Московская успенская звонница. Церковь иоанна лествичника Возведение Боновской колокольни

Одно из главных сооружений ансамбля Кремля, 1-й многоярусный столпообразный храм «под колоколы» в русской архитектурной традиции. Составляет единый комплекс с Успенской звонницей (1814-1815, повторяет формы предшествующего здания XVI-XVII вв.).

Храм 1329 г.

Первые сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола во имя прп. Иоанна Лествичника относятся к 1329 г. Летописи сообщают о закладке каменной церкви и о ее последующем освящении: «В лето 6837 месяца Маиа в 21, на память святого правовернаго царя Костянтина и матере его Елены, основана бысть церковь каменая на Москве, во имя святого Ивана Лествичника. Того же лета совръшена бысть и священа месяца [сентября] в 1, на память святаго отца Симеона Стлъпника» (Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45). Сообщение летописи о возведении храма за 3 месяца позволило И. Е. Забелину справедливо предположить, что он был малого размера (Забелин. 1905. С. 74). В качестве примера можно сопоставить с ним размер придела Успенского собора в честь Поклонения веригам ап. Петра, который построили за 2 месяца (основан 13 авг., в день памяти Максима Исповедника, а освящен 14 окт.).

Предполагается, что это был 1-й храм, освященный во имя прп. Иоанна Лествичника. С нач. XIX в. делались попытки объяснить выбор посвящения. А. Ф. Малиновский считал, что престол устроен во имя патронального святого среднего сына Иоанна Калиты - Иоанна II Иоанновича (Малиновский. 1992. С. 42-43). И. М. Снегирёв полагал, что вел. князь учредил храм во имя своего небесного покровителя (Снегирёв. 1842-1845. С. 6). Г. И. Истомин пытался объединить оба мнения, предположив, что храм освящен во имя св. вел. князя и его сына (Истомин. 1893). На княжеских печатях Иоанна Калиты, в т. ч. при духовных грамотах, изображен его небесный покровитель св. Иоанн Креститель. Определение сходным образом соименного святого Иоанна Иоанновича затруднено. Так, согласно наблюдениям сфрагиста А. В. Орешникова, на аргировуле при духовной грамоте князя изображен свт. Иоанн, патриарх Иерусалимский (Орешников А. В. Мат-лы к рус. сфрагистике // Тр. Моск. нумизматического об-ва. М., 1903. Т. 3. Вып. 1. С. 123-124. Табл. 1. Рис. 4). Это определение единично (почитание свт. Иоанна, патриарха Иерусалимского, в рус. агиографических памятниках не прослеживается) и не подтверждается находками новгородских княжеских печатей (всего 21), среди к-рых есть 2 экз. с оттиском св. Иоанна Крестителя (по мнению В. Л. Янина и П. Г. Гайдукова, оттиск относится к ранней группе печатей, когда в Новгороде не знали, во имя какого святого крещен князь), в остальных случаях представлено изображение воина, идентифицируемого по фрагментам надписи как св. Иоанн Воин (см.: Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 69-71). По мнению Забелина (Забелин. 1905. С. 75-76), в выборе посвящения и замысле строительства имела значение политическая мотивация - храм был сооружен по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской кн. Александр Михайлович. Несмотря на то что версия Забелина сохранила актуальность, следует подчеркнуть ее гипотетический характер (ср.: Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 171-172). Вероятность того, что прп. Иоанн Лествичник был небесным покровителем Иоанна Иоанновича, следует из летописного сообщения XV в.: «В лето 6834… родися великому князю Ивану сын Иоанн марта в 30 на паметь Иоанна Лествичника» (Московский летописный свод кон. XV в. // ПСРЛ. Т. 25. С. 167).

В 1346 г., при вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан. В том же году «мастерю Бориско слил три колокола великиа, а два малыя» (Симеоновская летопись // ПСРЛ. Т. 18. С. 95); согласно Никоновской летописи, мастер имел прозвище Римлянин, что может указывать на его происхождение. В 1475 г. в церковь были перенесены саркофаги с мощами святителей из разобранного 2-го Успенского собора («Того же месяца 16, бысть пренесение мощей чюдотворца Петра из церкви Пречистыа в Иван Святый под колоколы, и прочих митрополитов, Феогнаста, Киприана, Фотиа и Ионы. А в 17 мистр Венецийский Аристотель начят разбивати церкви Пречистыа непадшая стены новыя» - ПСРЛ. Т. 12. С. 157).

