Подвесной мост в стамбуле. Босфорские мосты в стамбуле, турция

Первый мост , связывающий два берега , персидский царь Дарий поручил соорудить некому Мандроклу из Самоса в 490 г. до н.э. Это инженерное сооружние, по которому 70 тыс. солдат перебрались с одного берега на другой, состоял из огромного числа лодок. В османские времена идея постройки моста через была близка к осуществлению еще накануне русско-турецкой войны (1877-1878). В 1931 г. авторы первого плана индустриализации Турции подготовили проект висячего моста , схожего по конструкции с аналогичным мостом в Сан-Франциско, который соединял бы районы Ахыркапы () и Саладжак (). Однако к строительству моста вернулись только много лет спустя.

Босфорский мост (Boğaziçi Köprüsü), соединяющий в Европе и в Азии, после строительства моста султана называется также Первым Босфорским (Birinci Boğaziçi Köprüsü). Работы завершили к 30 октября 1973 г. и открытие инженерного сооружения приурочили к 50-летнему юбилею Турецкой Республики. Босфорский мост спроектировали по схеме висячего моста (в просторечии их называют «подвесными»). Длина сооружения составляет 1560 м, а клиренс от уровня воды — 64 м, что обеспечивает проход судам с высокими надстройками. Несмотря на наличие тротуаров (для подъема на деку моста в опорах предусматривались лифты), первый Босфорский мост закрыт для пешеходов.

В честь памяти жертв неудавшегося военного мятежа (2016), Босфорский мост переименовали в мост Мучеников 15 июля (15 Temmuz Şehitler Köprüsü). Напомним, что в ночь с 15 на 16 июля погибло более 240 человек, а около 2200 получили ранения.

Мост султана (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) известен также как второй Босфорскийм мост (İkinci Boğaziçi Köprüsü) и находится от первого на расстоянии 5 км. Сооружение соединяет европейский берег Стамбула в районе с азиатским в районе . Возведением этого моста (3 июля 1988) отметили одну из памятных дат в истории Турции – 535-летний юбилей завоевания султаном , чье имя и получило данное сооружение. Примечательно также и то, что мост построили на том же месте, где почти за 2,5 тыс. лет до этого располагалась первая переправа царя Дария. Второй Босфорский мост построен по той же конструктивной схеме, что и Первый . Длина моста составляет 1510 м, а клиренс от уровня воды — 64 м.

Третий мост через , получивший имя султана (Yavuz Sultan Selim Köprüsü), соединяет (Poyrazköy) в Азии и (Garipçe) в Европе. Общая длина моста составила 2164 м, ширина — 59 м, а протяженность основного пролета — 1408 м. Наибольшая высота опор достигает 322 м. Особенностью моста является комбинированная конструкция: часть полотна поддерживается вантами, часть — вантами и тросами, при этом, середина главного пролёта подвешена на тросах. Для движения по мосту предусмотрено восемь полос для автомобилей и две железнодорожные колеи. Проезд будет платным и составит 3,4 долл. для легкового и около 15 долл. для грузового транспорта при пересечении моста в азиатском направлении. Из Азии в Европу можно будет пересекать бесплатно.

Понравилась и прогулка по Босфору под мостами Стамбула. Хотя погода была пасмурная, шел мелкий дождь и виды города были совсем иные, чем в солнечную погоду. Ну ничего страшного, будет повод вернутьсФото 28.я и сравнить восприятие города и Босфора в разных вариантах.

По традиции предлагаю сначала видео-версию:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюб — https://www.youtube.com/c/MasterokST

Так как погода вообще была не летная, половина фоток сделана через стекло и с бликами. Ну вот так получилось мне увидеть Стамбул.

Пролив Босфор в паре с проливом Дарданеллы и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется Истанбул Богазы (Стамбульский пролив). Длина и ширина пролива в два раза меньше длины и ширины пролива Дарданеллы.

