Броненосец береговой обороны. Броненосцы береговой обороны типа “Зигфрид” Броненосцы береговой обороны Финляндии

В своём очерке автор постарается осветить строительство германского броненосного флота после объединения страны в 1870-1871 гг. и до начала осуществления программы Тирпица по строительству Флота Открытого моря, развернувшейся в конце XIX века.

И хотя созданный на германских и зарубежных верфях в 1 870-1 880-х гг. броненосный флот ещё не мог тягаться не то что с британским или французским флотами, но и с флотами второстепенных стран, Германии удалось решить главную задачу: обезопасить морские границы на Балтике и создать прочную оборону побережья Северного моря. Главное, что было сделано в те годы, – заложена основа производственной базы военного судостроения, подготовлены офицерские кадры, создан достаточный резерв прошедших военно-морскую службу подданных германской империи.

И основная нагрузка по подготовке флотских “кадров” легла именно на первые броненосцы Германии.

Броненосцы береговой обороны типа “Зигфрид”

Названия этих кораблей соответствовали именам мифических персонажей североевропейских легенд. Зигфрид и Хаген – герои германского эпоса (почти то же, что русские Илья Муромец и Добрыня Никитич); Беовульф – персонаж английских эпических историй; Фритьоф – герой исландских саг; Геймдал – божество и герой норвежских легенд; Гильдебранд – трагический герой германского эпоса; Эгир – бог моря у германских племён.

Проект разрабатывался Имперским морским ведомством в 1885-1887 гг. с учётом опыта франко-прусской войны. Корабли проектировались специально для защиты устьев германских рек и Кильского канала, а также для действий в Балтийском море. Их появление в составе германского флота произошло в тот период, когда обострились колебания во взглядах германского морского командования на крупные корабли в связи с появлением минного оружия.

Броненосцы имели стальной корпус с широкой подводной частью и плоским дном – это способствовало хорошей остойчивости. Имелось два боковых киля, образование кормы было острым, со срезом позади кормового орудия для увеличения сектора его обстрела. Броненосцы довольно хорошо маневрировали и удерживали курс.

В 1899 году, в виде опыта, удлинили “Хаген” с одновременной модернизацией корабля. Работы закончились в 1900 г. и были признаны вполне удачными. До начала 1904 года планировали выполнить аналогичные переделки и на остальных кораблях серии. Как до, так и после модернизации, корабли в незначительной степени отличались друг от друга. Это относилось и к их внешнему виду, и к боевым и техническим характеристикам.

“Зигфрид”. До 1903 г. числился в составе действующего флота, затем выведен в резерв. В 1914 г. корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря, в которой он состоял в 1914-1915 гг. В 1915-1916 гг. корабль числился в береговой обороне. С 1916 г., разоруженный, находился в Виндаве, затем, в качестве учебного судна в Вильгельмсгафене. Исключён из состава флота 17 июня 1919 г. Планировалось переделать “Зигфрид” в плавучий кран, но вкоре он был продан фирме “Н. Peters” за 425 тыс. марок. Разобрали его в 1920 г. у Северного мола в Киле.


“Беовульф”. В 1914-1915 гг. состоял в 6 эскадре Флота Открытого Моря и выполнял задачи береговой обороны на Балтике. В 1916 г. выведен из активной боевой службы, разоружен и служил в качестве учебной цели для подводных лодок, в 1918 г. использовался как ледокол на Балтике, в ноябре 1918 г. интернирован в Стокгольме, 17 июня 1919 г. исключён из списков флота и продан на слом фирме “Norddeutsche Tieefbauges” (Берлин). В 1921 году разобран в Данциге.

“Фритьоф”. Состоял в 6 эскадре Флота Открытого Моря в 1914-1915 гг. В 1915-1916 гг. выполнял задачи береговой обороны на Балтике. В 1916 г. разоружен и использовался как учебное судно в Данциге, в 1923 году перестроен в моторное фрахтовое судно на верфи “De Werckre” в Рюстингене. Разобран в 1930 году в Данциге.

“Геймдал”. В 1914-1915 гг. состоял в 6 эскадре Флота Открытого Моря, в 1915- 1916 гг. выполнял задачи береговой обороны на Балтике. После разоружения использовался как учебное судно для подводников и находился в Эмдене, исключён 17 июня 1919 г. Планировалась перестройка корабля в плавкран. Разобран в Ронебеке в 1921 году.

“Гильдебранд”. В 1914-1915 гг. состоял в 6 эскадре Флота Открытого моря, в 1916 году разоружен и использовался одновременно как учебное судно и опреснитель воды, в 1916-1918 гг. находился в Виндаве, исключён из списков 17 июня 1919 г. 21 декабря 1919 года, следуя к месту разборки, сел на мель у голландского побережья и разрушен последовавшим штормом. Остатки корабля в 1933 году были частично взорваны и разобраны.

“Хаген”. В 1914-1915 гг. состоял в 6 эскадре Флота Открытого Моря, с 1915 года в береговой обороне. В 1915 году разоружен и использовался как учебное судно, базируясь поочерёдно на Свинемюнде, Либаву, Данциг и Варнемюнде. 17 июня 1919 года исключён и продан на слом фирме “Norddeutsche Tiefganges” (Берлин).

“Один”. В береговой обороне в 1914- 1916 гг. С 1917 года использовался как блокшив в Вильгельмсгафене, 6 декабря 1919 г. исключён и продан на слом фирме “F.A. Bernstein” (Гамбург). В 1922 году перестроен в моторное фрахтовое судно на верфи "Wercke” (Рюстинеген). Разобран в 1935 г.

Основные этапы строительства броненосцев типа “Зигфрид”
Название “Зигфрид” “Беовульф” “Фритьоф” “Гильдебранд”
Место постройки “Germania Werft” Киль “A.G. Weser” Бремен “A.G. Weser” Бремен “Kaiserische Werft Киль
Строительный № 44 100 101 20
Стоимость (тыс. марок) 4 770 5 288 5 375 5 895
Заложен 27 декабря 1888 1890 15 февраля 1890 12.1890
Спущен 10 августа 1889 8 ноября 1890 8 ноября 1890 6 августа 1892
Вст. в строй 29 апреля 1890 1 апреля 1892 23 февраля 1893 28 октября 1893
Название “Хаген” “Эгир” “Геймдал” “Один”
Место постройки “Kaiserische Werft” Киль “Kaiserische Werft” Киль “Kaiserische Werft” Вильгельмсгафен “Kaiserische Werft” Данциг
Строительный № 21 22 14 -
Стоимость (тыс. марок) 5 921 6 645 6 110 6 539
Заложен 14 сентября 1891 28 ноября 1892 2 ноября 1891 15 апреля 1893
Спущен 21 октября 1893 3 апреля 1895 27 июля 1892 З ноября 1894
Вст. в строй. 2 октября 1894 15 октября 1896 7 апреля 1894 22 февраля 1896

“Эгир”. С августа 1914 г. служил в 6 эскадре Флота Открытого Моря. Переведён в береговую оборону в 1915 г., в 1916 году разоружен, в 1916-1918 гг. использовался как учебное судно и блокшив в Вильгельмсгафене. Исключён 17 июня 1919 года и продан фирме “F.A. Bernstein”, перестроен в моторное фрахтовое судно на верфи “De Wercke” (Рюстинген). 18 декабря 1929 года сел на мель у голландского побережья. Обломки затем частично разобраны фирмой “Marine-Ehremat Laboe”.

