Дворец фон дервиза. Усадьбы фон дервизов соха и старожилово в рязанской области

В Рязани, как и в Москве, очень много пробок в часы пик, к счастью, их протяженность не сравнится с московскими. Рязань всего лишь в 180 км, и москвичи часто приезжают на один-два дня. Традиционные маршруты пребывания: Константиново (Государственный музей-заповедник С.А. Есенина) - Пощупово (Иоанно-Богословский монастырь) - мемориальный музей-усадьба академика Павлова и Рязанский кремль (рязанский историко-архитектурный музей-заповедник).
Но на Рязанщине существуют и другие, не менее интересные места, пусть и не так раскрученные среди туристов, сегодня я хочу рассказать вам об одном таком месте.

Кирицы - село, расположенное в 50 километрах к юго-востоку от Рязани. Рядом проходит трасса М5. Достопримечательность Кириц - Усадьба фон Дервизов, этот сказочный домик хорошо виден с трассы, так что проехать, не обратив на него внимание, у вас не получится. Сейчас в усадьбе располагается Детский туберкулёзный санаторий «Кирицы», считавшийся лучшим в стране, видимо это не случайно: у Павла фон Дервиза умерли от костного туберкулеза дочь и сын, вот такой поворот судьбы.
Пройти и осмотреть усадьбу можно, если двигаясь со стороны Рязани перед прудиками повернуть налево, перед шлагбаумом можно оставить машину, ну а дальше пройти пешком, несмотря на вывеску «Посторонним вход воспрещен», никто никого не прогоняет.
Стоит ли ехать в Рязань только из-за одной усадьбы, наверное нет, но если Вы приехали отдохнуть в наш город и у Вас есть лишние три часа -съездите, посмотрите «Дворец Золушки».

Итак, а теперь об истории усадьбы.
Фон-дер-Визе- русский дворянский род немецкого происхождения. Иоанн-Адольф приехал в Петербург при Петре III и получил дворянство с частицей «фон-дер».
Основная же часть родового состояния была заработана на строительстве железных дорог Павелом фон Дервиз. Его называли «Русский Монте-Кристо», был он действующим статским советником. Помимо «зарабатывания» он так же занимался благотворительностью: построил детскую клиническую больницу в Москве в память о своих старших детях, а так же лицей в память Цесаревича Николая. Кирицы же были приобретены его сыном - Сергеем Павловичем, любившим музыку, поэзию и прочие искусства. Проект усадьбы был заказан начинающему архитектору Федору Шехтелю.
В 1887-1889 годах в Кирицах Шехтель построил чудо: сказочную усадьбу с Дворцом, арками, лестницами, спусками к каскадным прудам, мостом Любви, гротами с настоящими кораллами, фонтанами, статуями кентавров. Но строительство этого чуда и разорило Сергея: продав свое имущество, он с семьей уехал жить в Париж. А потом была революция и, как все усадьбы, Кирицы были национализированы, и в 1938 там открыли санаторий для детей, больных туберкулезом, это и спасло усадьбу от разорения: по сохранности она выгодно отличается от усадеб фон Дервизов в Сохе и Старожилово, но статуи кентавров превратились в «советских» оленей, медведей и пионеров, гроты разрушились, кораллы пропали, фонтаны пересохли. Но все равно усадьба великолепна, и, конечно же, она не могла не «обрасти» легендами.
Первая из них – про Мост любви, согласно легенде мост был построен Сергеем Павловичем для прогулок с местной крестьянкой, когда он устал от ее любви -девушка сбросилась с моста, стала приведением и появляется на месте встреч. Вторая легенда связана с кино – в Рязани многие считают, что именно в Кирицах снимали «Золушку» (имеется в виду фильм 1947, снятый режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро), однако документальных подтверждений этому нет."
А теперь сама усадьба.

Петербург заслуженно называют музеем под открытым небом. Особым культурным достоянием являются его театры, каждый из которых имеет неповторимый архитектурный облик.

Среди них, в центре Петербурга, красуется небольшой уютный особняк на улице Галерной, в конце XIX века принадлежавший барону Сергею Петровичу фон Дервизу.

