Свято-троицкий измайловский собор - собор во имя святой живоначальной троицы лейб-гвардии измайловского полка. История собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка Церковь на измайловском проспекте

Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка (Троицкий Измайловский собор) - один из самых больших монументальных храмов Санкт-Петербурга. Его ярко-синие купола, которые и поныне украшены звездами, можно увидеть с расстояния 20 км от города.

Собор был возведен архитектором В. Стасовым в 1828-1835 годах для солдат и офицеров Лейб-Гвардии Измайловского полка, одного из старейших в России. Основанный императрицей Анной Иоанновной в 1730 году и названный по подмосковному селу Измайловское, полк участвовал во многих сражениях, судьбоносных для Российской Империи. Казармы Измайловского полка располагались там, где сегодня проходят Красноармейские улицы.

Троицкий Измайловский собор представляет собой большой белый храм, украшенный четырьмя портиками коринфского ордена и пятью синими куполами. В соборе, который служил в качестве главной гарнизонной церкви города, хранились военные трофеи, полученные во время русско- турецкой войны 1877-1878 годов. В память о павших на войне офицерах их имена были высечены на мраморных досках, вывешенных в Троицком Измайловском соборе.

В 1886 году перед храмом был установлен монумент, выполненный по проекту архитектора Д. Гримма. Он представлял собой несколько рядов, выстроенных из турецких пушек и увенчанных фигурой ’’Слава”. В 1930 году памятник был снесен. Памятник воинской славы был воссоздан и торжественно открыт в 2005 году на историческом месте.

В Троицком Измайловском соборе в 1867 году состоялась церемония венчания русского писателя Ф. Достоевского. После революции 1917 года Троицкий Измайловский собор был разграблен и в 1938 году закрыт для богослужений. В 30-е годы 20 века был разработан план, по которому в соборе предполагалось устроить крематорий, однако, к счастью, он не был претворен в жизнь. Долгое время помещение собора использовалось как склад, что нанесло архитектурному сооружению серьезный ущерб.

В 1990 году собор был возвращён верующим, в нем возобновились службы, однако реставрационные работы продолжаются в храме до сих пор. Проведена огромная работа по восстановлению и реставрации собора в результате которой внешний вид собора приобрел свою первоначальную красоту, восстановлены и освящены иерейским чином центральный придел в честь Святой Живоначальной Троицы, придел Иоанна Воина и придел святой равноапостольной Марии Магдалины.

Собор является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством. Внесен в охранный реестр ЮНЕСКО.

В Троицком Измайловском соборе находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это икона Святой Живоначальной Троицы. Образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г.

Ежедневно в 16:00 в соборе служится молебен перед мощами великих угодников Божиих: блаженной старицы Матроны Московской, покровителей семьи Петра и Февронии Муромских и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

По вторникам в 17:00 служится молебен с акафистом перед иконой Божией матери "Всецарица", по средам в 17:00 молебен с акафистом перед иконой с частицей великомученика Георгия Победоносца.

Храм открыт в будние дни: 9.00-19.00, в воскресные и праздничные дни: 8.00-20.00.

Божественная Литургия служится ежедневно, начало в 10.00.

Вечернее Богослужение проводятся в пятницу, субботу, воскресенье ив канун праздника в 17.00

Первоначально в 1754 году на месте нынешнего храма была построена деревянная церковь для гвардейского Измайловского полка. Закладка строящейся церкви была сделана 1 июля 1754 г. Архиепископом Силивестром, им же и освящена церковь 1 июня 1756 года. Главный придел церкви освящен во имя Святой Троицы, второй во имя Святого Иоанна Воина. За семьдесят лет здание сильно обветшало, особенно сильно пострадало оно в наводнение 1824 года. Вместо него в 1828-1835 годах на личные средства Николая I, в память командования им Измайловским полком, был построен монументальный (общая высота около 80 метров) каменный пятикупольный храм. 13 мая 1828 года состоялась торжественная закладка храма. Храм строился 7 лет. Под капитальный фундамент храма шириною и глубиною в 3 аршина забито 5500 свай. Набивка свай, с соизволения Государя, сделана чинами 3 батальона, с платою им по вольной цене. В 1830 году стены храма довели до куполов, в 1832 году закончили купола и поставили кресты. Постройка храма уже близилась к окончанию, как 23 февраля 1834 г. страшною бурею повредило главный купол и снесло с него крест. Купол был укреплен на железных скреплениях. К 1835 году храм был вполне готов. Его автор В.П. Стасов в своем творении стремился сочетать формы классицизма с традиционными приемами русского зодчества. В соответствии с пожеланиями духовенства, зодчий положил в основу плана собора греческий равноконечный крест. Необычно были расставлены им вокруг главного купола и малые купола: не диагонально, а над рукавами креста, по странам света. Голубые купола, усеянные золотыми звездами тесно сдвинуты, благодаря чему издали их силуэт воспринимается как одно целое. Великолепный скульптурный фриз украшает здание; портики из коринфских колонн, чугунные треножники на балюстрадах придают зданию нарядность и пышность. Скульптуры ангелов в нишах изваял скульптор С.И. Гальберг.

Освящение храма состоялось 25 мая 1835 года. В этот день рано поутру раздался колокольный звон к водоосвящению, а в половине пятого начато было освящение придела Иоанна Воина, совершенное архимандритом Нилом. В половине восьмого началось освящение южного придела во имя Святой Марии Магдалины, которое совершал архимандрит Феодотий. В 10 часов началось освящение главного придела Святой Троицы, совершенное Митрополитом Московским Филаретом соборне с наместником лавры архимандритом Палладием и инспектором академии архимандритом Платоном. В 7 часов вечера Император с Императрицей и Наследником, возвратившись из Москвы, осмотрели церковь в подробностях, при чем Государь изъявил свое благоволение архитектору Стасову в самых милостивых выражениях. Постройка Троицкого собора оценивалась современниками как крупное достижение отечественного зодчества.

Троице-Измайловский собор представляет собой огромное пятикупольное здание с четырьмя белыми коринфского ордера портиками и вмещает более 3 000 человек. Его голубой купол, в прошлом усыпанный золотыми звездами, виден за 20 км от города. Главный купол собора - второй по величине деревянный купол в Европе - создан в 1834 году великими инженерами-строителями П.П. Мельниковым и П.П. Базеном. Этот просторный величественный храм являлся главной гарнизонной церковью Санкт-Петербурга. В 1836 году в стены собора были вмонтированы памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. Здесь же в соборе хранились знамена полка и ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также трофеи военных кампаний 1854, 1877-1878 годов. Интерьер собора просторный, светлый. 24 стройные коринфские колонны легко "поднимают вверх" барабан главного купола, словно парящего в воздухе и отделанного кессонами с розетками. Внутренние колонны и пилястры одеты в белый мрамор (колонны внутри храма, по первоначальной смете, предположено было по обыкновенной штукатурке, покрыть белой клеевой краской, но полк исходатайствовал разрешение облицевать колонны под белый мрамор). Малые купола, расписанные золотыми звездами по голубому фону, создают дополнительные подкупольные интерьеры, в одном из которых находится резной иконостас. Он был сооружен в виде закругленной стены и ныне, увы, частично погублен. Сень над престолом решена в виде полуротонды из четырёх колонн и составляет единую композицию с резным деревянным иконостасом. Собор может вмещать до 3 тысяч человек.

