Поездки по мордовии в монастыри. Республика мордовия

В Мордовии 13 монастырей. Я была во всех и хочу рассказать о своих впечатлениях от их посещения. А подробно об истории наших монастырей можно узнать, прочитав книгу С.Б. Бахмустова «Монастыри Мордовии».

Мое советское детство не прошло бесследно – я человек верующий, но без фанатизма. И мои поездки в монастыри не паломнические туры, а любопытство и интерес ко всему новому, незнакомому и не до конца понятному.


В далеком 1998 году со школьниками мы были на экскурсии в Пайгармском Параскево-Вознесенском женском монастыре. Его только-только вернули верующим. Память цепко хранит ощущения той поездки – разруха, бедность и холод. Но нас очень тепло встретили, все показали, рассказали историю монастыря, накормили и даже дали с собой в дорогу яблок. А экскурсовод у нас тогда был замечательный – Сергей Борисович Бахмустов.


Пораженная увиденным, я тогда подумала: как же сильно надо верить в Бога и любить его, чтобы жить в таких суровых условиях и по крупицам, медленно вдыхать жизнь в эти стены. Игуменья Серафима и ее верные соратницы сделали очень много для возрождения монастыря.


Прошло время и сейчас монастырь в Пайгарме место очень уютное и ухоженное.


Много паломников приезжает туда ежедневно. И я бываю там несколько раз в году – ведь там находится частичка нашей семьи, с которой связано очень много теплых воспоминаний. Это икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икону эту, написанную на Афоне в 1901 году, вынесла из горящей сельской церкви и спрятала у себя дома моя прабабушка Нюрочка. А было это в 30-х годах прошлого века в селе Саитовка Нижегородской области. С этой иконой родился в 1934 году мой папа, с ней родились мы с братом. И долгие 70 лет матушка «Скоропослушница» всегда была рядом с нами, оберегала и защищала от бед. И уже больше десяти лет икона находится в Пайгармском монастыре.

Мы скучаем по ней, как по близкому, родному человеку и приезжаем повидаться, побыть рядом с ней, поблагодарить за все.

**********

Двенадцать лет назад, возвращаясь с учениками из экологической экспедиции из Мордовского государственного заповедника им П. Г. Смидовича, по пути заехали в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

А 6 июня в монастыре умер схиигумен Иероним и мы были в числе первых, посетивших могилу старца.

Детство мое прошло на Химмаше, и практически каждый день я видела, как Верендяйкины возвращались со службы из Никольской церкви. Батюшка всегда в строгом черном костюме, с бородой и мы, играя на улице, показывали на него пальцем: «Поп идет».

А теперь сотни паломников ежедневно приезжают, чтобы поклониться праху этого удивительного человека.

Неподалеку от монастыря, в деревне Алексеевка установлен памятный знак на месте, где была усадьба Ф. Ушакова. А на окраине деревни обустроен Святой источник – Монахов родник. За водой сюда приезжают не только со всего района, но, как рассказывают местные жители, даже из Сарова.

**********

Третьим моим монастырем была мужская Казанская Ключевская пустынь в селе Тургенево.

И снова оказалась я там случайно – заехали с учениками по пути из села Баево, родины С.Д.Эрьзи. Шла Троицкая неделя, в храме пахло свежескошенной травой, было тепло и уютно. Поклонились чудотворной иконе Казанской Божией Матери, попили водички из святого родника, полюбовались открывающимися от монастыря бескрайними просторами. Поистине, благодатное место.





В Чуфарово и Курилово мы поехали специально. Просто потому, что мне интересно было увидеть все своими глазами, познакомиться с историей этих мест.

После этой поездки все монастыри для меня разделились на две группы. К первой относятся монастыри, в которых активно идут строительные или восстановительные работы, территории которых огорожены высокими кирпичными заборами, где убранство храмов все больше блещет позолотой, где много паломников и туристов.

