Линкор леонардо да винчи. Leonardo da Vinci (Леонардо да Винчи)

RN Leonardo da Vinci

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерийское

  • 13 орудий 305-мм/46 Mod.1909;
  • 18 орудий 120-мм/50 Mod.1909;
  • 16 орудий 76-мм/50 Mod.1909;
  • 6 орудий 76-мм/40 Mod.1916.

Торпедное

  • 3 x 450-мм торпедных аппарата.

Однотипные корабли

История создания

Итальянская военно-техническая мысль на рубеже XIX-XX веков характеризовалась чрезвычайным разнообразием идей, вытекающим подчас в самые неожиданные и оригинальные решения при создании проектов боевых кораблей. Результатом стало создание оптимального типа боевых кораблей, а именно серии броненосцев типа Redgina Elena , на момент закладки (1901 г.) превосходящих большинство кораблей по характеристикам.

В том же 1901 году видный итальянский инженер-кораблестроитель полковник Витторио Куниберти (1854-1913) выдвинул принципиально новую концепцию боевого корабля со скоростью не менее 20 узлов и артиллерией единого калибра - 305 мм. Основные постулаты были просты:

  • для потопления противника в артиллерийском бою следует нанести ему как можно больше попаданий в район ватерлинии, где сосредоточены все важные объекты корабля;
  • этот участок защищается наиболее толстой броней, пробить которую могут только орудия калибра 12 дюймов и выше;
  • скорострельность таких орудий не высока, следовательно, для обеспечения требуемого количества попаданий необходимо наращивать число орудий.

Плиты сталеникелевой брони для итальянских линкоров поставляли: британская фирма Steel Company из Глазго, американские Carnegie Steel Company из Питтсбурга и Bethlehem Steel из Бетлехема, а их цементирование по технологии Круппа производилось на сталелитейных заводах Vickers Terni (совместное предприятие британской Vickers Ltd и итальянского сталелитейного предприятия города Терни) в самой Италии, с процессом производства последних возникали проблемы. Сроки поставки артиллерии главного калибра были нарушены, изготовление башен фирмой WG Armstrong Whitworth & Co Ltd задержалось более чем на год.

На темпах постройки также сказалась начавшаяся итало-турецкая война, заставившая перевести часть занятых рабочих на ремонт кораблей, участвовавших в боевых действия.

Техническое описание

Бронирование

При проектировании защиты линкора итальянские конструкторы пожертвовали бронированием в угоду орудийной мощности и скорости. Общий вес брони по официальным данным составлял 5150 т., что в свою очередь равнялось 22,4 % от нормального водоизмещения. Это самый низкий показатель даже среди линкоров первого поколения. Броневая защита линейных кораблей типа Conte di Cavour выполнялась по классической для своего времени схеме. Наиболее толстая броня располагалась по ватерлинии, становясь тоньше с каждым межпалубным промежутком вплоть до палубы полубака. Итальянские конструкторы претворяли в жизнь идею максимальной площади защиты надводного борта за счет некоторого уменьшения толщины брони.

Главный броневой пояс

Главный броневой пояс на линкорах типа Conte di Cavour простирался от барбета башни № 1 (шп. 58АV) до барбета башни № 5(шп. 63АD) и состоял из двух рядов плит. Нижний имел толщину 250 мм в верхней и центральной части, утончаясь до 170 мм к нижней кромке. Его высота составляла 2,8 м, из которых 1,2 м при нормальной нагрузке возвышались над водой.

Над ним - между нижней и главной палубами располагался верхний ряд плит толщиной 220 мм и высотой 2,3 м. Главный пояс замыкался 130-мм траверсами, а в нос и корму продолжался плитами толщиной от 130 до 80 мм (по мере приближения к оконечностям броня становилась тоньше) . Выше него находился верхний пояс длиной 138 м и толщиной 130 мм в центральной части, он тянулся от барбета башни № 5 главного калибра до форштевня, где утончался до 70 мм, а в кормовой части завершался 110-мм траверсом.

Каземат противоминной артиллерии, расположенный между барбетами возвышенных башен, защищался 110 мм броней. Вся вертикальная броня устанавливалась на деревянную подушку, и крепилась непосредственно к обшивке.

Практически вся горизонтальная броня итальянских дредноутов выполнялась двухслойной. Верхний слой изготавливался из стали высокого сопротивления, по своим свойствам аналогичной британской НТ (high tension), которая использовалась как конструкционный материал, а нижний слой - из обычной итальянской кораблестроительной стали, по качеству заметно уступавшей предыдущей.

