Храм высеченный в скале иордания. Древний город петра в иордании

Древний город Петра по праву считается главной , прославившей эту восточную страну на весь земной шар, и одним из ! В этой статье Вы узнаете в деталях, почему это место так популярно у сотен тысяч туристов, посещающих Иорданию каждый год.

Если у вас получается посетить только одно место в Иордании, пусть это будет Петра, этот античный город часто называют красно-розовым городом, это от цвета скал в которых вырублен город.

Впечатляющие фасады храмов и гробницы, высеченные в скалистых стенах из разноцветного песчаника, — уникальные исторические памятники. Их создали арабские племенами Набатеи, жившие в этом регионе до прихода римлян.

Место, надежно спрятанное от внешнего мира, стало столицей и превратилось в один из прекраснейших городов Ближнего Востока. Петра в переводе с греческого — «скала». И действительно, город словно выдолблен в скале.

Стены его создала сама природа, а всю возможную инфраструктуру — начиная от акведуков и заканчивая казначейством — люди. Только два пути ведут в Петру, один из которых лежит через ущелье Сик длиной 1 км и шириной всего лишь 3-4 м.

В древние времена город процветал благодаря своему расположению на перекрестке торговых путей, а также способности жителей запасать и хранить воду, что было очень важно в суровых условиях Аравийской пустыни.

Петра - огромный город даже по сегодняшним меркам. Необходимо несколько дней, чтобы обойти его территорию.


Саша Митрахович 17.11.2015 20:59


Может кто-то помнит старый фильм про Индиану Джонса, в котором он искал Грааль — там был огромный храм, вырубленный в скале? Оказывается это были не декорации, а такое чудо действительно существует — в Петре!

Древний Набатейский город Петра был заложен в этих скалах примерно 4 тысячелетия назад (по другим источникам — 2 тысячелетия), ещё в эпоху эдомитов — тогда в скалах была сооружена небольшая, но хорошо обороняемая крепость. Позже эти земли перешли во владение Набатейского царства, как раз в то время переживавшего свой расцвет.

Петра, выполнявшая роль столицы царства, постепенно приобрела огромное влияние и необычайно широкую известность. Возникновение города в таком труднодоступном месте стало возможным благодаря умению набатейцев контролировать поступление воды, ведь по сути Петра — это ничто иное как искусственный оазис! В этой области часто случаются внезапные ливневые наводнения, и набатейцы с успехом контролировали их, используя дамбы, цистерны и акведуки, что позволяло им не только переживать долгие периоды засухи, но и успешно торговать водой

Кроме того, что набатейцы умели мастерски собирать воду — они ещё и научились искусно обрабатывать камень. Название «Петра» ;дословно переводится как «Скала», и неудивительно — ведь весь древний город целиком состоит из камня!


Однако Набатейское царство пало под натиском римского императора Траяна, а затем ушла в небытие и сама Римская Империя… С XVI века нашей эры здесь “прогуливался” один лишь ветер, и то нечасто. Эта жемчужина среди скал была забыта более чем на 2 века — до того момента, пока в 1812 году швейцарский путешественник-авантюрист Иоганн Людвиг Буркхардт не решил найти в этих землях затерянный город, о котором ходило множество легенд, но которого, несмотря на это, никто никогда не видел. В результате швейцарец нашёл-таки тщательно оберегаемый песками и скалами легендарный затерянный город!

Все здания Петры сооружены в основном в три периода: при идумеях (XVIII—II века до н.э.), набатеях (II век до нашей эры — 106 год до н.э.) и римлянах (106—395 года н.э.). В XII веке древним городом владели рыцари-крестоносцы Тевтонского ордена. Памятники, сооружённые здесь после VI века н.э., до нас практически не дошли. Поэтому тот облик Петры, который сегодня открывается глазам туристов, — и есть древняя столица Набатейского царства

Интересным фактом является то, что территория Петры на сегодняшний момент изучена лишь на 15%, так что не исключено, что вскоре загадки древнего города могут поразить весь мир! А теперь представьте себе, что эти 15% — это около 800 (!) различных исторических объектов на территории Петры!

Из-за такого огромного количества многовековых достопримечательностей даже билеты сюда продаются на трёхдневный срок — ведь за день можно лишь бегло осмотреть все известные на данный момент “сокровища” Петры, но чтобы детально ознакомиться со всеми её архитектурными элементами — не хватит и месяца!

Петра производит впечатление на всех попавших сюда туристов — даже самых искушённых, причём думаю это связано в большей степени даже не столько с самим древним городом, сколько с дорогой, которая к нему ведёт — ведь город “спрятался” в самом центре скалы! Для того, чтобы попасть в Петру — надо спуститься в глубокое ущёлье, называемое “Сик” (“Шахта”), образовавшееся вследствие доисторического сдвига земной коры, и достаточно долго идти по узкой тропе (в некоторых местах шириной всего 3—4 метра) на его дне, меж отвесных 80-метровых скал, на которых то тут, то там встречаются высеченные в камне древние надписи и даже целые ниши, вырубленные в известняке для отдыха.

В какой-то момент начинает казаться, что по этому ущелью придётся идти вечно, но внезапно оно резко обрывается и глазам открывается громадина Сокровищницы Фараона (арабское название — Эль-Хазне, от которого уже впоследствии произошло слово “Казна”) — одного из самых знаменитых монументов древней Петры, перед которым удивлённо застыли люди-муравьи…

Постепенно состояние оцепенения отступает и сменяется удивлением и неверием в то, что такую громадину можно высечь в скале. Предназначение Эль-Хазне, высеченного в скале примерно во II веке нашей эры, до сих пор неясно, но многие историки и археологи считают, что первоначально это был храм богини Исиды.


Саша Митрахович 11.12.2015 09:47

В любом случае, Сокровищница является примером величайшего мастерства древних зодчих. Ведь такое сооружение даже сегодня было бы очень тяжело создать, не говоря уже о том, насколько точными должны быть расчёты и как вообще его выдалбливали из камня, если кругом на сотни километров нет ни одного дерева для строительных лесов!

Удивительно ещё и то, что по прошествии тысячелетий фасад Сокровищницы оказался практически нетронутым — убедитесь сами!




Монумент Пирамид перед входом в ущелье Сик


Перед входом в Петру можно приобрести подробную карту города и уже самим решать — бродить ли самим по самым загадочным закоулкам в гордом одиночестве или же нанять гида


Карта древнего города


На карте обозначены: 1 — Вход; 2 — Аль-Вухейра; 3 — Начало ущелья Сик; 4 — “Сокровищница Фараонов”; 5 — Место жертвоприношений; 6 — Театр; 7 — Гробница Урны или “Собор”; 8 — Гробница Секстуса Флорентинуса; 9 — “Нимфеум”; 10 — Церковь; 11 — Храм Крылатых Львов; 12 — Большой Храм; 13 — Храм Узза; 14 — Археологический музей; 15 — Львиный Триклиний (римская столовая комната); 16 — Монастырь Эль-Дейр



Саша Митрахович 11.12.2015 09:50

Древний город простирается на несколько километров. С востока на запад проложена главная улица, украшенная по бокам колоннадой. На восточной её оконечности находится трёхпролётная триумфальная арка, а на западной — большой храм


Ранний некрополь набатейцев


Одним из главных архитектурных элементов Петры, наряду с Сокровищницей, является древний театр на 6000 зрителей, целиком вырубленный в скале и расположенный так, чтобы оттуда можно было видеть самые главные гробницы, среди которых — “Собор”, Дворцовая Гробница, Коринфская гробница, Гробница Урны и Шёлковая Гробница

