Смоленская арбатско. Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Станция "Смоленская" была открыта в 1953 году в составе участка "Киевская" - "Площадь Революции". Станции, построенные после войны в 50-е, самые, пожалуй помпезные. Этот период - период расцвета архитектуры и богатства декора в Московском метро. Самые красивые станции, которые принято называть подземными дворцами созданы в этот период. Станция "Смоленская" не исключение. Очень красивая станция. Интересна история создания участка "Площадь Революции" - "Киевская". По сути он должен был заменить участок нынешней Филевской линии, который был поврежден во время войны. Однако поврежденный участок со временем восстановили и мы имеем две "Арбатских" и две "Смоленских", которые не являются пересадочными. Но в отношении "Смоленских" этот нюанс может со временем исчезнуть, так как тут собираются построить еще одну станцию, на этот раз Калининско - Солнцевской линии. Но это будет еще очень нескоро.

Обратимся к архивным фотографиям. Их оказалось не так уж и много. Удивительно даже. Вот вид на арку со стороны Садового кольца. Судя по всему тут был наземный пешеходный переход. Круто.

А вот и сам вестибюль, он не сильно изменился со дня открытия. Слева в кадре видно, что из кирпича собирают стенку, которая стоит там во дворике, и я так понимаю тоже является частью ансамбля вестибюля.

Эскалаторный зал. И тут ничего не поменялось.

Платформа. Тоже без изменений. Даже пол сохранился оригинальный. Единственное в каждом проеме между пилонами висит указатель. Какая забота о пассажирах. Интересное фото, кстати, тут включен только верхний свет, а светильники на пилонах погашены.

1. Но вернемся в наши дни. Тем более, что "Смоленская" дошла до нас в почти что первозданном виде.
Станция оснащена одним наземным вестибюлем, который скрывается во дворе дома 54 по улице Арбат. Это не единственная станция с такой особенностью, вестибюль станции " " тоже спрятан во дворах. Однако тут все гораздо круче. Помимо вестибюля в архитектурный ансамбль станции входит еще и эта замечательная арка, которая выходит на Садовое кольцо.

2. Проход между домами также задекорирован. Все в едином стиле. Это очень круто смотрится конечно.

3. А в этих нишах наверное предполагалось поставить скульптуры. Постаменты под них есть. Не удалось найти никаких ни эскизов, ни фотографий именно этого места, что странно. Вообще мало исторических фото станции.

4. Павильон сзади полукруглый. В одном окне поставили пластиковое окно с решеткой, а вот остальные окна аутентичные. Внизу какие то ворота, что там?

5. А передняя часть прямоугольная, как например на ст.м. " "

6. Массивные порталы с металлическими декоративными элементами и деревянные двери выглядят очень круто. Интересно, что три ряда стекол над дверями закрашены черным, хотя на исторических фото видно, что изначально там прозрачное стекло.

7. Фасад украшен четырьмя медальонами с знаковыми победами. Слева направо - 1612 год - изгнание польских интервентов, мы теперь эту дату отмечаем 4 ноября, 1812 год - война с французами. Это две даты из российского прошлого, а правее две даты уже советские - 1917 год и последний медальон - 1945 год. Победу над фашистскими захватчиками мы тоже отмечаем, как гос. праздник 9 мая. Между порталами с входными группами есть ниша, в которой тоже никого нет. Должна была тут стоять скульптура или нет - непонятно. Немного жаль, что букву М присобачили прямо перед входом, она хорошо бы смотрелась наверху павильона, как она была изначально, судя по архивным фото.

8. Большая часть кадров снята во время дневного окна, когда центральные станции Арбатско-Покровской линии были закрыты для пассажиров.

9.

10. Кассовый зал. Он находится в прямоугольной части вестибюля. Кассы отделаны деревом - смотрится очень круто. На потолках лепнина и шикарные люстры - это все золотой век Московского метро.

11. Правда в какой то момент тут стал появляться всякий мусор в виде таких вот палаток. Кошмар.

12. Еще раз кассы - шикарно, просто шикарно.