Об объемном решении храма 1329 г. можно судить только по результатам раскопок 1913 г. под рук. П. П. Покрышкина, в ходе к-рых была раскрыта часть сооружения, имеющая граненый внешний абрис. В вост. части внутри были открыты экседра, к-рая может быть интерпретирована как апсида, и кладка сев. и юж. стен. Фрагменты не дают оснований для реконструкции здания как «средней высоты башнеобразного призматического восьмигранника с закомарами, барабаном и главой» (Кавельмахер, Панова. 1995. С. 77), сделанной по подобию более поздних столпообразных церквей «под колоколы» XVI в.

Небольшой фрагмент архивольта, найденный в забутовке фундамента храма 1505-1508 гг., позволяет высказывать предположения о его наружном декоре. Однако фрагмент можно лишь условно относить к храму 1329 г., поскольку весной 1505 г. было разобрано 2 церкви времени вел. кн. Иоанна Калиты: Архангельский собор 1-й трети XIV в. и храм «под колоколы». Т. о., в забутовку фундамента новой И. Л. ц. могли попасть блоки от обоих храмов (встает вопрос о намеренном использовании в забутовке фундамента каждого вновь строившегося храма материала его предшественника).

Храм 1505-1508 гг.

По сообщениям летописи, «тогда же и другую церковь разобраша Иоанн Святый Лествичник, иже под колоколы, созданную от великого же князя Ивана Даниловича в лето 6836, заложиша новую церковь Иоанн Святый не на старом месте» (ПСРЛ. Т. 12. С. 258-259). Это известие стоит сразу после сообщения о разборке старого и закладке нового собора арх. Михаила, происшедшей 21 мая 1505 г., из чего можно сделать вывод о начале сооружения И. Л. ц. весной того же года. Ее строительство было завершено через 3 года, в 1508 г., одновременно с Архангельским собором и ц. Рождества св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (точная дата освящения И. Л. ц. неизвестна).

Из летописного сообщения о завершении строительства 3 храмов в Кремле известно имя строителя колокольни итал. архит. Бона Фрязина («Того же лета (7016) совершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн Святый, иже под колоколы, и Иоанн Святый Предотечя у Боровитскых ворот, а мастер церквам Алевиз Новой, а колоколницы Бон Фрязин» - ПСРЛ. Т. 13. С. 10). О происхождении Бона Фрязина нет точных данных. В. Н. Лазарев допускал, что он, как и Алевиз Новый, был уроженцем Венеции (Лазарев В. Н. Византийское и древнерус. искусство. М., 1978. С. 291). С. С. Подъяпольский считал, что Бон Фрязин мог быть одним из мастеров, приехавших в Москву с посольством Дмитрия Ралева и Митрофана Карачарова. О составе этой партии мастеров известно благодаря грамоте Менгли-Гирея вел. кн. Василию Иоанновичу. Из-за литовско-рус. войны посольство пыталось вернуться на Русь через Кафу (ныне Феодосия), пройдя по владениям союзника Московского вел. князя - хана Менгли-Гирея. Хан задержал посольство и использовал одного из мастеров - Алевиза, для строительства дворца в Бахчисарае (сохр. портал 1503 г.). Подъяпольский считал, что с этим посольством приехал не только Алевиз, единственный названный Менгли-Гиреем по имени, но и Бон Фрязин, Петр Френчюшко (послан в 1508 для строительства кремля в Н. Новгороде), Варфоломей (строил в 1508/09 Дорогобуж с мастером Мастробоном) и, что более гипотетично, мастер Иван (работал в Пскове в 1516/17) (Подъяпольский. 2006. С. 267-268). Подъяпольский также предполагал, что мастер, названный в летописях Боном Фрязином, и мастер, названный в разрядных книгах Мастробаном или Мастобаном,- одно лицо (Там же. С. 268, 301). Если это так, то Бон Фрязин, как и др. итал. архитекторы, напр. Алевиз Фрязин, был одновременно и военным инженером (см. упоминание о Дорогобуже).

Храм 1329 г. находился между Успенским и Архангельским соборами и не мог соответствовать по масштабу новым соборам, перестраиваемым итальянцами. Бон Фрязин поставил новую И. Л. ц. примерно по одной оси с предшествующим храмом, но отнес ее значительно дальше на восток, за линию апсид Успенского и Архангельского соборов. В результате образовалась площадь с трапециевидными очертаниями, главная ось которой проходила по центру главного тронного зала Грановитой палаты и И. Л. ц. Строительство новой церкви-колокольни внесло в организацию площади принцип регулярности и центричности (Бондаренко И. А. Реконструкция Соборной площади Моск. Кремля в кон. XV - нач. XVI в. и творческий метод итал. мастеров // Архит. наследство. М., 1995. Вып. 38. С. 210-211) и стало этапом в формировании облика Кремля итал. мастерами.

Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, которые обеспечивали сохранность здания. На их прочность не повлиял даже взрыв мин, заложенных в 1812 г. франц. войсками под соборные звонницы. Видимо, именно характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента, сложенного на сплошном свайном поле (на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу), выше его - ступенчатый белокаменный стилобат. На нем из кирпича был возведен восьмерик 1-го яруса, состоящий из 2 этажей, на нижнем этаже разместился храм. Толщина стен достигает 5 м. Входили в церковь-колокольню с запада, через небольшой, но высокий притвор, перекрытый крестовым сводом (не сохр.), к-рый опирался на белокаменные импосты (стесаны, в наст. время восстановлен один). Из притвора открывался вход в храм, а также на 2 внутристенные лестницы: прямую северную и винтовую южную. В плане церковь представляла собой один из известных в архитектуре Ренессанса типов центрического храма с экседрами. Однако традиц. октаконх подвергся здесь модификации. Из-за необходимости устроить притвор, а также из-за наличия 2 лестниц, проходящих в толще стен восьмерика, архитектор отказался от 3 экседр, сделав 3 стороны зап. части восьмерика прямыми, упразднил окно в сев. экседре. Храм освещается только 4 окнами. Конструкция оконных проемов весьма необычна и определена, с одной стороны, огромной толщиной стен, с другой - высотой конх над экседрами. Световой проем, прорезанный в стене экседры, значительно ниже соответствующего ему проема в наружной стене восьмерика. Из-за этого образовался крутой по подъему и длинный подоконный откос, а свод ниши окна значительно выше светового проема, прорезанного в стене экседры. Наос храма перекрыт 8-гранным сводом, у основания которого проходит белокаменный карниз, а в вершине установлена белокаменная розетка.

В отличие от церкви 1329 г. новый храм не был расписан. Летописные сведения об этом отсутствуют, а также не найдены фрагменты возможных росписей при реставрационном исследовании стен в 1977 г.

Нижний восьмерик был предназначен не только для размещения храма, но и для оборудования 1-го яруса звона с массивными колоколами. При размере церкви, ограниченном архитектурной целесообразностью, и при необходимости поднять тяжелые колокола на значительную высоту возникала задача уменьшения массы кладки и ее давления на своды церкви. Поэтому Бон Фрязин создал промежуточный этаж между храмом и площадкой звона. Он устроил центрическое 8-гранное помещение, располагающееся непосредственно над храмом. С ним сообщаются 3 камеры, призванные освободить от тяжести кладки своды притвора и прямой лестницы. Все помещения могли иметь при этом и хозяйственное назначение. Войти на промежуточный этаж можно с площадки прямой лестницы, к-рая предположительно предназначалась для подъема сундуков с казной в случае пожара Кремля. Далее по этой же лестнице можно попасть на уровень 1-го яруса звона, куда с 1-го этажа напрямую вела 2-я, винтовая лестница. Для устройства площадки звона архитектор почти вдвое (до 2,5 м) сузил стены 8-гранного столба. Снаружи столба была устроена крытая галерея, пилоны к-рой были соединены арочными перемычками. Между пилонами были повешены колокола.

Второй ярус столба, к-рый условно можно назвать средним восьмериком, значительно у́же нижнего, за счет чего над сводами галереи 1-го яруса звона образовалось свободное гульбище. Бо́льшая часть среднего восьмерика, самой высокой части столба,- постамент для расположенного в его верхней части, на высоте более 40 м от земли, 2-го яруса звона. Для облегчения веса конструкции и увеличения устойчивости архитектор создал внутри пустое пространство почти на всю высоту восьмерика. Оно не имеет самостоятельного назначения и выполняет только конструктивную функцию. Подъем с 1-го яруса звона на 2-й осуществляется по внутристенной винтовой лестнице. Для устройства 2-го яруса звона стены восьмерика были прорезаны арками, в к-рых висели колокола. В центре площадки 2-го яруса звона, окруженной арками, соединяющими пилоны, возведен каменный столб, внутри его - каменная винтовая лестница на верхний ярус звона, где располагаются зазвонные, самые мелкие, колокола. На уровне верхнего яруса звона для уменьшения веса толщина стен сокращена до 80 см, за счет чего над 2-м ярусом звона, как и над 1-м, образовалось гульбище, на сей раз декоративное. Т. о., постепенно уменьшая толщину стен и облегчая их за счет полых камер, архитектор создал сооружение, отличающееся, несмотря на высоту, особой прочностью и устойчивостью.

