Земляной вал 53 усадьба. Усадьба усачевых - высокие горы на земляном валу

Путеводитель по архитектурным стилям

Усадьба сначала занимала два участка. На одном из них в XVI веке стояла усадьба великого князя Ивана III. В 1831 Хлудовы выкупили у Найденова двор возле Яузы и расширили усадьбу. А в 1880-х годах все владение отошло Найденову. При нем парк усадьбы, заложенный еще садоводом-любителем Усачевым, стал пользоваться популярностью у москвичей.

Одна из жемчужин московского зодчества XIX века - дом и сад... созданные Жилярди. Это городская усадьба, новый тип другой такой же усадьбы Москвы - Румянцевского музея, это вторая итальянская вилла, каким-то волшебством перенесенная на берега грязной и узкой Яузы. Густо разрослись деревья сада, разбитого по плану того же Жилярди, и за ними прячутся чарующие архитектурные замыслы. Самый дом выходит фасадом на Садовую и не поражает с первого взгляда… Но совершенно исключителен по замыслу пологий спуск из второго этажа дома в сад, обставленный по бокам вазами с цветами и завершающийся двумя львами. Этот боковой фасад дома задуман и обработан как самостоятельное архитектурное сооружение, и по общим формам в нем нетрудно угадать мастера знаменитого Конного двора в подмосковных Кузьминках...
Замечателен на склонах парка и ансамбль из Чайного павильона и двух круглых беседок, дышащих какой-то одухотворенностью, античною радостью бытия. Если про античные статуи говорят нередко, что их мрамор живет, то здесь дышит и поет прозаический кирпич под забеленною штукатуркой; здесь зодчество становится скульптурой, не знающей парадных, фасадных и непарадных частей: павильон и беседки, как статуи, равно красивы со всех сторон, а общую концепцию бокового паркового входа в большой дом можно сравнивать с каким-нибудь барельефом. В орнаментальных декорациях, в узорах решеток - всюду встречаются характерные для Жилярди любимые им лебеди и лиры, в извивах которых повторяются те же линии лебединой шеи. И самое зодчество Жилярди - лебединая песнь стиля империи, последнее его слово, высочайшее достижение.

В советское время в парке устроили санаторий. Его сотрудники бережно относились к усадьбе Усачевых-Найденовых.

Терраса главного входа с лестницей и пандусом, как и раньше, спускается в парк, площадью 8,2 гектара. Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, грот, привезенные из Парижа скульптуры времен года, кованый козырек над парадным крыльцом. Почти полностью восстановлены интерьеры главного дома с «перспективной» живописью М. Скотти (по другой версии, Антонио Клаудио). Но в конце XX века сгорел Чайный домик.

Сейчас усадьбу Усачевых-Найденовых занимает центр спортивной травматологии. А когда в кино нужно показать старый городской парк, выбирают именно это место. Парк в фильме «Покровские ворота», «Интердевочка», «Гостья из будущего» - это «Высокие горы». В роли больницы выступает усадьба в «Мастере и Маргарите». А художник Боголюбов запечатлел усадьбу Усачевых-Найденовых на картине «Вид на Москву из Хлудовского сада».

Говорят, что... ...Усачевы были так популярны, что даже Высокояузский мост называли «усачевским» .
...сестра Найденова жила в флигеле в парке, так как она разошлась с мужем и, по мнению Николая Найденова, опозорила семью. В главный дом преступницу не поселили, а приданое пустили в оборот.

Усадьба Высокие горы на фотографиях разных лет:

По всей России бывшие купеческие и дворянские дома превращены были в учреждения, больницы и культурные заведения. Большинство особняков и усадеб подверглись этой участи в советские годы. Однако некоторые из них, преимущественно дворянские, превратились в таковые ещё в конце 19 века из-за значительного снижения значения дворянства и разорения многих представителей блистательных фамилий прежнего света. Этой статьёй мы начинаем цикл статей, посвящённых такому превращению.

