Кировабад (Азербайджан): история основания, достопримечательности, фото. Открыть левое меню гянджа Что наиболее предпочтительно по жизни людям по имени на букву Г — Гянджа

Живописная Гянджа раскинулась у подножия горного хребта Малый Кавказ, в 300 километрах от . Согласно легендам, этот сказочный цветущий городок был основан на месте, где странствующий путник Мазьяд отыскал огромный клад - котлы с золотом и драгоценными камнями. Именно потому назвали город в честь столь невероятной находки. И спустя несколько столетий Гянджа стала вторым городом по значимости в стране. Пролегавший через ее земли Великий Шелковый Путь обеспечил городу процветание и развитие, которое жители успешно оберегают до наших дней.

Климат в Гяндже

В Гяндже преобладают теплые и сухие климатические условия. В летний период столбик термометра зачастую достигает отметки +32 C, а в зимние месяцы характерно появление незначительного мороза, когда среднесуточная температура составляет -2..-6 C. Город защищен от сильных порывов ветра, благодаря Кавказскому хребту. Количество осадков не существенное, в среднем их годовая норма составляет около 284 мм. Основная масса выпадает весной и летом. Самыми комфортными месяцами года считаются май, июнь, сентябрь, октябрь, когда туристы могут в высшей степени насладиться теплой и удивительно солнечной погодой.

Выбираем способ добраться

В Гянджу можно добраться посредством самолета, поезда, автобуса или своего автотранспорта. Недавно аэропорт города, который сейчас располагается в 10 км от делового центра, приобрел статус международного, и обслуживает авиакомпании операторов Азии, Востока и Юго-Восточных регионов.

Аэропорт принимает регулярные рейсы различных перевозчиков: ВИМ Авиа, Ют Эйр, Россия, Уральские авиалинии и прочие. В Гянджу из России большинство рейсов прилетает из Санкт-Петербурга и Москвы. А с 2012 года стало доступным международное прямое сообщение с Киевом. Возможно посмотрев на вам захочется отправиться в более экзотические места.

Из столицы Азербайджана - Баку, до города Гянджи пролегает расстояние в 370 км. Путь на автобусе по длительности займет около 4 часов. Водители зачастую делают получасовую остановку вблизи придорожных кафе, чтобы их пассажиры могли пообедать и отдохнуть.

Основные цены для путешествующих в Гяндже

Гостиничный бизнес и туристская инфраструктура в Гяндже развиты на среднем уровне. Как и в любом городе страны, здесь можно арендовать посуточно квартиру или снять номер в отеле.

Среди наиболее популярных гостиниц города выделяется заведение Ramada Plaza Gence категории 4*, который располагает комфортабельными номерами с отличной комплектацией, стоимостью от 6400 руб. в сутки.

Не менее известным в Гянджи является отель My Way Hotel 4*, который предлагает своим постояльцам достойный комфорт, качественный сервис и уютную атмосферу за 3200 руб. в сутки.

Шоппинг в Гянджи - популярное направление. Туристам интересны сувенирные лавки, магазинчики, которые предлагают подносы, сервизы, вазы. Фарфор - визитная карточка города. Изделия имеют уникальные росписи в азербайджанском стиле, также здесь можно купить изысканные картины с изображением исторических событий и национальных героев.

В городе также можно приобрести качественные ковры, шелковые изделия, ювелирные украшения, гравированную посуду и, конечно же, настоящее вино, которое по вкусовым качествам не уступает грузинскому.

Что посмотреть и куда сходить туристу

Главной достопримечательностью города является исторический ансамбль знаменитого Шейха Бахауддина, который содержит в составе мечеть Джума, Чекяк-хамам и караван-сарай. Архитектор мечети был по призванию души астрономом. Поэтому при возведении этого он придумал некую хитрость: соорудил ее так, что можно по ней сверять часы.

Не менее увлекательно будет посетить усыпальницу Джавад-хана, поставленную в честь смелого воина, павшего при обороне Гянджи от русского завоевания в начале XIX века. Это сооружение установлено на месте его могилы и выполнено в стиле архитектурной средневековой школы.

Также примечательно здесь строение православного храма. Ближе к концу XIX века в Гяндже стала действовать русская церковь. В интерьере храма сохранились до наших дней икона Св. Марии Магдалины и Александра Невского.

Сравнительно юная достопримечательность Гянджи - бутылочный дом. Его задумал архитектор Джафаров Ибрагим, желая увековечить, таким образом, память погибших в ВОВ. Дом возведен из зеленых бутылок, на их донышках на фасаде здания красуется слово "Гянджа".

Кухня в Гяндже

В городе насчитывается немало заведений, где можно вкусно пообедать, посидеть с компанией, попробовав блюда традиционной кухни. В основном, они представляют собой небольшие тихие кафе, где местные жители любят собираться после окончания работы. Несомненно, в Гяндже необходимо отведать блюда азербайджанской кухни, чтобы поездка не оказалась пропащей. Гурманы считают, что именно в Гяндже блюда готовят намного лучше, чем в любом городе страны.

Основным мясом в рецептах Гянджи является баранина, особенно предпочитается для блюд свежее мясо молодых ягнят. Рыбу также гриллируют на открытом огне, сочетая ее с фруктами или орехами, запекают в тандыре или же просто коптят.

