Церковь иоанна крестителя в риме. Собор Сан Джованни ин Латерано (San Giovanni in Laterano)

Кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя на Латеране — «церковь, всех церквей города и мира мать и глава». В иерархии католических церквей мира этот храм стоит выше всех остальных, не исключая и Собор Святого Петра в Ватикане. В Соборе Святого Иоанна находится кафедра епископа города Рима, а также папский трон. В античные времена на этом месте стоял дом знатного римского семейства Латеранов. Император Константин, которому строение досталось в виде приданого, подарил Латеранский дворец и прилегающую территорию епископу Рима. В 324 году там была построена первая церковь, освященная папой Сильвестром I в. честь Христа Спасителя. Так, после трех столетий жестоких гонений, христианство было объявлено официальной религией Империи.

В течение первых тысячи лет существования храма в нем проводились пять Вселенских Соборов, а в расположенном рядом Латеранском дворце находилась резиденция римских пап. Во время нашествия варваров в V веке большая часть богатств собора и дворца была разграблена. За всю историю своего существования собор был множество раз перестроен. К примеру, северный портал, с которого ежегодно в четверг на Страстной неделе папа благословляет верующих, был выполнен архитектором Доменико Фонтана в 1586 году.

Центральный неф украшен фресками Муратори и других мастеров, работающих в духе маньеризма, а также статуями апостолов, выполненных скульпторами школы Бернини. Барельефы собора считаются лучшими работами Алгарди. Над украшением потолка трудились Буланжер и Вико ди Рафаэль. Пол собора оформили мастера из рода Космати в своем фирменном стиле «косматеско». Кстати, во время одной из реконструкций под полом были найдены остатки древних римских построек. Апсида была расширена и оформлена архитектором Веспиньяни по приказу папы Льва XIII. В частности, было отреставрировано древнее мозаичное панно, изображающее Спасителя. Интерьер храма относится к правлению Иннокентия X, над украшением античных гранитных колонн пилястрами поработал Борромини. Пространство церкви разделено пятью нефами. Алтарная часть ориентирована на запад, в отличие от всех остальных христианских церквей.

Современный вид собор приобрел еще в XVII веке. Бронзовые врата были позаимствованы у Курии на Форуме папой Александром VII (1655-1667).

У собора имеется впечатляющий фасад из травертина работы архитектора Алессандро Галилеи, построенный в 1735 году. Он украшен большим портиком со статуями, изображающими Иисуса Христа, Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя и апостолов.

На первой колонне справа от главного входа в храм сохранились фрагменты фрески с изображением папы Бонифация VIII, предположительно работы Джотто.

Главный престол собора хранит священные мощи (главы) апостолов Петра и Павла. Тут же находится еще одна необычайно ценная христианская реликвия — столешница, которая, по преданию, покрывала тот самый стол, на котором происходила Тайная вечеря.

Выход в глубине левого нефа ведет во внутренний дворик, отделанный мрамором. Он со всех сторон обрамлен витыми узорчатыми колоннами, в центре сохранился колодец IX века, а на стенах можно разглядеть мраморные фрагменты самой первой базилики.

Эта знаменитая достопримечательность Рима является излюбленным местом для свадебных фотосессии. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме

Это не только самая первая церковь в Риме, но и одна из древнейших христианских церквей. В католической иерархии эта церковь стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и собора св. Петра, о чём свидетельствует надпись над входом: “Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава”

Базилика Сан-Джованни ин Латерано была основана в эпоху императора Константина. Это мощное архитектурное сооружение монументального коринфского ордера.


Несколько выступающий вперед центральный корпус украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженную барочную окраску.

Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви.


В церковь ведут пять входов с лоджиями над ними. Последний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам.


В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу.


Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X веке её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет — Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.


В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов.

Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание “золотой базилики”; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке.


Главной реликвией храма во все времена считались “Святая лестница” — лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию.

Среди реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии. Также в соборе в табернакле XVI века над папским алтарем за ажурной решёткой в двух реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме поясных бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.


Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре; ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини.

Строительство завершилось в 1735 году, когда Алессандро Галилеи пристроил к собору колоссальных пропорций фасад, более подобающий дворцу, чем храму.


Как уже говорилось выше, в собор ведут пять дверей и крайняя правая — “юбилейная” то есть открывается только в Юбилейный год. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.

Алтарная часть базилики обращена на запад, как и у некоторых других раннехристианских церквей. Это произошло под влиянием восточного культа бога Митры. Лишь в V в. ориентация церквей на восток стала непреложным правилом при строительстве храмов.