Сейчас эту усадьбу на Зе мляном валу дом 53 занимает Клиника Спортивной Медицины . Там лечатся спортсмены, разгуливают по тропинкам великолепного сада выздоравливающие и изредка забредают случайные посетители, пожелавшие полюбопытствовать в этом поистине красивейший уголок старой Москвы, сохранивший уют и тишину московской усадьбы. Посетить эту усадьбу с подробной экскурсией по парку, его окрестностям и узнать о судьбах владельцем можно нашей .

Со стороны Земляного вала проносятся с рёвом автомобили, звенят троллейбусы, а за чугунной оградой – тишина, зелень, некошеная трава, благодать и красота. Роскошный пандус со стерегущими львами и вазонами поджидал когда-то многочисленных хозяйских гостей, под сенью старинных деревьев можно и ныне укрыться от жаркого солнца, в маленьких беседках-ротондах приятно любоваться видами Яузы с высокой кручи или поиграть в прятки за широкими колоннами. Со старинными тёмными скульптурами, потерявшими со временем руки, можно сделать хорошую фотографию.

Главная постройка этой усадьбы – особняк, выходящий на фасадную сторону Земляного вала — считается самой лучшей постройкой знаменитого Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди , созданной им в 1829 –1831 гг. Вход в дом по традиции 18 века выполнен со двора. Это истинный образец архитектуры позднего классицизма. Войдите через чугунные ворота, наверху которых красуются две буквы «Б» и «У» , свидетельствующие о прежних владельцах братьев Усачёвых, и на пороге дома, у парадного входа под уникальным кованым зонтом, вас будут ожидать чугунные львы и грифоны .

Пройдитесь неспешно по чудесному парку с великолепными видами, вдохните свежесть и тишину, и зайдите чуть дальше за бывшую конюшню (сейчас 4-й корпус клиники). А там увидите накрытый огромный старый погреб и деревенский жилой домишко с палисадником и дымящейся трубой. Оказавшись здесь, поистине забываешь, что находишься в центре Москвы. Правда будьте аккуратны — деревья здесь старые и скрипучие, ветки могут отвалиться, особенно при сильном ветре!

В середине 19 века в этом парке было много сооружений – и Концертный павильон и Чайный домик. Последний являлся шедевром Жилярди, в 1950-е был отреставрирован, а затем полностью сгорел. Остались две колонные беседки, построенные учеником Жилярди Григорьевым и грот, в котором снимали сцены в больнице, куда поместили с аппендицитом Льва Евгеньевича Хоботова, героя фильма «Покровские ворота».

История этого местечка такова. В 1828 году купеческие братья Василий Николаевич и Петр Николаевич Усачёвы , успешно занимавшиеся продажей чая, купили у купеческой вдовы Степаниды Невежиной участок на высоком берегу Яузы. Участок находился прямо у срытого земляного вала, ещё одной московской границы, прекратившей своё существование в начале 19 века. Ров, находившийся возле вала, засыпали, за счет чего образовалась очень широкая полоса земли, которую и отдали местным землевладельцам с обязательным условием – сделать палисадник, посадить деревья и поставить хорошую ограду. Территория будущей усадьбы Усачёвых–Найдёновых располагалась как раз возле земляного вала и вошла в границы Москвы, так что его хозяева получили приличный кусок московской земли под палисадник. Усадьбы получилась настолько роскошной, что её хотела даже купить Великая Княгиня Елена Павловна, супруга младшего сына Павла Первого.

В усадьбе часто устраивались приёмы, а сами Усачёвы были так популярны в обществе, что мост через Яузу недалеко от усадьбы длительно время назывался «усачёвским» . Заезд для гостей сделан в виде крутого пандуса, на котором вас встречают львы и вазоны. Этот необычный приём заимствован из архитектуры Царского села, и в Москве встречается только в этом месте. На территории усадьбы находилась конюшня, хозяйственные здания и огороды. Пётр Николаевич очень любил заниматься садоводством. Благодаря ему на территории парка появились оранжереи, куда мог прийти и полюбоваться растениями любой человек. После смерти Петра Николаевича в 1848 году за усадьбой перестали следить, и она постепенно пришла в упадок.

