Какие нации живут в таджикистане. Как живут таджики у себя на родине? (32 фото)


Таджикистан является одной из стран Центральной Азии. Это государство способно предложить особый колорит своим гражданам и туристам. Цены в Таджикистане невысокие. Именно это позволяет приезжать в эту республику многим путешественникам. . Благодаря относительно низкому уровню цен, могут позволить себе жить на нормальном уровне, даже несмотря на то, что в стране процветает безработица. достаточно проблематично.

Вид на президентский дворец в Душанбе

Ранее Таджикистан был весьма успешной и развитой страной. Сегодня же это государство Центральной Азии приобрело не очень лестную славу. Значительно упали объёмы производства, вырос уровень безработицы, появилась социальная незащищенность.

Но, несмотря на всё это, Таджикистан по-прежнему удивляет своей культурой, природой, национальными блюдами, достопримечательностями и особым гостеприимством. Граждане этой Республики всегда с уважением и радостью относятся не только к своей стране, но и к её гостям. Именно поэтому Таджикистан остаётся одним из мест, которые непременно хочется посетить хотя бы раз в жизни.

Здание Таджикского Национального Университета в Душанбе

Как и во многих развитых странах, образование в Таджикистане подразделяется на:

  1. Дошкольное.
  2. Среднее.
  3. Средне — специальное.
  4. Высшее.

Сегодня существенных отличий от других стран в методике преподавания не наблюдается. Дошкольное образование осуществляется сугубо по желанию родителей ребёнка и не является обязательным.

Большее внимание правительство республики в 2019 году уделяет полному среднему образованию. Согласно правовым нормам и аспектам, получить полное среднее образование должен каждый таджикский ребёнок, независимо от материального положения или вероисповедания.

Среднее образование разделяется на несколько этапов, таких как:


В целом получение полного среднего образования занимает одиннадцать лет.

После завершения средней школы, гражданин Таджикистана вправе поступить в любое учебное профессиональное заведение.

Свой выбор он может остановить не только на школе. В Таджикистане огромное количество различных лицеев, профессиональных училищ, гимназий разных направлений. Обучение в таких учебных заведениях продолжается на протяжении трёх лет.
Но если сравнивать профессиональный колледж со старшей школой, предпочтение лучше отдать профессиональному учебному заведению, так как после его окончания ребёнок уже обладает какой-то специальностью.

После завершения старшей школы, учащемуся выдаётся свидетельство о полном среднем образовании. А выпускник училища или гимназии получает уже диплом со специальностью. Высшее образование дети в Таджикистане получают в ВУЗах. Основным документом для поступления в такое учреждение является свидетельство или диплом. При отсутствии одного из документов, о поступлении в высшее учебное заведение не может быть и речи. Для поступления все абитуриенты должны сдать вступительные экзамены.

К высшим учебным заведениям на территории Таджикистана относятся:

  1. Университеты.
  2. Институты.

Они могут быть как государственными, так и частными.

Здание Технологического университета в Таджикистане

Для частных учебных учреждений обязательным условием является наличие специальной лицензии, разрешающей осуществлять данный род деятельности.

Все высшие учебные заведения предоставляют возможность получить такие степени, как:

  1. Бакалавр.
  2. Магистр.
  3. Специалист.

Для получения степени бакалавра необходимо пройти обучение на протяжении четырёх лет. Магистр и специалист присваиваются после шестилетнего обучения в высшем учебном учреждении. Поступить в аспирантуру или докторантуру можно лишь с дипломом магистра или специалиста. Срок обучение в таких организациях составляет три года. По истечении этого времени, человеку проходившему обучение, присваивается степень кандидата наук или доктора.

Удивительно, но сегодня в Таджикистане действует давно забытая, пяти балльная шкала оценивания.
Именно она, по мнению правительства, способна в полной мере оценить знания и возможности студентов и школьников.

Сегодня Таджикистан испытывает не особо лёгкие времена в экономическом плане. На финансовое положение в стране существенно повлиял кризис. Но, несмотря на это, ежегодно правительство республики выделяет достаточно крупную сумму денег на развитие и реструктуризацию образовательной системы.

Медицинская система

К огромному сожалению, сегодня система здравоохранения Таджикистана находится не на очень высоком уровне. Виной всему тотальная безработица и низкий уровень заработных плат. Всё больше таджикских медиков стремятся уехать из республики в поисках лучшей жизни. В стране процветает коррупция, и именно по этой причине все вложенные финансовые средства не дают результата.