Театр был построен в Петре ещё в начале I века нашей эры, почти в одно время с величественной громадой вырубленного в скале на вершине утёса монастыря Эль-Дейр — огромного здания шириной около 50 м и высотой более 45 м, который, судя по вырезанным на стенах крестам, какое-то время служил христианской церковью. Многим он может показаться знакомым — скорее всего это из-за того, что здесь снималась одна из сцен второго фильма про Трансформеров=)

Может так более узнаваемо)


С откоса рядом с Эль-Дейр можно увидеть гору Джебел-Харун с белой мечетью на вершине — эту относительно небольшую и скромную по своему убранству усыпальницу Аарона, брата Моисея, возвёл в XIII веке Мамлюк Султан. По арабским легендам, Петра — именно то место, где Моисей ударил посохом в камень и из него заструилась вода


Справа от Театра — вход в “Собор”. Надпись свидетельствует, что епископ Джейсон преобразовал дорическую Гробницу в Евхаристический Зал. Та же самая надпись датирует это преобразование 447 годом нашей эры


План Церкви Папируса в западной части города


1 — Атриум; 2 — Баптистерий; 3 — Базилика; 4 — Кафедра; 5 — Алтарь; 6 — Комната Папируса


Саша Митрахович 11.12.2015 09:52

Вид на церковь со стороны алтаря


В 90х годах в ходе раскопок. проведённых американским Центром Исследования Востока, было обнаружено обширное здание, украшенное красивыми мозаиками. Также был обнаружен ряд административных отчетов, написанных на папирусе и относящихся к шестому столетию нашей эры. Папирусы — часть частного архива включая контракты, арендные платы, обмены, завещания, и различного рода соглашения. На фото — медальон с изображением Нептуна

Полы нефа и алтаря сделаны из разноцветных мраморных плиток. Оба прохода украшены мозаиками. Мозаичный стиль относится к Школе Сектора Газа, которая очень отличается от школы Школы Мадаба, мозаичные примеры которой были найдены в предыдущие дни. На фото — атриум церкви. Базилика была разделена на три части двумя рядами колонн


Баптистерий расположен в комнате, примыкающей к атриуму Церкви


Интерьер Храма Крылатых Львов


Римская надпись 114 года нашей эры на этих монументальных воротах восхваляет императора Траяна. Ворота приводят к большому внутреннему двору Храма Узза (Казр аль-Бинт)


Внутренний двор Большого Храма Петры. Пол сделан из шестигранных мраморных плит


Панорамный вид на Казр аль-Бинт и пик Умм аль-Биияра. Храм Узза был построен в начале II столетия нашей эры


Арка в фасаде Казр аль-Бинт

Львиный Триклиниум получил своё название благодаря львам, “охраняющим” вход


Также стоит обратить внимание на монументальное надгробное сооружение в римском стиле, получившее незатейливое название Дворец-Надгробие. Ещё одним интересным местом является Археологический музей Петры, хранящий в себе тень истории развития, становления и упадка этих земель. На фото пара экспонатов из музея — найденный в Большом храме фрагмент капители, изваянной в форме слона, и голова орла

В самые «жаркие» дни, например в пятницу или праздник, Петра принимает до 3000 посетителей. В обычный день - 1500 человек. Если туристов меньше 1000, день считается тихим. Так что постарайтесь не приезжать в пятницу или выходной, если не любите толпы. Однако, надо сказать, город столь велик, что вы всегда найдете малолюдное место.

Сколько времени здесь провести

В деревне Вади-Муса, обслуживающей Петру, - не больше 1200 спальных мест, поэтому многие приезжают на однодневную экскурсию из Акабы или Аммана. Для обстоятельного осмотра имеет смысл провести в городе хотя бы две ночи, а еще лучше - три, чтобы посвятить два дня целиком осмотру города.

Как добраться

Петра находится в 260 км от Аммана, поездка туда занимает 3,5 часа по Пустынному хайвею и 6 часов - по Королевскому хайвею. Дневные экскурсии на автобусе компании JETT отправляются в 6.00 (зимой в 6.30) и возвращаются в 15.30 (зимой в 15.00) . В стоимость билета входит обед в Петре; входной билет оплачивается отдельно.

Панорама Петры

Входной билет

Учтите, что цены на посещение взлетели до астрономических высот: в феврале 2007 г. однодневный билет стоил 21 динар, двухдневный - 26, а трехдневный - 31 динар. Дети до 15 лет проходят бесплатно. В конце 1980-х годов входной билет стоил всего 1 динар. Въезд на лошади обойдется вам дополнительно в 7 динаров, а на автомобиле - в 20 динаров.

Туристы на верблюдах

Подготовка к посещению

Прежде всего, вы должны находиться в хорошей физической форме, чтобы быть в состоянии осмотреть все, что может предложить город: вам предстоит много ходить, подниматься по неровным дорожкам и неудобной поверхности. Кроме того, очень важна обувь. Она должна быть удобной и способной вынести длительное соприкосновение с необработанной поверхностью.

Следующая не менее важная вещь - защита от солнца. Наденьте свободную, не прилегающую к телу одежду, головной убор, запаситесь солнцезащитным кремом. Вам также понадобится вода. Возьмите с собой маленькую бутылочку во избежание обезвоживания. Из еды - что-нибудь небольшое и не тающее, вроде орехов или хлопьев.

Наплыв туристов

Сервис

Сегодня в городе нет недостатка в киосках с прохладительными напитками; есть несколько хороших ресторанов, сосредоточенных в районе Каср Аль-Бинт, в часе ходьбы от входа. Однако цены там довольно высокие, так что, возможно, вы предпочтете взять с собой не слишком тяжелую еду. Туалетов здесь немного, и все они находятся в ресторанах.

Фотосъемки

Не забудьте взять с собой фотоаппарат, ведь Петра - одно из самых фотогеничных мест в мире. При съемке важно учесть угол падения солнечных лучей. Солнце освещает фасад Сокровищницы с 9.00 до 10.00 зимой и с 8.30 до 9.30 летом. Что же касается второго монументального фасада, Ад-Дейр, солнце не попадает на него до 14.00.

Петра: от входа по Сику

Баб-ас-Сик (Ворота в Сик)

Пройдя через входные ворота, в течение первых 15-20 минут вы будете идти по широкой, открытой долине. Первые достопримечательности, которые вы здесь увидите, - надгробия джиннов (джинны - персонажи арабского фольклора, аналогичные нашим призракам или духам) . Это группа из трех отдельно стоящих каменных кубов справа от дороги. Считается, что это надгробия. Самый большой блок украшен глубокой резьбой в виде орнамента из «вороньих следов» - распространенный набатейский рисунок и фирменный знак Петры.

Обелиск в скале

Продолжая двигаться по главной тропе, вы придете к обелиску, вырезанному в скале, слева от вас. Он относится к I в. н. э., периоду правления последних набатейских королей, и демонстрирует следы самых разнообразных влияний - египетского в обелисках, напоминающих пирамиды, и классического в колоннах, фронтонах и нишах для статуй. На самом деле это две гробницы одна на другой: верхняя с четырьмя обелисками и нижняя в форме триклиния с вырубленными в скале скамьями с трех сторон.

Сик

Узкое ущелье

После того как тропа сделает последний изгиб вправо по долине, вы подойдете непосредственно к Сику, поднявшись по небольшому склону дамбы, а затем спустившись на уровень ущелья. Эта дамба была построена для того, чтобы обозначить и обезопасить вход в Сик, после того как в 1963 г. здесь в паводок утонула группа туристов.

