Петропавловский собор (1703). История строительства петро-павловского собора и интересные факты Петропавловский собор архитектура

Внешне Петропавлоский собор выглядит достаточно скромно и строго и потрясает в первую очередь своими размерами (огромным шпилем колокольники) и не совсем типичными для того времени внешними видами, присущими скорее европейским храмам, нежели православным соборам. И в общем на контрасте с общим достаточно простым экстерьером имеет смысл хотя бы разок попасть внутрь (туда продаются входные билеты - в данным момент собор функционирует музейным комплексом как и Исаакиевский собор, хотя службы там проводятся).

Кстати поскольку собор в первую очередь функционирует именно как часть музейного комплекса (а не как религиозное сооружение) то очень забавно там видеть простых туристов одетых не по дресс-коду (например в шортах). В Собор Святого Петра в Риме или там например в мечети Султанахмет и Айя София в Стамбуле в шортах не попадешь, хе-хе!

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе - Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М. Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А. Захаровым. Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём является подлинником XVIII века, остальные - восстановлены после Великой Отечественной войны:

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722-1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. 43 иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726-1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы:

Ещё одним интересным элементом собора является императорская усыпальница. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича. Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694-1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича. После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров. А в 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами:

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитым в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова:


В 1703 году при строительстве Петропавловской крепости на её территории заложили деревянную церковь Святых Петра и Павла. 8 июня 1712 года Доменико Трезини начал строительство нового большого каменного храма. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви. 30 мая 1714 года была проведена церковная служба освящения будущего храма. Официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

Петропавловский собор начали строить по настоянию Пётр I с колокольни. Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты, украшавшие некоторые европейские храмы. Такие же Пётр захотел иметь и в России. Были закуплены трое курантов, одни из которых доставили в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной 2 метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Изначально колокольня была с деревянным каркасом, трёхъярусной, завершалась шпилем. Шпиль был создан в 1717-1720 годах по проекту архитектора Ван Болеса, представлял собой деревянный каркас обшитый позолоченными медными листами. По окончании этих работ Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. Здесь применены не только библейские, но и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.
В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - 4 евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.
В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.
В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Уникален иконостас. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1729 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Часть икон сохранилась с XVIII века, необычны формы икон. В центре - царские врата со скульптурами апостолов.

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню.
При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского, по которым предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.
Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс, на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первую часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привезли в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплатили первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удалось, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умер. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770- годов.
Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.
В 1830 году ураганный ветер повредил фигуру ангела на шпиле. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне не оказалось. Кровельщик Пётр Телушкин вызвался без страховки, удерживаясь только пальцами, забраться на яблоко шпиля и отремонтировать флюгер. Пётр Телушкин за свой подвиг получил право на бесплатную чарку водки во всех казённых кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Однако он часто терял этот документ, Телушкину приходилось подолгу восстанавливать свою привелегию. В конце концов чиновникам надоело ставить печати на бумагу, печать поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щёлкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник характерный жест приглашающий выпить.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Он оказался единственным, кто математически расчитал конструкцию сооружения. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за всё время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").
Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея, в 1717 году - сестра Петра I, Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.
Когда в самом соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада. В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой Мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. Великокняжеская усыпальница же была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад. В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №72 (Любопытный Петербург, часть 5-я), февраль 2015 года

Петропавловский собор

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Особая благодарность Ольге Владимировне Скоробогатой, заведующей отделом по связям с общественностью Государственного музея истории Санкт-Петербурга, за неоценимую помощь в создании этого выпуска.

Дорогие друзья! Пятый выпуск серии «Любопытный Петербург» мы посвятили «сердцу» нашего города – Петропавловскому собору. Подготовить эту газету (как и предыдущий выпуск серии, посвящённый Заячьему острову) нам помогли сотрудники одного из крупнейших в России исторических музеев – Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Его главный «экспонат» – уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII-ХХ веков – Петропавловская крепость.

XVIII век

Крепость «Санкт-Петербург» (так вначале называлась Петропавловская крепость) была заложена 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года на небольшом Заячьем острове в дельте Невы. Крепость строилась «с великим поспешанием» для обороны русских земель, захваченных Швецией в XVII веке и отвоёванных в ходе Северной войны 1700–1721 годов.
Легенда, изложенная в рукописи «О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга» (название нашего города писалось тогда в одно слово), так описывает это знаменательное событие: «Май, 14. Царское величество изволил осматривать на взморье устьев Невы реки и островов и усмотрел удобной остров к строению города (оной остров тогда был пуст и обросши был лесом, а именовался Люистранд, то есть Весёлый остров). Когда вошёл на середину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышен. Взяв у солдата багинéт (штык) и, вырезав два дёрна, положил дёрн на дёрн крестообразно и, сделав крест из дерева, изволил говорить: “Во имя Иисус Христово, на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла”».
Дальше указывается, что 16 мая царь, выкопав ров, водрузил в него каменный ящик и «изволил поставить в тот ров ящик ковчег золотой, в нём мощи святого апостола Андрея Первозванного, и покрыть каменною крышкою, на которой вырезано было: “По воплощении Иисус Христове 1703, маия 16, основан царствующий град Санктпетербург великим Государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским”». Пётр I мечтал о том, что под покровительством апостола Андрея новая российская столица получит такую же славу, как Рим – город апостола Петра, брата Андрея.

