Костел святого симеона и святой елены. Костёл Св

Вход: бесплатный

Адрес: ул. Советская, 15, Минск, Беларусь

Как добраться:

  • Станция метро «Площадь Ленина»;
  • Автобусы №100, 69, 1 (остановка «Площадь Ленина»).

Расписание месс

  • Св. Месса в воскресенье - 08:00 (польск.), 09:00 и 10:00 (литовск.), 11:00 и 13:00 (польск.), 15:00 (для детей), 16:00 (латинск.), 17:00, 19:00, 21:00;
  • Св. Месса в будни - 07:00 и 09:00 (польск.), 12:00, 15:00, 17:00, 19:00.

Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте .

Костёл святых Симона и Елены, который находится в центре Минска, был возведен на средства выдающегося белорусского деятеля, Эдварда Адама Войниловича. При этом он и его жена поставили условие: здание костела должно быть построено по проекту, который они сами и утвердят.

Как строился уникальный храм

Строительство костела началось в сентябре 1906 года, все внутренние работы выполнял польский мастер Зигмунд Отто. Освящение прошло в ноябре 1910 года, тогда же и начались проводиться первые службы. В 1909 году были проведены дополнительные работы, в процессе которых башни храма украсили три колокола: «Эдвард», получивший свое название в честь Войниловича, «Симон», в честь его сына, и «Михаил», в память о покровителе Минского архиепископства.

Название свое костел получил в честь святых Симеона и Елены, в память об их детях, рано ушедших из жизни – Сымоне, которому было 12 лет, и 19-летней Алене, один день не дожившей до своего дня рождения.

Период забвения и возрождения

После прихода большевиков к власти достопримечательность Минска разграбили, но здесь по-прежнему проводили богослужения. В 1932 году здание снова было оборудовано для работы Государственного польского театра, но после репрессий против этнических поляков 1937-1938 годов здание стало принадлежать киностудии «Советская Белоруссия». Спустя несколько десятилетий, в 1975 году, здание костела было переоборудовано под Дом кино. Здесь в самой высокой башне находился Музей кинематографии, его главное помещение вмещало 2 зала на 250 мест каждый.

Лишь только в 1990 году здание достопримечательности Беларуси приняло первоначальный облик и вернулось к церкви. Здесь, перед зданием костела, в 1996 году, установили скульптуру Святого Михаила, который копьем своим пронзает крылатого змея. Это символ победы небес над силами тьмы. Автором композиции являлся мастер Голубев, ее общая высота – 4, 5 метра.

Через несколько лет, в 2000 году, тут появился еще один памятник – «Колокол Нагасаки», который напоминает всем о жертвах ядерных катастроф, когда-либо случившихся в мире. В 2006 году в помещении костела были перезахоронены останки основателя храма, Эдварда Войниловича.

Сегодня Костел святых Симона и Елены включен во все экскурсионные маршруты по Беларуси, является одним из величайших памятников архитектуры 20 века и одной из визитных карточек города, памятных мест, куда обязательно должна ступить нога каждого туриста.

История возникновения Красного костёла в Минске.

Одна из достопримечательностей Минска - костел святых Симеона и Елены, расположенный на площади Независимости, - имеет давнюю и интересную историю. Эта история берет свое начало в конце XIX века, когда минские католики приняли решение о возведении в городе еще одного храма.

Костел Святых Симеона и Елены в Минске , или Красный Костёл ,был построен на средства Эдварда Адама Войниловича, выдающегося белорусского деятеля конца 19 - начала 20 веков.Единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было то, что должен быть принят проект, который они предоставят. Они посвящали его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет.) Так появился проект польских архитекторов Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Торжественная закладка фундамента состоялась 6 сентября 1906 года, первый камень был заложен ксендзом Казимиром Михалкевичем, настоятелем храма Святой Троицы. Все внутренние работы - скульптурные и камнетесные - выполнялись польским мастером Зигмундом Отто.

