Алтарь мира в риме описание. Заказ экскурсий Online

Символизирует присутствие в повседневной жизни римлян государственных религиозных праздников, которые издавна проводятся с соблюдением традиций. Ритуалы, проводимые еще с античных времен, всегда включали в себя определенные символы. Алтарь Мира, находящийся в Риме, был связан с определенными традициями, которые объединяли людей в то время.

Священные жертвы в честь богов, ритуальные обряды предсказателей и священников – всё это было направлены на поддержание социальной сплоченности общества, на его воспитание и развитие в необходимом направлении властителями. Алтарь Мира был местом проведения общественных пиров и олицетворял все мирные начинания Рима. Датируется найденный Алтарь Мира 9 г. до н.э. Величественное сооружение, созданное при императоре Августе, означало мир, воцарившийся в средиземноморье после многих лет войн и распрей. Мир принес император Август после походов в Испанию и южную Галлию (сейчас это территория Франции). Воздвигнутый по решению Сената памятник символизировал мощь и силу императора, сумевшего принести столь долгожданный мир стране.

Историки считают, что Алтарь Мира в Риме – это часть комплекса монументальных архитектурных сооружений, находившихся в районе Кампо Марцио (Марсово поле) вдоль древней улицы виа Лата (сейчас виа дель Корсо). Недалеко от ритуальных сооружений располагался Мавзолей Августа. Также считается, что огромные солнечные часы (Horologium Augusti) были частью древнего комплекса.

В 10 г. до н.э. в Риме оказались первые два обелиска, привезенные императором Августом. По надписям на этих обелисках можно понять, что они символизируют победу над Египтом и посвящены богу Солнца. Один из них, первоначально помещенный на арене Цирка Максимус, сейчас находится на площади Пьяцца дель Пополо. Второй обелиск также находится сейчас в Риме. Его использовали в качестве указателя для солнечных часов, сейчас он помещен перед Палаццо Монтекарио.

Символическая роль меньшего обелиска была достаточно значительной. 23 сентября – день осеннего равноденствия, император Август считал днем рождения. В этот день тень обелиска касалась Алтаря, указывая тем самым, что Октавиан Август был рожден для восстановления мира в государстве после длительного периода внутренних и внешних потрясений.

Алтарь Мира был возведен в месте, не случайно выбранном древними. Марсово поле всегда ассоциировалось с богом войны Марсом, использовалось для обучения воинов. 4 июля 13г. до н.э., когда Август вернулся с победой из Испании и Галлии, Сенат издал указ о возведении Алтаря Мира. Император Август провозглашался в этом декрете миротворцем и защитником государства. Церемония торжественного освящения состоялась 30 января 9 года до н.э., в день рождения Ливии, жены Августа. Алтарь Мира представлял сооружение из мрамора, которое находилось под открытым небом и имело ритуальное предназначение. Здесь римляне приносили ритуальные жертвоприношения и совершали традиционные обряды.

Алтарь Мира в Риме возвели рядом с Тибром, поэтому он постоянно страдал во время разлива реки. По сохранившимся свидетельствам, даже во II веке нашей эры Алтарь Мира имел уже значительные повреждения – многие части сооружения были сломаны и разобщены. Из года в год выносимый рекой ил и песок поднимали уровень поверхности вокруг Алтаря Мира, сокрыв, в конечном итоге на несколько сотен лет монументальный памятник, со временем подвергшийся забвению.

Чудесное открытие древнего артефакта

Благополучно забыв о сакральном монументе, римляне не пытались его искать. В середине XVI века неожиданно были обнаружены первые фрагменты Алтаря Мира при расчистке грунта под основание Палаццо Фиано, здание, которое и сейчас можно увидеть на via Lucina и via del Corso. В 1536 году во время подготовки к строительству палаццо из земли достали девять мраморных блоков большой величины, украшенных барельефами. Древние блоки сразу же были куплены представителями богатых семей. Несколько купил кардинал Джованни Риччи из Монтепульчано, позже он перевез их в Тоскану, а остальные оказались приобретением семьи Медичи во Флоренции, а также попали в Ватикан и Лувр во Франции.

В 1859 году производились работы, связанные с укреплением фундамента Палаццо Фиано, и оказалось, что разрозненные фрагменты античного артефакта до сих пор находятся в земле под зданием. Во время ремонта были обнаружены и извлечены рельеф Энея и глава бога Марса с рельефа Луперкаля. Немецкий историк-искусствовед Фридрих фон Дюн, профессор Гюйдельбергского университета, первым выдвинул предположение, что стоит связать найденные фрагменты с Алтарем Мира, речь о котором вел Октавиан Август в «Res Gestae Divi Augusti» («Деяния божественного Августа»), создавал он это автобиографическое произведение сам.