Во времена набатеев Сик был по всей длине вымощен известняком - от этой «мостовой» сегодня остались лишь фрагменты. В самой узкой части ширина Сика всего 2 м, отчего возвышающиеся по обеим его сторонам 100-метровые скалы выглядят еще более впечатляюще. Цвета скал здесь в основном красно-коричневые; время, ветер и дождь привели к эрозии и придали им причудливые формы. Во многих местах можно увидеть фрагменты каменных лестниц, ведущих к заброшенным святилищам, спрятанным в скалах.

Дамба

Системы водоснабжения

Сооружая дамбу у входа в Сик, строители обнаружили следы древней набатейской дамбы и водоканалов; им удалось в какой-то степени «опереться» на эти сооружения при возведении новых. Очевидно, набатейцы также хотели использовать Сик как круглогодичный вход в город, для чего необходимо было обезопасить его от зимних паводков. Они также изобрели работоспособную систему водоснабжения: вода поступала по каналам, выбитым в скалах по обе стороны от Сика, - эти каналы можно увидеть и сейчас, в частности слева, на высоте человеческого роста. А справа сохранилось несколько керамических труб.

Петра: от сокровищницы до высокого жертвенника

Сокровищница (Аль-Хазне)

Прогулка по Сику займет почти полчаса, но обычно она кажется дольше из-за многочисленных изгибов и поворотов тропы, а также потому, что вы редко увидите перед собой больше 20 м пути. Тем лучше вам запомнится момент, когда перед вами внезапно предстанет ярко освещенный фасад Сокровищницы в конце темного ущелья.

Бедуины называют Сокровищницу «Аль-Джерра» («Урна») - над ее портиком высится 4-метровая урна. Местное поверье гласит, что в этой урне хранятся сокровища фараонов. Урна - наименее сохранившаяся деталь фасада; она испещрена следами винтовочных выстрелов - варварских попыток разрушить ее и извлечь сокровища.

На самом деле, так же как и весь памятник, урна высечена в скале. Скрытое расположение Сокровищницы позволило сохраниться другим архитектурным элементам фасада - декоративным фризам и статуям.

Изначальное назначение здания и дата его строительства долгое время оставались тайной. Некоторые ученые относили его к I в. до н. э., другие - к I-II вв. н. э. Однако современные ученые склоняются к мнению, что оно было возведено во времена правления Аретаса IV, умершего в 40 г. н. э. Есть мнение, что это было святилище Тихе (Исиды) , богини, изображенной в центре фронтона с рогом изобилия в руках. По другой версии, это надгробие царя.



Большинство ученых убеждены, что в возведении Сокровищницы принимали участие иностранные рабочие и архитекторы - иначе невозможно объяснить сочетание столь разнообразных элементов в набатейском дизайне. Колонны и капители - коринфские, огромные обелиски - египетские, а статуя Тихе (Исиды) явно носит следы александрийского влияния (Петра активно торговала с Александрией) . На фасаде здания можно увидеть фигуры крылатых сфинксов, льва, пантеры, змей и танцующих амазонок. По контрасту, интерьер очень прост, чтобы не сказать, аскетичен.



В 200 м от Сокровищницы вы увидите указатель, следуя которому, придете к этому удивительному памятнику. Крутой подъем по ступеням, выбитым в скале, и проход по коридору займут около 35 минут; впечатляющий переход в иной мир - полный тишины и удаленный от сердца Петры. Вы словно участвуете в ритуальном шествии - и действительно, тем же путем когда-то шли жрецы, ведя процессии к месту жертвоприношения. Два 7-метровых обелиска отмечают вход в это святилище, расположенное за разрушенной крепостью. На вершине песчаниковой горы - алтарь; к нему ведут ступени, от него отходят желоба для стока крови жертвенных животных.

Ничего конкретного о церемониях, проводившихся здесь, неизвестно, но вид с алтаря открывается потрясающий - можно разглядеть даже крошечную гробницу Аарона на горе Джебель-Гарун (гора Аарона) , почитаемую мусульманами и посещаемую христианскими паломниками.


Петра: от театра к Ад-Дейру

Театр

В 300 м слева от Сика находится театр. Несмотря на то что здание сильно повреждено эрозией, оно все еще впечатляет своими размерами и удивляет масштабами работы, которая потребовалась для того, чтобы высечь в скальной породе 40 рядов сидений. Так же как Сокровищница, он был возведен во времена Аретаса IV (I в. н. э.) . Позже он был перестроен римлянами, захватившими Петру в 106 г., но вся работа каменщиков пошла насмарку вследствие страшного землетрясения 363 г. Театр вмещал около 8000 зрителей.

Каср Аль-Бинт (Дворец Девы)

Этот храм, доминирующий в Нижнем городе, - важнейший набатейский храм Петры. Он был построен в I в. до н. э. «Дева», которой он посвящен, предположительно была дочерью фараона, жившей в храме, но страдавшей от недостатка воды. Она объявила, что выйдет замуж за человека, который обеспечит водоснабжение дворца. Вероятно, такой умелец нашелся, потому что при раскопках были обнаружены выбитые в камне каналы и водосток у подножия дворца.


Импозантный фасад сложен из блоков песчаника; его высота местами достигает 25 м. В центре храма находится святая святых, где раньше стояла статуя божества. Бюсты людей, стоявшие в нишах, были уничтожены в пылу борьбы с язычеством. Во времена римлян храм пришел в запустение, в византийский период и Средние века здесь были жилые помещения и конюшни.

Ад-Дейр (Монастырь)

Подъем к Ад-Дейру - для многих самая запоминающаяся часть прогулки по Петре. Вокруг открываются великолепные панорамные виды. В течение двух с половиной часов вы совершаете шествие по кругу от Каср Аль-Бинта мимо гробницы Львиного Триклиния, скального святилища (Каттар-ад-Дейр) и раннехристианского эрмитажа.


Неожиданно вы оказываетесь на краю огромной открытой песчаной террасы, а справа от вас возвышается колоссальный скальный фасад Ад-Дейра, при виде которого вы чувствуете себя пигмеем. Его высота 45 м, ширина - 50 м. Это самый большой монумент Петры. Высота урны наверху фасада - 10 м. Название «Монастырь» происходит от множества крестов, вырезанных на задней стене, что позволяет предположить, что это сооружение использовалось первыми христианами в IV в., привлеченными его уединенным расположением.

Первоначально это, скорее всего, был набатейский храм, однако некоторые ученые склонны считать это недостроенной гробницей одного из набатейских царей (о том, что гробница не достроена, свидетельствует отсутствие в нишах каких-либо статуй или иных украшений) . Так же как Сокровищница, это здание датируется I в. н. э. Оно выдержано в том же стиле, хотя камень, использованный для Ад-Дейра, более желтый, а его линии более смелые и внушительные. Покорители вершин не смогут отказать себе в удовольствии взобраться к урне по полуразрушенным ступеням слева от фасада.

Гробницы Петры

В окрестностях Петры было обнаружено около 107 гробниц со скамьями внутри, и ученые предполагают, что некоторые из них использовались не только в специфических, но и в утилитарных целях - там ели и даже спали.

Гробницы Петры

Скрытые уголки Петры

Несмотря на то что Петру ежедневно посещают 1500 туристов, на ее территории, занимающей 200 км², есть много уголков, где вам гарантировано уединение. Ниже мы расскажем о некоторых из них.

Аль-Мадрас

Если вы приедете в Петру поздно вечером и у вас останется несколько часов светового дня, эта экскурсия к святилищу Аль-Мадраса станет идеальным и нестандартным выбором.