Строительные материалы на возведения Красного костёла в Минске выбирались самые качественные: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что даже каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены. Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

Освящён костёл был ксендзом Витольдом Чечотом в ноябре 1910 года, а с декабря начались проводиться службы. Праздник собрал огромное количество людей, причем не только католического вероисповедания.

Строительство храма обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (в сегодняшнем эквиваленте это порядка 12 млн. долларов).

На фото Костёл Святого Симеона и Елены в Минске, впечатляющий кадр Красного костёла.


Саша Митрахович 15.05.2015 15:18


Основным кредитором строительства костела пожелал быть помещик Эдвард Войнилович, единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было принятие проекта, который они предоставят.

Вместе с женой Олимпией он решил посвятить его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет. От сюда и пошло название - Костел Святых Симеона и Елены .

Проект храма был заказан архитектору Томашу Пояздерскому. Участие в создании этого проекта приняли также зодчие В. Маркони и Г. Гай.

Первый камень будущего костела был торжественно освящен ксендзом Михалкевичем в сентябре 1906 года.

На площадку стали поступать самые лучшие строительные материалы: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Спустя два года крыша храма уже была покрыта черепицей. Внутренней его отделкой занимались скульптор из Варшавы З. Отт и художник Ф. Бруздович.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены.

Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

На фото Красный костёл Минск в вечернем освещении.


Саша Митрахович 19.05.2015 17:17


История костёла Святых Симеона и Елены в советский период:

После 1917 года в жизни минских храмов настали тяжелые времена. Не стал исключением и костел Святых Симеона и Елены. После прихода к власти большевиков костёл Святых Симеона и Елены был разграблен. Однако богослужения в нём продолжались ещё много лет.

В 1923 году он подвергся опустошительному разграблению. Из святыни вынесли мебель, иконы, посуду, часы, чернильницы.

Спустя еще девять лет храм и вовсе закрыли. Поначалу его здание занял Государственный польский театр, а затем киностудия «Советская Беларусь».

После Великой Отечественной войны костел долгое время оставался закрытым. Затем его помещения вновь были переданы киностудии.

В 1975 году здание храма после реконструкции было приспособлено под республиканский клуб кинематографистов - Дом кино. В самой высокой башне размещался музей кинематографии, а главное помещение было разделено на два зала по 250 мест в каждом.

В это же время (70-е годы) комплекс костела получил статус памятника культуры республиканского значения.

На фото вечерний костёл Святых Симеона и Елены .


Саша Митрахович 22.05.2015 08:47


Возвращение храма Римско-католической конфессии произошло в 1990 году.

Спустя шесть лет (1996) кардинал Казимир Свентэк освятил установленную перед ним бронзовую скульптурную композицию Святого Михаила, который пронзает копьём крылатого змея, автора И. Голубева. Эта композиция символизирует победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил, издревле считавшийся покровителем Беларуси, пронзает копьем крылатого змея.

В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки» - напоминание о жертвах ядерных катастроф.

За сто лет своего существования костёл Святого Симеона и Елены в Минске использовался по прямому предназначению меньше полувека: в 1910-1932 гг. и с 1990 года.

В 2006 году в здании костёла были перезахоронены останки его основателя - Эдварда Войниловича.

Костёл Святого Симеона и Елены в Минске сегодня является одной из визитных карточек столицы и включён во многие экскурсионные туры по Беларуси, познавательные туры по Беларуси, туры выходного дня и религиозные туры.