Однако понадобилось еще 20 лет, чтобы согласиться с выдвинутой гипотезой, уже в 1881 году историки пришли к выводу, что эти фрагменты принадлежат к чтимому древними Алтарю Мира в Риме. После этого было предложено продолжать раскопки и постараться воссоздать величественное сооружение. Работы по восстановлению Алтаря Мира в Риме велись до 1903 года, на поверхности оказались 53 фрагмента Алтаря Мира. Видимо, продолжение раскопок остановила боязнь разрушения здания, находящегося поблизости.

Фрагменты Алтаря Мира, извлеченные при раскопках в начале 1900-х годов

В начале двадцатого века появилась идея – собрать остатки вместе и попробовать реконструировать Алтарь Мира. С таким предложением выступил президент Пьемонтского общества археологии и изящных искусств Орест Маттироло, который тогда подверг серьезному изучению фрагменты древнего сооружения. Но эта идея не получила единогласной положительной поддержки. Наоборот идее даже придали политическую окраску, ведь к власти в 1921 году в Италии пришла фашистская партия, а получивший пост Председателя Совета Бенито Муссолини объявил себя Дуче – преемником древних римских императоров. 10 мая 1936 года он провозгласил Итальянскую империю.

Алтарь Мира Муссолини

Идея возрождения славы Великого Рима не оставляла сторонников фашизма в Италии. Алтарь Мира в Риме должен был символизировать величие фашистского режима. Сам Бенито Муссолини отождествлял себя с Императором Августом и утверждал, что все его действия направлены на продолжение преемственности Римской империи. Важную роль в пропагандистском возрождении играли искусство и архитектура.

Возобновление раскопок

В 1937 году раскопки решили возобновить. Для того, чтобы не было разрушений, были применены последние технологические достижения. Грунт во время раскопок Алтаря Мира замораживали для сохранения прочности, это позволило достать большое количество фрагментов Алтаря Мира, остававшихся в земле. Это было связано с запланированным на 1938 год празднованием юбилея 2000-летия со дня рождения Августа, первого римского императора.

Через год раскопки были завершены, и нужно было сложить все фрагменты, оказавшиеся на поверхности, воедино. Это оказалось самым сложным. Ведь никаких источников, которые могли бы помочь восстановить внешний облик Алтаря Мира в Риме, найдено не было. Ни рисунков, ни чертежей не сохранилось. Помочь могли только две монеты времен Древнего Рима эпох Нерона и Домициана, на которых Алтарь Мира был изображен с двух разных сторон.

Для помощи в процессе восстановления оригинального вида Алтаря Мира в Риме, в феврале 1938 года король Италии Витторио Эммануэле III издал специальный указ, согласно которому при Национальном университете появился отдельный факультет по изучению наследия императора Августа. Итогом работы факультета должно было стать объединение всех найденных фрагментов, даже тех, что оказались в частных коллекциях. Тем не менее, некоторые оригинальные фрагменты, которые по тем или иным причинам невозможно было вернуть, до сих пор остаются в Музеях Ватикана, Музее Лувра и в Галерее Уффици.

После размышлений о месте нахождения будущего восстановленного Алтаря Мира было решено установить его недалеко от полуразрушенного мавзолея Августа. Для подобной реконструкции требовалось снести достаточно много зданий рядом с мавзолеем, масштабным разрушением часто руководил сам Муссолини. Основное руководство над столь грандиозным проектом было поручено архитектору Витторио Баллио Морпурго. Именно ему было доверено возведение ключевого сооружения, пропагандирующего фашизм. В это же время на месте разрушенных зданий возникали новые палаццо, мощные, величественные, с обязательной пропагандистской символикой на фасадах. Эти палаццо можно увидеть и сегодня, если оказаться на Площади императора Августа, в центре которой и находится восстановленный Алтарь Мира.

Открытие Алтаря Мира в Риме 23 сентября 1938 г

Как и планировалось, 23 сентября 1938 года – к 2000-летию со Дня рождения императора Августа, Алтарь Мира был открыт с имперским размахом. Размещался Алтарь Мира в реликварии, придуманном архитектором Морпурго. Реликварий был создан из красного порфира с белым основанием из травертина.

Вид павильона Витторио Марпурго

Всё, находящееся в реликварии, должно было напоминать о взаимосвязи событий прошлого и настоящего. На стенах крытого павильона находились эпиграфические тексты «Res Gestae Divi Augusti» (Деяния Божественного Августа), изложенные в обработке филолога Энрики Мальковати, Муссолини хотел, чтобы все его действия вызывали ассоциации с деяниями императора Августа.