13. Выход из эскалаторного зала. Естественно тут стоят гермоворота.

14. А на вход надо пройти по коридору чуть дальше.

15. Тут висят роскошные светильники.

16. Эскалаторный зал круглый с высоким сводом. Тут такие же крутые светильники.

17. По всему периметру идет мозаичный фриз. Снова на тему славы русского оружия. Над входом в эскалаторный зал мозаика посвящена 1812 году.

18. Над выходом - 1945 году.

19. Неожиданный вид из будки дежурной около турникетов.

20. Немного деталей. Пафосная вентрешетка. Теперь такие не делают. Такие можно увидеть в каких нибудь богатых усадьбах, музея, дворцах.... и в Московском метро.

21. Купол венчает тоже мозаика - советская звезда в окружении венка из листьев.

22. Зал конечно шикарный. Все, буквально все богато задекорировано. Свод купола ребристый и за карнизом расположены светильники который подсвечивают купол снизу.

23.Еще несколько вентрешеток... и аутентичная деревянная дверь куда-то в подсобные помещения.

24. Над эскалаторным наклоном мозаика с изображением ордена Победы.

25. На платформу ведут три нитки эскалаторов. Возможно скоро вестибюль закроют для замены эскалаторов.

26. Станция глубокого заложения, глубина 50 метров.

27. Внизу на платформе тоже несколько артефактов, например старые деревянные двери. Поглядите как забавно смотрится буква "М" в нижней части двери.

28. С другой стороны.

29. Пилоны облицованы очень интересно. Всякий архитектор старался как то скрыть массивность пилонов, тут в углах установлены декоративные мраморные полуколонны с каннелюрами, которые за одно скругляют углы. По верху пилонов идет декоративный фриз. Выглядит все очень солидно. Со стороны боковых и центрального залов на пилонах установлены светильники.

30. Кроме светильников на пилонах, есть еще светильники за карнизами, которые освещают свод.

31.

32. В центральном зале установлены мраморные лавки.

33. Светильник на пилоне. Очень круто выглядит - богато.

34. Резные скамейки тоже выглядят очень красиво. На полу из камня выложен орнамент, который идет вдоль пилонов центрального зала.

35. Остальная же часть пола выложена однотонным камнем. И даже при этом пол выглядит круто.

36. Торец платформы. Тут все отделано замечательной плиткой, и опять же сохранились оригинальные деревянные двери и окошко.

37. Еще одна дверь в подсобное помещение... и тоже с литерой М, выполненной в виде отверстий в полотне двери.

38. Внутри все отделано плиточкой, тоже аутентичной, как я понял. Перила тоже... красота.

39. Путевая стена отделана плиткой. Орнамент с золочеными элементами тоже сделан из плитки, поверху идет обрамление из фигурной плитки.

40. Еще раз взглянем на центральный зал. Это не метро - это какой-то дворец.

41. Еще из декоративных элементов - торец центрального зала украшает барельеф.

42. Барьельеф работы скульптора Мотовилова. Тема - защитники Отечества. Скорее всего в скором времени станцию закроют для замены эскалаторов. Скорее всего, как на станции "

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» – крупнейший современный центр искусств. Он создан в ходе осуществления разработанной президентом Российской академии художеств З. К. Церетели программы преобразования академии.В «Галерее искусств» открыта постоянная экспозиция произведений крупнейшего живописца, скульптора, монументалиста, президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели. Выставку составляют работы разных лет: живописные полотна, монументальная и станковая скульптура, графика, эмалевые панно и миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства, дизайнерские работы.В галерее представлены:постоянная экспозиция слепков с произведений античной скульптуры из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина;российские и международные масштабные выставочные проекты, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну, биеннале, тематические, международные, выставки дипломных и учебных работ студентов художественных институтов, молодых художников, выставки современного искусства и искусства разных исторических эпох из музейных и частных собраний.Стоимость билетов:для взрослых – 300 руб.;для учащихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования – 100 руб.;для пенсионеров – 100 руб.Бесплатно:дети до 18 лет; граждане, имеющие право на бесплатное посещение музеев в соответствии с законодательством Российской Федерации (при предъявлении соответствующих документов); члены ИКОМ.Часы работы:Обычный график (с октября по май): вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье: 12:00–20:00 (касса открыта до 19:00);пятница: 12:00–22:00 (касса открыта до 21:00);понедельник – выходной день.Летнее расписание (с мая по сентябрь):вторник: 12:00–22:00 (касса открыта до 21:00);среда – воскресенье: 12:00–20:00 (касса открыта до 19:00);понедельник – выходной день.В последнюю среду каждого месяца посещение галереи – бесплатно. Экскурсии по постоянной экспозиции – бесплатно.