В 1854 году её купил текстильный фабрикант и благотворитель Герасим Иванович Хлудов. Покупка была особенной, так сказать семейной. Его отец Иван, родоначальник текстильной династии Хлудовых, впервые приехал в Москву в 1817, где поселился у дяди Афанасия Щекина. Дядя выделяет ему небольшую хижину на берегу Яузы у Швивой горки, и Хлудов с семьей на нескольких ручных станках начинает выпускать тесемочный товар - пояса и кушаки, а затем нанку. Иван Хлудов сам был и ткач, и красильщик, сам ходил на Яузу смывать бумагу. Так что можно сказать сын его Герасим Иванович купил себе эту усадьбу на родовом месте. В саду и главном доме провели мытищинский водопровод, подключили калориферное отопление. Герасим Иванович занимался коллекционированием картин и при нём в главном доме появляется картинная галерея, которую художественный и музыкальный критик В. В. Стасов отметил как первую в России, а художник Боголюбов даже создал картину «Вид на Москву из Хлудовского сада». Герасим Иванович всю свою жизнь прожил вместе семьёй в этом доме. Вот что писал о доме «Исторический Вестник» : «…дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец. Прожил Герасим Иванович более полжизни в этом доме безмятежно и благополучно, приумножая богатство, возвышая свою коммерческую репутацию…». Здесь был своего рода дом приемов. Семейные торжества устраивались с ранней весны, когда липовый парк был усыпан подснежниками.

После смерти Герасима Хлудова в 1885 году его имение досталось четырём дочерям . Одна из них Александра Герасимовна, вышедшая замуж за Александра Александровича Найдёнова, выкупает у сестёр их доли и становится полноправной владелицей усадьбы. Александра Герасимовна, продолжая многочисленные благотворительные дела и духовное завещание отца, основывает недалеко от усадьбы Яузское попечительство о бедных, которое так и называлось «Найденовским». А в усадьбе устраивает небольшой музей фарфора, собирательством которого она увлекалась . В усадьбе, до этого именовавшейся «Высокие горы» или «Высокие горки», а после «Найдёновская», Александра Герасимовна сама не живет, но поддерживает её в изумительном состоянии вплоть до революции 1917-го года, когда в ней разместился туберкулезный санаторий «Высокие горы» или «Высокие холмы» . Местные жители обходили усадьбу стороной, боясь этой страшной болезни, от которой умерло огромное количество, в том числе и знаменитых людей. На базе этого санатория был основан в 1921 году Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза РАМН . После санатория усадьбу занял туберкулезный диспансер. Уже позднее в 1970-х годах вместо туберкулезного диспансера сюда въехал московский врачебно-физкультурный диспансер, ныне это Московский научно–практический центр спортивной медицины .

Так что, Идите и Смотрите, необычно красивую и уютную Москву!!! Смотрите и наслаждайтесь!


В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.


По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.


От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.


Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.


Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых—Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».


В парке усадьбы Усачевых-Найденовых — грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.

Сделала подборку из различных источников после незабываемой прогулки по усадебному парку.
Вместо комментариев отрывки из статьи историка русского классицизма Е.В.Николаева Усадьба Усачевых в Москве (ныне санаторий "Высокие горы")
Чережи отсюда

"Усадьба купца Усачева принадлежит к числу тех памятников, которые составляют сердцевину русского ампира, источник его всемирной славы. Усадьба выстроена в 1829-1831 годах арх. Д.Жилярди (итальянцем, родившимся в Москве), который несомненно, использовал старый парк и часть старых построек. Некоторые павильоны, например беседки и Чайный домик (на месте которого была Турецкая палатка), построены уже после отъезда Д.Жилярди в Италию (в 1834 г.) и возможно даже не по его проекту."

"К воротам усадьбы с улицы ведет небольшой проезд с чугунными тумбами по сторонам. (прим.: Уничтожен в 1963 г. в связи с реконструкцией Земляного вала. Тогда же исчез и палисадник перед домом, изображенный на Жилярдиевском плане ). Еще недавно он был замощен булыжником, а тротуары его были выложены белокаменными плитами ". Проезд переносил вас на московскую улицу начала XIX века. Ворота растворялись и вы попадали на просторный парадный двор. Слово парадный здесь, впрочем мало уместно - двор окружен службами. Все прочно, красиво и немного прозаично."

