Какое вероисповедание у таджиков. Кто такие таджики и откуда они появились

В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (б.ч. православные).

На территории Таджикистана действует Душанбинская епархия Русской православной церкви . Кафедральный храм - Собор Николая Чудотворца (Душанбе) .

На нелегальном положении находится появившаяся в 1997 году община Свидетелей Иеговы .

Прочие религиозные меньшинства

Также в стране зарегистрированы община бахаистов , зороастрийская и иудейская община .

Большинство представителей немусульманских конфессий проживает в Душанбе.

Напишите отзыв о статье "Религия в Таджикистане"

Примечания

Отрывок, характеризующий Религия в Таджикистане

– Боже мой! За что?… – с отчаянием закричал Николай.
Охотник дядюшки с другой стороны скакал на перерез волку, и собаки его опять остановили зверя. Опять его окружили.
Николай, его стремянной, дядюшка и его охотник вертелись над зверем, улюлюкая, крича, всякую минуту собираясь слезть, когда волк садился на зад и всякий раз пускаясь вперед, когда волк встряхивался и подвигался к засеке, которая должна была спасти его. Еще в начале этой травли, Данила, услыхав улюлюканье, выскочил на опушку леса. Он видел, как Карай взял волка и остановил лошадь, полагая, что дело было кончено. Но когда охотники не слезли, волк встряхнулся и опять пошел на утек. Данила выпустил своего бурого не к волку, а прямой линией к засеке так же, как Карай, – на перерез зверю. Благодаря этому направлению, он подскакивал к волку в то время, как во второй раз его остановили дядюшкины собаки.
Данила скакал молча, держа вынутый кинжал в левой руке и как цепом молоча своим арапником по подтянутым бокам бурого.
Николай не видал и не слыхал Данилы до тех пор, пока мимо самого его не пропыхтел тяжело дыша бурый, и он услыхал звук паденья тела и увидал, что Данила уже лежит в середине собак на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для собак, и для охотников, и для волка, что теперь всё кончено. Зверь, испуганно прижав уши, старался подняться, но собаки облепили его. Данила, привстав, сделал падающий шаг и всей тяжестью, как будто ложась отдыхать, повалился на волка, хватая его за уши. Николай хотел колоть, но Данила прошептал: «Не надо, соструним», – и переменив положение, наступил ногою на шею волку. В пасть волку заложили палку, завязали, как бы взнуздав его сворой, связали ноги, и Данила раза два с одного бока на другой перевалил волка.
С счастливыми, измученными лицами, живого, матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь и, сопутствуемые визжавшими на него собаками, повезли к тому месту, где должны были все собраться. Молодых двух взяли гончие и трех борзые. Охотники съезжались с своими добычами и рассказами, и все подходили смотреть матёрого волка, который свесив свою лобастую голову с закушенною палкой во рту, большими, стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу собак и людей, окружавших его. Когда его трогали, он, вздрагивая завязанными ногами, дико и вместе с тем просто смотрел на всех. Граф Илья Андреич тоже подъехал и потрогал волка.
– О, материщий какой, – сказал он. – Матёрый, а? – спросил он у Данилы, стоявшего подле него.
– Матёрый, ваше сиятельство, – отвечал Данила, поспешно снимая шапку.
Граф вспомнил своего прозеванного волка и свое столкновение с Данилой.
– Однако, брат, ты сердит, – сказал граф. – Данила ничего не сказал и только застенчиво улыбнулся детски кроткой и приятной улыбкой.

Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.

скачать

Реферат на тему:

Религия в Таджикистане



Подавляющее большинство населения Таджикистана (95 -99%) составляют сунниты ханафитского мазхаба (которому с 2 апреля 2009 года придан официальный статус). В настоящее время в стране действует ок. 3 000 мечетей, из которых 259 являются соборными. Официально зарегистрированы и действуют 19 медресе (мусульманских религиозно-образовательных учреждений) .

В Горном Бадахшане имеется исмаилитское религиозное меньшинство, которое насчитывает свою историю с X-XI веках . В 2009 году центр исмаилитов был открыт и в столице страны


Христианство в Таджикистане

В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (б.ч. православные), также имеется 5 общин баптистов, 2 римско-католических прихода, имеется община адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы и лютеран. Две общины имеет происходящая из Южной Кореи церковь Сон Мин.