Величественный интерьер церкви Святого Иоанна Крестителя представляет в плане латинский крест с пятью нефами.


Роскошный потолок предположительно был расписан Пирро Лигорио.


Вдоль стен идут статуи Пророков, Святых и Апостолов, выполненных по эскизам Борромини его учениками в XVIII веке.


Статуи святых Петра и Павла

Там, где центральный неф пересекается с трансептом, находится сердце готического собора — табернакль, выполненный Джованни ди Стефано.


В папском алтаре хранится драгоценная реликвия — грубая деревянная доска, служившая Св.Петру для совершения обряда богослужения в катакомбах. На фото - орган базилики Сан-Джованниин Латерано

Контраст между размерами человека и всей структуры оттеняется гигантскими статуями, выполненными в масштабе центрального нефа.


Дворик Сан-Джованни ин Латерано. Аццкие колонны приделали во время Возрождения — судя по всему, качественную дурь уважали и тогда…


Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.


На площади перед базиликой возвышается обелиск Латерано, самый высокий из тринадцати обелисков (47 метров), установленных на площадях Рима. Обелиск был установлен в 1449 году, еще до нашей эры фараонами Тутмосом третьим и его сыном Тутмосом четвертым.

Мраморный узорчатый пол в базилике считается одной из самых ярких работ знаменитых мастеров семьи Космати, называвших себя римскими мраморщиками. Инкрустационный стиль, разработанный ими, совершенствовался несколькими поколениями. Он во многом определил неповторимый облик Вечного города. Стиль этот заключается в отделке стен и полов тонкими мраморными плитами разного цвета. Белые, розовые, синие, зеленые и черные плитки тщательно подгоняли друг к другу. Складывался причудливый узор из геометрических фигур: квадратов, окружностей, ромбов, прямоугольников и полос различной длины и ширины.


Центральный фасад базилики Сан-Джовани ин Латерано называют самым красивым в Риме. Силуэт собора виден с любой римской возвышенности.


– собор, располагающийся на Латеранском холме. эта представляет собой великолепный образец папской архибазилики, находящейся в Риме. Если базилики Рима расположить в порядке значимости, то Сан-Джованни ин Латерано займет самое почетное место наверху лестницы из базилик. Даже самые известные Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) и (Basilica di San Pietro) уступают в почитаемости Сан-Джованни ин Латерано. Именно в этой церкви находится кафедра и трон папы римского.

До прихода христианства в Рим земли возле холма Целио принадлежало одной знатной и богатой семье по фамилии Латераны. В исторических источниках остались сведения о том, что глава семьи Плауцио Латерано оказался вовлечен в скандал, связанный с императором Нероном. На тот момент государственный переворот не состоялся, но состояние и имущество богатой семьи перешло во владение императора.

Во II веке н.э. на том месте, где сейчас располагается Сан-Джованни ин Латерано, появился конный корпус для войск императора Септимия Севера (Settimio Severo). Такое использование полученных государством земель доказывается раскопками, проведенными в окрестностях Рима.

Сан-Джованни ин Латерано появилась благодаря императору Флавию Валерию Константину. Император Константин Великий готовился к бою с Максенцием и увидел в небе предзнаменование будущей победы в виде хризмы – монограммы имени Христа. Этот знак, суливший победу, стал и знаком для основания в Риме Сан-Джованни ин Латерано. III столетие принесло в утверждение правителем свободы вероисповедания, а также появление первой христианской базилики.

Храм Христа Спасителя в IX столетии также был посвящен Иоанну Предтече (San Giovanni Battista), в XII – Иоанну Богослову (San Giovanni Evangelista). С IV и по XIV века (целых десять веков) эта базилика была единственным папским храмом. Рядом с Сан-Джованни ин Латерано находилось большое количество построек, относящихся к папской резиденции. А в базилике установили трон понтифика. Именно в Сан-Джованни ин Латерано были проведены пять вселенских соборов, решающих самые спорные вопросы религиозного характера.

Папская базилика была всегда одной из самых богатых церквей, что вызывало повышенное внимание у людей, не чистых на руку, поэтому Сан-Джованни ин Латерано нередко страдал от рук грабителей. Позже базилика всегда восстанавливалась. Во второй половине V века папа Илларион пристроил к простой базилике зал для крещения. В баптистерии появились три капеллы, посвященные трем важным фигурам в христианстве Иоанну Крестителю, Иоанну Богослову и Святому Кресту. В IX столетии папа Лев III изменил потолок базилики, апсида украсилась витражами. Спустя еще 100 лет рядом с Сан-Джованни ин Латерано появилась часовня, названная в честь святого Фомы. В XIV век Рим лишился главенства в решении вопросов христианства, а понтификат перебрался в Авиньон и оказался во Франции.