Каким было завершение столпа 1505-1508 гг., остается неизвестным. Реконструкция, предполагающая завершение 3-го яруса куполом, напоминающим завершение собора московского Высокопетровского монастыря , в последнее время оспаривается. Привлечение др. круга аналогов и анализ изображений столпа на миниатюрах из Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.) позволяют предположить, что завершение храма должно было быть в виде кирпичного шатра, подобно завершению итал. кампанилл (Петров. 2008). Изучение колоколен в различных областях Италии показывает, что, несмотря на отсутствие прямых аналогий, И. Л. ц. 1505-1508 гг. органично вписывается в их ряд. Так, в Италии повсеместно была распространена традиция строительства высоких подколоколенных сооружений, поднимающих ярусы звона на значительную высоту. На протяжении длительного периода (XII-XV вв.) в различных областях Италии строились 8-гранные столпообразные сооружения. Также во мн. итал. кампаниллах используется прием уменьшения диаметра верхних частей столпа по сравнению с нижними, в основном на уровне верхнего яруса звона. Образовавшаяся площадка часто служит обходной арочной галереей на столбах или колоннах, окружающей верхний восьмерик или цилиндр (напр., 8-гранная колокольня при ц. Сан-Никола в Пизе, ок. 1170 и (или) между 1230 и 1250).

Композиция И. Л. ц. имеет ряд особенностей, отличающих ее от аналогичных итал. зданий: во-первых, это редкое для Италии соединение подколоколенной и храмовой функций в одном сооружении; во-вторых, это система внутристенных лестниц и помещений внутри столпа; в-третьих, это акцентированная ступенчатость всей композиции - редкая, но встречающаяся в построении башен над средокрестием в соборах, напр. в Ломбардии. Тем не менее аналогии И. Л. ц. обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в «Трактате об архитектуре» Филарете (1460-1464; Там же. С. 81). Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в рус. традиции. Однако именно Бон Фрязин создал тип сооружения, не существовавший до этого ни в рус., ни в итал. архитектуре. Все известные центрические, круглые, 8- или 9-гранные подколоколенные сооружения на Руси построены после возведения московского столпа. Бон Фрязин, осуществив свой проект, вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания здания церкви с подколоколенным сооружением.

Декор И. Л. ц. призван подчеркнуть логику построения объема, прежде всего ярусность общей композиции. Такой подход к декорации столпообразных сооружений также находит аналогии в итал. кампаниллах (см., напр., при ц. Сан-Готтардо ин Корте в Милане, 1330-1336). Аркатура на кронштейнах, помещенная под карнизом, к-рый отмечает основание нижнего яруса звона,- типичный элемент романской архитектуры. При этом карниз совмещает готицизирующие элементы (3-лопастные арки) и классицистические (сухарики, капельки и овообразные детали). Более упрощенные карнизы подчеркивают др. горизонтальные членения столпа (3-лопастные арки и сухарики). Мотивы декора, использованные Боном Фрязином, обнаруживают параллели в постройках Виченцы, Монтаньяны, Болоньи и Феррары, а также городов обл. Абруцци: Терамо, Атри, Кампли, Коррополи, Кьети. Реставрационные исследования 1968 и 1978 гг. позволили определить, что первоначально, как и др. постройки итал. мастеров нач. XVI в., И. Л. ц. была раскрашена «под кирпич».

