Нюгди армянская церковь погосян давид. Достопримечательности Дербента: список, фото и описание

Достопримечательность

Часовня Святого Григориса

Страна Россия
Страна Дагестан
Местоположение Нюгди
Конфессия Армянская Апостольская церковь
Епархия Юга России
Архитектурный стиль Армянский
Дата основания дата не установлена
Статус не действующая

Церковь Святого Григориса (арм. Նյուգդիի Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցի ) - армянская часовня, возведенная в память о событиях IV века , в селе Нюгди Дербентского района Дагестана , в 37 км от Дербента .

История

В настоящее время точно не установлено время строительства церкви. Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню Св. Григориса гласит: "Храм построен на месте мученичества Св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916.". Вероятно, нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала ХХ века.

В храме-часовне Св. Григориса в селе Нюгди (Молла-Халил) имелся камень с надписью на армянском языке, который найден уже в наше время, надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. Господи, помни нас, когда закончатся слова, и будет царствовать дело. 1879 г.».

Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1857 году, когда ее посетил известный в свое время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян .

Часовня была возведена в память внука Святого Григория Просветителя и сына Святого Вртанеса - Григориса, причисленного к лику святых . Святой Григорис в начале 4 века распространял христианство в Грузии и Албании , что в итоге привело его к мученической гибели.

Как сообщают историки, по приказу царя языческого племени маскутов Санесана из Прикаспия Григориса привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось. Мощи Святого Григориса были обретены позже в 489 году царем Вачаганом III Благочестивым.

В селе Нюгди осенью 2011 года был освящен купольный крест и святые изображения в недавно отреставрированной церкви Сурб Григорис (Святого Григориса) . Это уникальный храм. Он был построен в 337 году в честь Григориса – первого епископа Кавказской Албании, который принял мученическую смерть за христианские идеи и их проповедь для здешних граждан. Святой Армянской Апостольский церкви, Григорис, которого язычники волокли по прибрежным камням, привязав к лошади, был похоронен в монастыре Амарас. Место захоронения его тщательно скрывалось, но со временем забылось. Мощи его были обретены только в 489 году. В Нюгди очень гордятся тем, что история связывает их с легендарной личностью. Эта часовня, построенная в честь Григориса, даже в советские годы была признана памятником истории. Однако в те времена за ней никто не ухаживал, и она постепенно обветшала.


Лидеры «Союза армян России» и их единомышленники недавно обратили на спасение памятника пристальное внимание. Они занялись укреплением стен, крыши и купола, провели внутренние отделочные работы. Теперь армяне могут ежегодно приезжать сюда в предпоследнее воскресенье августа, чтобы поклониться Святому Григорису . В 2008 году о возрождении церкви его памяти был снят документальный фильм «Дорога к храму». В 2010 о нем написали в газете «Ноев ковчег». Люди узнали, каким образом складывались исторические связи Дербента с христианской культурой. Кстати, считается, что именно в этой часовне захоронены мощи святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Пантелеймона, которые были привезены в Албанию Святым Григорисом. Надо отметить, что к христианскому мученику с уважением относились не только единоверцы, но и местные жители – мусульмане. Было б иначе, часовня вряд ли сохранилась до наших времен.


Рассказывают даже, что один из местных жителей хранил у себя дома каменную плиту с надписью на армянском языке. Может, он и не знал, что на ней написано, но перед смертью завещал своему сыну передать хранимую им реликвию хозяевам. Сейчас эта плита находится в церкви Святого Григориса . На ней высечены имена тех, кто вносил пожертвования на благородное дело ее ремонта в 1878 году. Предпоследний раз храм ремонтировали в 1916 году. И вот последний – недавний. Работу выполняли ереванские строители, которыми руководил архитектор Давид Погосян, известный своими благотворительными акциями подобного рода. И еще одна невероятная закономерность: местные художники–мусульмане, руководствуясь консультациями специалистов, написали для церкви четыре храмовых иконы. Вот уж действительно дружба народов.


Историки не скрывают того, что сегодня церковь Святого Григориса выглядит не так, как было это много веков назад, хотя при восстановлении строители даже нумеровали камни, чтобы максимально воссоздать прежний облик. Зато дух этого храма не утрачен . Пятнадцатилетний проповедник Иисуса Христа не забыт. Этот внук Григория Просветителя, крестивший Армению в 301 году, стал народным героем. Традиция его почитания, перенесенная через несколько столетий, может служить образцом взаимоотношений народов, исповедующих разную религию. Наверное, и впрямь Бог един, хотя для всех он разный. Кстати, армяне совершают паломничества в эту деревню еще с древнейших времен. И это тоже сыграло определенную роль в сохранении памятника. Каждый год здесь благоустраивается территория, и тут никогда не пахло запустеньем.