История возведения Красного костела в Минске ярко отражает ситуацию со строительством новых католических храмов на территории северо-западных губерний Российском империи. Ещё во второй половине XIX в. стало очевидно, что костел Имени Пресвятой Девы Марии, бывший кафедральный, который остался единственным католическим храмом в Минске, не в состоянии поместить всех, кто приходит на богослужения. Не очень могли помочь в этом и небольшие филиальные костелы – Пресвятой Троицы на Золотой Горке и Воздвижения Креста Господня на Кальварии. Тем не менее, все попытки католического населения города получить от властей разрешение на возведение нового костёла в Минске не имели успеха вплоть до издания в 1905 г. царского манифеста о свободе совести. Фундаторами нового костёла на пересечении улиц Захарьевской (ныне проспект Ф. Скорины) и Трубной (ул. Берсана) стали известный государственный и политический деятель Эдвард Войнилович и его жена Олимпия, в девичестве Узловская. Новый храм должен был быть освящён под титулом святого Симеона и святой Елены, в память о преждевременно умерших детях фундаторов. Для строительства был выбран проект известного архитектора профессора Варшавской академии искусств Томаша Пайздзерского. В реализации проекта ему помогали архитекторы Владислав Маркони и Генрих Гай. Костел был задуман в стиле неоромантики с элементами готики и сецессии и был рассчитан на 2500 верующих.

25 сентября 1906 года был торжественно освящён краеугольный камень будущего костела. А через четыре года над городом возвысилась многоярусная башня-колокольня нового храма, которая стала символом возрождённой католической веры и вознесла кресты на самую высокую точку в Минске того времени. Такой высоты не достигали даже кресты костёлов XVIII в., когда Минск был городом католических монастырей. Кроме этого, костел святых Симеона и Елены стал самым большим в городе. Величественный храм построили из красного кирпича, что дало ему второе название – Красный костёл. 20 сентября 1910 г. при костеле святых Симеона и Елены был утверждён новый минский приход. В скором времени количество прихожан превысило девять тысяч человек.

День 21 ноября 1910 г. стал подлинным праздником. Должно быть, весь город собрался на звук колоколов «Михаила», «Эдварда» и «Симона», которые провозгласили с высоты костельной башни об освящении нового храма в Минске.

Но радовать минчан боем колоколов Красному костёлу довелось недолго. Уже в 1923 г. почти все ценности храма были экспроприированы, а окончательно костел закрыли в 1932 году, переоборудовав его сначала под Польский театр БССР, а потом – под киностудию. В 1942 г., после реставрации, костел снова открылся для богослужений, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Были предприняты попытки полностью уничтожить храм. В здании снова разместилась киностудия, а потом – Дом кино. Появились пристройки на левом боковом фасаде; сакристии лишились апсид и были соединены полукруглой трёхэтажной пристройкой вокруг главной апсиды. Интерьер разделился перекрытиями, лестницами, перегородками. Всю роспись покрыли побелкой. Ограждение территории костела с входными воротами разобрали. Но именно в таком виде костел был объявлен архитектурным памятником республиканского значения.

Только в 1990 г. костел святых Симеона и Елены возвращается к верующим, и сразу же начинаются реставрационные работы под руководством архитектора Л. Ивановой. На башнях снова возвысились кресты, на сводах и в пресвитерии была расчищена роспись. Система подземных помещений объединила всю территорию между костелом и приходским домом. Теперь тут размещаются часовня Матери Божьей Будславской, большая библиотека, залы. Тут в 1996 г. начал свою работу первый в истории Беларуси Синод Римско-католической Церкви. Именно в честь этого события перед входом в костел появилась бронзовая фигура Архангела Михаила работы скульптора И. Голубева. Бронзовые фасадные вывески при входе в костел и шикарные двери главного портала сделаны скульптором С. Логвином. В 2000 г. была возведена мемориальная колокольня «Колокол Нагасаки» (японский архитектор Марияма) в память о жертвах Чернобыля, Хиросимы и Нагасаки.

Вне зависимости от того, как складываются ваши отношения с религией, Красный костел в Минске (другое название – костел Святых Симеона и Елены) вы вряд ли сможете обделить вниманием. Но не потому, что он входит в топ мест столицы, которые вот уже век уверенно печатают в путеводителях и на почтовых открытках.

И даже не благодаря своему выгодному местоположению – храм располагается на площади Независимости, прямо в центре столицы Беларуси. Просто есть в этом месте нечто такое, от чего захватывает дух и от чего волей-неволей взываешь к небесам. Даже при моем довольно сухом отношении к католичеству, я могу с уверенностью сказать, что это место, соединяющее помпезность и щемящую духовность, стало одним из моих религиозных и архитектурных открытий.