Четырнадцатый век для Сан-Джованни ин Латерано принес много горя, базилика дважды горела, существовала практически заброшенной. Рим для вернувшейся папской власти выбирает Ватикан, а базилика разрушается всё больше и больше.

Старинная постройка в пятнадцатом веке пришла в упадок окончательно, наверное, базилика не сохранилась бы до наших дней, но папа Мартин V решил заняться реставрацией Сан-Джованни ин Латерано. Старания были не напрасны, ведь базилику украшали уникальные стеновые росписи Джентиле да Фабриано и его ученика – Пизанелло, их удалось восстановить. Сан-Джованни в ходе реконструкции приобрела вид раннебарочного стиля. В XVI веке купол баптистерия базилики обрел восьмигранную форму, сейчас он выглядит также.

Стилистические изменения

Рим часто менял облик Сан-Джованни ин Латерано. Во внешнем смешении стилей можно увидеть черты романского, классического и барочного.

Декоративные элементы в Сан-Джованни ин Латерано появились в семнадцатом веке. Например, инженер и архитектор Доменико Фонтана (Domenico Fontana) украсил фасад церкви скульптурами апостолов, а Борромини (Francesco Borromini) изменил неф и проходы базилики, придав им барочный стиль. Базилику украсили бронзовые двери, позаимствованные из Римского форума, сейчас они служат главным входом в Сан-Джованни ин Латерано.

К XVIII веку базилика приобрела тот вид, которым вы сможете полюбоваться и сегодня, гуляя по Риму. Последними изменениями Сан-Джованни ин Латерано занимался Алиссандро Галилеи, он украсил фасад базилики классическими колоннами и массивными статуями, располагающимися над входом.

До сегодняшнего дня храм изменялся неоднократно и в XIX и XX веках, но эти изменения касались больше сохранения исторического облика и носили реставрационный характер. Когда Сан-Джованни ин Латерано отмечал 2000-летний юбилей, были открыты Святые двери, работа рук Флориано Бодини (Floriano Bodini).

Базилика Сан-Джованни ин Латерано сейчас удивительное по красоте внутреннего убранства строение. Уникальные мозаики, времен императора Константина сохранились в апсиде храма. Раннехристианские мученики со свитками в руках, а также лик Иисуса, возвышающегося над ними, выполнены в византийской манере. В XIII веке с мозаикой проводились реставрационные работы руками Якомо Торитти (Giacomo Torriti). Здесь можно увидеть символы францисканцев.

В базилике под сводом апсиды располагается кафедра папы римского. Драгоценные порфировые столбы и невероятно красивая византийская мозаика служат торжественными декорациями для проповедей понтификов. Центральный алтарь базилики хранит значимые христианские реликвии – головы апостолов Петра и Павла.

Удивляет внутреннее убранство базилики богатством. Мозаика на полу в стиле космтеско создает орнамент геометрическими фигурами. Колоны нефа облицованы нумидийским мрамором. Во время реставрации Сан-Джованни ин Латерано Борромини потратил много сил на восстановление нефа. Деревянный потолок украшен кессонными орнаментами, а в его центре можно полюбоваться изображением герба папы Пия V, находящемся на отдельной панели. Во время последней серьезной переделки базилики между колоннами из мрамора установили статуи и разместили картины с изображением апостолов.

Сан-Джованни ин Латерано позволяет увидеть частично сохранившуюся фреску с изображением папы Бонифация III. Находится она в нефе базилики. Считается, что это чудесное произведение искусства принадлежит Джотто.

Часовни

В Сан-Джованни ин Латерано находится несколько часовен, каждая имеет собственное предназначение. Прогуляемся по ним?

Капелла святой Марии Успенской (Capella S. Maria Assunta), необходимость в ней возникла в XVIII веке. В эту капеллу поместили гробницу кардинала Джулио Аквавия, покинувшего этот мир в XVI столетии. Еще одна часовня появилась в базилике в честь мученика Иоанна Непомуцкого. Это одна из самых современных часовен в базилике, особенностью её является и одной из самых богатых. Невероятной ценности алтарь, инкрустированный драгоценными камнями, икона «Снятие с креста» и уникальные скульптуры.