История особняка включает несколько эпох. От домашнего театра фон Дервизов до театральной площадки Всеволода Мейерхольда, от советского Дома культуры до театра Юрия Александрова.

Первым владельцем особняка был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII века кабинет-министр при Анне Иоанновне А.П. Волынский, казненный в 1740 году за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И. Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репину. В 1870 году архитектор Ф.Л. Миллер переделывает фасад и надстраивает еще один корпус.

В 1883 году молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе, происходившего из Германии, действительный тайный советник и камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863 - 1918) решил перестроить обычный доходный дом, превратив его в сказочный дворец эпохи модерна. Сделать это он поручил Петру Шрейберу. Архитектор перестроил особняк, уделив главное внимание интерьерам, в которых эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко - классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля.

Судьба барона фон Дервиза - загадка.
Сергей Павлович был профессиональным музыкантом. Он окончил Московскую консерваторию. Владел рудниками и поместьями в Киевской, Рязанской и Оренбургской губерниях. Много занимался благотворительностью, был избран почетным членом Петербургского драматического общества. Неожиданно для всех имущество барона оказалось под опекой. В рассмотрение обстоятельств дела фон Дервиза вмешались влиятельные государственные деятели С. Витте и К. Победоносцев: опеку сняли, и честное имя барона удалось спасти. Вскоре С. Дервиз отошел от дел и, распродав всю недвижимость в Петербурге и Москве, навсегда уехал с семьей в Париж, где его след потерялся.

В 1902 году дом со стороны набережной был надстроен на два этажа, утратив при этом вид особняка. В 1909 году особняк на Галерной и часть дома на Английской набережной купил шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н. Шебеко. Его мать приходилась племянницей жене Пушкина Наталье Николаевне и дружила со светлейшей княгиней Е. Юрьевской, тайной женой императора Александра II. Новый хозяин частично реконструировал дома фон Дервиза по проекту архитектора А.П. Максимова. В таком виде здания дошли до наших дней.

Пора театрального расцвета особняка фон Дервиза приходится на два периода: начало XX века - эпоха Всеволода Мейерхольда и начало XXI века - эпоха Юрия Александрова.

В октябре 1910 года Мейерхольд создал «Дом интермедий», где творил под псевдонимом Доктор Дапертутто. Это имя ему придумал известный поэт М. Кузмин. Оно возникло из практических соображений (режиссер, состоявший на государственной службе, не мог работать под своим именем в других театрах) и на несколько лет стало обозначением двойника Мейерхольда.

У Мейерхольда началась жизнь в двух этажах. В верхнем этаже он режиссер императорских театров; здесь он ставил спектакли в духе театрального традиционализма, пытаясь воскресить живущую в искусстве старых мастеров Александринки эстетическую память великих театральных эпох. В нижнем - в лабораторных опытах рвет связи с устоявшимся театральным языком, разрабатывает идеи Театра будущего. В итоге, небольшая сцена особняка фон Дервиза стала в начале ХХ века одной из главных испытательных площадок режиссерской революции театра.

«Дом интермедий» представлялся Мейерхольду как содружество самых разнообразных людей искусства, своеобразным художественным клубом, куда бы они бескорыстно несли «живые творческие импульсы». Он мечтал о свободном обмене новыми идеями, где между творческой дискуссией и художественным экспериментированием почти не было бы дистанции. На афишах и в программах кабаре именовалось «Товариществом актеров, писателей, музыкантов, художников». Мейерхольд искал в то время единомышленников, не обремененных стереотипами театрального мастерства.

Первая программа «Дома интермедий» не имела ничего общего с обычным театральным спектаклем. Крупных актеров Мейерхольд для выступлений в «Доме интермедий» решил не приглашать. Ему была нужна молодежь, недавно окончившая театральные школы, способная отказаться от привычных форм сценического существования.

В репертуар «Дома интермедий» вошли стилизованная М. Кузминым «пастораль с песнями и плясками» «Голландка Лиза», сменившаяся пантомимой «Шарф Коломбины», которую Мейерхольд обозначил как «трагический балаган», и пародийная буффонада «Блэк энд Уайт» («Черное и Белое»), с которой контрастировали песенки М. Кузмина, простодушно наивные и глубоко серьезные.