История Красного костела

История этого храма, построенного в неороманском стиле, очень трагичная, но в то же время красивая. Он возводился в период с 1905 по 1908 гг. по заказу и на средства белорусского дворянина и мецената Эдварда Войниловича, бюст которого можно увидеть в самом храме. Спроектировал это сооружение знаменитый по тем временам польский архитектор из Варшавы Томаш Пайздерский.

Костёл назван по имени святых Симеона и Елены в память об умерших в раннем возрасте детях Войниловича – Семёне и Алёне. На экскурсии мне рассказали трогательную легенду: незадолго до смерти девочке приснилась прекрасная церковь; проснувшись, она нарисовала её по памяти. После кончины Алёны, Т. Пайздерский опирался именно на эти детские наброски. Во времена советского режима в церкви находились главный штаб Союза кинематографистов БССР и Музей истории кино. Лишь с 1990 г. в костёле Святых Симеона и Елены стали вновь проводится богослужения.

Интерьер и экстетьер

Как я уже упомянула, Красный костел является типичным представителем неороманского стиля. И возведен он, понятное дело, из красного кирпича, за что и получил своё неофицальное название. С восточной стороны находится башня высотой 50 метров, которая и является центром всей архитектурной композиции. Во дворе церкви можно увидеть внушительных размеров бронзовую скульптуру –архангел Михаил борется с крылатым змеем, а также памятник «Колокол Нагасаки» в честь жертв ядерных катастроф.

Внутри церковь украшают многочисленные витражи и арочные системы.

Вообще костёл Святых Симеона и Елены является не только духовным, но и своеобразным культурным центром: в самом храме или во внутреннем дворе частенько проходят всевозможные спектакли и выставки. Если вы ни разу не слышали орган, то пришло ваше время – этот инструмент звучит тут регулярно, можно просто зайти и послушать.


Расписание служб в Красном костеле

Послушать службу в Красном костеле можно ежедневно, и ведутся они на разных языках. Однако большая часть проходит на белорусском.
В будние дни расписание Красного костела следующее:
07.00, 09.00 (на польском), 12.00, 15.00, 17.00, 19.00.
В воскресенье:
08.00 (на польском), 09.00, 10.00 (на литовском), 11.00, 13.00 (на польском), 15.00 (для детей, для людей с нарушением слуха), 16.00 (на латинском), 17.00, 19.00, 21.00.
Дополнительную информацию можно узнать на сайте .

Как добраться

Точный адрес Красного костела: Советская, 15.

Туристу удобнее всего будет добраться сюда на метро по синей ветке, выходить на станции "Площадь Ленина".


Что еще посмотреть

Красный костёл расположен в центре города, на площади Независимости, поэтому от многих значимых мест рукой подать. В шаговой доступности, например, Дом Правительства Беларуси и подземный ТЦ "Столица" – тут можно довольно бюджетно перекусить или купить что-то из необходимого.



Самым ярким и запоминающимся католическим храмом Минска стал построенный в 1905-1910 годах костел святого Симеона и святой Елены.

Выстроенный целиком из красного кирпича совсем рядом с Домом Правительства, он сразу привлекает к себе внимание. А если ещё хоть немного знать его историю, то становится просто невозможным пройти мимо.


Красный костел, как называют его жители столицы, был построен на деньги Эдварда Войниловича и его жены Олимпии. Так они выразили безутешную скорбь о своих рано умерших от «испанки» детях: мальчику Симеону было 12 лет, а Елена несколько дней не дожила до своих 19.

Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам — своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.

Приехав по работе в Петербург, побывав на заседании Госсовета, он получил от Столыпина предложение — стать вице-министром сельского хозяйства. «Минский Бисмарк» — так назвал Столыпин Войниловича

Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.

Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.

Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд. Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой — полуодетые и испуганные — успели скрыться в саду и переждали нападение там.

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя. В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.