Нижняя палуба

Нижняя палуба в пределах главного броневого пояса имела толщину 24(12+12) мм в плоской части и 40(20+20) мм на скосах, примыкавших к нижней кромке главного пояса. Вне пояса - за 130-мм траверсами - она имела карапасную (от англ. carapace - панцирь) форму и в оконечностях опускалась также до уровня нижней кромки пояса. Толщина панциря почти по всей длине палубы составляла 24(12+12)мм и только в носовой части (в нос от 77-го шпангоута) уменьшалась до 22(11+11) мм. В корме панцирная палуба служила защитой для рулевых машин и их проводов.

Главная палуба

Главная палуба, примыкавшая к верхней кромке 220-мм бронепояса, была плоской на всем протяжении. Так же как нижняя, она имела дифференцированную толщину. В центральной части корабля, между барбетами возвышенных башен (от 35-го носового до 40-го кормового шпангоута), ближе к диаметральной плоскости толщина палубы составляла 30(18+12) мм, а между внутренней продольной переборкой и внешней обшивкой-31(18+13)мм.

Боевая служба проходила по месту базирования 1-й эскадры в Торанто, по факту новые линкоры простаивали на якоре, за исключением периодических учебных стрельб.

На 3 августа 1916 года планировался выход в море для очередных учебных стрельб, корабль прошедший докование в Торанто, стоял на внутреннем рейде морской базы Мар Пикалло. Днем 2 августа проводилась погрузка дополнительного боезапаса для запланированного выхода на учебные стрельбы (чтобы не тратить основной боекомплект). Общий вес боекомплекта достиг 700 т. Все снаряды и заряды были приняты в исправном состоянии, никаких замечаний не отмечено.

Хроника событий

Перевернувшийся Leonardo da Vinci на внутреннем рейде Торанто.

23:00 2 августа 1916 года, офицеры и матросы почувствовали небольшое сотрясение корабля, произошел взрыв малой мощности в кормовой части корабля. В отделении кормовой башни № 5 обнаружен дым. Прибывший на место командир корабля, капитан 1 ранга Сомми Пиченарди, объявил боевую тревогу и приказал затопить забортной водой кормовую группу погребов. Открыты кингстоны для затопления погребов, разнесены шланги для тушения пожара в корме.

23:16 из элеватора № 10 кормовой башни № 5, показалось сильное пламя в сопровождении большого количества искр. Пожар перекинулся на батарейную палубу 120 мм орудий правого борта, распространяясь в направлении носовой части корабля. Стоящие на рейде корабли заметили огонь и дым. Принятых капитаном мер оказалось недостаточно.

23:22 Второй взрыв в кормовой части корабля, по произведенным повреждениям многократно превышавший первый. Появились потери личного состава. Разрушены корпусные конструкции - через пробоины и поврежденные кингстоны затопления в корпус начала поступать забортная вода в больших объёмах. Начата эвакуация личного состава.

23:40 Линкор постепенно погружается кормой с быстро растущим креном на левый борт. Эвакуация личного состава продолжается.

23:45 Leonardo da Vinci переворачивается килем вверх и тонет на глубине порядка 10-11 метров. В результате пожара и последующей потери плавучести погиб 21 офицер из 34 и 227 старшин и матросов из 1156. В числе погибших был капитан 1-го ранга Сомми Пиченарди.

Выяснение обстоятельств гибели

Первоначальной причиной гибели считался саботаж (как в случае с Benedetto Brin ), но следственная комиссия, во главе с адмиралом Наполеоне Каневаро, не смогла найти неопровержимых доказательств в пользу саботажа. Комиссия ограничилась лишь заключением, что причина первого взрыва не была связана с низким качеством принятых боеприпасов.

В ноябре 1916 года удалось пролить свет на причины гибели крупных кораблей итальянского флота, органы итальянской контрразведки вышли на след шпионской организации. Главой шпионской сети оказался служащий папской канцелярии, который оказался агентом «Австрийской военно-морской информационной службы» (военно-морская разведка). Штаб квартира организации располагалась в Цюрихе (Швейцария), в результате спец. операции контрразведкой Италии были выкрадены секретные документы.

Бумаги указывали, что взрывы на кораблях Benedetto Brin и Leonardo da Vinci организовал один человек - некто Луиджи Флидер. Непосредственным исполнителем диверсии на Leonardo da Vinci был никому не известный Лео Фалл (возможно псевдоним Луиджи Флидера). Документы указали, что на корабль была пронесена бомба с часовым механизмом, которую установили в пространстве двойного дна под кормовым погребом. Это стало возможно из-за суматохи во время подготовки корабля к выходу в море. Так же есть сведения, что после выхода из дока на корабле находилось большое количество рабочих устранявших различные недоделки, диверсант мог затеряться среди них.

