, из коей на настоящее место определен Преосвященным Кириллом, епископом Дмитровским, в минувшем 1825 году сентября 19 дня, на которое звание Московской Духовной консистории указ имеет. У него в первом браке жена Наталья Ивановна (30 лет).

Просвирницы определенной при сей церкви не имеется. Заштатных на пропитании ни у кого нет.

Вотчины надворной советницы Ф.Ф. Мещаниновой в селе Сергиевском Комягино тож дворов — 26; мужеска пола — 108, женска — 106.

Тоя же помещицы в деревне Невзоровой — дворов — 17; мужеска пола — 56, женска – 56».

Владелец села Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. От первого брака с Феодорой он имел сына Григория и дочь Анну, бывшую замужем за князем Григорием Дмитриевичем Юсуповым-Княжевым. От брака с Аксиньей Абрамовной Лопухиной, родственницей царицы Евдокии Федоровны (урож­денной Лопухиной), первой жены Петра I, имел сына Конбара.

В 1719 году во владениях Никиты Ивановича Акинфова находилось 3622 человека и 8332 четвертей земли.

В 1720 году Н.И. Акинфов за противоборство петров­ским реформам находился под следствием «в Его Импера­торском Величестве деле» и содержался в Петропавлов­ской крепости. «17 марта 1721 года по именному Его Вели­чества Указу и по розыску Преображенской канцелярии, он, Никита Акинфов, по великой старости, послан в Ки­риллов монастырь, что на Белом озере для пострижения. В том монастыре велено ему быть в братстве до кончины живота своего, а в вотчинах и поместьях, которые за ним были, предоставлено ему, Акинфову, учинить наследников, кого он хочет». Наследником Н.И. Акинфова становится внук Николай, сын Конбара.

С этим завещанием не согласился лейб-гвардии майор князь Г.Д. Юсупов-Княжев, который пишет челобитную в Юстиц-коллегию: «В нынешнем, Государь, 1721 году Ни­кита Иванов, сын Акинфов, по должности своей родитель­ской обещал дочери своей, а моей жене княгине Анне поло­вину отдать деревень своих, причем были тому свидетели персоны знатные: господин генерал-фельдмаршал Светлейший князь Меншиков Александр Данилович, бригадир и лейб-гвардии майор Ушаков, комендант Бахниатов и майор Сергей Бухвостов, а ныне упомянутый Акинфов по­казал всем своим деревням наследником на внука своего Николая, сына Конбарова, отец которого Конбар за вины наказан кнутом и сослан в Сибирь, и деревни его взяты под Ваше Величество. Прошу Ваше Величество потому не велить учинять Николая, внука Никиты, наследником, а ве­ли, Государь, за мою службу и по первому его, Акинфова, обещанию, учинить наследницей его дочь, а мою жену кня­гиню Анну. Других наследников к его деревням ближе же­ны моей нет».

Это дело рассматривалось в Сенате в 1725 году, и по ре­шению его было определено из всех имений Никиты Ива­новича Акинфова три части отдать во владение его дочери Анне, а одну четверть, согласно завещанию, оставить за Николаем Конбаровичем.

В 1728 году по прошению уже Николая дело о правах на наследство вновь рассматривалось Великим Сенатом, по решению которого все родовые имения Никиты Акин­фова были отданы во владения внука Николая.

В 1729 году по купчей ведомости село Сергеево-Комягино перешло к Василию Абрамовичу Лопухину, брату вто­рой жены Никиты Ивановича, а у него куплено в 1749 году графом Алексеем Петровичем Бестужевым-Рюминым, который был женат на дочери русского резидента в Гамбурге Анне Ивановне (умерла 15 декабря 1761 г.). Кроме сына Андрея (за безпутное поведение, по просьбе отца, был заточен в монастырь, умер в 1768 г., без потомства) и сына Петра, умершего молодым, других детей не имел. Алексей Петрович Бестужев умер 10 апреля 1767 г. Бестужев представляет отрадное явление среди дипломатов XVIII в., когда продажность была «введена в закон. Он не запятнал себя никакими… осязательными доказательствами милостивого расположения иностранных дворов» и был сторонником союза с Австрией в искреннем убеждении, что этот союз необходим для России и что, напротив, усиление Франции и Пруссии нарушает ее государственные интересы. Широко образованный, интересовавшийся химией и медициной, он в то же время был верующим человеком и в своем изгнании утешался подбором «избранных из Священного Писания изречений в утешение всякого неповинно претерпевающего христианина».

Поз­же владельцем села стал А.И. Мусин-Пушкин. Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817 гг.) окончил Артиллерийское училище, служил до 1772 года адъютантом при князе Г.Г. Орлове. В 1794-99 гг. – президент Императорской Академии художеств. В апреле 1797 года указом императора Павла I возведен в графское достоин­ство. Кроме службы занимался наукой и литературой. Собирал древности, Пушкин был владельцем оригинала рукописи «Слово о полку Игореве». Сама Екатерина II подарила ему несколько очень редких книг и летописей.

В 1791 году Мусин-Пушкин был назначен обер-про­курором Священного Синода, что еще более способствовало уве­личению его книгохранилища. Выйдя в отставку, граф А.И. Мусин-Пушкин издал в 1800 году «Слово о полку Игореве».

В середине XIX в. селом владел П.М. Мещанинов.