Одно из первых изображений крепости на Заячьем острове (из учебных таблиц «Навигацкой школы» в Москве; составитель – Василий Киприянов, 1705 год). «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь».

29 июня, в день святых Петра и Павла, Пётр I заложил в центре крепости деревянную церковь. 1 апреля 1704 года митрополит Новгородский и Великолуцкий Иов освятил её во имя святых апостолов Петра и Павла (их память отмечается в один день, а за особые заслуги в деле христианской проповеди только они получили наименование «первоверховных»). Таким образом, как и сам новый город, храм получил имя святого апостола Петра – небесного покровителя царя.
1710 годом датируется одно из первых описаний церкви: «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют гармоничный колокольный звон… Человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время».
В 1709–1710 годах, после победы в Полтавской битве (1709 год), – решающем сражении Северной войны, завершившемся полным разгромом шведской армии, – храм расширили, пристроив два придела, увенчанных шпилями. Храм был расписан «под каменный вид жёлтым мрамором».

Петропавловский собор (в центре) и два из нескольких его прототипов – церковь святого Николая в Копенгагене (слева) и церковь святого Петра в Риге (справа).

8 июня 1712 года, на Троицу (в тот же праздник, к которому было приурочено основание крепости), рядом с деревянной крепостью Пётр заложил каменный Петропавловский собор. Поскольку с 1712 года Петербург стал столицей Российского государства, собор с самого начала своего строительства воспринимался как один из главных храмов России. Собор возводился по проекту выдающегося петербургского архитектора, швейцарца Домéнико Трезини. Это здание – один из наиболее значительных памятников Петровской эпохи, символ утверждения новой столицы на берегах Балтики. Собор – самый выразительный образец раннего русского барокко, которое называют также «петровским». Этот стиль формировался вместе с Петербургом, вбирая в себя европейские архитектурные традиции. До Петра в России таких православных храмов не строили. Интересно, что строительство велось таким образом, что первоначальная деревянная церковь оставалась внутри новой постройки. Она была разобрана только в 1719 году и перенесена на Петербургскую сторону в солдатскую слободу, где простояла до 1806 года.

«Фасад деревянной церкви св. апостолов Петра и Павла 1703 года», неизвестный художник. Иллюстрация из книги: Новосёлов С.К. Описание кафедрального собора во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. СПб, 1857 г.

Особое значение Пётр I придавал возведению колокольни. Колокольня в церковной традиции – это башня, пристроенная к храму (или расположенная рядом) и специально предназначенная для колоколов. В древней Руси вместо колоколен строили каменные стенки-звонницы, позднее их сменили отдельно стоящие ярусные башни-колокольни. Только в XVIII веке в России колокольни стали частью храма. Пётр стремился как можно быстрее возвести в молодой столице небывалое по высоте и торжественности здание. Именно с колокольни, увенчанной высоким остроконечным шпилем, и началось строительство Петропавловского собора. «Колокольню, – торопил строителей Пётр, – как возможно скорее отделать, дабы в будущем году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь».

Одно из первых изображений колокольни Петропавловского собора. Фрагмент Панорамы Санкт-Петербурга. Гравюра Алексея Зубова, 1716 год.

К 1719 году деревянный шпиль колокольни взметнулся на высоту 106 метров, существенно превзойдя самое значительное сооружение такого типа в России (и во всём православном мире) – колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Известно, что Пётр I даже задумывался о создании лифта в колокольне. К 1724 году несущие конструкции шпиля были полностью обшиты снаружи. «Крепостная церковь, – писал очевидец, – при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении». Деревянные конструкции шпиля были установлены Хáрманом ван Бóлосом – мастером, приглашённым Петром I из Голландии. Само слово «шпиль» – голландского происхождения. На самом верху укрепили шар из позолоченной меди, похожий на большое яблоко. Эта декоративная деталь, завершающая шпиль или купол здания, обычно так и называется – яблоко. По рисунку и модели Трезини был исполнен и установлен на шпиль медный крест с фигурой Ангела, ставший одним из важнейших символов северной столицы.

Ангел на шпиле Петропавловского собора. Рисунок Доменико Трезини, 1722 год. Таким был первый ангел, парящий над Санкт-Петербургом с 1724 по 1756 год.

