Соборы стокгольма. Церковь святого Николая — Кафедральный собор столицы Швеции Описание Кафедрального собора


В историческом центре шведской столицы немало памятников прошедших времен, один из которых - церковь святого Николая, в наши дни имеющая статус кафедрального собора.

Внешне собор выглядит достаточно скромно, тем не менее у него богатая история, роскошное убранство, и он относится к главным достопримечательностям Стокгольма. Находится здание недалеко от .

Определить настоящую дату постройки церкви сложно, однако, в документах, датируемых 1279 г., некий Юхан Карлссон захотел после своей кончины передать храму установленную сумму серебром. Некоторые исторки называют церковь святого Николая ровесником города.

Кафедральный собор считается главным в Стокгольмском диоцезе (епархии).



Первое сттроение

В 1767 г. на месте старинного храма была воздвигнута церковь по проекту Эрика Палмстеда. Впервые упоминается о сооружении, некогда находившемся на этом месте, в документах от 1279 года.

Согласно указу Биргера Ярла возвели храм, который позднее был уничтожен во время пожара. Восстановительные работы начались в 1306 году, строение было расширено.

Спустя столетие в церкви вновь провели реконструкцию, а позже пристроили колокольню.

Современный вид церкви

Первые часы были установлены на башне в конце 15 века, часы, которые мы можем наблюдать в наши дни, поставлены в 1888 году.

Циферблат и стрелки сделаны из меди, длина часовой стрелки – 2,5 метра, а вес - полтонны!.

Теперешний вид церкви придал архитектор И.Карлбег в первой половине 18 века. Он изменил стиль храма, надстроил звонницу, поднял высоту башни до 66 метров, водрузив на нее четыре колокола, массой 6 тонн каждый.


Последним королём, чье коронование проходило в соборе в 1873 году, был Оскар II. В храме проводились все важнейшие государственные мероприятия, в 1976 году в его стенах проходило венчание короля Швеции Карла XVI Густава и Сильвии Соммерлат.

Архитектурные особенности

Старинная церковь стоит того, чтобы уделить ей внимание при посещении города. О солидном возрасте строения говорят даже ручки на дверях с масонскими значками.

С внешней стороны строение простое, притягивает взор лишь колокольня, выполненная из кирпича и выкрашенная в желтый цвет, огромные часы и окна в готическом стиле.

Внутренне оформление

Внутри кафедрального собора находится главный шедевр собора – статуя Святого Георгия и дракон.

По мнению специалистов ее выполнил в конце 15 века Бернту Нотке (еще про одну его работу - полотно Пляска Смерти, тоже в Церкви Святого Николая, только расположенного в Таллине, мы ). В соборе находится также множество других шедевров изобразительного искусства и скульптуры.

Алтарь храма, называющийся Серебряным, выполнен из серебра и черного дерева. С обеих сторон от алтаря располагаются статуи Николая Чудотворца и Святого Петра.

Перед алтарем имеют право сидеть лишь представители королевской семьи.

Великолепный иконостас, сводчатые потолки, красивые витражи – все это весьма впечатляет.

Как посетить?

Ежедневно в церковь приходят туристы из разных уголков.

Время работы собора с 9-00 до 16-00.

В соборе было установлено время, свободное от экскурсий для проведения молитв. Богослужения можно посещать бесплатно, а для туристов вход 40 крон для взрослых, 30 крон для пенсионеров, для детей вход бесплатный.

До храма можно доехать автобусами №3,53 остановка Riddarhustorget.

Несмотря на величественность храма, внешне Кафедральный собор выглядит довольно скромно. Однако, такая обычная снаружи церковь вместила в себя огромное число художественных шедевров, на которые непременно стоит полюбоваться.

Впервые эта церковь была упомянута в 1279 году рыцарем Юханом Карлссоном, который в своём завещании даровал «Стокгольмской большой церкви» одну марку серебра.

Церковь Св. Николая была местом коронации шведских королей. Последней была коронация Оскара II, которая состоялась здесь в 1873 году.