Адрес: 368615, Дагестан, Дербентский район, с. Нюгди

Церковь Святого Григориса – часовня , возведенная в память о событиях IV века, в селе Нюгди Дербентского района Дагестана, в 37 км от Дербента.

В начале 4 века Григорис распространял христианство в двух близких к Армении странах на Кавказе - в Грузии и в Кавказской Албании. Служение там и привело его к мученической гибели. По приказу языческого царя прикаспийских областей св. Григориса схватили, привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. В труде Моисея Каланкатуаци «История страны Алуанк», написанном в 7 веке, сказано, что «святой Григорис принял мученическую смерть на поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря». Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там.

В настоящее время точно не установлено время строительства церкви. Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню гласит: "Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916.".

Вероятно, нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала ХХ века.

Длина часовни – 17 м, ширина – 13 м, высота с куполом около 18 м.

На каждой стене сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями.

С четырех сторон в стенах под крышей имеются сквозные отверстия в форме креста .

Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1857 году, когда ее посетил известный в свое время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян (об этом сообщается в статье В.Г. Гаджиева и В.Григоряна «Дагестан в армянской дореволюционной литературе. Ростом-бек Ерзинкян о стране гор»). Ерзинкян написал статью «Гора Абасова и часовня святого Григориса», опубликовав ее в газете «Мегу Айастани», выходившей в Тифлисе на армянском языке.

Часовня святого Григориса была одним из самых почитаемых среди армян всего Восточного Кавказа вплоть до 20-х годов ХХ века.


В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди имелся камень с надписью на армянском языке. Этот камень найден уже в наше время, когда стало известно, что один из местных жителей хранил у себя в доме плиту с непонятной ему надписью на армянском языке, он завещал сыну, нашему современнику, отдать, когда придет время этот камень «хозяевам». Сегодня надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. 1879 г.».

В советский период часовня была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. Стены часовни св. Григориса в Нюгди сохранились, а внутреннее убранство - нет. Но, несмотря на это, жители села почитали находящийся в их местности памятник религии и архитектуры.

Замысел современной реставрации возник, когда люди стали возвращаться к вере своих предков. С 2004 года работы по восстановлению святыни возглавил председатель дагестанского регионального отделения «Союза армян России» и лидер армянской общины Дербента Виктор Данилян при поддержке Армянской Апостольской церкви, а также местных властей и группы единомышленников.


Стены, крыша и купол часовни были укреплены, восстановлены двери и окна. Огорожен участок земли вокруг храма, сделана ограда. В настоящее время храм значительно преобразился. Внутри полностью закончена отделка стен, устроен каменный пол и алтарное возвышение, изготовлен купольный крест, местный художник – Мелик-Мамед Агабалаев написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы .

Жители села оказывают содействие в восстановлении храма: они указали, в каком месте реки находятся затопленные неизвестно кем ворота часовни. В реке же были найдены камень алтаря и другие каменные атрибуты собора. В этом благородном деле принимают участие не только армяне, но и люди, исповедующие другие религии, что свидетельствует о мире и добрососедстве в отношениях между народами Дагестана.

), первый епископ Алванской Церкви , святой Армянской апостольской церкви .

По одной из версий, рукоположен в юном возрасте во епископа Албании Кавказской дедом Григорием или, по другой, дядей Аристакесом .

Ранее его рукоположения в Албанию вместе с царем Урнайром по благословению св. Григория прибыл другой «блаженный муж, рукоположенный во епископа в городе Риме», о дальнейшей судьбе которого ничего не известно. В одной из редакций Жития святителя Григория Просветителя говорится, что, «когда святой направлял иереев и епископов в соседние страны, Албания досталась благочестивому епископу Фоме из города Саталы» .

Источники сообщают также, что Григорис взял с собой в Албанию частичку с кровью праведного Захарии , отца св. Иоанна Крестителя , и частицу мощей великомученика Пантелеимона . Святые мощи мучеников были помещены в церкви, построенной в городе Цри .

Оставив там иерея для служения и почитания мучеников Христовых, епископ взял с собой часть мощей святых и отправился в страну маскутов . Представ перед Санесаном (Санатруком), царем маскутов из местной династии Аршакуни , он проповедовал о Христе, все присутствовавшие с радостью уверовали в евангельское слово. Григорис увещевал народ не разорять дома, не грабить и не красть, но трудиться и быть блаженными в Боге. Маскуты же решили, что «это лукавство армянского царя, чтобы препятствовать опустошать Армению; чем же жить нам, если мы не станем грабить?»

Тело Григориса ученики перевезли в город Амарас в гаваре Миус-Абанд (Хабанд) и там положили в церкви близ престола с северной стороны. Место захоронения не было отмечено из-за опасения надругательства со стороны язычников и со временем забылось.

Армянская апостольская церковь отмечает день памяти Григориса в 3-ю субботу перед Рождеством Христовым или в 3-е воскресенье праздника Вардавар (Преображение Господне) вместе с памятью других сыновей и внуков Григория Просветителя, а также в понедельник после 5-го воскресенья по Крестовоздвижении (обретение мощей).