Петропавловский собор создавался в один из важнейших периодов русской истории Нового времени. В 1721 году завершилась Северная война, был подписан победоносный для России Ништадтский мир и Петру I торжественно преподнесён титул отца Отечества и великого императора. Эти исторические события определили особую пышность и величие внутренней отделки храма, которая так же необычна для традиционного русского церковного зодчества, как и его внешний облик. Долгое время Петропавловский собор являлся своеобразным памятником славы русского оружия: здесь хранились трофейные знамёна, ключи от взятых русскими войсками городов и крепостей (в начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж, а в соборе остались копии шведских и турецких знамён, которые можно увидеть и сегодня).
В 1720 году на колокольне Петропавловского собора появились приобретённые Петром I в Амстердаме за баснословную по тем временам сумму (45 тысяч рублей) часы-куранты и карильон с 35 колоколами. Куранты – часы с музыкальным механизмом, исполняющим несложную мелодию. Слово «куранты» возникло благодаря названию французского танца «данс курат», очень популярного в старину. Эта мелодия звучала с башенных часов ратуш европейских городов. В России куранты впервые появились в XV веке на башнях Московского Кремля, а в Петербурге – на колокольне Троицкой церкви (разрушенной в 1933 году). «Зелó прехитрые» куранты каждые полчаса «играли сами собой, приводимые в движение большою железною машиною с медным валом», и издавали неслыханный в России перезвон.
Карильóн (от французского слова «перезвон») – музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов и клавиатуры, напоминающей клавиатуру органа, «махина, которая управляется руками и ногами». Каждая клавиша (похожая, скорее, на рукоятку) соединена с языком «своего» колокола длинной проволокой. В Западной Европе «колокольная музыка» наибольшее распространение получила ещё в средневековье. Первый в России карильон был размещён на колокольне Петропавловского собора. Специально обученный «колокольный игратель» каждое утро исполнял на карильоне музыкальные пьесы.
В 1725 году на втором ярусе колокольни (на высоте 42 метра) в дополнение к карильону была установлена русская звонница. Эта открытая площадка с колоколами – обязательная принадлежность православного храма. Колокольный звон созывает верующих на молитву. Такой звон называется «блáговест» – им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. При Петре I, когда Петропавловский собор был главным храмом Петербурга, благовест, раздававшийся с его колокольни, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. Колокольным звоном также выражают скорбь об усопшем в день похорон. Поскольку Петропавловский собор ещё при жизни Петра I стал усыпальницей Дома Романовых, звон колоколов всегда звучал во время погребения русских императоров и членов царствующей династии.

Иконостас Петропавловского собора.

В 1729 году в соборе установлен деревянный позолоченный иконостас, придающий его внутреннему убранству особо торжественный характер. Он по праву считается непревзойдённым образцом русской резьбы эпохи барокко (эскиз иконостаса делал предположительно сам Доменико Трезини). Под руководством выдающегося русского художника и зодчего Ивана Зарудного он был изготовлен в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля, по частям перевезён в Петербург и установлен в соборе в 1729 году. Иконостас – особая перегородка с иконами («стена для икон» по-гречески), которая отделяет алтарь от остальной части православного храма и символизирует границу между миром земным и миром небесным. Высокие многоярусные иконостасы, состоявшие из пяти и более рядов икон, получили повсеместное распространение в русской церковной архитектуре XVI–XVII веков. Однако иконостас Петропавловского собора не похож на иконостасы допетровского времени. По своей композиции он близок к триумфальным сооружениям, возводившимся при Петре I в честь побед русского оружия. Здесь нет горизонтальных рядов икон, а центральная часть решена в виде величественной триумфальной арки, которая перекинута над центральными дверями иконостаса – Царскими вратами – и поднимается в подкупольное пространство на высоту почти 20 метров.
Над царскими вратами, расположенными в самом центре иконостаса, – скрещенные ключи. Эти атрибуты апостола Петра – ключи от рая, а также элемент герба Рима (города Святого Петра) – напоминают о том, что Петербург – это «третий Рим». В Петровскую эпоху такое изображение могло истолковываться как символические ключи от Балтики и новой столицы России, ставшей её морскими воротами.
В киотах (специальных шкафчиках) размещены 43 иконы, написанные 1727–1729 годах московскими мастерами. Иконы составляют единый художественный цикл, тематическая программа которого была разработана, скорее всего, архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Среди основных тем этой программы – прославление деяний Петра I и идея торжества русской государственности.

Фигура Святого апостола Петра на иконостасе Петропавловского собора.

Незадолго до освящения собора у одного из пилонов (столб, служащий опорой сводчатых перекрытий) была установлена кафедра. Нужно отметить, что в православных церквях практика чтения проповедей со специальных кафедр до Петра I не существовала. Кафедра украшена картинами из Ветхого и Нового заветов, деревянными позолоченными скульптурами апостолов Петра и Павла.
У противоположного пилона находится Царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом, где во время богослужения молился император. Над помостом укреплены изображения императорских регалий – корона, меч и скипетр. По традиции русские императоры приходили в Петропавловский собор после коронации – испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей.