Длина Босфора около 30 км., ширина от от 0,7 до 6 км., а длина пролива Дарданеллы составляет 65 километров и ширина от 1,3 до 3.7 км. Проливом Босфор, Чёрное море соединяется с Мраморным морем, а далее через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями, поэтому через Босфор регулярно проходят торговые суда, пассажирские лайнеры и нефтяные танкеры. Соединяя Европу и Азию, пролив Босфор перемещает опресненно-соленые воды из Чёрного моря в Мраморное, и далее в Средиземное. Уникален Босфор по многим показателям - это старая речная долина, которая затоплена морской водой и имеет два противоположно направленных течения: опресненное верхнее и соленое - нижнее.

Босфор, также является и местом встречи двух континентов - Европы и Азии, а мосты через пролив и железнодорожный тоннель «Мармарай» под Босфором, соединяют эти два континента. Первый мост через Босфорский пролив, соединивший европейскую и азиатскую части Стамбула это Босфорский мост. Официальное открытие моста состоялось в 1973 году, к 50-летней годовщине основания Турецкой Республики. Длина моста 1560 метров, ширина 33, а высота дорожного полотна над водой - 64 метра. Он открыт для пешеходов только раз в году - во время Стамбульского межконтинентального марафона. В 2016 году Босфорский мост переименован в «Мост мучеников 15 июля» в память о погибших в результате попытки переворота.

Второй мост (Мост Султана Мехмеда Фатиха), построен на месте, где ширина пролива минимальна (660 м). Официальное открытие моста состоялось в 1988 году, к 535-летию завоевания Стамбула. Длина моста 1510 метров, ширина 39, а высота дорожного полотна над водой, как и у первого моста- 64 метра. Не забудьте посмотреть на два босфорских моста ночю. Когда наступают сумерки, они подсвечиваются тысячами ламп, создавая еще большую романтическую атмосферу.

Третий мост через Босфор (Мост Султана Селима Грозного), строительство которого началось в 2013 году, будет пересекать Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Мост будет совмещать на одном уровне две железнодорожные ветки и восемь автомобильных полосы. Строительство моста планируется завершить к концу 2015 года.

Плотность населения на обоих берегах Босфора высока. Его воды постоянно бороздят рейсовые корабли городского транспорта (вапуры), прогулочные катера, пароходы с туристами, частные яхты и большие морские суда. Чтобы увидеть Стамбул с обеих сторон пролива, советуем обязательно прогулятся на прогулочном катере по Босфору или продумать маршрут на рейсовых кораблей городского транспорта.

Девичья башня располагается на маленком скалистом островке именно там, где Босфор соединяется с Мраморным морем. Девичья башня находится ближе к Азиатского побережя Стамбула.

Фото 10.

Фото 11.

Роскошные виллы и изумительной красоты дворцовые комплексы Османских султанов (Топкапы, Долмабахче и Бейлербейи) стоят чуть ли не у самой воды, отражаясь в ее глади. Некоторые когда-то османские дворцы, ныне самые роскошные отели Босфора. Например: Дворец Чыраган и отель Four Seasons at the Bosphorus

Фото 12.

В самом узком месте Босфора, стоят одна против другой две крепости: Анадолу Хисары и Румели Хисары.

Фото 13.

Бухта «Золотой рог» (Халич) находится на европейском берегу пролива, где Босфорский пролив соединяется с Мраморным морем. Именно тут, на южном берегу устья Золотого Рога в VII веке до н. э. был основан город Византий, который позже, в 330 году, по решению Константина Великого стал столицей Римской империи под названием Новый Рим, однако ещё при жизни императора город стали называть городом Константина - Константинополем.

Фото 14.

Главной достопримечательностью Золотого Рога по праву считаются рыбацкие лодочки возле Галатского моста, где на гриле прямо перед вами готовят свежевыловленную рыбу. Одним из таких деликатесов можно назвать жареную барабульку со свежим хлебом. Да, это и есть известный «балык-экмек», пользующийся популярностью среди турков и гостей страны. Можно отведать и хамсу, жаренную на сковороде, а запах готовящейся рыбы перенесет вас в давние времена, когда здесь пришвартовывался не один десяток кораблей, а купцы предлагали самые разнообразные товары, привезенные в древний Константинополь с самых разных уголков мира.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

А вот в этот дом недавно врезался сухогруз:

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Адрес: Турция, Стамбул
Начало строительства: 1970 год
Окончание строительства: 1973 год
Высота опор: 165 м
Длина моста: 1560 м
Ширина моста: 33,4 м
Координаты: 41°02"49.3"N 29°02"00.0"E

Содержание:

Краткое описание

Босфорский мост, он же Ататюркский – это первый подвесной мост, сумевший соединить две части света – Европу и Азию . Объединив две части Стамбула, он стал его символом, архитектурным объектом и достопримечательностью Турции .