Перестройка колокольни в царствование Бориса Годунова

Текст храмозданной надписи на барабане столпа И. Л. ц. («…Повелением… царя… Бориса Федоровича... и сына его… Федора Борисовича... сии храм совершен и позлащен во второе лето Государьства их 108») на протяжении мн. лет изучения этого памятника вводил в заблуждение исследователей, трактовавших его как указание на строительство всей колокольни в 1600 г. Этим годом столп датировался, начиная с первых трудов в русской церковно-археологической и москвоведческой литературе (Свиньин. 1839. С. 31; Забелин. 1905. С. 155) и заканчивая работами советских авторов довоенного времени (Рзянин. 1946. С. 8). Лишь в 40-х гг. ХХ в. было обращено внимание на тексты опубликованных еще на рубеже XIX и XX вв. источников, содержащих сведения о надстройке 3-го яруса («Украсил и покрыл золотом большую колокольню…» - Дмитриевский. 1899. С. 96-97; «...В лето 7108 царь Борис во граде Москве на площади церковь Иоанна Списателя Лествицы под колоколами повеле подделати верх выше первого и позлати» - Времянник, еже нарицается летописец Российских князей. 1905. С. 46), а также на изображение церкви на миниатюре из Лицевого летописного свода. В дальнейшем это мнение было подкреплено не только архитектурным исследованием, но и открытием новых источников. Окончательно вопрос решили после публикации Пискарёвского летописца («…Лета 7108 царь и великий князь велел прибавить у церкви Ивана Великого высоты 12 сажен и верх позлатити, и имя свое царское велел написати» - Яковлева. 1955. С. 202) и Временника дьяка Ивана Тимофеева («...Но и главе самой церковнаго верха, иже бе выспрь всех во граде… к первозданной высоте много прибавление сотвори и верх позлати… на нем в позлащенных дцках златописмяными словесы имя свое пригвоздив…» - Временник Ивана Тимофеева 1951. С. 72). М. А. Ильин первым сопоставил по времени возведения надстройку И. Л. ц. с началом строительства «Святая Святых» и предположил, что они были связаны единым замыслом (Ильин. 1951. С. 83).

Надстройка представляет собой кирпичный цилиндр, не перекрытый сводом. При его возведении над ребрами нижнего восьмерика были устроены «тромпы», образованные напуском кирпича. Снаружи барабан разделен на 3 яруса; их пропорции характерны для сооружений конца столетия. Основание декорировано ложными кокошниками с увеличенными килями, между к-рыми поставлены щипцы: вся композиция имитирует 2 ряда кокошников - аллюзию на распространенный в это время тип покрытия храма. На этом основании поставлен гладкий фуст барабана, прорезанный 8 щелевидными прямоугольными окнами, с профилированными наличниками, завершенными фронтонами. На карнизе помещена разделенная каменными валиками храмозданная надпись, состоящая из 3 регистров. Согласно реставрационному исследованию, белокаменные жгуты, разделяющие ряды текста, были первоначально позолочены.

«Годуновская» надстройка не только изменила общий силуэт всего сооружения, но и внесла в его архитектурный облик черты, соединяющие итал. архитектурный тип с местной традицией. В значительной степени местные черты стали доминировать в общем восприятии памятника благодаря луковичной главе, одной из первых подобных глав на каркасе в рус. архитектуре.

Ист.: Времянник, еже нарицается летописец Российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася: Вкратце написано // Тр. Вятской УАК. 1905. Вып. 2. Отд. 2. С. 46; Дмитриевский А. А. Архиеп. Елассонский Арсений и его мемуары из рус. истории. К., 1899. С. 96-97; РИБ. Т. 13; Временник Ивана Тимофеева / Подгот. к печ., пер. и коммент.: О. А. Державина. М.; Л., 1951. С. 72; Яковлева О. А. Пискаревский летописец // Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв. С. 7-144.

Лит.: Максимович Л. М. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М., 1792. Ч. 1. С. 274; Прогулка по Кремлю: Иван Великий // Отеч. зап. 1822. Ч. 10. № 25. С. 235-257; Замечания о Иване Великом // Там же. Ч. 11. № 27. С. 126-131; Свиньин П. П. Картины России и быт разноплеменных ее народов: Из путешествий. СПб., 1839. Ч. 1. С. 31-35; Горчаков Н. Д. Колокольня Иван Великий в Москве // Моск. ГВ. 1841. № 12. С. 127; Снегирёв И. М. Памятники моск. древности. М., 1842-1845. С. 6; Рихтер Ф. Ф. Памятники древнего рус. зодчества. М., 1850. Табл. L; Истомин Г. И. Ивановская колокольня в Москве. М., 18932; Забелин И. Е. История города Москвы. М., 19052; Красовский М. В. Очерк истории моск. периода древнерус. церк. зодчества (от основания Москвы до кон. 1-й четв. XVIII в.). М., 1911. С. 233; Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М., 1913. С. 337-346; Мордвинов А. Г. Колокольня Ивана Великого // Академия архитектуры. 1935. № 5. С. 32-37; Рзянин М. И. Иван Великий // Памятники рус. архитектуры IX-XIX вв.: Кат. выст. М., 1946. С. 7-8; Ильин М. А. Проект перестройки центра Моск. Кремля при Борисе Годунове // Сообщ. Ин-та истории искусств. М.; Л., 1951. Вып. 1. С. 82-83; Михайлов А. И. Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле. М., 1963; Бондаренко И. А. Первоначальный облик Ивана Великого // Строительство и архитектура Москвы. 1980. № 8. С. 26-27; он же. К вопросу о «лествичном» построении ц. Иоанна Лествичника в Моск. Кремле // Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 2. С. 110; Ильенкова Н. В. Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле: Исслед. // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1981. С. 77; Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя. М., 1988. С. 313; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 42-43; Кавельмахер В. В., Панова Т. Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля // Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв. М., 1995. С. 66-81; Подъяпольский С. С. О первоначальном виде столпа Ивана Великого // Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 2. С. 100-101; он же. Историко-архит. исследования. М., 2006; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Балашова Т. В. Колокольня Ивана Великого в восприятии современников на рубеже XIX-XX вв. // К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф. М., 2008. С. 59-61; Петров Д. А. О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого // Там же. С. 80-82.