Эксклюзивные блюда местной кухни - бозбаш, долма, чыхыртма, бозартма, плов, хашил, пити, шашлык, говурма. Также здесь вас угостят самой свежей пахлавой и ароматным лукумом.

January 25th, 2013

Гянджа – второй по площади населенный пункт Азербайджана. Возможно поэтому, а может из-за гордого звания "культурной столицы", но мои ожидания оказались несколько завышенными. В культурном плане в Гяндже все отлично, однако создалось впечатление, что на фоне Баку город недополучает заслуженных нефтедолларов. За пределами центра все запущено и ободрано, что при доходах республики и богатстве столицы смотрится странно. Тем не менее, день, проведенный здесь, оказался интересным и насыщенным (надеюсь мои фотографии смогут передать это), и посещение этого города я могу смело рекомендовать тем, кто собирается в Азербайджан.


Из аэропорта таксист привез меня в самый центр в отель "Гянджа". Отсюда я и начал свое знакомство с городом. "Гянджу" хоть и называют отелем, но внутри пока еще все на уровне средней областной гостиницы, хотя снаружи выглядит пафосно. Реально хороший отель в Гяндже принадлежит известной сети Рамада (в гостиницах этой сети я жил в Катаре, Дубае и в Москве), но цена там слишком высокая для такого города.

2. Здание с колоннами – мой отель.

Через дорогу от гостиницы главная площадь Гянджи им. Гейдара Алиева с длинным советским зданием Администрации.

Если посмотреть направо, то можно увидеть памятник Алиеву, где-то за ним спрятан музей Алиева.

Реконструкцию площади только что завершили. Осталось нанести последние штрихи и расставить по городу новые урны, ожидающие своего часа рядом с памятником Алиеву. По уже опробованной традиции на старый безликий советский корпус здесь прилепили новый каменный фасад, разнообразив его всевозможными архитектурными элементами. Кто-то критикует такой подход, но однозначно можно сказать, что в таком виде советские хрущевки выглядят гораздо привлекательней. По такой же схеме велась реставрация центральных улиц Батуми, Кутаиси и Тбилиси.

Поймал в кадр девушку в короткой юбке, но уже позже догадался, что это школьница – по характерному клетчатому материалу, из которого здесь делают школьную форму. Та же самая ткань используется для школьной формы и в Грузии. Причем, всё как в советское время: фасон можно выбрать самому, главное, чтобы была соблюдена цветовая гамма.

Гянджа – древний город и есть несколько версий о времени его основания, самая распространенная из них гласит, что город основан в 859 году, а имя основателя – Мохаммад бен Халед из арабского рода Йазидидов. К слову, в тот момент он был амиром Тифлиса. Город был заложен как крепость для контроля и охраны Великого шелкового пути – её остатки были найдены на территории Старого города. Несколько столетий город рос и процветал, превратившись в важный культурный и экономический центр. В 11-м веке на Гянджу неоднократно нападали сельджуки, а в 12-м – грузины. В частности в 1139 году грузинский царь Деметре I (1125-1254 гг.) захватил город и в качестве трофея увез ворота Гянджи, одна из створок которых и по сей день хранится в монастыре Гелати. Позже здесь проходили войска татаро-монголов. Об этом периоде лучше всего сказал армянский историк Киракос Гандзакеци: Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. К концу 18-го века здесь существовало Гянджинское ханство, самостоятельность которого мешала России, вступившей в войну с Персией. Городская крепость была взята генералом Цициановым в январе 1804-го года, на ее стенах сложил голову правитель Джавад-хан, его ханство присоединено к Российской империи, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Такое название город проносил до 1918-го года, потом ему ненадолго вернули историческое название Гянджа, но уже в 1935-м году вновь переименовали в Кировабад (в честь Сергея Кирова). С 1989-го года Гянджа снова Гянджа. В советское время город стал вторым после Баку промышленным центром Азербайджана.

По левую руку от Администрации находится небольшая парковая зона, которая неожиданно заканчивается интересным историко-архитектурным комплексом 17 века, созданным Шейхом Бахауддином: Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

8. Мавзолей Джавад-хана – новодел, останки правителя перенесли сюда с городского кладбища в 90-е годы.

10. Окно мечети:

Стилизованный ларек, теперь в центре можно встретить только такие ларьки:

От центра я свернул на второстепенные улочки и погрузился в неприкрытую городскую жизнь:

13. Множество торговцев лотерейными билетами напоминает о том, что люди здесь живут небогато. Бедняки всегда верят в счастливый случай.

14. Даже в престижном районе можно заметить дырки для труб печек-буржуек. Это значит, что не все могут позволить себе отапливаться газом.

15. Увидев эту вывеску, я испытал лёгкий когнитивный диссонанс:

16. Сколько же лет этим воротам, спрятавшимся в невзрачном переулке?

Гянджинцы:

19. Когда я спросил, можно ли вас сфотографировать, бабушка промолчала, а когда я сделал кадр, начала тыкать в мою сторону палкой и что-то недовольно говорить.

Улица Гусейна Джавида привела меня к одной из достопримечательностей Гянджи – бутылочному дому. На фасаде можно увидеть дату постройки здания – 1966 год. Из под карниза на прохожих смотрит портрет основателя дома Ибрагима Джафарова. Вопреки ожиданиям, дом не весь построен из бутылок, бутылки использованы скорее как декор, но смотрится все равно необычно.