Когда Италия стала участницей Второй мировой войны, Алтарь Мира в Риме закрыли для посещения. Алтарь был обнесен двухметровой стеной. Огромные витражные окна павильона были демонтированы и убраны для хранения в закрытое помещение района Сан-Лоренцо. 10 мая 1940 года итальянцы стали участниками войны и для спасения реликвии были предприняты все меры. Алтарь Мира завалили мешками с песком, чтобы обеспечить его сохранность. Но 19 июля 1943 года Рим подвергся атаке с воздуха американцами и бомбы попали в место хранения витражей Морпурго, оригиналы были уничтожены, а мешки с песком почти полностью разрушили рельефы, нанесенные во время реставрации 1937-38 годов. Алтарь Мира необходимо было восстанавливать вновь, как и мир вокруг.

1949 год ознаменовал начало возрождения Алтаря Мира в Риме. Высший Совет по древностям и изобразительному искусству организовал конкурс идей, который должен был остановить споры вокруг Алтаря Мира, а также лишить это сооружение сколько-нибудь политической идеи. Алтарь Мира в Риме предлагалось подвергнуть реконструкции и перенести в Академию изящных искусств. Но Римский муниципалитет решил оставить артефакт на прежнем месте, оградив его стеной в 4 метра, тем самым лишить его имперского величия.

Алтарь Мира в Риме до реконструкции 1970 г

В 1970 году было решено провести основательную реконструкцию здания, хранившего Алтарь Мира. Инициатором восстановительных работ стал Ротари-клуб, который провел конкурс проектов и учредил «Премию Ара Пачис», врученную за лучшую идею по восстановлению памятника. Вновь появились витражные окна вместо заложенных оконных проемов. А забор, закрывавший сооружение и затруднявший осмотр артефакта было решено снести. Долгие годы были потрачены на сохранение Алтаря Мира в том виде, который символизировал этот древний памятник. Но Алтарь Мира разрушался из-за перепадов температур, загазованности Рима, несмотря на все попытки его сохранить.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация .

В 1997 году появилась новая идея американского архитектора Ричарда Майера. Он предполагал возможность строительства нового павильона, отвечающего последним требованиям, в котором Алтарь Мира был бы защищен надлежащим образом.

В 2000 году масштабные работы, связанные с реконструкцией Алтаря Мира, были начаты.

Начало реконструкции 2000 г


От сооружения Витторио Морпурго оставили лишь одну восточную стену с нанесенным на нее в 1938 году эпиграфическим текстом Октавиана Августа «Res Gestae Divi Augusti».

Архитектор Ричард Майера спроектировал новое здание и занялся его воплощением в жизнь.

Новое открытие Алтаря Мира в Риме состоялось в 2006 году, на открытии присутствовал мэр Рима Вальтер Вельтрони, а также представители партии «Fiamma Tricolore». Без политического скандала вновь не обошлось, представители партии обвиняли правительство Рима в том, что было потрачено слишком много средств на восстановление Алтаря Мира, «чтобы осчастливить еще одного иностранного архитектора».

По сохранившимся документальным источникам было известно, что Алтарь Мира во времена Августа был богато украшен. Барельефы, как и все древнеримские статуи, были цветными. После реконструкции было решено применить цифровые технологии, чтобы оживить Алтарь Мира. В результате 22 декабря 2009 года стороны памятника осветили проекторами, наложив цветные изображения на фризы. Эта экспериментальная технология, впервые примененная в истории археологии, открыла для общественности памятник в новом видении, и была использована в дальнейшем для представления прочих археологических объектов Древнего Рима.

Уникальный музей, представляющий к осмотру только один экспонат, расположился на берегу Тибра. Это Алтарь Мира. И своим названием с музеем «поделился» тот самый единственный выставочный экспонат.

Алтарь Мира Августа посвящён римской богине мира и считается одним из древнейших образцов древнеримских скульптуры и архитектуры. Возведение алтаря было инициировано сенатом после триумфальных победы и возвращения великого императора Августа из похода на Галлию и Испанию (Иберию).

Алтарь Мира. Немного истории

Строительство памятника во славу Августа было начато в июле 13 года до н.э. Через четыре года работы были окончены, и 30 января 9 года до н э. алтарь был освящён сенатом. В этот день началась, так называемая, эпоха «римского мира». Алтарь Мира в Риме расположили в северной его части на Марсовом поле у дороги Виа Фламиниа. Падение римской империи и нашествия варваров привели к значительным разрушениям памятника. А потом его и вовсе смыло водами Тибра.