Здание собора - образец шведской неоготической архитектуры. Во внутренней архитектуре использованы элементы кирпичной готики. В соборе находится большое количество художественных шедевров. Один из них - средневековая деревянная статуя Святого Георгия и Дракона. Также здесь хранится копия картины «Ложное солнце», выполненная в 1632 г. Оригинал картины, созданный в 1535 году и представляющий собой самое старое изображение Стокгольма, был утрачен.

Стокгольмский собор Сторчуркан

Стокгольмский собор, он же Сторчуркан, или Собор святого Николая, по праву называется наиболее значимым храмом Стокгольма. Он располагается в Гамла Стан – Старом городе Стокгольма.

История храма начинается в 13 веке – на этом месте стояла небольшая церковь, построенная основателем города Ярлом Биргером. Немного позднее на ее месте выстроили базилику святого Николая.

Собор Сторчуркан многократно перестраивался, пока не приобрел свой нынешний облик. Ранее у храма был фасад в готическом стиле, позже его снесли и выстроили новый, в стиле барокко. В 18 веке к церкви Сторчуркан пристроили колокольню высотой 66 метров. В храме находятся знаменитые произведения искусства – картина «Страшный суд», скульптура 1489 года «Святой Георгий со змеем».

Собор святого Николая является местом коронаций и свадеб шведских монархов. Здесь по-прежнему каждое воскресенье проходят службы, храм открыт для всех желающих.

Исторический центр Стокгольма богат памятниками старины. Один из них - церковь святого Николая, в настоящее время получившая статус кафедрального собора. Назвать точную дату возведения церкви невозможно, но уже в 1279 году она была упомянута в завещании некоего Юхана Карлссона, который пожелал по смерти пожертвовать церкви определенную сумму серебром. Есть мнение, что церковь св. Николая возникла вместе с основанием Стокгольма.

Конечно, до наших дней не сохранился подлинный ее облик. Церковь неоднократно перестраивалась, и здание получилось разностилевое: барокко, готика, неоготика. Однако сохранилось много старых элементов, возраст которых насчитывает 7 веков. Задуманная как католический храм, церковь в 1527 году стала лютеранской. Реформатор Олаус Петри выбрал для своей проповеди в Стокгольме именно ее. Несколько иной вид церковь святого Николая получила после окончательной перестройки в XVIII веке. В начале XX столетия собор реставрировали в готическом стиле, сделав таким, каким он был 500 лет назад.

В соборе находится много шедевров живописи и скульптуры. Главная из них - деревянное изображение святого Георгия, поражающего дракона. Скульптура была заказана королем как символ успеха в военном сражении против датчан в 1471 году под Брункебергом. С тех пор плоть до конца XIX века эту скульптуру выносили из церкви ежегодно 10 октября (день битвы). Святого Георгия снимали с коня и торжественно проносили улицами Стокгольма. Решение скульптора было весьма оригинальным. Статуя Георгия сделана из дубового дерева, а шипы дракона - из… лосиных рогов!

Еще одна из достопримечательностей - картина «Ложное солнце». Это копия утраченного оригинала, написанная в XVII веке. На картине изображен старый Стокгольм. Рядом висит картина художника Урбана «Стокгольмское чудо». Она повествует о реальном астрономическом событии, которое стокгольмцы наблюдали в 1535 году: вокруг солнца стали видны шесть колец, расходящихся в разные стороны. Богословы трактовали это явление как знамение изменения мира. Алтарь в церкви святого Николая сделан из чистого серебра и благородного черного дерева. Вокруг в серебряных колоннах размещены статуи Иисуса Христа и святых

Церковь святого Николая играла главенствующую роль среди культовых сооружений Стокгольма. Вплоть до 1873 года здесь короновались шведские короли. А уже в наше время, в 1976 году шведский король Карл XVI венчался здесь с будущей женой. Возможно, такая роль выпала церкви в связи с ее близостью к Королевскому дворцу, который находится в соседнем квартале. Также здесь произносят свои речи нобелевские лауреаты. Ежедневно церковь посещают толпы туристов из разных стран.

Такой интерес к кафедральному собору, безусловно, льстит жителям Стокгольма. Однако суета мешает проведению мессы. Поэтому были введены так называемые «коридоры времени» - время, свободное от экскурсий. Тогда на службе могут побывать все желающие, если они согласны придерживаться правил богослужения.