Купите двухдневный входной билет, чтобы иметь возможность попасть в город на следующее утро. Тропа в Аль-Мадрас уходит влево, не доходя Сика - там, где основная дорога уходит вправо. Здесь есть указатель, и тропа начинается сразу за ним, огибает невысокую каменную стену и косо уходит на юго-запад, к группе скалистых утесов. Пройдя через лесок и затем мимо каменных пирамид, вы выйдете к высеченной в камне лестнице, разбитой, но широкой. За 10 минут вы преодолеете несколько ее пролетов и подойдете к поросшему травой святилищу с каменными надгробиями, цистернами, нишами и лестницами, ведущими еще выше - к двум бассейнам и жертвеннику, или «высокому месту», как его называют в Петре. Со всех сторон отсюда открываются великолепные виды, особенно на закате.

Джебель-Гарун и Сабра

Сабра - это отдельно стоящий набатейский пригород Петры, в нем есть даже собственный театр. За два часа можно добраться сюда от Каср Аль-Бинт, расположенного на территории Петры, пешком или на лошади. Пейзажи, которыми вы сможете полюбоваться по дороге, прекрасны - вы минуете несколько вади и горных вершин, в том числе Джебель-Гарун с его белым святилищем и гробницей первосвященника Аарона на вершине высотой 1396 м.


Чтобы взобраться туда от Каср Аль-Бинт, понадобится два часа, но дорога здесь непростая, лучше взять проводника. Весь путь, кроме последних 20 минут, можно проделать на лошади.

Сама гробница была восстановлена султаном мамлюков Каль-Ауном в XIII в., а до тех пор там жили монахи Греческой православной церкви. Сейчас она закрыта и до сих пор почитаема как священная усыпальница мусульманами и христианами. Рассказ о смерти Аарона содержится в Библии (Числа, 20:23-29) .

Эта экскурсия рассчитана на целый день; вам понадобится проводник. Необходимо также запастись водой и едой.

Эту экскурсию вы также можете совершить на собственном транспорте, если прибыли в Петру слишком поздно для осмотра основных достопримечательностей, но пара часов дневного времени у вас еще осталась. Малая Петра (известная также как Сик-эль-Баред) - хорошее «введение» в Петру, это как бы ее миниатюрный пригород, который большинство туристов не посещают. Бетонная дорога оснащена указателями с самого начала подъема - от Вади-Муса; ее протяженность - 10 км к северу. Через 2 км дорога начинает идти в гору; взгляните налево, на разрушенные останки Аль-Вуайра, главного замка крестоносцев Петры. Он был построен в XII в., и крестоносцы назвали его Le Vaux Moise, что означает «Долина Моисея» (по-арабски - «Вади Мусса») .


Бетонное покрытие заканчивается у железных ворот - это вход в Малую Петру; ворота впечатляют своей компактностью - три узких прохода ведут в три ущелья. Везде видны следы набатейской системы водоснабжения и ступени, которые приведут вас к таинственным жертвенникам. В конце третьего ущелья по последней лестнице вы пройдете на открытую террасу и далее - к примыкающей долине. Это необычное соединение между собой всех трех долин с помощью лестничных пролетов и сети тропинок, несомненно, удивит вас. Открыто: в течение светового дня. Вход свободный.

От Каср Аль-Бинт, расположенного на территории Петры, можно совершить дерзкий и непростой бросок на Умм-аль-Биара, высокий скальный массив, доминирующий над всей долиной Петры. Немногие туристы отваживаются на это, и лучше взять местного проводника, так как подъем сложный. Просто договоритесь с мальчиком из обслуги - он будет только рад помочь вам за небольшую плату.


На обратный путь в Каср Аль-Бинт уйдет три часа и полчаса - на осмотр вершины.

Часть пути вы будете подниматься по потрясающей каменной лестнице, лучшей в Петре, испытав все чувства участника ритуальной процессии: лестница зигзагообразна. Выше она заблокирована упавшими скалами, и оставшуюся часть подъема вам придется преодолевать, карабкаясь на четвереньках по крутым узким тропинкам. На удивительно широкой вершине вас ждут развалины поселения эдомитов - коренных жителей Петры, - датируемого VII в. до н. э., обнаруженные при раскопках 1960 г. британскими археологами - еду и воду им доставляли на вертолетах. С крайней западной точки вершины открывается прекрасный вид на Вади-Араба и Джебель-Гарун - лучший вулканический пейзаж, который вы когда-либо видели.

Заповедник Вади-Муджиб


Этот заповедник, занимающий территорию 212 км² между Королевским хайвеем и Мертвым морем, предоставляет возможности для пеших походов, в том числе лучший приключенческий маршрут в Иордании - 36-километровый двухдневный поход вдоль р. Муджиб. Заявки на участие во всех походах нужно присылать заранее в Королевское общество охраны природы (www.rscn.org.jo) . Вход и въезд в заповедник без предварительной договоренности запрещен.

Разнообразие флоры и фауны в этих заповедных местах поражает. Здесь живут редкий сирийский волк, лисица Бланфорда, египетский мангуст, пятнистая гиена, каракал и множество видов змей, в том числе ядовитая пустынная кобра и гадюка. Есть в заповеднике огороженные территории для находящихся под угрозой вымирания нубийских ибисов - несколько особей уже выпущены на свободу. Здесь можно полюбоваться самым девственным в Иордании пейзажем вади и получить незабываемые впечатления. Можно - с предварительного разрешения администрации - раскинуть палаточный лагерь и пожить несколько дней.

Заповедник Вади-Муджиб

Короткая прогулка по Петре

Эта прогулка по основным достопримечательностям Петры рассчитана на целый день, если гулять не спеша, часто останавливаясь для отдыха. Если физическая нагрузка слишком тяжела для вас, воспользуйтесь конным экипажем или возьмите лошадь напрокат. Таким образом можно добраться до Сокровищницы, а потом на ослике доехать до Ад-Дейра. Молодые люди, предлагающие услуги «гужевого транспорта», встретятся вам в изобилии.

Протяженность прогулки - 6 км. Лучшее время для ее начала - 8.30 утра. Возвращение из последнего пункта - Ад-Дейра - с многочисленными остановками займет 2-3 часа, так что вернетесь к входу не позже 6 вечера.

Спуститесь от отеля к туристическому центру, за которым расположена билетная касса; здесь надо купить дневной билет, который предъявляется при входе в Петру.


Надгробия джиннов и обелиск (Djinn Blocks and Obelisk Tomb)

После легкой 10-минутной прогулки вниз по склону вы придете к трем гигантским каменным глыбам (слева) - эти странные полые многоэтажные сооружения служили надгробиями. Чуть дальше слева вы увидите высеченный в скале обелиск - первый образец сооружений, которые в изобилии встречаются в городе.

Сик (Siq)

По этому узкому ущелью стоит пройти не спеша - тут есть на что посмотреть. Уделите полчаса осмотру руин водопровода и разноцветных скал.

Выход из ущелья расположен напротив Сокровищницы.

Сокровищница (Treasury)

Это самая известная из достопримечательностей Петры. Фасад Сокровищницы производит ошеломительное впечатление. Если хотите сделать лучшие снимки, сюда стоит прийти между 9 и 10 утра. Идите по главной извивающейся широкой тропе, ведущей к Театру (слева) .

Театр (Theatre)

Здание высечено в скале, цвета поразительны, а акустика до сих пор великолепна, что вам продемонстрируют многочисленные группы туристов.

Продолжайте двигаться по главной тропе - она заканчивается у входа в Нижний город; здесь вы найдете несколько ресторанов.

Нижний город (Lower Town)

Здесь можно осмотреть ряд интересных зданий; обратите внимание на Каср Аль-Бинт. Осмотрев все, что сочтете нужным, отдохните и пообедайте в каком-нибудь ресторане.

От моста через вади, недалеко от ресторана «Basin», узкая скалистая тропинка ведет вправо, она поднимается, извиваясь, к Ад-Дейру; послеполуденное солнце выгодно освещает его фасад.

Ад-Дейр (Ad-Deir)

Этот монастырь - вторая по значимости достопримечательность Петры.