Вторая группа – монастыри, которые живут очень скромно, аскетично, даже бедно. Туда не ведут асфальтированные дороги, очень редки туристы, нет высоких кирпичных заборов. Там нет денег не только на новое строительство, но даже на то, чтобы заменить облупившуюся от времени краску на новую.

В Чуфаровском Свято-Троицком монастыре одновременно идет строительство колокольни и новых зданий, благоустройство территории. Высокий кирпичный забор отделяет монастырь от внешнего мира.


Посетили восстановленный храм Новомученников Российских и могилу основателя монастыря Игнатия Вершина. В то время она еще находилась за монастырскими стенами. В настоящее время останки перезахоронены на монастырском кладбище.


От могилы открывается необыкновенно-красивый вид.



Надо обязательно съездить туда еще раз, побывать на месте захоронения жертв политических репрессий и набрать водички из монастырского родника.


**********

Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь хоть и находится недалеко от Чуфарова, сильно от него отличается. Все скромно и по-женски уютно. Все строения выкрашены в радостный голубой цвет, словно поле незабудок раскинулось по округе.


Травяные дорожки, кусты роз, вязаные коврики на крылечках и кошки, уютно свернувшиеся клубочком на них.

Там нет туристов, там протекает спокойная, именно монастырская жизнь. Там хочется остаться пожить, побыть наедине с собой.

**********


К первой группе монастырей я бы отнесла еще два – Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь и Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский женский.

Построено большое количество новых симпатичных церквушек, новые кельи с кондиционерами, огромная гостиница для паломников, детский православный лагерь – целый городок на большой площади. Но, на мой взгляд, чем больше строится и хорошеет монастырь внешне, тем меньше духовности остается в его стенах. Коммерция вытеснила все.


В Макаровский монастырь всегда приезжало огромное число паломников из всех уголков страны. И практически все они приезжали к батюшке Феофану. Как все эти люди на фотографии.


Я была в монастыре уже после его кончины – нет паломников.


**********





Восхищает своей красотой собор Воскресения Христова.

Необыкновенно-красивы Святые Врата – Семисвечник.



Угловая башня ограды с ангелом.

Квадратная башня.

На территории монастыря много цветов, яблоневый сад, прудик с кувшинками. Еще много строений, назначения которых я не знаю.

В этом корпусе живут дети, оставшиеся без попечения родителей.

Было видно, что в монастыре им хорошо – весело щебеча, прошли они мимо меня. Старшие занялись делами на кухне, а младшенькая скакала рядом на швабре. Прискакала ко мне и радостно сообщила: «Я - Женя. Мне пять лет. А тебе сколько?» И, получив ответ, поскакала дальше.


Вечерняя служба проходила в церкви Святителя Варсонофия. Было много монахинь разного возраста и много прихожан.


Недалеко от монастыря есть Святой источник Донской иконы Божией Матери. Более благоустроенного источника на территории Мордовии я не встречала.




**********


Спасо-Преображенский мужской монастырь в Учхозе находится в фазе активного строительства, но там еще столько работы впереди – край непочатый. Но и то, что уже сделано радует и впечатляет.










**********


Если в другие монастыри можно зайти в любое время дня, то в Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь попасть непросто. Хоть и расположен он в самом центре города, монастырские ворота закрыты наглухо. Жизнь там уединенная, закрытая. Видимо, надо заранее договариваться о посещении. Мне посчастливилось побывать в нем, посетить монастырскую церковь.



Маленький монастырский дворик ухожен, как это всегда бывает в женских монастырях.



**********


О Свято-Троицком женском монастыре в Старом Ковыляе могу только сказать – возрождается. Медленно, не так активно, как в других местах, но заметны изменения в лучшую сторону. Жизнь налаживается.