Часть фотографий из домашнего архива.

"... Наконец, пройдя через полутемный сводчатый коридорчик с расписными стенами, вы замечаете, что вы уже не в доме, а на небольшой внутренней террасе, от которой уходит в парк пологий спуск (пандус). Парк врывается в комнату своей зеленью и светлыми далями..."

" Вы выходите из дома на площадку перед террасой и впечатление высоты и простора охватывает вас. Это и в самом деле одно из самых высоких мест в Москве. Дом невысок, но рельеф быстро понижается к Яузе и зрительно вы перелетаете все огромное пространство до противоположного берега, даже не до берега, а до гребня замыкающего пейзаж. Направо улица, сбегающая к Яузе (сейчас крутизна ее значительно нивелирована мостом) и поднимающая затем к высокому Таганскому холму. Вдали она замыкается прекрасно поставленной церковью Николы на Таганке. Слева густой парк, и вы идете таким образом, над самой улицей, как раз по границе усадьбы и города.
Не спуская глаз с дальних видов медленно сходите вы мимо ваз с изображением амуров. Пандус очень поэтичен. В нем счастливо соединяются монументальность парадного спуска с "милостью" заросшей травой садовой дорожки. Слева слегка прикрытый деревьями, справа совершенно открытый, он весь напоен воздухом и светом..."

" Чайный домик" располагавшийся в ценре парка ныне утрачен.
"... Сам домик представляет собой столь типичную для русских парков "Миловиду" (прим.: На фотографиях начала XX века он застеклен, причем переплеты дверей и окон грубо врезаны в белокаменные колонны ), но сквозь его колоны открываются не пруды и не рощи или дальние луга, а все тот же знакомый нам городской вид. Здесь после прогулки вы могли еще раз длительно любоваться им. Здесь можно было отдохнуть, позавтракать, осмотреть чудесные интерьеры домика, его росписи."

" ... в 1836 год уже после отъезда Жилярди из России были построены беседки. Как ни хороши они были сами по себе, в парке они мало необходимы. Видов они не отрывают, а расположение в непосредственной близости трех сооружений создает в этом участке парка некую тесноту..."

Ниже несколько моих фотографий.
Очень режет глаз евростолярка с зеркальным стеклом.

Детали лепного декора главного дома.

Из статьи Е.В.Николаева:
"За невысокой оградой видны темные вершины парка. Но приехавший в первую очеред попадал, конечно не в парк, а в дом. Входил в дом, как входят ныне, через крыльцо с огромным навесом, мимо настороженно сидящих грифонов."

"... Надо представить себе невысокую застройку противоположной стороны улицы (вместо современных домов), за которой далеко были видны сады правого берега Яузы. На левом берегу главенствовал тогда купол церкви Симеона Столпника, поставленный на сравнительно невысоком месте очень эффектно. Правее была видна огромная усадьба Баташевых, еще выше дом Тутомлина (теперь обезображенный надстройкой, а когда-то увенчанный бельведером) и на самом гребне Москвы-реки - ослепительная белая колокольня и фантастический силуэт церкви Никиты за Яузой. И, наконец, еще дальше - Замоскворечье с колокольнями церкви Иоанна Предтечи под Бором и св. Софии. Прямо перед вами - море крыш и сады левобережья Яузы. Высоко над ними видно завершение колокольни Новоспасского монастыря (до него по прямой более двух километров) Так, с первых минут пребывания в парке видно, на каком прекрасном, единственном в Москве месте расположена усадьба."

Тепло уходящего солнца.

Граффити на колонах беседки.

Как ни прекрасна природа-мать в своем первозданном виде, но время от времени возникает желание побродить по окультуренным её ипостасям. Чаще всего этими ипостасями становятся парки, скверы. И наверняка у каждого из нас есть свой любимый уголок, а может и не один, где мы можем удовлетворить эту потребность.