Однако находились сторонники версии, что спец. операция стала разочарованием для итальянских спецслужб и никакой новой информации из украденных бумаг они не узнали, а информация о диверсиях была подготовленной «пустышкой». Однако в пользу версии о диверсии известно, что после окончания Первой Мировой Войны итальянской контрразведкой был выслежен некто Лео Фалл, находившийся в тот момент в Инсбруке, арестован и позднее повешен.

Дальнейшая судьба

Leonardo da Vinci заводят в сухой док при помощи пантонов и буксиров.

Вскоре было принято решение о скорейшем поднятии судна и возвращении его в строй, но для этого требовались серьезные водолазные работы по разгрузке судна, демонтаж паровых труб, для уменьшения веса и высоты судна, т.к самый глубокий сухой док Торанто имел глубину 12,2 м, высота Leonardo da Vinci c трубами 15,2 м. На судоподъемные работы было выделено около 150 рабочих, рабочие трудились на протяжении 30 месяцев. Лишь в конце августа 1919 года линкор показался вверх килем на поверхности. После окончательного демонтажа башен и надстроек 17 ноября 1919 года, корабль ввели в сухой док.

Обследование судна показало, что взрыв образовал пробоину в районах выходов дейдвудов гребных валов обоих бортов, повредил несколько палуб и водонепроницаемых переборок в районе погребов главного калибра (под башнями № 5 и № 4). Дальнейшему проникновению воды в отсеки и коридоры способствовали не задраенные водонепроницаемые переборки. Обе палубы были сильно повреждены, ремонт начался именно с них. Пробоину в корпусе залатали.

Закончив полную герметизацию принято решение выводить корабль на глубокую воду. Днем 24 января 1921 года произведено частичное затопление отсеков правого борта и при помощи буксиров корабль поставили на ровный киль. Башни поднимались отдельно, при помощи специально для этого построенных понтонов.

Первоначально планировалось восстановить корабль с внесением изменений в проект, а именно без центральной башни (для улучшения отстойчивости), установкой шести 102 мм зенитных орудий вместо установленных 76 мм. Но из-за отсутствия финансирования планы по восстановлению и модернизации пришлось отложить. Окончательный крест на восстановлении линкора поставило подписание Италией, 6 февраля 1922 года, Вашингтонского морского соглашения

Leonardo da Vinci в нормальном положении после закачки воды в отсеки правого борта. Поднят флаг ВМС Италии.

Леонардо да Винчи
RN Leonardo da Vinci

Открытка с изображением линкора «Леонардо да Винчи»
Служба
Италия Италия
Название Леонардо да Винчи
Оригинальное название RN Leonardo da Vinci
Класс и тип судна Линкор типа «Конте ди Кавур»
Порт приписки Генуя , Таранто
Организация Королевские военно-морские силы Италии
Изготовитель Oto Melara
Строительство начато 18 июля
Спущен на воду 14 октября
Введён в эксплуатацию 17 мая
Выведен из состава флота 17 сентября
Статус 26 марта продан на слом
Основные характеристики
Водоизмещение 23458 т (стандартное)
25489 т (полное)
Длина 176 м
Ширина 28 м
Осадка 9,3 м
Бронирование
  • Пояс на ватерлинии: 130-250 мм
  • Палуба: 24-40 мм
  • Орудийные башни: 240-280 мм
  • Барбеты : 130-230 мм
  • Рубка: 180-280 мм
Двигатели 4 паровые турбины Parsons, 20 паровых котлов Blechynden
Мощность 30 700-32 800 л. с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 21,5 узлов
Дальность плавания 4800 морских миль (10 узлов)
1000 морских миль (22 узла)
Экипаж 1000 человек (31 офицер и 969 матросов)
Вооружение
Артиллерия
  • 13 × 305-мм орудий
  • 18 × 120-мм орудий
  • 14 × 76,2-мм орудий
Минно-торпедное вооружение 3 x 450-мм торпедные аппараты

Описание

Размеры и скоростные характеристики

Длина линкора составляла 168,9 м по ватерлинии и 176 м максимально. Ширина корабля была 28 м, осадка составляла 9,3 м . Водоизмещение составляло от 23088 до 25086 т. У линкора было двойное дно, он был разделён на 23 отсека. Экипаж составлял ровно тысячу человек (31 офицер и 969 матросов) . Главную энергетическую установку составляли четыре турбины Parsons, приводившие в действие четыре винта. Пар для турбин давали двадцать котлов Blechynden: восемь работали на мазуте, двенадцать на угле. «Леонардо да Винчи» по плану должен был развивать скорость в 22,5 узла при мощности в 31 тысячу л.с., однако на морских испытаниях он серьёзно отставал от требований. При усилении мощности до 32800 л.с. скорость не превышала 21,6 узлов. На корабле были запасы угля в 1470 т угля и 860 т мазута , дальность плавания составляла 4800 морских миль при 10 узлах и 1000 морских миль при 22 узлах .