В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.
Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в несколько этапов с 1765 по 1820-е годы. Строительство шло сначала под руководством старца Феодора (Ушакова), затем старца Филарета (Былинина). Замкнутое пространство в форме трапеции образовано поставленными по периметру корпусами келий, связанными стеной с тремя угловыми башенками. Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь (1776). В юго-восточной части – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастыря расположены гостиничные корпуса, далее, на расстоянии 260 м у соснового бора – кладбищенская Владимирская церковь (1806). Пространственная композиция представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом и центром – монументальным пятиглавым собором.


Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже (1774). Она выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Ее композиция пирамидальна: высокий трехъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады церкви украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры Нового времени. Экстерьер и интерьер расписаны старцем Филаретом в стиле рококо: их отличает легкость, декоративная прихотливость и грациозная игра форм. Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века.
Ансамбль Санаксарского монастыря – один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Важнейшую роль в формировании выразительного образа играет окружающая природа. Ансамбль властно входит в природный ландшафт и своими динамичными формами создает впечатление неисчерпаемой энергии человека.
Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.

Многочисленные паломники из разных городов и весей России устремляются в эту тихую обитель. Душа, исполненная сомнений и многих вопросов, жаждет христианского участия, умного, сердечного совета, а более всего желает прикоснуться к простоте и смирению, мудрости и живой вере старцев.

В Мордовии 13 монастырей. Я была во всех и хочу рассказать о своих впечатлениях от их посещения. А подробно об истории наших монастырей можно узнать, прочитав книгу С.Б. Бахмустова «Монастыри Мордовии».

Мое советское детство не прошло бесследно – я человек верующий, но без фанатизма. И мои поездки в монастыри не паломнические туры, а любопытство и интерес ко всему новому, незнакомому и не до конца понятному.


В далеком 1998 году со школьниками мы были на экскурсии в Пайгармском Параскево-Вознесенском женском монастыре. Его только-только вернули верующим. Память цепко хранит ощущения той поездки – разруха, бедность и холод. Но нас очень тепло встретили, все показали, рассказали историю монастыря, накормили и даже дали с собой в дорогу яблок. А экскурсовод у нас тогда был замечательный – Сергей Борисович Бахмустов.


Пораженная увиденным, я тогда подумала: как же сильно надо верить в Бога и любить его, чтобы жить в таких суровых условиях и по крупицам, медленно вдыхать жизнь в эти стены. Игуменья Серафима и ее верные соратницы сделали очень много для возрождения монастыря.


Прошло время и сейчас монастырь в Пайгарме место очень уютное и ухоженное.


Много паломников приезжает туда ежедневно. И я бываю там несколько раз в году – ведь там находится частичка нашей семьи, с которой связано очень много теплых воспоминаний. Это икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икону эту, написанную на Афоне в 1901 году, вынесла из горящей сельской церкви и спрятала у себя дома моя прабабушка Нюрочка. А было это в 30-х годах прошлого века в селе Саитовка Нижегородской области. С этой иконой родился в 1934 году мой папа, с ней родились мы с братом. И долгие 70 лет матушка «Скоропослушница» всегда была рядом с нами, оберегала и защищала от бед. И уже больше десяти лет икона находится в Пайгармском монастыре.

Мы скучаем по ней, как по близкому, родному человеку и приезжаем повидаться, побыть рядом с ней, поблагодарить за все.

**********

Двенадцать лет назад, возвращаясь с учениками из экологической экспедиции из Мордовского государственного заповедника им П. Г. Смидовича, по пути заехали в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

А 6 июня в монастыре умер схиигумен Иероним и мы были в числе первых, посетивших могилу старца.

Детство мое прошло на Химмаше, и практически каждый день я видела, как Верендяйкины возвращались со службы из Никольской церкви. Батюшка всегда в строгом черном костюме, с бородой и мы, играя на улице, показывали на него пальцем: «Поп идет».

А теперь сотни паломников ежедневно приезжают, чтобы поклониться праху этого удивительного человека.