Место захоронения Петра I. На надгробии – памятные медали, на стене – скульптурная группа «Оплакивание Христа», подаренная собору супругой императора Екатериной I в знак скорби по умершему мужу. Её могила – на переднем плане.

Пётр I не увидел Петропавловский собор во всём великолепии – 28 января 1725 года император скоропостижно скончался, простудившись во время наводнения. Гроб с его набальзамированным телом был помещён во временную деревянную часовню, сооружённую Доменико Трезини внутри строящегося храма, где в окружении свечей, гербов и знамён простоял шесть лет. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Ещё при жизни Петра I в Петропавловском соборе похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену (принцессу Шарлотту-Христину-Софию), сестру Петра I (Марию Алексеевну) и его невестку (царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра I – царя Фёдора Алексеевича). Таким образом, ещё до окончания строительства собор стал некрóполем. Некрополь по-гречески – «город мёртвых». Так в древности назывался крупный погребальный комплекс, большое кладбище. Со временем это слово приобрело и другое значение – место, где похоронены известные люди. В Петропавловском соборе покоится прах многих представителей династии Романовых, прежде всего, русских императоров и императриц, за исключением Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (место захоронения неизвестно).
У восточной стены собора расположен ещё один некрополь – Комендантское кладбище. Здесь хоронили комендантов Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости (до 1796 года это была единая должность), скончавшихся на своём посту.

«Большой пожар в городе Петербурге в 1737 году». Немецкая гравюра. В левой части гравюры – Петропавловский собор.

Не меньшую угрозу, чем наводнения, для Санкт-Петербурга всегда представляла огненная стихия. Огонь уничтожал дворцы и храмы, жилые кварталы и гостиные дворы, заводы и баржи, уносил человеческие жизни. Так, в 1737 году на Адмиралтейской стороне вспыхнул пожар, обративший в пепел более тысячи жилых домов от истока Мойки до Зелёного моста. В 1756 году во время ночной грозы загорелась колокольня Петропавловского собора. Самое высокое сооружение С.-Петербурга строилось в ту пору, когда громоотводы ещё не были изобретены, и не раз страдало от попадания молний. Летняя гроза 1756 года оказалась фатальной, сгорел не только деревянный шпиль с фигурой Ангела и часами, но и кровля собора. Расплавились колокола. Не выдержав жара, обрушились верхние ярусы колокольни и купол. Иконостас, благодаря его разборной конструкции, удалось вынести по частям.
Восстановительные работы затянулись на несколько десятилетий. В 1757 году над алтарём вместо первоначального деревянного купола был возведён новый кирпичный, увенчанный луковичной главкой. Новая двускатная крыша была сделана по железным стропилам, уложенным на кирпичные арки.

В 1764 году указом императрицы Екатерины II был объявлен конкурс на проект восстановления колокольни. В нём, в частности, приняли участие выдающиеся русские зодчие Юрий Фéльтен и Савва Чевáкинский. Однако, рассмотрев предложенные ими проекты, императрица распорядилась построить колокольню «точно так, какова была, понеже все протчие планы не столь красивы». Работы проводились под руководством инженера Хармана ван Болоса. Новый деревянный шпиль, обшитый медными золочёными листами, был воссоздан к 1773 году, и на его вершину установили воссозданную в прежнем виде фигуру второго Ангела.

Вид на город сквозь циферблат башенных часов.

Новый часовой механизм и карильон, взамен сгоревших, изготовил и доставил в Петербург известный голландский мастер Орто Красс. Их сборку на высоте 62 метров лишь в 1776 году осуществил часовой мастер И. Редигер. Тогда же по четырём сторонам света были установлены красивые круглые циферблаты с римскими цифрами. Диаметр каждого такого циферблата составляет два метра! Слово циферблат – немецкое и обозначает любую панель с цифрами. Циферблат может быть не только в часах, но и в других приборах, например, – в весах. В старину не так следили за точностью времени, как сейчас, поэтому циферблаты часов на колокольне имели только одну – часовую – стрелку. В новых курантах-карильоне было уже 38 колоколов, что позволяло исполнять более сложные мелодии.
К 1777 году на колокольне появился первый громоотвод. Ещё в 1750-х годах в России стало известно об опытах американского изобретателя и политика Бéнджамина Франклина по созданию защиты от молний. В 1772 году Екатерина II распорядилась об устройстве «електрического отвода к отвращению удара и палению, от молнии происходящего». Как его установить, решали учёные из Академии наук под руководством академика Леонарда Эйлера. Наконец, летом 1775 года слесарных и кузнечных дел мастера приступили к работе. По шпилю и стене собора, от креста до земли, был проложен железный прут, конец которого был опущен в воду канала.
В 1777 году случился «великий шторм». От натиска ураганного ветра фигура Ангела погнулась, а крылья оторвались. Чтобы избежать в дальнейшем таких неприятностей, решили уменьшить вес Ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый эскиз был разработан архитектором Антонио Ринальди согласно принципам классицизма. Этот, третий по счёту, Ангел – привычного нам вида – был установлен на шпиль в 1778 году и парил над городом в течение сорока лет.