Год 1568 открыл новую страницу в книге под названием «Алтарь Мира». В тот год во время строительных работ над новым зданием были найдены куски барельефов древнеримского памятника. Эти обломки скульптурных композиций быстро «разлетелись» по частным коллекциям, а уже оттуда попали в Лувр, в и на виллу Медичи. Только спустя триста лет археологи выяснили, с чем столкнулись. Тогда и начались масштабные раскопки в этом районе. Поисковые работы продолжались вплоть до 20-х годов XX века, а в 30-х все части алтаря были собраны в единое целое.

Работы проходили под чутким руководством Бенито Муссолини, настоящего поклонника Августа. Диктатор, считавший себя наследником великого императора, приказал восстановить памятник и разместить его рядом с гробницей первого императора. В 1938 году на берегу Тибра фаворит Муссолини архитектор Витторио Морпурго возвёл здание, внутри которого расположился сам Алтарь Мира. Правда в 90-х годах прошлого века строение пришло в негодность и начало угрожать сохранности памятника древнеримской архитектуры. В 2003 году уже другой архитектор, выходец из Америки, занялся строительством нового музейного комплекса.
Торжественное открытие музея, построенного Ричардом Майером, состоялось в 2759-ю годовщину столицы – 21 апреля 2006 года.

Что представляет собой Алтарь Мира?

Алтарь, возведённый в честь великого императора, чрезвычайно прост и лаконичен по форме.
Его стены высечены из каррарского мрамора греческими мастерами и украшены барельефами и фризами. Здесь есть процессия, собирающаяся закладывать камень, и рельеф Теллуры. Но наиболее ценен барельеф северной части алтаря, изображающий семью императора Августа (его самого, жену Ливию, пасынка Тиберия и дочь Юлию). Некоторые барельефы и сегодня вызывают споры среди теологов, философов и историков.

По сути, Алтарь Мира состоит из таблиц, изображающих вино и животных, предлагаемых богам в качестве жертвоприношения, и корпуса, их окружающего. Практически всё внутреннее пространство занимает престол. Между двумя таблицами имеется проход. Скорее всего, он был нужен затем, чтобы вещества, используемые при жертвоприношении, беспрепятственно вытекали наружу.

В новом здании, кроме единственного экспоната, имеются ещё выставочные залы для временных экспозиций и аудитория для лекций. Кроме того, здесь сохранили одну из стен павильона, построенного Морпурго. На ней начертаны славные деяния императора Августа.

Музей Алтарь Мира располагается по адресу: Via Muzio Clementi, 9, 00193 Roma в Италии. Он открыт для посетителей с 9.00 до 19.00. Выходной день – понедельник. Добраться до него можно при помощи линии А столичного метрополитена. Выход – остановка Фламинио.

Алтарь Мира – алтарь в Риме, посвященный богине мира. Монумент был сделан по поручению римского сената в 13 году до н.э. в честь возвращения императора Августа из трехлетней поездки по Римской Испании и Галлии. Освящен в 9 году до н.э. во время празднования мира, принесенного Августом Римской империи в результате многочисленных военных побед.

Алтарь Мира состоит из небольшого алтаря в центре и четырех окружающих его стен. Вдоль стен расположены двухуровневые бордюры, на которых видны изображения мира и процветания как результата превосходства Рима. Помимо этого, алтарь должен был напоминать римлянам о достижениях династии Юлиев-Клавдиев.

Алтарь Мира стоял в пределах изящного мраморного ограждения, на котором были изображены сцены традиционных римских добродетелей, а также сам император с супругой во время совершения жертвоприношений. Здесь же изображены мужчины, женщины и дети, обращающиеся к богам, - интересно, что изображение детей в то время было новшеством, если не сказать – беспрецедентным явлением. И сегодня Алтарь Мира считается шедевром, самым известным скульптурным произведением эпохи Августа. Две трети верхних сцен на монументе заняты изображениями священнослужителей, а на оставшемся пространстве расположились фигуры из римской мифологии – Ромул, Рем, король Нума, Эней и др. Вероятно, Август считал себя потомком Энея, поэтому выбор фигур был определен. В нижней части монумента изображены сцены природы.