Два красивых здания. Одно современное:

А другое времен, когда Елизаветполь был уездным городом в составе Грузинско-Имеретийской губернии:

Кинотеатр "Низами", похоже, довоенной постройки:

Дома вокруг соответствующие:

Вскоре я вышел к парку им. Джавад Хана (Xan Bagi или Ханский сад) – это большой облагороженный зеленый оазис в южной части города.

С одной из сторон парка можно встретить вот такой кусок стены, на котором написано, что это крепость Гянджа, 16-й век. На пояснительной табличке отмечается, что крепость четыреста лет назад имела протяженность 13,7 км при высоте 12 м. До наших дней сохранилась лишь маленькая часть, называемая Shirali Bay Tower. Сооружение это не понятное – если это кусок стены, то с какой стороны были бругие части? В общем, без хорошего экскурсовода понять что-то сложно, а в интернете даже постфактум информации не нашлось.

Я вышел из парка в районе старого (еще царского) здания Азербайджанского Национального совета (красное на заднем плане), мое внимание привлекла необычная скульптура, я ее снял не меньше десятка раз, пытаясь подобрать хороший ракурс. Закончив с фотосъемкой, я пошел в сторону центра, но вскоре меня нагнал человек в гражданской одежде, который вежливо представился и спросил меня, что я снимал. Я ответил. Человек сказал, что здание за забором – это КГБ (ну или как оно там у них называется) и, к сожалению, он вынужден меня попросить удалить фотографии. Я что-то там поумничал на тему, что все это глупо, за что будь это в Москве давно бы уже получил по башке, но часть фотографий все же стер. Человек в черном поблагодарил и исчез. Его вежливость глубоко отложилась в моей памяти. Во-первых, приятно, когда представитель органов общается с тобой вежливо. Во-вторых, приятно, когда вежливо с тобой общается представитель органов, имеющих очень дурную репутацию среди путешественников.

Еще один мини-парк (Cirtdan parki):

30.. Клуб ветеранов:

32. Аттракционы:

Постепенно я вернулся к центру города. Неожиданно я оказался во дворе старого дома, получившего новый фасад с уличной стороны. Здесь можно было полюбоваться всей этой потемкинской деревней без прикрасс:

Рядом в заброшенном кузове от Рафика обедали строители. Увидев меня, они пригласили разделить с ними трапезу. Очень кстати, кроме самолетной булки в этот день я еще ничего не ел.

Центр Гянджи. Улица шаха Исмаила Хатаи. Здание государственной академии наук:

Немного передохнув, я взял такси и попросил отвезти меня за город к мавзолею классика персидской поэзии Низами Гянджеви. Дорога проходит мимо военного полигона:

И открытого всего год назад аллюминиевого завода:

К сожалению подойти близко к мавзолею не получилось, шли какие-то восстановительные работы, охранник отказался меня пустить даже за бакшиш. Пришлось возвращаться. На обратном пути на въезде в город снял вот такие ворота. Таксист сказал, что это новодел.

Еще я попросил таксиста показать мне сохранившиеся здания армянских церквей, если таковые имеются в городе, он привез меня на старую армянскую улицу.

От Гянджи относительно недалеко до Нагорного Карабаха. Исторически город никогда не был заселен какой-то одной нацией. По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено, но армянское население было вынуждено покинуть город. При этом население города не уменьшилось, а наоборот выросло за счет азербайджанцев – беженцев из Нагорного Карабаха.

По дороге я услышал от таксиста рассказ о том, что во время карабахской войны некоторые местные жители помогали своим армянским друзьям покинуть город, а азербайджанские беженцы рассказывали ему о помощи, которую им оказали армяне. Такие же истории мне рассказывали когда-то и с "той стороны" линии фронта. На фоне открытой обоюдной ненависти эти небольшие (хотя, как сказать) проявления человечности, оставшиеся в памяти пострадавших с обоих сторон – единственное, что связывает две нации. Подрастает поколение, у которого таких воспоминаний уже нет...

Храм оказался во дворе какого-то учреждения. Дверь не поддавалась и я долго пытался открыть ее. На шум из здания напротив вышел мужчина, я спросил можно ли проникнуть в храм, Он ответил, что проблем не видит. Правда, после добавил, что это не армянский храм, а киприотский. "Ну-ну," – подумалось мне.

В храм я все же попал. Конечно, сейчас это всего лишь здание, с облезжими стенами и заваленное обвалившейся штукатуркой. Но надо отдать должное, что если здесь кто и гадит, то только голуби. Отмечу, что в городе еще есть церковь Святого Иоанна (Ованеса) , основанная в 1633 году и являющаяся в Гяндже одним из старейших зданий, но о ее существовании я узнал уже после поездки.

Еще немного покатался по городу.

42. Расширять свою жилплощадь здесь можно до бесконечности.

43. Стелла в память о событиях 20 января 1990 года , когда войска Советской армии, подавляя митинги убили более ста человек.

44. Река Гянджачай, один из притоков Куры:

45. Плотина на реке. Все страшно замусорено:

46. Советский артефакт – мозаика на торце здания. Если бы авторы переусердствовали с советской символикой, то да наших дней она едва бы дотянула, а так вроде бы нейтральная картинка по сей день украшает город.

47. На улице Низами есть памятник этому поэту, вокруг него еще несколько каких-то памятных сооружений. У меня сначала разбежались глаза. Такое ощущение, что городские памятники собрали на одной площади. Интересное место. Особенно мне понравилось мозаичное панно.