Вскоре после постройки (после 5-7 лет активной службы) на рубеже XIX-XX вв. все броненосцы подверглись капитальной модернизации, изменившей их внешний облик. Работы проводились на казённых предприятиях “Kaiserisce Werft”, но в разных городах – Киле и Данциге.

Все корабли в незначительных деталях отличались друг от друга, но “Эгир” и “Один”, построенные последними, отличались от всей серии довольно серьёзно.

Они имели водоизмещение 3500 т нормальное, 3741 т полное (“Эгир” 3550/ 3574 т), длину 76,4 м по конструктивной ватерлинии, 79 м наибольшую. После модернизации длина составила 81,4 м между перпендикулярами, 84.8 м по конструктивной ватерлинии, 86,13 м наибольшая, ширина 14.9 м по конструктивной ватерлинии, у “Э"гира” и “Одина” 15,4 м, осадка 5,51 м носом, 5,74 м кормой (“Эгир” и “Один” 5,61 м/5,47 м), высота борта 10,23 м на миделе (“Эгир” и “Один” 10,25 м).

Они имели сталежелезную броню

“Компаунд” на тиковой подкладке. На “Эгире” и “Одине”, а также броневые башни главного калибра на “Гильдебранде”, “Хагене” и “Геймдале” установили крупповскую броню, также уложенную на тиковую подкладку. До модернизации пояс по ватерлинии имел высоту 2,115 м и возвышался над водой на 1,4 м. Все плиты крепились на 290-300-мм тиковую подушку. У “Эгира” и “Одина”от 12 до 51-го шпангоута пояс имел толщину 220/120 мм, от ахтерштевня до 12 шпангоута и от 51 шпангоута до форштевня брони не было.

Броневая палуба защищалась 30-35 мм (на “Эгире” и “Одине” 30 мм.) листами. Барбеты главного калибра и башни имели 200-мм (на тиковой 200-мм подушке) плиты, купола башен 30 мм, артиллерийские щиты 12 мм, рубки: носовая 30-80 мм (на “Эгире” и “Одине” 30-120 мм). По бортам проходили пробковые коффердамы.



В 1890-1897 гг. корабли имели противоминные сети.

После модернизации изменилось и бронирование кораблей. Пояс по ватерлинии высотой 2,1 м и возвышавшийся, по- прежнему, на 1,4 м над ватерлинией от ахтерштевня до 5 шпангоута имел толщину брони от 180 до 240 мм. Все плиты укладывались на тик толщиною 100-290 мм. Барбеты и башни главного калибра имели плиты 200 мм (на тиковой подушке в 200 мм), амбразуры башен главного калибра 50 мм, купола башен 30 мм (“Эгир” и “Один” 50 мм). Пробковые коффердамы сохранили.

Корабли были снабжены тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения и имели по 4 локомотивных котла пролётного типа. После модернизации на них установили по 8 водотрубных котлов. На “Хагене” и “Эгире” устанавливались котлы системы Торникрофта, изготовленные заводом “Oderwerke” в Штеттине, на остальных котлы системы “Марине- Шульц”. Корабли имели по два машинных, два котельных отделения, две дымовых трубы (на “Одине” стояла одна труба), один руль обыкновенного типа и по два трёхлопастных винта системы Гирша-Гриффитса. Проектная мощность должна была составить 4800 индикторых л.с., скорость 15 узлов. До и после модернизации броненосцы имели скорость хода в пределах от 14,4 до 15,5 узлов.







Запас топлива составлял 220 тонн угля и 220 т нефти, после модернизации: 350-580 т угля и 100-500 т нефти (“Один” и “Эгир” 270-370 т угля, после модернизации 480-580 т угля и 100- 500 т нефти). Дальность плавания составляла 1490 миль 10-узловым ходом и 740 миль полным, 14-узловым (после модернизации 3400 миль 10-узловым и 1940 миль 14-узловым). У “Эгира” и “Одина” дальность плавания равнялась 2200 миль 10-узловым ходом и 1490 миль 14-узловым.

Электроэнергией корабль обеспечивали 3 динамо-машины мощностью 29-36 кВт, напряжением 67 В. Позже мощность повысили до 48-60 Квт. Броненосец “Эгир” имел 6 динамо-машин мощностью 243 кВт и напряжением 120 В. Позднее мощность повысили до 250 кВт. Этот броненосец из-за наличия большого, по тем временам, количества вспомогательных механизмов получил у моряков прозвище “Электрическая Анна”.



На кораблях было установлено следующее вооружение: 3 240-мм орудия весом по 13 т в башенных установках с боезапасом 204 (позднее увеличен до 225) снарядов, 8 88-мм орудий весом по 6,89 т в установках с общим боезапасом 1500-2000 снарядов. На “Зигфриде” до модернизации стояло только 6 88-мм пушек. После модернизации все броненосцы имели по 10 88-мм орудий, 6 37-мм револьверных пушек, 4 8-мм пулемёта и 1 60-мм десантную пушку. Для вооружения десантной роты на кораблях имелось 118-146 винтовок и 10 револьверов.

Минное вооружение состояло из 4 350-мм торпедных аппаратов (1 кормовой поворотный, 2 бортовых поворотных, 1 носовой) с запасом из 8 торпед. На броненосцах “Эгир” и “Один” установили 3 450-мм торпедных аппарата (2 бортовых поворотных и 1 носовой) с боезапасом из 8 торпед. После модернизации на всех кораблях стояло по 3 450-мм торпедных аппарата (один кормовой поворотный и 2 бортовых) и 1 350-мм (носовой). Боезапас торпед соответственно составил 8 и 3 торпеды. Корабли имели по 2 боевых прожектора.

Экипаж включал 20 офицеров и 256 матросов. На “Гильдебранде” и “Эгире” (как флагманских кораблях) добавлялось ещё по 6 офицеров и 22 матроса.

Шлюпочное вооружение включало 1 паровой катер, 1 вельбот, 2 катера, 1-2 гига, 1-2 яла и 1 (позднее 2) двухвесельный ял.