Неподалеку от монастыря, в деревне Алексеевка установлен памятный знак на месте, где была усадьба Ф. Ушакова. А на окраине деревни обустроен Святой источник – Монахов родник. За водой сюда приезжают не только со всего района, но, как рассказывают местные жители, даже из Сарова.

**********

Третьим моим монастырем была мужская Казанская Ключевская пустынь в селе Тургенево.

И снова оказалась я там случайно – заехали с учениками по пути из села Баево, родины С.Д.Эрьзи. Шла Троицкая неделя, в храме пахло свежескошенной травой, было тепло и уютно. Поклонились чудотворной иконе Казанской Божией Матери, попили водички из святого родника, полюбовались открывающимися от монастыря бескрайними просторами. Поистине, благодатное место.





В Чуфарово и Курилово мы поехали специально. Просто потому, что мне интересно было увидеть все своими глазами, познакомиться с историей этих мест.

После этой поездки все монастыри для меня разделились на две группы. К первой относятся монастыри, в которых активно идут строительные или восстановительные работы, территории которых огорожены высокими кирпичными заборами, где убранство храмов все больше блещет позолотой, где много паломников и туристов.

Вторая группа – монастыри, которые живут очень скромно, аскетично, даже бедно. Туда не ведут асфальтированные дороги, очень редки туристы, нет высоких кирпичных заборов. Там нет денег не только на новое строительство, но даже на то, чтобы заменить облупившуюся от времени краску на новую.

В Чуфаровском Свято-Троицком монастыре одновременно идет строительство колокольни и новых зданий, благоустройство территории. Высокий кирпичный забор отделяет монастырь от внешнего мира.


Посетили восстановленный храм Новомученников Российских и могилу основателя монастыря Игнатия Вершина. В то время она еще находилась за монастырскими стенами. В настоящее время останки перезахоронены на монастырском кладбище.


От могилы открывается необыкновенно-красивый вид.



Надо обязательно съездить туда еще раз, побывать на месте захоронения жертв политических репрессий и набрать водички из монастырского родника.


**********

Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь хоть и находится недалеко от Чуфарова, сильно от него отличается. Все скромно и по-женски уютно. Все строения выкрашены в радостный голубой цвет, словно поле незабудок раскинулось по округе.


Травяные дорожки, кусты роз, вязаные коврики на крылечках и кошки, уютно свернувшиеся клубочком на них.

Там нет туристов, там протекает спокойная, именно монастырская жизнь. Там хочется остаться пожить, побыть наедине с собой.

**********


К первой группе монастырей я бы отнесла еще два – Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь и Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский женский.

Построено большое количество новых симпатичных церквушек, новые кельи с кондиционерами, огромная гостиница для паломников, детский православный лагерь – целый городок на большой площади. Но, на мой взгляд, чем больше строится и хорошеет монастырь внешне, тем меньше духовности остается в его стенах. Коммерция вытеснила все.


В Макаровский монастырь всегда приезжало огромное число паломников из всех уголков страны. И практически все они приезжали к батюшке Феофану. Как все эти люди на фотографии.


Я была в монастыре уже после его кончины – нет паломников.


**********





Восхищает своей красотой собор Воскресения Христова.

Необыкновенно-красивы Святые Врата – Семисвечник.



Угловая башня ограды с ангелом.

Квадратная башня.

На территории монастыря много цветов, яблоневый сад, прудик с кувшинками. Еще много строений, назначения которых я не знаю.

В этом корпусе живут дети, оставшиеся без попечения родителей.

Было видно, что в монастыре им хорошо – весело щебеча, прошли они мимо меня. Старшие занялись делами на кухне, а младшенькая скакала рядом на швабре. Прискакала ко мне и радостно сообщила: «Я - Женя. Мне пять лет. А тебе сколько?» И, получив ответ, поскакала дальше.


Вечерняя служба проходила в церкви Святителя Варсонофия. Было много монахинь разного возраста и много прихожан.


Недалеко от монастыря есть Святой источник Донской иконы Божией Матери. Более благоустроенного источника на территории Мордовии я не встречала.