А. Л. Баталов

Описание:

Архитектурный ансамбль колокольни «Иван Великий» состоит из столпа колокольни, Филаретовой пристройки, возведенной в 1635-36 гг. мастером Баженом Огурцовым, и Успенской звонницы начала XIX века (архитекторы Д.И. Жилярди, Л. Руска и И.В. Еготов).

Первоначально на месте колокольни стояла церковь Иоанна Лествичника, построенная при Иване Калите в конце первой трети XIV в. Это был храм архитектурного типа «иже под колоколы». В 1505 г. старая церковь была разобрана, и к востоку от нее приглашенным итальянским зодчим Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 г.

При царе Борисе Годунове предположительно государевым мастером Федором Савельевичем Конем к двум ярусам колокольни был пристроен еще один, после чего колокольня приобрела современный вид и стала самым высоким зданием Москвы того времени.

В 1812 г. французские оккупанты пытались взорвать ансамбль колокольни Ивана Великого при отступлении из Москвы. При этом здание было лишь слегка повреждено и в 1814-15 гг. восстановлено.

В ХХ в. колокольня неоднократно реставрировалась. В 1918 г. колокольня и храм Иоанна Лествичника были закрыты. Сегодня на колокольне находятся колокола XVI- XIX вв., самые известные из них: Успенский (весом более 65 тонн, отлит в 1819 г.), Реут (Ревун, более 32 тонн, 1622 г.), Медведь (1501 г.), Лебедь (1775 г.), Корсунский (1554 г.), Голодарь и др.

В 1992 г. в праздник Пасхи впервые после закрытия зазвонили колокола на колокольне Ивана Великого.

В настоящее время колокольня используется по прямому назначению в дни больших церковных праздников, когда совершаются богослужения в кремлевских соборах, и по особым случаям. Храм в честь прп. Иоанна Лествичника не действует, в здании располагается музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь Успенская звонница Московского Кремля , содержащая "Гостунский" храм во имя святителя Николая Чудотворца Московской епархии

Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля , почти вплотную примыкая с севера к Колокольне Ивана Великого . Входя в единый архитектурный ансамбль колокольни, составляют с ней композиционный центр Кремля. Храм Николы Гостунского в Успенской звоннице ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

Церковь Николы Льняного

По преданию, незадолго до падения ига великой княгине Софье Палеолог явился во сне святитель Николай Чудотворец и повелел ей соорудить храм в его честь на месте кремлёвского ордынского двора. Софья немедленно снарядила в Орду посольство с богатыми дарами и попросила жену хана Ахмата уступить ей эту землю в Кремле в обмен на другую территорию, поведав и о причине такой просьбы. Татары просьбу уважили и покинули Кремль. Вскорости, в году, в Кремле у колокольни Ивана Великого появился деревянный Никольский храм . Прозвание храма - "Никола Льняной" или "Ельняной" - связывается либо с обычаем, бытовавшим среди женщин подмосковья, освящать здесь лён, холсты и пряжу; либо с тем, что храм был построен из елового дерева.

Собор Николы Гостунского

После разрушительного пожара года храм был восстановлен и покрыт грубой железной кровлей. В обновлённом соборе присягали на верность императору Петру III , а потом и его супруге Екатерине II , когда они восходили на русский престол. При этом придельная Введенская церковь у Николо-Гостунского собора обветшала и накренилась.

В - годах архитектором К. А. Тоном было построено высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее в церковь Николы Гостунского.

При артобстреле Кремля в ноябре года снаряд разорвался в алтаре Гостунской церкви, но престол чудом остался невредимым. Вскоре на звоннице поставили часовых, которые расписали стены "памятными" надписями. Храм в звоннице был закрыт в году, чтимая икона церкви пропала. В последующие десятилетия помещение собора было занято под хранилище музеев Кремля, доступа туда посетителям не было. При этом, в советский период время от времени в нижнем ярусе Филаретовской части устраивались выставки.