Прочие религиозные меньшинства

Также в стране зарегистрированы община бахаистов , зороастрийская и иудейская община .

Большинство представителей немусульманских конфессий проживает в Душанбе.

Примечания

  1. Background Note: Tajikistan - www.state.gov/r/pa/ei/bgn/5775.htm
  2. В горах Таджикистана закрыли 28 мечетей - lenta.ru/news/2010/11/19/mosque/
  3. ИСМАИЛИТЫ ТАДЖИКИСТАНА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ - www.ca-c.org/journal/rus-06-2002/15.busprimru.shtml
  4. В Душанбе открылся Культурный центр исмаилитов - www.avesta.tj/index.php?newsid=2592
  5. Ситуация в общине бахаи Республики Таджикистан - www.bahai.ru/library/UHJ/2001.12.06_Tajikistan.html
  6. 1 2 EAWARN. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов - eawarn.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=239&Itemid=1
  7. Новая синагога открылась с столице Таджикистана Душанбе - www.bible.com.ua/news/r/48354>
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 07:51:34
Похожие рефераты: Киргизы в Таджикистане , Русские в Таджикистане , Транспорт в Таджикистане ,

Официальной религией в Таджикистане признан ислам. Однако верующие мусульмане разделяются по различным религиозным течениям.

В основном, это суннизм и шиизм. Вот как исторически это сложилось…

До арабских завоеваний в начале VII века н.э. основными религиозными культами, исповедуемыми народами на территории Таджикистана были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм, а также христианство несторианского толка и иудаизм.

Арабское нашествие принесло с собой полную «исламизацию» территории, которая полностью завершилась к середине XI века.

Ученый: кто такие таджики и откуда они берут начало

Однако, ранее, еще в VII веке н.э., после смерти пророка Мухаммада, в исламе возникло несколько течений, главными из которых стали суннизм и шиизм.

Последователи шиизма — шииты признают законным преемником пророка Мухаммада только четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, а также его потомков.

В свою очередь шииты тоже делятся на несколько направлений.

Например, исмаилиты, проживают, в основном, на территории Горного Бадахшана. Свое название оно получило от имени Исмаила — сына шестого имама, главы шиитской общины, Джафара ас-Садика. Главой общины исмаилитов в настоящее время является принц Карим Ага-хан IV (родился в 1936 году в Женеве; постоянно проживает во Франции).

В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат.

Суфизм – еще одно направление ислама, как говорят многие – мистико-аскетичное.

Уже в ХI-ХII веках стали возникать суфийские братства или ордена, во главе которых стояли пиры и ишаны. Некоторые из этих орденов существуют и действуют и в настоящее время. Самые известные суфийские ордена — накшбандия, кубравия, кадирия, ясавийа.

14 октября 1924 года вторая сессия ЦИК СССР после раздела Туркестанской АССР и Бухарской ССР утвердила постановление о национально-территориальном размежевании Средней Азии и образовании Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской АССР в составе Узбекской ССР, Казахской АССР, Кара-Киргизской и Кара-Калпакской автономных областей в составе РСФСР. А 16 октября 1929 года Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику, добровольно вошедшую в состав СССР.

Почтовая марка СССР 1957 года / источник фото: wikipedia.org

Республика отныне провозглашалась домом для всех таджиков, ее официальным языком объявлялся северный диалект таджикско-персидского языка, отныне называвшийся таджикским (zabon-i tojik), на котором создавалась литература советского стиля.

В 1930-е годы таджикский, наряду с другими языками региона, был сначала переведен с арабской письменности на латиницу, а затем - на кириллицу.

«Арабы»

По наиболее распространенной и практически общепринятой версии, слово «таджик» возводится к среднеперсидскому tāzīk («араб», новоперсидское tāzi) или другому родственному иранскому слову (например, согдийскому).

Когда в VIII веке мусульманские армии вторглись в Мавераннахр, в их составе помимо арабов было большое количество ираноязычных представителей, недавно принявших ислам. В ходе завоевания этого региона мусульмане часто вступали в конфликты с тюрками-карлуками. Поэтому тюркское население Средней Азии приняли вариант иранского слова täžik для обозначения их противников-мусульман.