В 1938 году собор был закрыт и постепенно пришел в запустение от использования его подвалов в качестве овощехранилища и, особенно, - в годы блокады Ленинграда. Обширные восстановительные работы по фасадам здания были проведены после войны и были завершены в 1960-х годах. Внутреннее убранство от бесконечной перемены пользователей, не делавших ничего для его сохранения, пришло в полный упадок. Долгое время здание было складским помещением, не отапливалось и постепенно приходило в ветхость, несмотря на толстые стены. К настоящему времени из всего богатейшего имущества (многое было уникальным и бесценным по своим художественным данным) остались только стены храма. В 1990 году здание было возвращено Церкви и в нем возобновлены богослужения. Но перед общиной стоит множество проблем, связанных с сохранением здания. Почти напротив храма, на углу Измайловского проспекта и 1-й Красноармейской улицы расположена хороших пропорций часовня, выдержанная в стиле самого храма. Она сооружена в 1894-1895 годах архитектором С. П. Кондратьевым в память двух чудесных избавлении от смерти: спасения Александра III и императорской семьи во время крушения поезда в Борках, вблизи Харькова, в 1888 году и спасения будущего Императора Николая II в Японии. Можно без преувеличения сказать, что часовня и по архитектуре, и по внутреннему убранству, по высокохудожественному образу Христа Спасителя, выполненному из цветных стекол (витрин) в окне часовни, - одна из первых не только в Петербурге, но и во всей России. В 1924 году часовня была закрыта и долгое время использовалась не по своему назначению. В 1999 году она была восстановлена. Вновь засияли золотые звезды на ее голубом куполе, в часовне открылась православная иконная лавка.



Деревянный собор Святой Живоначальной Троицы в слободе Измайловского полка был построен по образцу пятикупольных церквей, представляющих в плане равноконечный крест. Купола располагались по сторонам света. Возможно, образцом послужила деревянная Скорбященская церковь в с. Керстово, принадлежавшем духовнику Елизаветы Петровны протоиерею Дубянскому. Стасов при строительстве каменного храма использовал тот же принцип расстановки куполов. Строительство велось по приказанию Николая I , на его средства и обошлось в три миллиона рублей. До своего восшествия на престол в декабре 1825 года великий князь Николай Павлович семь лет являлся командиром второй бригады Первой гвардии пехотной дивизии, к которой относился Измайловский полк.

В 1830 году возвели малые купола и покрыли их, по указанию Стасова, медью для долговечности. К октябрю 1831 года возвели металлический главный купол и установили на нем крест. Еще в августе 1826 г Николай I лично приказал, чтобы «все купола были выкрашены голубою краскою с золотыми звездами, как в Москве на Архангельском, а в Твери на Тверском соборе». Существует легенда, что синий цвет куполов соответствует цвету мундира измайловцев. На большом куполе было 280 звезд, а на малых по 208. В ночь на 23 февраля 1834 года буря сбросила на землю крест и главку большого купола. Большая часть медной кровли была сорвана. Комиссия пришла к выводу, что ребра полосового железа, из которых состоял купол были недостаточной жесткости и сама конструкция была слишком тяжела. Император возместил убытки за свой счет. Составление проекта купола поручили гражданскому инженеру Петру Базену, который создал ставшую в последствии классической конструкцию из деревянных радиальных ферм, которую возвели за три месяца, без лесов, методом навесного монтажа, используя лишь внутренние подмостки. В то время собор часто называли «Болгарским», говорили что на его строительство собирались деньги по всем городам и сёлам Болгарии в благодарность за участие измайловцев в освобождении братского славянского народа от турецкого ига.

Собор был закрыт в 1938 году, на его месте планировалось построить, то Дом Трудящихся, то крематорий, то устроить трамвайное кольцо. До войны не успели. Во время войны собор пострадал от обстрелов, были разрушены металлические конструкции одного из малых куполов, которые были восстановлены в 1952 - 1953 годах. В здании устроили склады. В 1980-х годах возникла идея открыть в соборе зал Консерватории, но осуществлению этого помешали мокрые подвалы. В 1990 году храм вернули верующим. Было восстановлено отопление, осушены подвалы, начался ремонт. Придел св. мч. Иоанна Воина освящен малым чином 22 мая 2006 г. 25 августа 2006 года собор пострадал от пожара, возникшего на строительных лесах главного купола. Сгорели деревянные конструкции центрального купола, пострадал малый западный купол. Внутрь собора пожар не распространился. Уголовное дело, возбужденное по факту пожара приостановлено по причине невозможности определения виновных лиц. На восстановление храма было собрано более 3 миллионов рублей пожертвований, столько же передал приходу Святейший Патриарх Алексий II, участие в восстановлении приняло Русское Афонское общество, Папа Римский выделил 10 тысяч евро. И, разумеется, город.

Институт «Спецпроектреставрация» рассматривал три варианта восстановления купола собора - деревянный, металлический и железобетонный. От третьего варианта отказались сразу из-за трудностей ремонта и склонности к разрушению. Сложности возведения деревянных конструкций связаны с отсутствием необходимого материала, длительными сроками его подготовки и дороговизной, а так же с отсутствием квалифицированных плотников. Но в наличии обмерные чертежи и модель купола инженера Базена, сделанная в 1834 году, которая находится в Эрмитаже. Противники восстановления деревянных конструкций утверждали, что объекта охраны нет, он утрачен, а воссозданные купол все равно будет макетом в натуральную величину. Главный инженер проекта воссоздания купола Александр Серов отмечал, что в случае восстановления купола в металле возникнет проблема температурного расширения металла с северной и южной сторон собора, и перепад температур может составить до 50-60 градусов, но современные металлические конструкции легче деревянных. Росохранкультура не согласилась с применением металла.

К февралю 2007 г. решили восстанавливать купол с использованием клееного бруса. Выбор материала сделан, потому что клееный брус можно монтировать без сварки. В настоящее время работы уже ведутся: генеральным подрядчиком работ является реставрационная компания "Акме-дек". Работы ведутся совместно с НИИ клееных деревянных конструкций имени Кучеренко (Москва) и под наблюдением Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Купол собирается из широкопролетных арок из клееной армированной древесины (сосны). Все детали уже изготовлены в Нижнем Новгороде, на Деревообрабатывающем комбинате № 78. Элементы каркаса купола монтируются на земле и поднимаются на "барабан" купола с помощью башенного крана. Конструкция состоит из 32-х клееных деревянных ребер (каждое весом в 2,5 т). Работы контролируют представители КГИОП. После установки купол будет покрыт медью и начнется восстановление исторических золотых шестиугольных звезд. Началось восстановление интерьеров собора, а в 2009 году начнется реставрация его фасадов. На проведение этих работ необходимо 100 млн рублей. Губернатор пообещала выделить данную сумму из городского бюджета. Здание храма внесено в охранный реестр ЮНЕСКО.