Судя по названию моста, можно догадаться, что переброшена она через пролив Босфор, который следует из Черного моря в Мраморное, а затем – и в Средиземное .

Впервые мост в этой местности строился более 2 тысяч лет назад во времена правления персидского императора Дария I Великого. Его задумка соединить берега Босфорского залива привела к появлению понтонного сооружения, позволявшего правителю переправлять многочисленную армию через пролив и преследовать вторгшихся врагов-скифов. Разработкой проекта первой постоянной переправы через Босфор занимался османский султан по имени Абдул Гамид II, а его «детищем» стал понтонный мост из лодок и канатов. Так армия Дария прошла над заливом по деревянным трапам и оказалась на противоположном берегу.

В XX в. правительство Турции рассмотрело несколько идей строительства моста, и в 1957 г. им было принято решение о проведении строительных работ по возведению переправы через Босфор. Начало великого строительства ознаменовалось подписанием контракта с компанией британских мастеров «Freeman Fox &Partners» (1968 г.). Но сами работы, руководимые инженерами У. Брауном и Г. Робертсом, «закипели» лишь спустя 2 года, в феврале 1970 г. Прошло немного более 3-х лет, и в честь 50-летия со дня основания Турецкой Республики состоялось торжественное открытие моста . В число участников церемонии входили президент Фахри Корутюрк и Мехмет Наим Талу – премьер-министр страны. Так Босфорский мост стал функционировать с 30 октября 1973 года.

Конструкция Босфорского моста представляет собой подвесное сооружение с наклонными подвесками и башнями из стали. Его длина составляет 1560 м, ширина – 33,4 м. Высота башен – 165 м, а расстояние между ними достигает 1075 м.

В год окончания строительства столь масштабное сооружение считалось четвертым по длине в мире. Однако со временем его место стало опускаться ниже, ведь в других странах начали появляться более солидные мостовые конструкции.

В 2007 г. для освещения моста была установлена модернизированная система LED от компании «Philips». Благодаря инновационной подсветке потребление электроэнергии удалось сократить вдвое. К тому же, с ее установкой стало возможным получение необычных узоров и цветных оттенков.

Легенда о Босфорском мосте

Как и любая постройка необычайной красоты, Босфорский мост имеет легенду, связанную с его появлением. Итак, если верить древнему турецкому мифу, властелин Олимпа Зевс всей душой полюбил земную красавицу Ио, и тайком от жены-богини Геры он частенько спускался с небес для встреч со своей возлюбленной. Однако Гера узнала об измене мужа и задалась целью жестоко отомстить разлучнице. Желая хоть как-то спасти любовницу от разгневанной супруги, Зевс превратил Ио в белую корову. Но и тут Гера показала свою божественную силу, узнав в животном прекрасную Ио, и наслала на нее слепней. Спасаясь от жалящих насекомых, белая корова помчалась к проливу и нашла брод. По нему она смогла перебраться на другой берег и там же нашла и убежище. Сегодня это местечко называется Кадыкей, а находится оно в азиатской части Стамбула. Этой легендой и объясняется название пролива «Босфор», так как в переводе с турецкого языка это слово означает «коровий брод». Как бы там ни было, а первая идея строительства настоящего моста принадлежит Дарию.

Повседневная жизнь Босфорского моста

Мост состоит из 8 автомобильных полос, в т.ч. и аварийных. Каждое направление включает в себя 3 полосы для перемещения транспорта, 1 – аварийную и тротуар. Ежесуточно мост пересекает до 200 000 единиц транспортных средств, перевозящих свыше 600 000 пассажиров . В 1997 году его пересек миллиардный автомобиль. Интересно, что при полной загруженности конструкция Босфорского моста в середине пролёт оседает на 90 см.