48. Гянджинский государственный театр кукол расположен в здании немецкой церкви, построенной в позапрошлом веке:

49. Еще один памятник Низами возле гостиницы Капаз:

Я уже было решил, что изучил все, что только можно в этом славном городе и направлялся в сторону гостиницы, как неожиданно вышел на улочку Джавад-хана. И был приятно удивлен: настоящая пешеходная зона, с магазинчиками, кафешками, скамейками и прочими туристическими приятностями. Прогулка по этой улицей стала хорошим окончанием моего пребывания в Гяндже.

________________________________________ ___________________________________

Бонус. Привычные нам слова, написанные латиницей выглядят забавно:

За город, в котором встречаются такие трафареты, можно не волноваться.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal .

Чем дольше путешествуешь, тем лучше начинаешь разбираться в людях, или даже чувствовать их. Но, прежде, чем подключится интуиция, мы проходим определенный опыт. Свою дозу опыта насчет азербайджанцев мы получили в тот день, когда собирались съездить в сторону Города Гянджа (старое название Кировабад) .

Как обычно, после , мы вывернули на главную дорогу, что шла в Гянджу. В самом городе “автостопить” мы не стали, решив пройти пешком пару километров.

Азербайджанский чай на обочине.

Вот что мне нравится в Азербайджане, так это открытость местных, которые завидев туристов на дороге, машут им рукой, дабы те присоединились и выпили с ними чаю. Такое случалось не раз и с нами, но сейчас утренние улицы были еще слишком безлюдны. Мы прошли довольно большое расстояние, и подумали передохнуть за одним из пустующих уличных столиков. Сверху лежала доска с раскрытыми нардами, и у меня внутри невольно снова вспыхнуло желание, научиться в них играть. Да, я не умею играть в нарды, а в Азербайджане в них играют чуть ли не на каждом углу, потягивая горячий чай из фигурных стаканчиков.

Я и не думал, что это может быть кафе, пока к нам не вышел низкорослый дядечка. Русских в Азербайджане готовы увидеть в самую последнюю очередь, поэтому, не сказав ни слова, он ушел обратно в кафе и вынес оттуда поднос с чаем и конфетами, поставив его перед нами. Я сразу замотал головой, и открыл было рот сообщить, что он ошибся и мы ничего не заказывали. Мужчина все понял по моим глазам еще до того, как сорвалось первое слово, и быстро приложил указательный палец к своим губам, показывая, что он знает, что делает, не стоит компрометировать его при посторонних людях. “Посторонними” оказались еще пара человек, которые подошли с противоположной стороны дороги поглазеть на туристов.

То есть, мы так поняли это было чисто азербайджанское угощение и я просто ответил “спасибо”, после чего интерес к нашим персонам возрос в разы, так как все, кто нас окружил, изначально думали, что мы немцы. По лицу хозяина было видно, что он безумно рад снова видеть русских у себя на родине, поэтому он расположился рядом и что-то неторопливо вспоминал из своей советской молодости, попутно узнавая, куда мы держим путь.

Азербайджанец оказался очень приятным собеседником, так что мы даже задержались дольше положенного, а когда объявили о своих намерениях двигаться дальше, он с тяжелым сожалением вздохнул и долго не мог проститься. Его слова о том, что “было бы здорово, если бы мы остались” или “приезжайте обязательно после Гянджи, приглашу вас в гости, с семьей познакомлю” настолько запали в душу (честное слово, на тот момент мы ни сколько не думали возвращаться тем же путем), что в голове уже автоматически начал выстраиваться обратный путь по этой же дороге. Мы сказали, что подумаем, и если получится, то вернемся обязательно.

Достопримечательности города Гянджа.

Город Гянджа является вторым по площади в Азербайджане, после , конечно же. Об особенных местах я не слышал, но вроде там имелась парочка симпатичных мечетей и один бутылочный дом.

С погодой нам только не повезло, весь день на небе висели серые скучные тучи, поэтому и фотографии особыми красками не отличаются. Уже на въезде в город нас встретил памятник известному поэту Низами Гянжеви в группе с оригинальными по архитектуре столбами-изваяниями. Кстати, а вот попрошаек (в виде цыган) я видел только здесь, в Баку их нет.

Нашей задачей было – выбраться в центр Гянджи, где и располагалось большинство достопримечательностей.

Самый-самый центр – это площадь с администрацией по центру и музеем Гейдара Алиева справа.

Буквально через дорогу стоит академия наук с любопытными торсами.

Бюстами это уже не назвать.

Первой достопримечательностью была Джума мечеть , ее еще называют мечеть шах Аббаса, так как она была построена в его годы правления. И возвел ее астроном Шейх Бахауддин, который “спрятал” в мечети маленький секрет. Вся мечеть построена из красного кирпича, но с западной стороны есть один белый кирпич, на который ровно в полдень должен падать солнечный луч. Проверить мы это не смогли, ибо погода не позволяла.

Внутрь меня тоже не пустили, хотя это понятно, в шортах (пусть и ниже колена) в действующую мечеть вход строго запрещен,это вам не Буддизм.

Зато совсем рядышком находится еще одна небольшая достопримечательность – Усыпальница Джавад-Хана .

Усыпальница, не смотря на свою средневековую архитектуру, была воздвигнута в 2005 году и названа именем воина и правителя, который погиб при взятии Гянджи в начале 19 века.