**********


Спасо-Преображенский мужской монастырь в Учхозе находится в фазе активного строительства, но там еще столько работы впереди – край непочатый. Но и то, что уже сделано радует и впечатляет.










**********


Если в другие монастыри можно зайти в любое время дня, то в Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь попасть непросто. Хоть и расположен он в самом центре города, монастырские ворота закрыты наглухо. Жизнь там уединенная, закрытая. Видимо, надо заранее договариваться о посещении. Мне посчастливилось побывать в нем, посетить монастырскую церковь.



Маленький монастырский дворик ухожен, как это всегда бывает в женских монастырях.



**********


О Свято-Троицком женском монастыре в Старом Ковыляе могу только сказать – возрождается. Медленно, не так активно, как в других местах, но заметны изменения в лучшую сторону. Жизнь налаживается.


В красивейшем месте, вблизи от города Темникова, установлен Санаксарский монастырь в Мордовии. Республика гордится своей знаменитой православной обителью.

Историки до сих пор гадают, почему монастырь получил именно такое название. Одни утверждают, что из-за названия озера, которое находится недалеко с аналогичным названием «Санаксар».

Другие считают, что происхождение дало древнерусское слово «Синаксарь», что означало «краткая жизнь святых». Но из-за каких бы событий обитель бы не получила свое имя, само строение и его история весьма интересна и увлекательна.

Вконтакте

История и описание Санаксарского мужского монастыря

Эта достопримечательность близко связана с кланом Ушаковых. В 18 веке преподобный Феодор Ушаков вместе с последователями пришли в монастырь. Феодор — это родной брат отца уважаемого адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, который прославился благодаря своей отваге и доблести. В честь данного адмирала есть даже награда под названием «Орден Ушакова», и присваивалась она советским флотским армиям во времена Великой Отечественной Войны.

XVII век

Основание Санаксарской обители сооружено еще до этих событий, в 17 веке, в годы правления Алексея Михайловича. В 1659 году по настоянию писца Луки Евсекова прибыл старец Феодосий, который имел славу духовного наставника. Он с последователями был поражен красотой этих величественных мест и пожелал остаться здесь до конца дней своих в Санаксарском монастыре. До этого его пристанищем был Старо-Кадомский-Троицкий монастырь.

Благодаря Феодосию была сооружена небольшая часовня, и монахи постепенно стали облагораживать монастырь и близлежащие земли. По истечении 10 лет тогдашние прихожане послали просьбу патриарху Иосафу Второму, в которой просили, чтобы оказали помощь в возведении православной церкви во имя Пресвятой Богородицы Владимирской и получили положительный результат. После этих событий возник Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

К 1759 году произошло опустение тогда еще Санаксарской пустыни. Такие события произошли из-за отсутствия благодетелей.

XVIII век

Его создатель игумен Феодор (в миру его звали Иван Ушаков) всю оставшуюся жизнь отдал на процветание монастыря. Он просил разрешение у тогда ещё молодого царевича Федора Алексеевича и обители были присвоены пастбища. Феодор родом из небогатого дворянского рода.

Феодор Санаксарский (в миру Иван Игнатьевич Ушаков; 1718 - 1791)

В 1748 году он принял постриг на глазах у императрицы Елизаветы, которая в последствии упоминается, как материальный спонсор обители. Старец был замечен православным патриархом и был направлен с миссионерскими делами в Сибирь. Одна из главных задач, которую преследовала его миссия, — процветание новоиспеченного монастыря в Иркутских землях.

После отца Феодора, церковь опекали отцы строительной тематики, Зосим, Трифон и Дорофей. Однако при этих старцах, монастырь был деревянным и ветхим. Это чувствовалось за счет немногочисленных украшений и бедных залов.

Стоит отметить: процветание церкви началось при династии Ушаковых.