Вся медицинская система Таджикистана заключается в наличии государственных муниципальных учреждений и частных медицинских центров.

Церемония открытия новой больницы в одном из сел Таджикистана

Муниципальные поликлиники и больницы обладают весьма талантливыми кадрами, но совсем лишены современного медицинского оборудования из-за недостатка финансирования из государственного бюджета.

Именно это является причиной не обращения в государственные учреждения. А частные организации многим просто не по карману. В государстве весьма низкий уровень заработных плат, и многие таджики не могут себе позволить проходить лечение в частных медицинских учреждениях из-за весьма высоких цен.

В Таджикской республике отсутствует понятие медицинского страхования. Причём его нет не только обязательного, но и добровольного. Именно поэтому всем гражданам порой приходится платить не только за выписанные врачом медицинские препараты, но и за саму консультацию или приём.
Сегодня на территории Республики Таджикистан осуществляют свою деятельность пятьдесят частных клиник.

Карта Таджикистана с указанием городов и приграничных государств

К следующему году планируется их количество увеличить в два раза.

Налоговая система

Согласно налоговому кодексу, принятому ещё в 1991 году, граждане Таджикистана обязаны выплачивать в районе семнадцати налогов в государственный бюджет. Из них четырнадцать имеют республиканское значение.

В 2019 году налоговая система Таджикистана разделяется на два таких уровня, как:

  1. Налоги общегосударственного значения.
  2. Налоги по местности.

Общегосударственные налоги включают в себя:


Второй уровень включает такие налоги, как:


Пенсионная система

Пенсионная система Таджикистана заслуживает особого внимания. Дело в том, что максимальный и минимальный объём пенсии в этом государстве обозначается президентом. В 2016 году минимальной пенсией была сумма в 104 сомони. Сомони – это национальная валюта Таджикистана.

Пенсию имеют право получать лишь граждане Таджикистана. В этом государстве предусмотрены такие виды пенсий, как:

  1. Пенсия согласно выслуге лет в государственных органах.
  2. Пенсия по инвалидности.
  3. Пенсия по причине утери кормильца.
  4. Пенсия по достижению пенсионного возраста.
  5. Социальная пенсия.

Пенсия по достижению пенсионного возраста выплачивается лишь в случае уплаты налогов на протяжении всей трудовой жизни. В этом случае для мужчин пенсионный возраст настаёт после шестидесяти трёхлетнего возраста. Стаж работы при этом должен быть не менее 25 лет. Для женщин минимальный стаж работы составляет 20 лет. Пенсионный возраст начинается с 58 лет.

Людям, которые не обладают минимальным трудовым стажем, также выплачивается пенсия. Но она в два раза меньше минимальной.

При этом стоит учитывать, что стаж работы должен быть не менее 5 лет. Социальную пенсию получают граждане, которые с рождения являются недееспособными. В Таджикистане предусмотрены надбавки к пенсионным выплатам.
Надбавку вправе получить:

  1. Пенсионеры, официально нетрудоустроенные.
  2. Пенсионеры, старше восьмидесяти лет.
  3. Инвалиды войны.
  4. Герои Советского Союза.
  5. Военнослужащие на особую выслугу.
  6. Инвалиды первой и второй группы.
  7. Люди, участвовавшие в ликвидации Чернобыльской аварии.

Транспорт

В Таджикистане граждане этой страны обязаны вносить ежемесячный платёж за пользование транспортными средствами, на содержание дорог и на обслуживание общественного транспорта. Последний налог составляет два процента.

Транспорт в Таджикистане преимущественно наземный. Республика не имеет выхода к морю, поэтому все переезды, связанные с торговлей осуществляются при помощи автомобильных средств. Добраться до страны можно и самолётом. Но этим больше пользуются туристы.

Население Таджикистана
Язык, религия, национальный состав жителей Таджикистана

Таджики (самоназвание точик) - один из многочисленных народов Центральной Азии.

Сейчас в Таджикистане проживает 8 000 000 человек.
В 1939 г. в Таджикистане проживало 1 484 440 человек.
В 1967 г. проживало 2 730 000 человек.