Изначально Алтарь Мира располагался на северных окраинах Рима – он стоял на северо-восточном углу Марсова поля, территории, которую Август превратил в своеобразный музей под открытым небом. Во 2-м веке н.э. алтарь обнесли защитной стеной, и он постепенно оказался погруженным в слой земли. Первые фрагменты монумента были обнаружены в 1568 году под зданием Палаццо Киджи – они были помещены на хранение на Виллу Медичи, в Ватикан, а также галереи Уффици и Лувра. В 1859 году еще одни фрагменты были найдены на той же территории под зданием Театра Олимпия, которое было частью Палаццо Перетти. Полвека спустя, уже после того, как обнаруженные фрагменты были идентифицированы как часть Алтаря Мира, в Министерство народного образования был направлен запрос на проведение дальнейших раскопок. Разрешение было получено, но когда половина монумента была уже откопана, а 53 фрагмента тщательно изучены, раскопки пришлось остановить. Только в 1937 году, к 2000-летней годовщине со дня рождения Августа, было решено возобновить работы с применением последних технологий. А в 1938 году по приказу Бенито Муссолини для защиты Алтаря Мира было построено специальное здание рядом с Мавзолеем Августа – это была попытка дуче создать тематический парк Древнего Рима во славу фашистской Италии.

Сегодня на месте здания, возведенного по приказу Муссолини, стоит новое строение, спроектированное американским архитектором Ричардом Мейером. Оно было открыто в 2006 году. Мэрия Рима планирует создать пешеходную зону вдоль берега Тибра, ведущего к монументу.

Алтарь Мира помещен в красивое современное здание, где кроме него есть еще музей. В его экспозиции рисунки, фото, макеты, чертежи более «нового» Рима, можно посмотреть фильм или прочитать статью. Ну и, естественно, посмотреть на Алтарь Мира не через стекло.

Вид на Алтарь Мира спереди, фото Klaus Wagensonner

Процессия на барельефе, фото Klaus Wagensonner

Алтарь представлял собой мраморный прямоугольный жертвенник шестиметровой высоты (вместе с подиумом). Внешние стороны сооружения были украшены мифологическими барельефами. Каждый год здесь приносили жертвы, и жрецы молились о сохранении Августова мира.

Постепенно Марсово поле было застроено. В IV столетии начались набеги варваров на , а в V веке Римская империя пала. Алтарь был заброшен, затоплен водами и занесён песком. О священном жертвеннике надолго забыли.

Saturnia tellus — один из хорошо сохранившихся рельефов

В 1568 году проводились земляные работы в подвале дворца Фиано на улице Корсо. Там обнаружились мраморные фрагменты античного Алтаря. Тогда они были вывезены во . Новые раскопки были инициированы археологами в XIX веке, а в XX веке исследования были продолжены. Работы велись с осторожностью – остатки сооружения были хрупкими, да и подвалы старинного дворца грозили обрушением.

Найденные фрагменты были тщательно изучены. Началось восстановление древнеримской святыни. При реконструкции были использованы письменные свидетельства и античные монеты с изображением Алтаря. В годы правления Муссолини был решён вопрос с установкой памятника. Для него построили павильон напротив отреставрированного мавзолея Августа.

Алтарь, фото Danita Copeland

Алтарь Мира сегодня

Античный памятник, защищённый мощными стенами наружной постройки, пережил II Мировую войну. В начале XXI века было решено заменить обветшавший павильон. Архитектор Ричард Майер выиграл конкурс и в 2006 году возвёл над Алтарём Мира новый стеклянный мавзолей.

Павильон Майера защищает древнеримскую святыню от капризов погоды и используется как зал для временных выставок.

Алтарь Мира (Ara Pacis), фото paul nine-o

Часы работы музея

ПН-ВС 09:30 — 19:30;
24 и 31 декабря 09:30 — 14.00.
Выходные дни: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Билеты

Взрослый - €10,50,
льготный - €8,50;
дети до 6 лет — бесплатно.

Чтобы не стоять в очередях, покупайте билет онлайн. Достаточно распечатать электронный чек и предъявить его у турникета.

Ara Pacis включен в туристическую карту Roma Pass.

Как доехать

К достопримечательности можно добраться:
на метро до станции Flaminio или Spagna, затем пройдите пешком метров 700;
на автобусе 628, С3, №25 до остановки Augusto Imperatore/ara Pacis или на 301 до Augusto Imperatore.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу Сонькин Виктор Валентинович

Алтарь мира

Алтарь мира

В 13 году до н. э. Август вернулся в Рим из долгой поездки по западным провинциям, в которых он успешно восстановил римскую администрацию и общую стабильность (именно к этому событию, как мы помним, Бальб пытался приурочить открытие своего театра). Чтобы отметить это выдающееся достижение, Сенат постановил воздвигнуть на окраине Марсова поля алтарь. Алтарь был посвящен богине мира (по-латыни «мир» - pax , слово женского рода), причем не просто мира - а именно того, который принес государству Август: Ara Pacis Augustae , «Алтарь Августова мира». Позже его, как правило, называли просто Ara Pacis .