В Сан-Джованни ин Латерано находится еще одна часовня Массимо, появление её связано с именем архитектора Джакомо делла Порта в XVI веке. В этом месте базилики можно увидеть ценное произведение искусства – полотно «Распятие Христа».

Также в базилике есть часовня в честь Иоанна Богослова. Реликвией, находящейся здесь, является гробница португальского кардинала Антонио Мартинеса де Чавеса (Antonio Martinez de Chavez), умершего в XV веке.

В базилике есть музей, который открыт для желающих увидеть драгоценные реликвии XI-XIX веков.

В музее базилики Рима можно оценить уникальные предметы прошлого: рака с мощами XI в, ларец с плащом Иоанна Богослова, драгоценный крест XIII в, мощи великомученицы Екатерины, герб Климента VIII, созданный из шелка и драгоценностей, множество предметов быта.

Музей появился в Риме в 1984 году, создателем его стал папа Иоанн Павел II. Чтобы увидеть экспонаты музея базилики, необходимо зайти за статую Иннокентию III.

Перед входом в Сан-Джованни ин Латерано поднимите голову вверх и вы увидите надпись «мать всех церквей в Риме и мире». Эта надпись подтверждает особую значимость этой базилики Рима.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация

Собор Святого Иоанна Латеранского, или Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, является самым важным храмом в мировой католической Епархии, поскольку является местом нахождения кафедры римского епископа и Папского трона.

Кафедральный собор был заложен императором Константином в 324 году, когда он принял христианскую веру. ”Базилика Спасителя” - так называли вначале этот храм.


Современный вид Собора восходит к XVII веку, над его фасадом трудился архитектор Алессандро Галилеи в 1735 году. На балюстраде помещены 15 статуй, изображающих Христа, святого Иоанна Крестителя и Святых. В портике можно видеть древнюю статую императора Константина, она была найдена на Императорских термах в Квиринале. Из портика пять дверей ведут в храм, последняя дверь справа – Святая дверь. Ее открывают только в Юбилейные годы.

Собор длинной в 130 метров состоит из пяти нефов и разделен древними гранитными и мраморными колоннами IV века. Их мастерски поместил в виде пилястров архитектор Боромини, между ними в нишах расположены статуи святых из белого мрамора. Сочетание зеленого цвета мраморных колонн, белого цвета скульптур и серого - постаментов создают мягкий цветовой контраст с мозаичным полом школы Космати.

В глубине центрального нефа находится внушительная скиния (хранилище реликвий), украшенная двенадцатью прекрасными фресками. На верху, за витыми решетками, находится главная реликвия Собора – две позолоченные серебряные вазы в виде бюстов, в которых, как утверждается, хранятся головы Апостолов Петра и Павла. Считается, что они были перенесены сюда во время французской оккупации в XVIII веке и спрятаны в крипте.

Под скинией находится Место исповедания – Конфессия, а сверху находится папский алтарь, в котором может совершать мессу только Папа Римский. Предполагается также, что здесь хранятся и другие важные реликвии. В Соборе можно видеть прекрасные фрески Джиотто и древнюю мозаику, изображающую Искупителя (IV век).

Собор Св. Иоанна в Латерано находится на площади, где стоит здание Святой Лестницы. Эту лестницу привезла в Рим императрица Елена, мать императора Константина. По преданию, это та самая лестница, по которой Иисус поднялся в дом Пилата. По ее 28 ступеням можно подниматься только на коленях. На вершине лестницы находится папская капелла старого Патриархата. Она называется Святая Святых.

Собор очень красив, но осмотрев его, не забудьте свернуть в дверь слева, она ведет в чудесный и очень гармоничный дворик. Это шедевр XIII века, проектировал его архитектор Вассаллетто, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в . Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.

Базилика святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме считается не только главным кафедральным собором Рима, ее статус в церковной иерархии выше всех католических церквей мира, включая Собор святого Петра в Ватикане. Самая главная церковь христиан является и самой древней: ее летопись начинается в античные времена. Неофициальное название базилики – «мать церквей всего мира» – возникло из-за начертанной на ее фасаде надписи: «Святейшая Латеранская церковь, мать и глава всех церквей города и мира».