Национальный состав населения республики определяется историческими судьбами Таджикистана. Он, как и вся Центральная Азия в древности и в средневековье, вплоть до великих географических открытий, находился на мировых торговых путях. За все время своего существования он неоднократно подвергался различным нашествиям и завоеваниям. На территории Таджикистана возникали и распадались обширнейшие для своего времени государства, это и обусловило здесь необычайную пестроту этнического состава населения, особенно в южных районах.

За пределами страны таджики живут в Афганистане, Иране, Северном Пакистане и Китайской Народной Республике. Из общей массы таджиков по языку, быту и другим признакам выделяются припамирские таджики. Это шугнано-рушанцы, хуфцы, язгулемцы, ваханцы, ишкашимцы, бартангцы. Они образуют в составе Таджикистана Горно-Бадахшанскую автономную область. Особая группа таджиков, ягнобцы,- прямые потомки согдийцев, живущие в высокогорной долине Ягноба (приток Зеравшана). Их язык - один из диалектов древнего согдийского языка, на котором говорила часть предков современных таджиков до завоевания в VII-VIII вв. Средней Азии арабами. Сейчас ягнобцы говорят на двух языках - своем и таджикском. Таджикский язык вместе с родственным ему персидским принадлежит к юго-западной группе иранских языков. По некоторым фонетическим и морфологическим признакам говоры таджикского языка делятся на северные и южные.

Процесс образования таджикской народности начался еще в IV-V столетии и закончился на грани IX-X вв. в рамках государства Саманидов. Ее этническими компонентами стали некоторые древние племена Центральной Азии: бактрийцы, тохары, согдийцы, саки, массагеты, хиониты-эфталпты.

Антропологически таджики относятся к европеоидной расе. Для них наиболее характерен памиро-ферганский тип, его еще называют типом среднеазиатского междуречья. У таджиков темный цвет волос и глаз, круглая голова, средний рост. У жителей равнинных районов заметнее монголоидные черты: менее обильный волосяной покров, уплощенное лицо, более узкий разрез глаз.

Таджикский язык , как и родственные с ним персидский и фарси-кабули (дари), относится к западноиранским языкам, входящим в индоевропейскую языковую группу.

Таджики живут в республике повсюду. Ранее областью их сплошного заселения были главным образом горные районы. Это объясняется тем, что в период бурных политических событий и завоевания страны кочевниками коренные жители оттеснялись пришельцами в горы, где вынуждены были жить в суровых условиях.

В наше время в южных долинах и в других равнинных районах осваиваются заброшенные земли древнего орошения. Сюда, на родину своих предков, переселяются тысячи таджиков-горцев.

В городах и селениях республики живут русские, татары, украинцы, осетины, мордва, армяне, башкиры, немцы, среднеазиатские евреи. На северо-востоке и на Восточном Памире обосновались киргизы.

На юге Таджикистана в незначительном количестве живут арабы. В низовьях Вахша с середины XIX в. поселились туркмены племени эрсари. Кое-где на юге встречаются также казахи.

Давних поселенцев юга - среднеазиатских цыган - местное население называет джуги или лули.

Для Таджикистана, как и для всякой горной области, характерно очень неравномерное размещение населения по высотным этажам (поясам). Интенсивно освоены и плотно заселены преимущественно нижние участки долин больших рек. Склоны и высокогорья заселены значительно слабее или совсем лишены постоянных жителей. Основная масса населения республики живет в городах, поселках и кишлаках, расположенных на высотах до 1000 м. Часть всех жителей Таджикистана размещается в поясе от 1000 до 2000 м, и лишь немного на высоте более 2000 м.

Основное население Таджикистана исповедует ислам. Большая часть жителей республики мусульмане-сунниты, незначительная часть таджиков и ирани - мусульмане-шииты. Характерной чертой Таджикистана является высокий прирост населения республики. И, как принято на Востоке, таджики трудолюбивый, гостеприимный, отзывчивый народ, готовый к открытому диалогу со всеми народами мира.

Во время пятничной молитвы проехать мимо мечети в Душанбе невозможно: всё заставлено машинами, мечети переполнены. Их в республике больше, чем средних школ. Возводится и ещё одна мечеть, самая большая в Центральной Азии — на 150 тыс. человек. При этом Таджикистан — светское государство, где запрещено носить хиджаб в госучреждениях, а на улицах вы не услышите голос муэдзина, призывающего верующих на намаз. И вряд ли вы встретите бородатых мусульман — местная милиция ловит бородачей и отвозит в парикмахерские, где бороды им сбривают. Борода ассоциируется с ваххабизмом, с которым в стране борются со времён гражданской войны, которая началась сразу после развала СССР. Тогда правительственные войска пять лет воевали с радикальными исламистами. Жертвами стали более 60 тыс. человек.