Мир, установившийся на подвластной Риму территории в правление Августа, был столь важной частью августовской идеологии, что постепенно словосочетание «римский мир» (Pax Romana) стало обозначать не только отсутствие войны, но и тот круг земель, который входил в орбиту римской государственности. На русский это перевести легче, чем на другие языки, потому что в русском слове «мир» издавна объединились оба значения. До орфографической реформы 1918 года эти слова писали по-разному: отсутствие войны - «миръ», весь свет - «мiръ».

Существует устойчивая легенда, согласно которой роман Толстого назывался в дореволюционных изданиях «Война и мiръ», то есть «война и люди». Это злостная ошибка, порожденная одним из давних выпусков программы «Что? Где? Когда?». Между тем поэма Маяковского 1915 года и правда называется «Война и мiръ».

Начиная с XVI века под дворцом, стоящим на пересечении нынешних Корсо и Виа ин Лучина, стали находить обломки античной скульптуры. Только в конце XIX века археологи связали эти находки с Алтарем мира. К тому времени рельефы успели разойтись по разным музеям и коллекциям. Большую их часть еще в XVI веке распилили на несколько кусков (мраморные панели были так велики, что транспортировать их целиком не представлялось возможным) и отправили во Флоренцию, в коллекцию семейства Медичи, которым тогда принадлежало палаццо. Другая плита оказалась в музеях Ватикана, еще одна - на Вилле Медичи во владении Французской академии, еще одна - в Лувре. Рельефная панель алтаря, перевернутая скульптурной частью вниз, служила крышкой саркофага одного из священников, похороненных в иезуитской церкви Иисуса в нескольких кварталах к югу от дворца.

Сам дворец неоднократно перестраивался и носил разные имена. Сейчас его обычно называют Палаццо Фиано, по имени родственника папы Александра VIII, когда-то владевшего дворцом.

Другой папа, Александр VII, снес примыкавшую к зданию арку, служившую своего рода внутренними воротами на Корсо, чтобы расширить улицу. До сих пор неясно, была ли эта арка античной или ее собрали из римских камней и рельефов в средние века. Снятые с нее скульптурные украшения времен императоров династии Антонинов выставлены в Капитолийских музеях. В XVII веке, когда арку снесли, ее называли «Арко ди Портогалло» - то ли оттого, что в соседнем дворце находилась резиденция португальского посла, то ли по фамилии кардинала, когда-то построившего над аркой переход с одной стороны Корсо на другую.

В сентябре 1938 года исполнялось 2000 лет со дня рождения Августа (на этот раз подсчет через границу нашей эры произвели правильно). Муссолини, который примерял на себя тогу нового Августа, основателя великой империи, страстно хотел отметить эту дату чем-нибудь археологически грандиозным. Восстановление в исконном величии Алтаря Августова мира как нельзя лучше подходило для этой цели.

Но для спасения уникального памятника из подземелий Палаццо Фиано одной лишь политической воли (пусть и подкрепленной серьезным финансированием) было недостаточно. В этих местах римские здания стоят на деревянных сваях, которые вогнаны в насквозь мокрую, болотистую почву. Некоторые из свай покоились на алтаре, погрузившемся на несколько метров под землю. Даже если бы уровень воды не мешал раскопкам, извлечение алтаря обрушило бы стены дворца.

Руководитель раскопок, археолог Джузеппе Моретти, придумал хитрый способ обойти эту проблему. Самая тяжелая часть дворца располагалась непосредственно над алтарем. Стены уже давно пошли трещинами, и только невероятная прочность строительного раствора не давала им рассыпаться. Команда Моретти по кусочкам разобрала и собрала стены, укрепляя их, а затем просверлила дыры в земле и залила их жидким цементом, подведя под угол Палаццо Фиано своего рода козлы (по-итальянски такая конструкция называется cavalletto , «лошадка»). Напряжение в разных точках «лошадки» контролировалось сложной системой гидравлических домкратов.

Теперь можно было не беспокоиться, что дворец немедленно рухнет. Но главную проблему - извлечения алтаря - это не решало. Выкачивать воду из-под дворца было бесполезно: ни один насос не справился бы с мощностью подземных вод. Нужна была дамба, перекрывающая приток воды. Однако построить огромную цементную дамбу под мостовой жилого квартала, на пересечении водопроводных и канализационных труб, электрических кабелей и строительных наслоений двух с лишним тысячелетий не представлялось возможным. Что делать? Моретти и его инженеры придумали гениальное решение.