Тюрки-караханиды использовали этот термин для обозначения ираноязычных мусульман, проживавших в регионе Амударьи и в Хорасане.

Мавераннахр, или Трансоксания, Хорасан и Хорезм на карте / источник фото: wikipedia.org

Как сообщает, например, историк Бейхаки слово «таджик» было принято в качестве этнонима (названия нации или народа) - по его словам, при дворе употреблялось выражение «мы, таджики» (mā tāzikān).

Разделение на тюрков и таджиков с этого времени стало в некоторой степени выражением конфликта между кочевниками и оседлыми, военной властью и гражданской бюрократией.

Бюрократы


На флаге Таджикистана используются те же цвета, что и на флаге Ирана, но в другом порядке / источник фото: pixabay.com

В литературе эпох Ильханидов и Тимуридов (это также характерно и для Сефевидского периода) этот термин обычно использовался для обозначения всего персоязычного населения.

Кто древнее: узбеки или таджики

Название «таджик» служило для того, чтобы отличить персидских подданных (государственных функционеров, купцов, ремесленников или крестьян) от правящей тюркской или монгольской верхушки. Так, в сочинении придворного историка Ильханидов Рашид ад-дина встречаются выражения bitikčiān-e tāzik («персидские секретари») raʿiyat-e tāzik («персидские крестьяне»). Это слово также с XIII века довольно часто встречается в литературе - у Саʻди или Шаха Нематуллаха Вали.

К середине Сефевидского периода термин tājīk стал частью клишированной формулы, описывавшей противостояние между «людьми пера» (бюрократией) и «людьми меча» (военной верхушкой).

Надо заметить, что данное противостояние было несколько надуманным - в истории встречались примеры, когда представители бюрократических классов делали успешную военную карьеру.

От профессии к народу

В Средней Азии и Афганистане примерно с 1400-х годов это слово зафиксировано в качестве названия всех персоязычных жителей этих регионов.

Руй Гонсалес де Клавихо, посланник кастильского короля Энрике III к Тимуру, пишет, что люди, проживающие на этой территории, называются tangiquis (похоже, кастильский эмиссар именно так воспринял слово tājīk) и говорят на персидском языке, который несколько отличается от персидского, который используется «в Персии». Замечания Гонсалеса де Клавихо подтверждается сочинениями узбекских авторов XVII века.

Интересно, что уже в начале ХХ века слово tājīk зафиксировано для обозначения нестандартных персидских говоров в провинции Фарс для того, чтобы отличить их от городского персоязычного населения и кочевых луров.

Ханский дворец в Коканде (современный Узбекистан) / источник фото: wikipedia.org

Когда в 1868 году российские войска завоевали Самарканд и Бухару, персоязычное население этих городов использовали термин tājīk в качестве самоназвания.

Такая же ситуация зафиксирована в Кокандском ханстве и Ферганской долине. И лишь советское правительство в 1924 году при создании Таджикской автономной республики официально утвердило слово «таджик» в качестве национальности всех людей, проживающих на этой территории.

Материалы по теме:

Чем персидский язык отличается от таджикского?

Последние новости

Линия защиты сборной Ирана по футболу признана самой сильной

Пекин: санкции США не помешают Китаю сотрудничать с Ираном

Иранки впервые за 40 лет смотрели футбольный матч на стадионе [ФОТО]

Президент ФИФА получил персидский ковёр с изображением кубка ЧМ-2018

Чикагский университет вернул Ирану 300 «кредитных карточек» эпохи Ахеменидов

Таджикистан — горная страна. 93% его территории окружены горами, и обращены к самым высоким горным системам Средней Азии: Тянь-Шань и Памир. Почти половина территории Таджикистана расположена на высоте более чем 3000 м. Огромные горы с многочисленными ущельями и каньонами, через основание которых, текут потоки горных рек. Так же следует отметить, что горы Таджикистана возникали в различные эпохи.

Горная цепь Кураминского хребта и горы Моголтау расположены далеко к северу от Республики, входят в структурно-горное сооружение западного Тянь-Шаня.