XIX век

Подъём Петра Телушкина на шпиль колокольни. С гравюры начала 1830-х годов.

В 1829 году шторм вновь сильно повредил крест, а у Ангела отломилось крыло (которое чуть было не упало на коменданта крепости). Для того, чтобы произвести ремонт, нужно было строить вокруг колокольни дорогостоящие леса. За починку решил взяться талантливый ярославский кровельщик Пётр Телушкин. Ему удалось забраться на шпиль без возведения строительных лесов, а только лишь «остроумным применением сложных верёвочных петель и прибегая к весьма находчивым уловкам». В 1830 году в течение шести недель под восторженные возгласы зевак по верёвочной лестнице он каждый день поднимался на вершину шпиля и в одиночку вернул фигуре Ангела правильное положение и прикрепил крыло. Этот ремонт вошёл в историю как образец русской смекалки и отваги.

«Вид Невы и Петропавловской крепости». Акварель Василия Садовникова, 1847 год.
Винтовая лестница внутри шпиля, постепенно сужаясь, поднимается на 2/3 высоты шпиля и заканчивается небольшой дверцей «на улицу». Дальше к Ангелу можно подняться только по наружной лесенке.

В 1834 году крест вновь накренился. Выяснилось, что стали подгнивать деревянные конструкции шпиля. Восстановительные работы долго откладывались. Наконец в 1856 году император Александр II выразил согласие на устройство нового шпиля. Его главным строителем был назначен инженер Дмитрий.Журавский. Он спроектировал необычно лёгкий для такого массивного сооружения металлический каркас в виде восьмигранной пирамиды. Несущие конструкции были смонтированы в 1858 году. Опоры восьми рёбер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи шпиль был покрыт медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим методом под руководством известного петербургского химика, члена-корреспондента Академии наук Генриха Струве. Внутри шпиля была устроена винтовая лестница. Над яблоком (его диаметр – 1,6 метра) поднялся шестиметровый крест с новой фигурой Ангела (высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Эта четвёртая по счёту фигура Ангела сохранилась до сих пор. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась до 122,5 метра. Петропавловский собор приобрёл свой современный облик.

Фигурки херувимов на колокольне.

На самом верху колокольни Петропавловского собора, под куполом с часами, можно заметить интересные украшения в виде головок пухлых младенцев с крылышками. Это херувимы – декоративный мотив, появившийся в западноевропейской архитектуре в XV веке и позже получивший широкое распространение. Херувимов можно увидеть и внутри Петропавловского собора. Согласно христианским представлениям, херувимы – это ангелы стражи. По народным верованиям, херувимы – это души погибших детей. В виде херувимов иногда делают украшения для рождественских ёлок или для пасхальных верб.
Одновременно с переделкой шпиля в 1858 году была проведена реставрация башенных часов. Московские мастера братья Николай и Иван Бутенóпы отремонтировали башенные часы и модернизировали механизм, добавив на циферблаты минутные стрелки (раньше их не было). Карильон, который износился и замолчал уже к 1840 году, восстанавливать не стали. Куранты настроили на исполнение церковного гимна Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». >

XX век

Так выглядит «игральный механизм» курантов.

В 1906 году репертуар башенных часов Петропавловского собора пополнился государственным гимном Российской империи «Боже, царя храни», написанным композитором Алексеем Львовым. Куранты вызванивали гимн дважды – в полдень и в полночь, а каждые четверть часа исполняли «Коль славен…». Одновременно на русской звоннице (третий ярус колокольни, высота 42 метра от основания собора) установили 27 новых колоколов, отлитых на гатчинском заводе. Самый большой из них весил 4,8 тонны, в его подъёме участвовало 400 солдат гарнизона Петропавловской крепости.

Бронзовый часовой колокол перед подъёмом на звонницу Петропавловского собора. Фото Карла Буллы – «отца российского фоторепортажа», 1905 год.

В 1897-1908 годах рядом с собором была построена Великокняжеская усыпальница (поскольку в самом соборе для захоронений уже не осталось места). Слово «усыпальница» связано с отношением к смерти как ко сну и переходу в другой мир. В христианском мире был широко распространён обычай хоронить представителей правящих династий в храмах. До XVIII века, когда столицей России была Москва, усыпальницей великих князей московских, а позднее – русских царей, служил Архангельский собор в Московском Кремле. С переносом столицы в Санкт-Петербург императорской усыпальницей стал Петропавловский собор. В Великокняжеской усыпальнице было решено хоронить только некоронованных членов императорской семьи – братьев, сестёр, детей и внуков императора. До начала Первой мировой войны туда успели перенести восемь захоронений из собора и похоронить ещё пять великих князей. Всего в усыпальнице 60 склепов. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор.