Из всей кабаретной братии - людей серьезных, не совсем серьезных и совсем несерьезных - Мейерхольд был единственным, кого в кабаре привела ясно осознанная цель: поиски нового театрального языка. Он вложил в «Дом интермедий» невероятно много сил. Постановки Доктора Дапертутто - начало новой режиссерской манеры. Здесь Мейерхольд работал не только на «сегодня», но и для будущего, впрок, до той поры, когда его идеи смогут быть до конца и правильно прочитанными.

Несмотря на блистательные сценические эксперименты, «Дом интермедий» был вынужден прекратить свое существование в связи с финансовыми проблемами в конце 1911 года. И только почти через 90 лет особняк фон Дервиза обрел новую театральную жизнь.

Как и «Дом Интермедий» Мейерхольда, «Санктъ-Петербургъ Опера» была создана в «нижнем этаже», с одним отличием: Александров - режиссер Мариинского театра - не выбрал себе псевдонима.

После революции 1917 года особняк был разграблен и в разные годы использовался по-разному. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом - Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а дворовый флигель занял медвытрезвитель. Помещения, выходившие на Красную (Галерную) улицу, в 1946 году были отданы клубу рабочих Адмиралтейского завода с романтичным названием «Маяк». Долгие годы особняк влачил жалкое существование, чудом сохранив часть уникальных интерьеров.

В начале девяностых - сложное время российской истории - ДК «Маяк» был вынужден сдавать свои помещения в аренду. Кто знает, чем бы судьба особняка фон Дервиза закончилась, но в 1998 году здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера».

Особняку был необходим серьезный ремонт, но труппа «Санктъ-Петербургъ Оперы», впервые обретя собственный дом, собственную сцену, все же решилась играть здесь свои спектакли. Доказывать, что здание находится в аварийном состоянии, пришлось ровно до того момента, когда произошло обрушение лепнины в зрительный зал. С потолка упала десятикилограммовая глыба (к счастью, никто не пострадал).

В итоге, благодаря усилиям Юрия Александрова с 2000 года начались восстановительные работы. Частично заменили полы и электропроводку, вставили стекла, двери, укрепили потолки. Отреставрировали Белый театральный зал, сцену, грот, фойе и артистические уборные. Воссоздали занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза. Была проделана поистине гигантская работа по возвращению в нормальное состояние некоторых помещений здания. Так, в главном, Белом зале, выполненном в стиле барокко, был расчищен потолок, и под слоем масляной краски обнаружился удивительной красоты плафон с изображением голубого неба, в котором под облаками витают три ласточки.

За долгие годы ремонта удалось возродить из разрухи и реконструировать роскошные интерьеры особняка: Мавританскую гостиную, покрытую позолоченным орнаментом, Кленовую гостиную, украшенную живописным панно, Зимний сад, сделанный в виде причудливого грота, Красную гостиную (образец итальянского Ренессанса) и другие помещения. Восстановительные работы далеко не закончены. Руководство театра пытается возвратить былую красоту интерьерам второго здания особняка, выходящего фасадом на Английскую набережную. На сегодняшний день отреставрированы некоторые из них. Таким образом, благодаря титаническим усилиям Юрия Александрова петербуржцам возвращен один из красивейших дворцов города, жемчужина европейского модерна в его первозданном виде.