Протяжённость Кураминского хребта почти 170 км. Самая высокая вершина (Бабай-об, 3768 м.) расположена в северо-восточной части горной цепи. Маленький изолированный хребет Моголтау возвышается на юго-западе от Кураминской горной цепи, его высота достигает 1623 м. Моголтау изолирован проходом Мирзарабат, простирается по реке Сырдарья на 40 км. Горная цепь Куменьян и горы Моголтау имеют высоту 320 — 500 м.; левая береговая часть — между рекой, и подножьем Туркестанской горной цепи, повышается постепенно к югу до 1000 м

Затем следует Ферганская долина.

Долина расположена между горной цепью Чаткал и Кураминским хребтом, и горами Моголтау, с северо-запада между Туркестанским и Алайским хребтами. Высота Ферганской долины изменяется от 320 m на островах и реках Сырдарьи, и до 800-1000 м.

в предгорьях, окружающих долину. На запад от Ферганской долины, есть равнина Голодной степи, самая большая территория, которой расположена в Таджикистане. Ее абсолютная высота — 250-300 м.


Горные цепи Гиссара занимают центральное место на территории Таджикистана и обращены к югу Тянь-Шаня, включая Туркестан, Зарафшан, Гиссар, Каратегин и Алайские горные цепи.

Они окружены Ферганской долиной с севера, Гиссаром, Сурхобобом и Рекой Алай с юга. Полная протяжённость горных цепей этой системы с запада на север — приблизительно 900 км.

Народ Таджики

Туркестанский хребет простирается на 200 км. между Ферганской и Зарафшанской долинами. Достигая большой высоты в восточной части (Пирамидальный пик, 5621 m), постепенно падает на севере и заканчивается горной цепью Нуратау в Узбекистане. Южные и северные склоны Туркестана сильно отличаются: южный — почти бесснежный (8-14 км); северный склон более длиннее и его снеговые уровни достигают отметок 3500-4000 м.

Ледники расположены только в восточной части горной цепи.

Самый существенный из них — Рама (20 km). Дороги, соединяющие Зарафшанскую и Ферганскую долины, проходят через Туркестанские горные цепи, многие из которых — до 4000 м и более высоты.
Наиболее важным среди них является Шахристанский перевал (3351 m).

Часть хребта между реками Фандарья и Кштут получила название «фанские горы», которые отличается сложностью и колоссальной высотой (Чимтарга 5495 m).

Гиссарский хребет отделен от Зарафшанского, образуя водораздел между бассейнами Амударьи и Зарафшана. Его самая высокая точка находится в восточных и средних частях (пик, имеет название 22-ого конгресса Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) – 4688 км, пик Казнок-4491 m). Горная цепь Гиссара имеет множество перевалов, более значимые из которых — перевал Анзоб (3372 m). Гиссарская долина (длина которой — приблизительно 100 км.

и ширина от 1,5 км. до 24 км.) расширена у подножия. Долина Вахша расположена на Юге — 110 км., ширина 7 — 25 км.

Горы Памира занимают восточную часть Памирской горной системы, где выделяется два региона: Западный Памир и Восточный Памир. Граница, проходящая между этими регионами, соединяет горную цепь Зулумарт с Усойским завалом и озером Яшилкуль.
Короткий и меридионально расположенный хребет Академии Наук считается главным состовляющим системы Памирских гор, средняя высота которого — 5757 м.

Самый низкий перевал Кашал-Аяк (4340 m) находится почти на уровне Монблана, высочайшей вершине Альп. Самый высокий пик этого хребта — пик Исмоила Самони (бывший пик Коммунизма) достигает 7495 м. Вниз по склонам пика стекают несколько ледников, сливающихся с ледником Гармо. В северной части горной цепи, расположен пик Е. Корженевской (7105 m). Западный Памир характеризуется разнообразием поверхности и контрастностью своих высот.

Подножье горных цепей расположено на высоте 1700 – 1800 м. выше уровня моря, и возвышается до 6000 м. и выше. С севера, Памир окружен Заалайским хребтом (длина которого — 95 км). Самое высокогорное Памирское шоссе, соединяющее город Ош с центром ГБАО-Хорогом, проходит через перевал «Кизыларт» -4280 м. В восточной части Памира расположен горный хребет Сарыкол (высота которого — 5909 м), проходящий по государственной границе с Китаем.