Где-то в городе, в самом его центральных улиц спряталась одна из новых достопримечательностей – Бутылочный дом . Название очень говорящее для самого обычного частного дома. А все потому, что в строительстве этого необычного здания использовалось около 50 тыс. стеклянных бутылок, которые хозяин и архитектор дома Ибрагим Джафаров собирал мешками по ресторанам и кафе. Из стеклянных донышек бутылок наверху выложено название города Гянджа. Сам хозяин был участником Великой Отечественной войны и таким вот образом решил увековечить память о погибших в то нелегкое время.

Так как дом частный, то о входе туда не может быть и речи, а на фасад может полюбоваться любой прохожий или турист.

Город Гянджа нам понравился, здесь оказалось очень чисто, везде плитка, урны, цветы, клумбы, памятники, фонтаны, сюда и самолеты летают, можно попробовать поискать даже дешевые авиабилеты из Москвы в Гянджу . А вот это место меня просто поразило, как думаете, что это?

Знакомство с азербайджанским менталитетом.

Как известно, по городу гулять хорошо, но спать там негде (я имею ввиду, нам негде). Времени еще пяти вечера нет, а в голове всплывает утреннее азербайджанское приглашение. Раз так все удачно сложилось, то почему бы не принять приглашение нового знакомого, у азербайджанцев в гостях мы еще не были. Сказано – сделано, едем обратно до Мингечауера, хорошо, что я запомнил, перекресток, где нам выходить.

Знакомый мужичок сидел в компании еще двух мужчин. Оказалось, что один из них и есть настоящий хозяин кафе, а первый просто ему помогал, так как у самого по соседству стоит маленькое помещение шиномонтажа. Любопытная ситуация, получается нас он угостил бесплатно совсем не за свой счет, но вот об этом, к сожалению, я подумал только сейчас, когда пишу эту статью.

Завидев нас, утренний знакомый как-то не сильно обрадовался нашему возвращению. А вот настоящему боссу мы были интересны больше, так как он сам жил какое-то время в России, в частности в Москве, пока с дуру не продал там свой бизнес, чтобы переехать на родину, о чем на данный момент сильно сожалел. По-русски он говорил прекрасно, даже используя русский “сленг” и юмор, видать очень долго прожил у нас.

Мы так увлеклись разговором с ним, что я совсем забыл про нашего старого знакомого, который приглашал нас в гости, а когда я посмотрел туда, где он должен был сидеть, то его не было. Я решил, что он вышел по делам не надолго. Но и через 20 и 40 минут он не появился. Тогда я спросил у бизнесмена, куда пропал его друг, на что тот спокойно ответил “уехал домой”.

Мдааааа, вот вам и азербайджанское гостеприимство, ушел “по-английски” и как умело, что никто не заметил. По-началу мне стало обидно, что доверившись мужику, нам пришлось изменить маршрут. Я рассказал всю ситуацию бизнесмену, тот ухмыльнулся по-бывалому и решил скрасить нашу участь стаканчиком азербайджанской окрошки.

Да, именно стаканчиком, у них окрошка – это зелень с огурцами, залитая кислым таном (кисломолочный напиток). В отличие от первого, этот мужик оказался более благородным и не стал обещать того, чего не мог сделать. Мы попрощались с ним и решили до заката хотя бы успеть добраться в , который значился в нашем плане путешествия. Единственным минусом его, правда, было то, что он слишком туристический. Но все покажет время.

Делаем выводы.

Не смотря на то, как поступил азербайджанец, который пригласил нас в гости, а потом исчез, я не держу на него обид, хоть и расстроился по-началу. Я все никак не мог понять, зачем говорить и обещать то, чего выполнить не можешь? Мы ведь не навязывались, да и за язык его никто не тянул, вот зачем это?!

И только в завершение путешествия по Азербайджану я понял, что некоторые азербайджанцы поступают так не потому, что хотят сделать пакость, это у них такой менталитет. Сразу оговорюсь, присуще это не всем азербайджанцам, далеко не всем, но у некоторых в той или иной степени проскакивает желание “показать себя с лучшей стороны”. Изначально они рассчитывают на скромность приглашаемого и начинают показывать всю широту своей души, совершенно не ожидая, что он может согласиться. Возможно, у них так не принято, я не буду утверждать, но когда приглашаемый вдруг дает согласие, то тут начинается самое настоящее шоу а-ля “как выкрутиться из сложившейся ситуации и при этом не упасть в глазах собеседника”.

Кировабад (Азербайджан) - старое наименование города, в наши дни известного под названием Гянджа. Населенный пункт обладает богатой историей. Существует даже легенда о Кировабаде, но о ней вы узнаете чуть позже. В нашей статье вы найдете основную информацию о городе, узнаете, какие достопримечательности считаются самыми популярными, а также увидите несколько фотографий.

Введение

Начать рассказ о городе Кировабаде в Азербайджане следует с нескольких фактов про него.

  • Расположен он на территории Азербайджанской Республики. Неподалеку протекает река Гянджачай. К северо-востоку от населенного пункта находится подножие Малого Кавказа. Кировабад - центр исторически сложившейся области под названием Арран.
  • Гянджа считается Родиной известных людей, среди них: классик персидской поэзии поэтесса Мехсети Гянджеви, жившая в 12 столетии, историк Киракоса Гандзацеки.
  • У города было много названий. Например, в период с 1804 по 1918 г. он назывался Елизаветполь. С 1918 и вплоть до 1935 года его именовали Гянджей. В 1935-1989 гг. он был известен под названием Кировабад, данным ему в честь С. М. Кирова. В настоящие дни ему было возвращено прежнее, историческое название. По этой причине в СМИ и интернете он упоминается как Гянджа.