«Во время гражданской войны православный храм Святителя Николая оказался на передовой линии боёв правительственных и оппозиционных войск, — рассказывает епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов) , он приехал служить в Душанбе из Москвы четыре года назад. — Священник, который тогда служил в храме, рассказывал, что сидевший на колокольне снайпер правительственных войск говорил ему: “Батюшка, мы вас не тронем, у нас друг с другом война идёт. Молитесь”. И он молился под свист пуль. А в прошлом году, когда мятежный генерал Назарзода предпринял попытку госпереворота, перестрелка вновь была около нашего храма».

Храм Николая Чудотворца в Душанбе. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

Рассуждая об угрозе ИГИЛ (запрещённая в России организация), он говорит, что в Таджикистане под влияние радикалов попадает в основном малообразованная молодёжь. «Недавно ученика нашей воскресной школы, который служит у меня пономарём, избили одноклассники с криками “кафир” (неверный). Я ему сказал: “Приводи ко мне этих ребят, я докажу, что они не следуют Корану, потому что если они хулят Христа , то они хулят своего же пророка”. Только он им это передал — они от него отстали.

Нашим православным ребятам было бы легче, если бы они учились в русских школах, — продолжает владыка Питирим. — Но в Таджикистане сейчас нет русских школ, доступных для детей из малообеспеченных семей. Есть русские классы в таджик-ских школах, но и туда попасть можно за деньги, которых у русского населения нет. Получается, что в русском классе один-два русских, а остальные — таджики. Я второй год пытаюсь найти средства на строительство рядом с храмом (земля для этого есть) православной гимназии. Речь о нескольких миллионах рублей. Но, увы, пока отклика из России нет».

С момента развала СССР русские не построили в Таджикистане ни одной русской школы, Турция же построила здесь шесть лицеев. Корея — школу-интернат. А различные международные организации со штаб-квартирами в США обзавелись офисами чуть ли не в каждом кишлаке.

Южный форпост

«Четверть века назад в Душанбе 70% населения были русскими, сейчас нас меньше 1%. В республике, где 8 млн жителей, русских осталось меньше 30 тыс. человек», — рассказывает Людмила . Она — русская, родилась в Таджикистане, всю жизнь здесь проработала, сейчас живёт на пенсию в 200 сомони (около 1700 руб.). Массовый исход русских начался во время гражданской войны.

«В советское время Таджикистан был хоть и дотационной республикой, но полки магазинов здесь ломились от продуктов, — вспоминает другая русская жительница Душанбе Светлана . — В Центральной России мои родственники ездили за колбасой в Москву из других городов, а здесь свободно лежало несколько сортов. Джинсы здесь никто не брал, потому что местные жители традиционно предпочитают национальную одежду. Медицина по уровню была второй после Москвы. Но, когда стали уезжать русские, началась деградация. Уезжали ведь прежде всего специалисты».

Последнюю четверть века все привыкли, что в Душанбе в большинстве домов нет горячей воды, отсутствует центральное отопление. Зимой в минусовую температуру используют электрообогреватели либо печки-буржуйки, которые топят старыми тряпками и пластиковыми бутылками, отчего квартиру заполняет копоть. «Если русским не помочь, уедут все до последнего. А значит, всё то, что вложили в эту землю наши предки за последние 150 лет, когда Таджикистан вошёл сначала в Российскую империю, а потом в состав СССР, будет бездарно потеряно» , — сокрушается владыка Питирим. То, что окончательный уход русских чреват для Таджикистана внутренними потрясениями, понимают и сами таджики. Всё чаще, когда водители мест-ных маршруток видят в салоне одно-единственное русское лицо, они просят: «Русские, не уезжайте!»

Порой владыка ездит и на таком «транспорте». Фото: АиФ/ Мария Позднякова

И тысячи русских, несмотря ни на что, остаются. «Если мы все уедем, что будет с нашим храмом?» — говорят прихожане русской церкви. Храм Николая Чудотворца по-своему уникален — это самый южный православный храм на евразийском пространстве, где ежедневно служится литургия, а значит, возносятся молитвы о мире. Причём нередки случаи, когда в православный храм приходят и мусульмане. Вместе с православными они молились о таджикских детях, когда в Душанбе прошла череда похищений малышей, как говорили в народе, на органы. По благословению владыки Питирима молились перед иконой святого Иоанна Русского , который прославился особым -охранением детей от всяких бед. И кражи детей в Таджикистане прекратились, а молебны Иоанну Русскому стали в храме еженедельными.