В 1890 г. усадьбой в Комягине владел Семен Васильевич Лепешкин, сын Василия Семеновича и Варвары Яковлевны Лепешкиных, до 1880-х гг. владевших Вознесенской мануфактурой. Он был высокообразованным человеком, получил образование в Дрездене, придерживался либеральных взглядов, сочувствовал революционерам и даже оказывал им материальную поддержку. Заметная фигура в области городского управления. Он много лет состоял гласным Московской городской думы, редактировав ее «Известия», являлся одним из создателей Кустарного музея, написал очерк о кустарных промыслах Северного Кавказа. Совместно с В.И. Орловым он заложил основы земской статистики. Семен Васильевич состоял в Московском юридическом обществе, в совете Коммерческой академии наук, в Обществе пособия нуждающимся студентам, был товарищем (заместителем) городского головы. В 1877 г. он купил на собственные средства дом в Филипповском переулке и устроил общежитие для студентов Московского университета, обеспечив его содержание соответствующим капиталом. С.В. Лепешкин умер в 1913 г., завещав университету 200 тыс. руб. для содержания в строгом согласии с уставом комитета безплатных квартир для беднейших из достойнейших студентов… и для безплатного продовольствия их сытной и здоровой пищей».

От усадьбы в Комягине до нашего времени дошли только отдельные деревья парка. (Из книги «Храмы г. Пушкино и окрестностей, г. Королева, г. Ивантеевки». Автор протоиерей Олег Пэнэжко).

В 1680 году при храме числился «поп Потап»; в 1704 году — священник Иоанн Герасимов; в 1720 году – священник Иоанн Иванов; в 1787 в храме служил священник Владимир Стефанович Разумовский; в 1825 году – священник Сергий Феодорович Костин. В 1843 г. служил священник Иоанн Широгоров (родился в 1820 г. во Владимирской губернии в семье священника, обучался во Владимирской семинарии, по окончании которой в 1842 г. со званием ученика второго разряда был определен во священники Сергиевской церкви села Комягина Богородского уезда) с дьячком Мефодием Воскресенским (происходил из духовного звания, родился в 1815 г. в Московской губернии в семье пономаря, закончил Высоко-Петровское училище второго класса) и пономарем Флегонтом Сокольским. Последний священнослужитель Михаил Введенский (родился в 1878 г. в семье священника. В 1899 г. закончил Московскую духовную семинарию со званием студента; с 1899 по 1902 гг. работал законоучителем в церковно-приходских школах: Городенковской в Богородском уезде; с 1903 по 1911 гг. был псаломщиком в московской церкви Успения в Кожевниках, а 18 июня 1911 г. стал священником этого храма. Сергиевскую церковь возглавил 1 сентября 1918 г. и одновременно служил в должности законоучителя Комягинской церковно-приходской школы) с псаломщиком Михаилом Пировским.

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье.

Сергиевский храм кирпичный, безстолпный, пятиглавый с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом преподобного Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в ХVIII веке типу посадских и вотчинных церквей. Первоначально с севера находился второй придел святителя Григория Нисского, а с юга — крытая паперть, которые были разобраны в середине ХVIII века. Четверик храма завершен двумя ярусами кокошников. В декоре храма важное место занимают разные кирпичные обрамления окон и порталов. Колокольня храма типа «восьмерик на четверике». Вход на колокольню сделан в толще стен. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной Литургией. Иконостас главного храма был деревянный тябловый, состоящий из пяти ярусов икон письма ХVII века, а в приделе преподобного Макария Желтоводского — из трех ярусов тоже с древними иконами.

На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, но в 1929 году, после смерти последнего настоятеля священника Михаила Введенского (его матушка Александра Сергеевна работала в селе учительницей, в войну 1941-1945 гг. отдала свой дом у церкви под детский сад, сама жила на кухне) «новые хозяева жизни» храм закрыли, варварски разграбили его, иконы ХVII века выставили в ближайший овраг, безследно исчезли старинные кресты - мощевики, хоругви, которых в храме было немало (согласно имеющейся описи 1924 года). Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза «Красный Октябрь». Была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, добывали и кирпичи из стен на личные нужды.

Спасла храм от совершенного разрушения реставрация государством в 1950-х годах под руководством Л.А. Давида.

Акт технического осмотра, сохранившийся доныне, передает ужасающую картину: трещины в сводах, разрушенные кокошники, разрытые полы. В процессе реставрационных работ были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал оскверняться. Был в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место. В 1980 году была проведена повторная реставрация под руководством Б.Л. Альтшуллера, видного архитектора и реставратора.

Была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом; до 1992 года здесь находилась мастерская по изготовлению керамики. Храм открыли в ноябре 1991 года.

В январе 1992 года после многолетнего перерыва состоялась первая Божественная Литургия, началось возрождение храма тщанием жертвователей и трудами прихожан. Стала налаживаться приходская жизнь.

Храм в селе Комягино — один из древних в Пушкинском районе, люди приезжают сюда из Москвы и Пушкино, Щелково и Мытищ, Королева и Ивантеевки. Особо любят здесь освящать свой брачный союз молодожены. При храме открыта воскресная школа для детей.

За 18 лет, прошедших с момента открытия, храм приобрел прежнее величие и красоту. Иконостас, роспись и интерьер создают особое молитвенное настроение. 19 сентября 2002 г. храм был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В 2008 году иждивением жертвователей были отреставрированы древние кресты, позолочены сусальным золотом, заменена ветхая кровля куполов на медную. Каждый год ведутся работы по благоустройству территории вокруг храма.

При храме работает воскресная школа для детей.

Особо торжественные дни в храме: 18 июля — обретение мощей преподобного Сергия Радонежского; 7 августа — память преподобного Макария Желтоводского; 8 октября — преставление преподобного Сергия Радонежского.

Контакты

Адрес: Московская обл., Пушкинский р-н, с. Комягино.

Телефон настоятеля: 8-916-126-47-89

Банковские реквизиты:

ИНН 5038003634

КПП 503801001

Р/с 40703810900000010940

ИНН 5038003634

БИК 044585338

К/с 30101810100000000338 в ОАО «Смоленский Банк» г.Москва

Просмотров