Возвышается колокольня Святого Иоанна Лествичника, известная также как колокольня Ивана Великого. Кремль и все его постройки соединяются в единое целое в самом центре столицы. В 2008 году этому памятнику архитектуры исполнилось 500 лет.

Церковь святого Иоанна Лествичника

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля насчитывает несколько веков истории, и начинается ее отсчет с 1329 года. Именно в этом году была заложена церковь святого Иоанна Лествичника при правлении Ивана Калиты. Храм создавался как колокольня, поэтому помещения позволяли гармонично звучать нескольким колоколам, размещенным на верхних ярусах церкви. Раскопки, которые были проведены в XIX-XX веках, указывали на то, что архитектура строения напоминает храмы древних армян. Снаружи церковь имела восемь граней, а внутренний разрез храма имел крестообразную форму. По восточной стороне располагалась апсида в форме полукруга, а на втором этаже размещались арки колоколов. Храм просуществовал до начала XVI века.

Боновская колокольня

В 1505 году при правлении Великого князя Василия III старый храм разобрали. На прежнем месте был заложен новый храм по проекту мастера из Италии по прозвищу Бон Фрязин. Храм был построен в память царя Ивана III. Строительство велось в течение трех лет. В 1508 году двухъярусная колокольня была готова. Традиции зодчества, характерные для Италии того времени, значительно повлияли на архитектуру храма. Именно поэтому постройка имела несколько колоколен, которые располагались отдельно друг от друга. Церковь также получила и другое название - «Боновская колокольня». Внушительная колонна соединила разнокалиберные храмы Кремля в единый ансамбль. Это была вторая каменная церковь в Москве. Трон Святого Иоанна Лествичника был спущен на первый этаж строения.

В 1532 году на северной стороне колокольни построили звонницу с храмом по проекту еще одного зодчего из Италии - Петрока Малого. Она предназначалась для солидного колокола весом в 1000 пудов, получившего название «Благовестник». Окончание строительства звонницы в 1543 году осуществляли местные умельцы. Непосредственно храм размещался на третьем этаже, к которому вела специальная лестница. На звоннице величественно располагался барабан с куполом.

Успенская колокольня

В урожай по всей территории страны был мизерным, жители голодали. Борис Годунов, чтобы спасти своих подданных, решил осуществить крупную перестройку Боновской колокольни, которую выполняли прибывшие со всех окраин люди. Он планировал достроить к ней один ярус и опять создать церковь Святого Иоанна Великого на нижнем этаже. Поэтому все сооружение стало носить другое название - колокольня Ивана Великого. Пристроенный этаж был цилиндрической формы, и высота колокольни увеличилась до 82 метров. Она стала самым масштабным строением той эпохи. Чтобы добраться до верхнего уровня, потребовалось бы пройти через 329 ступеней. Под была высечена надпись золотыми буквами, в которой указывалась дата его возведения и имена царей, правивших в то время (Борис Годунов и его сын). На площади около колокольни, носившей название Ивановской, зачитывались все указы царя. С тех пор появилось выражение «кричать во всю Ивановскую».

Во второй половине XVII века звонница была полностью перестроена. Во время правления Михаила Романова и патриаршества его отца Филарета, в 1624 году, на северной стороне была возведена Филаретова постройка по проекту Бажена Огурцова. Строение имело белокаменные пирамиды и шатер, покрытый черепицей. Колокольня Ивана Великого Московского Кремля получила новое название - Успенская колокольня.

Колокольня во время Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война 1812 года губительно сказалась на памятнике архитектуры. Солдаты французской армии сняли позолоченный крест с колокольни и пытались взорвать ее. Но пострадали только Филаретова пристройка и звонница, расположенные с севера. Когда закончилась война, мастер Д. Жилярди полностью восстановил взорванные элементы колокольни, поменяв некоторые пропорции и общий стиль постройки. И в 1895-1897 годах колокольня Ивана Великого в Москве была реставрирована С. Родионовым.

Особенности строения

В высоту колокольня Ивана Великого возвышается на 82 метра. С самой верхней точки строения можно рассмотреть окрестности столицы на 30 верст вокруг. Несмотря на достаточно простую архитектуру колокольни, постройка отличается величественностью и красотой. Пропорции всех ее элементов подобраны таким образом, что создается очень гармоничный Благодаря опытным мастерам, приложившим свою руку к ее созданию, колокольня Ивана Великого является ярким историческим памятником Москвы.

