Площадь Святого Петра: что за обелиск стоит в Ватикане.

Площадь Святого Петра - великолепное творение знаменитого архитектора Джана Лоренцо Бернини. Это настоящий архитектурный шедевр, создание которого началось в XVII веке. По замыслу автора проекта, эта огромная площадь 340 метров длиной и 240 метров шиpиной должна была стать центром собраний католиков со всего мира.

Расположенная у восточной границы Святого города, площадь Св. Петра окружена двумя живописными колоннадами из четырех рядов дорических колонн. В этой грандиозной колоннаде 284 колонны, над которыми установлены 96 скульптур святых и мучеников церкви. К монументальному собору Св. Пeтpa ведет широкая лестница. B цeнтpe возвышается 35-метровый eгипeтcкий oбeлиcк, доставленный из Гeлиoпoля, а также двa фoнтaнa XVII в. работы Мадерно и Бернини. Обелиск, датируемый I веком до н.э., был привезен из Египта по указанию Калигулы. Планировалось, что обелиск должен маркировать одну из половин цирка. В 1586 году по распоряжению Папы Сикста V обелиск был перемещен на площадь.

Обелиск венчает золотой шар, вокруг которого ходит множество легенд. Согласно одной из них, в шар были помещены останки Юлия Цезаря. В наши дни внутри шара находится урна с реликвией креста. Пространство площади решено таким образом, что, если cтoять мeжду oбeлиcкoм и одним из фoнтaнoв, создается ощущение, чтo в кoлoннaде только один pяд кoлoнн. Площадь производит поистине грандиозное впечатление.

Египетский обелиск на площади Св. Петра

В центре одной из самых известных и красивых площадей мира - на площади Святого Петра - находится египетский обелиск, привезенный в Рим в 37 году императором Калигулой. Обелиск высотой 25,5 метра выполнен из розового гранита.

Изначально, этот обелиск, привезенный из Египта, использовался в цирке император, а потом был перенаправлен в Рим. Лишь в 1586 году Папа Сикст V приказал его переставить архитектору Доменико Фонтана. Он заменил золотой шар, когда-то венчающий обелиск, на Крест с кусочком Креста Господня. По преданию, в Золотом шаре находился пепел императора Цезаря.

Легенды гласят, что в установке памятника участвовало около 900 рабочик, 44 лебедки и 140 выносливых лошадей. В ответственный момент подъема веревки стали рваться и один из смельчаков - капитан корабля Бреска из Сан-Ремо - приказал полить воду на веревки для стягивания. Таким образом, подъем был совершен. Капитан удостоился аудиенции у самого Папы и получил привилегию доставлять пальмовые ветви для Вербного Воскресения в Ватикан. Считается, что потомки капитана делают это до сих пор.

Площадь Восстания neznaiko wrote in January 20th, 2014

Наверное, каждый второй, приезжающий в Петербург, выходит с Московского вокзала на площадь Восстания. Первое, что видит гость - вечно стоящий в пробках Лиговский проспект, на самой площади - обелиск победы и здание гостиницы "Октябрьская" с надписью на фасаде "Город-герой Ленинград".


Площадь Восстания, н.в.

У площади очень интересная история. Также здесь можно заметить визуальный обман обелиска, и имеет свою, не менее интересную, историю.

В 1765 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить на пересечении Невского проспекта и церковь. В те времена это была граница того, первого Санкт-Петербурга. На месте Смольного собора располагалась деревня, вместо Лиговского проспекта был водный канал, берущий своё начало в реке Лиге. В 1794 году вместо церкви был заложен каменный храм, а в 1804 году строительство было закончено.
Знаменской церковь названа по пристроенному приделу. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.
Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. (Дата 1936 год ошибочна — церковь ещё действовала в первой половине 1937 года).


Знаменская площадь, между 1890 и 1905 годами


Знаменская площадь, вид со стороны Лиговского канала (ныне - проспект), 1860-е

Саму же площадь образовали в 1840-х годах в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Чуть позже было построено здание Николаевского (ныне Московского) вокзала.