Вооружение

На «Леонардо да Винчи» были установлены тринадцать 305-мм морских орудий 46 калибра в пяти орудийных башнях: три строенных и два сдвоенных. От носа до кормы эти башни обозначались буквами A , B , Q , X и Y . Вертикальный угол подъёма составляли от -5 до +20°, запас каждой башни составлял до 100 снарядов при норме в 70. Исторические источники не дают однозначную оценку качества стрельбы этих орудий: по данным историка Джорджо Джорджерини, один 452-килограммовый бронебойный снаряд из 302-мм пушки развивал скорость до 840 м/с и обладал дальностью полёта в 24 км , а по данным Нормана ФРидмана, снаряд обладал массой от 416,52 до 452,3 кг и развивал скорость в 861 м/с .

Универсальными орудиями являлись 18 120-мм орудий 50 калибра, расположенные в казематах по бортам. Угол подъёма составлял от -10 до +15°, скорость стрельбы составляла 6 снарядов в минуту. Один такой взрывоопасный снаряд массой 22,1 кг мог развивать скорость в 850 м/с и обладал дальность полёта в 11 км (всего было 3600 таких снарядов на борту линкора). «Леонардо да Винчи» обладал также защитой от торпедных катеров: 14 76-мм пушек 50 калибра, 13 из которых устанавливались как на вершинах орудийных башен, так и всего на тридцать различных позициях на линкоре (в том числе на верхней палубе). Характеристика их не отличалась от 120-мм пушек, хотя они обладали скорострельностью в 16 снарядов в минуту. Один 6-кг снаряд развивал скорости до 815 м/с и пролетал примерно 9,1 км. На линкоре были также три торпедных аппарата калибром 450-мм: по одному на борт и один кормовой .

Броня

Линкоры типа «Конте ди Кавур» обладали мощной бронёй на поясе ватерлинии высотой в 2,8 м, из них часть брони высотой 1,6 м была ниже ватерлинии. Максимальная толщина достигала 250 мм в центре борта при 130 мм на корме и 80 мм на носу. Низкая часть этого пояса имела толщину в 170 мм. Над основным поясом была броня толщиной в 220 мм, которая достигала высоты в 2,3 м до верхней палубы. Ещё выше была броня в 130 мм толщиной длиной в 138 м от носа до орудийной башни X . Верхняя часть этого бронепояса защищала казематы (толщина в 110 мм). У линкора были две бронированные палубы: основная палуба была защищена двухслойной бронёй в 24 мм, которая ближе к главному поясу достигала толщины в 40 мм (листы были расположены на уклонах); вторая палуба была защищена 30-мм броневыми листами с два слоя. Передние и задние поперечные переборки соединяли бронепояс с палубой .

Лобовая броня орудийных башен составляла 280 мм, бортовая - 240 мм, кормовая и верхняя - 85 мм . Барбеты имели толщину брони в 230 мм над баком , 180 мм между баком и верхней палубой и 130 мм за верхней палубой. Передняя рубка была защищена листами толщиной в 280 мм, кормовая - в 180 мм .

Служба

«Леонардо да Винчи» строился компанией «Одеро» (позднее «Ото Мелара») на верфи Сестри Поненте в Генуе. Заложен был 18 июля , спущен на воду 14 октября , достроен и зачислен на службу 17 мая . В боевых столкновениях не участвовал, большую часть времени простаивал на якоре в порту Таранто, главной военно-морской базы Италии.

Королевский военно-морской флот Италии заявлял, что корабль необходимо немедленно поднять со дна моря. Однако для этого необходимо было с корабля достать боеприпасы и запасы топлива и снять орудия, чтобы уменьшить массу и вес судна. Проблема заключалась в том, что самый крупный сухой док в Таранто имел глубину только в 12,2 м при размерах «Леонардо да Винчи» в 15,2 м. Это означало, что с корабля нужно было снять и трубы .

На подготовку к операции по поднятию судна итальянцы потратили два года, и 17 сентября , уже после войны, линкор удалось поднять со дна. К сухому доку был выкопан канал, по которому линкор был отбуксирован. Для устойчивости корабля были построены дополнительные деревянные леса, которые оставались там даже после того, как с «Леонардо да Винчи» откачали всю воду. Обе палубы были сильно повреждены, вследствие чего ремонт судна начался именно с них. Для сохранения устойчивости корабля был дополнительно загружен балласт массой в 410 т. После герметизации корабль был выведен на глубокую воду, в отсеки правого борта была закачана вода массой в 7600 т , и 24 января корабль был возвращён в нормальное положение.