Возникновение города

Многие азербайджанские города (Шемаха, Нахичевань, Шехи), в том числе и Гянджа, обязаны своим возникновением благоприятному географическому положению государства. В древности на этих территориях пересекались важные транспортные пути и караванные дороги.

Первые упоминания о городе были найдены в «Истории Дербента», датированной 859 г. Согласно этому документу, основателем Гянджи выступил Можаммад бен Халедом бен азид бен Мазьядом. Он был выходцем богатого рода, который управлял Арменией, Адурбадганом и Арраном. Название свое населенный пункт получил из-за того, что здесь, по легенде, была найдена сокровищница.

Легенда

Как мы уже упоминали ранее, существует легенда, объясняющая появление города. Итак, если обратиться к ней, можно найти интересную информацию. Однажды путник по имени Мазьяд шел по землям современного Азербайджана. Он нашел несколько котлов, доверху наполненных золотом и драгоценными камнями. Город был назван в честь находки, поэтому Гянджу зачастую называют «городом сокровищ».

Исторические памятники

О том, что город Кировабад в Азербайджанской республике появился в давние времена, свидетельствует большое количество сохранившихся исторических памятников. Самыми «вескими» доказательствами почтенного возраста города считаются такие сооружения, как мавзолей Джомард Гассаба, комплекс Имамзаде, Джума-мечеть, а также многочисленные руины крепостных башен, стен, жилых домов и гробниц.

Гянджа до нашествия сельджуков

В 7-8 столетиях на города Восточного Закавказья были совершены многочисленные набеги. Сначала Гянджа подверглась набегам персов, затем в город пришли арабы. В конце 7 века на территории поселения произошла битва между хазарами и арабами.

Несмотря на сложное политическое положение, Гянджа играла важную роль в качестве экономического и торгового центра, так как располагалась на пересечении важных торговых путей. Жители города занимались ремеслом. Сырье они получали из медных, железных и квасцовых рудников, расположенных неподалеку от Кировабада.

Так как Гянджа активно развивалась, возникла потребность в ее защите. Началось строительство крепостных стен, вырывались рвы, укреплялась военная мощь города. В середине 10 столетия Гянджа (Кировабад в Азербайджане) выполняла функцию столицы Шададитов. Это ускорило развитие города. Он был застроен крепостями, дворцами, мостами. На территории Гянджи чеканили монеты. Уже в 1063 году появился знаменитый архитектурный памятник - врата Гянджи.

Нашествие сельджуков

В середине 11 столетия государство подверглось нашествию сельджуков. Несмотря на то что повелитель города вступил в переговоры с вражеским вожаком, набеги не прекратились. В результате в 1086 году сельджуки заняли город и свергли династию Шададитов. Правителем стал сын Малик шаха - Гияс ад-дан Тапара. В 12 столетии в Гянджу вторглись грузины, но их попытка захватить город не увенчалась успехом.

Землетрясение

Старый Кировабад (Азербайджан) был разрушен землетрясением, произошедшим 25 сентября 1139 года. В результате город пришлось выстраивать заново, но уже в другом месте. Руины старой Гянджи расположены всего в 7 км от современного населенного пункта. Воспользовавшись сложной ситуацией в городе, грузинский правитель напал на него и ограбил город.

Расцвет

Настоящим расцветом Кировабада в Азербайджане считается период с начала 12 до конца 13 веков. В это время Гянджа стала второй столицей государства Атабеков. Изделия, производимые здесь, получили широкую известность во многих государствах. «Гянджинский шелк» был по достоинству оценен иностранными купцами.

Гянджа в 18-19 веках

В 18 столетии Гянджа была экономическим центром Гянджинского ханства. В 1803 году в город вторгся отряд русских во главе с П. Д. Цициановым. Правителю населенного пункта было предложено покориться, но тот отказался. Переговоры переросли в вооруженное столкновение, в результате которого победу одержали русские. В начале 1804 года, а именно - 3 января, войска Цицианова пошли на приступ Гянджи. Штурм закончился смертью Джавад-хана и присоединением ханства к России. Город был переименован в Елизаветполь.

Вслед за этими событиями началась русско-иранская война, которая продлилась вплоть до 1813 года. Иранская армия имела численное превосходство над русским войском в Закавказье, но в то же время была недостаточно хороша в военном искусстве и дисциплине. В октябре 1813 года был заключен Гюлистанский мирный договор, согласно которому к России присоединились Северный Азербайджан и Дагестан. В 1868 году город стал центром Елизаветпольской губернии, а уже в 1883 году была проложена железная дорога, которая соединяла Баку, Тбилиси, Батуми и Кировабад (Азербайджан), фото которого представлено в данной статье.

Гянджа в 20 веке

В конце 19 года в городе проживало более 25 тысяч человек, насчитывалось 13 мечетей, 2 русские православные церкви, 6 армянских церквей. В первой половине 20 века Кировабад в Азербайджане являл собой очень красивый город, был известен благодаря многовековой растительности, широким улицам и чинарам. Застройка была двухэтажной, во всех зданиях были арочные ворота с калиткой такой же формы. Кроме того, практически на всех участках можно было увидеть приусадебные дворики. В садах выращивали фруктовые деревья, большой популярностью пользовались гранат и хурма.