Здание вокзала Петербург-Московской железной дороги, между 1855-1862 годами


Площадь Восстания, съёмка с летательного аппарата, 1931 год.

В середине 19 века была построена . Гостиница потом называлась "Северной", "Большой Северной", а после революции стала "Октябрьской". В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников. Сокращенно общежитие называли ГОП, а его малолетних обитателей — гопниками.

В 1909 году в центре площади был установлен памятник Александру III. В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.


Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года


Площадь Восстания, памятник Александру III

17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.
В конце 1930-х годов начались работы по строительству метрополитена, которые были заморожены в начале Великой Отечественной войны и блокады города.
Во время войны площадь Восстания была активным действующим пунктом - работал вокзал (эвакуация жителей блокадного города), были размещены ДОТы.


ДОТ (долговременная огневая точка) на площади Восстания, 1944 год



Сквер на месте Знаменской церкви, 1948 год

В послевоенное время, в 1952 году, проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.


Вид на площадь Восстания от Гончарной улицы, сквер по центру, 1970-е г.г.

В 1955 году была открыта станция метро "Площадь Восстания".


Открытие ст. м. "Площадь Восстания", 15 ноября 1955 года


Вид на Невский проспект и вестибюль ст. м. "Площадь Восстания", между 1960-1970 годами

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" был установлен в 1985 году.



Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Лиговского проспекта, 2000-е г.г.


Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Невского проспекта, 2000-е г.г.

Что интересно: на Невском проспекте в Санкт-Петербурге две высотных доминанты — Башня Городской Думы и Обелиск "Городу-герою Ленинграду" являются в плане правильными пятиугольниками.
Это создаёт благоприятный эффект со всех точек обзора и хорошо вписывается в городской ландшафт, поэтому многие горожане традиционно считают, что оба эти сооружения — в своём плане квадратные.

Находится самое большое количество обелисков в мире, их насчитывается 13 штук. Монументы разбросаны в разных районах исторического центра, возраст некоторых из них достигает 1500 лет, другие напротив являются представителями более молодого поколения.

Первые обелиски прибыли в Рим из Египта во времена римского господства, с I в. до н.э. до IV века. Тогда их количество доходила до полусотни, но позже многие были потеряны.
В Египте обелиски делали с религиозной целью, украшая декоративным орнаментом. Их устанавливали с двух сторон от храма. Форма обелисков отражала связь между землей и божественным началом. На гранях вырезались иероглифы, восхваляющие фараонов.
На многих римских обелисках написано имя Рамсета II. Некоторые монументы прибывали без надписей, их наносили на месте или оставляли гладкими.
Римские императоры украшали обелисками цирки, а также устанавливали в храмах, посвященных египетским божествам.
Начиная со Средневековья и до позднего Возрождения, обелиски были забыты, их свали на землю, разбили на куски.
Первым обратил внимание на египетские монументы папа Секст V в конце XVI века. Четыре обелиска отреставрировали и установили в Латерано, Фламинио, Ватикане и Либерьяно. Чтобы связать языческие колоны с христианством, сверху приделали кресты и поместили надписи типа «непобедимое Распятие».

Обелиски выполняли из цельного каменного блока, чаще всего из красного гранита. В их форме лежит призма, сверху их украшали бронзовой сферой.

На площади перед базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано возвышается обелиск Латерано, самый высокий из тринадцати обелисков (47 метров), установленных на площадях Рима.
Обелиск относится к эре фараона Тутмоса III. В 357 году император Константин II, сын Константина Великого украсил этим обелиском цирк Массимо. Когда цирк Массимо превратился в руины, по указу Сикста V обелиск вытащили, отреставрировали и установили перед входом в базилику Сан-Джованни-ин-Латерано. Архитектор Доменико Фонтана добавил три ступеньки и фонтан.

Обелиск на площади Святого Петра.


Посередине площади возвышается египетский обелиск из розового гранита высотой 25,5 метров, привезённый в Рим императором Калигулой в 37 году.
Во времена папы Николо V (около 1450 г.) обелиск хотели перенести на площадь, но из-за его больших размеров, это осуществить не удалось.
Только спустя 150 лет энергичному папе Сикст V удалось перенести обелиск. Переносом руководил архитектор Доменика Фонтана. Обелиск поместили на широкий и крепкий монолит, окружили сооружением с лебедками и роликами, с помощью которых положили вдоль дороги.