«Средневековое» имение не имеет древних корней. История его рождения сохранилась в легенде: будто бы барон Сергей Павлович фон Дервиз, из соседнего поместья , заблудился во время охоты и вышел из леса к старому стекольному заводу с бедной усадебкой фабриканта Смольянинова. Нетронутая природа в своей естественной дремучести поразила Дервиза, и он не раздумывая приобрел эту землю вместе с производством и имением, полагая устроить здесь родовое гнездо. Благо, средства позволяли —отец оставил ему в наследство виллу в Лугано, дом на Английской набережной в Санкт-Петербурге, акции и круглую сумму в банке. Фон Дервиз поначалу щедро тратил отцовские капиталы, но вскоре научился преумножать их, предпочитая многое из того, что имел, отдавать на благотворительность.Семейное поместье в , принадлежавшее матери и младшему брату, вскоре стало тяготить его. Артистичному и возвышенному Сергею (профессионально занимавшемуся музыкой и окончившему Московскую консерваторию по певческому классу) грезился свой дом, возможно, в духе старинных рыцарских замков, которые он видел, путешествуя по Европе. Оставалось только одно — найти не просто архитектора, а тонкого художника и рискованного экспериментатора, который построил бы так, как никто доселе не строил!

Судьба свела его с Федором Шехтелем, фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков. «Творчество Шехтеля столь же впечатляюще характеризует отечественную архитектурную школу конца XIX - нача¬ла XX века, как Гауди — испанскую, Орта и Онкар — бельгийскую, Берлаге — голландскую, Макинтош и Вайси — английскую и шотландскую...» В его раннем творчестве преобладают «бесполезные», по мнению маститых зодчих, красочная образность и духовный комфорт, созвучные едва уловимым настроениям человека, облагораживающие и доставляющие ему эстетическое наслаждение.

В 1889 году на плато, как на подиуме, поднимается замок. Молва о нем достигает столиц, но по-настоящему Федор Осипович становится знаменит несколько позже, после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.

Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.

Владелец, по-видимому, очень гордился своей новой резиденцией, поместив на ступенчатом фронтоне дома фамильный герб фон Дервизов. Творец же,казалось, пытался превзойти самого себя в выдумке и гротеске: консоль в виде орла с распростертыми крыльями, поддерживающая угловой балкон, беседка на краю верхней террасы с чешуйчатым куполом, с пучеглазыми рыбами у основания граненого шпиля.

В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями. Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией. Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.

Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома. Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук - белокаменные обелиски, грациозные по форме.

Более от декоративных затей ничего не сохранилось, только на границе парка можно видеть готические (Красные) ворота, похожие на мини-замок с башенкой, с аркой, повисшей над дорожкой.

Шло время, однако фон Дервиз для местного крестьянства и рабочего люда так и остался чужеземцем и разорителем стекольного заводика, дававшего им хотя бы нищенский заработок. Имение однажды уже подвергалось разорению, народное недовольство зрело, и фон Дервиз с семьей принял решение покинуть Россию. Имущество, в том числе и Кирицы, срочно продается. В 1908 году Дервизы уезжают за рубеж, навсегда оборвав связь с родиной...

В прекрасном замке через три десятилетия обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая несколько жизней, стала трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.

Размещение санатория сохранило усадебный ансамбль от полного разрушения, хотя за бытность свою медицинским учреждением он сильно обветшал. В конце 1990-х годов в Кирицы пришли реставраторы, в 2007 году работы по ремонту дворца Дервизов были завершены. Все еще ждут своей очереди терраса с лестницами, полуобрушившийся мост, Красные ворота и оставленные без зеркальной поверхности пруды.

История застройки территории, где впоследствии был возведен дворец фон Дервиза, восходит к началу 20-х годов XVIII века. Английская набережная тогда называлась Нижней, и большим участком земли в этом районе Петербурга владел Иван Полянский. Потом набережную назвали Галерной, а двухэтажным домом «на подвалах с высоким крыльцом и покатой крышей и тринадцатью окнами по фасаду» стал владеть его сын, адмирал Александр Иванович Полянский. Он был женат на Елизавете Воронцовой - бывшей фаворитке императора Петра III. В 1818 году умер последний из рода, А. А. Полянский. Прямых наследников у него не было, и при разделе имущества между дальними родственниками дом отошел к семейству Всеволожских. В середине 30-х годов XIX века владельцем участка стал действительный тайный советник, друг Пушкина и один из основателей известного литературного общества «Зеленая лампа», Никита Всеволодович Всеволожский. «Сын пиров» и «обожатель забав и лени золотой», коим нарек его Пушкин, в 1854 году был объявлен полным банкротом. В том же году дом и участок приобрел с молотка Павел Григорьевич фон Дервиз. На участке было построено еще несколько зданий.