Подробно о Памирских гор

Ак-Су. Примерно в 120 км к югу от города Худжанд расположена замечательна горная местность Ак-Су, прославившаяся красотой нетронутой природы и необыкновенными горами. Вершины некоторых гор «зашкаливают» за 5000 метров. Это Ак-Су (5355 м), Блок (5239 м), Искандер (5120 м) и другие. Эти горы сложены из плотного гранита с небольшими выступами и трещинами. Подняться по ним, кажется, практически невозможно, но альпинисты легко карабкаются по скалистой поверхности, покоряя все новые вершины.

Красивые легкодоступные ущелья и перевалы района создают идеальные условия для трекинга и путешествия верхом на лошади.

Источник таджикского народа

Таджикистан: известные местные жители

Вот многие известные люди Таджикистана, которые родились, независимо от того, прожила ли большая часть их жизни в этой стране.

  • политик Абдумалик Абдуллаянов , бывший премьер-министр
  • художник Абдуллаев Абдуллаев , художественный руководитель, оператор
  • Юсуп Абдусаламов , Олимпийский призер, борец
  • Андрей Хакимович Абдувалев , Олимпийский призер, ударные молоты
  • певец Шароми Абубакр
  • певец Фируза Алифова
  • поэт Шихабуддин Ам’ак
  • Шахматный гроссмейстер Фаррух Амонатов
  • политик Кадриддин Аслонов
  • Посол Сироджидин Мухридинович Аслов
  • Садриддин Айни , поэт, писатель
  • политик Яхиор Нуридинович Азимов , бывший премьер-министр
  • поэт Абдумалик Бахори ,
  • Маулана Джалал ад-Дин Мухаммамми , писатель, поэт "Руми" , адвокат, богослов, мистик
  • певец Наргис Бандишоева
  • Хасан Бароев , Олимпийский призер, борец
  • Футбольный тренер Юрий Михайлович Батуренко
  • художник Муриват Бехназаров
  • Абу Райхан аль-Бируни , ученый, ученый
  • Расул Бокиев , Олимпийский чемпион, дзюдоист
  • поэт Кирам Бухарай
  • Посол Абдулмайид Салимович Достоев
  • боксер Шерали Достиев
  • Андрей Драгин , Горный лыжник
  • Олег Фезов , музыкант, композитор
  • актриса Рена Галибова , оперный певец
  • Бободжон Гафуров , историк, автор, академик
  • певец Артур Олегович Гладышев
  • Odbojkaš Ангелина Грун
  • политик Асадулло Гуломов
  • художник Зухур Хабибуллаев
  • поэт Иноят Хойвеев "Фарзона"
  • Ученый Мамадшо Илолов
  • политик Акбаршо Искандаров , Бывший действующий президент
  • музыкант Барно Исхаков
  • пловец Катерина Измайлова
  • математик Абдухамид Юраев
  • танцор Малика Калонтерева
  • лучник Альбина Камалетдинова
  • политик Джамшед Хилолович Каримов , бывший премьер-министр
  • поэт Гульназар Келди , автор стихов государственного гимна
  • политик Сафарали Кеньяев
  • Футбольный тренер Махмедьон Хабибуллоев
  • боксер Абдусалом Гасановым
  • репортер Искандар Хатлони
  • Давлатман Холов , певец, музыкант
  • Бахитар Худоиназаров , режиссер, продюсер, сценарист
  • Давлат Худоназаров , Активный правозащитник
  • Камаль Куянди , поэт
  • математик Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми , астроном, географ
  • политик Георгий Кошлаков
  • Алишер Кудратов , Горный лыжник
  • поэт Абулкасим Ахмедзаде Лахути , политический активист
  • Вячеслав Лампив , Олимпийский призер, хоккеист
  • обманщик Владимир Ландсман
  • репортер Отахон Латифи , полисы
  • Юрий Лобанов , Олимпийский призер
  • Кахр Махкамов , Первый президент
  • Рахмул Худойназарович Малахбеков Олимпийский чемпион, боксер
  • спортсмен Владимир Эдуардович Малявин , длина перемычки

Вы что-то забыли?
Добавить известных граждан Таджикистана

Происхождение таджиков

Таджики - один из древних народов Центральной Азии. Таджики составляют основную часть населения Таджикистана, и довольно большую часть населения Афганистана.

Многочисленная таджикская диаспора сложилась также в России и Пакистане.Свое происхождение таджики относят к «арийцам».