Именно благодаря стараниям о. Феодора начался возводиться каменный храм, взамен старому ветхому. В 1765 году эта миниатюрная церковь была признана официальным монастырем. Но так вышло, что из-за многочисленных недоброжелателей, наставника в 1774 году отправили в Соловецкий монастырь. Но, несмотря на эти факты, изначальное построение было начато и вскоре продолжено. В 1776 году основана колокольня, по сторонам которой сооружена каменная стена. Также изготовлены ворота в уникальную пустынь. Были сделаны две башни и началась постройка трапезного дома, которая завершилась лишь через 2 года.

В 1774 году под свою опеку мужскую обитель взял игумен Иоил, который прослужил 4 года. Он был одним из многих учеников о. Феодора, который продолжал процветание Санаксарского монастыря. Именно при этом настоятеле был освящен храм Преображения Господня, расположенного под колокольней. При нем же произошло масштабное строительство и церковь была обнесена каменным ограждением.

После правления Иоила, старцы Венекдит и Вениамин продолжили строительство и способствовали расцвету этого монастыря. К концу 18 века вокруг всех сооружений были укреплены внешние стены и воздвигнута ограда, которая защищала обитель со стороны реки Мокши и зеленых пастбищ. В это время в святом сооружении проживали более 100 человек монахов. Врата Санаксарского монастыря были открыты для пищи и временного крова всем нуждающимся.

XIX век

В 19 веке православная обитель, как сказано из записок тех времен, считается «лучшим Российским монастырем». Также даётся неоднократное упоминание в посланиях о том, что она является домом для военных и дворянских сословий.

Фёдор Фёдорович Ушако́в (13 февраля 1745 — 2 октября 1817) - русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790-1792); командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798-1800)

Примите к сведению: в 1810 году, в нескольких километрах от этого сооружения, в деревню Алексеевка прибыл на постоянное место жительство адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Он купил всю эту местность и неустанно огромные суммы тратил на облагораживание обители.

Он помогал и церкви, и местной братии. Морской деятель Ушаков считал, что такому величественному зданию должны быть присущи все самые возможные красоты, и все силы отдавал на достижение этой цели.

Из источников 19 века, говорится, что Федор периодически жил в кельях обители. Как правило, это проходило в дни Великого Поста. Вместе со служащими монастыря он каялся о грехах день и ночь и трапезничал за одним столом с братией.

Еще при жизни адмирал захотел, чтобы его схоронили в данной обители. И осенью 1817 года, когда флотоводец принял смерть, местные жители деревни Темниковского уезда внесли тело Фёдора Ушакова на руках в храм и после службы предали монастырской земле.

XX век

В начале 20 столетия обитель отдали под присмотр настоятелю Августину. Этот старец в миру был каптенармусом гвардейского Волынского полка. Он очень ответственно относился к своему служению. Соорудил немало красивых мест на территории храма. Прекрасные клумбы окружали обитель, сделанные руками бывшего гвардейца. После его смерти, в 1915 году, после долгого совещания братия попросила стать настоятелем о. Александра (Уродова).

Но в 1918 году, когда на российской земле царили революционные перемены, некоторые взбунтовавшие монахи пошли против Уродова, и старец Александр был заключен под стражу. Однако после своего освобождения, игумен не вернулся в Санаксарский монастырь, а стал настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни. А перед кончиной и Седмиезерной пустыни.

В 1920 году территория обители и церковные здания были подвержены постоянным мародёрствам и ограблениям. В 1929 году святое сооружение было закрыто. В течение 60-ти лет монастырь в Мордовии подвергался сплошным разрушениям. Это происходило как за счет действия людей, так и из-за природных катаклизмов. Люди не гнушались ни чем, они портили стены, расписывая всевозможными надписями, вскрывали могилу Ушакова, которая находилась под часовней. Так же земля, на которой было некогда кладбище монахов, была полностью перекопана. А в здании соборного храма была сделана конюшня.

