Запасной дворец в царском селе. Запасной дворец бориса годунова

Запасно́й дворе́ц (дача Кочубея , Владимирский дворец , Дача Кочубей М. В. , Запасный дворец ) - дворец в городе Пушкине. Расположен на Садовой улице, 22 (Софийский бульв., 2, 4, 6, 8, 10), на берегу 4-го Нижнего пруда.

История

В 1816 году земельный надел в Царском Селе в подарок от императора Александра I получила статс-дама М. В. Кочубей (Васильчикова). Для неё и супруга, виднейшего государственного деятеля при дворах Павла I, Александра I и Николая I - графа (с 1831 года - князя) В. П. Кочубея, в 1817-1824 годах был построен загородный дворец, долгое время называемый по их фамилии. Основной стиль постройки - классицизм. Внешне здание похоже на итальянские виллы XIX века, с прилегающим пейзажным парком.

Полагают, что Александр I лично следил за проектированием дворца (оставив свои пометки на многих чертежах), последовательно привлекая к строительству архитекторов П. В. Неелова и А. А. Менеласа, а позднее В. П. Стасова.

Через год после кончины князя Кочубея, в 1835 году, здание у его вдовы выкупил Департамент уделов для третьего сына императора Николая I - четырёхлетнего Великого князя Николая Николаевича. В этот период дворец именовался Николаевским, а комплекс построек был дополнен служебными флигелями, однако вскоре после женитьбы владелец продал его (в 1858 году) обратно Министерству Императорского Двора и уделов, после чего дворец официально (с 1859 года) стал называться Царскосельским Запасным. В 1867 году дворец пострадал от пожара.

С 1875 года Запасной дворец был передан во владение только что женившемуся Великому князю Владимиру Александровичу, военачальнику и известному меценату, коллекционеру, попечителю Румянцевского музея, а с 1876 года президенту Императорской Академии художеств (затем этот пост был унаследован его вдовой). Дворец был отреставрирован архитектором А. Ф. Видовым, потом продолжилось возведение хозяйственных пристроек (Унтер-шталмейстерский флигель, Экипажный сарай, Кавалерский дом и пр.). После смерти Владимира Александровича - с 1910 года перед дворцом был установлен его бронзовый бюст (сохранился лишь постамент) и дано высочайшее разрешение на переименование Запасного дворца во Владимирский, вдова продолжила распоряжаться дворцом до революционного 1917 года.

В период Февральской революции и двоевластия здание дворца занял Царскосельский Совет рабочих и солдатских депутатов. Исполком объединенного совета (см. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов) располагался здесь и после Октябрьских событий, а с 1926 года ансамбль зданий Запасного дворца был передан Дому партийного просвещения.

Во время Великой Отечественной войны Запасной дворец подвергся разрушению: уцелели почти только стены. В 1950-е годы его фактически заново отстроили при участии молодёжи города Пушкина, и с 1958 по 1976 год разместили в его стенах пушкинский Дом пионеров.

После этого здесь несколько лет находилась краеведческая экспозиция, переехавшая в конце 1970-х годов в новое музейное здание.

В 1990-х годах Запасной дворец вошел в состав Государственного музея-заповедника «Царское Село».

С 1990 по 2002 год в здании Запасного дворца разместился Царскосельский филиал Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства: Международная Мастерская Театра Синтеза и Анимации Интерстудио под руководством Д. С. Бурмана. Она включала в себя мастерскую кукольного и синтетического театра (мастер - М. Хусид), мастерскую паратеатральных форм (мастер - Ю. Соболев) и иные художественные и актёрско-режиссёрские курсы-мастерские СПбГАТИ (мастеров А. Севбо, Л. Эренбурга и др.). Территория дворцового ансамбля стала домом и творческой базой для молодых художников, режиссёров, актёров, здесь регулярно проводились: Международный фестиваль КУKART (каждые 2 года), открытые (международные и российские) творческие мастерские и мастер-классы, выставки современного искусства (проект «Запасная галерея»), сформировались: арт-группа «Запасный выход» (Царское Село - Москва, 1995-2002 годы), Небольшой Драматический Театр Льва Эренбурга (1999, с 2009 года - переехал в Санкт-Петербург).