Согласно историческим исследованиям, предками таджиков являются оседлые и кочевые ираноязычные народы (скифы/саки и сарматы), распространившиеся на просторах Центральной Азии в конце 2-начале 1 тысячеления до нашей эры.

Первоначально под словом «таджик» (от «тази, този») восточные иранцы (бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы) подразумевали западных иранцев (персов), обращенных в мусульманство, которые наряду с арабами и другими народами совершали ранние набеги на их земли.

В настоящее время некоторые восточные иранцы Афганистана и Центральной Азии продолжают называть себя таджиками.

Как в иранском мире появились таджики

Со временем термин «таджик»приобрел «собирательное» значение для всех восточно-иранских народов, поэтому наряду с персами западного Ирана, являются полноправными наследниками истории, культуры и литературы всего иранского мира.

Внешность и религия таджиков

В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови.

У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы, густая борода.

Большинство таджиков исповедуют магометанскую религию шиитского толка, но сохраняют еще следы почитания огня и солнца. По духовным качествам таджики стоят много выше своих татарских завоевателей - узбеков: Бухара только потому сделалась средоточием среднеазиатской цивилизации, что там с древних времен таджики составляли преобладающее большинство населения, которое, хотя и покоренное, не переставало играть роли цивилизаторов по отношению к своим повелителям.

По своему быту и образу жизни таджики сходны с сартами, вследствие чего некоторые ученые считали их за одно и то же племя.

Вамбери утверждал, что слово «сарт» есть турецкое название таджика.

Таджики википедия
Поиск по сайту.

2006 год был объявлен в Таджикистане Годом арийской цивилизации. По данному поводу в этой республике целый год проходили многочисленные мероприятия, призванные нести народу страны и всему миру истину про глубокие корни таджикской культуры и про её преемственность от древних ариев.

Возвращение к истокам

Возвращение к национальным истокам объявлено основой государственной идеологии Таджикистана при президенте Эмомали Рахмоне (сам он назывался до 2007 года Рахмоновым, но переименовал себя и повелел всем своим подданным, чьи фамилии также имели русифицированные окончания, переписать их на иранский манер). При этом Рахмон синкретически сочетает в этой своей доктрине ислам и уважение к древней религии иранцев – зороастризму.

«Во времена арабского ига, – пишет Рахмон в своей книге “Таджики в зеркале истории”, – завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык покорённого народа. Были сожжены авестийские рукописи, книгохранилища, храмы, …силой меча вытесняли религию наших предков и насаждали свою… Тюрки в XI веке, стремясь покорить таджикское государство, …переняли у таджиков принципы государственного управления, традиции, этикет, оставался государственным и таджикский язык… Таджики и после завоевания их кочевниками продолжали выполнять роль цивилизаторов по отношению к своим покорителям».

В сентябре 2006 года, на торжественном заседании в Душанбе, посвящённом празднованию 15-летия независимости Таджикистана и Году арийской цивилизации, Рахмон, в частности, сказал: «Арийская цивилизация заложила основы истории наших предков, зарождения и формирования традиций государственности, культуры, других национальных ценностей, более того, она сыграла роль исторической арены для формирования самосознания и познания мира… Сегодня в мировой науке термин арийский в основном используется как этническое имя и название языка индоиранских народов… Арийская цивилизация приобрела мировую славу ещё до VII века, т.е. до появления исламской религии».

С тех пор любое торжественное государственное мероприятие в Таджикистане не обходится без апелляции к арийским истокам. Соответствующим образом построена вся учебная программа по истории, где ведущую роль играют высказывания Рахмона.

Нет дыма без огня

Насколько обоснованны притязания современного Таджикистана на наследие древней индоиранской культуры? Необходимо признать, что этническая преемственность здесь действительно прямая. Таджики – народ иранской группы. В современной науке термины «арийцы», «арии» применяются лишь к той ветви индоевропейской семьи, которая включает в себя иранскую и индоарийскую языковые группы (некоторые выделяют ещё дардскую группу, к которой относят некоторые малочисленные народности Гималаев, Каракорума и Гиндукуша).

Иранцы – древние обитатели Средней Азии. Самое позднее, с начала II тысячелетия до н.э. они заложили в этом регионе основы земледельческой цивилизации, основанной на ирригации с использованием рек, текущих с гор Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Известные в историческое время под именами массагетов, саков, согдийцев и т.д., иранские народы населяли Среднюю Азию до начала VI века н.э., когда сюда начали вторгаться тюркские кочевые племена.