В операции участвовали 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Команды отдавали с помощью горнов, барабанов и сигнальных флажков.
Площадь Святого Петра полностью перегородили, любопытной толпе не только нельзя было подойти ближе, но и запрещалось издавать какие-либо звуки, нельзя было произнести не слова. Нарушителей этого указа ждала смертная казнь.
Здесь история переплетается с легендой, которая рассказывает, что 10 сентября 1586 года наступил решающий и самый сложный момент: подъем обелиска на пьедестал. Медленно и аккуратно стали поднимать обелиск в вертикальное положение, но вдруг рабочие увидели, что веревки начали рваться. Обелиск остановился. Доменика Фонтана был испуган и не знал, что делать.
И вдруг один человек из толпы, нарушая указ папы о молчании, крикнул: «Воду на веревки!»
Это был капитан корабля Бреска из Сан-Ремо , который хорошо знал из личного опыта, что влажная веревка стягивается. Благодаря этому совету обелиск был установлен.
Капитана Бреска пригласили к папе Сиксту V и поблагодарили за совет. Также находчивый капитан попросил папу о привилегии для себя и своих потомков - поставлять пальмы для Пальмового Воскресенья (религиозный праздник, который празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе) . Эта привилегия была ему дарована. И если верить легенде, потомки того капитана до сих пор поставляют Ватикану пальмы.
А в Сан-Ремо в честь капитана Бреска названа одна площадь.


В центре площади Пополо находится египетский обелиск, привезенный императором Августом для цирка Массимо. Обелиск был сломан на три части, его реставрировали, и в 1573 году Джакомо делла Порта возвел фонтан, в центре которого находился обелиск (добавленный к фонтану в 1589 г.)
Обелиск Фламиния высотой 24 метра был сооружен для гробницы фараона Рамессе в 1232-20 гг. до н.э.


Обелиск эпохи Рамесса II (XIII век до н.э.), его высота 21,79 метров, изначально находился в Гелиополе (Баалбек) в Египте, был привезен в Рим Августом вместе с обелиском Фламиния и использовался как гномон в часах Августа на Марсовом поле. Был частично разрушен от несчастного случая и в 1792 году водружен на площади Монтечиторио по указу папы Пия VI.

Египетский монолитный обелиск из гранита высотой 16,53 метра возвышается в центре площади Навона. Он является центром фонтана Четырех рек работы Бернини. Изначально обелиск находился в цирке Ромоло, сына Максенция на виа Аппиа.

Обелиск на Квиринале сделан из красного гранита высотой 14,63 метра и является близнецом обелиска на Эсквилине.
Это гладкий обелиск без надписей является частью фонтана Диоскуров. Был найден в ходе раскопок в 1527 году, установлен на площади Квиринале только в 1786 году по указу папы Пия VI.

Обелиск Эсквилин на площади Санта Мария Маджоре.


Высота обелиска Эсквилин - 14,75 метров, он был перемещен на площадь Санта-Мария-Маджоре по приказу папы Секста V. Это один из двух обелисков установленных Августом перед вход в мавзолей на Марсовом Поле.


Его высота 13,91 метров, он покрыт иероглифами эпохи фараонов Сети I и Рамесса II. Когда-то обелиск украшал сады Саллюстиана. В 1783 году по указу папы Клемента XII был установлен перед церковью Тринита деи Монти, на верху известной Испанской лестницы.

Обелиск Антинори на Пинчо.

Обелиск был привезен из Египта в эпохи Адриана в честь Антиноя, молодого друга Адриана, утоновшего в Ниле. Элигабал перенес обелиск к цирку Вариано, в XVI веке обелиск установили у входа Маджоре и только в 1822 году по указу папы Пия VII обелиск перенесли в сады Пинчо.
Высота обелиска 9,24 метра.