Вокруг места, где находился алтарь, была прокопана траншея. По периметру траншеи проложили трубу, от которой в почву на глубину семи метров отходило 55 стальных трубок. По трубкам под давлением в 80 атмосфер подали холодный углекислый газ. В результате насквозь влажная почва по периметру траншеи замерзла, создав непроницаемую плотину для поступающей извне воды. Теперь можно было извлечь куски алтаря - что и было сделано к сроку.

Алтарь мира. Реконструкция Гульельмо Гатти из книги Джузеппе Моретти «Алтарь мира», 1948 год.

Поскольку первоначальное место алтаря было занято одним из самых оживленных современных кварталов, для него пришлось искать новый дом. Алтарь был восстановлен на берегу Тибра, возле Мавзолея Августа. Архитекторы Муссолини полностью перепланировали этот участок, «освободив» мавзолей от средневековых и ренессансных наслоений и построив вокруг довольно неприглядные многоэтажные дома. В этом же духе, характерном для фашистской архитектуры, архитектор Витторио Морпурго соорудил из стекла и травертина оболочку-музей, внутри которого поместили алтарь.

На рубеже прошлого и нынешнего тысячелетия оболочку алтаря решили заменить, соорудив для музея новое здание. Проект заказали американцу Ричарду Мейеру, одному из самых модных архитекторов современности. Мейер создал проект в своем излюбленном стиле: ярко-белая прямоугольная конструкция, много стекла и открытого пространства, геометрический минимализм. Итальянцы были в ярости: первый масштабный проект в историческом центре города с муссолиниевских времен отдали иностранцу, а тот сотворил черт знает что! Сменяющиеся итальянские правительства то отменяли проект, то реанимировали его. В конце концов, в 2006 году новый музей по проекту Мейера все-таки был открыт, к вящему ужасу общественности. Споры об уместности нового музея идут до сих пор. Пока что договорились (с согласия Мейера) частично демонтировать стену, которая закрывает вид на соседнюю церковь Сан-Рокко со стороны реки.

Алтарь Августова мира претерпел резкую перемену участи спустя почти две тысячи лет после того, как был создан. В начале xx века о нем слышали лишь немногие специалисты; в конце того же века он был одним из самых известных античных памятников Рима.

По указанию Сената на Алтаре мира высшие государственные чиновники (магистраты), жрецы и весталки должны были ежегодно совершать торжественное жертвоприношение. Видимо, именно процессия, идущая совершить жертвоприношение к алтарю, изображена на его самых знаменитых рельефах - тех, которые помещены на боковых стенах внешней загородки алтаря.

Рельеф с боковой панели Алтаря мира. Рисунок из коллекции итальянского ученого и мецената Кассиано дель Поццо.

Эта процессия, конечно, идеализирована. Чиновники степенны и высоки ростом, матроны благообразны и величавы. Те из участников, кто выполняет еще и жреческие функции, опознаются по накинутой на голову тоге, и первый среди равных, как и положено, - сам Август, немного выше окружающих. Его фигура, правда, сохранилась не целиком, по ней проходит разлом - именно на это место алтаря давило всем своим весом Палаццо Фиано.

Среди других участников процессии можно опознать людей из ближайшего окружения Августа. Так, мужчина с суровым лицом, с накинутой на голову тогой - на той же панели, что и Август, - это, скорее всего, друг, соратник и зять императора Марк Випсаний Агриппа, строитель первого (несохранившегося) Пантеона. Женщина, призывающая всех к молчанию (она прижала палец к губам), - сестра Августа Октавия. Историки разглядели на рельефах еще множество персонажей - и жену Августа Ливию, и дочь Юлию, и Мецената, и консулов, и жрецов-фламинов, и будущего отца императора Нерона, и юных заложников из римских провинций… Конечно, никакая из этих атрибуций не может быть стопроцентной: фигуры не подписаны, античных описаний рельефа не сохранилось. Очевидно одно: скульпторы изобразили сливки августовского общества в том виде, в каком это польстило бы самому Августу.

Тем не менее характерная для римского искусства правда жизни проявляется и здесь. Октавия не зря прижимает палец к губам - видимо, дети (а может, и взрослые) шумят, нарушая торжественность момента. Эта непосредственность еще яснее видна на противоположной стороне памятника, где ребенок лет пяти просится на ручки к отцу.