Тюрки, оседая в благодатных долинах Средней Азии, воспринимали хозяйственные навыки иранцев, а с ними многое из их культуры. Арабское завоевание затронуло регион только в религиозном отношении, принеся в качестве обязательной религии ислам (мусульмане ревностно искореняли зороастризм как языческую религию; в то же время их отношение к христианству и иудаизму всегда было намного терпимее). Многие иранцы были тюркизированы, но ещё в начале ХХ столетия этнографы различали узбеков и сартов. Первые были полукочевым народом. Сарты же были оседлым населением земледельческих оазисов, потомками древнего иранского населения Средней Азии, перенявшего тюркский язык. В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков (сартов) из Таджикистана и таджиков из Узбекистана.

У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев (впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана). Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны.

Исторические и современные параллели

Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность. Когда в 1996 году Рахмонов (носивший тогда ещё такую фамилию) обратился в ЮНЕСКО с просьбой объявить 1999 год Годом 1100-летия таджикской государственности, это вызвало протест Узбекистана. Дело в том, что этот юбилей был приурочен к образованию в Средней Азии государства Саманидов. Однако в государство Саманидов входили также и территории современного Узбекистана, а его столицей была Бухара. Поэтому в Ташкенте рассматривают все эти арийские изыскания Душанбе как попытку посягнуть на узбекские территории. Мы видели также, что Рахмон ставит культуру арийцев-таджиков несравненно выше культуры тюркских народов.

Несмотря на это отношение официального Ташкента, Эмомали Рахмон провозгласил царя Исмаила Самани (893-907) основателем первого таджикского государства и даже назвал в его честь валюту республики – сомони. Парадокс заключается в том, что Самани проводил всё ту же политику ликвидации зороастризма и насаждения ислама. Впрочем, культ Самани, которому в сегодняшнем Таджикистане поставлены величественные монументы на месте снесённых памятников Ленину, ничем, по существу, не отличаются от культа Владимира, крестителя Руси, в Российской Федерации – ведь его столица также находилась за пределами нынешней России, и он также искоренял религию предков русского народа, заменяя её монотеизмом.

А поскольку слово «арийский» имеет вполне конкретное этнографическое и лингвистическое значение, никак не связанное с нацистской лженаукой, то и в чествованиях арийской цивилизации в Таджикистане тоже невозможно усмотреть принципиальных отличий от, например, ежегодных праздников в честь славянской культуры и письменности.

В связи с арийской направленностью таджикской государственной идеологии нельзя не вспомнить, что подобный опыт в ХХ века уже провела царствовавшая в Иране шахская династия Пехлеви. Она тоже очень активно пропагандировала наследие древних персидских империй Ахеменидов, Аршакидов (парфян) и Сасанидов, припадала к зороастрийским духовным истокам. Само официальное название страны Иран происходит от Ариана – страна арийцев. Так Персия стала называться после её переименования, по указу шаха, только в 1935 году. Всё это возвращение к арийским истокам, как известно, завершилось в Иране в 1979 году исламской революцией. Единственное, но принципиальное отличие современного Таджикистана от того Ирана: Иран до 1979 года был бурно развивающейся и модернизирующейся страной, а Таджикистан старательно поддерживает имидж бедной страны, чтобы получать помощь от международных организаций.

Из которых 259 являются соборными. Официально зарегистрированы и действуют 19 медресе (мусульманских религиозно-образовательных учреждений) .

Христианство в Таджикистане

В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (б.ч. православные).

На территории Таджикистана действует Душанбинская епархия Русской православной церкви . Кафедральный храм - Собор Николая Чудотворца (Душанбе) .

На нелегальном положении находится появившаяся в 1997 году община Свидетелей Иеговы .

Прочие религиозные меньшинства

Также в стране зарегистрированы община бахаистов , зороастрийская и иудейская община .

Большинство представителей немусульманских конфессий проживает в Душанбе.