Немного позднее на территории было сделано местное учебное заведение. Поблизости установлены различные механизаторы и даже гаражи. Все это длилось вплоть до 70-ых, пока наконец-то на храм не обратили внимание советские власти. Именно они решили оставить исторические здания бывшей обители и указали на ее значение, как на достопримечательность Мордовии.

Горбачевская перестройка совершило переворот в сознании советского человека. Санаксарский мужской монастырь был отдан верующим постановлением Совета, это произошло 7 марта, 1991 года. А на праздновании Троицы того года, там была совершена первая литургия.

Мужской старинный монастырь сегодня

Важно знать: одними из достояний храма являются останки святых преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Федора Ушакова и исповедника игумена Александра. Недалеко в лесной чаще течет ручеек преподобного Феодора. Прихожане приходят к нему испить святой водицы, а также искупаться в купелях.

В настоящее время на монастырской земле расположена гостиница, которая предусмотрена специально для паломников. Несколько дней в ней бесплатно можно пожить и даже пообедать. А если прихожанину некуда идти, то во временном жительстве ему не откажут в трудовом корпусе.

Могила Ушакова в Санаксарском монастыре

Обязательно нужно упомянуть о захоронении Ушакова. Могила закопана под часовней и в революционное время оказалась разрушенной мародёрами. Но позже вскрыли место захоронения адмирала и, как доказано, останки остались нетленны. Это зафиксировано в официальном документе.

Ежегодно святые места Мордовии собирают паломников буквально со всей России и даже из стран СНГ. Питер, Челябинск, Москва многие города отправляют сюда свои делегации страждущих. Пайгармский монастырь, кафедральный Свято-Феодоровский и Иоанно-Богословский соборы эти намоленные места хорошо знакомы верующим. И в каждом храме, в каждой обители вам расскажут свою историю о самом настоящем чуде.

В каменных храмах и простых деревянных часовнях Мордовии мироточат распятия и лики святых, после молитвы у особо чтимых икон исцеляются больные. Стены кафедрального и Иоанно-Богословского соборов, да и других церквей Мордовии — свидетели множества подобных историй.

В Иоанно-Богословском соборе — это старейший храм Саранска — мне показали золотую цепочку. Это дар одного из жителей города особо чтимой святыне собора — Владимирской иконе Божией Матери. После одной из вечерних служб служители собора увидели: кто-то прикрепил украшение к ризе иконы. По сложившейся в православной среде традиции так поступают люди, просившие исцеления у Богородицы и таинственно получившие избавление от болезней. Эта цепочка — зримое доказательство чьего-то выздоровления, то есть «обыкновенного чуда». И таких чудес в соборе происходит много. Так, одна женщина принесла в дар Владимирской иконе Богородицы золотой крестик. В иконной лавке храма мне объясняют: ее ребенок постоянно икал. А после молитвы мамы перед чудотворным образом все прошло.

Старинные списки Владимирской иконы Божией Матери не единственная чудотворная святыня Иоанно-Богословского собора. В храме мне показали дар одного прихожанина: золотое кольцо, оставленное Знаменской иконе Богородицы.

В каждом храме Мордовии могут рассказать и другие, еще более удивительные истории. По молитве святым угодникам у людей с нехорошим диагнозом исчезают недоброкачественные опухоли, проходят многолетние боли… Множество паломников со всех уголков России посещают знаменитый в Мордовии Параскево-Вознесенский монастырь в Пайгарме. Приезжают с любовью к его святыням. Многие помнят одно из чудес, которое произошло в обители и связано с помощью Богородицы.

Это было в 2002 году. Тогда в Параскево-Вознесенский монастырь принесли икону Богоматери с Младенцем-Христом на руках «Благодатное небо». Принесли из частного дома: икона осталась после одной умершей старушки. В монастыре образ вдруг замироточил. Заметив это, миром, выступившим из иконы, батюшка помазал прихожан, среди которых был и больной мальчик. Один глаз у ребенка не видел. И вот после помазания зрение стало постепенно возвращаться к малышу.