Изначально планировалось восстановить корабль по изменённому проекту - без центральной башни (для улучшения остойчивости) и с установкой шести 102-мм зенитных орудий вместо прежних 76-миллиметровок . Однако в королевской казне не нашлось денег на ремонт, и 22 марта корабль был продан на слом .

Примечания

Литература

  • Allen, M. J. The Loss & Salvage of the "Leonardo da Vinci" (англ.) // Warship International (англ.) русск. : magazine. - Toledo, Ohio: Naval Records Club, 1964. - Vol. I , no. Reprint . - P. 23-26 .
  • Conway"s All the World"s Fighting Ships: 1906–1921. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1984. -

Leonardo da Vinci (Леонардо да Винчи)
«Leonardo da Vinci»
(«Леонардо да Винчи»)

линкор (Италия)

Тип: линкор (Италия).
Водоизмещение: 25250 тонн.
Размеры: 176 м х 28 м х 9,3 м.
Силовая установка: четырехвальная, турбины.
Вооружение: восемнадцать 120-мм (4,7"), тринадцать 305-мм (12") орудий.
Бронирование: 127—248 мм — пояс, 280 мм — башни, 110—127 мм — батарея.
Спущен на воду: октябрь 1911 г.
Приведено изображение на 1916 г.

«Leonardo da Vinci» и два однотипных корабля представляли собой дальнейшее развитие дредноутов типа «Dante Alighieri». В диаметральной плоскости были расположены пять башен с тринадцатью тяжелыми орудиями 1 . Вместо того, чтобы размещаться в двухорудийных башнях, вспомогательная артиллерия концентрировалась в казематах в центральной части корабля. Силовая установка развивала мощность 31000 л. с., дальность хода составляла 4800 миль (9120 км) при скорости 10 узлов. «Leonardo da Vinci» вступил в строй в 1914 г., и в 1916 г. погиб в порту Таранто в результате внутреннего взрыва. В 1919 г. его подняли, а в 1923 г. сдали на слом.

Примечание:
1 Линкор имел уникальную конструкцию: три трехорудийные и две двухорудийные башни. Понятно, что по первоначальному замыслу башни должны были быть одинаковыми, но два орудия сократили в целях экономии.


Энциклопедия кораблей. - М.: Полигон . Крис Маршал . 1997 .

Смотреть что такое "Leonardo da Vinci (Леонардо да Винчи)" в других словарях:

    Леонардо да Винчи - биография - (Leonardo da Vinci) Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452 1519) Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) Биография Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи… …

    Леонардо да Винчи - (1452 1519 гг.) живописец, скульптор, архитектор, инженер и философ Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности. Было вино поглощено… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Леонардо да Винчи - (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых… … Большая советская энциклопедия

    Леонардо да Винчи - ЛЕОНАРДО (правильнее Лионардо) да ВИНЧИ (Lionardo da Vinci, 1452 1519) великий итальянский художник и ученый, совершеннейший представитель того типа «универсального человека» (uomo universale), к рый был идеалом итальянского Ренессанса (см.). Сын … Литературная энциклопедия

    Леонардо Да Винчи - (Leonardo da Vinci) 1452, Винчи 1519, Амбуаз. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, теоретик искусства. Мастер флорентийской школы, ученик Верроккио. Творческий путь начал во Флоренции. В 1481/1482 был приглашен в Милан… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Леонардо да Винчи - (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467… … Художественная энциклопедия

    Леонардо да Винчи - Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком). Около 1478. Эрмитаж. Ленинград. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452—1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал… … Художественная энциклопедия

    Леонардо да Винчи - Леонардо Да Винчи. Автопортрет. Ок. 1510 13. Библиотека. Турин. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - (Leonardo da Vinci) (1452 1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном… … Энциклопедия Кольера

    Леонардо да Винчи - (Leonardo da Vinci) (1452—1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Первым начал систематизированное изучение проблем полёта. Пытался постигнуть природу сопротивления среды движению в ней тел,… … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Календарь 2017 (на спирали). Leonardo da Vinci , . Леонардо да Винчи - крупнейшая фигура итальянского Возрождения, обладатель великого множества талантов и необычно широкого кругозора. Он был не только значимой фигурой в истории искусства -… Купить за 1046 руб
  • Карты игральные. Леонардо да Винчи , . 54 carte da gioco illustrate rivelano il genio di Leonardo Da Vinci nelle arti e nelle scienze…
Подъём затонувших кораблей Горз Джозеф

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ДЛЯ «ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ»

Янг недолго оставался монополистом в использовании сжатого воздуха при судоподъеме. В ночь на 2 августа 1916 г. итальянский линейный корабль «Леонардо да Винчи» был взорван немецкой адской машиной, заложенной в его артиллерийском погребе. Этот громадный корабль, стоимость которого оценивалась в 4 млн. фт. ст., опрокинулся и затонул в заливе Таранто на глубине 11 м; вместе с ним ушли под воду 249 матросов и офицеров.