5 апреля 1953 года в Москве вместо одного участка Арбатско-Покровской линии метрополитен от Площади Революции до Киевской был открыт другой участок от Площади Революции до Киевской. Первый и последний случай в истории Москвы, когда было выполнено строительство полностью нового участка взамен старого. Старый, впрочем, через некоторое время снова был открыт.

Смоленская-синяя, Смоленская-глубокая, реже Смоленская-новая. Её называют по-разному, но через какое-то время пассажиры этого района снова вернутся на старую станцию.

1. Строительство этого участка было вызвано советской заботой о безопасности. Метро - стратегический объект. Старый участок (нынешняя Филёвская линия) был выполнен в мелком заложении с мостом через Москву-реку и был единственным, пострадавшим в годы войны.

2. Оформление станции посвящено военно-исторической теме. Пилоны станции облицованы белым мрамором, украшены по углам полуколоннами. Пол выложен чёрным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, внизу - чёрным мрамором.

3. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала.

4. Барельеф на торцевой стене (скульптор Г. И. Мотовилов) посвящён защитникам Родины.

5.

6. Будучи пассажиром, я редко пользовался станцией. Практически всегда проезжаю мимо неё. Ориентировочно после 2020 года станция Смоленская станет пересадочной на станцию Плющиха Калининско-Солнцевской линии.

7. Старый трёхленточный эскалатор, из-за которого в ближайшем будущем станция будет закрыта на ремонт. Поезда будут проходить её без остановки, но компенсационные автобусы не понадобятся. Весь пассажиропоток сможет взять на себя соседняя Смоленская Филёвской линии. Та самая, что была временно закрыта после открытия этой.

8. Памятная табличка.

9. На этой станции я уделю большое внимание вестибюлю. Так как станция строилась в послевоенные годы, она попала в число тех, которые украшали по-максимуму.

10. Вестибюль круглой формы украшен мозаиками на тему победы.

11.

12.

13. Не была забыта и война 1812 года.

14. Под потолком символика СССР и одинокий фиолетовый шарик.

15. Вход на станцию тоже будет отремонтирован. очень надеюсь, что все эти ужасные постройки уедут. Их место может занять пункт полиции. расположившийся рядом.

16. А место полиции могли бы занять автоматы по продаже билетов и/или справочная мосметро. Всё же место историческое, вполне туристическое. Но это мои мысли и пожелания.

17. Смоленская для меня остаётся просто красивой станцией. Её исорическая ценность велика, но оформление не кажется особенным или запоминающимся. Для меня более удивительно, что старую линию не решились закопать. Было бы не удивительно, но видимо не хватило денег. Или наоборот хватило у кого-то ума.

18. Пора на выход

Открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена.
Проектное название : Смоленская площадь
Архитекторы : С.Г.Андриевский, Т.Н.Макарычев
Архитекторы вестибюля : В.Г.Поликарпова, А.А.Марова
Инженер-конструктор : Н.И.Ушаков
С 1953 по 1958 год участок «Александровский Сад» — «Киевская» был закрыт.

План станции «Смоленская» 1935 года. Отсюда .

Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Первоначально предполагалось строительство всего участка так называемым «парижским» способом. Этот способ сооружения тоннелей предполагал большое количество работ по обустройству шахтных комплексов, переносу плотной сети городских коммуникаций, укреплению фундаментов домов, и, кроме того, не гарантировал от возможных просадок дневной поверхности, которые могли парализовать жизнь в этом оживленном районе Москвы. В конечном итоге проект строительства парижским способом был отклонен, и было принято решение вести сооружение линии траншейным способом, получившим название «московский». 3 января 1934 года вышло постановление Московского комитета партии и Моссовета о новой трассировке Арбатского радиуса. Суть траншейного метода состоит в том, что сначала в боковых траншеях возводятся стены, затем поверх стен и грунта бетонируется перекрытие, и из-под него производится выемка всей толщи земли вплоть до лотковой части сооружения. Таким образом, станция строится как будто сверху вниз, и перекрытие возводится раньше, чем лотковая часть.

29 фотографий, общий вес 6,7 мегабайт

1. Конструкционная схема станции идентична аналогичным станциям первой очереди — «Арбатская», «Сокольники», «Парк Культуры». Единственное исключение — в средней части лоток станции на протяжении 44 метров выполнен не из монолитного бетона, а из железобетона. Эта особенность вызвана тем, что на «Смоленской» предполагалась пересадка на Кольцевую линию (тогда она трассировалась целиком вдоль Садового кольца). В этом месте предполагался спуск в пересадочный коридор.

2. Путевые стены облицованы снизу розовой, а вверху — серой метлахской плиткой в форме сот. На стене остался старый указатель остановки шестивагонного состава.

3. Перекрытие станции выполнено в виде монолитной плиты толщиной 50 см, уровень которой расположен в 2,5 метрах от дневной поверхности. Общая длина станционного комплекса, включая служебные помещения, размещенные в концах платформы, составляет 182 метра. Ширина в свету — 16,8 метра. Вдоль платформы тянутся 24 квадратные колонны, расположенные в два ряда.

4. В одном из первоначальных проектов на Смоленской предусматривался выход на внутреннюю (восточную) сторону Садового кольца. Но в 1935 году построили иначе: станция была открыта с двумя наземными вестибюлями, ни один из которых до наших дней не сохранился. Западный вестибюль располагался недалеко от нынешнего и коротким лестничным маршем соединялся с западным выходом.

5. Строительство проходило в три этапа: сначала была построена часть под восточной стороной Смоленской площади, шириной 20 метров, затем под частью улицы. Здесь станция пересекала городской водопровод диаметром 96 см с давлением 8 атмосфер. Малейшее нарушение герметичности привело бы не только к затоплению котлована строящейся станции и лишило бы питьевой воды крупный район города, но и вызвало бы смещение грунта, опасное обвалом окружающих домов. Работать приходилось с особой осторожностью. Заключенная в трубу река подвешивалась над строящейся станцией, а затем под нее было подведено перекрытие. Третий участок целиком проходил под домами.

Обои: 1024×768 |1280×800 | 1280×1024 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

6. Часть стены с отмытой плиткой.

7. После повторного открытия в 1958 году мелкого Арбатского радиуса (ставшего частью Филевской линии) был организован вход на станцию, встроенный в знаменитый «дом с башенкой», сооруженный по проекту архитектора Жолтовского. После этого давным-давно закрытый коридор вдоль станции был превращен в подуличный пешеходный переход под Садовым кольцом и открыт 30 апреля 1959 года.

8. Вдоль станции был построен подземный переход, по которому пассажиры могли попасть как к западному, так и восточному мостику над путями. В середине этого перехода начинался длинный подходной коридор, который вел ко второму вестибюлю, расположенному на Смоленской площади, в середине проезжей части нынешней трассы Садового кольца. (смотрите схему в начале поста) Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-39 годах, южный вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал использоваться для служебных нужд. Сегодня коридор вдоль Смоленской никак не сообщается с платформой и служит лишь подземным переходом под Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.

9. Ввод кассовых чеков (идиотское решение, на мой взгляд) вынудило метрополитен искать пути их утилизации прямо на месте, не отходя от кассы.

10. Название, сохранившееся с 1935 года.