Обелиск у Пантеона на площади Ротонда.


Обелиск был установлен в центре площади напротив Пантеона в 1711 году по указу папы Клемента XI. Его высота составляет 6,34 метра, он относится к эпохе фараона Рамсета II (XIII в. до н.э.). Сначала обелиск размещался в храме Изиды и Серапида, который находился недалеко отсюда. Обелиск вписан в фонтан работы Джакомо делла Порта.

Обелиск Минерва был реализован в VI в. до н.э.. Он является одним из самых маленьких, его высота составляет 5 метров 47 см. Обелиск расположен напротив церкви Санта Мария-сопра-Минерва. Он установили на слона, выполненного по рисункам Лоренцо Бернини. Общая высота монумента равна 12,69 метров.

Обелиск Догали на улице Терм Диоклециано.

Этот обелиск привезли из Египта вместе с обелисками Пантеона и Минерва. В 1883-1887 архитектор Франческо Ацурри использовал обелиск для создания монумента в память о битве в Догали (Эритреи), когда погибло 548 итальянских солдат. Монумент установили напротив станции Термини. А в 1925 году перенесли в сады на улице Терм Диоклециано.
Обелиск из розового гранита высотой 6,34 метра.

Обелиск Маттейано на вилле Челимонтана.

Вилла Челимонтана находится на склоне холма Челио, когда-то она принадлежала семье Маттей, сейчас здесь открыт городской парк, а в здании размещается Итальянское Географическое общество. Среди деревьев и зелени установлен египетский обелиск, относящийся к эпохе Рамсета II. Он отличается небольшим размером, его высота составляет 2 метра 70 см. Сначала обелиск находился на Капитолии у церкви Санта Мария-ин-Аракоели, а в 1582 году был подарен Чирьяко Маттей, который был коллекционером предметов искусства.

Обелиск Маркони.

Обелиск Маркони был выполнен в 1959 году по случаю Олимпиады в 1960 году. 12 плит из каррарского мрамора работы Артуро Дацци покрывают колонну из армированного цемента. Обелиск находится в районе EUR.

В столице Франции недалеко от Тюильрийского сада и знаменитых Елисейских полей есть площадь Согласия, построенная в XVII веке, и по сей день восхищающая своим величием и красотой французов и гостей страны. Теперешнее название – площадь Согласия – является символом окончания смутных времен и начала движения к более мирному и прекрасному будущему.

История возникновения

Изначально площадь задумывалась как королевская и имела название площади Людовика XV. Над разработкой ее проекта трудился личный архитектор короля Жак-Ане Габриэль. В центре, по традиции, располагалась конная статуя Людовика. Монарха очень любило купечество и старейшины Парижа за то, что он направил экономическое развитие страны в сторону улучшения, поэтому памятник ему стал подарком от главных лиц города.

Габриэль предложил создать площадь в виде восьмиугольника, главной особенностью ее стало то, что по всему периметру не были возведены никакие здания, поэтому во все стороны открывался отличный вид на столицу. Казалось, что стоя в центре королевской площади, можно увидеть весь Париж. Открытие главной площади состоялось в 1763 году.

Французская революция многое поменяла и в сердцах жителей страны, и в архитектурных особенностях столицы. Площадь Людовика с 1789 года стала носить название Площади Революции. С постамента снесли и жестоко разрушили памятник монарху, а на его место установили статую Свободы. Еще одним символом неспокойных и жестоких времен революции стала ужасающего вида гильотина. На ней были казнены многие первые лица государства, в том числе король Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Робеспьер, Дантон и другие, всего больше тысячи жертв.


Нынешнее свое название площадь получила в 1795 году, с нее убрали орудие смерти – гильотину, на этом месте художник Давид предложил установить статую «Кони Марли», которая ранее украшала дворец Людовика XIV в пригороде Парижа. Название «площадь Согласия» стало свидетельствовать о том, что граждане Франции пришли к примирению и готовы к возрождению страны.