Колокола на колокольне

В общей сложности в постройке располагается 34 колокола, причем на Филаретовой пристройке и звоннице осталось только 3 из них. В давние времена колокола вешались на балки из дерева, но в XIX-XX веках они были заменены железными. Все колокола были изготовлены мастерами литейных дел различных эпох.

Самый старый из них - «Медведь», весивший более 7 тонн, был отлит в 1501 году. Самым тяжелым и заметным колоколом является «Успенский» («Царь-колокол») с весом 65 тонн, который был отлит в 1819 году мастерами Завьяловым и Русиновым из старого материала. Вторым по значимости колоколом является «Ревун» весом в 32 тонны, созданный А. Чеховым в 1622 году. Именно с ним связан один трагический эпизод, когда в 1855 году крепления колокола не выдержали и, пролетев 5 этажей, он упал на землю, лишив жизни не одного человека. Третьим по значимости колоколом является «Воскресный» («Семисотенный») весом в 13 тонн. Он был создан в 1704 году И. Моториным и располагался на Филаретовой пристройке.

Колокольня содержит всего 18 колоколов. На нижнем этаже находятся 6 из них, среди которых и древнейший, на среднем - 9. Верхний ярус содержит 3 колокола, история которых неизвестна.

Музеи колокольни

На первом уровне Успенской звонницы располагается музейный зал, где представлены предметы искусства.

В колокольне размещен музей истории Кремля в Москве, где выставлены макеты старинных белокаменных построек XIV века, представлена панорама Москвы и другие оригинальные предметы. Стены колокольни украшены проекциями различных памятников. Смотровая площадка открывает прекрасный вид на Кремль и прилегающую к нему территорию. Для гостей имеется специальный аудиогид, который помогает туристам из разных стран узнать исторические факты такого памятника архитектуры, как колокольня Ивана Великого, описание и интересные подробности.

Памятник архитектуры в наши дни

Сегодня колокольня Ивана Великого - это действующий музей, который принимает тысячи туристов из разных уголков планеты каждый день. В музее экспонируются старинные предметы искусства. Благодаря использованию современных технологий есть возможность воссоздать внешний вид не сохранившихся до наших времен памятников архитектуры.

На протяжении всего существования Советского Союза колокольня была закрыта для посетителей. Вновь в храме колокола зазвонили в 1992 году, в день Светлой Пасхи. И с того времени все церковные службы в кремлевских соборах проводятся под колокольный звон.

Колокольня Ивана Великого в Кремле - это ценнейший памятник архитектуры, который имеет богатую и интересную историю. Каждый, кто приехал в Москву, может насладиться видом этого уникального сооружения.

Фото: Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого в Кремле

Фото и описание

Церковь Иоанна Лествичника, расположенная на территории московского Кремля, является одним из старейших храмов столицы. Храм стоит на Соборной площади, а рядом с ним возвышается колокольня, прозванная «Иваном Великим».

Церковь стала одним из трех первых белокаменных храмов, которые заложил в первой половине XIV столетия князь Иван Калита. Первым был заложен храм Рождества Иоанна Предтечи на Бору, затем Успенский собор и третьим – Иоанна Лествичника в 1329 году. Святой, в честь которого был освящен этот храм, жил в VI-VII веках и стал автором труда «Лествица» о пути человека к Богу. После окончания строительства церковь и колокольня были приписаны к Успенскому собору как придельный храм.

Колокольня церкви Иоанна Лествичника стала первым подобным сооружением на Москве и долгое время считалась самым высоким.

Церковь изначально была построена «под колоколы»: храм размещался в нижнем ярусе, а звонница – в верхнем. Свой нынешний облик этот ансамбль религиозной архитектуры приобрел в XVI-XVII столетиях, когда проводилось переустройство всего Кремля. Предыдущее здание в 1505 году было разобрано, а на его месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил новую двухъярусную колокольню, а в ее основании – новую церковь. Спустя примерно 25 лет рядом была построена еще и Успенская звонница.

В начале XVII века по приказу Бориса Годунова колокольня была надстроена еще на один ярус, за что была названа «Годуновым столпом». Чуть позже по распоряжению патриарха Филарета была пристроена еще одна звонница, названная по его имени.

В советское время церковь Иоанна Лествичника была закрыта, а в здание использовалось в других целях. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году Кремль открыли для посетителей, а в здании церкви стали проводить выставки.

Просмотров