11. Колонны станции облицованы серым шабровским мрамором. Колонны на переходных мостиках и под антресолями, барьеры и парные проходы отделаны кадыковским мрамором. Всего уложено 1250 квадратных метров мрамора. Пол выложен розовыми гранитными плитами.

12. В этой страшной бочке находится сажа. С её помощью красят путевой бетон в черный цвет.

13. До пуска станции «Киевская» (20 марта 1937 года) «Смоленская» была конечной Арбатского радиуса. За станцией не было тупиков, а для оборота поездов с восточной стороны был уложен пошерстный съезд. Поезда прибывали на правый (если смотреть из центра) путь, с него же отправлялись к «Сокольникам».

14. В 1953 году, после открытия глубокого Арбатского радиуса (часть Арбастко-покровской линии), мелкий Арбатский радиус от «Ул. Коминтерна» до «Киевской» был закрыт. Станционный зал «Смоленской» иногда использовался для проведения выставок. На путях был настлан дощатый пол и установлены стеллажи, на которых располагались экспонаты.

15. А теперь отправимся в тоннели. Это раструб около станции «Киевская» Филевской линии.

Обои: 1024×768 |1280×800 | 1280×1024 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

16. Участок перегона перед Киевской. Метромост остался за спиной.

17. Шумозащитная галерея на подходе к мосту со стороны Киевской. Она появилась только в 1978 году.

Обои: 1024×768 |1280×800 | 1280×1024 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

18. Портал к Киевской.

19. Шумозащитная галерея на подходе к мосту со стороны Киевской.

Обои: 1024×768 |1280×800 | 1280×1024 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

20. Выезд на мост.

21. Белый дом и Новоарбатский мост.

22. Портал в сторону Смоленской.

23. Огромная метталическая ваза весом в 7,5 тонн.

24. Смоленский метромост — однопролётный стальной балочный метромост через Москву-реку. Движение поездов до станции Киевская открыто 20 марта 1937 года.

25. Авторы проекта — инженеры Н. П. Поликарпов, П. К. Антонов, архитекторы братья К. Н. Яковлев и Ю. Н. Яковлев. Консультанты проекта — профессора МИИТ Н. С. Стрелецкий и Г. К. Евграфов. Перед началом строительства второй очереди метрополитена был проведён конкурс проектов оформления моста, и из предложенных вариантов был избран самый скромный. Мост украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.

26. Шумозащитная галеря со стороны Смоленской.

27. «Архитектурное» оформление старого портала.

28. Раструб перед Смоленской и сотовая антенна.

29. А это перегонные тоннели со стороны Арбатской.

Станции Филевской линии у меня в блоге .

Галерея «Кино» начала свою деятельность в 1996 году. Первые замыслы осуществлялись в выставочных залах Киноцентра на Красной Пресне. В последствии, появилось выставочно-презентационное пространство общей площадью 150 кв. м, находящееся в старинном доме в историческом центре Москвы, между Старым Арбатом и Патриаршими прудами – это трансформируемая, технологично-оснащенная светлая площадка с эргономичным минималистским дизайном и возможностью многофункционального использования: как для арт-выставок, экспозиций и шоу-рума; так и для деловых встреч, презентаций, светских вечеринок и корпоративных событий. Дизайн проект был осуществлен архитектурным бюро «Арх-4» под руководством Алексея Козыря. Особенностью, выделяющей элитный статус пространства, является подчеркнутая камерность, привносящая интимность и уют. К настоящему времени Галерея «Кино» приобрела широкую известность и устойчивый авторитет, благодаря активной творческой деятельности, крупным выставочным проектам и программам, воплощенным в жизнь. Художественный руководитель Юренева Елена Ростиславовна, искусствовед, член Союза художников России. В своей деятельности Галерея «Кино» охватывает широкий спектр современных художественных явлений. Стратегия галереи предполагает наиболее полное отражение художественных процессов и тенденций в современном отечественном искусстве, в структуру которого входит как художественное наследие 60–80-х годов, так и актуальное искусство. Галерея «Кино» одна из первых стала проводить выставки произведений художников-нонконформистов, получивших интернациональную известность и вошедших в историю мирового искусства.

Просмотров