Павел Григорьевич скончался в 1881 году. Через восемь лет его вдова Вера Николаевна решила переделать дом для сына Павла. Перестройка особняка была поручена архитектору А. Ф. Красовскому. Это стало одной из самых удачных работ архитектора. Он предпочел модный в то время в Петербурге флорентийский стиль, в котором к тому времени был создан дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Вероятно, Красовский задумал превзойти имевшийся образец - и прекрасно справился со своей задачей. На небольшом участке был возведен великолепный особняк. И, хотя здание значительно уступало в размерах дворцу великого князя, этого нельзя было сказать об оформлении фасада. Даже на Английской набережной, где практически каждый дом - произведение искусства, особняк выделялся из череды стоящих рядом зданий своим великолепием.

Сохранившиеся и отреставрированные интерьеры не уступали внутреннему убранству великокняжеских особняков. Из вестибюля с мраморными колоннами на парадный второй этаж ведет роскошная беломраморная лестница с перилами сложного резного рисунка. Она освещена через большое витражное окно с полуциркульным завершением и через небольшое окно второго этажа. Под большим окном расположен мраморный камин с металлической позолоченной решеткой. Лестничный декор насыщен лепными элементами. На стенах друг напротив друга в лепных рамах в виде портиков расположены фигуры прекрасных девушек, олицетворяющих четыре времени года. Над ними в люнетах и кессонах плафона - живописные вставки с изображениями амуров, выполненными художником Садовским. Световое окно лестницы обрамлено пилястрами коринфского ордера, в простенке расположены картуши со сложным лепным рисунком. Вход на верхнюю площадку лестницы украшен торсами атлантов, служащих своеобразной границей лестничного интерьера, - дальше начинались парадные покои. С площадки через боковые двери можно попасть в галереи, уходящие в глубь участка. Замыкались галереи зимним садом, который к настоящему времени не сохранился. Средняя дверь ведет в центральную гостиную дома - Золотую. Это нарядное помещение богато декорировано лепниной и золотом. Зеркала в простенках создают дополнительный художественный эффект. В анфиладу залов с окнами на Неву входят также примыкающие к Золотой гостиной Белый и Танцевальный залы.

Белый зал получил свое название благодаря светлому декору стен, лепному плафону и большому резному камину из белого мрамора, который ранее украшало зеркало в лепной раме. Нижняя часть стен обшита панелями из орехового дерева. Из Белой дверь ведет в Желтую гостиную, окна которой выходят во двор. Помещение получило свое название благодаря цвету стен. Они хорошо гармонируют с белой лепниной и изящным резным камином из белого каррарского мрамора. Самый большой и нарядный зал дворца - Танцевальный. Над богатым лепным карнизом в зале были расположены хоры для музыкантов. Высокие зеркала в лепных рамах чередуются с каннелированными пилястрами, в центре зал был украшен живописным плафоном, расписанным К. Е. Маковским (ныне плафон утрачен). Рядом с залом находилось небольшое помещение в мавританском стиле, потолок и стены которого украшал восточный орнамент. Жилые помещения хозяев размещались в бельэтаже, по обе стороны парадной лестницы. По левую сторону с окнами на Неву сохранилась Синяя гостиная, по правую - Помпейская комната, рядом с которой находились столовая и библиотека, оформленная в псевдоготическом стиле.

Павел Павлович фон Дервиз так никогда и не поселился во дворце. Он уехал в свое имение в Рязанской губернии. После смерти матери он продал участок. В 1903 году новым владельцем особняка стал великий князь Андрей Владимирович. В 1918 году дворец, как и многие другие, был национализирован. В первые годы советской власти в нем размещались различные учреждения. Во время Великой Отечественной войны часть помещений была отдана под детский приемник, в другой части разместился госпиталь для раненых. После войны во дворце располагалась одна из многочисленных проектных организаций города. 1 ноября 1959 года в здании открылся первый в стране Дворец бракосочетания. Он располагается здесь и по сей день.

Английская набережная, дом 28

Просмотров