С 1996 года на территории дворцовой усадьбы - в её бывших хозяйственных постройках - расположился также Первый пограничный кадетский корпус ФСБ России.

В 2009 году стало известно, что в Запасной дворец переедет отдел ЗАГС администрации Пушкинского района, располагавшийся на Средней улице, 4/2 (угол с Церковной). 24 июня 2010 года в рамках празднования 300-летия Царского Села Дворец бракосочетания был торжественно открыт.

В любом рейтинге самых странных домов Москвы дом-паровоз или Запасный дворец на Новой Басманной стабильно занимает одно из первых мест. Здание, очень похожее на локомотив, выглядит модерновым и современным, однако, впечатление это обманчиво: стены Запасного дворца помнят Наполеоновское нашествие на Москву.

Туристов дом-паровоз заинтересует своим необычным внешним видом и уникальной историей. Дворцовый комплекс был возведен в 17-ом веке, сразу после постройки в нем разместился Запасный двор – хранилище царских продовольственных запасов. Согласно рассказам москвичей тех времен, для хранения рыбы в подвалы особняка привозили тонны льда. Здание является единственным казенным строением столицы, уцелевшим при пожаре 1812-го года.

После Бородинского сражения помещения Запасного дворца были полны раненых солдат, причем, не только русских, но и французов: отечественные лекари великодушно оказывали медицинскую помощь своим бывшим врагам. Когда Наполеон с остатками гвардии был изгнан из Москвы, дворец принял беженцев, имущество и жилье которых сгорели в огне.

Запасный дворец неоднократно переделывали. В начале 20-го века в особняке было решено разместить Институт благородных девиц. Для этих целей архитекторы Н. Никитин и А. Мейснер увеличили здание, сделав его выше на один этаж.

После победы большевиков в Запасном дворце разместился Народный комиссариат путей сообщения. Знакомый современным москвичам облик дом-паровоз приобрел в 1933-ем году. Под руководством большого поклонника конструктивизма И. Фомина рабочие увеличили этажность здания с трех до пяти, удалили с фасадов лепнину и декоративные украшения, изменили конфигурацию окон. В одном из углов дворца была построена башня высотой с девятиэтажный дом. Венчали башню огромные часы. В народе дворец прозвали «Дом-паровоз», тем более, что здание с середины 20-го века принадлежит железнодорожникам (в настоящее время им владеет компания РЖД).

Оригинальные интерьеры сохранились частично, например, неизменными остались своды первого этажа. На восточном крыле здания туристы могут увидеть подлинную архитектуру 1900 года. Дом-паровоз является объектом культурного наследия России.

Запасной дворец - памятник архитектуры первой половины XIX в. в городе Пушкин (Царское Село).

Строился в период с 1817 по 1824 гг. по проекту архитектора Адама Адамовича Менеласа. Позже в проектировании участвовал и Василий Петрович Стасов. Архитектурный стиль - классицизм. Изначально дворец принадлежал (передан в дар лично императором Александром I) знатной чете Кочубей, государственному деятелю, графу Виктору Павловичу Кочубей и его супруге, статс-даме Марии Васильевне.

После смерти графа в 1835 г. здание дворца было выкуплено Департаментом уделов. После чего дворец стал резиденцией Великого Князя Николая Николаевича (3-го сына императора Николая I), и именовался Николаевским. После женитьбы Великий князь продал дворец обратно государственному управлению Двора. И в 1859 г. дворец получил современной название - Царскосельский Запасной.

В 1875 г. дворец был передан Великому князю Владимиру Александровичу (3-му сыну императора Александра II), после чего дворец именовался Владимирским.

В период революции 1917 г. дворец занимали революционные структуры. Здание очень серьезно пострадало в период Великой Отечественной войны, и было фактически заново отстроено в 1950-е гг. После чего в нем был открыт городской Дом пионеров. Далее в разные периоды советской эпохи здесь находились: краеведческий музей, филиал театральной академии, кадетский корпус ФСБ. В настоящее время в нем размещается дворец бракосочетания №3.