Церковь Святого Николая, известная в народе как Великая церковь, является самой старой в Гамла-Стане, Старом городе Стокгольма. Ее здание является важным примером готического шведского строительства из кирпича. Церковь расположена рядом с Королевским дворцом, а к югу от нее находится здание Фондовой биржи, стоящее перед площадью Сторторгет, на которой в свою очередь расположились Шведская академия, Нобелевская библиотека и Музей Нобеля.

Церковь Св. Николая впервые упоминается в письменных источниках 1279 года и изначально была построена Ярлом Биргером, основателем самого города. В течение почти четырех столетий она была единственной приходской церковью в городе, а после Реформации в 1527 году собор сделали лютеранским.

Во многом благодаря удобному расположению и близостью к бывшему королевскому замку и современному королевскому дворцу церковь Св. Николая часто была местом действия главных событий в истории Швеции, например, коронаций, королевских свадеб и королевских похорон. Последняя коронация, которая прошла здесь, была коронация Оскара II в 1873 году. Кронпринцесса Виктория, старшая дочь короля Швеции Карла XVI Густава и королевы Сильвии, вышла замуж за Даниэля Вестлинга 19 июня 2010 года в церкви Св. Николая. Это произощло в том же месте и в тот же день, что и бракосочетание ее родителей в 1976 году.

Самым известным из сокровищ церкви является деревянная статуя святого Георгия и дракона, выполненная Бернто Нотке (1489 год). Статуя, посвященная памяти битвы при Брункеберге в 1471 году, также служит реликварием мощей святого Георгия и двух других святых. В церкви находится копия одного из самых старых и известных изображений Стокгольма, картины Vadersolstavlan («Ложное солнце»); эта копия датируется 1632 годом, а утраченный оригинал - 1535 годом. Картина была заказана ученым и реформатором Олафом Петри. На ней изображено гало - ложное солнце, которое и дало картине имя, а в XVI веке было истолковано как предвестие страшных событий будущего.

Координаты : 59°19′33″ с. ш. 18°04′14″ в. д.  /  59.32583° с. ш. 18.07056° в. д.  / 59.32583; 18.07056 (G) (Я)

Церковь Святого Николая (швед. Sankt Nikolai kyrka , а также швед. Storkyrkan - Стурчурка , Большая церковь ) - кафедральный собор Стокгольма (с 1942 года), главный собор Стокгольмского диоцеза и старейшая церковь исторического центра Стокгольма.

Здание представляет собой образец шведской неоготической архитектуры с элементами кирпичной готики во внутренней архитектуре собора. Расположенный рядом с Королевским дворцом , собор выходит восточным фасадом на Королевскую площадь, одновременно замыкая с запада улицу Слоттсбаккен . Улицы Стурчуркубринкен , Челларгренд и Тренгсунд проходят к северу и к западу от здания. К югу от церкви расположено здание Стокгольмской фондовой биржи .

История

Архитектура

Колокольня церкви построена из кирпича, стены оштукатурены и выкрашены в жёлтый и белый цвета. Первоначальная конструкция здания восходит к XIII веку , однако внешний вид здания был существенно изменён в стиле барокко около 1740 года архитектором Юханом Эбергардом Карлбергом.

Внутреннее убранство


Среди художественных шедевров, находящихся в соборе, средневековая деревянная статуя Святого Георгия и Дракона, авторство которой приписывается Бернту Нотке (1489). Статуя с одной стороны являлась памятником сражения при Брункеберге (), с другой - служила реликварием мощей святого Георгия и двух других святых.

В церкви также находится копия 1632 г. с утраченного оригинала самого старого изображения Стокгольма, картины «Vädersolstavlan » («Ложное солнце» , 1535). Картина была создана по поручению учёного и реформатора Олауса Петри . На ней изображён паргелий , который в старину рассматривался как предзнаменование.

Статуя самого Олауса Петри была установлена у восточной стены церкви в XIX веке .

См. также

Напишите отзыв о статье "Церковь Святого Николая (Стокгольм)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Церковь Святого Николая (Стокгольм)

Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.

Просмотров