Броненосцы береговой обороны России

Броненосец береговой обороны «Адмирал Сенявин».

Развитие прибрежных броненосцев российского флота началось в 1861 году с заказа в Великобритании броненосной батареи «Первенец» - первого русского броненосца. По этому образцу в России было построено ещё два корабля. После поступивших в 1862 году из США известий об успешных действиях «Монитора», русское военно-морское ведомство увлеклось строительством этого типа кораблей, именовавшихся в России башенными броненосными лодками. В -1865 годах флот получил десять башенных броненосных лодок типа «Ураган», оснащённых одной двухорудийной башней. Кроме того, флоту были поставлены двухбашенные броненосные лодки типов «Смерч» и «Русалка» . Все эти корабли имели мощное для своих размеров бронирование, но их мореходность оказалась неудовлетворительной. Весьма необычный проект прибрежного броненосца реализовали в -1876 годах для Черноморского флота , построив по проекту вице-адмирала А. А. Попова два броненосца: «Новгород» и «Вице-адмирал Попов», прозванных «поповками» .

Несмотря на программу строительства «большого флота» русское военно-морское министерство сохраняло интерес к броненосцам прибрежного действия. Это объяснялось особыми условиями Балтийского моря, наличием во флотах Германии и Швеции броненосцев береговой обороны и особенно постоянным стремлением к экономии средств, вызывавшем желание строить, как можно более дешёвые, а значит небольшие корабли. Толчком к разработке нового проекта малого броненосца стала разработка во Франции для греческого флота броненосца «Гидра», который имел солидное вооружение и бронирование при водоизмещении менее 5000 тонн. Исходя из этих ограничений, конструктор Э. Н. Гуляев подготовил проект небольшого броненосца с малой осадкой, вооружённого четырьмя 229-мм орудиями в качестве главного калибра. Проект был утверждён в 1891 году , уже после его утверждения вооружение изменили на новейшие 254-мм орудия. Головной броненосец типа «Адмирал Сенявин» был заложен в 1892 году , в том же году начали постройку однотипного «Адмирала Ушакова» . В 1894 году заложили третий броненосец этого типа - «Генерал-адмирал Апраксин» . Выявившаяся в ходе постройки первых двух броненосцев перегрузка вынудила сократить вооружение «Апраксина» до трёх 254-мм орудий. Средний калибр на всех броненосцах был одинаков и состоял из четырёх 120-мм орудий.

Броненосцы береговой обороны Нидерландов

Броненосец береговой обороны «Кёнеген Регентес».

Этот удачный тип получил развитие в броненосце «Мартен Харпертзон Тромп», спущенном в 1904 году . Основным отличием стало размещение 150-мм орудий в башнях вместо казематов. Почти однотипным был «Якоб ван Хеемсверк», спущенный в 1906 году . При несколько меньшем водоизмещении он нёс шесть орудий среднего калибра, вместо четырёх. Все малые броненосцы Нидерландов были качественно построены на отечественных верфях, имели высокий борт и отличались хорошей мореходностью.

Броненосцы береговой обороны Швеции

Броненосец береговой обороны «Свеа».

Особое значение броненосцам береговой обороны придавали в Швеции , чей небольшой флот развивался с оглядкой на возможности России. Не располагая ресурсами для полномасштабной конкуренции на море, шведское военно-морское руководство делало ставку на развитие небольших, но хорошо вооружённых и защищённых артиллерийских кораблей прибрежной зоны, полагая, что в особых условиях шведского побережья, изобилующего шхерами и мелями , такие боевые единицы будут весьма эффективны даже против полноценных броненосцев .

Развитие броненосных кораблей береговой обороны в Швеции, как и в ряде других стран, началось с мониторов. В 1864 году на шведских верфях было заложено сразу три корабля типа «Джон Эрикссон», по образцу знаменитого «Монитора» Дж. Эрикссона . Это были небольшие мониторы с очень низким надводным бортом, вооружённые двумя 240-мм орудиями в единственной башне, способные развить скорость лишь 7 узлов. Водоизмещение этих мониторов не дотягивало даже до 1500 тонн . В 1867 году шведы заложили ещё один монитор - «Локе», немногим более крупный и чуть лучше вооружённый . Хотя все эти корабли подвергались критике за низкую мореходность и тихоходность, шведское военно-морское командование считало их весьма полезными в системе береговой обороны.

Броненосец береговой обороны «Оскар II».

Первыми настоящими броненосцами береговой обороны стали корабли типа «Свеа». Головной броненосец заложили в 1884 году , два последующих в и 1891 годах , в строй они вошли в -1893 годах . При водоизмещении немногим более 3000 тонн, они были неплохо защищены, развивали весьма приличную для своего времени скорость 15-16 узлов и в качестве основного вооружения несли по два 254-мм орудия в носовой башне. Средний калибр был представлен четырьмя 152-мм орудиями . Малая осадка позволяла этим боевым единицам действовать в районах, недоступных для больших кораблей . В начале XX века их перевооружили на скорострельную артиллерию .

Следующая серия броненосцев береговой обороны также состояла из трёх кораблей и известна как тип «Оден» . Они стали развитием предшественников, с несколько улучшенными характеристиками. Главный калибр размещался теперь в двух одноорудийных башнях в носу и корме . В строй вся тройка вошла в -1899 годах . В 1901 году флот пополнил ещё один малый броненосец - «Дристигетен» . Его основной особенностью стал впервые применённый новый главный калибр - 210-мм орудия, средний калибр стал 150-миллиметровым. Такое сочетание закрепилось на шведских броненосцах надолго .

Броненосец береговой обороны «Сварие».

На базе «Дристигетена» шведы разработали новый проект, который размножили в четырёх экземплярах. Это были броненосцы типа «Эран», вошедшие в строй в -1904 годах . Они несли более лёгкую броню, нежели прототип, зато оказались несколько более быстроходными, а их средний калибр теперь размещался в башнях вместо казематов . Завершил линию развития ранних броненосцев шведского флота «Оскар II», построенный к 1907 году . Его водоизмещение превысило 4000 тонн, скорость достигла 18 узлов, а вся среднекалиберная артиллерия теперь размещалась в двухорудийных башнях. Таким образом, шведы за 20 лет построили 12 броненосцев береговой обороны и на некоторое время вошли, благодаря этому, в десятку сильнейших морских держав .

После этого шведы сделали паузу в постройке кораблей этого класса, вернувшись к созданию броненосцев береговой обороны уже после начала Первой мировой войны . В 1915 году был заложен головной корабль типа «Сварие», затем ещё два. Все они вошли в строй в -1922 годах . Следует отметить, что большая часть средств на их постройку была собрана по подписке с населения. Проект действительно стал новым словом в развитии класса. Водоизмещение выросло вдвое и приблизилось к 8000 тонн, главный калибр теперь представляли мощные 283-мм пушки в двухорудийных башнях. Паротурбинная установка позволила этим броненосцам развивать скорость более 22 узлов. Бронирование также было достаточно солидным для кораблей таких размеров.