В выходные дни вместе с владыкой диаконом в храме служит первый и пока единственный в Русской православной церкви этнический таджик Хуршед , в крещении — Андрей . Его супруга — матушка Елена , русская. Она поёт на клиросе, тащит на себе всю социальную работу прихода. В их семье пять детей, все помогают в храме. Андрей и Елена — предприниматели. Нынешнее благолепие храма во многом их заслуга. «Наша епархия, наверное, самая бедная в РПЦ. Нет у нас возможности платить людям зарплату, вот Господь и посылает таких помощников» , — говорит владыка Питирим. И очень надеется, что найдутся помощники и в самой России. И что православная гимназия в Душанбе появится, а значит, подрастёт новое поколение, благодаря которому ежедневная молитва в самом южном православном храме не прекратится.

Владыка Питирим и юные прихожане храма, ученики Воскресной школы, в одной из совместных поездок. Фото: АиФ/ Мария Позднякова


Никто не ставит под сомнение роль и значение выходцев из Таджикистана в Российской Федерации, вносящих свой вклад в экономику и культуру нашей страны. Однако вокруг этой темы сложилось немало легенд и мифов. Постоянно мелькают в СМИ и интернете сообщения о миллионах таджиков, живущих и работающих в России, о нескольких миллионах нелегальных мигрантов из Таджикистана и десятках миллионов из других государств.

В течение многих лет в СМИ целенаправленно запускаются огромные цифры, касающиеся количества выходцев из Средней Азии в Москве и в целом в России.

Раздуванием подобного рода слухов грешат, прежде всего, некоторые руководители общественных объединений, причём как таджикских, так и русских псевдопатриотических, крайне заинтересованных в надувании собственной значимости перед населением, спонсорами и представителями власти.

Эта гиперболизация не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Она не только формирует в массовом сознании искаженную картину мира и приводит к неверным управленческим решениям, как на государственном уровне, так и в бизнес-деятельности. У экспертов нет сомнения в том, что подобная информация провоцирует рост ксенофобии и служит питательной средой для всякого рода экстремистских групп. Начитавшись и наслушавшись сообщений о заполонивших страну иностранцах, социально активная молодёжь начинает «решать эту проблему», что приводит к реальным человеческим трагедиям.

Справедливости ради стоит заметить, что слухи и мифы о «нашествии» порождены не только целенаправленными «вбросами», но и явной нехваткой достоверной информации, к тому же потонувшей в информационном море.

Помните прошлогоднюю историю об арестованных в Таджикистане российских лётчиках, и о той информационной буре в связи с, якобы, ответными действиями российских властей по высылке таджикских граждан? Естественно, что никаких ответных депортаций не было, а общее число высланных в прошлом году из России таджикских граждан было на четверть меньше, чем в позапрошлом. Но разъяснения официальных российских лиц по этому поводу не были слышны, и в результате осталась легенда о лётчиках и «трехстах высланных таджиках», которая ещё долго будет работать против дружеских отношений между нашими странами.

Так как же на самом деле обстоят дела с численностью выходцев из Таджикистана и численностью таджиков в России? Официальные данные ряда переписей говорят следующее.

Власти зачастую только громко заявляют о проектах, позволяющих адаптироваться мигрантам в России, а на деле либо не уделяют достаточно внимания проблеме, либо просто забывают про нее. Дети мигрантов должны ходить в одну школу с маленькими россиянами, учить с ними русский язык. Чем меньше общество мигрантов напоминает закрытую группу, тем лучше. Больше взаимодействия с окружающими - меньше преступности и меньше поводов для ксенофобии.

По переписи 1989 года в РСФСР жило 38 тысяч таджиков, по переписи 2002 года - 120 тысяч, по переписи 2010 года чуть более 200 тысяч (0,15% от численности населения РФ). Причём степень их реальной интеграции и адаптации была не такой уж и малой, как многим представляется. В 2002 году переписчикам сказали, что владеют русским языком 115 тысяч – то есть почти 95%.