Поверните обратно к Нижнему городу и возвращайтесь мимо Театра и Сокровищницы; снова войдите в Сик и вернитесь к воротам, через которые вы входили в город.

Ад-Дейр

Долгая прогулка по Петре

Прогулка охватывает максимально возможное число достопримечательностей, которое можно осмотреть за день, особенно в случае, если вы решите проделать весь путь по Сику пешком. Это прекрасное «введение» в Петру, в том числе и два долгих подъема: один - утром, второй - после полудня. Маршрут рассчитан на хороший уровень физической подготовки, и на нем меньше остановок для отдыха, чем на коротком маршруте.

Общая протяженность прогулки - около 9 км. Идеальное время выхода - не позже 8 часов утра, тогда вы вернетесь около 6 вечера.

Идите по дорожке от входа 700 м, пока не увидите маленькую тропинку, сворачивающую налево, за обелиском, но не доходя дамбы. Она ведет вверх, в Аль-Мадрас. Ее длина 400 м.

Аль-Мадрас (Al-Madras)

Этот крюк и подъем по нескольким лестничным пролетам, выбитым в скале, стоит сделать, чтобы увидеть место совершения древних культов.

Вернитесь на основную тропу и двигайтесь по ней дальше, к Сику.


Сик (Siq)

Чтобы медленно пройти по Сику, потребуется около 25 минут. За это время вы сможете осмотреть его и насладиться уникальным ощущением, которое испытаете, когда ущелье сузится.

Сик выведет вас прямо к Сокровищнице.

Сокровищница (Treasury)

Потрясающий фасад этого здания - самое знаменитое, что есть в Петре. Здесь стоит задержаться, помня при этом, что лучшее освещение - между 9 и 10 утра. В 200 м за Сокровищницей вы увидите указатель «налево»: по истертым каменным ступеням вы поднимитесь к Высокому жертвеннику.


Высокий жертвенник (High Place of Sacrifice)

«Церемониальный подъем» займет около 35 минут. Перед вами два обелиска, над которыми расположены алтарь и собственно жертвенник, оборудованный на вершине скалы.

Вернитесь к обелискам и идите, не сворачивая, по маленькой тропинке вперед, влево, к театру. Тропинка приведет вас к лестнице, ведущей вниз, к узкому каменному коридору, мимо фонтана со львом, к Вади-Фараза.

Вади-Фараза

Вади-Фараза (Wadi Farasa)

У подножия лестницы вы увидите Садовое надгробие с прекрасным классическим фасадом. Лестница справа от него ведет к огромной цистерне. Ниже находятся еще несколько надгробий, выбитых в скале. Отсюда вам придется 30 минут идти под палящим солнцем на север, к Нижнему городу и самому интересному зданию - Каср Аль-Бинт.

Нижний город

Нижний город (Lower Town)

Здесь вы можете отдохнуть и пообедать в одном из ресторанов, наслаждаясь видом окрестностей. От моста через вади за рестораном «Basin» идите по маленькой скалистой тропинке, вьющейся вверх по склону, направо. Примерно через час вы придете ко второму замечательному монументу Петры.

Ад-Аейр (Ad Deir)

Этот великолепный фасад смотрит на запад, поэтому его лучше созерцать при послеполуденном солнце. Те, кто еще не устал от подъемов, могут подняться направо, к центральной урне, начав подъем со скал по левую сторону от фасада.

Вернитесь той же дорогой в Нижний город, мимо колоннад Кардо Максимус, осматривая другие монументальные фасады по дороге к Сокровищнице. Вернитесь к воротам по Сику пешком или воспользуйтесь «гужевым транспортом».

История Петры


Кочевые племена набатеев двинулись из Северной Аравии на север, в страну, обозначенную в Библии как Эдом, в начале VI в. до н.э., постепенно вытесняя коренное эдомитское население. Они проявили себя как могущественная и независимая сила к IV в. до н. э. К тому времени их базой стала Петра. Ее привлекательность была очевидна: естественная защищенность, безопасное водоснабжение, плодородные земли, благоприятные для земледелия и скотоводства, - и все это в дополнение к стратегически выгодному расположению на пересечении торговых путей, по которым шли караваны с шелком и специями на север и восток. Название «набатеи» произошло от арабского корня «набат», означающего «сердце», «средоточие».


Набатейские боги

Они принесли с собой с Аравийского полуострова свой языческий культ. Их основными богами были бог Душара и богиня Аль-Узза. Она была богиней плодородия, покровительницей караванов и воплощением утренней звезды, а он, чье имя буквально переводилось как «из Шарры», носил имя гор Шарра в районе Петры. В Ветхом Завете эти горы называются Сеир, и одно из имен Иеговы - «Открывшийся в Сеире» (Второзаконие) - позволяет предположить идентичность этих богов. Греки позже уподобили Аушара Дионису. Многочисленных идолов Душары и Аль-Уззы можно встретить в Петре повсюду в виде каменных блоков или обелисков.

Набатейский темперамент

Современники характеризовали набатейцев как людей миролюбивых и трудолюбивых. В классических трудах Страбона, историка I в. до н. э., описываются мирные, усердные люди, чьи города не обнесены стенами. Если на них нападали, они предпочитали тактические, а не военные решения, подкупая агрессоров ценными подарками.

Эта тактика имела успех у греков и римлян, и в продолжение всей бурной истории региона набатейцам удалось остаться в большой степени независимыми. Когда в 106 г. умер последний набатейский король, Петра вошла в состав римской провинции Аравия и стала ее столицей.

При римлянах и после них

Римляне вошли в город и перестроили его, проложив главную улицу, выстроив вдоль нее колоннаду, возведя храмы и термы. Начиная со II в. до н. э. «полномочия» Петры как города, лежащего на пересечении основных караванных путей, перешли к римской Пальмире, так как караванные пути изменили направление и протянулись дальше на север. Соответственно богатства перестали притекать сюда. Здесь рано воцарилось христианство, вследствие чего к IV в. н. э. в Петре уже был свой епископ, а одна из набатейских гробниц была превращена в церковь.

Население сократилось в последующие несколько столетий; до XII в., когда здесь ненадолго остановились крестоносцы, о Петре вообще ничего не было слышно. Крестоносцы построили здесь два замка. До XIX в. город был предан забвению и воспринимался образованными европейцами как мифический город сказочных богатств, нечто вроде Атлантиды. Он был «открыт» в 1812 г. молодым англо-швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом (1784-1817) , который, притворившись мусульманином, вошел в город под предлогом принести жертву Аарону. Так и случилось, что Буркхардт стал первым европейцем, увидевшим через шесть веков фасад Сокровищницы.

Этот пост про древний город Петра в Иордании не совсем обычен, потому что в нем не будет традиционного «взгляда» на Петру, как ее обычно видят туристы. Я покажу вам вид на этот древний город из-за кулис и расскажу о его всевозможных способах посещения – в частности и о том, как попасть в Петру бесплатно, войдя, так сказать, с черного хода. Я поделюсь впечатлениями о том, что мы увидели, пройдя таким путем. К сожалению, я тогда почему-то мало фотографировал, поэтому большая часть фотоматериала Воробьева Паши, за что ему большое спасибо.

Кстати, в Петру мы поехали уже после того, как посетили гору Небо и побывали на страусиной ферме в гостях. Про это я писал : почитайте, если интересно.

Древний город Петра в Иордании – что это такое

Думаю, стоит совсем кратко рассказать об этой достопримечательности. Петра – национальное достояние страны, не зря же на марках, которые вклеивают на границе для визы, изображен этот древний город.