Шведское военно-морское командование считало этот тип идеальными кораблями береговой обороны. Когда встал вопрос о замене устаревшего «Оскара II», новый проект был разработан на базе «Сварие» . Основным отличием от прототипа должна была стать мощная универсальная и зенитная артиллерия. Но от реализации проекта отказались, вместо этого модернизировав в 1930-х годах все корабли типа «Сварие» .

Последние броненосцы шведского флота планировалось заказать в 1939 году , но ход боевых действий на море в начавшейся Второй мировой войне заставил командование усомниться в соответствии самой концепции броненосца береговой обороны новым реалиям. В итоге, шведы предпочли строить лёгкие крейсера типа «Тре Крунур» .

Броненосцы береговой обороны Норвегии

Броненосец береговой обороны «Норге».

Заказчик был вполне удовлетворён полученными кораблями и поэтому положительно отнёсся к поступившему в конце 1898 года предложению «Армстронга» построить для норвежского флота ещё два броненосца, представлявшие собой усовершенствованную версию «Харальд Хаарфагрфе». Ф. Уоттс разработал шесть вариантов будущего корабля и весной 1899 года оба броненосца типа «Норге» были заложены в Элсвике. От предшествующего типа они отличались несколько большими размерами, менее толстой бронёй, но зато средний калибр был теперь представлен 152-мм орудиями. «Норге» и «Эйдсволд» были переданы флоту в 1901 году . На протяжении последующих 40 лет, четвёрка броненосцев береговой обороны оставались самыми мощными кораблями норвежских ВМС и поддерживались в очень хорошем техническом состоянии.

Броненосцы береговой обороны Дании

Броненосец береговой обороны «Херлуф Тролле».

Развитие броненосных кораблей датского флота в 1860-1880-х годах шло неровно, так как военно-морское командование долго не могло выработать наиболее подходящий для Дании тип малого броненосца. В результате, водоизмещение кораблей этого класса колебалось от немногим более 1300 тонн для «Рольфа Краке» до более чем 5000 тонн для «Гельголанда» . Первый корабль вполне соответствующий классу броненосцев береговой обороны сошёл со стапеля в 1886 году под названием «Ивер Хвитфелд» . При водоизмещении 3300 тонн корабль нёс две 260-мм пушки в барбетных установках, а также 120-мм и малокалиберные орудия.

Спустя десять лет датский флот предпринял попытку создать броненосец с минимально возможной осадкой, для действий в мелководных районах датских проливов . В 1897 году в строй вступил «Скьёльд» - один из самых маленьких броненосцев в мире. За счёт водоизмещения, лишь немногим превышавшего 2000 тонн, удалось добиться осадки около 4 м. Вооружение столь малого корабля естественно оказалось слабым. «Скьёлд» имел одну 240-мм пушку в носовой башне и три 120-мм орудия в одиночных башенных установках в корме .

В дальнейшем, датский флот предпочёл строить броненосцы, близкие по своим характеристикам к шведским. В 1897 году начинается строительство серии кораблей типа «Херлуф Тролле». Головной броненосец вошёл в строй в 1901 году . Каждый из трёх кораблей тщательно испытывался, в строительство последующих вносились изменения, поэтому последний корабль серии пополнил флот лишь в 1909 году .. Различаясь в деталях, все броненосцы этого типа несли по два 240-мм орудия в одинарных башнях и четыре 150-мм пушки в качестве среднекалиберной артиллерии .

Строительство последнего датского броненосца растянулось на девять лет. Решение о строительстве «Нильса Юэля» было принято в 1914 году . Предполагалось создать броненосец с главным калибром из двух 305-мм орудий. Но начавшаяся Первая мировая война показала, что главным противником броненосцев береговой обороны будут скорее лёгкие силы и авиация . Поэтому проект основательно переработали и в 1923 году «Нильс Юэль» вступил в строй имея в качестве основного вооружения десять 150-мм орудий, которые позже дополнили зенитными автоматами . Водоизмещение превысило 4000 тонн, но скорость броненосца осталась весьма скромной и не превосходила предшественников .

Броненосцы береговой обороны Финляндии

Броненосец береговой обороны «Вяйнямёйнен».

Последние в истории броненосцы береговой обороны были построены в Финляндии . Решение о строительстве этих кораблей для финских ВМС было принято в 1927 году , а непосредственной разработкой проекта занималась немецко-голландская компания. Ставилась задача совместить размерность датского броненосца «Нильс Юэль» с вооружением шведского «Сварие», который имел вдвое большее водоизмещение. В итоге на броненосцах удалось разместить мощное вооружение из четырёх 254-мм орудий в двухорудийных башнях, а также 105-мм универсальные орудия и зенитные автоматы. Всё это удалось уместит в водоизмещение около 4000 тонн. Платой за такое достижение стало ослабленное бронирование, причём бортовая броня могла защитить корабль лишь от малокалиберных снарядов и осколков .

Оригинальной оказалась силовая установка. Впервые на надводном боевом корабле установили дизель-электрические агрегаты . Это обеспечивало броненосцам исключительную маневренность, необходимую в услових шхер. Особое внимание уделили конструкции корпуса, позволвшей действовать даже в сложным ледовых условиях, характерных для Финского залива . Головной броненосец «Вяйнямёйнен» заложили в 1929 году , в том же году началась постройка «Ильмаринена» , причём оба строились на отечественных верфях. Оба броненосца вошли в состав флота в 1932 году и стали его самыми мощными кораблями .

Примечания

  1. Военно-морской словарь. - М: Воениздат, 1990. - С. 61. - ISBN 5-203-00174-X
  2. Каторин Ю.Ф. Броненосцы. - СпБ: Галея-Принт, 2008. - С. 109. - ISBN 978-5-8172-0116-1
  3. Каторин Ю.Ф. Броненосцы. - С. 114.
  4. Каторин Ю.Ф. Броненосцы. - С. 46.
  5. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860-1905. - London: Conway Maritime Press, 1979. - P. 360. - ISBN 0-85177-133-5
  6. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860-1905. - P. 361.
  7. Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. - М .: Харвест, АСТ, 2002. - С. 374. - ISBN 985-13-1009-3

Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Ушаков»

Броненосец береговой обороны (ББО) - в силу специфики имел относительно низкий надводный борт и по мореходности уступали эскадренным броненосцам. ББО - боевой корабль имеющий малую осадку, хорошее бронирование и вооружен орудиями крупного калибра. Предназначен для ведения боя на мелководье и защиты побережья. Находился на вооружении большинства морских государств. Броненосцы береговой обороны стали логическим развитием мониторов и канонерских лодок .