Напишите отзыв о статье "Религия в Таджикистане"

Примечания

Отрывок, характеризующий Религия в Таджикистане

Поэтому, чтобы хоть чем-то себя занять и не думать о подарках, я начала составлять «праздничное меню», которое бабушка в этом году разрешила мне выбирать по своему усмотрению. Но, надо честно сказать, это не была самая лёгкая задача, так как бабушка могла делать настоящие кулинарные чудеса и выбрать из такого «изобилия» было не так-то просто, а уж, тем более – поймать бабушку на чём-то невыполнимом, было вообще делом почти что безнадёжным. Даже самым привередливым гурманам, думаю, нашлось бы, чем у неё полакомиться!.. А мне очень хотелось, чтобы на этот раз у нас «пахло» чем-то совершенно особенным, так как это был мой первый «серьёзный» день рождения и мне впервые разрешалось приглашать так много гостей. Бабушка очень серьёзно ко всему этому отнеслась, и мы сидели с ней около часа, обсуждая, что бы такое особенное она могла бы для меня «наворожить». Сейчас, конечно же, я понимаю, что она просто хотела сделать мне приятное и показать, что то, что важно для меня – точно так же важно и для неё. Это всегда было очень приятно и помогало мне чувствовать себя нужной и в какой-то степени даже «значительной», как если бы я была взрослым, зрелым человеком, который для неё достаточно много значил. Думаю, это очень важно для каждого из нас (детей), чтобы кто-то в нас по-настоящему верил, так как все мы нуждаемся в поддержании нашей уверенности в себе в это хрупкое и сильно «колеблющееся» время детского созревания, которое и так почти всегда являет собой бурный комплекс неполноценности и крайнего риска во всём, что мы пытаемся пробовать, пытаясь доказать свою человеческую ценность. Бабушка это прекрасно понимала, и её дружеское отношение всегда помогало мне без боязни продолжать мои «сумасшедшие» поиски себя в любых попадавшихся жизненных обстоятельствах.
Наконец-то закончив составлять вместе с бабушкой свой «деньрожденческий стол», я отправилась на поиски папы, у которого был выходной день и который (я почти была в этом уверена) находился где-то в «своём углу», за своим любимым занятием...
Как я и думала, уютно устроившись на диване, папа спокойно читал какую-то очень старую книгу, одну из тех, которых брать мне пока ещё не разрешалось, и до которых, как я понимала, я пока что ещё не доросла. Серый кот Гришка, свернувшись тёплым калачиком у папы на коленях, от избытка переполнявших его чувств довольно жмурился, вдохновенно мурлыча за целый «кошачий оркестр»... Я подсела к папе на краешек дивана, как делала очень часто, и тихонечко стала наблюдать за выражением его лица... Он был где-то далеко, в мире своих дум и грёз, следуя за ниточкой, которую, видимо очень увлечённо плёл автор, и в то же время, наверняка уже расставлял получаемую информацию по полочкам своего «логического мышления», чтобы потом пропустить через своё понимание и восприятие, и уже готовенькую отправить в свой огромный «мысленный архив»...
– Ну и что же мы там имеем? – потрепав меня по голове, тихо спросил папа.
– А наша учительница сегодня сказала, что никакой души вовсе нет, а все разговоры о ней – это просто выдумки священников, чтобы «подорвать счастливую психику советского человека»... Почему они лгут нам, пап? – на одном дыхании выпалила я.
– Потому, что весь этот мир, в котором мы здесь живём, построен именно на лжи... – очень спокойно ответил отец. – Даже слово – ДУША – понемногу уходит из оборота. Вернее – его «уходят»... Смотри вот, раньше говорили: душещипательный, душа в душу, душегрейка, душераздирающий, душевный, открыть душу, и т.д. А теперь это заменяется – болезненный, дружно, телогрейка, отзывчивый, потребность... Скоро в русском языке совсем души не останется... Да и сам язык стал другой – скупой, безликий, мёртвый... Знаю, ты не заметила, Светленькая, – ласково улыбнулся папа. – Но это только потому, что ты уже родилась с ним таким, каким он является сегодня... А раньше он был необычайно ярким, красивым, богатым!.. По-настоящему душевным... Теперь уже и писать иногда не хочется, – папа на несколько секунд умолк, думая о чём-то своём и тут же возмущённо добавил. – Как я могу выразить своё «я», если мне присылают список (!), какие слова можно употреблять, а какие являются «пережитком буржуазного строя»... Дикость...

Просмотров