Информация: Синдаловский Н.А. Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде... Путеводитель СПб.:"Норинт", 2002. «Вода живая» http://news.aquaviva.ru/news. СМИ Санкт-Петербурга. http://petersburg-history.ru



Восстановление купола, погибшего при пожаре, закончено в марте - начале апреля 2010 г., перед праздником Пасхи. В мае 2010 г. закончено воссоздание центрального иконостаса. Характерная черта храма - прекрасно выбранное для него место (выбор был сделан еще строителями прежней, деревянной Троицкой церкви в 1754-1756 гг.). Огромные купола Троицкого собора хорошо видны с далеких расстояний. Они стали неотъемлемой частью панорам реки Фонтанки на большей части ее протяжения (около 4 км) - примерно от середины отрезка между Аничковым и Чернышевым (Ломоносова) мостами до Калинкина моста (а на территории завода "Адмиралтейские верфи" храм можно увидеть и еще дальше вниз по течению). Заметим, что сам собор расположен в стороне от Фонтанки.



До построения церкви св. Троицы на этом месте в разное время существовали три деревянные церкви, история которых тесно связана с историей Лейб-гвардии Измайловского полка. Лейб-гвардии Измайловский полк основан императрицей Анною Иоанновною и сформирован в Москве в 1730 г.; название свое получил от села Измайлова, около Москвы, принадлежащее роду Романовых, где императрица в том году имела свое пребывание. В 1731 г. первые два батальона, а в 1734 и третий батальон переведены в С.-Петербург и расположены постоем по обывательским домам на Адмиралтейском и Петербургском островах; с 1743 г. полк помещался уже нераздельно во вновь выстроенной полковой слободе, в деревянных светлицах, где ныне улицы, называемые ротами, отчего вся местность получила название Измайловского полка. Так как полк не имел постоянных квартир, то положено было устроить церковь подвижную или походную и в 1731 г. приступлено было к построению палатки.

Усердием гг. офицеров полка заказаны были в Москве св. иконы для иконостаса московскому жителю иконописцу Ивану Адольскому. Построение церкви поручено было поручику Савелову, причем в данных ему ордерах упоминается, чтобы он: «приложил свое прилежное старание, дабы оная церковь построена была лучшим материалом». Вот документ, объясняющий происхождение настоящего наименования: «ее Величество Всемилостивейшая Государыня Императрица указала церковь построить св. Троицы. Подписал Варлаам Архимандрит Троицкий». При построении деревянной церкви в 1754 г. церковный капитал был довольно значительный, императрица Анна Иоанновна обогатила церковную ризницу принесением в дар риз.

В царствование императрицы Елисаветы Петровны снова сознана была необходимость построения постоянной в полку церкви. По повелению императрицы 1 июля 1754 г. на том самом месте, где ныне алтарь, заложена была деревянная церковь во имя св. Троицы с северным приделом св. муч. Иоанна воина и 1756 г. июля 1-го освящена.

Описываемая церковь была деревянная, холодная, крестообразная о пяти главах, крытых одинаково с куполом, белою жестью и снаружи обшита досками. В последствии времени, не раз предполагали устроить в этой церкви печи, но это оказалось неудобноисполнимым, и так поддерживаемая в первоначальном своем виде первая полковая церковь существовала 74 г., до 1828 г., и, приведенная временем в совершенную ветхость, была свидетельницей того, как императрица Мария Федоровна собственноручно от имени государя императора Николая I положила в основание нынешнего храма первый камень.

В 1813 г. с.-петербургский комендант генерал-майор Павел Яковлевич Башуцкий, бывший незадолго перед тем командиром Измайловского полка, исходатайствовал у военного генерал- губернатора дозволение возобновить пришедшую в ветхость временную церковь, и инженерный департамент нашел возможность ассигновать необходимую сумму на возобновление сей церкви. Работы тотчас начались, ветхая церковь была разобрана до основания, был заказан новый деревянный иконостас, и новая теплая деревянная церковь была воздвигнута и освящена в 1813 г. 8 ноября во имя св. Троицы. В таком виде существовала она 22 года, и в 1835 г. в мае месяце, упразднена незадолго до освящения настоящей каменной, в которую поступило и все церковное имущество.

Император Николай Павлович, бывший с 1800 г. шефом лейб-гвардии Измайловского полка до вступления своего на престол, 2 октября 1827 г. повелел соизволить приступить к построению новой каменной теплой церкви и построить оную на счет кабинета его Величества, в память командования его полком.

К построению церкви государь назначил главным архитектором В. П. Стасова, причем, государю было угодно, чтобы при составлении плана и фасада новой церкви на 3 000 человек, внутреннее расположение было «по подражанию деревянной». Одобрив поднесенные архитектором Стасовым план и фасад, император повелел начать по оным с 1828 г. строить на месте прежней церкви новую каменную теплую церковь во имя св. Живоначальной Троицы, с двумя приделами: северным - во имя Иоанна воина, южным - во имя св. равноап. Марии Магдалины. Церковь была заложена и в 6 лет совершенно окончена.

Заблаговременно, по высочайше утвержденным рисункам, заказаны были с.-петербургскому купцу Тарасову иконостасы, тщательной резьбы и лучшей позолоты, образа в главный иконостас и по одному престольному образу в приделы, всего 20, заказаны были известным художникам, из них большая часть академику Майкову, все на 50 000 руб. Работы шли успешно, заказы в 1834 г. приходили к окончанию, но в ночь на 23 февраля сильной бурей повредило главный купол так, что за возведением нового купола, по проекту генерала Базена, на деревянном основании, более прочном, освящение церкви отложено до 1835 г. Ко дню освящения 26 мая 1835 г. деревянная церковь была разобрана, временная колокольня сломана и колокола с нее с добавлением новых большей величины, повешены на западном куполе. Площадь вокруг поднята, церковь обсажена деревьями и обнесена чугунною решеткою и тротуаром.

Причт состоял из 1 священника. Увеличение причта 2 священниками вероятно состоялось после 1813 г., когда была построена другая деревянная теплая церковь. В год освящения нового каменного храма состоявшим на лицо 2 священникам определены священник и диакон. Содержание причта состоит из жалования от полка и из доходов, получаемых за службы и требы. Казенное жалование с 1860 г. получают в размере: протоиерей 468 руб., священники и протоиереи в священнических вакансиях 393 руб., диаконы 243 руб., псаломщики по 54 руб.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, выпуск третий. Санкт-Петербург, 1873 г.