Короткие, торцевые стороны внешней оболочки алтаря украшены рельефами на мифологические темы и богатым орнаментом. Тот рельеф, который сохранился лучше всего (впрочем, его отреставрировали еще в эпоху Возрождения) - на задней, восточной стороне, - изображает аллегорическую фигуру полногрудой женщины. На руках у нее - упитанные младенцы, по бокам - еще две аллегории: воздуха (на лебеде) и воды (на морском чудище). У ее ног - корова и овца неожиданно микроскопических размеров (особенно поражает корова). Что изображает эта фигура - с точностью сказать невозможно. Ясно, что в ней воплощена идея августовского изобилия, но как конкретно называлась эта идея в данном случае - Земля (Tellus) , Рим (Roma) , Мир (Pax) , - мы сказать не можем.

С другой стороны, у главного входа в алтарь, солидный бородатый мужчина приносит в жертву свинью. Возможно, это Эней, которому именно дикая свинья указала место для закладки города в Италии. По другой версии, это римский царь Нума Помпилий, основатель почти всех религиозных институтов государства.

Два других рельефа на торцах сохранились очень плохо, и сопровождающие их прорисовки - гипотетические. Слева от входа - бог Марс и, возможно, близнецы Ромул и Рем с вскормившей их волчицей. Сзади - какая-то богиня (олицетворение Рима?) восседает на груде трофейного оружия.

Орнамент, которым украшены стены вокруг алтаря, изобретателен и полон неожиданных деталей. Это особенно заметно на панели под аллегорией изобилия. Помимо листьев и лебедей (лебедь - священная птица Аполлона, который считался покровителем Августа), если приглядеться, среди растительности можно заметить живность помельче: лягушек, ящериц, червяков, скорпиона. На других орнаментальных панелях тоже немало всякой живности.

По сравнению с роскошным оформлением внешней загородки сам алтарь кажется аскетически строгим. Это был, как мы помним, рабочий алтарь: на нем совершались жертвоприношения, и, значит, нужно было обеспечить сток для крови и воды. На маленьком декоративном рельефе в боковой части алтаря видно, как крепкие молодые люди ведут на заклание быков и баранов - кто тащит за рога, кто подталкивает сзади, взявшись за хвост.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Алтарь Алтарь (лат. alta ага – зн. высокий жертвенник) – называется жертвенное место, или жертвенный очаг. Первоначально А. были из земли или дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали более искусно из камня, или металлов. Они стояли на восточной стороне

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

65. Алтарь России Местом древнейшего поселения Москвы был Боровицкий мыс - высокая круча при впадении речки Неглинной в Москву-реку, теперь совсем утратившая свой первобытный вид, потому что еще в древности эта гора была снесена для более удобного выезда из Боровицких

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

*АЛТАРЬ МИРА ИМПЕРАТОРА АВГУСТА *Площадь императора Августа (Piazza Augusto Imperatore) (66) расположена на улице Рипетта между церковью Сан-Карло аль Корсо (S. Carlo al Corso) и берегом Тибра. Эта большая прямоугольная площадь ограничена с трех сторон пышными мраморными зданиями эпохи

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Ось мира Тет ОзирисаВ эзотерической традиции символами оси мира, Мирового Древа, являются копье, меч, ключ и скипетр.Египтяне в качестве символа мировой оси и Северного полюса используют Тат (или Тет) – позвоночник Озириса, который, кроме того, олицетворяет стабильность,

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Пергамский алтарь Зевса (II век до н. э.) Алтарь Зевса в Пергаме - одно из самых замечательных творений эллинистического периода.Пергамское государство достигло своего наивысшего расцвета к середине III века до нашей эры, когда там правили цари из династии Атталидов. На

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Алтарь церкви Марии в Кракове (1489 г.) Автор главного алтаря церкви Марии в Кракове Фейт Штосе был чрезвычайно своеобразным и своевольным художником. Его мощный талант вызывал к жизни многочисленные подражания.Сколько споров вызвало происхождение скульптора! Немцы

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Алтарь «Экстаз Святой Терезы» (1652 г.) В 1645 году Бернини начинает работу над мраморной группой «Экстаз св. Терезы», заказанной ему венецианским кардиналом Федериго Корнаро, переехавшим в Рим. Использовав левый трансепт церкви Санта Мария делла Витториа под свою семейную

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

Компитальный алтарь На другой стороне площади, там, где она уже переходит в одноименную улицу, есть неприметная дверь жилого дома под номером 8 (номер эффектно смотрится на замковом камне, венчающем декоративную кирпичную арку). В конце XIX века, когда квартал

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Из книги 100 возражений. бизнес и продажи автора Францев Евгений

Из книги автора

Из книги автора

Модель мира Смещение фокуса внимания на оценку данного убеждения с точки зрения другой модели мира.Вопросы: Чья точка зрения подразумевает другой взгляд? Утверждение: Для… С точки

Просмотров