В Москве же, согласно данным переписей, в 2010 году 27 тысяч таджиков приходилось на 11,5-миллионое население столицы. А в 2002 году их доля была даже большей - 35 тысяч из 10,3 миллионов. В целом же в московском регионе в 2002 году жило 39 тысяч таджиков, а в 2010 году 40 тысяч.

Вы скажите, что перепись населения не учла всех и что значительное число приехавших на заработки из Средней Азии находится на нелегальном положении. На это возражу, что нелегально находящихся на территории Российской Федерации ныне не так уж и много. Заявительный порядок регистрации сделал своё дело, выведя людей из криминально-опасного нелегального состояния. «Выход из тени» был подкреплен тем общеизвестным фактом, что наша полиция так поставила свою работу, что ходить по улицам с «иностранным лицом» без регистрации – это всё равно, что без прав ездить на машине. В принципе можно, но платить замучаешься, да и условие двух административных нарушений, за которыми автоматически следует пятилетняя высылка, также способствует законопослушности.

И основная проблема у нас сейчас не в нелегальной миграции, а в нелегальном труде иностранных рабочих, или, как их стало модным называть на немецкий манер, гастарбайтерах. Правда, справедливости ради, замечу, что здесь граждане наши особо от них не отстают: тоже деньги налом, в конверте или ещё как без договора получают. До трети экономики с участием таджикских рабочих, как считают некоторые эксперты-экономисты, у нас пребывает в тени.

Конечно, данные переписи не надо абсолютизировать, но их можно сопоставить со сведениями других ведомств. Например, по данным УФМС России в Москве единовременно находятся до 50 тысяч граждан Таджикистана. А считается, что в Москве сосредоточено 20-25% всех иностранных мигрантов. То есть в целом получается примерно то же число, что дала перепись. При этом следует учесть, что не все выходцы из Таджикистана – таджики, как и не все таджики – граждане Таджикистана. Из Таджикистана приезжает много узбеков по национальности, как и из Узбекистана таджиков.

Возьмем ещё один источник. По данным Миграционной службы Таджикистана, ежегодно фиксируется около 750 тысяч выездов за его пределы. Для 7,5 миллионной страны – громадная цифра. Но это не число выезжающих людей, а число выездов, примерно совпадающее с количеством въездов, причем один и тот же человек пересекает границу иной раз в течение года многократно. То есть вновь примерно те же числа, что даёт Росстат.

Подавляющее большинство соотечественников по осени направляются в леса для поиска грибов. У сотрудников Федеральной миграционной службы интересы иные. Они разыскивают в широколистых дубравах нелегальных гастарбайтеров. И находят, поскольку вооружены беспилотными летающими аппаратами. Что весьма походит на съёмки киберпанковского блокбастера ― как в сюжетном отношении, так и по нехилому бюджету. Однако на кассовую окупаемость этого проекта рассчитывать не приходится.

А говоря о выходцах из Таджикистана, живущих и работающих ныне в России, стоит учитывать тот факт, что значительную часть этих людей составляют этнические русские, украинцы, дети от смешанных браков – горожане, покинувшие Таджикистан в лихие 90-е годы. По переписи, в 1989 году в республике проживало 389 тысяч русских, сейчас же их осталось всего несколько десятков тысяч.

Та же самая ситуация и с миграцией из других государств Средней Азии, да и с приезжими из других государств постсоветского пространства. В них просто нет того числа работников, могущих отправится в миграцию, о котором говорят «эксперты», как и не могут они значительно повлиять на демографию в России.

По данным исследования, которое провел Фонд развития международных связей «Добрососедство» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, около 41% лиц, приехавших на заработки из Таджикистана, сделали это с целью получения постоянной работы, что может косвенно свидетельствовать об их готовности остаться в России надолго, если не навсегда. Ежегодно в трудоспособный возраст вступает 100-150 тысяч таджикских граждан обоего пола, но ведь не все из них подадутся в миграцию, а приехав на заработки, не все в конченом итоге получат постоянную работу и останутся.

Хотелось бы затронуть ещё один важный аспект миграционных процессов.

На всем постсоветском пространстве продолжается процесс урбанизации, неизбежно сопровождающийся противоречиями между городской и сельской культурой – кореными горожанами и теми, кто прибыл в мегаполис из провинции. Распавшийся СССР продолжает существовать. С окраин евразийского пространства люди едут туда, где лучше. А лучше сейчас в Москве и в других российских мегаполисах.