Столетний путь от походной палатки до одного из красивейших соборов Санкт-Петербурга - такова история создания Троице-Измаиловского храма. В его ампирном облике знаменитый архитектор Василий Петрович Стасов предвосхитил черты того стиля, что впоследствии станет называться "русским". Высочайший указ о создании лейб-гвардии Измаиловского полка издала императрица Анна Иоановна в сентябре 1730 года. Название ему было присвоено по подмосковному селу Измаилову, летней резиденции царя Алексея Михайловича, где выросла будущая самодержица. Через полгода почти две с половиной тысячи гвардейцев были приведены к присяге. И, конечно, в первую очередь они озаботились созданием полковой церкви. Единственная загвозка заключалась в том, что полк не имел постоянных квартир. Устраивать походную церковь-палатку поручили некоему поручику Савелову, с указанием приложить "о строении той церкви прилежное старание, дабы оная построена была самым добрым мастерством". Однако ещё через полгода Измаиловский полк перевели в Санкт-Петербург. Солдатам приходилось посещать разные городские храмы. А церквей не хватало - ведь город только строился, и приезжих в нём было очень много. Так что измаиловцы зачастую всю службу отстаивали на улице... Даже появление осенью 1732 года походной церкви на лугу у Фонтанки не стало выходом из создавшегося положения. Это был летний храм - с наступлением холодов его разбирали. Так продолжалось несколько лет. Даже в поход под Очаков вместе с гвардейцами отправилась их церковь-палатка со всеми необходимыми для богослужения утварью и облачением. И так получилось, что измаиловский храм стал общим для всех гвардейских подразделений.

После побед, в том числе после взятия Хотина, трофеи всегда приносили и складывали возле Измаиловской церкви, и полковой священник совершал благодарственные богослужения. Когда измаиловцы вернулись из похода в Петербург, то узнали, что императрица даровала полку землю и средства на постройку постоянных полковых помещений. К 1734 году в устроенной слободе поселились военные вместе со своими семьями. Тут же возвели и первую "круглогодичную" деревянную церковь, но она оказалась слишком мала для пяти тысяч гвардейцев (это без учёта членов их семей!). Поэтому в скором времени полк направил императрице Елизавете Петровне письмо с просьбой дозволить строительство нового деревянного храма. Царица не только согласилась, но даже попросила прислать ей чертежи. Строительство началось в 1754 году по распоряжению Бартоломео Растрелли, занимавшего в то время пост обер-архитектора императорского двора; согласно дальновидной мысли придворного зодчего фундамент расчитали так, чтобы он смого выдержать впоследствии и каменный храм. Возвели церковь достаточно быстро - всего за два года, и 1 июня 1756 года состоялось её торжественное освящение. Сама царица на церемонию не приехала, но прислала в подарок измайловцам священные сосуды и вышитые ею самой покровы на потир и дискос. За время своего существования этот Измайловский храм пережил два серьёзных наводнения (1777 и 1824).

Спустя три года старая деревянная постройка высочайшим повелением была разобрана, а на её месте началось строительство каменного храма. Это случилось 13 мая 1828 года - в день Святой Троицы. Первый камень заложила императрица Мария Фёдоровна, супруга покойного Павла I и мать Николая I. Божественную литургию отслужил духовник царской семьи отец Павел Креницкий. Правда, на торжестве присутствовал лишь один батальон - два другие находились в турецком походе. Руководил возведением нового храма архитектор Василий Петрович Стасов. Спустя три месяца император Николай I лично посетил стройку и раздал всем трудившимся там по серебряному рублю - чтобы работа лучше спорилась. Царь высказался за то, чтобы новая церковь "по подражанию деревянной была бы в три придела: главный - во имя Святой Троицы, южный - Марии Магдалины, северный - Иоанна Воина". Строители, и правда, не мешкали - они вбили под фундамент пять с половиной тысяч свай, возвели стены, поставили купола и кресты всего за четыре года. Кстати, с куполами вышла любопытная история: Стасов хотел покрасить их светло-зелёной краской, а главки вызолотить. Но здесь мнение императора не совпало с мнением зодчего. Николай I предложил светло-синий цвет - по одной из легенд, по цвету воротников на мундирах Семёновского полка, по другой - по цвету измайловской формы. Разумеется, высочайшая точка зрения взяла верх. Примечательно, что когда купола покрасили, то на несколько дней запретили конное движение по прилегающим улицам, а сами улицы всё время поливали водой - так боялись, что голубые купола покроет слой пыли! Работу уже заканчивали, когда в судьбу храма опять вмешалась стихия. Только на сей раз это была страшная февральская буря. Ураганный ветер сорвал с собора медную кровлю, а главное - золочёный крест, который разбился от удара о землю. Стасова даже на какое-то время взяли под стражу... Вышла задержка - строительство было завершено только через год.

Освящение Троице-Измаиловского храма назначили на 25 мая - день полкового праздника. Церемонию освящени проводил лично митрополит Московский Филарет (Дроздов). К вечеру в храм прибыл император со своей семьёй. Он осмотрел церковь и остался ею весьма доволен, что и понятно - прекрасный белоснежный собор царил над столицей. Да и внутри поражал величием своего убранства: грандиозного и одновременно простого, с благородным сочетанием белого и золотого цветов... А над престолом установили сень с крестом и надписью "Сим знамением победиши". Николай I очень хотел, чтобы именно на эти слова падал взгляд молящегося. Снаружи Троице-Измаиловский собор, с архитектурной точки зрения, - типичный представитель русского ампира в его "петербургской" интерпретации.

Перед нами классический крестообразный в плане храм с пятью мощными куполами, без традиционной колокольни. Основной акцент создатель Троице-Измаиловского собора довольно бесстрашно перенёс вверх, на купольную "семью" собирая её воедино и делая крестообразное тело собора как бы вторичным: всё внимание - на колоннаду и сине-звёздчатые полусферы. Впрочем, эта "вторичность" основания собора тоже оказывается фикцией, если присмотреться к нему повнимательней. Двадцать четыре колонны - по шесть на каждый монументальный портик, украшающий достаточно далеко отходящие нефы (в них алтарь, вход и два придела), скульптурный фриз по стенам - это ведь и есть квинтэсссенция ампира, символ величия и могущества России. В этих величественных колоннах и портиках слышатся античные мотивы. сквозит имперский дух. Лучший ракурс храма - угловой. С этих точек яснее всего открывается вольный, или "исподвольный" замысел архитектора: собрать весь этот мощный пятикупольный композиционный центр вокруг единой оси, организующей огромный собор не по горизонтали, а всё-таки по вертикали. Именно потому боковые купола, увенчивающие нефы, поставлены так близко к главному куполу; именно потому их полушария вытянуты вверх.