Главный фасад Собора святого Иоанна Крестителя

История базилики

В далекие времена там, где сейчас стоит храм, находился дворец знатного римского семейства Латерани. После участия одного из его членов в заговоре против Нерона, род Латерани стал опальным, а принадлежавшее ему имущество конфисковали. В 313 году Латеранский дворец и земля рядом с ним были переданы императором Константином I римскому епископу. Затем около дворца возвели базилику, и в 324 году освятили ее в честь святого Иоанна Крестителя. Много веков эта базилика была главной церковью всего христианского мира, а дворец – папской резиденцией. К XII веку комплекс перестроили и расширили, освятив новые помещения именем Иоанна Богослова, и с тех пор у базилики стало 2 покровителя.

Фронтон Собора святого Иоанна Крестителя в Риме

В XIV веке, во времена Папы Климента V, главным городом католической церкви стал французский Авиньон. Покинутая «Мать церквей» пришла в запустение и дважды пострадала от сильных пожаров. К моменту возвращения папского престола в Рим церковь пришла в полный упадок. Резиденцией понтификата был избран Ватикан.
В XVI веке старую базилику снесли по распоряжению Папы Сикста V, а вместо нее начали возводить новый храм. В XVI–XVII веках над его строительством работали архитекторы Доменико Фонтане и Франческо Борромини. В 1735 году работы завершились. Последним в ряду сменявших друг друга архитекторов был Аллесандро Галилеи, спроектировавший фасад храма.

Архитектура и интерьер базилики

«Визитной карточкой» архитектурного облика любого храма является главный фасад. У базилики на Латеранском холме он выполнен в виде портика, опирающегося на монументальные опоры. Строгий фасад оживляет балюстрада в барочном стиле, над которой возвышаются 7-метровые изваяния Христа, Иоанна Евангелиста, Иоанна Крестителя и Учителей Церкви.

Скульптурная группа над главным входом в Базилику

Между мощными колоннами расположены 5 входов в церковь с лоджиями над ними. Один из входов – крайний справа – называется Святыми Вратами и открывается только в юбилейные годы. Тимпан портика украшен мозаикой с изображением Христа, перенесенной из базилики-предшественницы. Пол внутренних помещений – тоже ее «наследство», он был выполнен в XIII веке мастерами из семейства Космати, также как и примыкающий к храму клуатр с красивыми витыми колоннами. В храме сохранились и более старинные детали, например, мраморные, бронзовые и гранитные колонны, датируемые IV веком. В прямоугольной нише на левой стороне фасада установлена старинная статуя императора Константина древнеримского периода. Бронзовые створки дверей главного входа еще древнее – они были созданы в III веке для Курии Юлия в Римском Форуме, откуда в XVI веке были взяты для украшения базилики святого Иоанна Латеранского.

Интерьер Базилики святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме

Пятинефная базилика имеет богатейшее внутреннее убранство. Потолок главного нефа поддержан кессонами, а своды боковых нефов выполнены в виде куполов. Роспись потолка предположительно принадлежит Пирро Лигорио. Великолепный орган XVI века расположен в северном трансепте церкви. В южном трансепте расположен большой алтарь под готическим балдахином XIV века. Барочный киворий-дароносительница алтаря инкрустирован драгоценными камнями.

Алтарь с древним балдахином над ним

В апсиде находится папская кафедра, свод над ней украшен мозаикой, изображающей святого духа, крест и святых. Дизайн внутренних помещений храма был выполнен в XVI веке Франческо Борромини и с тех пор мало изменился. В XVIII веке убранство церкви пополнилось рядом скульптур, изображающих апостолов, пророков и святых.

Реликвии храма

Считается, что в папском алтаре скрыт фрагмент кедровой доски, которая, согласно поверью, служила столом во время последней вечери Христа. Над алтарем за резной решеткой расположены 2 позолоченных реликвария с головами апостолов Петра и Павла. Кроме этого, среди реликвий храма – фрагмент ризы Богородицы и частица губки, при помощи которой поили распятого Христа.

Кафедра папы римского в Соборе святого Иоанна Крестителя

Известная всему миру Святая лестница была включена в храмовый комплекс архитектором Доминико Фонтана распоряжением Папы Сикста V. Эта лестница сохранилась с античных времен, считается, что по ней прошел Иисус перед тем, как предстать перед судом Пилата. В XVI веке из-за большого количества паломников мраморные ступени покрыли досками из орехового дерева. Через отверстия, специально проделанные в досках, верующие могут прикасаться к реликвии. Подниматься по Святым ступеням разрешено только на коленях. Святая лестница ведет к Папской капелле, к Святой Святых. На архитраве над капеллой есть надпись: «Нет места более святого, чем это».

Просмотров