То, что этот случай широко известен, — исключение из правил. По старинной православной традиции об исцелениях и других случаях молитвенного заступничества принято молчать — потому что это глубоко личные, сугубо интимные истории. Как поясняет ключарь Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова игумен Фома, такие вещи должны сохраняться в тайне. Поэтому в храме, как и во многих церквях, не ведется летопись исцелений. Но народ помнит о чудесах.

Любая икона, любой освященный крестик являются чудотворными. Скромные «будничные» чудеса происходят сплошь и рядом. Сколько людей чувствуют себя лучше, выпив утром святой воды! А когда, освящая воду, священник призывает на нее благодать Святого Духа — тоже происходит нечто таинственное: вода изменяет свои свойства. Но самое главное чудо происходит каждый раз, когда совершается Божественная Литургия. Священник освящает хлеб и вино. Конечно, и после этого они продолжают иметь вид хлеба и вина, но приобретают силу тела и крови Иисуса Христа. В момент причастия Бог вселяется в человека. Но для этого нужно верить. Вспомните: «Блажен, кто, и не видя, уверует».

Отец Фома рассказывает, какие иконы с частицами мощей хранятся в соборе: это лики св. праведного воина Феодора Ушакова, св. Феодора Санаксарского, св. преподобного Серафима Саровского, св. Филарета Ичалковского, священномученика Виктора. Слышит молитвы людей Николай Чудотворец… Также в главном храме Мордовии хранятся иконы св. блаженной Матроны Московской, св. благоверных князя и княгини Петра и Февронии Муромских. В Иоанно-Богословском соборе особо почитается образ святого, в честь которого и назван храм. Все эти иконы благодатны. У каждой из православных святынь, обращаясь к своим небесным заступникам, человек может попросить исцеления, разрешения трудных жизненных ситуаций, избавления от бед и напастей. Святые угодники услышат молитву.

История Мордовии очень богата на чудеса. В одном из источников Пайгармского монастыря верующие однажды видели образ Богородицы, будто бы выложенный мозаикой на каменном дне. Хотя иконы в воде быть не могло. В 2005 году на подворье монастыря неожиданно стало мироточить деревянное распятие.

Наука признает, что факты исцеления и мироточения икон действительно существуют. Различных физических объяснений этому довольно много. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Как физик я стараюсь находить рациональное объяснение каждому явлению. К примеру, на мироточивость влияет совокупность факторов, каждый из которых, будучи взят по отдельности, может быть совершенно незначительным. Ничего необъяснимого не бывает — просто всему находится либо простое, либо сложное объяснение.

Настоящее чудо произошло и в скромной саранской больничной церкви во имя святителя Луки Крымского. Она расположена на территории Республиканского психоневрологического диспансера, но посещают ее не только пациенты, но и жители стоящих рядом с медицинским учреждением домов. Несколько лет назад главному врачу диспансера была подарена икона Богородицы. Написанная масляными красками на полотне, она находилась не в лучшем состоянии. На ней лишь едва проглядывался лик Богоматери. Икону перенесли в больничную церковь, и какое-то время она стояла, прислоненной к стене. И вдруг на образе сам собой, без реставрации, проявился лик Божией Матери. А на обратной стороне иконы неожиданно возникло еще одно изображение. Там проявился лик святого Николая Чудотворца. Образ оказался двусторонним: такие используются для крестных ходов. Икону поместили в деревянный оклад, и она стала особо чтимой святыней храма.

К слову, при советской власти лики святых на сводах одного из храмов Пайгармы выжигали паяльными лампами. Но несколько лет назад, и опять без реставрации, лики стали проявляться. Они обновляются сами собой, будто над ними работает незримый художник. Как говорят священники, это знаки особой Божией милости к людям. Когда человек настроен на исправление и стремление к новой жизни, с ним и происходят чудеса.

Просмотров