По сути Петра – это древний город, окруженный со всех сторон горами, в который можно попасть через двухкилометровый узкий проход. Этот проход называют сик. Многие здания города вырублены в скале, грубо говоря, они сделаны из одного куска камня. Город основали еще до нашей эры и в разное время в нем хозяйничали разные народы. Петра была столицей для Набатейского царства и еще для какого-то более древнего государства. Потом были римляне, византийцы, арабы, крестоносцы. Все они оставляли что-то свое в архитектуре города, отчего здесь особо интересно.

Древний город Петра в Иордании ко всему прочему является Восьмым чудом света и включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самое известное здание Петры – это Эль-Хазне или казна. Оно вырублено полностью в скале. Ощущаете схожесть слов «казна» и «хазне». Получается, что слово «казна» ненашенское, а прародитель его – арабский язык. Ну, так вот, здание это отлично известно еще и по фильму про Индиану Джонса: правда там по сценарию оно рушится.

Побывать внутри него нам не удалось: нас под сопровождением охранника вывели из этого города за безбилетность. Но про это ниже. Получилась лишь пара фоток. Паша долго еще меня упрекал, что я его плохо сфоткал на фоне этой самой важной историчности. Дык. Ну да, виноват. Но вообще, не наглость ли стоять и позировать, когда тебя под конвоем ведут.

Сколько стоит билет и как посетить древний город Петра в Иордании: разные варианты

Посетить Петру – очень дорогое удовольствие, но есть различные способы.

Купить билет. Банально и дорого. Так как Петру за один час всю не осмотришь, то билеты продаются на один, два, три дня. Соответственно, цена разная. Когда мы были там, то билет стоил около 35 динар на человека. А сейчас, говорят, стоит около 90 динар. Кошмар, конечно, ведь динар дороже даже, чем евро. Если купить билет на три дня, то в четвертый день вы идете бесплатно. Билеты именные. Короче, дорогое удовольствие.

Попросить билет у выходящих. Суть вот в чем. Допустим, кто-то купил билет на три дня для того, чтобы посетить древний город Петра в Иордании, но использовал его только дважды и решил, что на третий и четвертый день он туда уже не пойдет. Значит и билет такому гражданину нужен лишь для сувенира. Он может его просто отдать нуждающимся и малоимущим, то есть нам. После того, как щедрый посетитель Петры отдаст вам билет, он, безусловно, встретит свое счастье. Для этого способа требуется терпение и неплохое знание английского. Надо выцеплять выходящих из Петры и спрашивать у них такой билет. Мы пробовали, но как-то неактивно и несмело, к тому же полное отсутствие знания английского привело нас к мысли, что это не наш вариант.

Купить билет б/у. Тот же самый способ. Отличие заключается в том, что надо не просить отдать вам билет бесплатно, а купить его за полцены у тех же граждан. Кстати, это более реально, если вы в хостеле остановились: там общения с народом больше и малобюджетный путешественник запросто согласится вернуть часть затраченных ресурсов обратно. А еще в хостелах могут висеть объявления о продаже таких билетов. Хотя билет именной, идентичность имени в нем и вашего организма проверяют редко: в Петру идет много посетителей и делать это некогда.

Войти в Петру через черный ход. Бесплатный и самый интересный способ. Нам это удалось: про этот вариант попадания в Петру читайте подробнее ниже.

Как пройти в Петру бесплатно, долго, тяжело, но интересно

Собственно, способ этот придумали не мы. Мы лишь отыскали его в интернете. Суть его заключается в том, что древний город Петра в Иордании имеет несколько путей-входов, и расположены они от главного охраняемого входа достаточно далеко. Фактически у нас была рукописная карта, как блудить между гор, чтоб достигнуть этих проходов. Правда, карта была с большой ошибкой, из-за которой я либо свернул бы себе шею, либо просто вернулся бы обратно, если б мы не разгадали эту ошибку и не исправили ее.

Итак, я привожу то самое описание, которое было у нас, с комментариями о том, как добраться до Петры.

Рукописная карта прохода в Древний город Петру в Иордании с исправленной ошибкой.

Идем вниз по дороге, ведущей к сику (главный билетной вход). Около буржуйского отеля Movenpick поворачиваем направо и движемся по асфальтированной дороге. Идем примерно 3 км и приходим к деревне Умм-Сейхун, все ее знают просто как «Бедуинская деревня». Там живут торговцы сувенирами, которые торгуют в Петре. Около деревни есть тайный вход №1 в Петру. Но он малополезен, потому что известен полиции. Через этот вход в Петру ввозят сувениры.

Через 3 км от деревни находится кемпинг. Он представляет собой площадку песка, огороженную сеткой, а вокруг – горы. Официально около Петры ночевать нельзя: могут выловить менты. Древний город Петра в Иордании имеет охрану и внутри, и снаружи: по периметру с какой-то периодичностью ездят патрули и вылавливают таких, как мы. Мы немного погостили у хозяина – попили чаю, посмотрели, как он еду готовит из помидоров и консервированной фасоли. Посидели у него немного и отправились искать место для ночевки, так как дело к ночи шло.

А ночь там чудная: густая-прегустая темнота, как чернила, и ветер тоже густой. В общем, мы полазили в темноте и нашли проход между двух скал в какой-то каменный «колодец». Он представлял собой достаточно большую площадку, окруженную скалами. Самым интересным в этом месте было то, что ровно посередине этой площадки не было ветра. Немного в сторону отойдешь – там круговерть, а в середину зайдешь – тихо. В этом месте и поставили палатку.

Я проснулся ночью от того, что кто-то фонарем светил сверху на нашу палатку. Немного даже опешил, а потом понял, что это просто полная луна в абсолютно безоблачном небе. На всю жизнь запомнилось!
Утром мы сфотографировали наше место ночевки, съели на завтрак что-то вроде халвы и дальше пошли навстречу потоку событий.

Идем дальше в Древний город Петра в Иордании. Через 2 км подходим к асфальтированному перекрестку. Дорога прямо ведет в долину Разлома, недалеко справа – деревня Бейда, а слева – малоизвестная интересная достопримечательность Малая Петра. Она бесплатна, тоже содержит сик и мини-храм типа Эль-Хазне в большой Петре.

Внимание: ошибка в рукописной карте! Идем по малому сику прямо и приходим к руслу реки между скал. В нашем случае река была пересохшей. Идем вниз по течению и подходим к резкому спуску. Как ни странно, там можно спуститься, только очень осторожно и не после дождя. Поворачиваем направо и проходим через бедуинский лагерь.

Вот тут в карте – суровая неточность. Нет смысла идти по течению реки и спускаться вниз. Паша, например, спустился в первую промоину в скале, а дальше, говорит, еще круче и с рюкзаками тяжелыми – проблема. Я не полез даже в первый спуск: не уверен – не суйся. Мы пожалели, что у нас нет веревки. В общем, решили возвращаться к входу в малую Петру. Кстати, вот фото Паши с черепом какого-то животного, который он нашел внизу. Как туда этот череп попал – неясно, наверное, тоже безбилетник.

Так вот идти по руслу реки не обязательно и вниз спускаться тоже. Можно осмотреть Малую Петру и вернуться к входу. Потом надо пройти примерно 300-400 метров по грунтовой дороге, уходящей влево от входа, и тогда вы попадете в бедуинскую деревню – ту самую, про которую в карте написано и в которую якобы можно попасть, только если ползти вниз по руслу реки.

В деревне к нам пристали ребятишки. Вот девочку сфоткали. Вообще они там достаточно предприимчивые. Мы ее сфоткали, а она говорит: «Давай один доллар», – а мы ей шиш. Еще видели, как пасутся на склонах гор овцы: что они там едят, непонятно, одни колючки среди камней. Еще около деревни нашли несколько стреляных гильз. Деревня на самом деле – одно название, непонятно, то ли сараи, то ли хижины. Древний город Петра в Иордании был совсем уже близок.