Причём происходящие ныне противоречия между приехавшими из Средней Азии и Северного Кавказа весьма напоминают конфликты «москвичей» и «ленинградцев» с «лимитчиками» в советский период. Этот факт так бросается в глаза, что некоторые публицисты начали называть иностранных рабочих «гопниками». Напомню, что так называли в 20-30-е годы жителей «государственных общежитий пролетариата», приехавших в города из деревень.

Никто у нас «на кухнях» не ведёт религиозных споров, на улицах Москвы царит полный «одёжный плюрализм» - ходи хоть в парандже, хоть в бикини, можешь в кепке, тюрбане, фуражке, папахе, тюбетейке или вовсе лысым или с длинным хаером или ирокезом. Вопрос не в этом, а в том, вписывается человек в современную культуру мегаполиса или нет.

Когда в 90-е годы и в начале 2000-х в Москву и другие города России массово переселялись горожане – русские и люди европейской культуры из образовавшихся после распада СССР государств, конфликтов между россиянами, переселенцами и приехавшими в РФ на заработки в тот период практически не было. Что было обусловлено тем, что среди них было много «азиатских европейцев», прекрасно вписавшихся в российские реалии.

После того, как первая массовая волна «русской», прежде всего, городской миграции из государств, образовавшихся после распада СССР спала, пошла волна другого национального, профессионального и психологического состава из сельской местности и маленьких городов государств Средней Азии. Эти люди ищут работу и будущее. И тенденция эта будет продолжаться до тех пор, пока не будет завершён процесс урбанизации и связанные с нею демографические изменения, которые, стоит заметить, уже начались в Средней Азии.

Так что не надо преуменьшать, но не надо и преувеличивать значение граждан Таджикистана в экономике России.

Надо просто представлять реальность и в соответствии с ней делать выводы и принимать соответствующие меры.

Какие же, кроме как программы по адаптации и интеграции?

Например (весьма актуально в связи с началом летнего сезона), как предлагалось на заседании Общественного Совета города Москвы, проведенного при участии Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, необходимо сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line, а также обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции.

Это поможет не только улучшить эпидемиологическую обстановку в стране, но и будет способствовать росту взаимного доверия и развития добрососедских отношений.



История возникновения таджикского народа

Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, начавшиеся еще в 1-м тыс.днэ. Территорией сложения таджиков были древние Бактрия (басс.р.Амударьи), Согдиана (басс.рр.Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) – земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северных и восточных окраинах этой страны. Современными потомками согдийцев считаются ягнобцы, саков – припамирские таджики.
Во 2 в.днэ. в Бактрию проникают юечжи (или тохары). Одна из ветвей сако-тохаров – кушаны создали могущественное государство (Кушанскую империю). Ослабление его привело в 4-5 в.н.э. к вторжению в Ср.Азию новых степных племен – эфталитов, которые образовали обширное государство, успешно воевавшее с сасанидским Ираном. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания в 8 в. на территории современного Таджикистана выделились три основные этнические области: согдийская – на севере, ферганская – на северо-востоке и тохарская – на юге. Арабские вторжения замедлили процесс формирования таджикского народа. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Процесс этот был связан с распространением общего таджикского языка, который постепенно вытеснил языки восточноиранской группы (согдийский, бактрийский, сакский).
С конца 10 в.политическое преобладание в Ср.Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позднее монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения. Начинается процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени – в горах и больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент).
Во времена Таджикской ССР таджикский язык полностью завершил свое формирование.
Это статья из Советской Исторической Энциклопедии 1973 года выпуска.
А сейчас напишем эту же статью из Энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год.
Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие к концу второго - началу первого тысячелетия до нашей эры, когда из евразийских степей в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена. Они смешались с местными племенами эпохи поздней бронзы и основное население Средней Азии стало ираноязычным. В Древней Бактрии (бассейн Амударьи), Согде (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганской долине обитали земледельческие племена бактрийцев, согдийцей, паркан (древние ферганцы), на северной и восточной окраинах Средней Азии кочевали саки. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских таджиков. Во втором веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи, или тохары, в состав которых входили сакские племена. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания (8 в.) выделились три основные этнические области будущей таджикской народности: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых на протяжении многих столетий сохраняло особенности в культуре и быту. Арабское вторжение затормозило формирование таджикского народа. Но с образованием самостоятельного государства Саманидов в 9-10 веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был государственным языком тюркских правителей. Во 1868 году северные районы, заселенные таджиками, вошли в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата.
Исконным занятием таджиков было земледелие, основанное в значительной мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. У таджиков развиты ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки). Таджикский народ развивался в тесной связи с другими народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих общие этнические элементы. Как видите и современных энциклопедиях история возникновения таджиков
Написана почти так же.