Появление

Плавучие батареи

Первый глава государства, кто указал создать броненосные корабли, был Император Наполеон 3. Главный кораблестроитель французского флота Дюпюи-де-Лом, испытав стрельбой железные плиты, создал плавучие батареи Lave ,Tonnante и Devastation . Эти корабли были обшиты 120 мм железными листами и несли вооружение 18 пушек калибра 240 мм.

Эволюция класса

Гибель USS Monitor

Именно из-за низкой мореходности мониторов вице-адмирал Попов предложил свой проект корабля, позже названный «поповками». Так назвали их из-за круглой формы, но не смотря на это, они имели неплохую мореходность.В 1873 году спущен на воду барбетный броненосец «Новгород ». В 1875 году спущен на воду барбетный броненосец «Вице-адмирал Попов » (при закладке в 1874 «Киев»).

Гибель броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Ситуация на Балтийском море требовала строительства броненосцев береговой обороны нового типа. Ими оказались корабли типа «Адмирал Ушаков ». Вооруженные четырьмя 254 мм орудиями, броненосцы этой серии не уступавшие немецким и шведским броненосцам должны были господствовать на Балтике, но участь их была другой. Все три корабля этой серии были потеряны в Цусимском сражении в ходе Русско-японской войны 1904-1905.

Германия

Герания позднее всех европейских стран приступила к строительству броненосцев.Опасаясь нападения Балтийского флота Российской империи в 1888 году были заложены 8 броненосцев береговой обороны типа Siegfried .Вооружение состояло из трехх орудий калибра 240 мм в барбетных установках. По результатам японо-китайской и испано-американских войн деревянные части кораблей, где только возможно, были заменены на металл. После постройки кораблей типа Siegfried , Германия перешла на строительство эскадренных броненосцев .

Для действий на Адриатике Австро-Венгрия в 1893г. были заложены три корабля типа Monarch , в строй вступили в 1898г. Корабли данного типа были похожи на немецкие броненосцы типа Kaiser , несли четыре орудия главного калибра 240 мм и отличались высокой скорострельностью. По сравнению с другими броненосцами береговой обороны были лучшими в своем классе.

Швеция

Броненосец береговой обороны Sverige

Военно-морское ведомство Швеции придавало особое значение броненосцам береговой обороны, так как имело ограниченные ресурсы, а так-же театр боевых действий соответствовал предназначению этих кораблей. В 1865-1867гг. вступают в строй три монитора типа John Ericsson . Это однобашенные мониторы с двумя орудиями калибра 240-мм. В 1881 вступает в строй монитор типа Loke вооруженный двумя 381-мм орудиями. Хотя все четыре монитора были тихоходны (7 узлов), шведское командование считало, что она соответствует решению задач береговой обороны.

В 1886 году вступил в строй первый из трех броненосцев типа Svea . Это были корабли с малой осадкой и несли два орудия главного калибра 254-мм расположенных в носовой башне и четыре орудия вспомогательного калибра 152-мм в каземате. В 1897 году вступил в строй броненосец типа Oden . Этих кораблей тоже было три. Концепция постройки этих броненосцев учитывала борьбу с легкими силами противника (миноносцы, легкие крейсера), в соответствии с ней главный калибр был уменьшен до шести 120 мм орудий. Также на них, как и на кораблях типа Svea были установлены прожектора. В продолжении этой концепции был построен и броненосец типа Dristigheten (1901г.).Две пушки главного калибра 210-мм и шесть вспомогательных калибра 152-мм составляли главную огневую мощь корабля.Такое сочетание орудий осталось на шведских кораблях надолго. Dristigheten послужил прототипом следующей серии кораблей типа Aran из четырех кораблей. Различие заключалось в том что эти броненосцы были слабее бронированы, соответственно и более быстроходны, а так же в том, что орудия 152-мм были установлены в башни. Завершил этот этап строительства броненосец Oscar II .Единственный в своем классе корабль с тремя трубами, артиллерия располагалась в башнях и составляла две пушки калибра 210-мм и восемь 152-мм орудий. В 1915 году вступил в строй сильнейший броненосец береговой обороны типа Sverige . Он считается вершиной развития данного типа кораблей. Его вооружение состояло из четырех пушек главного калибра 283-мм, и восьми вспомогательного калибра 152-мм. В 1939м году шведское военно-морское командование усомнилось в концепции броненосцев береговой обороны и вместо них начали строить легкие крейсера.

Норвегия

Норвежский военно-морской флот развивался по той же схеме, что и ВМФ Швеции. Это объяснялось не только схожим театром боевых действий, но и тем, что эти две страны были связаны договором и координировали свои военные программы. В 1866-1872гг. вступают в строй четыре монитора типа Scorpionen вооруженных одним 270-мм орудием. Они составляли основу береговой обороны до 1897 года, когда англичане построили для ВМФ Норвегии два броненосца береговой обороны типа Harald Haarfagre .Главный калибр этого типа кораблей состоял из двух орудий калибра 210-мм и шести вспомогательных 120-мм орудий. Норвежцы были удовлетворены кораблями этого типа и поэтому заказали еще два корабля типа Norge . Броненосцы этого типа являются развитием проекта Harald Haarfagre . За счет некоторого облегчения брони­рования и увеличения водоиз­мещения было усилено артил­лерийское вооружение. 120-мм орудия вспомогательного калибра заменили на 152-мм орудия. Доста­точно скромные по боевым характеристикам, эти корабли к началу Первой мировой войны являлись самыми крупными и мощными в норвежском флоте.

Дания

До середины XIX века Дания обладала довольно мощным флотом, насчитывавшим в своем составе десятки парусных линейных кораблей, фрегатов, корветов, шлюпов, канонерских лодок.Однако в эпоху паровых броненосных кораблей основу ее флота составили броненосцы береговой обороны.

Броненосец Rolf Krake

Датчане пошли другим путем, отказавшись от мониторов, и заказали в Англии у Каупера Кольза броненосец для защиты побережья Rolf Krake . Это был корабль, оснащенный двигателем в 700 л.с и парусным вооружением шхуны и вооруженный четырьмя орудиями калибра 203-мм, установленных в двух башнях Кольза. Кользу удалось спроектировать башню, конструкция которой оказалась более удачной, чем у Эриксона. Башня Эриксона опиралась на верхнюю палубу. Для поворота требовалось приподнять ее на центральной опорной колонне, повернуть вместе с колонной и снова опустить. Башня Кольза лежала на катках, расположенных по периметру башни, и на центральном штыре, нахо­дившемся под верхней палубой; в результате враще­ние башни не требовало никаких предварительных операций. В 1868 году совершенствуя Rolf Krake , датчане разработали броненосец собственной постройки Lindormen вооруженный двумя орудиями калибра 229 мм. Дальнейшим развитием этого направления стал Gorm . У этого броненосца главный калибр был увеличен до 254-мм. Завершает развитие этого направления броненосец Odin у которого вооружение увеличилось до четырех орудий калибра 254-мм.