К безбилетникам там отношение спокойное, но ночью лучше не ходить: злые собаки (как и у входа в Малую Петру). Можно идти прямо по дороге, но там могут быть менты. Следует повернуть направо и идти по полю до обрыва. Потом поворачиваем налево и аккуратно идем по террасе вдоль обрыва. В итоге непременно попадаем к монастырю, который находится в Большой Петре.

По дороге до деревни мы наткнулись на двух парней: видимо, они шли из Петры в деревню. Они пытались нас запугать: мол, ходить здесь нельзя, и все такое. Вообще разговаривали немного нагловато, но потом отвязались и пошли своей дорогой, неся какой-то сверток.

Вот и все, вы в городе Петра. Когда мы спускались с последнего обрыва, чтобы окончательно попасть в город, на нас смотрела какая-то иностранка-туристка. Стоит и глазеет, как два гражданина через «забор лезут».

Помнится еще один момент: спуск был осложнен тем, что Паша в своем рюкзаке всякое хрупкое с собой возил: контрабандный коралл из Египта, кальян и страусиное яйцо, которое ему на страусиной ферме подарили около . Короче, задолбал он со своим рюкзаком. Мой рюкзак просто сбросили, а его так нежно спускали. В общем, Паша, привет тебе, коль прочтешь строки сии, а семье и дитю – здоровья. В гости заезжай.

По Петре мы походили всего часа два от силы. Безбилетников в нас выдали рюкзаки, их надо было просто спрятать и осматривать достопримечательность налегке. А если бы потребовался еще один день для осмотра, то нужно было просто спрятаться в какую-нибудь пещеру, выдолбленную в скале, и переночевать.

Ну, вот примерно такое у нас было незабываемое знакомство с городом Петра в Иордании.

Совсем не удивительно, что в список новых семи чудес света попал древнейший город Петра, являющийся главной , которой по праву гордится Иордания. Уникальная особенность Петры в том, что город полностью высечен в скалах, такое зрелище поражает и захватывает дух. Кстати, и название этого уникального местечка на планете переводится как «камень».

История Петры

Древнейший город Петра в Иордании насчитывает более 2000 лет своего существования, а некоторые источники свидетельствуют даже о 4000 лет. История Петры в Иордании началась с эдомитян, которые на основе этих скал соорудили небольшую крепость. Потом город стал столицей Набатейского царства и оставался ею до 106 года н.э. После необычные скалистые укрепления перешли во владения римлян, затем византийцев, арабов и в XII веке стали добычей крестоносцев. С XVI до начала XIX века Петра оставалась пустой, никто не знал, где находится каменный город, окутанный тайнами и легендами. Только в 1812 году комплекс Петра в Иордании был найден путешественником из Швейцарии Иоганном Людвигом Буркхардтом. С тех пор вот уже 200 лет туристы со всего мира не перестают восхищаться этим великолепным наследием древности.

Современная Петра

Интересен тот факт, что на протяжении всей своей истории город Петра в Иордании застраивался разными «хозяевами», но до сегодняшнего дня сохранились только самые древние постройки, возникшие до VI века н.э. Так что современная Петра представляет собой реальный облик древней Петры. Попасть в город можно по единственному и крайне экзотичному пути – километровому ущелью Сик, бывшему когда-то руслом горного потока. По всему маршруту входа в город встречаются алтари, древние скульптуры и необычные цветные пески. Выход из ущелья приводит прямо к величественному фасаду Эль-Хазне – храму-дворцу, который называют Сокровищницей, ведь по легенде там хранятся богатства, до сих пор никем не найденные. Поразительно, но фасад храма Петры в Иордании, высеченный 20 веков назад, сегодня остается нетронутым временем.

Достопримечательности Петры

Песчаные горы Петры в Иордании хранят в себе около 800 достопримечательностей, при этом ученые утверждают, что Петра изучена лишь на 15%, и большинство ее загадок никогда не удастся разгадать. Набатейские руины Петры в Иордании простираются на несколько километров, их невозможно обойти за один день. Даже билеты здесь продаются сразу на три дня, чтобы туристы могли успеть все рассмотреть.

  1. Храм Эль-Хазне , упомянутый выше, так и не раскрыл исследователям тайну своего предназначения. Одни считают, что это храм Исиды, другие говорят, что это гробница одного из правителей Набатейского царства. Но самый главный вопрос историков – как вообще можно было создать такое сооружение, если и сегодня это представляется мало возможным.
  2. Амфитеатр Петры, вырубленный в скале, может вместить 6000 человек. Предположительно, строительство амфитеатра начали набатейцы, но такой размах придали ему римляне, достроившие это сооружение до столь величественных размеров.
  3. Эд-Дейр – другое удивительное сооружение храмового комплекса Петра в Иордании. Это монастырь, возвышающийся на 45 метров на вершине утеса и в ширину занимающий 50 метров. Вероятно, Эд-Дейр был христианской церковью, о чем говорят высеченные на стенах кресты.
  4. Храм крылатых львов – комплекс, вход в который охраняют статуи крылатых львов. Будучи большей частью разрушенным он все равно привлекает своими колоннами и тем, что в его раскопках обнаруживается немало содержательных артефактов.
  5. Храм Душары или Дворец дочери фараон а – отдельно стоящее здание, которое сохранилось, в отличие от многих разрушенных. Сегодня оно отреставрировано и впечатляет своими 22-метровыми стенами, выстроенными на резной платформе.

Разве не могли они попутешествовать [изучить историю прошлых веков и тысячелетий, а затем посетить сохранившиеся памятники, столицы государств и цивилизаций когда-то процветавших и сокрушавших любого врага], имея при этом разумеющие сердца и слышащие уши?!

Не глаза слепнут у людей, а сердца, которые в груди [они не внемлют урокам прошлого в настоящем, не пытаются их понять. Вся их жизнь — это бег из ниоткуда в никуда по узкой тропинке стереотипов и личных интерпретаций, субъективных умозаключений].*

Св. Коран 22:46

Впечатлены?

Тогда давайте немного раскроем карты.

Итак, Пе́тра (араб. البتراء‎‎) — древний город, столица Идумеи (Едома) , позже столица Набатейского царства. Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик.

Иорда́нское Хашими́тское Короле́вство или Иорда́ния — арабское государство на Ближнем востоке. Граничит с Сирией на севере, Ираком — на северо-востоке, с Саудовской Аравией — на востоке и юге, с Израилем и Палестиной — на западе. Иордания разделяет с Израилем и Палестиной береговые линии Мёртвого моря и Залива Акаба с Израилем, Саудовской Аравией и Египтом.

Около 90 % территории королевства занимают пустыни и полупустыни.

Самой известной достопримечательностью Иордании является , интересующий нас город Петра , расположенный в 262 километрах к югу от Аммана, и в 133 километрах к северу от Акабы в долине Вади Муса.

Древний город является собственностью бедуинов, которые занимаются на территории музея изготовлением и продажей сувениров, а так же предлагают совершить поездку на лошадях или верблюдах. На месте нынешней Петры было первое укрепленное поселение, получившее название "Села " — "камень, скала ". Позднее это имя было переведено на греческий язык — Пéтра ("камень ").

Петра — столица Набатейского царства и один из красивейших и хорошо сохранившихся древних городов. Петра включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из новых чудес света. В древности Петра находился на торговом пути, соединявшем Ближний Восток, Аравию и Индию.