Водолазы, осматривавшие судно под водой, сообщили, что по обе стороны от киля в корпусе зияют две невероятных размеров пробоины, а от палуб, находившихся над кормовыми погребами, мало что осталась.

Сначала итальянские военные инженеры предложили для подъема линкора построить вокруг него большой плавучий сухой док. Если из камер плавучести такого дока выкачать воду, он всплывет, подняв вместе с собой линкор.

Пока обсуждались этот и подобные ему прожекты, орудийные башни и трубы линкора под действием его громадной массы постепенно погружались в придонные наносы, залегавшие под опрокинувшимся кораблем. Указанные конструкции зарылись в ил на 9 м, но дальше не пошли, потому что под этим слоем находилась твердая глина.

В это время блестящий инженер генерал Феррати, руководивший программой строительства ВМФ Италии, пришел к выводу, что поднять затонувший линкор можно только при помощи сжатого воздуха. Он и его коллега майор Джианелли (закончивший, кстати сказать, работы по подъему «Леонардо да Винчи» после смерти генерала Феррати) использовали масштабные модели линкора, желая удостовериться, что поднять корабль можно и в перевернутом состоянии. Спрямление корабля предполагалось выполнить после его постановки в сухой док.

Наипервейшей задачей спасателей был, однако, подъем линкора, но сначала нужно было заделать все отверстия в корпусе корабля. Работа эта была не из трудных, поскольку сам корпус, если не считать двух огромных пробоин в кормовой части, не претерпел большого разрушения.

Как только пробоины были заделаны, с корабля сняли сотни тонн боеприпасов, чтобы уменьшить его массу. Один за другим внутренние отсеки корабля герметизировались, и вода из них вытеснялась сжатым воздухом. На корпусе опрокинувшегося корабля установили воздушные шлюзы, так что рабочие имели возможность снимать с заполняемого сжатым воздухом корабля различные грузы.

Работа по герметизации корпуса началась весной 1917 г. К ноябрю носовая часть линкора начала обретать некоторую плавучесть. Перед майором Джианелли стояла теперь новая проблема. Сухой док, в который предполагалось поставить «Леонардо да Винчи», был рассчитан на суда с осадкой до 12 м, линкор же в теперешнем его состоянии имел осадку 15 м, а это означало, что придется снять с корабля орудийные башни, трубы и элементы надстроек в его верхней части, глубоко засевшие в иле. Но именно на них и опирался затонувший линкор. Поэтому все подготовительные работы по снятию башен, труб и тому подобного спасатели вынуждены были производить изнутри корабля. Уровень воды в одной из башен пришлось сделать на 6 м ниже уровня окружающей эту башню грязи.

Пока водолазы ставили заплаты на внутреннюю поверхность башен, Джианелли затопил вдоль обоих бортов линкора по четыре понтона подъемной силой 350 т каждый. Расчеты показывали, что для всплытия корабля достаточно сжатого воздуха, который будет накачан и его корпус, но Джиашеллн не хотел рисковать и распорядился на всякий случай увеличить подъемную силу самого линкора восемью понтонами.

С помощью землесосов в дне залива прокладывался «канал» – фарватер, ведущий от затонувшего корабля к плавучему сухому доку.

Подъем линкора начался 17 сентября 1919 г. Он всплыл в необычайной легкостью, и на следующий день его удалось завести в притопленный сухой док. После ремонта корабля в сухом доке его оставалось перевернуть. В заливе Таранто не было достаточно глубокого места, чтобы выполнить такую операцию, и итальянцы принялись с помощью землесосов делать большое углубление в центре залива. В январе 1921 г. «Леонардо да Винчи» был выведен из сухого дока и отбуксирован к этому углублению. На борту линкора находилось 400 т твердого балласта. Джианелли велел постепенно добавить в отсеки правого борта 7,5 тыс. т водяного балласта. Крен корпуса начал понемногу расти и увеличивался до тех пор, пока судно не перевернулось и осталось почти в нормальном положении с легким креном на правый борт.

Последним актом этой спасательной операции явился подъем орудийных башен из толстого слоя ила на дне залива. Подъем выполнялся с помощью кольцевого понтона подъемной силой 1000 т. Он затоплялся и ставился в подводном положении над башней, которую предстояло поднять, крепился к этой башне с помощью стальных тросов и после продувки камер плавучести поднимался, неся с собой на поверхность очередную башню. Вся операция обошлась итальянцам в 150 тыс. фт. ст.