Великокняжеская усыпальница.

В 1900–1907 годах был устроен отдельный вход в Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу, предназначенный для императорской семьи. Он был устроен при сооружении галереи, соединяющей собор и усыпальницу, по проекту Леонтия Бенуá. Он же был автором металлической ограды, установленной перед Царским подъездом со стороны Соборной площади. В качестве образца по личному указанию императора Николая II была выбрана знаменитая решётка Летнего сада. Художником Николаем Харламовым были созданы четыре мозаики, украсившие фасады Великокняжеской усыпальницы – образы Иверской, Казанской и Феодоровской Богоматери, а также образ Спаса Нерукотворного, расположенный над входом в галерею Великокняжеской усыпальницы. По рисунку художника Николая Брýни был выполнен витраж «Воскресение Христово».

Литография «Петропавловская крепость» из альбома «Петербург в 1921 году». Художник Мстислав Добужинский, 1923 год.

В сентябре 1917 года, ещё при Временном правительстве, из Петрограда в Москву был вывезен 31 ящик с имуществом собора: утварью, иконами, церковными облачениями, золотыми и серебряными венками, книгами. Многие ценности безвозвратно исчезли после прихода к власти большевиков. Ныне лишь отдельные предметы, хранившиеся в Петропавловском соборе, находятся в музейных собраниях Москвы (оружейная палата) и Петербурга (Эрмитаж, Музей истории Санкт-Петербурга). Внутреннее убранство Великокняжеской усыпальницы было уничтожено, мраморные надгробные плиты разбиты.
Богослужения были прекращены, в 1919 году собор был закрыт, в 1922 году он был передан «Главнауке», а в 1926 году – Музею революции. Куранты и колокола Петропавловского собора надолго замолчали. Предпринятая в 1937 году попытка настроить их на исполнение «Интернационала» не удалась, часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1930-х годах даже рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели.
Хотя ещё в 1918 году собор был взят под государственную охрану как памятник истории и культуры, здание не отапливалось и не ремонтировалось и к 1939 году его состояние стало «угрожающим для посещения трудящимися».
В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. Несмотря на то, что шпиль был закрашен альпинистами серой корабельной краской, а Ангел закрыт мешковиной, колокольня была заметным ориентиром для фашистской артиллерии и авиации. Одна из бомб, разорвавшихся на территории крепости, осколками повредила шпиль собора, а циферблаты взрывной волной вынесло из гнёзд. Алтарный витраж Николая Брýни был выбит взрывной волной.

Колокольня Петропавловского собора, отмеченная на фотоснимке как мишень для фашистских пушек.

Восстановление разрушений, причинённых Великой Отечественной войной, растянулось на десятилетия. В 1954 году Петропавловский собор был передан Государственному музею истории Ленинграда (ныне – Музей истории Петербурга) в удручающем состоянии. С тех пор выполнен огромный объём работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора.
В 1957 году вновь заиграли куранты – на этот раз первые такты гимна Советского Союза. Часы пришлось почти полностью восстанавливать. Их завод автоматизировали, и механикам больше не приходилось ежедневно поднимать свинцовые гири на 30-метровую высоту. Русская звонница была восстановлена в 1988 году. В настоящее время она включает 22 колокола, на которых исполняются пасхальные звоны, концерты колокольной музыки и благовест перед службами в соборе.
Возобновилась прерванная традиция погребений в Великокняжеской усыпальнице: в 1992 году захоронили правнука Александра II – великого князя Владимира Кирилловича. В 1998 году в Екатерининском приделе собора состоялось погребение обнаруженных вблизи Екатеринбурга останков императора Николая II, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, а также лейб-медика Евгения Боткина и трёх слуг, расстрелянных большевиками вместе с царской семьёй.

XXI век

Лишь в 2002 году после 85-летнего перерыва с колокольни Петропавловского собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Ангел претерпел несколько серьёзных ремонтов, в том числе капитальный в 2002-2003 годах, во время которого снимался со своего места и увозился в реставрационную мастерскую. Подобно флюгеру, Петербургский Ангел вращается на внутреннем стержне, благосклонно повинуясь направлению ветра. До 2012 года Петропавловский собор оставался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, уступив небоскрёбам «Князь Александр Невский» (124 метра) и «Лидер Тауэр» (140 метров). Не считая, конечно, 326-метровой телебашни. Но она является не «зданием», а «сооружением».
В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж «Воскресение Христово». Ныне он находится на своём старом месте – в восточном окне Великокняжеской усыпальницы. В этом же году в соборе перезахоронили останки императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III и матери Николая II. С 1992 года впервые в послереволюционное время в Петропавловском соборе стали проводиться богослужения. А в 2009 году между Санкт-Петербургской Епархией Русской Православной церкви и музеем был подписан договор о совершении регулярных богослужений по выходным и праздничным дням.