Историки полагают, что город построили набатеи — арабские племена кочевников, осевшие на этих землях в 3 тысячелетии до н.э. Внешний вид Петры во многом обязан греко-римской культуре, которую набатеи адаптировали под свои потребности. Начавшаяся с нескольких легко обороняемых пещер в скалах, Петра постепенно превратилась в неприступный город-крепость. Земли бывшего набатейского царства и Петра оказались совершенно забытыми на Западе.

Первым из европейцев нового времени Петру увидел и описал путешественник швейцарец Иоганн Людвиг Буркхардт в 1812 году.

Удивительно само местоположение Петры, а именно горы, которые в зависимости от времени суток меняют свой цвет от темно-красного, до розового и даже оранжевого.

Попасть в древний город не так просто, придётся преодолеть несколько километров пешком: сначала спускаться, а назад подниматься через ущелье Сик. С востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 80 м в высоту.

Вот описание этого пути, сделанное в 70-е годы: «Путь в город лежит через этот проход. Длина его составляет около 1,2 км, а ширина от 4 до 10 метров и более. Зрелище действительно незабываемое: с двух сторон нависают красноватые и коричневатые скалы высотой до 80 м; вверху синеет полоска неба, под ногами шуршит крупный гравий и песок, пахнет сыростью и плесенью. Римлянам не удавалось в течение нескольких лет взять Петру; ее жители, блокировав единственный узкий проход, ведущий в город-крепость, могли небольшими силами сдерживать целую армию…

Идешь по проходу — и справа, и слева над головой вот такие вот изрезанные, обглоданные камни красного цвета. В сезон дождей это ущелье превращается в стремительный бурный поток. Дорога украшена остатками от древней мостовой и наскальными барельефами, а по краям, словно перила, извивается водопроводный желоб, доставлявший воду в Петру.

Начало ущелья, через которое можно попасть в саму Петру

Уже приближаясь к выходу из ущелья, застываем в изумлении: в отверстие в темном коридоре, метрах в пятидесяти от его конца, отчетливо видно освещенное солнцем розовое здание с колоннами и изящным фронтоном. Еще несколько минут терпения и перед нами одна из монументальных гробниц Петры… Больше всего поражает то, что это — цельный каменный массив без каких бы то ни было достроек.

За поворотом открывается Эль Хазне — величественное здание с фасадом, высеченным из огромной скалы. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений первого века. Здание венчает огромная урна из камня, в которой якобы хранилось золото и драгоценные камни,— отсюда и происходит название храма (в переводе с арабского «сокровищница»).

Интерьер одной из «комнат» Эль Хазне.

Тут как раз очень хорошо видно, что всё это вырезалось в сплошном каменном массиве.

Обогнув скалу и дворец Эль-Хазне, Вы окажетесь в окружении сотен высеченных в скалах построек, храмов, гробниц, маленьких и крупных жилых построек, усыпальниц и праздничных залов, длинных лестниц, арок и мощеных улиц. Чуть ниже, огромный, вырубленный из камня римский амфитеатр, вмещавший когда-то более 4 тысяч зрителей.

Высоко в горах над городом есть священное место поклонения богам, откуда открывается потрясающая панорама Петры — амфитеатр, византийская церковь и усыпальницы царей, римские колоннады, мавзолей Аарона, и главный храм набатейцев — Казр аль-Бинт.

Вот перечень наиболее интересных из них: Эль-Хазне ("Казна", усыпальница одного из набатейских царей), Ад-Дейр ("Монастырь"), Сахридж ("Джинновы глыбы"), "Обелисковая гробница", "Площадь фасадов", священная гора Джебель Аль-Мадбах ("Гора жертвоприношений"), "Царские гробницы", Мугар Ан-Насара ("Пещеры христиан"), Театр, византийская церковь за руинами Нимфеума, Аль-Уззы Атаргатис ("храм Крылатых львов"), Каср Аль-Бинт ("Дворец дочери фараона", хотя фараоны, естественно, не имеют к этому сооружению ни малейшего отношения), и др.

В городе два археологических музея: старый (в горе Джебель Аль-Хабис) и новый, обладающие отменными коллекциями, а также множество памятников, отождествляемых с библейскими хрониками — сама долина Вади Муса ("Долина Моисея"), гора Джебель-Гарун (гора Аарона, на которой, по преданиям, умер первосвященник Аарон), источник Айн Муса ("Источник Моисея") и др.

Петру называли «разбойничьим гнездом», «кровавыми камнями», «проклятым местом», «городом злых духов», «городом-призраком», «городом кровавых алтарей» «город мертвых».

Территория Петры занимает большую площадь. От центра, где хорошо сохранились руины многочисленных зданий, уже не скальных, а выстроенных традиционным способом, из камня, она простирается на несколько километров.

Главная улица, протянувшаяся с востока на запад через весь город, была проложена во времена римского владычества. По обеим её сторонам тянется величественная колоннада. Западный конец улицы упирался в большой храм, а восточный заканчивался трёхпролетной триумфальной аркой.

Эд-Дейр — вырубленный в скале на вершине утёса монастырь — огромное здание шириной около 50 м и высотой более 45 м. Судя по вырезанным на стенах крестам, храм какое-то время служил христианской церковью.

Позже, после того, как исследователи раскопали пространство под монастырём, они обнаружили усыпальницу одного из набатейских царей.

Вот очень познавательное видео - программа канала National Geographic:

Останки этого «города мертвых» являются назиданием для нас, живущих после них. В Священном Коране, Всевышний в нескольких аятах говорит нам об уничтоженных народах и селениях:

Сколько же поселений Мы уничтожили вместе с их грешными, безбожными обитателями: [старые] дома развалились и опустели, колодцы [системы водоснабжения] стали никому не нужными и пришли в негодность, а [прочные] построенные [по последнему слову науки и техники] дворцы [если и остались стоять, то пустыми и безлюдными].*

Священный Коран, 22:45

У каждой из общностей людских — свой срок [ничто не вечно в этом мире, у всего (людей, народов, городов, государств, эпох, цивилизаций) есть земное начало и конец]. Если он наступает, то уже ничего не изменить (отсрочить его или ускорить невозможно).*

Священный Коран, 7:34

Разве ты не видел, что сделал Господь твой с ‘адитами?! [С их племенем] Ирам, имевшим [величественные] строения, опиравшиеся на колонны. Похожих на них [могущественных и сильных, умных] до того момента нигде не было.

Священный Коран 89:6-8

Разве они не видят [не знают], сколько цивилизаций было погублено Нами ранее! Поистине, они ведь не вернутся уже к ним [к ныне существующим]!*

Священный Коран 36:31

В заключение приведу слова мусульманского учёного-мудреца, у которого спросили:

«Почему мы слышим назидания, наставления, но не можем извлечь из них пользы, они не находят своего отражения в нашей жизни?

Мудрец ответил: «По пяти причинам:

Первая : Аллах наделил вас многими щедротами, даровал вам несчетное число благ, но вы утратили чувство благодарности пред Ним

Вторая : совершив прегрешение, вы перестали чувствовать страх пред Божьим гневом, вы перестали делами и словами просить о помиловании

Третья : вы не следуете тому, что знаете.

Четвертая : в вашем окружении есть праведные, благонравные люди, но вы и не думаете равняться на них.

И последняя : вы хороните умерших, провожаете в иной мир многих из ваших близких и знакомых, но не можете извлечь из этого поучительного урока»

Ас-Самарканди Н. Танбих аль-гафилин.С.292

О Аллах, наполни сердца наши робостью пред Твоим величием и могуществом. Пробуди в нас это чувство, которое проявится в слезах наших, что забьют в будущей жизни райскими источниками в высших степенях Фирдавса! Амин.

Радия Завдетовна,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

При написании статьи использованы материалы:

Википедия

Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы»

И. Аляутдинов «Знай. Веруй. Чти»

Просмотров