Много выдающихся по своему характеру судоподъемных операций было выполнено и в других странах. Некоторые из них отличались оригинальностью инженерных решений, смелостью и личной инициативой. Описанию подобных работ можно посвятить не одну книгу. Но все они, несомненно, бледнеют перед подвигом одного человека, отважившегося выполнить задачу, от решения которой отказалось правительство его собственной страны.

Этим человеком был Эрнест Фрэнк Кокс. А задача состояла в подъеме германского флота, затопленного в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в 1919 г.

Из книги 100 великих загадок русской истории автора

Русские корни Леонардо да Винчи Не так давно профессор Алессандро Веццози – крупный знаток творчества Леонардо да Винчи, директор «Музео Идеале», что в родном городе великого художника, выдвинул новую гипотезу рождения Леонардо, имеющую самое непосредственное

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

автора Вяземский Юрий Павлович

Италия Леонардо да Винчи (1452–1519) Вопрос 1.1Современником какого русского государя был Леонардо да Винчи?Вопрос 1.2Говорят, что Леонардо да Винчи одно время дружил с Алессандро Боттичелли, но потом они разошлись из-за какой-то губки.При чем здесь губка?Вопрос 1.3Свой

Из книги От Леонардо да Винчи до Нильса Бора. Искусство и наука в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Леонардо да Винчи Ответ 1.1Ивана Третьего, Великого.Ответ 1.2Боттичелли не любил пейзажи. Он говорил: «Достаточно бросить губку, наполненную различными красками, в стену, и она оставит на этой стене пятно, где будет виден красивый пейзаж. В таком пятне можно увидеть всё,

Из книги Священная загадка [= Святая Кровь и Святой Грааль] автора Бейджент Майкл

Леонардо да Винчи Родился в 1452 году; был близко связан с Боттичелли, частично благодаря их общему ученичеству у Верроккьо, и имел тех же покровителей, к которым добавился Лодовико Сфорца, сын Франческо Сфорца, близкого друга Рене Анжуйского и одного из первых членов

Из книги Леонардо да Винчи и Братство Сиона [Часть 1] автора Пикнетт Линн

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТАЙНЫЙ КОД ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Есть в мире одно из самых знаменитых - бессмертных - произведений искусства. Фреска Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» является единственной уцелевшей росписью в трапезной монастыря Санта-Мария дель Грация. Она выполнена на

автора Вёрман Карл

2. Творчество Леонардо да Винчи В Леонардо да Винчи (1452–1519), творческом пламенном духе, с пронизывающим взором исследователя, знание и умение, наука и воля слились в одно неразрывное целое. Изобразительные искусства нового века он довел до классического совершенства. Как

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

3. Шедевры Леонардо да Винчи Вторым великим произведением Леонардо той же первоначальной миланской поры была его «Тайная Вечеря», большая стенная картина, писанная масляными красками, сохранившаяся, к сожалению, только в виде руины, но в недавнее время сносно

Из книги 100 знаменитых ученых автора Скляренко Валентина Марковна

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 г. – 1519 г.) «… мне кажется, что пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т. е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти

Из книги Загадки истории России автора Непомнящий Николай Николаевич

Русские корни Леонардо да Винчи Не так давно профессор Алессандро Веццози - крупный знаток творчества Леонардо да Винчи, директор «Музео Идеале» в родном городе великого художника, выдвинул новую гипотезу рождения Леонардо, имеющую самое непосредственное отношение к

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

6.6.1. Всесторонний гений Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452–1519) в своих инженерных проектах далеко опередил современную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Возрождение – предтеча реформации и эпоха борьбы с Великой Русской Империей автора Швецов Михаил Валентинович

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1496–1498), Санта-Мария делле Грацие, Милан «Это программное произведение итальянского художника - зашифрованный компендиум христианского эзотеризма: Иисус - человек, его брат и его возлюбленная скрываются под видом апостолов, а сам да

Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле Петр

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ДЛЯ «ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ»

Янг недолго оставался монополистом в использовании сжатого воздуха при судоподъеме. В ночь на 2 августа 1916 г. итальянский линейный корабль «Леонардо да Винчи» был взорван немецкой адской машиной, заложенной в его артиллерийском погребе. Этот громадный корабль, стоимость которого оценивалась в 4 млн. фт. ст., опрокинулся и затонул в заливе Таранто на глубине 11 м; вместе с ним ушли под воду 249 матросов и офицеров.

Водолазы, осматривавшие судно под водой, сообщили, что по обе стороны от киля в корпусе зияют две невероятных размеров пробоины, а от палуб, находившихся над кормовыми погребами, мало что осталась.