Конструктивистский комплекс Запасный (Запасной) дворец, прозванный в народе «Дом-паровоз» трудно представить себе во времена Наполеона. Однако уже тогда этот дом в стиле "авангард" стоял. Правда, в несколько ином облике.

В XVII веке на этом месте располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия. В XVIII веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь во имя св. Севастьяна – по дню рождения правившей тогда императрицы Елизаветы. Через 10 лет церковь была переосвящена во имя св. Ианнуария – на день его памяти пришлось восшествие на престол Екатерины II. Некоторые исследователи отмечали, что для подвалов этого дворца лёд доставлялся из самого Санкт-Петербурга.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий Москвы, не пострадавшее в 1812 году. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что в Запасном дворце нашли пристанище раненые в Бородинском бою, причём с обеих воюющих сторон. А после оставления города французами дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся москвичей, кто потерял в пожаре свои дома и имущество.

В ХХ веке Запасный дворец несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Сначала в нём расположился Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. Для нужд заведения архитекторы Н.В.Никитин и в 1900 годы надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов. После революции и упразднения Дворянского института здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1932 – 1933 годах. придал Запасному дворцу конструктивистский облик: надстроил здание ещё двумя этажами, фасады сделал ровными и гладкими, изменил формы оконных проёмов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц возвёл девятиэтажную башню с часами, в результате чего элементы старой архитектуры полностью исчезли. Комплекс получил в народе прозвища «Дом с трубой» и «Дом-паровоз» – последнее прозрачно намекало на занимавшее дом ведомство. Внутри здания частично сохранились старые интерьеры, своды на первом этаже, архитектура Мейснера сохранилась на восточном фасаде. С 2004 г. здесь находится офис ОАО «РЖД».

Со времени реставрации в 1988–1989 гг. исторический облик был утерян. В 2018 г. специалисты очистили фасады от слоя грязи и пыли, отреставрировали лицевую кладку стен, удалили поздние красочные слои. Затем были укреплены балконы, на которых установлены новые ограждения, заменены водосточные трубы. Отреставрирована кровля. Фасады покрашены. Восстановительные работы также провели на циферблате башни. Арабские цифры, установленные на циферблате в 1950-х гг., вновь заменили на римские, согласно проекту архитектора И. Фомина.

В 2018 году здание Министерства путей сообщения стало лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ", "лучший проект реставрации и научно-методическое руководство" и "высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Этот дом учрежден манифестом Екатерины II, открыт в 1764 г. Здание построено в 1764-1770 гг. К.И.Бланком. Церковь сгорела в первые 2 - 3 года советской власти. С 1918 г в здании был Дворец труда. Бывш. Запасной дворец. Построен в 1753 г. на месте Старого житного двора для дворцовых запасов. С середины XIX в. в здании располагался Институт московского дворянства для девиц благородного происхождения имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. В здании находилась церковь Ианнуария Священномученика.

Дворец перестроен в нач. 1930-х гг. в стиле конструктивизма архитектором И.А. Фоминым.В советское время здесь располагался Наркомат путей сообщения (Наркомпуть), а затем Министерство путей сообщения - “Дом-паровоз”.

Источники книга "Сорок сороков",http://wikimapia.org

Улица Новая Басманная, 2/1. Здание РЖД - Житный двор - Запасной дворец в Москве

Место, где сегодня находится здание РЖД-МПС по улице Новая Басманная, 2/1 богато своей историей, как и само высотное строение на углу с Садовой-Черногрязской улицей, рядом со станцией метро «Красные Ворота».

Первые известные строения появились здесь еще в середине XVII столетия после образования Житного двора. Основу комплекса составляют здания Запасного дворца, которые относятся уже к XVIII веку.

Житный двор появился здесь еще до того, как вошел территориально в городскую черту старой Москвы, которая проходила по линии Земляного вала. Именно с внешней стороны этого укрепительного сооружения размещался плацдарм, площадь которого и отвели под Житный двор.