Броненосец береговой обороны Niels Juel

Последовательное развитие предыдущих проектов привело датских конструкторов к созданию вполне мореходно­го броненосца береговой обо­роны Helgoland с высотой надводного борта 3 метра. 260-мм орудия находились в каземате, расположенном в средней части корабля (по два орудия на каждый борт). Башня с одним 305-мм орудием находилась на полубаке. Скорострельные 120-мм пушки размещались по одной на баке и корме. Две мачты могли нести, в случае необходимости, парусное вооружение шхуны. В течение многих лет он оставался самым большим и мощным датским военным кораблем. Следующий броненосец Tordenskjold вышел неудачным, так как датчане хотели совместить в одном корабле быстроходный таран и устойчивую огневую платформу. Бронирование ограничили 114-мм бронепалубой, а вооружение составили одно орудие главного калибра 305 мм и четыре орудия калибра 120 мм. В 1886 году спущен на воду броненосец береговой обороны Iver Hvitfeldt . Вооружение состояло из двух орудий главного калибра в 260-мм, размещенных в одноорудийных барбетах и четырех 120-мм орудий вспомогательного калибра. Через 10 лет датчане спускают на воду Skjold . В попытке создать корабль с осадкой в 4 метра датчане уменьшают бронирование и артиллерию и в результате получают корабль при­брежного плавания, по своей конструкции близкий к мониторам. В годы Первой мировой войны он числил­ся броненосной плавбатареей. Вооружен одним орудием 240-мм и тремя 120-мм орудиями. В 1897 году закладывается серия броненосцев береговой обороны типа Herluf Trolle . Вооружены двумя 240-мм и четырьмя 152-мм орудиями. Последний датский броненосец береговой обороны Niels Juel был заложен в 1914 году, а вступил в строй в 1923 году. По результатам Первой мировой войны от первоначального вооружения в два 305-мм и десяти 120-мм орудий отказались и установили десять 152-мм орудия.

Финляндия

Последние европейские броненосцы береговой обороны типа Vainamoinen были построены в Финляндии. Предназначались для защиты фланга финской армии выходящего на Финский залив. Предполагалась использовать их как тяжелые батареи в наступлении или обороне. Вооружены четырьмя орудиями калибра 254-мм и восемью орудиями калибра 105 мм. Прототипом для создания Vainamoinen послужили немецкие корабли типа «Дойчланд» . В 1947 году Vainamoinen продан СССР и вступил в состав Балтийского флота под названием «Выборг».

Закат класса

Броненосец береговой обороны Henri IV

Сама идея появления броненосцев береговой обороны сводилась к тому, что для атаки побережья крупный мореходный броненосец противника будет вынужден войти в прибрежные воды, где меньший броненосец береговой обороны сможет сражаться с ним на равных. Но увеличение дальности стрельбы привело к тому, что броненосцу береговой обороны надо было выходить мористее, где он терял свои преимущества.Кроме того, в связи с увеличением дальности действия морской артиллерии, траектории падения снарядов становились все более и более отвесными и частота попаданий не в борт,а в палубу существенно возросла. Низкобортные корабли лишились, таким образом, своего главного преимущества - малого силуэта и большой площади защищенного броней борта - и более не были столь выгодны. Их недостатки же стали слишком актуальны в новых условиях войны на море. Последняя попытка возродить класс французский броненосец Henri IV оказалась не вполне удачной, и более не была повторена.

В связи с этим, к началу XX века броненосцы береговой обороны строились почти исключительно для флотов скандинавских держав, чьи побережья изобиловали небольшими заливами, бухтами и шхерами, а условия видимости в северных водах чаще всего оставляли желать лучшего. Скандинавские инженеры полагали, что в таких условиях крупные корабли неприятеля не сумеют реализовать свое преимущество в дальнобойной артиллерии, и вынуждены будут входить в мелкие прибрежные воды и вести бой в узких проливах на очень небольшой дистанции. В подобной ситуации, небольшие, хорошо защищенные броненосцы береговой обороны с не слишком мощной, но скорострельной тяжелой артиллерией (калибром от 203 и до 280 миллиметров) могли все ещё быть эффективны.

Однако, если это правило ещё работало против эскадренных броненосцев и ранних дредноутов, то стремительная гонка морских вооружений в начале XX века окончательно поставила крест на броненосцах береговой обороны. Появление супердредноутов с 320-406 миллиметровой артиллерией означало, что любые броненосцы береговой обороны разумных размеров оказались в заведомо проигрышном положении; развитие же авиации, торпедных катеров и эскадренных миноносцев означало, что противник, скорее всего, просто не будет направлять свои тяжёлые линкоры и крейсера в мелкие прибрежные воды. Это подтвердилось с последними броненосцами береговой обороны типа Sri Ayuthia построенных для ВМС Тайланда.

Боевое применение

17 октября 1855 года плавучие батареи Lave ,Tonnante и Devastation подошли к русскому укреплению Кинбурн в устье Днепра. После трехчасового обстрела на русских фортах было разрушено 29 пушек из 62, повреждены брустверы и казематы. Укрепление пришлось сдать. Каждая из батарей получила более 60 попаданий, но броня не была пробита.

Во время Гражданской войны в США 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде произошел бой между родоначальником данного класса USS Monitor и казематным броненосцем CSS Virginia . Формально бой закончился ничьей, хотя каждая из сторон провозгласила этот бой победой. «Южане» доказывали, что они потопили два корабля противника и USS Монитор покинул поле боя, «северяне» отвечали, что блокада не снята, так что цель не достигнута. Но специалисты утверждали, что победила броня.

18 февраля 1864 г. Rolf Krake в дуэли с прусскими полевыми батареями успешно выдержал свыше 100 попаданий снарядов 152 мм нарезных орудий!

15 мая 1905 года броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» был обнаружен японскими броненосными крейсерами Iwate и Yakumo .После предыдущего боя он был поврежден и развивал скорость не более десяти узлов. На предложение сдаться броненосец ответил огнем. После нескольких попаданий японские крейсера вышли из зоны досягаемости русских орудий и расстреляли корабль с дальней дистанции. По японским данным, последний бой броненосца «Адмирал Ушаков» произошел в 60 милях к западу от острова Оки. Корабль скрылся под водой около 10 ч. 50 мин. 15 мая 1905 г. Координаты гибели: 37°02’23″ с. ш., 133°16" в. д.