Этот парк в усадьбе Высокие горы для себя я открыл года два назад. Когда первый раз шел туда, не был уверен, что удастся попасть на его территорию, потому что обычно в подобных местах располагаются учреждения и территория в большинстве случаев оказывается закрытой. К счастью, мои опасения не подтвердились: в усадьбе сейчас расположены ряд медицинских учреждений, аптека и, видимо, поэтому вход практически свободен.

Несмотря на то, что усадьба находится почти в самом центре, Москвы, на Садовом кольце (Земляной вал, дом 53), парк скорее можно назвать безлюдным: молодая мама с коляской, видимо, из близлежащих домов, две дамы зрелого возраста, прогуливающиеся по аллее, группа цигунистов… Вот, пожалуй и все посетители. Нет, вон еще мелькает одинокий фотограф, обуянный азартом съемки на пленэре.

Но, пожалуй, настало время показать, о чем идет речь.













В завершение, несколько слов об усадьбе. И здесь я позволю себе цитату историка и искусствоведа В. А. Никольского, потому что более ёмко и образно сказать невозможно: «Одна из жемчужин московского зодчества XIX века — дом и сад... созданные Жилярди. Это городская усадьба, новый тип другой такой же усадьбы Москвы — Румянцевского музея, это вторая итальянская вилла, каким-то волшебством перенесенная на берега грязной и узкой Яузы. Густо разрослись деревья сада, разбитого по плану того же Жилярди, и за ними прячутся чарующие архитектурные замыслы. Самый дом выходит фасадом на Садовую и не поражает с первого взгляда. Его близость к зданию Опекунского совета того же мастера была уже отмечена в литературе, но дом несравненно музыкальнее, скульптурнее. Единая, по существу, архитектурная концепция в одном случае торжественна, официальна, строга, в другом — нарядна, гостеприимна, интимна. Но совершенно исключителен по замыслу пологий спуск из второго этажа дома в сад, обставленный по бокам вазами с цветами и завершающийся двумя львами. Этот боковой фасад дома задуман и обработан как самостоятельное архитектурное сооружение, и по общим формам в нем нетрудно угадать мастера знаменитого Конного двора в подмосковных Кузьминках. В рамке из пиний и кипарисов, на фоне лиловеющего южного неба, среди цветов магнолий и роз, а не в окружении московской зелени хотелось бы видеть этот чудесный уголок Италии, по счастью устоявший без искажений в столь роковых для многих памятников "реставрациях ".
Замечателен на склонах парка и ансамбль из Чайного павильона и двух круглых беседок, дышащих какой-то одухотворенностью, античною радостью бытия. Если про античные статуи говорят нередко, что их мрамор живет, то здесь дышит и поет прозаический кирпич под забеленною штукатуркой; здесь зодчество становится скульптурой, не знающей парадных, фасадных и непарадных частей: павильон и беседки, как статуи, равно красивы со всех сторон, а общую концепцию бокового паркового входа в большой дом можно сравнивать с каким-нибудь барельефом. В орнаментальных декорациях, в узорах решеток — всюду встречаются характерные для Жилярди любимые им лебеди и лиры, в извивах которых повторяются те же линии лебединой шеи. И самое зодчество Жилярди — лебединая песнь стиля империи, последнее его слово, высочайшее достижение »

В дополнение: чайный домик не сохранился, лепными барельефами Жилярди и на усадебном доме, и на беседках в парке можно любоваться и сейчас. Чугунные парковые скульптуры были привезены из Франции.

Усадьба была построена в 1829-1836 годах по заказу богатых чаеторговцев братьев Усачевых. Затем ею владели купец и меценат Хлудов и, наконец, Николай Александрович Найденов - личность незаурядная. Он оставил яркий след в истории московского краеведения. Именно ему мы обязаны сейчас тем, что можем видеть старую Москву и многие ее исчезнувшие постройки на фотографиях.

Большое спасибо нынешним обитателям усадьбы за то, что они смогли сохранить это замечательный уголок старой Москвы - старинный парк.

От усадьбы Высокие горы буквально два шага до Андронникова монастыря, где творил Андрей Рублев. Так что, прогулку можно продолжить.

Просмотров