Сразу после открытия моста в течении 4 лет по мосту ходили пешеходы. Однако впоследствии в связи с частыми попытками самоубийств был установлен запрет на пешие прогулки по мосту. Не пускают сюда и грузовики. Но из всех правил бывают и исключения. Так, каждый год в октябре при проведении Стамбульского марафона Босфорский мост становится доступным для пешеходов, но закрытым для автомобилистов. Таким образом, участники марафона стартуют в Азии, а финишируют уже в Европе.

Конечно, Босфорский мост несказанно красив, но лучше им любоваться издалека, например, с корабля, курсирующего по проливу. Издалека масштабная конструкция кажется тонкой нитью, по которой движутся тысячи автомобилей. А в вечернее время «коровий брод» становится просто сказочным, так как после заката солнца на мосту включается подсветка.

Босфорский мост скорее символичен, нежели живописен, но это не мешает ему быть сегодня одним из символов Стамбула! Множество событий связано с этим сооружением, исторических, экономических, и даже спортивных. Удивительно, но здесь проходил теннисный матч знаменитой теннисистки Винус Уильямс

Этот мост стал первым подвесным мостом через Босфор и, в итоге, соединил европейскую и азиатскую части Стамбула


О том, чтобы проложить подвесной мост через Босфорский пролив, говорили ещё в 1950 году, когда был полностью готов проект Олега Александровича Керенского, но начали его возводить лишь через 20 лет - 20 февраля 1970 года. Ещё через три года, 29 октября 1973 года, Босфорский мост был торжественно открыт - приурочили это событие 50-летию установления Турецкой Республики

Всего на строительство моста была потрачена огромная по тем временам сумма - $200 миллионов, а его сооружением занимались немецкая фирма Хохтиф и английская Кливленд Инжиниринг


Соответственно таким тратам - и технические данные моста достаточно серьёзные: общая длина 1560 (длина главного пролёта - 1074 метра), ширина - всего 33 метра, а высота опор достигает 165 метров над поверхностью воды. Проезжую часть от воды отделяют 64 метра

Пешеходов на давно уже не пускают - конечно же из-за “любителей пострадать и попрыгать с мостов”, ведь стоит где-нибудь появиться высокому мосту - сразу же набегают тучи самоубийц… Но раз в год, как исключение, на мост пускают людей - в рамках октябрьского Стамбульского марафона, участники которого стартуют в Азии, а финишируют - уже в Европе) Во время марафона автомобильное движение по мосту прекращается


Ежедневно по мосту с континента на континент проезжают 200 000 автомобилей - проезд, конечно же, платный

Кстати, если не ошибаюсь, Босфорский мост является сегодня 13-м по длине подвесным мостом в мире и одним из самых больших сооружений XX века


В 2006 году Босфорский мост был “обновлён” - благодаря компании Philips Lighting, установившей на нём современную светодиодную подсветку. В отличие от прошлой подсветки, эта потребляет на 50% меньше энергии, а также имеет возможность получения множества цветов, отличных от оттенков обычных источников света


Данный материал был подготовлен при поддержке спортивного центра Теннис Парк в Москве, где можно арендовать корт и вдоволь наиграться в теннис. Великая игра аристократов также оставила свой отпечаток в истории Босфорского моста. В 2007 году на мосту состоялся знаковая символическая игра в теннис между американской спортсменкой Винус Уильямс и первой ракеткой турецкого тенниса Ипеком Шинолу. Матч был знаковым потому, что состоялся не только между представителями разных континентов, но и на территории Европы и Азии одновременно - мяч в прямом смысле летал во время игры туда и обратно, ну а после матча был символически запущен в Босфор.


Обзор двух мостов через Босфор – южного, видимого из центра Стамбула (Первого Босфорского, 1973), и северного, более позднего (Моста Фатих, 1988). Оба моста строились и открывались к значимым датам: первый – к 50-летию основания Турецкой Республики М.К. Ататюрком, второй – к 535-летию завоевания Константинополя у Византии. Оба моста достаточно красивые, однако второй мне понравился более. Заодно увидите на снимках, насколько узок Босфор, соединяющий два моря и разъединяющий две части света.