В конце 1917 года два броненосца типа Monarch Wien и Buda­pest перешли в Триест, откуда они выходили для обстрелов итальянских войск на реке Пьява. Но в ночь на 10 декабря два итальянских торпед­ных катера незаметно преодолели боны и атаковали австрийские броненосцы прямо на якорной стоянке. Одна торпеда попала в Wien и тот быстро за­тонул.

9 апреля 1940 года отряд эсмин­цев под командованием капи­тана 1 ранга Бонте направился на захват Нарвика. Два броненосца ВМФ Норвегии типа Norge ожидали нападения.Поэтому броненосец Norge занял позицию в фиорде, позволявшую ему держать под прицелом своих пушек вход в порт. Тем временем однотипный Eidsvold встал на рейде в боевой готов­ности. Немцам не удалось захватить норвежцев врасплох и поэтому они выслали парламентера на шлюпке. После отказа от капитуляции немецкий офицер, отойдя на безопасное расстояние подал знак, и эсминец произвел залп из торпедных аппаратов. Две торпеды попали в цель и Eidsvold взорвался. Тут же последовала атака на Norge . Из шести торпед в цель попали две, после чего броненосец очень быстро затонул.

Типы Броненосцев береговой обороны разных стран

Все ТТХ в данной таблице представлены по головным кораблям серии.

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
HMS Glatton 1 1871 - 1903 4990 12 2х305 245-304 / / 355 / 305-355
HMS Cyclops 4 1874 - 1903 3560 11 4х254 152-203 / 38 / 203-228 / 228-254
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Cerberus 4 1868 - 1900 3344 10 4х254 152-203/ / 178-203 / 203-254
Tonnerre 2 1879 - 1905 5765 14 2х270 254-330 / 51 / 330 / 305-330
Tonnant 1 1884 - 1903 5010 11,6 2х340 343-477 / 51 / 368 / 368
Henri IV 1 1888 - 1908 8949 17 2х274, 7х140 75-280 / 30-75 / 240 / 305
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
«Ураган » 10 1865 - 1900 1655 7,7 2х229 127/25-37 / / 279
«Смерч » 1 1865 - 1959 1402 9 4х196 102-114/25-37 / / 114
«Русалка » 2 1868 - 1911 1880 9 2х381, 2х229 83-114/25-37 / / 114
«Новгород » 2 1872 - 1892 2491 6,5 2х280, 1х87 229/53-76 / 356 /
«Адмирал Ушаков » 3 1897 - 1905 4700 16 4х254, 4х120 203-254/38-63 / /152-254

Список типов ББО Австро-Венгрии

Ко времени закладки "Фьюри" полным ходом шла достройка четырёх броненосцев береговой обороны. Поскольку они выделялись как самые неудачные изо всех броненосцев, которые когда-либо поднимали белый британский военно-морской флаг, причины их постройки лучше всего объясняет цитата из Спенсера Робинсона:

"Во время паники 1870 г., когда для нашей страны существовала угроза быть втянутой в войну, а для наших портов – подвергнуться вражеским атакам, Совету пришлось заниматься вопросом о местной обороне берегов от любых типов кораблей (более или менее сильно вооружённых), которые могли осуществить попытки разрушения крупных торгово-промышленных центров на нашем побережье. Никакие тяжело бронированные глубокосидящие военные корабли не могли близко подойти даже к самым беззащитным из этих гаваней. Серьёзная атака была осуществима [только] лёгкими судами – скорее всего общей группой из броненосных и неброненосных кораблей… и легко увидеть, что превосходство по всем параметрам остаётся за классом кораблей, принятым Адмиралтейством как часть системы береговой обороны". Для проведения в жизнь этой несерьёзной оборонительной политики Совет принял решение обеспечивать безопасность берегов посредством четырёх мониторов "защиты гаваней", а исходя из соображений как экономии, так и целесообразности, в качестве наиболее подходящего для чрезвычайной программы выбрали проект "Церберуса", слегка его модифицировав.

Всю четвёрку спустили на воду очень скоро ("Циклоп" соскользнул в Темзу через 10 месяцев после закладки), однако когда непосредственная нужда в них ослабла, постройка замедлилась, и только по прошествии нескольких лет они вошли в строй, хотя номинально были сданы подрядчиками и приняты в состав флота в 1872 г.


«Циклоп». Общий вид и схема распределения бронирования


В качестве боевых кораблей они вызывали насмешки всего флота и один из членов Совета, стоявших ранее у истоков их создания, позднее писал в "Тайме": "Отделу главного строителя было дано распоряжение построить корабли, которые могли с лёгкостью перевернуться в открытом море, которые не могли плавать на мелководье, не могли перейти из порта в порт кроме как после тщательного изучения барометра, но могли легко отправиться на дно во время шторма, а также вследствие целого ряда прочих причин, и которые получили в итоге минимальную наступательную мощь при максимальной оборонительной. Эту задачу отдел главного строителя решил очень верно и с большим умом, дав нам корабли "береговой обороны", которые не могут защитить наших берегов… что же тогда вообще означает корабль "береговой обороны"?" Хотя и построенные по проекту, разработанному специально для корабля защиты гаваней, они были отнесены к "кораблям береговой обороны", способным прибыть в любую точку побережья – туда и тогда, где требовалось их присутствие, и в этом качестве способных безопасно выйти в море. До окончания их постройки Комитет по проектам, исследуя разнообразие и различия кораблей того периода, единогласно заявил, что "без использования определенной надстройки вдоль бортов этих кораблей на значительной части длины корпуса они с безопасностью могут перейти из порта в порт только в хорошую погоду", и рекомендовал для этого расширить бруствер до бортов и перекрыть его палубой, в качестве меры как для улучшения остойчивости, так и создания лучших условий для экипажа.

Отдел главного строителя уже предлагал подобное расширение бруствера в качестве меры предосторожности, поскольку имевшиеся данные для расчёта остойчивости низкобортных кораблей в открытом море пока не получили практического подтверждения. Однако по той причине, что любые конструктивные изменения решались только Советом, который вполне устраивало уже существующее положение, они были достроены в соответствии с первоначальным проектом, и предписанные изменения последовали только в 1886-1889 гг. Добавленная надстройка, где расположились помещения командира, дополнительные кубрики для команды, каюта-читальня, лазарет и т.д., сделала корабли более остойчивыми, а их обитаемость – значительно лучшей.


Вооружение

Если на "Руперте" отношение веса вооружения к водоизмещению было самым низким из всех кораблей береговой обороны, то корабли класса "Циклоп" являли собой противоположную крайность, поскольку на каждую тонну их вооружения приходилось лишь 48 т водоизмещения. Четыре 10" 18-тонных орудия устанавливались на станках Скотта смешанной конструкции на бортовом штыре, оснащались гидроприводами вместо рычагов и были гораздо более эффективными в отношении наводки и обслуживания, чем любые из более ранних на флоте. Во время модернизации на навесной палубе установили противоминную батарею из четырёх 47мм орудий и пяти картечниц, а также два прожектора.