Действующий карильон на колокольне Петропавловского собора. Колокола и клавиатура.

В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон – дар Петербургу от правительства Фландрии (историческая область на северо-западе Европы) и 350 жертвователей. Он состоит из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 160 кг). Игра на карильоне в Петропавловской крепости возобновилась благодаря профессору Королевской школы карильона Йо Хаазену из бельгийского города Мехелен. В этом городе находится знаменитый карильон собора Святого Ромбальда. Возможно, вы слышали выражение «малиновый звон». Легенда гласит, что так назвал перекличку мехеленских колоколов Пётр I (французское название города Мехелена – Малин). Каждое лето в Петропавловской крепости проходит традиционный карильонный фестиваль, объединяющий исполнителей из разных стран.
Таким образом, на колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс из 103 голландских и русских колоколов. Самые старые из них датируются 1757 годом – это сохранившаяся часть второго голландского карильона.

Петропавловский собор в наши дни.

Петропавловский собор – уникальный историко-архитектурный памятник XVIII века, один из важнейших символов северной столицы. Известный во всём мире золочёный шпиль Петропавловки, увенчанный фигурой Ангела, главенствует в панораме центральных набережных города. Согласно старинной легенде, пока Ангел гордо парит над Невой, Петербургу не страшны никакие беды.

Что читать об истории Петропавловского собора?>

История Петропавловской крепости. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2014, – 20 с.: ил.
Петропавловская крепость от А до Я. – СПб.: ГМИ СПб, 2011, – 72 с.: ил.
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. Альбом. – СПб.: ГМИ СПб, 2007, – 160 с.: ил.
Символы Петербурга. Буклет. – СПб.: ГМИ СПб, 2004, – 20 с.: ил.


Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тонкий золотой силуэт Петропавловского собора - легко узнаваемый знаковый символ Северной столицы. С ним связано множество городских легенд и необычных исторических фактов. В этом храме никогда не венчались и не крестили детей. Даже отпевание усопших совершалось только для членов императорской семьи. Единственное исключение оговаривалось для комендантов Петропавловской крепости . Всех погребали сперва в самом соборе, а затем в специальной Великокняжеской усыпальнице.

История храма

Собор стоит на месте деревянной церкви на Заячьем острове, сооруженной по распоряжению Петра I в 1703 г. вместе с основанием будущей столицы. Каменные стены вокруг нее начали строить по проекту Доменико Трезини через 10 лет, не разрушая прежнего здания. В фундамент заложили частицу мощей святого Андрея Первозванного.

Для курантов башенных часов в Голландии купили редкостный карильон. После установки шпиля высотой 40 м в 1723 г. собор почти 300 лет оставался самым высоким зданием города. После 1917 г. большую часть ценностей вывезли в Москву, где и благополучно затеряли. Исторические артефакты осели в Эрмитаже и других музеях города. В 1924 г. собор тоже стал музеем, благодаря чему сбереглись его художественные ценности.

Архитектура и интерьер

Внешне это строение очень мало напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают только строгие пилястры и барельефы херувимов над окнами. Главное внимание приковывается к барочному фасаду, плавно переходящему к высокой колокольне под золоченым шпилем. Его навершие - флюгер в виде ангела с крестом высотой 3,2 м.

Рассказывают, что однажды молния сильно повредила главное украшение собора. Только кровельщик Петр Телушкин сумел взобраться наверх по веревке и устранить дефект. Петр I наградил его пожизненным правом бесплатно пить хмельное во всех кабаках Российской империи. Дальнейшая судьба мастера неизвестна.

Доминантой интерьера служит великолепный резной иконостас со стоящими перед ним фигурами Петра, Павла и 4 евангелистов. Он весьма напоминает триумфальную арку. И понятно почему - император задумывал храм как памятник победам русского оружия. Здесь хранились ключи от взятых городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них находятся в Эрмитаже, в соборе только копии. Экскурсанты поднимаются на колокольню, любуются панорамой Петропавловской крепости, осматривают механизм карильона.

Великокняжеская усыпальница

Второе предназначение собора - служить местом последнего упокоения членов императорской фамилии. Склеп самого Петра I находится в приделе Св. Екатерины.

Рядом с ним с 1998 г. лежат останки семьи Николая II и их спутников - врача, повара, слуги и горничной.