В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костеле святых Симеона и Елены.


Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костела святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.

Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.


Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган. Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костелом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костел разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы еще некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.

В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

Восстановленная жизнь Красного костёла

В 1990 году в костёле вновь зазвучала завораживающая органная музыка, и богослужения возобновились. Немного позже, в 2000 году Туринский кафедральный собор преподнёс ему особый дар — копию Туринской Плащаницы, ставшую особо почитаемой святыней у верующих.

Сейчас над главным входом в Красный костел Святого Симеона и Святой Елены в Минске располагается огромное панно «Тайная Вечеря», на котором изображены Иисус Христос с его двенадцатью учениками-апостолами.


Я зашла внутрь. Было около 15 часов. Меня очень удивило то, что в церкви шла служба. Народу было совсем немного. Священник в алтаре читал молитвы, люди тихо повторяли за ним.


Помещение было украшено разноцветными лентами. Они нависали над всем просторным залом костела, украшали и боковые стены здания.


Я тихонько присела на последнюю лавочку. Как же было приятно после городской суеты и моей многочасовой прогулки по Минску остановиться, отдохнуть не только телом, но и мыслями.

Приходите! Здесь очень красиво — и снаружи, и внутри. Даже если вы не католической веры, я уверена, вам здесь понравится, как и мне.

Рядом с храмом

Колокол Нагасаки

Совсем рядом с Красным Костелом в Минске установлен памятник «Колокол Нагасаки». Это копия колокола «Ангел», чудесным образом не разрушенного при атомной атаке одноименного японского города. Этот колокол передал в дар белорусам японский народ.


29 августа 2001 года в основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из Хиросимы, Нагасаки и Фукусимы, из районов пострадавших от катастрофы в Чернобыле.

12 декабря 2013 года сода привезли еще одну капсулу с землей из американского города Аламогордо (штат Нью-Мексико), где американцами были произведены испытания первой атомной бомбы.

Посвящён этот памятник жертвам атомной бомбардировки. Теперь, с даты открытия памятного знака, колокола трёх городов одновременно звучат реквиемом по погибшим в полдень по воскресным дням. Такая вот красивая и одновременно печальная традиция.

Скульптура Архангела Михаила

Прямо у входа в храм стоит скульптура из бронзы, где архангел Михаил копьём пронзает крылатого змея. Эта композиция символизирует собой вечную победу Небесных воинов добра над злом.


Я обратила внимание, что на копье, которое вонзается в пасть страшного дракона, прикреплены белые цветы.

Этот памятник был установлен в 1996 году.

Юность

А эта скульптурная композиция под названием «Юность» находится во дворе, справа от католического костела.


Она символизирует молодость и вечную любовь. А ранней весной на фоне распускающихся деревьев смотрится просто завораживающе.

Возможно, летом здесь работает фонтан (трубки для водяных струй имеются). Но чуть подробнее об этом памятнике речь пойдет в статье «Что посмотреть и куда сходить в Минске. Ищем интересные места города».

Где находится

Самый простой ориентир, чтобы найти костел Святых Симеона и Елены — это добраться до площади Независимости (Незалежности) в Минске. Здесь его будет трудно не заметить.


Точный адрес: Минск, улица Советская, 15. Станция метро: «Площадь Ленина».

Координаты: 53.8963, 27.54778.

С понедельника по субботу Минский костел Святых Симеона и Елены открыт с 7 до 19 часов. А в воскресенье с 8 до 21.

Службы проходят на польском и белорусском языках, но это никак не мешает. Часто там проходят концерты органной музыки, а в помещении под верхней базиликой — выставки самой разнообразной тематики.

Вы можете найти Красный костел и другие достопримечательности города на карте Минска.

Мое посещение костела Святого Симеона и Святой Елены в Минске состоялась 9 апреля 2016 года. Приглашаю присоединиться ко мне, чтобы посмотреть другие гостеприимной белорусской столицы.

В Минске огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель.

На карте ниже представлены разные достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть .

Просмотров