С 1830-х годов, во времена правления Луи-Филиппа площадь Согласия стала претерпевать некоторые изменения. Во-первых, от короля Египта Мухаммеда Али в подарок был получен обелиск, выполненный из розового гранита, называемый Луксорским. Везли его из Египта примерно два года на специальном грузовом корабле. Высота обелиска – 23 метра, а вес – 230 тонн. На нем изображены древнейшие иероглифы (их возраст составляет 3600 лет).

Во-вторых, рядом с обелиском, по разные стороны, были установлены два фонтана, каждый высотой по 9 метров. Их автор – архитектор Гитторф, заслугами являются и другие постройки на площади, ставшие достопримечательностями площади и всей столицы Франции. «Фонтан Морей» и «Фонтан Рек» были украшены статуями мифологических персонажей и колоннами.

В-третьих, по всем восьми углам площади в 1836 году были возведены мраморные статуи, своим стилем напоминающие античный. Они символизировали восемь важнейших городов Франции, располагающихся в разных направлениях от площади Согласия. На северо-западе это статуи Бреста и Руана, на набережной Тюильри – Лиона и Марселя, северо-восточное направление украсили статуи Лилля и Страсбурга, а на юго-западе расположились Нант и Бордо.

Достопримечательности площади Согласия

Настоящим украшением Площади Согласия в Париже является Луксорский обелиск. Этот великолепный столб высотой в 23 метра высечен из розового гранита. Его верхушку венчает золотой наконечник, а по периметру нанесены иероглифы, повествующие о славных днях правления фараона Рамзеса II в Древнем Египте. По историческим данным, этим иероглифам более 3,5 тысяч лет.

Обелиск Луксора подарил Франции вице-король Египта Мехмет Али за расшифровку нанесённых на нём иероглифов одним учёным из этой страны. Этот огромный столб был доставлен из храма бога Амона в Фивах на построенном для этой цели корабле, имевшим название «Луксор». И, по распоряжению короля Луи-Филиппа I, установлен на Площади Согласия в октябре 1836 года. Для этого, были использованы сложные подъёмные механизмы, позволившие водрузить обелиск на специально изготовленный для него гранитный постамент.

Нужно отметить, что золотой наконечник появился на верхушке обелиска гораздо позже – в 1999 году. Для его изготовления было использовано около 1,5 кг чистого золота. Особенно красиво обелиск с золотым наконечником смотрится ночью, в свете фонарей и лучей прожекторов.
Подобные обелиски есть в Лондоне и Нью-Йорке, их ещё называют «Иглами Клеопатры». Но высечены они из красного гранита и на 2 метра ниже Луксорского.

Фонтаны Площади Согласия

Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек , а второй – Фонтан Морей . Эти названия и их архитектурное оформление не случайны – на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.

Высота фонтанов Площади Согласия невелика, всего 9 метров, но выглядят они величественно и роскошно. Их украшают великолепные статуи мифических морских и речных героев и расположенные по периметру колонны с позолотой. Чаши фонтанов имеют необычную форму, с них низвергается мощный каскад воды с разносящимися ветром брызгами.

Отдельных слов заслуживает замечательно выполненная иллюминация, которая в тёмное время суток искусно подсвечивает бьющие из фонтанов струи, делая это зрелище потрясающим.

Эти фонтаны отлично вписываются в общую архитектуру площади Конкорд, так ещё называют Площадь Согласия и замечательно освежают воздух в знойный день.

Статуи Площади Согласия

Площадь Согласия гордится своим обелиском с необычной историей, величественными фонтанами и искусно выполненными статуями, дышащими вековой историей.

8 городов — скульптурная группа на площади Согласия

Каждый угол Площади Согласия украшают своеобразные скульптуры, установленные при короле Луи-Филиппе, которые являются символами 8 главных французских городов:

  • Страсбурга;
  • Марселя;
  • Лиона;
  • Нанта;
  • Бордо;
  • Бреста;
  • Руана;
  • Лилля.

Статуя Страсбурга, для которой в своё время позировала Жульетта Друе, супруга Виктора Гюго, весь период немецкой оккупации французских провинций Эльзаса и Лотарингии была накрыта чёрной вуалью и считалась местом паломничества французских патриотов.

Просмотров