Сначала итальянские военные инженеры предложили для подъема линкора построить вокруг него большой плавучий сухой док. Если из камер плавучести такого дока выкачать воду, он всплывет, подняв вместе с собой линкор.

Пока обсуждались этот и подобные ему прожекты, орудийные башни и трубы линкора под действием его громадной массы постепенно погружались в придонные наносы, залегавшие под опрокинувшимся кораблем. Указанные конструкции зарылись в ил на 9 м, но дальше не пошли, потому что под этим слоем находилась твердая глина.

В это время блестящий инженер генерал Феррати, руководивший программой строительства ВМФ Италии, пришел к выводу, что поднять затонувший линкор можно только при помощи сжатого воздуха. Он и его коллега майор Джианелли (закончивший, кстати сказать, работы по подъему «Леонардо да Винчи» после смерти генерала Феррати) использовали масштабные модели линкора, желая удостовериться, что поднять корабль можно и в перевернутом состоянии. Спрямление корабля предполагалось выполнить после его постановки в сухой док.

Наипервейшей задачей спасателей был, однако, подъем линкора, но сначала нужно было заделать все отверстия в корпусе корабля. Работа эта была не из трудных, поскольку сам корпус, если не считать двух огромных пробоин в кормовой части, не претерпел большого разрушения.

Как только пробоины были заделаны, с корабля сняли сотни тонн боеприпасов, чтобы уменьшить его массу. Один за другим внутренние отсеки корабля герметизировались, и вода из них вытеснялась сжатым воздухом. На корпусе опрокинувшегося корабля установили воздушные шлюзы, так что рабочие имели возможность снимать с заполняемого сжатым воздухом корабля различные грузы.

Работа по герметизации корпуса началась весной 1917 г. К ноябрю носовая часть линкора начала обретать некоторую плавучесть. Перед майором Джианелли стояла теперь новая проблема. Сухой док, в который предполагалось поставить «Леонардо да Винчи», был рассчитан на суда с осадкой до 12 м, линкор же в теперешнем его состоянии имел осадку 15 м, а это означало, что придется снять с корабля орудийные башни, трубы и элементы надстроек в его верхней части, глубоко засевшие в иле. Но именно на них и опирался затонувший линкор. Поэтому все подготовительные работы по снятию башен, труб и тому подобного спасатели вынуждены были производить изнутри корабля. Уровень воды в одной из башен пришлось сделать на 6 м ниже уровня окружающей эту башню грязи.

Пока водолазы ставили заплаты на внутреннюю поверхность башен, Джианелли затопил вдоль обоих бортов линкора по четыре понтона подъемной силой 350 т каждый. Расчеты показывали, что для всплытия корабля достаточно сжатого воздуха, который будет накачан и его корпус, но Джиашеллн не хотел рисковать и распорядился на всякий случай увеличить подъемную силу самого линкора восемью понтонами.

С помощью землесосов в дне залива прокладывался «канал» – фарватер, ведущий от затонувшего корабля к плавучему сухому доку.

Подъем линкора начался 17 сентября 1919 г. Он всплыл в необычайной легкостью, и на следующий день его удалось завести в притопленный сухой док. После ремонта корабля в сухом доке его оставалось перевернуть. В заливе Таранто не было достаточно глубокого места, чтобы выполнить такую операцию, и итальянцы принялись с помощью землесосов делать большое углубление в центре залива. В январе 1921 г. «Леонардо да Винчи» был выведен из сухого дока и отбуксирован к этому углублению. На борту линкора находилось 400 т твердого балласта. Джианелли велел постепенно добавить в отсеки правого борта 7,5 тыс. т водяного балласта. Крен корпуса начал понемногу расти и увеличивался до тех пор, пока судно не перевернулось и осталось почти в нормальном положении с легким креном на правый борт.

Последним актом этой спасательной операции явился подъем орудийных башен из толстого слоя ила на дне залива. Подъем выполнялся с помощью кольцевого понтона подъемной силой 1000 т. Он затоплялся и ставился в подводном положении над башней, которую предстояло поднять, крепился к этой башне с помощью стальных тросов и после продувки камер плавучести поднимался, неся с собой на поверхность очередную башню. Вся операция обошлась итальянцам в 150 тыс. фт. ст.

Много выдающихся по своему характеру судоподъемных операций было выполнено и в других странах. Некоторые из них отличались оригинальностью инженерных решений, смелостью и личной инициативой. Описанию подобных работ можно посвятить не одну книгу. Но все они, несомненно, бледнеют перед подвигом одного человека, отважившегося выполнить задачу, от решения которой отказалось правительство его собственной страны.

Этим человеком был Эрнест Фрэнк Кокс. А задача состояла в подъеме германского флота, затопленного в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в 1919 г.


| |

Просмотров