Если стоять вблизи, то храм представляется этакой многоярусной практически правильной пирамидой; если смотреть издали или сверху - например, с колоннады Исаакиевского собора, - это мощное, увесистое сфорцандо в архитектурной симфонии города, один из акцентов, и поныне определяющих панораму Петербурга. Громадные купола, гений воинской славы на мемориальной колонне у собора - всё это отсылки к итальянскому Ренессансу, очень характерные для русского "столичного" ампира. Скульптурный фриз Троице-Измайловского собора - отдельное произведение искусства. В нишах западного портала установлены фигуры ангелов работы скульптора С. Гальберга. В плане - собор представляет собой геометрически правильный крест. Однако назначение у каждой из сторон этого креста - различные. Огромный собор был построен весьма быстро для технологий того времени: всего за семь лет, от закладки первого камня до освящения. Для сравнения: Исаакиевский собор строился 40 лет, с 1818 по 1858 год; храм Христа Спасителя - 44 года, с 1839 по 1883 год. Строительство храма обошлось в 2,5 миллиона рублей. На момент освящения Троице-Измайловский собор являлся самым большим храмом в России, он вмещал 3000 человек. Высота храма - более 80 метров, он был виден с расстояния свыше 20 километров (сейчас это можно оценить, приближаясь к городу с моря).

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №54, 2013 г.

Из книги "История Измайловского полка".

В январе 1732 года Императрица (Анна Иоанновна) переехала на место жительства в С.-Петербург и первою Ее заботою было устроить Измайловцам походную церковь в честь Св. Троицы. (С. 8).

В 1754 году был Высочайше утвержден проект деревянной церкви для Измайловского полка, по которому и начата была постройка, окончившаяся к 1 июня 1756 года. Церковь эта существовала до 1828 года, когда взамен был выстроен по тому же проекту каменный храм. (С. 26).

1828 год: 13-го мая 1828 года, в день Св. Троицы произошла закладка новой церкви. В строю находился 3-й батальон полка, (1-й, 2-й были в походе с 22-го апреля), а при закладке присутствовала Ея Императорское Величество Императрица Мария Федоровна, которую и был положен первый камень от имени Государя Императора, второй - от лица Императрицы Александры Федоровны, а третий - лично от себя. На закладке присутствовал вместе, со своею бабкою, внук Ея, Наследник Великий Князь Александр Николаевич и принц Оранский. (С. 90).

Наконец окончилась постройка теплой, каменной церкви. Начатая еще за 7 лет до этого, она приведена была в окончательную готовность 25 мая, в 4:30 утра. При колокольном звоне началось освещение северного предела в честь Св. Иоанна Воина, которое производил соборный архимандрит Нил. В 7:30 началось освещение южного предела в честь Св. Марии Магдалины, совершенное тоже соборным архимандритом Иодосием, после чего начался благовест. В 10 часов, началось освящение главного предела, во имя Св. Живоначальной Троицы, совершенное метрополитом московским и коломенским Филаретом, с архимандритами Палладием, Платоном и прочим духовенством. В 7 часов вечера, Государь Император с Государыней Императрицей и с Наследником престола, на возвратном пути своем из Москвы, изволили посетить храм и осмотреть его в подробности. Означенный храм, имея 38 сажень вышины, есть четвертая по вышине постройка в С.-Петербурге. Пять звездных глав его, грандиозно возвышаются над домами столицы, знаменуя собою благоволение Императора, к лейб-гвардии Измайловскому полку.

Под фундаментом этого храма вбито 5500 свай. Над этой работой трудились чины 3 батальона, так как, 1 и 2 батальоны, в это время были в походе. Церковь построена на 3000 человек. Иконостас работы купца Тарасова. Образ в иконостасе и по одному престольному в пределах, работы художника академии Майкова, стоимость в 50 000 рублей. На сооружение всего храма издержано из кабинета Его Величества 2. 473.512 рублей, 74 коп. В храм из Царских даров замечательны:

2) Воздух по голубому атласу с изображением посредине Спасителя и по краям двух Ангелов и 4-х Херувимов, с шитьем золотыми словами, собственноручной работы, Императрицы Елизаветы Петровны. К этому воздуху имеются два покровца, тоже собственноручной работы Императрицы.

3) Два серебрянных чеканных подсвечника, дар императрицы Елизаветы (18-го сентября 1753 года).

4) Золотые потир, дискос, звездица, лжица, копье, и две тарелочки.

5) Тоже с финивтивыми образами из ревневской яшмы, потир и дискос.

6) Крест большой напрестольный.

7) Ковчеги: в главном алтае серебрянный, в южном хрустальный.

8) Евангелие в серебрянном окладе.

9) Ризы зеленого бархата с измайловским шитьем.

Все эти дары Императора Николая Павловича:

10) Образа Спасителя, Богоматери, Исаакия Далматского, Александра Невского, писанные академиком Нефом, для Исаакиевского собора, и кроме того, других 8 образов пожалованы на церковь из Исаакиевского собора, Его Величеством, Государем Императором Александром Николаевичем. Кроме того, в храме хранятся мундиры, Императоров Александра I, Николая I и Александра II.

Как победные трофеи, в церкви Св. Троицы, хранятся ключи городов: Баязета и Карса и огромное количество турецких, английских и французских знамен, отнятых в последние две компании 1852-56, и 1877-78 года и между ними хранится знамя собственноручно отбитое, рядовым 2-й Роты л.-гв. Измайловского полка, Иваном Овчинниковым, при взятии укрепленной турецкой позиции у д. Горный Дубняк, 12-го октября 1877 года. Кроме того, в ознаменование отличия полка, под Горным Дубняком ему пожалованы 4 турецких орудия, взятых в редут, для помещения их около церкви. (С. 109, 110, 111).

Проект деревянной холодной церкви л.-гв. Измайловского полка. В. П. Стасов. 28 июня 1827

Сегодня я расскажу вам о Троице-Измайловском православном соборе Северной столицы. Сразу отмечу, что полное его имя - собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.

Это ещё один храм-хранитель чести и доблести русского воинства. Узнала я о нём совершенно случайно в начале 90-ых годов. Возле этой церкви разместился некогда весьма популярный у горожан Троицкий рынок, куда мы с подругой решили впервые наведаться.

И вот та самая поездка с совершенно приземленной целью, за покупками, обернулась встречей с грандиозным шедевром архитектуры. Хочу сказать, что сегодня, спустя 20 лет, отреставрированный собор удивительно похорошел.


С его небесно-синего купола в солнечную погоду вам приветливо улыбаются звёзды. Такие маковки я видела раньше лишь на храмах в Суздале, Сергиевом Посаде и в Москве. Но, чтобы перейти к рассказу о дне сегодняшнем Троицкого собора, начну своё повествование с его исторического прошлого.