А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают.
17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров).
К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. Асуры продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии.
С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, вокруг Памира появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Таджикистана появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы.
К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны.
Немногочисленные племена, жившие в то время в Таджикистане были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды).
С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии,
Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). И вряд ли кто либо из туранцев участвовал в заселялении Таджикистана. По прежнему там жили австралоидные племена и их было немного.
Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших примерно в современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами).
К 14500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного Таджикистана, Узбекистана и Туркмении.
Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей.
Примерно к 6500 году днэ на территории Таджикистана сложилась гиссарская культура,
Племена этой культуры тоже были дравидоидами. В остальной части Ср.Азии примерно к 5700 году днэ сложилась Джейтунская культура (это тоже дравидоиды).
Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды.
Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство.
Примерно с 1900 года днэ. племена древних ариев (древних иранцев и индийцев) начали свое движение со степей Южного Урала и Казахстана на юг – на территорию Ср.Азии.
Около 1500 года днэ на территорию Таджикистана с севера проникли племена древних индийцев, дравидоиды уничтожаются, ассимилируются или бегут на юг – в Индию (позднее они на основе объединения с древнеиндийским населением создадут народы дравидов, которые сохранятся до наших дней на юге Индии).
Около 1300 года днэ на территорию Таджикистана вторгаются и заселяют древнеиранские племена.
К 1100 году днэ большая часть территории Таджикистана входит в кайракумскую археологическую культуру (это древнеиранские племена).
К 600 году днэ на территории Таджикистана и на севере Афганистана сформировался новый ираноязычный народ – бактрийцы, которые создали свое государство – Бактрию.
Я считаю, что бактрийцы (и бактрийский язык) стали основой формирования таджикского народа (и таджикского языка). На севере от бактрийцев кочевали саки (иранские племена), западнее бактрийцев жили согдийцы (ираноязычный народ, родственный бактрийцам). Примерно 550 году днэ Бактрия была подчинена ахеменидской Персии, но это никак не повлияло на бактрийцев и их язык. Даже завоевание территории Бактрии Александром Македонским не повлияло на бактрийцев и их язык.
Примерно в 250 году днэ на территорию Таджикистана вторглись племена тохаров (это индоевропейские племена, жившие до этого в северо-западном Китае и вытесненные оттуда племенами хунну (будующие гунны). Одно из племен тохаров – кушаны создали на территории Таджикистана, Афганистана и северной Индии мощное государство – Кушанскую империю. Тохары и бактрийцы жили вместе и постепенно, тохары восприняли язык бактрийцев. Страна называлась Тохаристан, но язык оставался бактрийским (возможно в него вошли некоторые тохарские слова).
Примерно в 450 году нашей эры на территорию Таджикистана вторглись племена эфталитов (это ираноязычные племена с Казахстана, вытесненные оттуда гуннами). Эфталиты создали тоже крупное государство, в которое входили также Афганистан и Сев.Индия. Язык эфталитов (тем более, что он сильно родственен языку бактрийцев), не изменил сильно язык бактрийцев.
Примерно с 650 года с севера на территорию Таджикистана стали вторгаться кочевые тюркские племена Но если к 1100 году родственный народ согдийцы полностью потерял свой язык, и согдийцы сами превратились в тюркский народ, бактрийцы (будущие таджики) жили совместно с тюрками и сохранили свой язык, особенно в крупных городах и горных областях. В дальнейшем этот язык и стал таджикским (возможно в него пришло несколько тюркских слов).
К 1200 году таджикский язык и таджикский народ окончательно сформировался, почти одновременно с ним сформировался тюркский народ – туркмены, и родственный народ – пуштуны (в Афганистане). Но я думаю, что таджики, живущие сейчас в горных районах говорят немного по-другому, чем долинные таджики, у горных таджиков наверняка сохранилось больше слов от бактрийцев.

Просмотров