Литература

  • Моисей Каганкатваци. История агван / Пер.: К. П. Патканов. СПб., 1861
  • Моисей Хоренский. История Армении. / Пер.: Н. О. Эмин. М., 1893
  • Геюшев Р. Б. О могиле Григориса, католикоса Кавказской Албании. Баку, 1970. С. 7-8;
  • он же. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984. С. 34;
  • DHGE. T. 21. Col. 1470-1471;
  • Алексий (Никоноров), иером. История христианства в Кавказской Албании. Баку, 2005. C. 68-71.

Использованные материалы

  • Иером. Алексий (Никоноров). Григорис Албанский. Православная Энциклопедия, Т. 13, С. 86-87
  • В.А.Шнирельман, Албанский миф. Из книги «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», М., ИКЦ, «Академкнига», 2003.

Мовсес Хоренаци. История Армении. III, 3

Мовсес Каганкатваци. История агван. I 14

На территории села Нюгди Дербентского района Дагестана, в 37 км от Дербента

В.А. Шнирельман. Албанский миф. Прим. 14

Мовсес Каганкатваци. История агван. II, 5

В Дагестане сохранилась древняя армянская часовня, которую местные армяне вместе с местными жителями горного села восстанавливают на свои средства. Раз в год дагестанские армяне собираются здесь на праздник святого Григориса. По данным последней переписи населения, в Дагестане проживает более 5 тыс. армян. Многие из них — это семьи, которые живут здесь уже более 100 лет.

Часовня святого Григориса находится в селе Нюгди Дербенского района Дагестана, это на юге республики. В этой местности вплоть до XVIII века проживала большая армянская община. Однако позже люди вынуждены были переселиться. Согласно историческим источникам, церковь была построена на месте, где в III веке принял мученическую смерть просветитель и миссионер святой Григорис.

Долгое время про часовню не знали даже в центре духовной жизни Армении, в Эчмиадзине. Однако благодаря стараниям энтузиастов о церкви знают и помнят. Сейчас часовня официально считается недействующей, и большую часть времени она пустует. Но несмотря на это время от времени здесь проходят службы. Специально для проведения богослужения сюда из Кисловодска приезжает духовный наставник армян Северного Кавказа, тер Саргис. Сам он родился в Дагестане, но давно здесь не живет. Армяне Дагестана очень дорожат святыней, они на свои средства проводят реконструкцию храма, устраивают тут субботники, всячески облагораживают территорию церкви.

У истоков реставрации часовни святого Григориса стоит председатель общины армян Дербента Виктор Данилян. При поддержке местных властей и группы единомышленников начиная с 2004 года Виктору Михайловичу удалось укрепить стены, часовни, привести в порядок купол и крышу, восстановить и частично заменить окна и двери. Во дворе церкви теперь растут фруктовые и хвойные деревья. Сама территория церкви обнесена оградой. Все это делается на личные средства Даниляна и пожертвования армян, живущих в республике. Посильную помощь в деле реконструкции церкви святого Григориса оказывают не только армяне. Жители села Нюгди и окрестностей очень почтительно относятся к армянской святыне. Так, например, когда началась активная реконструкция храма, они указали место, где в реке лежали затопленные ворота церкви. Там же были обнаружены части алтаря и некоторые другие каменные элементы внутреннего убранства церкви.

Над одним из входов в часовню сохранился камень с надписью на армянском языке. Много лет эта плита хранилась в доме одного из местных жителей села, перед своей смертью он завещал своему сыну отдать «этот камень хозяевам, когда придет время».

Как только церковь была немного отреставрирована, возродилась старая армянская традиция приезжать сюда в предпоследнее воскресенье августа. Это день поминовения святого Григориса, чье имя носит древняя часовня.

Тут накрываются столы, люди привозят с собой разные блюда армянской кухни. Люди целыми семьями проводят тут весь день, танцуют, поют, сидят вместе за столом, чествуют стариков и воспитывают молодежь.

Еще один большой армянский храм есть в Дербенте. Сейчас он используется для проведения концертов классической музыки, которые организовывает дербентское музыкальное училище. Кроме того, сюда несколько раз в год приезжает священник и проводит тут обряды крещения и венчания. По словам дагестанских историков, сложно ответить на вопрос, когда на территории Дагестана появились первые армяне и где они преимущественно проживали. В основном этим свидетельством являются древние археологические артефакты — надгробия с армянскими письменами. Кроме того, в Дагестане есть армянское село Карабаглы, где уже очень давно проживают армяне.

По данным последней переписи населения, в Дагестане проживает более 5 тыс. армян. Это семьи, которые живут здесь уже более 100 лет, а есть армяне, которые приехали в Дагестан в 1990-е годы. В основном это беженцы из Азербайджана и Армении.

Просмотров