Исторические вехи

Лейб-гвардии Измайловский полк

Позволю себе небольшое отступление, касающееся полка, в честь которого был назван герой моего рассказа. Это воинское подразделение сформировалось в 1730 году по велению царицы Анны Иоанновны.


Своё название оно получило благодаря месту жительства государыни, селу Измайловскому, находящемуся близ Москвы. Именно этот полк покроет себя заслуженной хвалой отечества за события Бородинского сражения и будет награжден в честь них Георгиевскими знаменами с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году».


Именно его офицеры и солдаты дойдут в 1814 году до Парижа и потом ещё многократно проявят истинное мужество в сражениях.


Предшественники собора

Отмечу, что в прежние времена русские ратники всегда уповали на силу небесной защиты и помощь святых на полях сражений.


Измайловский полк сначала личного храма не имел и вынужден был посещать другие приходы. И вот, наверное, я вас удивлю, но первой церковью полка становится обычная палатка. Этакий походный храм из кумачовой ткани и изумрудной тафты. Его установили летом в 1733 году в местонахождении полка у реки Фонтанки. Иконостас здесь был складной, но всё церковное имущество соответствовало обычным храмам.


Священнику, исполнявшему служение при данной церкви, приходилось, прямо скажу, непросто. Ему надо было при передвижениях полка самостоятельно расставлять, а потом собирать эту палатку (храм следовал вместе с соединением войск во всех кампаниях), отвечать в дороге за сохранение имущества,осуществлять службы при любой погоде. Кстати, подобные церкви существуют и по сей день. Порой они умещаются у священника в рюкзаке!

Через 10 лет в 1742 году появляется первая «статичная» церковь. Для неё выделили одну из полковых «светлиц». Конечно, маленькое помещение с низким потолком ситуацию не спасло. И измайловцы по-прежнему ходили в другие приходы города. Порой они выстаивали службы прямо на улице.

Видимо, 10 лет - какое-то символическое число для «родственников-предшественников» собора Измайловского полка. Ведь именно через данный промежуток времени, в 1752 году императрица Елизавета Петровна соглашается на постройку большой деревянной церкви. Появилась она в 1756 году на Полковой улице близ Фонтанки (на её месте сегодня расположился современный собор).


Фундамент этого храма был сделан из камня, а приделы освящены в честь Святой Троицы и Иоанна Воина. Одновременно здесь могли молиться около 1 300 человек. Некоторая церковная утварь была подарена императрицей, а покровцы (т. е. платки для покрытия священных сосудов при литургии) даже вышиты ей саморучно. Кстати, вновь через 10 лет для полка строят ещё один простенький деревянный храм, также в честь Св. Троицы. Но его между собой народ звал церковью Адриана и Наталии, так как икона этих святых супругов присутствовала в качестве церковной.


Наводнение, произошедшее в 1824 году, серьёзно повредило деревянный Троицкий храм. Но простоял он до дня основания каменного собора, произошедшего в мае в 1828 году по волеизъявлению Николая I. Скажу вам, что государь не случайно заинтересовался появлением нового грандиозного собора в честь Измайловского полка.


Причина была в том, что он лично командовал этим не знавшим военных проигрышей подразделением. Монарх желал видеть храм трёхпридельным, вмещающим более 3 000 человек. Я знаю о том, что Николай I самолично курировал каждый этап строительства, что довольно-таки тормозило работу. Ведь мастерам зачастую приходилось многое изменять в уже содеянном, чтобы удовлетворить эстетические императорские запросы. Архитектором собора был назначен В. П. Стасов, а инженером - П. П. Базен.

Собор Святой Троицы

Познакомлю вас с этапами создания нового храма Измайловского полка. Василий Стасов воплотил в своём творческом замысле идею победоносности нашей армии. Троицкий собор уступал своими масштабами разве лишь возводимому в тот же период Исаакиевскому.


В основе здания лежал равносторонний крест, а соборные главы непривычно для того времени возвышались на его осях. Завершал конструкцию доминирующий серединный барабан. Из-за состояния почвы фундамент под храмом понадобилось значительно укрепить, в силу чего было вбито не 5 000, а 9 000 свай. Основание сделали плиточным, а цоколь – гранитным.


Стены и колонны храма выложили кирпичом и укрепили металлоконструкциями. При установке мощного центрального купола выяснилось, что Стасов допустил в расчётах оплошность, и колонны, принимавшие на себя нагрузку, треснули. Мне показалось весьма необычным наказание проштрафившегося мастера. Судите сами: Николай I просто-напросто продержал его день на гауптвахте, отстранив от дел. На мой взгляд, не карательная мера, а настоящий выходной.


А вот расхлёбывать случившееся пришлось инженеру Петру Базену, который целый год вносил в чертежи необходимые поправки. Но странные обстоятельства вновь помешали окончанию трудов над центральным куполом. Когда он был уже совершенно готов и звёздно засиял над церковью, его внезапно сорвала сильнейшая буря. Отмечу, что никто при этом не пострадал. Поспешивший на место происшествия император тут же назначил расследование. Комиссия специалистов снова нашла ряд ошибок того же незадачливого Стасова. На этот раз царь наказал его «более сурово»: отправил на гауптвахту уже на 5 дней. И вновь исправлял положение Базен. Инженер предложил сделать купол на стропилах из дерева. Работы окончились к осени 1834 года.

Расскажу вам, что маковки деревянной церкви-предшественницы были зелёными, так как этот окрас считался цветом Измайловского полка. Но вот государю захотелось, чтобы купола возведенного храма стали небесными с золочеными звёздами. Мнение императора пришлось учесть. Для звонницы собора колокола были отлиты знаменитым докой Иваном Оловянниковым.


Художественная отделка фасадов завершилась в 1835 году. Для оформления интерьера привлекли ярославского крепостного живописца Тимофея Медведева. Он расписал купола с арками. Да вот только Николай I вновь вмешался и повелел последние забелить. Также в оформлении участвовали художники-академики В. Шебуев, А. Егоров, В. Сазонов и др. Наконец, 6 июня в 1835 году совершилось долгожданное освящение собора (всех трёх его приделов за один день). При этом событии присутствовал весь Измайловский полк. Освящал храм митрополит Московский Филарет (Дроздов), который ныне причислен к святым.


Государь, вернувшись из Москвы, побывал в соборе на следующие же сутки. И вновь он остался недовольным! Чем-то не понравилась ему роспись академиков. Он даже потребовал у этих маститых мастеров вернуть задаток. И как вы думаете, кого император теперь привлёк к работе? Бывшего офицера, художника-самоучку Николая Майкова! Но и его творениями придирчивый монарх был доволен не всегда. Вот так и вышло, что оставленная часть академических образов стала соседствовать с майковскими.

Также приведу вам тот факт, что Николай I, самолично всё проверяя, на эскизе иконостаса написал известнейшую строку «сим знаменем победиши», слова которой потом расположили над алтарём.