На чудом сохранившихся чертежах, датированных 1742 годом, можно увидеть, что « … Житный двор был расположен вдоль проезда Земляного города и представлял собой ряд каменных палат с сенями, проездными воротами и двумя каменными круглыми башнями по сторонам … ».

В период с 1753 по 1759 годы прежний двор был перестроен и получил название Запасного. В его ведение входили вопросы заготовки и хранения различных видов продовольствия для поставки на царский двор. Здесь же разместили и Дворцовую канцелярию, управляющую имуществом всей царской семьи.

Не забыли при возведении Запасного двора и о культовых зданиях. Так, в главном корпусе, на втором этаже, устроили две церкви, освященные во имя мученика Севастиана и священномученика Ианнуария.

Новое переустройство можно заметить уже на плане участка, относящегося к концу восемнадцатого столетия. Вновь построенное сооружение было выполнено в форме каре и состояло из ряда двухэтажных зданий. Внутреннее пространство занимал внушительный по размерам двор.

Три стороны этого своеобразного каре представляли собой единое строение, а вот главный корпус, расположенный с северной стороны, вдоль современной Новой Басманной улицы, 2, стоял отдельно и был соединен с торцами других корпусов двумя проездными воротами.

Фасад здания был декорирован с дворцовым размахом в стиле барокко. Центральную часть венчал купол, устроенный над внутренней церковью, а саму ее украшали пилястры, а также сплошной рельеф разнообразных наличников и филенок. На фасадной части, чтобы подчеркнуть принадлежность строения к государственному учреждению, был установлен барельеф двуглавого орла.

За красоту строения Запасного двора начали именовать уже как Запасной дворец.

В 1802 году фасадная часть Запасного дворца, которая была обращена на улицы Садовую-Черногрязскую и Новую Басманную, оформили уже в классицистическом декоре.

Пожар 1812 года пощадил архитектурный ансамбль. В течение всего девятнадцатого века комплекс являлся доминантой района Сенной (ныне - площадь Лермонтова) и Красноворотской (ныне - площадь Красные ворота) площадей вместе с уникальными по архитектуре Красными Воротами, к сожалению, снесенными в годы советской власти.

В 1890 году в помещениях Запасного дворца был размещен носивший имя императрицы Екатерины II Институт благородных девиц.

В период с 1902 по 1906 годы прошла очередная реконструкция дворца. В это время корпуса с восточной, западной, а также с северной стороны были надстроены дополнительным - третьим - этажом. Главное здание со стороны Новой Басманной, 2 расширили и добавили во внутреннее пространство двусветный парадный зал.

Со стороны улицы Садовая-Черногрязская, 1 в это же время устроили проездную арку.

Общий декор был выполнен также в стиле классицизма, но в так называемой «новой редакции», присущей этому архитектурному стилю в начале XX столетия. Тогда на фасадах появились коринфские портики, лопатки, а плоскость была оформлена рустовкой.

После прихода к власти большевиков, спустя некоторое время, бывший Запасный дворец отдали под размещение «Народного комиссариата путей сообщения».

В 1923 году 3-й этаж был надстроен уже и над южным корпусом. Спустя шесть лет - в 1929 году - появляются 4 и 5 этажи на корпусе со стороны улицы Новой Басманной, 2, спроектированные архитектором Иваном Рербергом.

Последние значительные изменения во внешний вид здания были внесены в период с 1932 по 1938 годы. По проекту, составленному архитектором Иваном Александровичем Фоминым, все строения были достроены до пяти этажей, а фасады были оформлены в стиле конструктивизма. На углу архитектурного ансамбля возвели башню с часами, которая стала на тот момент определяющей вертикалью близлежащего пространства.

Строения по улице Новая Басманная, 2/1 находятся в собственности Российских железных дорог и в настоящее время большинство москвичей называют это место зданием РЖД.

http://moscowgrand.ru/10318-Novaja_Basmannaja_21_Zdanie_RZhD_-_Zhitnyj_dvor_-_Zapasnoj_dvorec.html

Просмотров