Мост им. султана Мехмеда II Фатиха, 1988

Сперва покажу Первый Босфорский мост (Boğaz Köprüsü). Основные данные :
Длина моста - 1560 метров, длина основного пролета 1074 метров, ширина - 33 метра, высота опор - 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды - 64 метра. Закладка моста, запланированная еще в 1950 г., была осуществлена 20 февраля 1970 года. Открытие моста состоялось 29 октября 1973 года, к 50-летию установления Турецкой Республики. Мост был сооружен немецкой фирмой Хохтиф и английской фирмой Кливленд Инжиниринг.

2. Поскольку Босфор я пересекал несколько раз в разную погоду, то и снимки будут разные по настроению. Этот – сделан, когда я шёл на пароме к вокзалу Хайдарпаша. Погода была почти идеальная. Обратите внимание, как косо идёт по фарватеру торговое судно. Как я потом убедился, путь следования по главному фарватеру там не прямой и довольно сложный, так что лоцман для проводки обязателен.

3. А это он же, но в пасмурную погоду. Идём из Ускюдара.

4. Ещё, с мешающими снимать чайками. Почему-то там их огромное количество, а наиболее продвинутые местные покупают бублики, крошат их и кидают чайкам прямо на ходу, и можно наблюдать настоящий воздушно-птичий спектакль “Забери у соседки на лету кусок”.

5. Опять в хорошую погоду. Снова в кадр поймано транзитное судно, следующее в Чёрное море.

5a. Вечером в какие-то дни его включают, подсветка выглядит вот так. Но не во все дни! (закономерность мне выявить не удалось)

6. Ну и кадр, сделанный из метробуса через стекло, когда я пересекал его сухопутно. Помните, я вам показывал видео “Из Европы в Азию “?

Второй мост, им. Султана Мехмета Фатиха “Завоевателя” (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) показался мне заметно харизматичнее по виду. Все снимки сделаны недалеко от конечной автобуса, который ходит до исторической крепости Румелихиссар. Некоторые – от крепости, некоторые – сверху.

Данные по нему:
Длина моста - 1510 метров, длина основного пролёта 1090 метров, ширина моста - 39 метров, высота опор - 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды - 64 метра.

Второй мост строили японцы, а не европейцы, а по высоте над уровнем моря (64 м) и по высоте пилонов (165 м) он идентичен Первому. Оба моста строго-настрого закрыты для пешеходного движения – можно ехать только на транспорте, от мотоцикла и выше.

7. Общий вид сверху. У азиатского берега на возвышении – громадный флагшток с турецким флагом.

8. Несколько ближе, с видом на азиатский пилон. Обратите внимание, насколько интенсивно там движение. И почему-то тут больше грузовых, чем на Первом мосту – возможно, у турков есть на этот счёт какие-то ограничения. И тяжёлые грузовые на 80% идут из Азии в Европу, а не наоборот. Обьяснения этому факту я быстро не нашёл.

9. Ракурс на Босфор, который там сложно петляет.

10. Ещё вид от крепости.

11. Поднялись выше, кадр ракурсом на север.

12. Фуры в Европу идут почти непрерывным потоком.

13. На самой верхушке сопочки: можно увидеть поток сверху.

14. Вид оттуда же, но на восток, к Азии. Оцените узость Босфора – его ширина тут метров 600-700, наверное. Около берега главным фарватером идёт большое судно, почти по центру – башня крепости “Перерезанное Горло”, построенной этим самым Фатихом в 1452 году всего лишь за полгода. Этим строительством он окончательно перекрыл свободный проход по Босфору и сосредоточил там войска и артиллерию. Через год после постройки крепости несчастный византийский Константинополь падёт.

15. Это же судно, следует к Черному мору. Фарватер и там петляет.

16. Ещё раз вид на мост. Обратили внимание в левом нижнем углу на главный признак Стамбула? Если бы я его приметил раньше, этот снимок попал бы в пост “Стамбульские коты” 🙂

17. Вид на Азию.

18. …и, десертом, на узенький Босфор. Крепость чуть южнее начинается, в кадр не вошла.

Просмотров