Осень 1905 года вошла в историю как время, когда произошла Армяно-татарская резня. В результате этого события население разделилось на две группы: армян и мусульман. В 1918 году у станции Шамхор были убиты русские солдаты, которые возвращались в Россию с Кавказского фронта. В этом же году было восстановлено историческое название города.

Город Кировабад в Азербайджанской ССР выполнял функцию культурного и промышленного центра республики. В ноябре 1988 года на весь город прогремели страшные события: на границах армянского квартала начались настоящие сражения. В результате все армяне были эвакуированы в Армению. Имущество было разграблено.

Во второй половине 20 века была основана 104 ВДД в Кировабаде (Азербайджан). Она участвовала в подавлении Венгерского восстания, а также в операции «Вихрь». В 1993 году она покинула территорию Азербайджана и отныне базировалась в городе Ульяновске. Уже в 1998 году она была расформирована. В настоящее время историю 104-й дивизии продолжает 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада, которая успешно выполняет боевые задачи в Чечне.

Площадь

Основные достопримечательности города Кировабада в Республике Азербайджан сосредоточены в центральной его части. В центре площади расположено здание администрации. Справа от него находится музей Гейдара Алиева, открытый для посещения всем желающим. Перейдя через дорогу, вы увидите Академию наук. Сооружение можно узнать по статуям, находящимся между колоннами на фасаде.

Ансамбль Шейха Бахауддина

Архитектурный памятник датируется 17 веком и включает в себя мечеть, караван-сарай, а также средневековую баню. Последнее сооружение называется Чеяк-Хамам. Состоит баня из двух залов, сообщающихся между собой. Проработавшее до 1963 года здание в настоящее время является памятником культуры и находится под охраной ЮНЕСКО.

Джума-мечеть - это одна из самых популярных достопримечательностей Гянджи. Она известна еще под одним названием: мечеть шах Аббаса. Дело в том, что в его правление она и была сооружена. В здании «спрятан» небольшой секрет. Возведением мечети занимался астроном Шейх Бахауддин. На западной стороне мечети, выстроенной из красного кирпича, есть один-единственный белый кирпич. Говорят, ровно в полдень на него падает солнечный луч. Чтобы попасть внутрь, вы должны быть одеты по «дресс-коду». Короткие шорты, футболки с глубоким декольте не подходят для посещения мечети.

Мавзолей поэта Низами

Гянджа неразрывно связана с именем этого поэта, именно поэтому в городе сохранились десятки изображений Низами. Особое место в сохранении памяти о нем занимает мавзолей. В настоящее время сюда приезжают многие поэты.

Усыпальница Джавад-хана

Это сооружение было воздвигнуто лишь в 2005 году, хотя по внешнему виду этого не скажешь: здание выполнено в лучших традициях средневековой архитектуры. Усыпальница построена в честь правителя и воина, который погиб в начале 19 века при взятии Гянджи.

Бутылочный дом

Кировабад (Азербайджан) - военный городок, и память о погибших в это нелегкое время в нем чтут. Например, хозяин и архитектор так называемого Бутылочного дома Ибрагим Джафаров построил целое здание из 50 тысяч стеклянных бутылок. В верхней части фасада можно увидеть название города, выложенное из разноцветных донышек. Ибрагим Джафаров - участник Великой Отечественной войны, увековечивший память о погибших соратниках необычным способом. Дом находится в частной собственности, поэтому внутрь попасть не удастся. А вот фасадом любоваться можно сколько угодно.

Нафталан

Неподалеку от города располагается получивший всемирную известность. На его базе работает санаторий, где используют целебные свойства нефти. Специализация санатория - лечение болезней опорно-двигательного аппарата и дерматологических заболеваний.

Население

В городе Кировабад в Азербайджане по состоянию на 2008 год насчитывается 397 тысяч граждан. Для сравнения, в 1897 году здесь проживали всего 33,6 тысячи человек. Это свидетельствует о том, что для данного населенного пункта характерен довольно быстрый приток населения. Так, в период с 2004 по 2008 год сюда приехало 77 тысяч человек.

Что касается национального состава, большая часть населения - азербайджанцы. Кроме того, здесь проживают татары, русские и украинцы, но их численность крайне невелика.

Климат и погодные условия

Города бывшей Азербайджанской ССР (Кировабад в том числе) могут похвастаться хорошими погодными условиями. Климат здесь теплый, в летнее время года температура воздуха зачастую поднимается до +30 о С. Гянджа защищена от ветров Кавказским хребтом. Вместе с ветром зимой в город приходит похолодание, а летом поднимается пыль. Осадков выпадает не слишком много - всего 286 мм рт. ст. Выпадают они в весенний и летний период. Для путешествия в Кировабад лучше всего выкроить время в мае, июне, сентябре или октябре, так как именно в эти месяцы здесь стоит самая солнечная и теплая погода.

Природа

В черте города находятся парковые ансамбли, которые можно посетить при поездке в Гянджу. В местных парках можно найти удивительные деревья - чинары. Они считаются символом Гянджи и уже 200 лет украшают город своим присутствием. Возраст некоторых деревьев превышает 1500 лет. Местные жители называют такие растения «дюль-дюль».