Украсили Троицкий храм и масштабные иконы письма Тимофея Неффа, созданные им в 1859 году для Исаакиевского собора, но замененные впоследствии мозаичными копиями.


Много образов для собора жертвовали сами военные, а также государственные деятели. В храме создавалось ощущение парадности и того, что он весь наполнен струящимся светом.

Часовня

Дополню свой рассказ тем, что в 1893 году возле храма появилась часовня во имя святого князя Александра Невского. Её создали в память о спасении Александра III с семьёй при крушении поезда в 1888 году. Также она символизирует то, что его наследнику Николаю II удалось избежать гибели при покушении японского террориста в 1891 году.


Расположилась она на углу Измайловского проспекта и улицы 1-ой Роты (сегодня 1-й Красноармейской улицы). Кстати, эскиз часовни был создан в дар собору инженером С. Кондратьевым, его прихожанином. Освящение произошло 19 мая в 1895 году.


К слову, в восточном окне часовенки вы можете увидеть замечательный витраж с изображением Христа Спасителя.

Хранитель воинской доблести

Я уверена, что любому путешественнику будет полезно посетить храмы, хранящие память о славной воинской истории нашего государства.


В Петербурге это и Казанский собор (о нём можно почитать в моей статье ), Спасо-Преображенский собор (я писала о нём ), Никольский морской собор (рассказ ). Данный список может украсить и Троице-Измайловский собор.


При входе в храм в имперские дни прихожане могли увидеть массу военных трофеев. Здесь на видном месте размещались действующие штандарты Измайловского полка, а также Георгиевское знамя, полученное за битву при Бородино. Трофеи Крымской войны 1853–1856 годов представляли собой флаги и пушки турков, захваченные русскими в морских битвах. Их дополняли штандарты и значки, завоеванные в русско-турецкой войне 1877–1878 годов.


Отмечу, что данная военная кампания стала заключительной для лейб-гвардии Измайловского полка. По традиции военных церквей, на стенах Троице-Измайловского собора были размещены мемориальные доски с именами погибших в сражениях офицеров. В даты масштабных сражений в храме непременно совершались панихиды по воинам, отдавшим жизни «за други своя» на полях битв.

Памятник «Воинская Слава»

Захваченные у неприятеля орудия традиционно символизировали русские победы. Потому Александр II задумал воздвигнуть у Измайловского собора монумент из пушек.


Правда, воплотил идею в реальность уже Александр III, самолично надзирающий за процессом строительства.


Авторами «Воинской Славы» стали военный инженер Г. М. Житков и архитектор Д. Гримм. Памятник был создан из 100 трофейных орудий и завершался скульптурой Победы. На его основании были отмечены названия мест, где произошли главные битвы русско-турецкой войны 1877–1878 годов. На пьедестале размещались доски из бронзы с именами лиц царской фамилии, перечнем войск, внёсших свой вклад в освободительную войну на Балканах, и хронологией военных событий. Внизу на монументе были обозначены его создатели.

Представление памятника общественности произошло 12 октября 1886 года в годовщину битвы под Горным Дубняком и стало государственным торжеством.


В столицу приехали представители всех родов войск. Молебен у монумента совершили полковые священники, участники той войны, награжденные наперстными крестами на Георгиевской ленте. Эта дата стала традиционной для проведения панихиды в память о погибших героях, в которой всегда участвовал Измайловский полк.

Также среди имперских традиций, существовавших при соборе, отмечу следующие: парад, происходивший в день Святой Троицы и сопровождавшийся освящением знамён, крестные ходы в день Спаса Нерукотворного и в Успение Пресвятой Богородицы.

Общественное служение собора в имперские годы

Расскажу вам о социальной деятельности храма. Здесь в 1845 году открылись приют для детей-сирот военных и лечебница, а в 1870 году появилось Общество помощи бедным. Вначале в нем состояли священники, полковые командиры и богатые гражданские лица (до 140 человек). Замечу, что в 1893 к ним примкнул и священник Иоанн Кронштадтский.


Покровительствовал этой организации и великий князь Константин Константинович. В конце XIX века, в 1897 году, Общество обретает собственное здание «для призрения бедных прихода Троицкой лейб-гвардии Измайловского полка церкви» или, как говорили в народе, Измайловский дом. Сегодня вы тоже можете увидеть его по адресу 10-ая Красноармейская улица (дом 3Б). Общество содержало приюты для детей, выдавало денежные пособия беднякам, помогало в съеме дешевого жилья и заботилось о евангельском просвещении.


Приведу для вас интересные факты, касающиеся собора. Здесь венчался Ф. М. Достоевский с А. Г. Сниткиной и отпевали знаменитого композитора и пианиста А. Рубинштейна.


А в 1912 году при храме появляется Братство православного воспитания детей. В итоге к началу XX в. Свято-Троицкий Измайловский собор являл собой крупный духовный, просветительский и общественный центр Санкт-Петербурга.

О данном периоде мне рассказывать горько. Но, как говорится, из «исторической песни» слов не выкинешь. После революции 1917 года жизнь собора резко меняется.


Как во многих церквях России, здесь в 1922 году под прикрытием «помощи голодающим» были отобраны золотые и серебряные церковные ценности. Я отмечу, что прихожане отдавали последнее, чтобы откупить хотя бы их часть. Им удалось спасти священнические ризы, 14 Евангелий, 9 крестов и предметы церковной утвари.

В процессе данной «экспроприации» был арестован настоятель собора протоиерей Михаил Чельцов. Но его приговор к расстрелу в этот раз заменили заключением. Я читала откровенные воспоминания этого батюшки о 40 днях, проведённых в камере смертников. Позже отца Михаила ещё шесть раз арестовывали и в итоге расстреляли прямо в праздник Рождества Христова. Сегодня он находится в сонме святых и считается защитником Троице-Измайловского собора.

Был недолгий период с 1923 по 1924 год, когда храм оккупировали обновленцы. Репрессии против церкви нарастали.


Я с горечью узнала, что, закрыв в 1924 году часовню Александра Невского, власти поначалу разместили в ней кафе, а потом - пивной ларёк. Не понимаю, каким образом такое непотребство могло прийти людям в голову? После Великой Отечественной войны здесь оборудовали складское помещение. Из собора в 1925 году ликвидировали все трофеи, напоминавшие о славе русского воинства. Были уничтожены мемориальные доски с именами павших героев.

Мало того, в 1928 году руководство Ленинграда решило разрушить колонну «Воинская Слава», которую оно прозвало «знаком имперского милитаризма». То есть перечеркивалась великая освободительная миссия нашей армии, принёсшая когда-то мир братьям-славянам на Балканах. В январе 1930 года уникальный памятник увезли на переплавку в Германию. Остальные трофейные орудия уничтожили.