Бронирование

Надводный борт полностью защищался броней, общий вес которой в составе нагрузки был так же высок, как и доля вооружения, и примерно равнялся таковому "Глаттона", где он составлял треть водоизмещения. Однако неся по две башни и бруствер больших размеров, "циклопы" имели и сравнительно более значительную площадь, которую следовало защитить бронёй, а наибольшей толщины на них достигали лобовые плиты башен – 254 мм. Но, поскольку не предполагалось, что они могут встретить на мелководье ничего более серьёзного, чем лёгкие корабли, подобный уровень бронирования расценивался как вполне достаточный.

Пояс по ватерлинии имел толщину 203 мм в середине и утончался до 152 мм к оконечностям, таран бортовой бронёй не подкреплялся. Высота бруствера над ватерлинией составляла 2,97 м, он бронировался 229мм плитами с бортов и 203мм на скруглениях со стороны оконечностей, где устанавливалось по орудийной башне, защищенной 229мм бронёй (254 мм в лобовой части). И верхняя палуба," и палуба бруствера имели толщину 38 мм, обшивка – толщину 25-32 мм.


Оснастка

Как реликвию исходного проекта "Церберуса", "Циклоп" и "Геката" сохранили небольшую мачту-стойку в носу перед башней, несколько слева от неё, которая использовалась в качестве опоры для оттяжек шлюпочного выстрела. "Горгона" и "Гидра" имели только грот-мачту.


Мореходные качества

Как и можно было ожидать, эти корабли не принимали большого участия в жизни флота, и год за годом крутились на своих якорных стоянках в акваториях верфей. В апреле 1878 г. их не распределили между портами, а присоединили к Эскадре специальной службы сэра Купера Ки, собранной на рейде Портленда, и остававшейся там в течение четырёх месяцев в период напряжённости, связанной с русско-турецкой войной. В 1887 г. все четыре корабля снарядили для маневров и они совершили морские переходы, "Горгона" выдержала шторм у Куинстауна и, по мнению адмирала Бэлларда, оказалась "не так плоха, как торпедная канонерская лодка, но много рыскала на курсе". Хотя их обитаемость оставляла желать много лучшего, экипажами они расценивались как вполне надёжные корабли. После расширения бруствера ситуация значительно улучшилась, но в море они оказались подвержены тем же неудобствам, что и "Девастейшн", поскольку получили на юте такие же "кормовые мешки" (полукруглые в плане палубные каютные надстройки). Угол наибольшей остойчивости равнялся 25°, угол опрокидывания составлял 39°15\


Модернизация

Все четыре корабля вывели из строя для модернизации между 1885 ("Геката") и 1889 г., во время которой их оборудовали дополнительными надстройками вокруг бруствера, а палубы бруствера и верхняя получили дополнительные подкрепления. В носу добавилась водонепроницаемая переборка и дополнительная платформа, появился фальшкиль. Поскольку на навесной палубе появились скорострельные орудия, её пришлось несколько расширить.


Броненосцы береговой обороны класса "Циклоп"

Строитель

Спущен на воду

Введён в строй

Стоимость


"Тэмс Айрон Уоркс"


"Горгона"

"Палмерс"




Размерения, м

68,6 х 13,72x4,94


Водоизмещение, т

3480 (после модернизации 3560), корпус и броня 2730, оборудование 750


Вооружение

4 10" 18-тонных дульнозарядных нарезных (вес бортового залпа 744 кг)


Броня, мм

пояс 152-203, бруствер 178-229, башни 229-254, боевая рубка 203-229, палуба 38, обшивка 25-32, подкладка 230-280 (тик) (общий вес бронирования 1130 т)


Механизмы

"Циклоп", "Гидра": 2 комплекта компаунд ("Джон Элдер"), 2 цилиндра высокого давления (диаметр 787 мм), 2 цилиндра низкого давления (диаметр 1448 мм), ход поршня 686 мм, "Циклоп": индикаторная мощность 1660 л.с, 11 уз, "Гидра": индикаторная мощность 1472 л.с, 11,2 уз,

"Геката", "Горгона": 2 комплекта горизонтальных 4-цилиндровых простого расширения, прямого действия ("Равенхилл"), диаметр цилиндра 1143 мм, ход поршня 610 мм, "Горгона": индикаторная мощность 1670 л.с, 11 уз, "Геката": индикаторная мощность 1755 л.с, 10,9 уз,


Запас топлива, т


Экипаж, чел.

156 (после модернизации 191)


"Циклоп"

Прибуксирован для достройки в Девонпорт в январе 1872 г. и помещён до готовности в апреле 1877 г. в 1 -ю дивизию Резерва, затем придан Эскадре специальной службы (апрель-август 1878 г.), после чего выведен в резерв в Чатеме. Модернизация в 1887-1889 гг. в Портсмуте: надстройки вдоль бортов, сетевая защита, скорострельные орудия. Участвовал в маневрах в 1887, 1889, 1890 и 1892 гг., затем переведён в состав Резервного флота. В 1901 г. исключён из списков активного флота.


"Горгона"

Прибуксирована в апреле 1872 г. и помещена в резерв в Девонпорте. Служила в качестве тендера "Кембриджа" в период с 1874 по 1877 г., после чего введена в строй для Эскадры специальной службы на период апреля-августа 1878 г. С 1878 г. снова тендер "Кембриджа". Модернизация в 1888-1889 гг., участвовала в маневрах 1887, 1889, 1890 и 1892 гг. После этого в составе Резервного флота в Девонпорте до исключения из списков в 1901 г.


"Геката"

Пришла в Девонпорт в апреле 1872 г. и достраивалась до 1877 г. Введена в строй для Эскадры специальной службы в апреле 1878 г., в августе 1878 г. выведена в резерв в Девонпорте. Модернизация в 1885-1886 гг., участвовала в маневрах 1887, 1889, 1890 и 1892 гг., затем в составе Резервного флота в Девонпорте до исключения из списков в 1901 г.



«Геката» в 1878 г.


"Гидра"

Пришла в Девонпорт в августе 1872 г. и неспешно достраивалась до 1877 г. В апреле 1878 г. введена в строй для Эскадры специальной службы, в августе 1878 г. выведена в резерв в Ширнессе. Служила тендером "Дункана", на зиму становилась в док. Модернизация в 1888-1889 гг., участвовала в маневрах 1887, 1889,1890 и 1892 гг. Находилась в Резервном флоте в Чатеме до исключения из списков 1901 г.



«Гидра» после вступления в строй




Броненосец «Гидра»

Все четыре корабля проданы на слом в 1903 г. по 8400 ф.ст. за каждый.

Просмотров