Неподалеку от города расположено которое считается одним из самых популярных в своем роде в Закавказье. Оно находится у подножия горы Кяпаз. Сформированное в результате сильного землетрясения, оно является частью знаменитого Гейгельского заповедника, который обязательно стоит посетить каждому туристу. Воздух здесь целительный: он оказывает положительное влияние на состояние людей, страдающих расстройствами нервной системы и заболеваниями дыхательных путей.

Гянджа считается азербайджанской "культурной столицей" и не зря. Когда мы прилетели в Гянджу, город не так давно, а именно в 2011 году, отпраздновал 870-летие своего героя - известного поэта Низами Гянжеви (т.е. из Гянджи типа, хотя самом деле звали его просто Ильяс Юсуфович). Гянжа в то время относилась к Сельджукскому султанату, в то время в городе еще царило персидское влияние и преобладало персидское население. На персидском писал и Низами. Подробно о нем можно почитать . Пять самых известных его поэм (Хамсе) можно почитать и скачать .

Памятник Низами Гянджеви:


В Гяндже юбилею поэта уделялось очень большое внимание. Дух поэзии присутствовал во всем: повсюду мы видели большие плакаты и надписи с изображением Низами - на остановках, на автобусах, на растяжках:

Больше всего поразил подземный переход - вымыт до блеска, а на стенах в красивых рамках развешаны репродукции картин по мотивам произведений поэта. А у каждого выхода на стуле сидит специальный человек и следит за порядком:

Современницей Низами Гянджеви была Мехсети Гянджеви, женщина-поэтесса, которая к тому же была еще и шахматистской, и видным музыкантом, и первой азербайджанской женщиной-композитором. О ней . В Гяндже ей тоже установлен памятник.

Теперь же о самой Гяндже.

Гянджа возникла как поселение, и ее благоприятное географическое расположение на Великом шёлковом пути сыграло важную роль в развитии торговли, экономики и культуры города, но вместе с тем послужило поводом к тому, что Гянджа привлекала собой завоевателей. Кстати, "Гянджа" в переводе - " Остров Город Сокровищ". Согласно источникам когда-то в Гяндже находилась сокровищница, отсюда и название. Город был захвачен сельджуками, грузинами (которые выломали дверь и до сих пор ее не отдают), татаро-монголами, его также атаковали османы (штурм не удался, но в этот период, спасаясь от османов, город покинуло большинство армянского населения, проживавшего тогда в слободах). И хоть двери-то подрезали, но ключ остался. "Ключом к северным провинциям Персии" прозвали Гянджу царские войска, вторгшиеся в город в 1804г. Под названием Елизаветполь Гянджа вошла в состав России. В советское время город получил название Кировобад, а прежнее вернулось к нему в 1989 г. Повторно армяне покинули город после начала Карабахского конфликта.

Центром города служит главная городская площадь. Здание администрации:

Фонтан на площади:

Музей Гейдара Алиева:

Дата, когда мы побывали в Гяндже, увековечена навсегда:

Здание напротив. Если не ошибаюсь, Национальная академия наук:

А это уже древний комплекс зданий. Кирпичная Джума-мечеть:

Мечеть выстроил шах Аббас . Также он построил армянскую Церковь Всеспасителя (была разрушена в советское время). Интересный факт: после покорения Тифлиса по его поручению в городе так же, напротив друг друга, были построены мечеть для мусульман и церковь для христиан. Для материального обеспечения этих храмов он приписал к ним по сорок лавок, а над входом в мечеть шах повелел надписать: «Прошу тех царей - магометан, которые после меня будут в этом городе властвовать, чтобы они защищали права соседней церкви». Над церковью же по его повелению была выгравирована надпись: «Прошу царей-христиан, которые здесь будут владычествовать, защищать из уважения ко мне права соседней мечети».
После освобождения Тифлиса от власти Персии, церковь богатела, а мечеть беднела, т.к. армяне отняли у нее принадлежавшие ей лавки. Когда в 1723-м году Петр Великий был в Тифлисе и узнал историю этой мечети, он немедленно возвратил данные ей лавки, а право заведовать ими он отдал тогдашнему муштеиду.

Вековые деревья во внутреннем дворе мечети:

Усыпальница Джавад-Хана . Правление Джавад хана ознаменовало небывалый до тех пор расцвет Гянджи. Развивались культура, торговые связи и ремесленные производства, строились новые мечети, карван-сараи, реставрировались старые архитектурные сооружения.

Недалеко от этого древнего комплекса зданий находится и церковь. Александро-Невский храм построен в 1887 году на месте старинного кладбища на благотворительные средства, как местных православных, так и мусульман.

Есть в Гяндже еще одно уникальное здание, к сожалению, погибающее. Это частный дом с удивительной историей, известный бутылочный дом. Его построил бывший фронтовик, ныне, к сожалению, покойный, Ибрагим Джафаров в память о своих боевых товарищах. Ибрагим был по профессии архитектором, и его креативная идея заключалась в использовании для постройки дома пустых бутылок. Зацементированные в стены, они напоминают снаряды. Всего ему потребовалось более 20 тыс. бутылок. Дом он строил сам, сам украсил стены галькой, расписал чудесными пано (есть там и его автопортрет в форме), высадил вокруг дома экзотические растения, привезенные им из разных мест. Но после смерти хозяина дом пришел в запустение, родственникам, проживающим там сейчас, не хватает средств на его содержание, он постепенно ветшает.

Просмотров