Подвергались репрессиям не только клирики, которые почти все были расстреляны или сосланы в лагеря, но и паства собора. В 1931 году по делу о сопротивлении революции были расстреляны или направлены в ссылку прихожане, бывшие в прошлом офицерами царской армии. Я читала, что и само существование собора почему-то не давало спокойно жить новым властям. Храм решили взорвать в 1932 году, чтобы на его месте построить… театр. Но прихожане чудесным образом и в этот раз отстояли свою церковь. Правда, власти и тут пошли на хитрость, заставив общину произвести ремонт соборного здания.

В период с 1933 года до своего закрытия в 1938 году собор имел кафедральный статус. Потом здание перешло театру им. Ленсовета под цех декораций. Ужасает меня и дальнейшая судьба храма. Перед войной в нём решили сделать крематорий. К счастью, эта жуткая идея была отклонена из-за расположения церкви в центре города. Но напрямую столкнуться со смертью Измайловскому собору довелось. Во время блокады здесь хранили трупы погибших от голода ленинградцев.


В подвалах разместилось бомбоубежище и жилье для солдат зенитной батареи. Война нанесла сильнейшие разрушения недавно отремонтированному храму.


Пострадал этот шедевр архитектуры также и из-за безобразной его эксплуатации, и варварского отношения населения, продолжавшего расхищать храм и устраивавшего здесь пожары. В 50-ые и 60-ые годы прошлого столетия собор пытались восстановить, но в итоге к началу 90-ых годов он являл собой удручающее зрелище.

Возрождение храма

Конец XX века

С 90-ых годов возрождается духовная жизнь знаменитого собора лейб-гвардии Измайловского полка. По инициативе интеллигенции Северной столицы и с благословения митрополита Иоанна (Снычева) здесь начинает действовать православная община.


В день празднования Владимирской иконы Богородицы 8 сентября в 1990 году в храме была отслужена первая литургия. Правительство города вернуло собор (вернее оставшиеся от него сырые стены) Петербургской епархии, и Совет прихода взялся за оживление поруганного храма. Отмечу, что подвалы были затоплены водой настолько, что, по словам очевидцев, в них можно было плавать на лодках. Наряду с реконструкцией здания не прекращалась и молитва, хотя зимой у священников руки порой примерзали к богослужебным сосудам. Но общая радость обновления храма не омрачалась уже никакими трудностями.

Из Музея религии и атеизма сюда были переданы иконы и церковная утварь. Реликвии приносили и простые люди. Часовню Александра Невского, возвращенную собору в 1991 году, удалось восстановить к 26 ноября 1998 года.

Потихоньку возрождались и прошлые благочестивые обычаи. Так, в 1993 году при храме появилось общество Святого Иоанна Воина, куда вступили офицеры российской армии. Владыка Иоанн (Снычев) сам становится настоятелем собора в 1994 году.


После его смерти с 1996 года на место главы храма и приходского совета назначается протоиерей Геннадий Бартов. С того момента в престольный праздник - День Животворящей Троицы - стали проходить архиерейские службы.


Несмотря на сложности реставрации здания, священники храма сразу начинают активную общественную работу. Ими окормляются община детского приюта, прихожане домовой церкви психиатрической больницы № 5, домовой храм Кадетского ракетно-артиллерийского корпуса.


Прихожане собора помогали восстанавливать и мою любимую Введено-Оятскую женскую обитель в Ленинградской области, которая славится чудодейственным источником.


Также упомяну для вас, что в ходе ремонта в подвальных помещениях появились «Славянский зал» для встреч с воинами и художественная мастерская.

Жизнь Троице-Измайловской церкви в XXI веке

Я хочу продолжить повествование тем, что в 2003 году сам президент России В. В. Путин передал в дар собору икону русских мастеров «Святая Троица» (XV век). Образ этот ныне особо почитаем. Ещё одно неординарное событие для храма и Петербурга случилось в 2005 году. В октябре была торжественно освящена Митрополитом Владимиром воссозданная колонна «Воинская Слава».


В тот день совершилась торжественная церемония с участием воинских подразделений, которую максимально приблизили к протоколу проведения парадов 1886 года. Мне не передать словами того ощущения, когда ты сам являешься реальным свидетелем возвращения былой славы твоей страны.


Теперь в Измайловском соборе ежегодно, начиная с 2003 года, проводится конкурс хоров и концертные мероприятия в дни Светлой Седмицы (первой недели после Пасхи).


Вновь под патронажем храма появляется сиротский приют.

Благие дела не редко проходят проверку на стойкость. Новым жестоким испытанием для Измайловской церкви стал масштабный пожар 25 августа в 2006 году. Я хорошо помню этот день.


Горящий центральный купол можно было увидеть с далёкого расстояния. Причина возгорания, произошедшего во время вечерней службы, осталась неизвестной. Но я хочу вам рассказать, что то богослужение не прерывалось, а завершилось лишь с позволительными по уставу сокращениями. Совместными усилиями города пожар удалось прекратить.


Но знаменитый купол работы Базена сгорел дотла, также сильный ущерб был нанесен интерьеру из-за воды, используемой при тушении пламени. И вот тут-то и проявились стойкость и сплочение клира, прихожан и всего города. На следующий день, когда пожарные ещё работали, у собора прямо на паперти вновь прозвучала литургия.


И все последующие годы, несмотря на текущий ремонт, службы не прекращались. Восстанавливали собор, как говорится, всем миром, даже из-за границы для этих целей была передана значительная сумма.


Процесс восстановления шедевра архитектуры курировало правительство Петербурга. В погожий день 9 октября в 2008 году на главный купол был наконец-то торжественно поднят 9-метровый крест.


Это - «близнец» предшественника, возглавлявшего храм с 1835 года.

Святыни современного собора

Параллельно реставрационным работам в храм постоянно стекались новые святыни, среди которых частицы мощей святой Матроны Московской, и Февронии (им молятся о супружеском благополучии), Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и другие.


Я предлагаю вам при желании подробнее ознакомиться со святынями, которые вы можете увидеть в данной церкви сегодня
Для меня же особо дорога именно частица мощей Матронушки Московской, этой славной заступницы русской земли.


Я была очень счастлива несколько раз посетить Покровский монастырь в Москве, где покоится святая. А теперь поклониться ей петербуржцы идут и сюда, в храм своего города.

Современная жизнь храма

Дополню моё повествование рассказом о нынешней деятельности этой церкви. Троице-Измайловский собор в 2015 году торжественно отметил 180-летие с момента своего освящения, а в 2016 отпраздновал 130-летие появления монумента «Воинская Слава». Мне отрадно сообщить вам, что реставрация успешно завершилась в январе 2017 года.


Здесь действует воскресная школа для взрослых, где учащиеся знакомятся с постулатами православной веры, общаются, ездят в паломничества. В XXI веке возродился приют для сирот и тех деток, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это один из первых совместных проектов церкви и нашего государства.


Просмотров