К началу 19 века места для захоронений в храме не осталось, и была построена специальная Великокняжеская усыпальница, соединенная с ним переходом. Последнее захоронение состоялось в 2006 г., когда сюда перенесли из Дании прах матери последнего русского царя императрицы Марии Федоровны. C 1990 г. В соборе совершаются панихиды по русским императорам.

Практическая информация

Как добраться: до ст. метро «Горьковская», затем пешком через Александровский парк и Кронверкскую набережную.

Время работы Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы: с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00, в субботу - с 10:00 до 17:45, в воскресенье - с 11:00 до 17:45.

Цена билета для взрослых - 450 RUB, для учащихся - 250 RUB, для пенсионеров - 200 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Заячий остров

Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости . Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года . 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.

Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина). Первое описание появилось в 1710 году:

"Посреди крепости, вплотную у этого канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют как прелюдию гармоничный колокольный звон на голландский манер, и на которых человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время" [Цит. по: 2, с. 20, 21].

8 июня 1712 Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент. Там её назвали храмом Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.

В первую очередь несколько сотен человек выкопали глубокие рвы, выложили фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной два метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал "колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь ".

Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. 1 мая Доменико Трезини пригласил для работ над этим сложным инженерным сооружением голландца Германа ван Болеса, который создал проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимался его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко. В мае 1719 года Канцелярия городовых дел заключила с рижским мастером Ф. Цимерсом договор, согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года - договор с рижскими мастерами И. П. Штейнбейсом и И. В. Эберхардом на золочение этих листов.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:

"7 [августа 1721 года] большое общество их тех, что остались дома, поднялись в полдень на башню крепости, отчасти чтобы посмотреть на куранты, потому что в этот час должны были играть на колоколах, отчасти чтобы увидеть полностью Санкт-Петербург, потому что она является самой высокой башней в городе... Большой часовой механизм самостоятельно играет каждые четверть- и полчаса. Когда мы поднялись на самый верх башни к колоколам, "колокольный игратель" дал нам большую подзорную трубу, в которую мы могли видеть Петергоф, Кроншлот и Ораниенбаум. Сам Санкт-Петербург имеет форму овала и необычайно большую протяжённость, однако во многих местах только редко застроен, но если царь ещё некоторое время поживёт, он будет застроен полностью" [Цит. по: 2, с. 101, 102].

Запись из того же дневника за 1721 год:

"Крепостная церковь, как я уже упомянул, самая красивая и самая большая во всём Санкт-Петербурге и имеет очень высокую и красивую новомодную колокольню, крытую медными, ярко вызолоченными через огонь листами, которые при солнечном освещении производят необыкновенно красивое впечатление; но внутри эта церковь ещё не полностью отстроена. Куранты этой церкви очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того каждые пол часа и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом..."

Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан. Но по неизвестным причинам его либо очень быстро демонтировали, либо вообще никогда не запускали .

Ещё в мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Золочение медных листов было завершено к ноябрю 1723 года. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.

После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

Уникален иконостас Петропавловского собора. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы в 1727 году разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Ещё два года создавались иконы, которые писали Андрей Меркульев "с товарищи". Часть из этих икон сохранилась до настоящего времени, необычны их формы. В центре иконостаса Петропавловского собора - царские врата со скульптурами апостолов.

В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.

В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.

В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора . Он стал самым большим зданием Санкт-Петербурга. Стены храма были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз - в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол - в тёмно-синий.

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.

При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку.

Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770-х годов.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди . Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.

В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на комендента крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика.

Предложение Телушкина обсуждали полтора года. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу, за которой у стен Петропавловской собора наблюдала толпа любопытствующих. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебрянную медаль "За усердие" на Аннинской ленте.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Когда в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада . В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

Театральный художник М. А. Григорьев в начале ХХ века вспоминал:

"В соборе стены и пилоны были увешаны серебряными и золотыми венками, которые различные организации и учреждения посылали на царские гробницы. Некоторые из венков были усыпаны драгоценностями. У гробниц находились цветы, лежали венки с памятными лентами, горели бесчисленные лампады, из которых многие представляли собою подлинные произведения искусства. Стояли серебряные подсвечники с зажжёнными свечами. На гробницах лежали шпаги царей, по углам окружавших могилы решёток размещались знамёна. Собор производил мрачное, но очень величественное впечатление. Лучи света, пробиваясь сквозь окна, зажигали тысячи бликов на серебре и золоте и соперничали с огоньками лампад и свечей." [Цит. по: 4, с. 119]

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. После закрытия храма в 1919 году ценности из него были вывезены, здание отдано Музею истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи.

Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были пересены сюда из Дании.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 87‚ 88‚ 101‚ 516‚ 517-113‚ 189) 22.02.2012 г. 00:22
2) 27.10.2013 г. 13:37
3) (Стр. 119-125) 12.05.2014 г. 13:39
4) 09.06.2014 г. 14:57

Просмотров